Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Республики Коми
от 30 декабря 2019 г. N 517-р
Одобрен
распоряжением Правительства
Республики Коми
от 9 июля 2019 г. N 260-р
(приложение)
Прогноз
социально-экономического развития Республики Коми на 2020 год и на период до 2022 года
Показатели |
2017 г. факт |
2018 г. факт |
2019 г. оценка |
прогноз |
||||||||
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
||||||||||
консервативный |
базовый |
целевой |
консервативный |
базовый |
целевой |
консервативный |
базовый |
целевой |
||||
Численность населения (в среднегодовом исчислении), тыс. человек |
845,7 |
835,6 |
824,8 |
812,9 |
813,1 |
813,3 |
801,2 |
801,8 |
802,2 |
789,7 |
790,6 |
791,4 |
Общий коэффициент рождаемости, число родившихся на 1000 человек населения |
11,5 |
10,2 |
9,6 |
9,5 |
9,6 |
9,7 |
9,5 |
9,6 |
9,7 |
9,4 |
9,5 |
9,6 |
Общий коэффициент смертности, число умерших на 1000 человек населения |
11,8 |
11,9 |
12,2 |
12,5 |
12,4 |
12,3 |
12,4 |
12,3 |
12,2 |
12,3 |
12,2 |
12,1 |
Миграционный прирост (убыль), тыс. человек |
-9,5 |
-9,3 |
-9,3 |
-9,4 |
-9,2 |
-9,1 |
-9,3 |
-9,1 |
-8,9 |
-9,2 |
-8,9 |
-8,7 |
Валовый региональный продукт, млрд. рублей |
574,4 |
656,5 |
698,4 |
655,3 |
728,3 |
741,4 |
677,2 |
759,9 |
775,4 |
706,1 |
797,1 |
816,8 |
Темп роста объема валового регионального продукта, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
96,0 |
100,4 |
101,2 |
93,9 |
100,7 |
102,5 |
98,6 |
100,7 |
101,2 |
99,5 |
100,8 |
101,3 |
Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
97,1 |
101,8 |
101,0 |
99,3 |
101,2 |
102,2 |
100,5 |
101,3 |
102,0 |
100,6 |
101,3 |
102,0 |
в том числе по видам экономической деятельности: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Добыча полезных ископаемых, % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
91,5 |
102,1 |
101,5 |
99,8 |
101,0 |
102,0 |
100,8 |
101,5 |
102,3 |
100,6 |
101,4 |
102,3 |
Обрабатывающие производства, % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
105,9 |
99,5 |
99,8 |
97,7 |
101,5 |
102,4 |
99,5 |
100,6 |
101,4 |
100,0 |
100,7 |
101,4 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха, % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
103,8 |
105,5 |
101,9 |
101,8 |
102,0 |
102,1 |
101,9 |
102,1 |
102,2 |
102,0 |
102,2 |
102,3 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений, % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
107,3 |
99,8 |
100,1 |
100,1 |
101,0 |
101,4 |
100,5 |
101,2 |
101,8 |
100,9 |
101,5 |
102,2 |
Продукция сельского хозяйства всех категорий, млрд. рублей |
9,9 |
10,2 |
11,0 |
11,7 |
11,8 |
11,9 |
12,3 |
12,4 |
12,6 |
12,8 |
13,2 |
13,3 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
92,5 |
103,3 |
99,3 |
101,4 |
103,0 |
104,1 |
100,2 |
102,1 |
102,4 |
100,2 |
102,1 |
102,4 |
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", млрд. рублей, в ценах соответствующих лет |
45,2 |
42,5 |
40,4 |
39,7 |
41,5 |
42,1 |
39,0 |
42,7 |
44,0 |
38,9 |
44,7 |
46,7 |
Индекс производства по виду деятельности "Строительство", % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
41,9 |
95,5 |
90,0 |
94,1 |
98,5 |
100,0 |
94,4 |
99,0 |
100,5 |
94,8 |
99,5 |
101,0 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м общей площади |
222,8 |
290,2 |
248,0 |
207,0 |
234,6 |
276,0 |
198,0 |
224,4 |
264,0 |
219,8 |
249,1 |
293,0 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей |
134,2 |
126,6 |
126,9 |
132,4 |
135,0 |
136,4 |
137,8 |
142,3 |
144,9 |
138,4 |
144,7 |
148,1 |
Темп роста объема инвестиций в основной капитал, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
65,5 |
92,5 |
95,4 |
100,0 |
102,7 |
103,4 |
100,0 |
101,6 |
102,2 |
96,8 |
98,1 |
98,4 |
Индекс потребительских цен, в % к декабрю предыдущего года |
102,4 |
105,1 |
105,2 |
105,3 |
105,0 |
104,8 |
105,1 |
104,7 |
104,5 |
104,7 |
104,4 |
104,2 |
Оборот розничной торговли, млрд. рублей |
150,2 |
154,6 |
162,4 |
168,3 |
168,5 |
169,1 |
174,3 |
175,4 |
177,1 |
180,4 |
182,8 |
185,9 |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
99,5 |
100,2 |
99,9 |
99,8 |
100,1 |
100,5 |
99,7 |
100,2 |
100,8 |
99,6 |
100,3 |
101,0 |
Объем платных услуг населению, млрд. рублей |
48,5 |
50,0 |
52,2 |
54,3 |
54,3 |
54,3 |
56,4 |
56,6 |
56,7 |
58,8 |
59,0 |
59,2 |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
99,4 |
99,0 |
99,5 |
99,4 |
99,9 |
100,0 |
99,6 |
99,9 |
100,1 |
99,8 |
99,9 |
100,1 |
Фонд начисленной заработной платы, млрд. рублей |
