Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 декабря 2019 г. N 10-АПА19-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Касаткиной В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Кировский сельский строительный комбинат" о признании частично недействующими Генерального плана города Кирова, утвержденного решением Кировской городской Думы от 28 ноября 2007 г. N 9/1, и Правил землепользования и застройки города Кирова, утвержденных решением Кировской городской Думы от 29 апреля 2009 г. N 28/10,
по апелляционной жалобе акционерного общества "Кировский сельский строительный комбинат" на решение Кировского областного суда от 12 июля 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., пояснения представителей акционерного общества "Кировский сельский строительный комбинат" Бузикова М.И. и Никитинского Р.Л., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Кировской городской Думы Симоновой Т.А. и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., полагавшего, что решение суда является законным, обоснованным и не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
акционерное общество "Кировский сельский строительный комбинат" (далее также - Общество) обратилось в Кировский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании не действующими статьи 1.4 и приложение N 3 "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования "Город Киров" (далее также - Генеральный план) в части отображения на основном чертеже данного генерального плана территории "жилая застройка, трансформируемая в общественно-деловую застройку" в границах квартала с кадастровым номером 43:40:000215 условного обозначения "XXI" (школа) в качестве учреждения и предприятия обслуживания; о признании не действующей статьи 12.1 Правил землепользования и застройки города Кирова, утвержденных решением Кировской городской Думы от 29 апреля 2009 г. N 28/10 (в редакции решения Кировской городской Думы от 30 мая 2018 г. N 9/6) (далее также - Правила землепользования и застройки), в части установления на карте градостроительного зонирования территории города Кирова на земельных участках в границах квартала с кадастровым номером 43:40:000215 территориальной зоны ЦУ-2 "зона учреждения образования и просвещения".
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемые в части нормативные правовые акты противоречат нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), согласно которым при установлении функциональных и территориальных зон должны учитываться сложившаяся планировка территории и существующее землепользование. Также нарушена процедура принятия оспариваемых нормативных актов, относящаяся к размещению проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытию экспозиции проекта.
В результате принятых оспариваемых нормативных правовых актов утрачивается возможность строительства многоквартирных жилых домов в спорной территориальной зоне ЦУ-2 на основании заключенного 9 апреля 2013 г. между Обществом и муниципальным образованием "Город Киров" договора о развитии застроенной территории в квартале улиц Карла Маркса - Энергетиков - Володарского - Профсоюзная города Кирова и проекта планировки названной территории, утвержденного распоряжением заместителя главы администрации города Кирова от 11 октября 2017 г. N 4838-зр.
Решением Кировского областного суда от 12 июля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней АО "Кировский ССК" указывает на ошибочность выводов суда о соблюдении процедуры принятия оспариваемых актов и прекращении договорных отношений между АО "Кировский ССК" и муниципальным образованием "Город Киров" о развитии застроенной территории. Также полагают, что суд не учел, что оснований для изменения Генерального плана и Правил землепользования и застройки не имелось, поскольку необходимость строительства школы не доказана, действия, свидетельствующие о намерении построить школу, администрацией города Кирова не совершены.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов Кировской городской Думой и прокуратурой Кировской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Судом правильно установлено, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением правил официального опубликования и по этим основаниям решение суда не обжалуется.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному кодексу, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ), правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Порядок подготовки и принятия генерального плана урегулирован положениями статьей 24, 25 ГрК РФ, порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки - положениями статей 31-33 ГрК РФ.
Согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа.
Органом местного самоуправления могут устанавливаться виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 15 статьи 35 ГрК РФ).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно учел положения пункта 2 статьи 1 ГрК РФ о том, что территориальное планирование направлено, в том числе на определение планируемого размещения объектов местного значения, и пришел к правильным выводам, что отображение на основном чертеже Генерального плана условного обозначения "XXI" (школа) на территории "жилая застройка, трансформируемая в общественно-деловую застройку" связано с решением социальных задач, отнесенных к предмету ведения органа местного самоуправления. При этом следует отметить, что Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления определять функциональные зоны в документах территориального планирования муниципального образования в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие (изменение) в будущем.
Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9 и пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Требование о подготовке проекта правил землепользования и застройки с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, указано в части 3 статьи 31 ГрК РФ. Данные положения корреспондируют к положениям части 1 статьи 34 ГрК РФ, согласно которым границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 названного кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Таким образом, установление в Правилах землепользования и застройки территориальной зоны ЦУ-2 "зона учреждения образования и просвещения" в целях размещения названного объекта местного значения не противоречит приведенным нормам градостроительного законодательства.
Довод апелляционной жалобы о том, что в настоящее время использование спорного земельного участка для строительства названного объекта общегородского значения не осуществляется не нашли своего подтверждения и не имеют существенного значения в рамках рассмотрения дела в порядке абстрактного нормоконтроля.
Судебная коллегия не может принять во внимание довод апелляционной жалобы о неправомерности изменения Генерального плана и Правил землепользования и застройки в связи с заключением договора о развитии застроенной территории в квартале улиц Карла Маркса - Энергетиков - Володарского - Профсоюзная города Кирова от 9 апреля 2013 г. между Обществом и муниципальным образованием "Город Киров" и утвержденным распоряжением заместителя главы администрации города Кирова от 11 октября 2017 г. N 4838-зр проектом планировки названной территории.
В соответствии со статьей 46.2 ГрК РФ развитие застроенных территории осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей. Решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры). Развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории в соответствии с названной статьей ГрК РФ (части 1, 2, 7).
Судом первой инстанции установлено, что указанный договор о развитии застроенной территории прекратил свое действие. Кроме того, на дату принятия судом решения постановление администрации города Кирова от 25 июля 2011 г. N 2303-п "О развитии застроенной территории в границах улиц Карла Маркса - Энергетиков - Володарского - Профсоюзная в Первомайском районе города Кирова" отменено постановлением администрации города Кирова от 20 ноября 2018 г. N 3021-п. Распоряжение заместителя главы администрации города Кирова от 11 октября 2017 г. N 4838-зр утратило силу в связи с изданием распоряжения заместителя главы администрации города Кирова от 28 ноября 2018 г. N 4308-зр.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Кировского областного суда от 12 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Кировский сельский строительный комбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 декабря 2019 г. N 10-АПА19-14
Текст определения опубликован не был