Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к приказу Федерального
агентства связи
от 18.12.2019 N 271
Положение
о комиссии Федерального агентства связи по поступлению и выбытию активов
1. Общие положения
1.1. Комиссия Федерального агентства связи по поступлению и выбытию активов (далее - Комиссия) создана для принятия решения о поступлении, выбытии имущества, нематериальных активов и материальных запасов, а также принятия решений по дебиторской и кредиторской задолженности.
1.2. Комиссия в своей работе руководствуется:
- Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте";
- Налоговым кодексом Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 834;
- общими требованиями к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2016 г. N 393;
- Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утверждённой приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н);
- Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), утверждённым приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. N 2018-ст (далее - ОКОФ);
- Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 (далее - Постановление N 1);
- федеральным стандартом бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора "Основные средства", утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 257н;
- федеральным стандартом бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчётности организаций государственного сектора", утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н;
- федеральным стандартом бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора "Обесценение активов", утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 N 259н;
- федеральным стандартом бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора "Доходы", утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 февраля 2018 N 32н;
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учётных документов и регистров бухгалтерского учёта, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ N 52н);
- иными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок списания, передачи, реализации основных средств, нематериальных активов, материальных запасов.
1.3. Состав Комиссии утверждается приказом руководителя Федерального агентства связи.
1.4. Комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам Комиссии.
1.5. С учётом многофункциональности деятельности Комиссии полномочия Комиссии распределены по направлениям.
1.6. Комиссия действует на постоянной основе.
1.7. Комиссия проводит заседания по мере необходимости.
1.8. Срок рассмотрения Комиссией представленных ей документов не должен превышать 14 дней.
2. Основные полномочия Комиссии
2.1. К компетенции заместителя руководителя Федерального агентства связи (председателя Комиссии), начальника Административно-правового управления Федерального агентства связи (заместителя председателя комиссии), начальника отдела бухгалтерского учёта и отчётности Управления финансово-экономической и образовательной деятельности Федерального агентства связи, главного специалиста-эксперта юридического отдела Административно-правового управления и консультанта отдела закупок Административно-правового управления Федерального агентства связи относится принятие решений по следующим вопросам:
- определение, какое имущество считается активом, то есть приносит экономическую выгоду или имеет полезный потенциал;
- отнесение объектов имущества к основным средствам;
- определение группы аналитического учёта активов и кодов по ОКОФ;
- изменение стоимости основных средств и срока их полезного использования в случаях изменения первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта, в том числе в результате проведённой достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации;
- изменение стоимости нематериальных активов и срока их полезного использования в результате доработки или модернизации;
- принятие решения об объединении объектов с несущественной стоимостью в единый комплекс;
- определение справедливой стоимости объектов нефинансовых активов, выявленных при инвентаризации в виде излишков, ущербов, а также полученных безвозмездно от юридических и (или) физических лиц;
- определение срока полезного использования поступающих в Федеральное агентство связи основных средств и нематериальных активов;
- определение первоначальной (фактической) стоимости принимаемых к учёту основных средств, нематериальных активов, материальных запасов;
- определение признаков обесценения активов;
- принятие к учёту поступивших основных средств, нематериальных активов с оформлением соответствующих первичных учётных документов, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 10 000 руб. включительно, бланков строгой отчётности учитываемых на забалансовом учёте;
- определение целесообразности (пригодности) дальнейшего использования основных средств и нематериальных активов, возможности и эффективности их восстановления;
- списание (выбытие) основных средств, нематериальных активов в установленном порядке, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 10 000 руб. включительно, а также материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, учитываемых на забалансовом учёте;
- определение возможности использовать отдельные узлы, детали, конструкции и материалы от выбывающих основных средств и их первоначальной стоимости;
- списание (выбытие) материальных запасов, бланков строгой отчётности, с оформлением соответствующих первичных учётных документов;
- принятие к учёту (списание) объектов государственного имущества при получении (передаче) между органами государственной власти, а также между субъектами учёта и иными, созданными на базе государственного имущества, государственными (муниципальными) организациями, в связи с закреплением (прекращением) имущественных прав (в том числе права оперативного управления).