175,2 |
188,3 |
194,0 |
199,4 |
201,0 |
202,4 |
205,0 |
209,4 |
211,8 |
209,1 |
215,7 |
218,9 |
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности), рублей |
41101 |
44853 |
46620 |
48951 |
49184 |
49417 |
51399 |
52234 |
52629 |
53557 |
54846 |
55313 |
в % к предыдущему году |
105,0 |
109,1 |
103,9 |
105,0 |
105,5 |
106,0 |
105,0 |
106,2 |
106,5 |
104,2 |
105,0 |
105,1 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в % к предыдущему году |
97,2 |
95,6 |
95,3 |
97,3 |
98,4 |
99,7 |
98,5 |
99,1 |
100,3 |
98,7 |
100,0 |
100,4 |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года), % |
1,6 |
1,5 |
1,8 |
1,9 |
1,8 |
1,7 |
1,8 |
1,7 |
1,6 |
1,8 |
1,7 |
1,6 |
Пояснительная записка
к Прогнозу социально-экономического развития Республики Коми на 2020 год и на период до 2022 года
Прогноз социально-экономического развития Республики Коми на 2020 год и на период до 2022 года (далее - прогноз) представлен в трех вариантах - консервативном, базовом, целевом.
Консервативный вариант отличается стрессовыми внешними условиями, различия между базовым и целевым сценариями связаны с динамикой факторов экономического роста, зависящих в том числе от успешности реализации структурных мер экономической политики, направленных на достижение национальных целей развития и других приоритетов, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204), включая меры по повышению инвестиционной активности, росту доходов населения, внедрению технических и технологических инноваций, росту производительности труда.
Базовый вариант основан на предположении, что в прогнозируемом периоде замедлятся темпы роста валового регионального продукта, объемы промышленного производства, инвестиций в основной капитал, что является следствием текущих экономических и социальных процессов, в том числе с учетом геополитической обстановки в мире.
Целевой вариант основан на предположении, что в прогнозируемом периоде будет складываться более благоприятное влияние внешних и внутренних факторов, стабилизируются экономическая конъюнктура и экономическое положение предприятий Республики Коми, активизируется их инвестиционная и инновационная деятельность.
В Республике Коми в отчетном периоде 2019 года складывалась неоднозначная социально-экономическая ситуация, характеризуемая как ростом, так и снижением показателей в наиболее важных сферах жизнедеятельности. Так, по сравнению с уровнем аналогичного периода 2018 года увеличились:
объемы добычи каменного угля, сырой нефти и природного газа, металлических руд, прочих полезных ископаемых;
объемы производства кокса и нефтепродуктов, включая бензин автомобильный, топливо дизельное;
объемы производства лесоматериалов, продольно распиленных, древесноволокнистых и древесностружечных плит, фанеры;
объемы производства молока, скота и птицы на убой (в живом весе) в хозяйствах всех категорий;
объемы производства мяса и субпродуктов пищевых домашней птицы, масла сливочного и хлебобулочных изделий;
оборот розничной торговли и общественного питания;
номинальная начисленная заработная плата работников организаций;
доходы консолидированного бюджета Республики Коми;
объемы поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет Республики Коми.
При этом отмечено снижение:
объема государственного долга Республики Коми;
уровня зарегистрированной безработицы.
В числе негативных итогов отмечается:
снижение объема лесозаготовительного производства;
снижение производства бумаги и бумажных изделий;
снижение объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство";
снижение объема ввода в действие жилых домов;
сокращение объема инвестиций в основной капитал;
увеличение индекса потребительских цен;
снижение объема платных услуг населению;
увеличение количества зарегистрированных преступлений.
Наряду с этим сохранились, а в ряде случаев обострились проблемы долговременного характера, главные из них - недостаточное развитие транспортной инфраструктуры, медленные темпы модернизации производства, низкий уровень инновационной активности организаций, отсутствие достаточных рынков сбыта производимой продукции.
В 2019 году, по оценке, среднегодовая численность населения снизится по сравнению с уровнем 2018 года на 1,3%, и составит 824,8 тыс. человек. Доминирующей причиной сокращения численности населения продолжает являться миграционный отток населения из Республики Коми. Значение показателя миграционной убыли в 2019 году ожидается на уровне 2018 года в 9,3 тыс. человек.
