Постановление Администрации Алтайского края от 24 июня 2011 г. N 350
"Об утверждении краевой программы "Социальная адаптация выпускников
детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2011-2013 годы"
Постановлением Правительства Алтайского края от 15 марта 2017 г. N 80 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях реализации мер по социальной адаптации и сопровождению выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года постановляю:
1. Утвердить краевую программу "Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2011-2013 годы (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края, начальника управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи Денисова Ю.Н.
Губернатор Алтайского края |
А.Б. Карлин |
Краевая программа
"Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных
(коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей" на 2011-2013 годы
(утв. постановлением Администрации Алтайского края от 24 июня 2011 г. N 350)
Паспорт
краевой программы "Социальная адаптация выпускников детских домов
и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2011-2013 годы
Наименование программы |
краевая программа "Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2011-2013 годы (далее - "программа") |
Государственный заказчик программы |
управление Алтайского края образованию и по делам молодежи |
Основные разработчики программы |
Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности; управление Алтайского края по образованию и делам молодежи; управление Алтайского края по труду и занятости населения; управление Алтайского края по печати и информации; органы местного самоуправления (по согласованию); некоммерческие общественные организации, осуществляющие деятельность по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по согласованию) |
Цель программы |
обеспечение успешной социальной адаптации выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Задачи программы |
подготовка воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни после выпуска из интернатного учреждения; организация социально-педагогического сопровождения выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; усиление мер, направленных на профориентацию воспитанников, выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствующих дальнейшему получению ими конкурентоспособных на региональном рынке труда профессий и их последующему трудоустройству; совершенствование региональной системы защиты имущественных прав воспитанников детских домов, специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы |
доля выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжающих обучение в учреждениях профессионального образования, в общем числе выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов; доля выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных социально-педагогическим сопровождением, в общем числе выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; количество детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов, имеющих социальные гостиницы для приема выпускников в целях временного проживания; доля трудоустроенных выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая продолживших обучение, проходящих службу в рядах Вооруженных Сил, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, в общем числе получивших профессиональное образование; доля закрепившихся на рабочем месте выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общем числе получивших профессиональное образование; доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, являющихся выпускниками детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов, обеспеченных постинтернатным сопровождением в период их обучения в учреждениях профессионального образования, в общем числе выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Срок реализации программы |
2011-2013 годы |
Исполнители основных мероприятий программы |
Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности; управление Алтайского края по образованию и делам молодежи; управление Алтайского края по труду и занятости населения; управление Алтайского края по печати и информации; работодатели (по согласованию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
увеличение до 99% доли выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжающих обучение в учреждениях профессионального образования, в общем числе выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов; увеличение до 99% доли выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных социально-педагогическим сопровождением, в общем числе выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов; увеличение до 42 количества детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов, имеющих социальные гостиницы для приема выпускников в целях временного проживания; увеличение до 75% доли выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая продолживших обучение, проходящих службу в рядах Вооруженных Сил, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, в общем числе получивших профессиональное образование; увеличение до 25% доли выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепившихся на рабочем месте, в общем числе получивших профессиональное образование; постинтернатный патронат до 44% выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создание в учреждениях условий, приближенных к условиям семейного воспитания, для 100% воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В Алтайском крае с целью реализации мер по социальной адаптации и сопровождению выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов (далее - "интернатные учреждения") из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приняты и выполняются социально значимые программы, действуют нормативные правовые акты, направленные на обеспечение постинтернатного сопровождения выпускников детских интернатных учреждений.
С целью содействия социализации детей после выпуска их из интернатных учреждений приняты законы Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", от 28.12.2009 N 115-ЗС "О патронатном сопровождении в Алтайском крае", постановление Администрации Алтайского края от 02.09.2010 N 387 "Об утверждении Положения об организации патронатного сопровождения выбывших воспитанников или выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", реализуется ведомственная целевая программа "Развитие образования в Алтайском крае" на 2011-2013 годы, утвержденная постановлением Администрации Алтайского края от 14.12.2010 N 551.
