Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 декабря 2019 г. N 18-КА19-55
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Красноармейского районного суда Краснодарского края от 1 августа 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 ноября 2018 года, которыми удовлетворен административный иск Старова Михаила Юрьевича об оспаривании решения департамента имущественных отношений Краснодарского края об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату и возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края Таракановской Н.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
департамент имущественных отношений Краснодарского края письмом от 13 марта 2018 года отказал Старову М.Ю. в предоставлении в собственность за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения, предоставленного для выращивания кормовых культур, овощеводства, садоводства, животноводства, площадью 90 000 кв.м с кадастровым номером 23:25:0909000:1496, имеющего адресный ориентир: Краснодарский край Приморско-Ахтарский район, в районе урочища Сафаны, поскольку площадь расположенного на земельном участке здания несоразмерна площади данного земельного участка, а также поскольку на этом земельном участке расположен водный объект, ограниченный в обороте, и указанный земельный участок входит в границы береговой полосы.
Не согласившись с таким решением, Старов М.Ю. обратился в суд с административным иском к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании его незаконным и возложении обязанности заключить с ним договор купли-продажи названного земельного участка.
В обоснование своих требований административный истец указал, что является арендатором упомянутого земельного участка. На данном земельном участке располагается принадлежащее Старову М.Ю. на праве собственности нежилое здание площадью 172,8 кв.м, вид разрешенного использования которого - здание для хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Строительство этого объекта осуществлено на основании разрешения на строительство, выданного органом местного самоуправления Приморско-Ахтарского района Краснодарского края.
Решением Красноармейского районного суда Краснодарского края от 1 августа 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 ноября 2018 года, административный иск удовлетворен.
Определением судьи Краснодарского краевого суда от 6 марта 2019 года департаменту имущественных отношений Краснодарского края отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе департамент имущественных отношений Краснодарского края просит судебные акты отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 2019 года кассационная жалоба с административным делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке, в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что такие нарушения допущены судом первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Старов М.Ю. является арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения, предоставленного для выращивания кормовых культур, овощеводства, садоводства, животноводства, площадью 90 000 кв.м с кадастровым номером 23:25:0909000:1496, имеющего адресный ориентир: Краснодарский край Приморско-Ахтарский район, в районе урочища Сафаны.
У административного истца право аренды на данный земельный участок возникло на основании договора уступки права аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения по договору от 19 июня 2009 года N 8825000021, заключенному между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район Краснодарского края и крестьянско-фермерским хозяйством Соловьева А.С. Соответствующие изменения зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости в установленном законом порядке.
На указанном земельном участке расположено нежилое здание площадью 172,8 кв.м, вид разрешенного использования которого - здание для хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Собственником здания на основании договора купли-продажи от 27 апреля 2017 года является Старов М.Ю.
15 декабря 2017 года истец в качестве собственника названного здания обратился в департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении без проведения торгов в собственность за плату названного выше земельного участка.
13 марта 2018 года департамент имущественных отношений Краснодарского края отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка. В качестве основания для отказа ответчиком указано на несоразмерность площади здания истца площади испрашиваемого земельного участка. Дополнительно отмечено о расположении на испрашиваемом земельном участке водного объекта - канала и о наличии водоохраной зоны, оборот которых запрещен.
Удовлетворяя административный иск, суды исходили из того, что несоразмерность площади здания, принадлежащего истцу, площади испрашиваемого земельного участка не может быть основанием для отказа Старову М.Ю. в предоставлении за плату без проведения торгов земельного участка, поскольку такие требования не предусмотрены действующим законодательством. Кроме того, спорный земельный участок находится за границами особо охраняемой природной территории государственного природного комплексного заказника регионального значения "Лотос" и лиманно-плавневого комплекса "Восточное Приазовье" (Ахтарские лиманы).
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда первой и апелляционной инстанций не согласилась.
Согласно положениям статьи 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из названного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Частью 31 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего федерального закона).
Частью 32 статьи 34 этого же федерального закона предусмотрено, что предусмотренные частями 29-31 настоящей статьи законы субъектов Российской Федерации могут быть приняты не позднее 1 января 2016 года.
В целях реализации полномочий Краснодарского края как субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленных Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, принят Закон Краснодарского края от 5 ноября 2002 года N 532-KЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае".
Законом Краснодарского края от 25 декабря 2015 года N 3306-KЗ названный Закон Краснодарского края дополнен статьей 40.2, согласно которой до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти Краснодарского края или органы местного самоуправления в Краснодарском крае, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, принимают решение об отказе в предоставлении земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, наряду с основаниями для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае наличия заключения органа архитектуры и градостроительства, содержащего информацию о несоответствии предельной площади части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель для конкретных видов деятельности или правилам землепользования и застройки, градостроительной и проектной документации.
Таким образом, на момент обращения Старова М.Ю. в департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка без проведения торгов региональным законодательством были предусмотрены дополнительные основания для отказа в предоставлении земельных участков без проведения торгов.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов об отсутствии у ответчика оснований для отказа в предоставлении спорного земельного участка в связи с несоразмерностью площади здания истца площади этого земельного участка и незаконности оспариваемого решения являются неправомерными.
При этом судами вопрос о размере земельного участка, который Старов М.Ю. как собственник нежилого здания площадью 172,8 кв.м вправе приобрести для эксплуатации данного объекта недвижимого имущества, не исследовался.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.
Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 названного кодекса). Данный принцип выражается, в том числе, в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В нарушение приведенных норм права судами первой и апелляционной инстанции не проверен довод департамента имущественных отношений Краснодарского края о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в пределах береговой полосы, в связи с чем, не может быть предоставлен Старову М.Ю. на праве собственности.
Таким образом, имеются основания полагать, что судами первой и апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм материального права, которые повлияли на исход административного дела.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело подлежащим направлению на новое рассмотрение в Красноармейский районный суд Краснодарского края в ином составе судей.
На основании изложенного, руководствуясь положениями части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решением Красноармейского районного суда Краснодарского края от 1 августа 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 ноября 2018 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Красноармейский районный суд Краснодарского края в ином составе судей.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 декабря 2019 г. N 18-КА19-55
Текст определения опубликован не был