В 2019 году ожидается дальнейшее снижение показателя рождаемости, но более низкими темпами, который составит 9,6 родившихся на 1000 человек населения. Суммарный коэффициент рождаемости составит 1,78 рожденных детей на 1 женщину. Тенденция к снижению рождаемости в регионе связана, главным образом, с сокращением численности женщин фертильного возраста под влиянием демографических волн прошлых лет (выбытие из возраста фертильности многочисленных поколений женщин, рожденных в 60-х годах XX века, и вхождение в период фертильности малочисленных поколений женщин, рожденных в 90-х годах XX века).
Коэффициент смертности в 2019 году, по оценке, возрастет по отношению к 2018 году (12,2 умерших на 1000 человек населения). Основной причиной такой динамики является тенденция старения населения (увеличение доли лиц в возрасте 65 лет и более в общей численности населения), а также недостаточная доступность специализированной помощи при тяжелых заболеваниях (болезнях системы кровообращения, новообразованиях).
В 2020 - 2022 годах демографическая ситуация в регионе будет характеризоваться сокращением численности населения (к 2022 году составит 789,7-791,4 тыс. человек). Коэффициент смертности в прогнозный период планируется к сохранению на уровне 2019 года в размере 12,1-12,3 умерших на 1000 человек населения.
Сокращение численности населения в прогнозный период определено негативными тенденциями, в том числе:
снижением рождаемости, обусловленным сокращением численности женщин фертильного возраста;
тенденцией старения населения: коэффициент демографического старения (доля лиц в возрасте 65 лет и более в общей численности населения) будет расти, так как за границу 65 лет перешагнет поколение конца 50-х - начала 60-х годов рождения ХХ века;
неблагоприятными для жизни природно-климатическими условиями (в условиях свободного рынка население покидает северные районы, активно развивающиеся в советскую эпоху);
оттоком населения за пределы республики, большая часть которого - мигранты трудоспособного возраста.
Для обеспечения улучшения демографической ситуации с 2019 года государственная демографическая политика Российской Федерации в среднесрочной перспективе направлена в том числе на достижение национальных целей по обеспечению устойчивого естественного роста численности населения и повышению ожидаемой продолжительности жизни. Основным инструментом для достижения целевых ориентиров является реализация национальных проектов "Демография" и "Здравоохранение".
Национальный проект "Демография" носит комплексный межведомственный характер, затрагивая сферы поддержки семей при рождении детей, создания условий для осуществления трудовой деятельности женщин, воспитывающих детей, здорового образа жизни, активного долголетия и повышения качества жизни пожилых граждан, вовлечения населения в занятия физической культурой и спортом.
Национальный проект "Здравоохранение" оказывает влияние на повышение эффективности и доступности медицинской помощи населению, а также снижение показателей смертности.
В рамках достижения национальных целей в Республике Коми разработан и с 2019 года реализуется ряд региональных проектов, направленных на нивелирование основных факторов и проблем, тормозящих улучшение демографических показателей.
Для удержания уровня рождаемости в Республике Коми реализуется региональный проект "Финансовая поддержка семей с детьми" в рамках национального проекта "Демография", содержащий системные меры социальной поддержки семей с детьми (повышение уровня доходов семей с детьми), направленные на рост числа рождений вторых и последующих детей. Кроме того, проект содержит мероприятия по увеличению доступности восстановления репродуктивного здоровья.
Мероприятия регионального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей до трех лет" в рамках национального проекта "Демография" дадут возможность женщине совмещать трудовую деятельность с семейными обязанностями, что также положительно скажется на рождении вторых и последующих детей.
С целью снижения показателей смертности в регионе сформированы и реализуются следующие региональные проекты в рамках национального проекта "Здравоохранение":
"Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи", мероприятия которого направлены на завершение формирования сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения, обеспечение оптимальной доступности для населения медицинских организаций и охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год, оптимизацию работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упрощение процедуры записи на прием к врачу, обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи с использованием санитарной авиации, формирование системы защиты прав пациентов;
"Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" и "Борьба с онкологическими заболеваниями", включающие комплекс мер, направленных на профилактику, своевременное выявление, применение современных технологий лечения и последующую реабилитацию пациентов;
"Программа развития детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям", который направлен на снижение младенческой смертности в Республике Коми путем совершенствования оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, повышения доступности и качества медицинской помощи на всех этапах ее оказания, а также профилактики заболеваемости.
Положительное влияние на показатели смертности окажет и реализация следующих региональных проектов в рамках национального проекта "Демография":
"Старшее поколение", мероприятия которого направлены на активное долголетие, улучшение качества жизни граждан пожилого возраста;
"Укрепление общественного здоровья", который способствует сокращению потребления населением табака и алкоголя, формированию культуры рационального питания и увеличению уровня физической активности, а значит, увеличению доли лиц, ведущих здоровый образ жизни;
"Спорт - норма жизни", направленный на привлечение населения к систематическим занятиям спортом.
Кроме того, с 2019 года реализуется Государственная программа Республики Коми "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Коми соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018-2020 годы", основной целью которой является стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников в республику, содействие социально-экономическому развитию региона и решение демографических проблем за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Республику Коми. Реализация программы способствует также развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Коми, привлечению дополнительных трудовых ресурсов, в том числе улучшению обеспечения учреждений образования и здравоохранения в Республике Коми квалифицированными кадрами - педагогами и врачами.