Принят ряд мер по созданию системы патронатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся выпускниками детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов, до достижения ими 23 лет. Постинтернатный патронат как форма патронатного сопровождения выпускников в период их обучения по очной форме в краевых государственных образовательных учреждениях профессионального образования позволяет обеспечить более эффективную постинтернатную адаптацию и социализацию выпускников, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. На период с 2011 по 2013 годы на реализацию мероприятий по осуществлению постинтернатного патроната предусмотрено финансирование из краевого бюджета в размере 22800,0 тыс. рублей.
При помощи Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализуется краевая целевая программа "Социальная профилактика правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае "Все в твоих руках" на 2009-2011 годы, утвержденная постановлением Администрации Алтайского края от 20.07.2009 N 313.
Законом Алтайского края от 31.12.2004 N 72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" установлены дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при их трудоустройстве, медицинском обслуживании, получении образования.
В целях оказания информационно-просветительской и консультативной помощи выпускникам интернатных учреждений края работает телефон "горячей линии" (36-63-97), открыта страница "Вместе в будущее" на сайте КГОУ "Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения "Семья плюс".
Кроме того, осуществляется работа по изданию справочной, информационной и иной литературы для выпускников детских интернатных образовательных учреждений по вопросам социальной адаптации. Создана информационная краевая база данных выпускников интернатных учреждений, краевой общественный Совет по социализации выпускников детских домов и опекунских семей при управлении Алтайского края по образованию и делам молодежи.
Во всех интернатных учреждениях края с целью содействия социализации воспитанников и выпускников созданы попечительские советы.
Оборудованы и действуют три отделения временного пребывания для женщин с малолетними детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, на 32 места.
Также в крае разработана система подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов, осуществляющих работу с выпускниками.
В связи с реализацией мер по демографическому развитию начиная с 2008 года уменьшился количественный состав воспитанников детских домов с 1623 детей в 2008 году до 1396 в 2010 (на 20%). В результате снизилось количество выпускников учреждений с 227 в 2008 году до 199 в 2010.
Анализ показывает, что практически все выпускники детских домов поступают в учреждения профессионального образования. В 2010 году доля выпускников, поступивших в учреждения профессионального образования, составила 93,9% от общего числа выпускников.
Однако в целом ситуация в части социальной адаптации выпускников интернатных учреждений продолжает оставаться напряженной. Недостаточно разработаны организационные основы функционирования системы постинтернатного сопровождения, технологии работы специалистов с выпускниками. Требует дальнейшего развития работа интернатных учреждений по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и созданию системы постинтернатной адаптации. Программы социально-педагогического сопровождения каждого воспитанника, выпускника в предвыпускном и выпускном периоде требуют доработки.
Другая актуальная проблема - трудоустройство выпускников. Как показывает практика, основными трудностями, возникающими у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, при первичном трудоустройстве и закреплении на рабочем месте, являются:
отсутствие специализированных программ поддержки выпускников в процессе обучения и первичного трудоустройства;
отсутствие у молодых людей ориентации в мире профессий и наличие трудности при самоопределении;
отсутствие реального выбора дальнейшего пути после выхода из учреждения;
ограниченная информация о деятельности различных организаций и программ, оказывающих помощь выпускникам.
Реализация мероприятий программы позволит решить проблемы постинтернатной адаптации и социализации выпускников интернатных учреждений.
2. Основная цель и задачи программы
Целью программы является обеспечение успешной социальной адаптации выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Достижение поставленной цели зависит от решения ряда задач:
подготовка воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни после выпуска из интернатного учреждения;
организация социально-педагогического сопровождения выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
усиление мер, направленных на профориентацию воспитанников, выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствующих дальнейшему получению ими конкурентоспособных на региональном рынке труда профессий и их последующему трудоустройству;
совершенствование региональной системы защиты имущественных прав воспитанников детских домов, специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Каждая из задач программы носит комплексный характер и отвечает приоритетным направлениям развития образовательной системы Алтайского края, определенным законами Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", от 28.12.2009 N 115-ЗС "О патронатном сопровождении в Алтайском крае", постановлениями Администрации Алтайского края от 02.09.2010 N 387 "Об утверждении Положения об организации патронатного сопровождения выбывших воспитанников или выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 14.12.2010 N 551 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие образования в Алтайском крае" на 2011-2013 годы".
