Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Главного управления образования
и молодежной политики Алтайского края
от 26 августа 2013 г. N 3730
Положение
о "Школе здоровья Алтайского края"
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет цели, задачи, направления и содержание деятельности общеобразовательных организаций, содействующих укреплению здоровья (далее - Школ здоровья).
1.2. Миссия Школы здоровья - укрепление здоровья посредством образования и улучшение образования посредством укрепления здоровья.
1.3. Школа Здоровья является оптимальной моделью образовательной среды, способствующей формированию осознанного отношения обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих.
1.4. Основанием для получения сертификата "Школа здоровья Алтайского края" является результат участия общеобразовательной организации в краевом конкурсе "Новая школа - Школа здоровья" при наличии положительной динамики уровня здоровья обучающихся (доля обучающихся 1-й и 2-й групп здоровья; доля обучающихся, имеющих школьно обусловленные заболевания (нарушения опорно-двигательного аппарата, органов зрения) и следующих устойчиво высоких показателей:
1.1.1. организация физкультурно-оздоровительной работы (доля обучающихся, систематически занимающихся спортом; доля обучающихся, отнесенных к специальной медицинской группе, и занимающихся физкультурой на специально организованных занятиях; доля обучающихся, принимающих участие в "Президентских состязаниях", "Президентских спортивных играх");
1.1.2. организация воспитательно-профилактической работы (доля обучающихся, занимающихся по профилактическим программам, направленным на формирование здорового и безопасного образа жизни; доля детей, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, и участвующих в профилактических мероприятиях; доля социально ориентированных проектов, реализованных наркопостом совместно с социальными партнерами, родительской общественностью (от общего числа общешкольных профилактических и оздоровительных мероприятий);
1.1.3. создание условий в части охраны здоровья обучающихся (наличие и направления работы спортивных секций и клубов на базе общеобразовательной организации, организация питания (доля обучающихся, получающих горячее питание, двухразовое питание, льготное питание); организация медицинского обслуживания (соответствие медицинского кабинета требованиям СанПиН, наличие договора на медицинское обслуживание между общеобразовательной организацией и учреждением здравоохранения); доля обучающихся, оздоровленных в каникулярное время; наличие узких специалистов (логопед, психолог, социальный педагог).
1.5. Наличие сертификата "Школа здоровья Алтайского края" является обязательным условием участия общеобразовательной организации в региональном конкурсе "Новая школа Алтая", основанием для включения общеобразовательной организации в инновационную сеть краевых образовательных организаций и экспериментальные исследовательские проекты.
1.6. Сертификат "Школа здоровья Алтайского края" выдается сроком на 5 лет и предполагает проведение следующих мероприятий:
использование общеобразовательной организацией в своих презентационных и информационных материалах (на всех видах полиграфической продукции и электронных средствах массовой информации) логотипа "Школа здоровья Алтайского края";
поощрение путевками в ФГБОУ "ВДЦ "Орленок" и "ВДЦ "Океан" обучающихся-организаторов реализованных социально ориентированных профилактических акций/проектов;
поощрение курортно-санаторными путевками педагогов - членов профсоюза работников образования, добившихся высоких показателей в области применения здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании обучающихся;
укрепление материально-технической базы (приобретение спортивного инвентаря, психологического оборудования, оздоровительных программ) в рамках долгосрочной целевой программы "Сохранение и укрепление здоровья детей школьного возраста в Алтайском крае" на 2012-2016 годы.
1.7. По истечении 5 лет с момента сертификации образовательной организации в качестве "Школы здоровья Алтайского края", при наличии устойчиво высоких показателей уровня здоровья обучающихся, либо их положительной динамики в течение времени действия сертификата, срок его действия автоматически продляется на последующие 5 лет.
1.8. Школа здоровья руководствуется:
Федеральным законом от 29.12. 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы";
Приказом Министерства образования и науки РФ N 373 от 06.10.2009 "Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
Приказом Министерства образования и науки РФ N 2106 от 28.12.2010 "Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников";
Приказом Минздрава России от 04.04.2003 N 139 "Об утверждении Инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений";
Указом Президента РФ N 761 от 01.06.2012 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы";
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
Законом Алтайского края от 5.12.2008 N 128-ЗС "Об утверждении краевой целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае" на 2008-2013 годы;
Постановлением Администрации Алтайского края от 23.08.2012 N 439 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Сохранение и укрепление здоровья детей школьного возраста в Алтайском крае" на 2012-2016 годы.
II. Основные цели и задачи Школ здоровья Алтайского края
2.1. создание условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса;
2.2. повышение академической успеваемости обучающихся;
2.3. создание психологически безопасной толерантной среды;
2.4. вовлечение обучающихся в активную деятельность по укреплению здоровья на условиях партнерских отношений.
III. Основные направления деятельности
3.1. Выработка стратегии построения здоровьесозидающей среды и решение тактических задач формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
создание организационной формы взаимодействия специалистов образовательной организации, социальных партнеров - Службы здоровья, для определения алгоритма поэтапной реализации задач, направленных на сохранение, укрепление и формирование культуры здоровья всех участников образовательного процесса;
отражение позиции Школы здоровья в официальных документах образовательной организации (программа развития, публичный отчет, положение о службе здоровья и т.д.) и практической деятельности;
проведение мониторинга "Паспорт здоровья общеобразовательной организации", как инструмент повышения качества работы педагогов.