В целях обеспечения экономического развития в Республике Коми реализуется Государственная программа Республики Коми "Развитие экономики". Мероприятия данной программы направлены в том числе на повышение инвестиционной активности на территории Республики Коми, развитие конкурентной среды, обеспечение роста доходов населения, развитие и реализацию научного и инновационного потенциала Республики Коми, развитие малого и среднего предпринимательства.
Одним из основных показателей, характеризующих развитие экономики отдельного региона, является валовый региональный продукт.
Ожидается, что в 2019 году объем валового регионального продукта составит 101,2% к уровню 2018 года. Основное влияние на увеличение показателя окажет наращивание объемов в добыче полезных ископаемых (нефти и угля), в транспортировке и хранении, государственном управлении.
В период 2020 - 2022 годов в консервативном варианте прогноза объем валового регионального продукта будет сохранять отрицательную динамику (индекс физического объема в среднем за год составит 97,3%), что будет обусловлено сокращением объемов практически по всем видам деятельности.
По базовому и целевому вариантам прогноза ожидается прирост объемов валового регионального продукта в среднем за год на 0,7-1,7% соответственно, в основном за счет увеличения объемов добычи полезных ископаемых, обрабатывающего производства, транспортировки и хранения, строительства, торговли.
В целях развития промышленного производства реализуется Государственная программа Республики Коми "Развитие промышленности", мероприятия которой направлены на обеспечение стабильной работы предприятий в основных отраслях промышленности и создание условий для развития промышленного потенциала в Республике Коми.
Кроме того, с 2019 года в рамках Указа N 204 для достижения целей и результатов национальных проектов, направленных на развитие промышленности, в Республике Коми реализуются следующие региональные проекты:
"Экспорт услуг";
"Системные меры развития международной кооперации и экспорта";
"Промышленный экспорт";
"Формирование комфортной городской среды";
"Чистая вода";
"Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами".
В 2019 году, по оценке, объем промышленного производства составит 101,0% к уровню 2018 года. Рост будет наблюдаться в добыче полезных ископаемых - на 1,5%; обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха - на 1,9%, водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений - на 0,1%.
Увеличение объемов производства в добыче полезных ископаемых планируется за счет наращивания объемов добычи нефти, угля, прочих полезных ископаемых и предоставления услуг в области добычи полезных ископаемых.
Объем добычи нефти, включая газовый конденсат, ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" увеличится незначительно относительно уровня 2018 года (на 1,5%) в связи с действующим соглашением о понижении добычи "черного золота" со странами ОПЕК.
Объем добычи угля в 2019 году планируется на уровне 104,1% относительно уровня 2018 года и составит 10,3 млн. тонн согласно представленным производственным планам АО "Воркутауголь". Прирост будет обеспечен за счет стабилизации производственных процессов, включая плановую отработку запасов Юго-Западного блока шахты "Воргашорская" с углем марки "1Ж" (более ценной по сравнению с маркой "ГЖО").
Объемы производства прочих полезных ископаемых в 2019 году составят 120,0%. Рост планируется за счет увеличения ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" добычи песка природного в рамках имеющихся лицензий на добычу полезных ископаемых в целях обустройства промышленных зон (площадей) компании.
Индекс производства по предоставлению услуг в области добычи нефти и природного газа составит 104,0%, что связано, в основном, с увеличением объема услуг по бурению и проведению поисково-разведочных работ крупными добывающими компаниями.
Прирост объемов производства по виду деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" планируется в основном за счет увеличения выработки электрической энергии АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" и ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" и незначительного роста потребления населением, а рост объемов производства по виду деятельности "Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" будет обусловлен повышением рациональности потребления ресурсов, а также снижением количества отходов в процессе производства и потребления населением и предприятиями Республики Коми.
При этом прогнозируется небольшое снижение к уровню 2018 года в обрабатывающем производстве (99,8%) за счет планируемого снижения объемов производства картонно-бумажной продукции, связанного с остановкой на плановый капитальный ремонт технологического оборудования на АО "Монди Сыктывкарский ЛПК".
В 2020 - 2022 годах промышленное производство продемонстрирует умеренные темпы роста (в среднем за год от 100,1% в консервативном варианте до 101,3% в базовом). Прирост промышленного производства на 2,1% в целевом варианте прогноза предполагается за счет наращивания объемов производства во всех отраслях промышленности, ввода новых производственных мощностей, реализации инвестиционных проектов.
В сфере добычи полезных ископаемых темп роста объемов добычи составит в среднем за год в консервативном варианте 100,4%, в базовом - 101,3%, в целевом - 102,2%.