2.2. К компетенции заместителя руководителя Федерального агентства связи (председателя Комиссии), начальника Управления финансово-экономической и образовательной деятельности (заместителя председателя Комиссии), заместителя начальника Управления финансово-экономической и образовательной деятельности - главного бухгалтера Федерального агентства связи (секретаря Комиссии), начальника Управления государственных услуг в сфере связи, заместителя начальника юридического отдела Административно-правового управления, главного специалиста-эксперта юридического отдела Административно-правового управления относится принятие решений по следующим вопросам:
- признание дебиторской и кредиторской задолженности безнадежной к взысканию в целях списания с балансового учёта;
- признание дебиторской задолженности сомнительной с целью её списания с балансового учёта;
- признание кредиторской задолженности по доходам с целью её списания с балансового учёта.
3. Порядок принятия решений по нефинансовым активам
3.1. Решение Комиссии о сроке полезного использования поступающих в Федеральное агентство связи основных средств и материальных запасов, об отнесении к соответствующей группе аналитического учёта, определении кода ОКОФ принимается на основании:
- информации, содержащейся в законодательстве Российской Федерации, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации;
- рекомендаций, содержащихся в документах производителя, а при их отсутствии на основании ожидаемой производительности или мощности, ожидаемого физического износа, зависящих от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта, гарантийного и договорного срока использования и других ограничений использования;
- данных предыдущих балансодержателей (пользователей) основных средств и нематериальных активов о сроке их фактической эксплуатации и степени износа - при поступлении объектов, бывших в эксплуатации в государственных (муниципальных) учреждениях, государственных органах (указанных в актах приема-передачи);
- информации о сроках действия патентов, свидетельств и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству Российской Федерации, об ожидаемом сроке их использования при определении срока полезного использования нематериальных активов.
Решение Комиссии о сроке полезного использования поступающих в Федеральное агентство связи основных средств и нематериальных активов, об отнесении к соответствующей группе аналитического учёта, определении кода ОКОФ оформляется протоколами согласно Приложению N 8.
3.2. Решение Комиссии о первоначальной (фактической) стоимости поступающих в Федеральное агентство связи на праве оперативного управления основных средств и нематериальных активов принимается на основании следующих документов:
- сопроводительной и технической документации (государственных контрактов, договоров, накладных поставщика, счетов-фактур, актов о приемке выполненных работ (услуг), паспортов, гарантийных талонов и т.п.), которая представляется материально ответственным лицом в копиях либо - по требованию Комиссии - в подлинниках;
- представленных предыдущим балансодержателем (по безвозмездно полученным основным средствам и нематериальным активам);
- отчётов об оценке независимых оценщиков;
- данных о ценах на аналогичные материальные ценности, полученных в письменной форме от организаций-изготовителей; сведений об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертных заключениях (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в Комиссии).
3.3. Решение Комиссии о принятии к учёту основных средств и нематериальных активов при их приобретении (изготовлении), по которым сформирована первоначальная (фактическая) стоимость, принимается на основании унифицированных первичных учётных документов, составленных согласно Приказу N 52н:
- Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101) для приема-передачи нефинансовых активов, в том числе вложений в объекты недвижимого имущества, между учреждениями, учреждениями и организациями (иными правообладателями), в том числе: при закреплении права оперативного управления (хозяйственного ведения). Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов применяется при оформлении приема-передачи как одного, так и нескольких объектов нефинансовых активов;
- Акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (форма 0504103) для приема-сдачи основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации.
3.4. Решение Комиссии о списании (выбытии) основных средств, нематериальных активов, материальных запасов принимается после выполнения следующих мероприятий:
- непосредственный осмотр основных средств (при их наличии), определение их технического состояния и возможности дальнейшего применения по назначению с использованием необходимой технической документации (технический паспорт, проект, чертежи, технические условия, инструкции по эксплуатации и т.п.), данных бухгалтерского учёта и установление их непригодности к восстановлению и дальнейшему использованию либо нецелесообразности дальнейшего восстановления и (или) использования;
- рассмотрение документов, подтверждающих преждевременное выбытие имущества из владения, пользования и распоряжения вследствие его гибели или уничтожения, в том числе помимо воли обладателя права на оперативное управление;
- установление конкретных причин списания (выбытия) (износ физический, моральный; авария; нарушение условий эксплуатации; ликвидация при реконструкции и другие причины);
- выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие, и вынесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации;
- поручение ответственным исполнителям Федерального агентства связи подготовки экспертного заключения о техническом состоянии основных средств, подлежащих списанию, или составление дефектной ведомости на оборудование, находящееся в эксплуатации, а также на производственный и хозяйственный инвентарь;
- определение возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов, выбывающих основных средств и их оценка на дату принятия к учёту.