3. Система программных мероприятий
Перечень мероприятий программы приведен в приложении 1.
Программные мероприятия представлены по четырем направлениям, определенным в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.03.2011 N 06-369 по разработке и реализации региональной программы социальной адаптации выпускников детских интернатных учреждений.
Задача I "Подготовка воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни после выпуска из интернатного учреждения" реализуется при помощи программных мероприятий, способствующих успешной социальной адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений. Мероприятия указанного направления обеспечивают создание в учреждениях условий, приближенных к условиям семейного воспитания, включая формирование разновозрастных "семейных групп", наличие постоянных воспитателей в группах, распространение опыта по социализации воспитанников, материальное оснащение детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов с целью осуществления трудового воспитания, проведение ежегодной углубленной медицинской профориентации и врачебно-профессиональной консультации по подбору профессий и специальностей, отвечающих интересам, желаниям и способностям подростков и учитывающих их индивидуальное состояние здоровья, разработку и внедрение индивидуальных программ медицинской реабилитации для детей с отклонениями в состоянии здоровья (из числа находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), конкурс на лучшего наставника, предполагающий наличие у каждого воспитанника, выпускника в предвыпускном и выпускном периоде взрослого, оказывающего на него положительное влияние, конкурс проектов и программ среди детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов, направленных на формирование законопослушного поведения воспитанников.
Задача II "Организация социально-педагогического сопровождения выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" реализуется при помощи программных мероприятий, направленных на обеспечение сопровождения выпускников, формирование их активной жизненной позиции, навыков самостоятельного решения вопросов в постинтернатный период. Основными мероприятиями программы предусмотрено патронатное сопровождение выпускников интернатных учреждений до достижения ими возраста 23 лет, создание единой региональной системы мониторинга возможных проблем выпускников в постинтернатный период, создание базы данных по учету выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание в детских домах и специальных (коррекционных) школах-интернатах служб социальной (постинтернатной) адаптации выпускников, организация на постоянной основе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов органов и учреждений, осуществляющих деятельность по социальной адаптации выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление мер социальной поддержки выпускникам детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, координация деятельности краевого общественного Совета по социализации выпускников детских домов и опекунских семей при управлении Алтайского края по образованию и делам молодежи, информационное сопровождение реализации программных мероприятий.
Задача III "Усиление мер, направленных на профориентацию воспитанников, выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствующих дальнейшему получению ими конкурентоспособных на региональном рынке труда профессий и их последующему трудоустройству" реализуется при помощи программных мероприятий, предусматривающих обеспечение индивидуального сопровождения выпускников интернатных учреждений; развитие материально-технической базы интернатных учреждений; организацию эффективной системы профессионального образования выпускников; создание системы раннего выявления и сопровождения одаренных выпускников интернатных учреждений; введение курса по сопровождению процесса адаптации, профессионального обучения и формированию эффективного поведения на рынке труда в учреждениях профессионального образования, где обучаются выпускники интернатных учреждений; предоставление государственной услуги по профессиональной ориентации будущим выпускникам интернатных учреждений; предоставление государственных услуг по профессиональной ориентации и содействию в поиске подходящей работы выпускникам детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратившимся в органы службы занятости населения в целях поиска работы; предоставление государственных услуг по социальной адаптации, психологической поддержке выпускникам, признанным в установленном порядке безработными; заключение ученических договоров работодателей с выпускниками, получающими профессиональное образование; создание в учреждениях профессионального образования служб психолого-педагогического сопровождения; создание малых инновационных предприятий, бизнес-инкубаторов учебного типа, способствующих формированию трудовой мотивации выпускников и снижению риска безработицы.