В среднесрочном периоде в сфере добычи полезных ископаемых ожидается:
увеличение ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" объемов добычи нефти, включая газовый конденсат;
наращивание к 2022 году объемов добычи угля АО "Воркутауголь" за счет продолжения строительства вентиляционных стволов на шахтах "Комсомольская" и "Заполярная", а также за счет прирезки участков шахтного поля шахты "Воргашорская";
сохранение объемов добычи природного газа при одновременном росте добычи попутного нефтяного газа, который в дальнейшем направляется на переработку в консервативном и базовом вариантах прогноза. Увеличение объема добычи углеводородного сырья прогнозируется по целевому сценарию в случае успешной реализации инвестиционного проекта, реализуемого ООО "Тимано-Печорская газовая компания" по проведению поисково-разведочных работ на территории Интинского района;
сохранение добычи боксита на уровне 2019 года за счет отработки новых месторождений с учетом потребности в руде металлургических заводов компании "РУСАЛ", исходя из мощностей на заводах потребителях - Богословском алюминиевом заводе и Уральском алюминиевом заводе.
Темп роста объемов обрабатывающего производства составит в среднем за год в консервативном варианте 99,1%, в базовом - 100,9%, в целевом - 101,7%. Положительная динамика будет обусловлена, в основном, ростом производства целлюлозно-бумажной продукции и изделий деревообработки. Увеличение объемов производства нефтепродуктов возможно лишь в целевом варианте прогноза в случае улучшения ситуации на мировом нефтяном рынке.
В среднесрочном периоде среднегодовой объем производства в обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха ожидается на уровне 101,9-102,2% вследствие увеличения потребления электроэнергии (в основном за счет увеличения объемов производства АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" и ООО "ЛУКОЙЛ-Коми") и незначительного роста потребления населением. Потребление тепловой энергии в среднесрочный период будет оставаться на прежнем уровне, что обусловлено высокими тарифами на услуги централизованного теплоснабжения и, как следствие, недоступностью данного вида коммунальной услуги для значительной доли сельского населения.
В 2020 - 2022 годах ожидается увеличение индекса производства в водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений вследствие улучшения экономической ситуации и роста объемов производства промышленных предприятий региона. В консервативном варианте прогноза индекс производства составит в среднем за год 100,5%, в базовом варианте - 101,2%, в целевом варианте - 101,8%.
В целях развития сельского хозяйства на территории республики реализуется Государственная программа Республики Коми "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми". Мероприятия программы направлены на повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в Республике Коми; повышение устойчивости функционирования организаций агропромышленного комплекса; развитие инфраструктуры агропромышленного комплекса Республики Коми и улучшение условий жизни на селе.
Кроме того, на формирование позитивной динамики прогнозных показателей в сельском хозяйстве будет способствовать реализация с 2019 года региональных проектов "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" и "Международная кооперация и экспорт в части экспорта продукции АПК".
В 2019 году, по оценке, объем производства продукции сельского хозяйства составит 99,3% к уровню 2018 года, в том числе в животноводстве - 102,0%, в растениеводстве - 91,4%.
Неблагоприятные погодные условия весенне-летнего периода 2019 года обусловили снижение урожайности сельскохозяйственных культур. Вследствие этого в растениеводстве по итогам 2019 года ожидается снижение валового сбора картофеля на 10,8% к уровню 2018 года, овощей отрытого грунта - на 1,6%.
Основным фактором, способствующим росту производства в животноводстве в 2019 году, является увеличение производства скота и птицы на убой в живом весе в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах (в основном за счет роста производства мяса свиней в ОАО "Птицефабрика "Зеленецкая", а также за счет роста производства крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях).
Объемы производства яиц в хозяйствах всех категорий планируются к сокращению (по причине продолжающейся реконструкции птичников в ОАО "Птицефабрика "Зеленецкая", а также в связи с трудностями реализации продукции по причине высокой конкуренции с предприятиями соседних регионов).
Общий объем производства молока в хозяйствах всех категорий в 2019 году планируется к сохранению на уровне 2018 года, за счет наиболее крупных сельскохозяйственных организаций, реализующих или планирующих реализацию инвестиционных проектов по строительству (реконструкции) животноводческих ферм. В хозяйствах населения в связи со значительным сокращением поголовья коров объемы производства молока сократятся.
В 2020 - 2022 годах развитие сельского хозяйства в Республике Коми будет определяться высокой зависимостью от природных факторов и сезонностью производства. В связи с этим темп роста объемов сельскохозяйственного производства составит в среднем за год в консервативном варианте 100,6%, в базовом - 102,4%. Увеличение объемов сельскохозяйственного производства на 3,0% ожидается по целевому сценарию за счет выхода на проектную мощность тепличного комплекса "Сосногорский", наращивания темпов производства ОАО "Птицефабрика "Зеленецкая", а также в результате реализации проектов по строительству и реконструкции животноводческих помещений.
Мероприятия по развитию строительства, повышению комфортности проживания граждан и энергетической эффективности в Республике Коми осуществляются в рамках Государственной программы Республики Коми "Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности".
В 2019 году объем выполненных работ по виду экономической деятельности "Строительство" по сравнению с уровнем 2018 года составит 90,0%. Спад объемов обусловлен снижением доходности инвестиций в строительстве, замедлением темпов строительства, завершением реализации крупных инвестиционных проектов в сфере трубопроводного транспорта.