Решение Комиссии о списании (выбытии) основных средств, нематериальных активов принимается с учётом наличия технического заключения о состоянии основных средств, подлежащих списанию, или дефектной ведомости на оборудование, находящееся в эксплуатации, а также на производственный и хозяйственный инвентарь - при списании основных средств, не пригодных к использованию по назначению:
- драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в списываемых основных средствах, которые учитываются в порядке, установленном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 2016 г. N 231н "Об утверждении Инструкции о порядке учёта и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчётности при их производстве, использовании и обращении";
- иных документов, подтверждающих факт преждевременного выбытия имущества из владения, пользования и распоряжения.
При списании основных средств, выбывших вследствие аварий - на основании акта об аварии или заверенной его копии, а также пояснений причастных лиц о причинах, копии справки органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подтверждающей факт стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций.
При списании федерального имущества, пришедшего в негодное состояние в результате умышленного уничтожения, порчи, хищения прилагаются:
- акт проверки, проведенной Федеральным агентством связи, о ненадлежащем использовании (хранении) объекта с указанием виновных лиц;
- информация о принятых мерах в отношении виновных лиц, допустивших повреждение объекта основных средств, с приложением копий подтверждающих документов (в случае выявления виновных лиц);
- копия постановления о возбуждении или прекращении уголовного дела (при его наличии);
- справка о стоимости нанесенного ущерба;
- справка Федерального агентства связи о возмещении ущерба виновными лицами;
- справка с подробным пояснением причины, вызвавшей списание объектов до истечения срока полезного использования (в случае отсутствия виновных лиц).
При списании федерального имущества, а именно вычислительной техники, электро- и бытовых приборов, к акту о списании может прилагаться техническое заключение о возможности дальнейшей эксплуатации федерального имущества (техническое заключение выдается независимыми экспертами либо организациями, имеющими лицензии на данный вид деятельности).
Дополнительно к актам о списании в случае необходимости прилагаются следующие документы:
- копии инвентарных карточек учёта основных средств;
- выписка из реестра федерального имущества в отношении движимого имущества, первоначальная стоимость которого превышает 500 тысяч рублей;
- в отношении федерального имущества, а именно объектов инвентаря производственного и хозяйственного, материальных запасов, подлежащих списанию вследствие их морального и (или) физического износа, - дефектные ведомости.
Списание выданных и испорченных бланков строгой отчётности оформляется актом о списании бланков строгой отчётности (ф. 0504816). Испорченные бланки строгой отчётности уничтожаются путем вырезания серии и номера.
3.5. На основании актов о списании в инвентарных карточках отделом бухгалтерского учёта и отчётности Управления финансово-экономической и образовательной деятельности Федерального агентства связи (далее - ОБУО) производится отметка о выбытии федерального имущества.
Инвентарные карточки по выбывшему федеральному имуществу хранятся в ОБУО в течение срока, установленного Федеральным агентством связи в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
3.6. По материальным запасам ежеквартально на основании требований-накладных, подготавливаемых Административно-правовым управлением Федерального агентства связи, составляется акт о списании материальных запасов.
3.7. Решение Комиссии о списании (выбытии) объектов нефинансовых активов оформляется по унифицированным формам первичной учётной документации, утвержденным Приказом N 52н:
- Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма 0504104);
- Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (форма 0504143) - применяется при оформлении решения о списании мягкого инвентаря, посуды и однородных предметов хозяйственного инвентаря стоимостью от 10 000 руб. до 100 000 руб. включительно за единицу и служит основанием для отражения в бухгалтерском учёте Федерального агентства связи выбытия указанных объектов учёта;
- Акт о списании материальных запасов (форма 0504230).
3.8. Заседание Комиссии правомочно при наличии кворума, который составляет не менее половины членов Комиссии по каждому вопросу. Решение Комиссии принимается большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании.
3.9. Оформленные в установленном порядке документы Комиссия передает в ОБУО для отражения в учёте.
4. Порядок принятия решений по дебиторской задолженности
4.1. Решение Комиссии о признании дебиторской задолженности сомнительной в целях её списания с балансового учёта и по истечении срока учёта дебиторской задолженности за балансом в целях её списания с забалансового учёта оформляется актом на списание дебиторской задолженности на основании протокола, подписанного председателем и членами Комиссии.