Задача IV "Совершенствование региональной системы защиты имущественных прав воспитанников детских домов, специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" реализуется при помощи программных мероприятий, позволяющих обеспечить защиту имущественных прав воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая своевременную постановку их на предварительный регистрационный учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, сохранность жилья; предоставить возможность обеспечения временного жилья для выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: социальные гостиницы при интернатных учреждениях.
Мероприятия программы (приложение 1) будут реализовываться в рамках следующих нормативных правовых актов:
позиции 1.1-1.3, 2.4, 4.1 - закона Алтайского края от 26.11.2010 N 100-ЗС "О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (в рамках средств на обеспечение деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, субвенции на обеспечение деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья);
позиции 1.4-1.5 - закона Алтайского края от 26.11.2010 N 100-ЗС "О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов" (в рамках текущего финансирования на содержание учреждений здравоохранения); постановления Правительства Российской Федерации от 31.12. 2010 N 1234 "О порядке предоставления субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации";
позиция 2.1 - ведомственной целевой программы "Развитие образования в Алтайском крае" на 2011- 2013 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 14.12.2010 N 551;
позиции 2.5-2.6 - закона Алтайского края от 26.11.2010 N 100-ЗС "О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (в рамках средств на обеспечение деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, субвенции на обеспечение деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждений системы социальной защиты населения);
позиции 3.1, 3.2, 3.9 - закона Алтайского края от 26.11.2010 N 100-ЗС "О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (в рамках текущего финансирования на содержание учреждений профессионального образования);
позиции 3.5-3.6 - краевой целевой программы "Содействие занятости населения Алтайского края" на 2010-2012 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 11.05.2010 N 200.
Динамика важнейших целевых индикаторов и показателей эффективности реализации программы приведена в приложении 2.
4. Оценка эффективности реализации программы
Реализация мероприятий программы позволит обеспечить эффективную деятельность по созданию в Алтайском крае благоприятных условий для комплексного решения вопросов сопровождения воспитанников и выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленную на их успешную социальную адаптацию.
Реализация мероприятий в рамках задачи I "Подготовка воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни после выпуска из интернатного учреждения" позволит создать в учреждениях условия, приближенные к семейным, для 100% воспитанников; совершенствовать воспитательную работу, внедрить программы практической подготовки воспитанников к самостоятельной жизни; снизить заболеваемость воспитанников интернатных учреждений, обеспечить сопровождение 99% воспитанников, выпускников в предвыпускном и выпускном периоде.
Реализация программных мероприятий в рамках задачи II "Организация социально-педагогического сопровождения выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" позволит увеличить до 44% долю детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся выпускниками детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспеченных постинтернатным сопровождением в период их обучения в учреждениях профессионального образования, в общем числе выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов; обеспечить социально-педагогическое сопровождение 99% выпускников в выпускном периоде; спрогнозировать проблемы выпускников в период их обучения в учреждениях профессионального образования и определить пути их решения, повысить профессионализм специалистов органов и учреждений, занимающихся решением вопросов социальной реабилитации и постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (органов опеки и попечительства, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и других); оказать социальную поддержку 100 % выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от числа обратившихся в территориальные центры социальной помощи семье и детям; привлечь общественность к решению проблем социализации воспитанников и выпускников детских домов и опекунских семей; обеспечить своевременную организационно-консультационную поддержку и сопровождение выпускников детских домов в период постинтернатной адаптации; организовать работу по формированию позитивного общественного мнения в отношении выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Реализация программных мероприятий в рамках задачи III "Усиление мер, направленных на профориентацию воспитанников, выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствующих дальнейшему получению ими конкурентоспособных на региональном рынке труда профессий и их последующему трудоустройству" позволит увеличить до 99% долю выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжающих обучение в учреждениях профессионального образования; увеличить долю выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших профессиональную подготовку; осуществлять выявление и сопровождение одаренных выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; увеличить до 75% долю трудоустроенных выпускников учреждений профессионального образования; обеспечить услугой по профессиональной ориентации не менее 100% выпускников интернатных учреждений, обратившихся в органы службы занятости населения; увеличить до 25% долю закрепившихся на рабочем месте выпускников интернатных учреждений в общем числе получивших профессиональное образование; обеспечить услугой по профессиональной ориентации и содействию в поиске подходящей работы 100% выпускников интернатных учреждений, обратившихся в органы службы занятости населения; предоставить услуги по социальной адаптации и психологической поддержке 100% безработных выпускников; обеспечить 99% выпускников интернатных учреждений услугой по социально-педагогическому сопровождению; обеспечить получение 100% выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимающих участие в работе малых инновационных предприятий или бизнес-инкубаторов, первичных рабочих мест, и формирование у них предпринимательских навыков; обеспечить услугой по социальной адаптации, профессиональной ориентации, психологической поддержке и содействию в поиске подходящей работы 100% выпускников интернатных учреждений, обратившихся в органы службы занятости населения.