Несмотря на отрицательную динамику, в 2019 году в регионе реализовывались следующие проекты социальной сферы: строительство школы на 1200 мест по ул. Петрозаводской в г. Сыктывкаре, средней общеобразовательной школы на 145 мест в с. Часово МОМР "Сыктывдинский", дошкольного образовательного учреждения на 50 мест в с. Большелуг МОМР "Корткеросский", а также обустройство инженерной и дорожной инфраструктурой мкр. Сосновая поляна (внутримикрорайонные улицы, проезды и уличное освещение), реконструкция перехода между главным корпусом и консультативной поликлиникой ГУ "Республиканская детская больница".
Основной задачей строительного комплекса на среднесрочный период будет максимально возможное сохранение объемов подрядных работ и ввода основных фондов, в том числе при строительстве жилья и объектов социальной инфраструктуры. Таким образом, основные меры для выполнения задачи будут направлены на сохранение бюджетных инвестиций и привлечение новых.
В 2020 - 2022 годах за счет реализации новых проектов, в том числе в рамках исполнения Указа N 204, в строительной отрасли прогнозируется стабилизация ситуации с последующим ежегодным увеличением объемов работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство". Среднегодовой индекс в консервативном варианте составит 94,4%, в базовом - 99,0%, в целевом - 101,0%.
В адресной инвестиционной программе Республики Коми на плановый период 2020 - 2022 годов предусмотрено строительство ряда крупных объектов капитального строительства:
республиканская инфекционная больница в г. Сыктывкаре (I этап);
реконструкция радиологического отделения Коми республиканского онкологического диспансера по ул. Гаражной в г. Сыктывкаре;
лечебный корпус в с. Усть-Цильма;
средняя общеобразовательная школа на 80 мест с пришкольным интернатом на 20 мест и дошкольной группой на 20 мест в пст. Приуральский;
средняя общеобразовательная школа на 400 мест в с. Помоздино МОМР "Усть-Куломский";
реконструкция Республиканского стадиона в г. Сыктывкаре;
реконструкция Республиканского лыжного комплекса им. Р. Сметаниной (5-я очередь);
реконструкция здания ГАУ РК "Театр оперы и балета";
расширение республиканского Кунибского интерната на 70 мест в с. Куниб МОМР "Сысольский";
расширение республиканского Тентюковского дома-интерната для престарелых и инвалидов на 90 мест в г. Сыктывкаре;
обеспечение земельных участков инфраструктурой мкр. Ягкар, Шордор, Шордор-2 п.г.т. В. Максаковка (газификация);
строительство распределительного газопровода в границах городского поселения "Кожва";
реконструкция автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар на участке Кабанты Вис - Малая Пера.
Кроме того, в указанный период будет осуществляться строительство и реконструкция 19 объектов муниципальной собственности (17 из них планируется ввести в эксплуатацию), в том числе 12 объектов инженерной и дорожной инфраструктуры, 4 объекта в сфере образования, 2 объекта физической культуры и спорта и 1 объект размещения твердых бытовых отходов.
Особое значение для развития строительного комплекса будет иметь продолжение реализации на территории Республики Коми инвестиционных проектов по строительству газопроводов. В рамках утвержденной Региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми на 2017 - 2021 годы предусмотрено газифицировать сетевым природным газом 26 новых населенных пунктов в 9 районах и городских округах Республики Коми, в том числе 26 котельных и более 8 тыс. домовладений (квартир). Кроме того, планируется создать условия для газификации промышленных, торговых и других объектов.
В 2019 году, по оценке, на территории Республики Коми планируется ввести 248,0 тыс. кв. м жилья, что на 14,5% ниже уровня 2018 года. Снижение ввода жилья связано с высокой базой сравнения, то есть большим количеством построенных и досрочно введенных в эксплуатацию в 2018 году многоквартирных жилых домов (жилых комплексов) на территории МО ГО "Сыктывкар".
В 2020 - 2022 годах в целях поддержания состояния жилищной сферы в Республике Коми продолжится реализация мероприятий в рамках Государственной программы Республики Коми "Развитие строительства, обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан", включая реализацию мер по государственной поддержке строительства жилья, созданию условий для решения жилищных проблем населения республики на основе финансовых и инвестиционных механизмов, в том числе содействие в реализации инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков инженерной и дорожной инфраструктурой для целей жилищного строительства.
Продолжится оказание государственной поддержки индивидуальным застройщикам в сельской местности, молодым специалистам предприятий агропромышленного комплекса, молодых семей, а также гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Сохранится применение механизмов государственной поддержки граждан, решающих свои жилищные проблемы за счет собственных средств с привлечением ресурсов кредитных организаций. В их числе - возмещение за счет бюджетных средств части затрат на уплату процентов по кредитам или целевым займам на строительство или приобретение жилья, полученным гражданами по кредитным договорам или договорам целевого займа, предоставление социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
Кроме того, в 2019 году в рамках Указа N 204 для достижения целей и результатов национального проекта "Жилье и городская среда" реализуются региональные проекты "Жилье" и "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда".