4.2. Комиссия принимает решение на основании результатов инвентаризации дебиторской задолженности, если инвентаризационная комиссия дала рекомендацию признать её сомнительной. Заседание комиссии проводится на следующий рабочий день после поступления инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089).
4.3. Комиссия может признать дебиторскую задолженность сомнительной или откажет в признании. Для этого комиссия проводит анализ документов, приложенных к инвентаризационной описи, при необходимости комиссия запрашивает у главного бухгалтера выписки из отчётности, пояснения о мерах, принятых для взыскания задолженности.
На основании полученных документов комиссия устанавливает факт возникновения обстоятельств для признания дебиторской задолженности сомнительной, в том числе путем изучения информации в сети Интернет на сайтах и сервисах государственных органов - ФНС России, ФССП России, Росстата, судебных и других органов. При необходимости запрашивает официальные документы в государственных органах.
4.4. Сомнительной признается задолженность при условии, что должник нарушил сроки исполнения обязательства, и наличии одного из следующих обстоятельств:
- задолженность, по которой срок исполнения обязательств превышает 3 календарных года (по оплате обязательных платежей в резерв универсального обслуживания);
- возбуждение процедуры банкротства в отношении должника;
- значительные финансовые затруднения должника, ставшие известными из СМИ или других источников;
- отсутствие обеспечения долга залогом, задатком, поручительством, банковской гарантией.
4.5. Если задолженность признана сомнительной, комиссия указывает в решении дату окончания срока возможного возобновления процедуры взыскания.
4.6. В случае разногласия мнений членов комиссии принимается решение об отказе в признании дебиторской задолженности сомнительной.
4.7. Решение комиссии о списании сомнительной дебиторской задолженности утверждается приказом руководителя.
4.8. Заседание Комиссии правомочно при наличии кворума, который составляет не менее половины членов Комиссии по каждому вопросу. Решение Комиссии принимается большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании.
4.9. Оформленные в установленном порядке документы Комиссия передает в ОБУО для отражения в учёте.
4.10. Порядок признания дебиторской задолженности безнадежной к взысканию с целью её списания с балансового учёта закреплен локальным актом Россвязи.
5. Порядок принятия решений по кредиторской задолженности
5.1. Решение Комиссии о признании кредиторской задолженности невостребованной кредиторами в целях её списания с балансового учёта и по истечении срока учёта кредиторской задолженности за балансом в целях её списания с забалансового учёта оформляется актом на списание кредиторской задолженности на основании протокола, подписанного председателем и членами Комиссии.
5.2. Комиссия принимает решение на основании результатов инвентаризации кредиторской задолженности, если инвентаризационная комиссия дала рекомендацию списать задолженность. Заседание комиссии проводится на следующий рабочий день после поступления инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089).
5.3. Решение по списанию с баланса принимается отдельно по каждому обязательству, кредитору.
Списанные с баланса долги отражаются на забалансовом счете 20 "Задолженность, не востребованная кредиторами". Исключение - когда организацию-кредитора ликвидировали, гражданин умер и нет требований со стороны правопреемников.
5.4. Невостребованной кредиторской задолженностью, подлежащей списанию, признается задолженность по следующим основаниям:
- ликвидация кредитора - юридического лица;
- истечение срока исковой давности;
- вследствие прекращения обязательства, связанного со смертью должника;
- издание акта государственного органа или органа местного самоуправления, вследствие которого исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично и обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.
Срок исковой давности определяется следующим образом:
- общий срок исковой давности, в том числе в части депонированной заработной платы - три года в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации;
- в части излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины - три года со дня уплаты указанной суммы (ст. 333.40 НК РФ).
5.5. Если задолженность признана невостребованной кредиторами, комиссия указывает в решении дату окончания срока возможного возобновления процедуры взыскания.
5.6. В случае разногласия мнений членов комиссии принимается решение об отказе в признании кредиторской задолженности невостребованной кредиторами.
5.7. Решение комиссии о списании кредиторской задолженности утверждается приказом руководителя.
5.8. Заседание Комиссии правомочно при наличии кворума, который составляет не менее половины членов Комиссии по каждому вопросу. Решение Комиссии принимается большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании.
5.9. Оформленные в установленном порядке документы Комиссия передает в ОБУО для отражения в учёте.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.