Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется путём реализации Программы
В современных условиях культура является важнейшим показателем духовного здоровья населения, социальной стабильности, привлекательности территории для проживания. В этой связи возрастает значимость в создании оптимальных, безопасных и благоприятных условий для пребывания граждан в учреждениях культуры.
Культура и искусство в городском округе Сызрань представлена: семью домами культуры, которые входят в структуру МБУ "Культурно-досуговый комплекс"; Краеведческим музеем и его филиалами - Выставочным залом и Спасской башней Сызранского Кремля; Централизованной библиотечной системой с 23 филиалами библиотек; Драматическим театром; пятью учреждениями дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства (школы искусств и художественная школа); творческими коллективами: фольклорными, народными, эстрадными, балетными ансамблями, шоу-группами; хоровыми, артистическими группами, музыкальными и хореографическими коллективами.
В муниципальных учреждениях культуры функционируют 326 клубных формирований с числом участников более 15 тысяч человек.
Среди проблем деятельности клубов в муниципальном образовании наибольшую актуальность имеет проблема, связанная с состоянием материально-технической базы.
Лишь постоянно укрепляя материально-техническую базу, учреждения культуры могут предлагать жителям качественный и конкурентно способный продукт на постоянно развивающемся рынке досуга.
В настоящее время отмечается износ механического оборудования и одежды сцены, нехватка звуковой и осветительной аппаратуры, видеоаппаратуры и музыкальных инструментов.
Учитывая значительную социальную функцию культурно-досуговых учреждений, в целях повышения их роли в организации досуга населения городского округа, необходимо проведение комплекса мероприятий по укреплению материально-технической базы домов культуры. В Домах культуры необходимо провести капитальный и текущий ремонт помещений, (заменить коммуникации, отремонтировать электропроводку, фасады, кровлю) так как здания построены в основном, в период с 1950 по 1960 годы, имеют срок эксплуатации свыше 60 лет с износом свыше 100%.
Создание комфортных условий в учреждениях культуры будут способствовать росту творческой активности работников учреждений культуры, что расширит возможности привлечения населения к активному участию при проведении новых мероприятий, возрождению и сохранению народных традиций и праздников.
Пользователями муниципальных библиотек являются более 53 тысяч человек.
В настоящее время наиболее актуальной проблемой для городских библиотек является обеспечение необходимой динамики обновления книжных фондов и увеличение доли поступления новых изданий в единый книжный фонд. Обновление книжного фонда должно способствовать формированию социально активной и образованной личности.
Одной из проблем в сфере библиотечного обслуживания населения является уменьшение объемов библиотечных фондов в муниципальных библиотеках в результате недофинансирования комплектования библиотечных фондов, а также превышения количества выбывших документов над количеством вновь поступивших. Норматив ИФЛА/ЮНЕСКО по комплектованию библиотечных фондов, который составляет не менее 250 экземпляров книг на 1 тысячу жителей, в городском округе Сызрань не выполняется. Фактическое значение показателя в 2018 году составило 105 экз. на 1 тысячу жителей. Причем этот показатель остается неизменным на протяжении многих лет, что также указывает на недостаточную укомплектованность фондов библиотек актуальной, новейшей литературой и содержание в них большого количества малоспрашиваемой, устаревшей по содержанию и ветхой литературы. Без правильно сформированных фондов, отвечающих интересам детского и взрослого населения, библиотеки не могут полноценно удовлетворять информационные потребности граждан, из-за чего падает интерес к чтению и библиотекам.
Число посещений музея с 2018 года также имеет тенденцию к ежегодному увеличению.
Позитивно оценивается осуществление в Сызрани образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств и проведение различных городских творческих смотров-конкурсов, зональных творческих конкурсов и фестивалей. Высокий профессиональный уровень образования позволяет учащимся и коллективам детских школ искусств Сызрани достойно выступать на фестивалях и конкурсах детского творчества в разных городах.
Однако, недостаточное финансирование отразилось на состоянии материально-технической базы школ искусств, особенно инструментария. Материальная база образовательных учреждений культуры изношена на 80%. Многие музыкальные инструменты ремонту не подлежат и требуют замены. Отсутствие и износ оркестровых инструментов не позволяет создавать в школах новые коллективы и препятствует повышению качества исполнения в концертных мероприятиях.
В сфере культуры за счет достигнутых творческих успехов отмечаются большие внутренние возможности. Среди наиболее значимых достижений отмечается деятельность "Драматического театра им. А.Н. Толстого", деятельность многочисленных муниципальных творческих коллективов МБУ "Центр музыкального искусства и культуры"; среди массовых мероприятий отмечается успешное проведение в Сызрани ежегодного фестиваля "Сызранский помидор" и одновременно с ним фестиваля "Серебряные трубы Поволжья".
Ежегодно муниципальными учреждениями культуры проводится более 2000 мероприятий, посетителями которых являются более 500 тысяч человек.
Наибольшей популярностью у населения пользуются массовые формы культурно-досуговых мероприятий: народные гулянья, фестивали, конкурсы, тематические и праздничные концерты.
Серьезное внимание уделяется вопросам планирования, координации культурного процесса. Разрабатываются годовой и текущие планы городских мероприятий, учреждений культуры; еженедельно в Управлении культуры проходят совещания директоров подведомственных учреждений культуры. Учреждения и специалисты культуры вносят вклад в развитие современного культурного процесса и много внимания уделяют профессиональному развитию.