В рамках регионального проекта "Жилье" проводится работа по увеличению объемов жилищного строительства на территории Республики Коми, в том числе путем эффективного вовлечения земель, поддержки строительства инфраструктуры в проектах жилищного строительства, а также модернизации строительной отрасли и оптимизации административных процедур.
В целях реализации регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" утверждена республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах". По завершении реализации мероприятий программы планируется расселить не менее 7,50 тыс. граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде расселяемой площадью 139,85 тыс. кв. м.
Несмотря на реализуемые мероприятия и оказываемые меры государственной поддержки, в среднесрочный период прогнозируется дальнейшее снижение объемов жилищного строительства. По консервативному варианту до 2022 года прогнозируется снижение объема ввода в действие жилых домов ниже уровня 2019 года, по целевому варианту снижение планируется до 2021 года. Сокращение обусловлено сжатием платежеспособного спроса (снижением реальных располагаемых доходов населения), ухудшением финансового положения строительных компаний (ростом ставок по кредитам для застройщиков и ужесточением требований по их кредитованию, в том числе перехода от долевого строительства к банковскому сопровождению).
С учетом успешной реализации запланированных мероприятий, развития системы ипотечного кредитования для населения (за счет снижения процентных ставок), планируемых законодательных изменений в строительной сфере, а также за счет увеличения мер государственной поддержки для льготных категорий граждан, в базовом и целевом вариантах прогнозируется постепенное наращивание темпов роста строительства жилья. К 2022 году ожидается увеличение объемов ввода жилых объектов до 249,1-293,0 тыс. кв. м соответственно.
В 2019 году, по оценке, объем инвестиций в основной капитал составит 126,9 млрд. рублей (95,4% к уровню 2018 года). На снижение объема инвестиций повлияет завершение в 2018 году ряда крупных проектов в различных сферах экономики.
На динамику инвестиционной активности окажут влияние инвестиционные вложения предприятий добывающей и обрабатывающей отраслей, транспортного сектора в отрасли железнодорожного транспорта и капитальные вложения в сфере развития трубопроводного транспорта.
При этом прогнозируется рост объема инвестиций по деятельности "Добыча полезных ископаемых" (на 13,2%) за счет инвестиций в нефтяной и газовой отрасли (бурение новых эксплуатационных скважин и ввода в разработку новых месторождений) и в угольном секторе (замена горно-шахтного и углеобогатительного оборудования и строительство капитальных горных выработок).
По деятельности "Производство кокса, нефтепродуктов" также планируется рост инвестиций в 1,7 раза в сравнении с прошлым годом, который обусловлен капитальным ремонтом и техническим перевооружением объектов ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка".
В среднесрочном периоде инвестиционная деятельность организаций будет продолжать зависеть от общеэкономической ситуации. При этом в Республике Коми будут проводиться мероприятия по формированию благоприятных условий для ведения бизнеса и улучшению состояния инвестиционного климата.
В 2020 - 2022 годах объем инвестиций в основной капитал прогнозируется в среднем в консервативном варианте 98,9%, в базовом - 100,8%, в целевом - 101,3%. Основные инвестиции планируются по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых", а также планируется активный период реализации проекта "Северный широтный ход" по строительству участка железной дороги на территории Республики Коми.
Ситуация на потребительском рынке в Республике Коми в 2019 году характеризуется снижением оборота розничной торговли (99,9% к уровню 2018 года) и объема платных услуг населению (99,5%), что обусловлено:
ускорением темпов инфляции в первой половине 2019 года;
стабильно продолжающимся сокращением численности населения республики за счет миграционного оттока жителей в другие регионы;
слабым ростом доходов населения и уровнем их благосостояния.
В среднесрочном периоде на потребительском рынке Республики Коми ожидается:
умеренное восстановление оборота розничной торговли и рынка платных услуг в базовом и целевом вариантах прогноза при условии восстановления потребительского спроса населения, роста реально располагаемых доходов населения, снижения темпов инфляции, снижения стоимости кредитных денежных ресурсов для населения, замедления и прекращения миграционного оттока населения; в консервативном варианте - снижение оборота розничной торговли в случае уменьшения объемов реальных доходов населения;
сохранение тенденции расширения деятельности сетевых торговых структур в регионе, оказывающих положительное влияние на потребительский рынок, в том числе в части увеличения оборота розничной торговли.
По итогам 2019 года индекс потребительских цен ожидается на уровне 105,2% (декабрь к декабрю 2018 года), что обусловлено увеличением темпов роста цен по сравнению с уровнем 2018 года на платные услуги с 105,3% до 105,9%, непродовольственные товары со 104,4% до 105,0%. При этом прогнозируется замедление роста цен на продовольственные товары со 105,6% до 105,5%.
Ускорение инфляции в 2019 году связано с ростом ставки НДС (с 18% до 20% с 1 января 2019 года), что привело к эффекту "потребления впрок" (приобретение населением товаров длительного пользования, на которые ожидается рост цен).