3.2. Создание оптимальных условий пребывания обучающихся в школе:
соответствие состояния и содержания территории, здания, помещений, оборудования (водоснабжение, канализация, вентиляция, освещение) требованиям санитарных правил, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения;
наличие столовой, имеющей современное технологическое оборудование пищеблока, эстетически оформленный обеденный зал; наличие медицинского кабинета, соответствующего требованиям СанПиН;
наличие в учебных помещениях здоровьесберегающего оборудования, используемого в профилактических целях;
наличие в образовательной организации квалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение оздоровительных мероприятий (медицинские работники, учителя физической культуры, логопед, педагог-психолог, социальный педагог).
3.3. Организация комплексной оздоровительно-профилактической и методической работы с участниками образовательного процесса:
взаимодействие с другими организациями, социальными партнерами, родительской общественностью по реализации социально ориентированных проектов и мероприятий здоровьесберегающей направленности;
наличие в фонде информационно-библиотечного центра научно-методической литературы для педагогов по здоровьесберегающим технологиям; наличие информации на информационных стендах, на сайте для обучающихся и родителей, посвященной проблемам сохранения и укрепления здоровья, и ее регулярное обновление;
наличие и реализация плана методических мероприятий, повышения квалификации педагогов по внедрению инновационных образовательных программ и технологий, направленных на повышение работоспособности обучающихся, минимизацию физиологической цены обучения, обеспечение возрастных темпов роста и развития.
3.4. Формирование устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни и обучение соответствующим навыкам и умениям:
приоритет двигательной активности во всех сферах учебной и внеучебной деятельности образовательной организации, как необходимого условия здорового развития обучающихся;
приоритет социально одобряемого поведения, как показатель здоровьеформирующих установок (соблюдение режима дня, правильное питание, двигательный режим, отсутствие вредных привычек и зависимостей);
повышение привлекательности уроков физической культуры посредством внедрения инновационных технологий и использования физкультурно-оздоровительного оборудования, способствующего развитию физической выносливости и работоспособности.
3.5. Рациональная организация образовательного процесса:
интеграция санитарного просвещения, гигиенического воспитания и олимпийского образования в учебные общеобразовательные предметы;
соблюдение преемственности при реализации дополнительных профилактических и оздоровительных программ на всех этапах школьного обучения;
соблюдение здоровьесберегающего режима обучения и воспитания, в том числе при использовании технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий;
обеспечение благоприятных психологических условий образовательной среды (демократичность и оптимальная интенсивность образовательной среды, благоприятный эмоционально-психологический климат, профилактика эмоционального напряжения и синдрома выгорания);
наличие системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи обучающимся, испытывающими трудности в обучении и воспитании, в том числе, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
IV. Организационная структура управления здоровьесозидающей образовательной средой
4.1. В целях упорядочения здоровьесозидающей деятельности всех участников образовательного процесса и обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации приказом директора создается Служба здоровья.
4.2. Возглавляет Службу здоровья заместитель директора по воспитательной работе.
4.3. В Службе здоровья выделяются организационные звенья, на которые возлагается ответственность за проектирование и реализацию конкретного направления. Каждое организационное звено возглавляет наиболее компетентный в данной области специалист:
4.3.1. медицинское и социально-психологическое оргзвено (медицинский работник, педагог-психолог, социальный педагог, логопед) осуществляет санитарно-гигиеническое и психологическое просвещение, профилактику саморазрушающего поведения, школьно обусловленных, острых и хронических заболеваний, организует проведение противоэпидемиологических мероприятий, медицинских профилактических осмотров в соответствии с декретированными сроками; психолого-педагогическое сопровождение, направленное на успешную социализацию обучающихся и оптимизацию эмоционально-психологического климата в коллективе, содействие формированию познавательной мотивации, метапредметных и личностных компетенций у обучающихся, формирование у них адекватной самооценки и профессионального самоопределения;
4.3.2. педагогическое оргзвено (руководители школьных методических объединений, классные руководители, руководитель наркопоста) осуществляет воспитательную и образовательную работу, направленную на обучение навыкам здорового образа жизни, осуществляет контроль за организацией питания, внедряет здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания, способствующие оптимизации учебной, внеучебной нагрузки и режима занятий, организует соблюдение санитарных норм в части объема нагрузки по реализации основных и дополнительных образовательных программ, первичную профилактику зависимых состояний и школьно обусловленных заболеваний немедикаментозными методами;
4.3.3. физкультурно-оздоровительное оргзвено (учителя физической культуры, тренеры и педагоги дополнительного образования, ведущие в общеобразовательной организации спортивные секции) осуществляет деятельность с обучающимися, в том числе с обучающимися, имеющими ограничения здоровья, направленную на повышение уровня физической подготовленности обучающихся, снятия у них эмоционального напряжения физкультурно-оздоровительной и двигательной активностью, организует работу спортивных секций и клубов;
4.3.4. информационно-технологическое оргзвено (специалисты по ИКТ) организует единое информационное пространство, направленное на формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся, осуществляет техническую поддержку мониторинга "Паспорт здоровья", осуществляет проведение профилактических мероприятий с обучающимися при использовании технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.