Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 декабря 2019 г. N 7-АПА19-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению муниципального предприятия "Водоканал" Лежневского муниципального района Ивановской области к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 14 декабря 2018 г. N 236-к/11 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям Лежневского муниципального района" на решение Ивановского областного суда от 12 июля 2019 г., которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
муниципальное предприятие "Водоканал" Лежневского муниципального района Ивановской области (далее - МП "Водоканал", предприятие) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее - Департамент) от 14 декабря 2018 г. N 236-к/11 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям Лежневского муниципального района".
Решением Ивановского областного суда от 12 июля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприятие обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене исходя из следующего.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется на основании Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), а также постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания).
Постановлением администрации Лежневского муниципального района от 28 июня 2013 г. N 344 МП "Водоканал" наделено статусом гарантирующей организации на территории Лежневского муниципального района Ивановской области в пределах централизованных систем водоснабжения и водоотведения, находящихся в границах балансовой принадлежности данной организации.
МП "Водоканал" 27 апреля 2018 г. обратилось в Департамент с заявлением об утверждении тарифов в сфере холодного водоснабжения (водоотведения) на 2019-2023 гг.
Постановлением Департамента от 14 декабря 2018 года N 236-к/11 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителя Лежневского муниципального района" в приложении 1 установлены долгосрочные одноставочные тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для МП "Водоканал", оказывающего услуги потребителям, в частности, Лежневского городского поселения, в том числе, района ЛМЗ и Лежневского сельского поселения (с. Ухтохма) с календарной разбивкой на 2019-2023 годы.
Указанный нормативный правовой акт официально опубликован в печатном издании "Ивановская газета" 21 декабря 2018 г., N 101(6203).
Согласно приложению N 1 к постановлению Департамента от 14 декабря 2018 г. N 236-к/11 для предприятия установлены следующие тарифы для бюджетных и прочих потребителей Лежневского городского поселения, района ЛМЗ и Лежневского сельского поселения (с. Ухтохма):
тарифы на питьевую воду с 1 января по 30 июня 2019 г., с 1 июля по 31 декабря 2019 г., с 1 января по 30 июня 2020 г. - 35,07 руб. за 1 куб.м, без НДС, с 1 июля по 31 декабря 2020 г. - 36,74 руб. за 1 куб.м, без НДС, с 1 января по 30 июня 2021 г., с 1 июля по 31 декабря 2021 г., с 1 января по 30 июня 2022 г. - 36,56 руб. за 1 куб.м, без НДС, с 1 июля по 31 декабря 2022 г., с 1 января по 30 июня 2023 г. - 38,19 руб. за 1 куб. м. без НДС, с 1 июля по 31 декабря 2023 г. - 38,23 руб. за 1 куб.м, без НДС (пункты 1.1.1, 1.3.1, 3.1.1 приложения N 1);
тарифы на водоотведение с 1 января по 30 июня 2019 г. - 58, 64 руб. за 1 куб.м, без НДС, с 1 июля по 31 декабря 2019 г. - 63,72 руб. за 1 куб.м, без НДС, с 1 января по 30 июня 2020 г., с 1 июля по 31 декабря 2020 г. - 61,04 руб. за 1 куб.м без НДС, с 1 января по 30 июня 2021 г., с 1 июля по 31 декабря 2021 г. - 60,80 руб. за 1 куб.м без НДС, с 1 января по 30 июня 2022 г., с 1 июля по 31 декабря 2022 г. - 56,66 руб. за 1 куб.м, без НДС, с 1 января по 30 июня 2023 г., с 1 июля по 31 декабря 2023 г. - 56,55 руб. за 1 куб.м, без НДС (пункты 1.2.1, 1.4.1, 3.2.1 приложения N 1).
Тарифы рассчитаны с применением метода индексации. На основании пункта 45 Методических указаний операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования (2019 год) определены методом экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17-26 Методических указаний.
Как следует из экспертного заключения органа регулирования, в расчетах тарифов на водоснабжение и на водоотведение расходы на оплату труда на 2019 год приняты административным ответчиком исходя из фактических показателей за 2017 год с применением соответствующих индексов-дефляторов на плановый период.