Также на ускорение инфляции оказывают влияние следующие факторы:
сохраняющаяся тенденция роста себестоимости производимой в республике продукции вследствие роста цен на дизельное топливо и бензин, удорожания ввозимых кормов, сырья и рецептурных компонентов, упаковочных материалов, расходов на эксплуатацию оборудования и комплектующих;
конъюнктура отдельных продовольственных рынков ввиду зависимости продовольственного рынка региона от внешних условий из-за низкой самообеспеченности продовольствием и другими товарами (около 80,0% продуктов питания завозится из-за пределов Республики Коми);
повышение цен в связи с низкой урожайностью отдельных зерновых, овощных, плодовых культур, выращиваемых в Республике Коми, вследствие нестабильности погодных условий и климатических особенностей;
территориальная протяженность региона и специфика расселения не позволяет существенно сократить издержки по грузоперевозкам товаров и соответственно снижать их стоимость.
При этом в 2019 году на потребительском рынке Республики Коми ожидается достаточный уровень товарной насыщенности рынка и стабильная ценовая ситуация на рынках товаров первой необходимости.
В прогнозный период на формирование уровня потребительских цен на товары будет влиять расширение деятельности сетевых торговых структур, оказывая, в свою очередь, положительное влияние на конъюнктуру рынка и её конкурентную составляющую в части формирования розничных цен на продовольственные и непродовольственные товары.
В 2020 году ожидается снижение негативного влияния налоговых изменений и нивелирование региональных факторов роста, связанных с тарифным регулированием (новый долгосрочный период, низкая база сравнения относительно предыдущих лет в отношении взносов на капитальный ремонт).
В базовом варианте прогноза индекс потребительских цен составит в 2020 году 105,0% (декабрь к декабрю предыдущего года), в 2021 году - 104,7%, в 2022 году - 104,4%. По целевому варианту индекс потребительских цен прогнозируется несколько ниже и в 2020 году составит 104,8%, в 2021 году - 104,5%, в 2022 году - 104,2%. В консервативном варианте прогнозируется ускорение инфляции в 2020 году до 105,3%, в 2021 году до 105,1%, в 2022 году до 104,7%.
На значение индекса потребительских цен в среднесрочный период в большей степени будет оказывать влияние эффективность мероприятий Банка России, направленных на стабилизацию инфляции и сдерживание роста инфляционных ожиданий, а также действие финансовых и экономических санкций в отношении российской экономики, колебания цен на мировых сырьевых рынках, влияющие на сбытовую политику крупных российских товаропроизводителей.
В 2019 году прогнозируется рост среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) на 3,9% к уровню 2018 года, что обусловлено сохранением достигнутых соотношений заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, установленных "майскими" указами 2012 года, индексацией заработной платы, а также увеличением прожиточного минимума трудоспособного населения, определяющего минимальный размер оплаты труда.
При этом реальные доходы населения составят 95,3% к уровню 2018 года. В 2020 - 2021 годах ожидаемый рост цен на потребительскую корзину, в связи с повышением с 1 января 2019 года налога на добавленную стоимость до 20%, не позволит существенно улучшить динамику реальных располагаемых денежных доходов населения, которые в указанный период сложатся на уровне 98,4-99,1% (по базовому варианту).
К 2022 году среднемесячный доход от трудовой деятельности в республике возрастет в среднем на 17,1% к уровню 2019 года и составит по итогам 2022 года 53,6-55,3 тыс. рублей.
Положительная динамика заработной платы и доходов от предпринимательской деятельности в условиях постепенного восстановления экономики будет способствовать стабилизации к 2022 году уровня реальных располагаемых доходов населения.
В соответствии с Указом N 204 в целях снижения уровня бедности в регионе Правительство Республики Коми разрабатывает план мероприятий, задачи которого будут решаться путем повышения доходов населения от трудовой деятельности (заработной платы, доходов предпринимателей, самозанятых лиц), а также поддержки нетрудоспособных и тех категорий населения, которые по не зависящим от них причинам не в состоянии обеспечить минимально допустимый уровень жизни. Результатом реализации данных мероприятий, в конечном итоге, станет уменьшение существенного расслоения общества по уровню доходов, что приведет к сокращению удельного веса населения с доходами ниже прожиточного минимума с 16,6% в 2019 году до 15,4-11,8% в 2022 году.
Государственное регулирование рынка труда осуществляется в рамках реализации Государственной программы Республики Коми "Содействие занятости населения".
В 2019 году, по оценке, на фоне увеличения численности безработных граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, и снижения численности экономически активного населения (рабочей силы), обусловленной демографическими трендами в регионе, уровень зарегистрированной безработицы составит 1,8%.
В 2020 - 2022 годах продолжится сокращение численности населения Республики Коми и изменение его возрастной структуры и, как следствие, сохранится тенденция сокращения численности экономически активного населения и занятых в экономике. К 2022 году уровень зарегистрированной безработицы составит 1,6-1,8%.".
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Республики Коми от 30 декабря 2019 г. N 517-р О внесении изменения в распоряжение Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.