Реализация программных мероприятий в рамках задачи IV "Совершенствование региональной системы защиты имущественных прав воспитанников детских домов, специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" позволит оказать социально-правовую и социально-педагогическую помощь выпускникам, довести количество детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов, имеющих социальные гостиницы для приема выпускников с целью их временного проживания, до 42.
5. Информационное обеспечение реализации программы
Информационное обеспечение реализации программы будет осуществляться за счет данных региональной статистики, результатов мониторинга постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений.
В целях преодоления существующих в общественном сознании негативных установок в отношении выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирования в обществе мнения положительного образа выпускника интернатного учреждения, предусмотрено информационное сопровождение в средствах массовой информации тематических материалов о работе по социальной адаптации выпускников. Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, управление Алтайского края по труду и занятости населения, управление Алтайского края по печати и информации будут размещать материалы на своих официальных сайтах.
Реализации программы будет способствовать организация единой информационной кампании в средствах массовой информации по данным проблемам в регионе, размещение социальной рекламы в районах и городах Алтайского края.
Планируется проведение социологических опросов, научных исследований в отношении оценки изменения общественного мнения о выпускниках интернатных учреждений.
6. Система управления реализацией программы
Государственным заказчиком программы является управление Алтайского края по образованию и делам молодежи.
Исполнителями программы являются Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, управление Алтайского края по труду и занятости населения, управление Алтайского края по печати и информации, работодатели (по согласованию).
Исполнители обеспечивают:
выполнение мероприятий программы;
совершенствование нормативной правовой базы поддержки выпускников;
методическое обеспечение деятельности органов государственной власти Алтайского края и муниципальных образований, направленной на решение проблем социальной адаптации выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
постоянный мониторинг возможных проблем выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатный период.
Государственный заказчик ежеквартально в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным, направляет в Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края отчет о ходе выполнения программы.
Исполнители программы ежеквартально в срок до 15 числа каждого месяца, следующего за отчетным, предоставляют информацию о результатах выполнения программных мероприятий государственному заказчику.