Выводы суда первой инстанции в части неприменения параметров отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве, поскольку регулируемая организация не представила его в материалы дела об установлении тарифов, Судебная коллегия считает неправильными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Пунктом 17 Методических указаний предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям.
При этом в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.
В сфере водоснабжения и водоотведения действует Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 г. (далее - ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы, соглашение).
Согласно статье 48 Трудового кодекса Российской Федерации по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
Поскольку МП "Водоканал" не направляло мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы, действие соглашения считается распространенным на данную регулируемую организацию, поэтому при расчете расходов на оплату труда органу регулирования надлежало руководствоваться положениями соглашения, в том числе применять минимальные месячные тарифные ставки рабочих первого разряда, утвержденные соглашением.
Так, для организаций коммунального водоснабжения и водоотведения минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 1 января 2019 г. составила 10 303 руб.
Тот факт, что отраслевое тарифное соглашение не представлялось регулируемой организацией в материалы дела об установлении тарифов, не является основанием для неприменения его параметров, так как соглашение размещено в информационно-правовых базах и сети "Интернет" для свободного ознакомления.
При таких обстоятельствах в указанной части расходы на оплату труда подлежат пересчету.
Отчисления на социальные нужды подлежат пересчету как производные от расходов на оплату труда.
Расчеты расходов на оплату труда, выполненные исходя из фактических данных 2017 года, сомнений в экономической обоснованности не вызывают.
Кроме того, судом первой инстанции установлен факт наличия в расчетах тарифов технических ошибок административного ответчика по статьям затрат "Величина изменения необходимой валовой выручки, производимого в целях сглаживания тарифов" и "Корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов".
Как следует из пункта 85 Методических указаний, величина изменения необходимой валовой выручки, производимого в целях сглаживания, является одной из составляющих формулы расчета необходимой валовой выручки до начала очередного долгосрочного периода регулирования.
При этом Департамент не отрицал, что при установлении тарифов на 2019 год сумма в размере 743,142 тыс. руб. подлежала включению в необходимую валовую выручку предприятия в целях сглаживания тарифов.
Исключение указанной суммы из расчетов тарифов по мотиву необязательного применения механизма сглаживания в данном случае является неправомерным, поскольку первоначально органом регулирования предполагалось другое решение, обусловленное, в свою очередь, пунктом 85 Методических указаний. Неприменение названной величины повлекло убытки регулируемой организации.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции в этой части также отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявления об оспаривании нормативного правового акта.
Между тем в отношении статьи "Корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов" Департамент пояснил, что расчет необходимой валовой выручки административного истца на 2020 год включает ранее не учтенную сумму корректировки в размере 880,882 тыс. руб.
Поскольку указанная техническая ошибка исправлена в следующем периоде регулирования, по данному основанию рассматриваемые тарифы пересчету не подлежат.
С выводами суда первой инстанции об отсутствии нарушения процедуры установления тарифов Судебная коллегия соглашается.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части либо об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов, которыми установлены тарифы, следует учитывать, что неправильный расчет одного вида затрат полностью изменяет величину необходимой валовой выручки.
С учетом того, что отдельные расходы определены административным ответчиком с нарушением действующего законодательства, необходимая валовая выручка подлежит пересчету с учетом выводов, изложенных в мотивировочной части настоящего судебного акта.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ивановского областного суда от 12 июля 2019 г. отменить.
Постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 14 декабря 2018 г. N 236-к/11 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям Лежневского муниципального района" в части пунктов 1.1.1, 1.2.1, 1.3.1, 1.4.1, 3.1.1, 3.2.1 приложения N 1 признать не действующим с даты принятия данного нормативного правового акта.
Обязать Департамент энергетики и тарифов Ивановской области принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанное не действующим в части постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 14 декабря 2018 г. N 236-к/11.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 декабря 2019 г. N 7-АПА19-10
Текст определения опубликован не был