Осуществлению разноплановой творческой активности в Сызрани способствует наличие в Сызрани высокопрофессиональных специалистов в сфере культуры Сызрани, в том числе отмеченных почетными званиями, а также привлечение в Сызрань молодых специалистов в сфере культуры.
В настоящее время в учреждениях сферы культуры занято свыше 900 работников. Средний возраст сотрудников приближается к 50 годам, при этом доля работников старше 50 лет составляет почти 40% (25% из них - работники пенсионного возраста). Таким образом, существует проблема старения кадров отрасли, особенно остро стоящая в муниципальных учреждениях.
За последние годы в сфере культуры сложилась определенная система работы, направленная на социальную поддержку кадров. И, конечно, основной мерой по привлечению кадров в отрасль является увеличение заработной платы работников. Эта работа ведется с 2013 года в рамках исполнения "майских" указов Президента Российской Федерации, за этот период заработная плата работников культуры увеличилась практически в 2 раза, что является серьезной поддержкой работников в современных экономических условиях.
Соотношение средней заработной платы работников учреждений культуры и среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) составляет 95%.
Соотношение средней заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования детей от планируемой среднемесячной заработной платы учителей по Самарской области 100%.
Несмотря на действующие меры социальной поддержки приток в отрасль молодых специалистов на сегодняшний день является недостаточным, поэтому обеспечение притока молодых профессиональных кадров, несущих новые творческие идеи и способных отвечать требованиям современного общества, является одной из первоочередных задач, направленных на развитие сферы культуры в целом.
Деятельность учреждений культуры городского округа направлена на повышение социальной эффективности культурной деятельности, увеличение степени доступности культурно-просветительских услуг для населения.
Основными перспективными линиями развития в сфере культуры городского округа Сызрань на период являются:
- сохранение лучших культурных традиций в сфере культуры, выявление и поддержка молодых дарований и детского творчества; повышение качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры;
- организация и проведение социально значимых мероприятий (музыкальных и театральных фестивалей, конкурсов, акций, праздников и других мероприятий);
- разработка, реализация и поддержка межрегиональных, всероссийских мероприятий, программ в сфере культуры, способствующих росту престижа культуры и туризма в городском округе Сызрань;
- совершенствование материально-технической базы учреждений культуры для удовлетворения изменяющихся запросов различных категорий и групп жителей;
- развитие информационных ресурсов учреждений культуры, продвижение информационных технологий, открывающих доступ к культурному продукту для жителей городского округа;
- укрепление и развитие кадрового потенциала в сфере культуры.
В сфере культуры имеются и весьма существенные внешние возможности, которые стимулируют дальнейшую внутреннюю активность в городском округе, среди них: возможности участия муниципальных творческих коллективов не только в городских, но и в областных, всероссийских и международных мероприятиях: фестивалях, конкурсах, акциях; повсеместный музейный "бум" как отражение тенденции усиления роли музеев и выставочных центров в развитии города, использования их коммуникационного потенциала; активное становление новых функций библиотек, которые становятся творческими коммуникационными площадками и просветительскими центрами. Подчеркивается большое значение международного статуса фестиваля "Серебряные трубы Поволжья" и широкая известность фестиваля "Сызранский помидор".
Ограничения развития сферы в основном касаются досуговой сферы. Среди внутренних ограничений отмечается недостаток мест проведения позитивного досуга, а также в целом слабый учет досуговых запросов и интересов различных категорий жителей городского округа.
Внешних ограничений совсем немного, в частности, недостаточность нормативно - правовой базы в сфере культуры.
Основной проблемой, тормозящей поступательное развитие отрасли, продолжает оставаться несоответствие материально-технического состояния и оснащенности учреждений культуры современным нормам и требованиям, а также изменившимся социокультурным ориентациям населения.
Указанная проблема в течение последних лет решается посредством привлечения средств из различных источников (областного, федерального, местного бюджетов, внебюджетных источников).
Несмотря на недостаточное финансирование, сеть учреждений культуры продолжает развиваться. В городском округе Сызрань работает эффективная система взаимодействия между всеми учреждениями культуры - музеями, библиотеками, театром, клубными учреждениями и т.д.
Реализация ведомственной целевой программы городского округа Сызрань "Обеспечение организации деятельности муниципальных учреждений в сфере культуры и искусства городского округа Сызрань на 2020-2024 годы" будет способствовать достижению цели - повышение качества и доступности услуг в сфере культуры и дополнительного образования на территории городского округа Сызрань.
При этом важное значение для успешной реализации Программы имеют правовые и финансовые риски, связанные с достижением цели и решением задач Программы. Правовые риски связаны с изменением федерального и регионального законодательства, длительностью формирования нормативно-правовой базы, необходимой для эффективной реализации Программы. Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и, как следствие, недостаточным уровнем бюджетного финансирования сферы культуры, что может повлечь недофинансирование, сокращение или прекращение программных мероприятий. Способами ограничения финансовых рисков выступают ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, в том числе в зависимости от достигнутых результатов; определение приоритетов для первоочередного финансирования; привлечение внебюджетного финансирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.