Приложение 1
к краевой программе "Социальная адаптация
выпускников детских домов и специальных
(коррекционных) школ-интернатов из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей" на 2011-2013 годы
Перечень
мероприятий краевой программы "Социальная адаптация выпускников детских
домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2011-2013 годы
N п/п |
Наименование мероприятия, в том числе в территориальном разрезе |
Исполнитель |
Ожидаемый результат от реализации мероприятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
Задача I "Подготовка воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни после выпуска из интернатного учреждения" | |||
1.1 |
Создание в учреждениях условий, приближенных к условиям семейного воспитания, включая формирование разновозрастных "семейных групп", наличие постоянных воспитателей в группах |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
создание в учреждениях условий, приближенных к условиям семейного воспитания, для 100% воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
1.2 |
Распространение опыта Каменского детского дома N 1 по социализации воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
внедрение программы образовательно-воспитательной работы для детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов "Воспитание будущего семьянина в условиях детского дома" (автор Плясова Г.И.) в 36 детских домах Алтайского края |
1.3 |
Материальное оснащение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью осуществления трудового воспитания |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
психологическая готовность к труду воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
1.4 |
Проведение ежегодной углубленной медицинской профориентации и врачебно-профессиональной консультации по подбору профессий и специальностей, отвечающих интересам, желаниям и способностям подростков и учитывающих их индивидуальное состояние здоровья |
Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности |
выбор профессии выпускниками детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с состоянием здоровья; снижение их заболеваемости |
1.5 |
Разработка и внедрение индивидуальных программ медицинской реабилитации для детей с отклонениями в состоянии здоровья (из числа находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) |
Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности |
снижение на 6,5% заболеваемости воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
1.6 |
Конкурс на лучшего наставника, предполагающего наличие у каждого воспитанника, выпускника в предвыпускном и выпускном периоде взрослого, оказывающего на него положительное влияние |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
обеспечение сопровождения 99% воспитанников, выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в предвыпускном и выпускном периоде |
1.7 |
Конкурс проектов и программ среди детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов, направленных на формирование законопослушного поведения воспитанников |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
формирование законопослушного поведения воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Задача II "Организация социально-педагогического сопровождения выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" | |||
2.1. |
Патронатное сопровождение являющихся выпускниками детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими возраста 23 лет |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
постинтернатный патронат до 44% выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2.2 |
Создание базы данных по учету выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
обеспечение социально-педагогического сопровождения 99% выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в выпускном периоде |
2.3 |
Создание единой региональной системы мониторинга возможных проблем выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период их обучения в учреждениях профессионального образования |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности |
прогнозирование проблем выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период их обучения в учреждениях профессионального образования, определение путей их решения |
2.4 |
Создание в детских домах и специальных (коррекционных) школах-интернатах служб социальной (постинтернатной) адаптации выпускников |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
сопровождение выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2.5 |
Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов органов и учреждений, осуществляющих деятельность по социальной адаптации выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
повышение уровня профессионализма специалистов органов и учреждений, занимающихся решением вопросов социальной реабилитации и постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (органов опеки и попечительства, учреждений для детей-сирот, образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и других) |
2.6 |
Предоставление мер социальной поддержки выпускникам детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне |
оказание социальной поддержки 100% выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от числа обратившихся в территориальные центры социальной помощи семье и детям |
2.7 |
Координация деятельности краевого общественного Совета по социализации выпускников детских домов и опекунских семей при управлении Алтайского края по образованию и делам молодежи |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
привлечение общественности к решению проблем социализации воспитанников и выпускников детских домов и опекунских семей, обеспечение своевременной организационно-консультационной поддержки и сопровождения выпускников детских домов в период постинтернатной адаптации |
2.8 |
Информационное сопровождение реализации программных мероприятий |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, управление Алтайского края по труду и занятости населения, управление Алтайского края по печати и информации |
формирование позитивного общественного мнения в отношении выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Задача III "Усиление мер, направленных на профориентацию воспитанников, выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствующих дальнейшему получению ими конкурентоспособных на региональном рынке труда профессий и их последующему трудоустройству" | |||
3.1 |
Развитие материально-технической базы учреждений профессионального образования для организации эффективной системы профессионального образования выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
увеличение до 99% количества выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших профессиональную подготовку |
3.2 |
Создание системы раннего выявления и сопровождения одаренных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
выявление и сопровождение одаренных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
3.3 |
Введение курса по сопровождению процесса адаптации, профессионального обучения и формированию эффективного поведения на рынке труда в учреждениях профессионального образования, где обучаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
увеличение до 75% доли трудоустроенных выпускников детских домов, включая продолживших обучение, проходящих службу в рядах Вооруженных Сил, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, в общем числе получивших профессиональное образование |
3.4 |
Предоставление государственной услуги по профессиональной ориентации будущим выпускникам детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
получение услуги по профессиональной ориентации 100% выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
3.5 |
Предоставление государственных услуг по профессиональной ориентации и содействию в поиске подходящей работы выпускникам детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратившимся в органы службы занятости населения в целях поиска работы |
управление Алтайского края по труду и занятости населения |
100% выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратившихся в органы службы занятости населения, получат услуги по содействию в поиске подходящей работы и профессиональной ориентации |
3.6 |
Предоставление государственных услуг по социальной адаптации, психологической поддержке выпускникам детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным в установленном порядке безработными |
управление Алтайского края по труду и занятости населения |
100% безработных выпускников получат услуги по социальной адаптации и психологической поддержке |
3.7 |
Заключение ученических договоров работодателей с выпускниками детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получающих профессиональное образование |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, работодатели (по согласованию) |
закрепление на рабочем месте 25% выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общем числе получивших профессиональное образование |
3.8 |
Создание в учреждениях профессионального образования служб социально-педагогического сопровождения |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
охват 100% выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социально-педагогическим сопровождением в период обучения в учреждениях профессионального образования |
3.9 |
Создание малых инновационных предприятий, бизнес-инкубаторов учебного типа, способствующих формированию трудовой мотивации и снижению риска безработицы выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
получение 100% выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимающих участие в работе малых инновационных предприятий или бизнес-инкубаторов, первичных рабочих мест, и формирование у них предпринимательских навыков |
Задача IV "Совершенствование региональной системы защиты имущественных прав воспитанников детских домов, специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" | |||
4.1 |
Предоставление временного жилья для выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: социальные гостиницы при интернатных учреждениях |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
осуществление социально-правовой и социально-педагогической помощи выпускникам детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение их успешной социальной адаптации в 42 интернатных учреждениях |
4.2 |
Защита имущественных прав воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая своевременную постановку их на предварительный регистрационный учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, обеспечение сохранности жилья |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
профилактика случаев нарушения жилищных и имущественных прав воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Приложение 2
к краевой программе "Социальная адаптация
выпускников детских домов и специальных
(коррекционных) школ-интернатов из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей" на 2011-2013 годы
Динамика
важнейших целевых индикаторов и показателей
эффективности реализации программы
Целевой индикатор |
Единица измерения |
Значение индикатора по годам |
||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Доля выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжающих обучение в учреждениях профессионального образования, в общем числе выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов |
процент |
98,8 |
99 |
99 |
Доля выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных социально-педагогическим сопровождением, в общем числе выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
процент |
20 |
50 |
99 |
Количество детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов, имеющих социальные гостиницы для приема выпускников в целях временного проживания |
единиц |
15 |
35 |
42 |
Доля трудоустроенных выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая продолживших обучение, проходящих службу в рядах Вооруженных Сил, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, в общем числе получивших профессиональное образование |
процент |
71 |
73 |
75 |
Доля выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепившихся на рабочем месте, в общем числе получивших профессиональное образование |
процент |
15 |
20 |
25 |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, являющихся выпускниками детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов, обеспеченных постинтернатным сопровождением в период их обучения в учреждениях профессионального образования, в общем числе выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
процент |
44 |
44 |
44 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Цель программы состоит в обеспечении успешной социальной адаптации выпускников детских домов и специальных школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Срок реализации программы - 2011-2013 гг.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы: увеличение доли выпускников детских домов и специальных школ-интернатов из числа детей-сирот; увеличение количества детских домов и специальных школ; постинтернатный патронат выпускников детских домов и специальных школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создание в учреждениях условий, приближенных к семейным.
Постановление Администрации Алтайского края от 24 июня 2011 г. N 350 "Об утверждении краевой программы "Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2011-2013 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Алтайская правда" от 7 июля 2011 г. N 199, в Сборнике законодательства Алтайского края, июнь 2011 г. N 182, ч.2, с.196
Постановлением Правительства Алтайского края от 15 марта 2017 г. N 80 настоящее постановление признано утратившим силу