Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика текущего состояния развития сельских территорий Курганской области
В настоящее время в аграрной сфере сформирован и планово наращивается производственный потенциал, дальнейшее эффективное развитие которого во многом зависит от стабильности комплексного развития сельских территорий, активизации человеческого фактора экономического роста.
Дальнейшее повышение роли и конкурентоспособности аграрного сектора экономики Курганской области во многом зависит от улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов в сельской местности, повышения уровня и качества жизни на селе, более полного использования имеющихся трудовых ресурсов, привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров и в целом решения проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли с учетом неблагоприятных прогнозов на ближайшие годы в отношении демографической ситуации и формирования трудоресурсного потенциала села.
Основными причинами исторически сложившейся неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села являются недостаточное финансирование развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенных на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции, дотационность местных бюджетов, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения.
В социально-экономическом развитии сельских территорий Курганской области с 2014 по 2019 год произошли значительные изменения. Численность сельских жителей за данный период сократилась на 7,2 процента, если в 2014 году она составляла 340,9 тыс. человек и 38,9 процента от общей численности населения Курганской области, то в 2018 году - 316,2 тыс. человек и 37,9 процента соответственно. При этом доля сельских жителей остается в 1,5 раза больше, чем в целом по стране, что обуславливает значительную территориальную дифференциацию демографической ситуации и существенные различия рынков труда.
В последние годы в Курганской области сохраняется тенденция снижения численности постоянного и трудоспособного населения. Численность постоянного населения за 2018 год сократилась на 10,8 тыс. человек, в том числе на 60 процентов за счет миграционной убыли и на 40 процентов - за счет естественной убыли населения.
В трудоспособном возрасте находятся 429,6 тыс. человек, из них 154,9 тыс. человек - жители сельской местности, или 48,5 процента от общей численности сельского населения.
Из числа сельских жителей в трудоспособном возрасте заняты в экономике 105,7 тыс. человек, или 65,5 процента, ищут работу и готовы к ней поступить 11,9 тыс. человек, или 10,1 процента.
Рынок труда Курганской области на селе характеризуется более высоким, чем в городах, уровнем безработицы и более низким уровнем занятости. Сохраняется структурный дисбаланс по несоответствию безработных вакантным рабочим местам.
Для сельского рынка труда характерна противоречивая ситуация: при наличии безработицы наблюдается нарастание реального дефицита квалифицированных работников основных массовых профессий в сферах здравоохранения, образования и сельского хозяйства.
Привлекательность вакансий снижает низкий уровень оплаты труда. Размер средней заработной платы по вакансиям, заявленным в органы службы занятости, за 7 месяцев 2019 года составил 16,1 тыс. рублей.
Сохранение в сельском хозяйстве многочисленных видов ручных сезонных работ обуславливает высокую потребность во временной рабочей силе и наличие сезонной безработицы.
Сельские территории Курганской области характеризуются неравномерным распределением производственных сил в сочетании с локализацией районных рынков труда и относительно низкой мобильностью рабочей силы. Положение усугубляется отсутствием работы по месту жительства и территориальной близостью Свердловской, Тюменской и Челябинской областей с более высоким уровнем оплаты труда и развитой инфраструктурой.
В целях улучшения ситуации на сельском рынке труда, снижения диспропорции между спросом и предложением необходимы целенаправленные меры по развитию экономики сельских территорий и инфраструктуры, транспортной доступности и повышению привлекательности села как места для труда и жизни.
Государственное регулирование в сфере занятости сельского населения должно быть направлено, прежде всего, на создание и сохранение рабочих мест, обеспечение условий для развития предпринимательства, особенно сельскохозяйственного, и профессиональное обучение работников в соответствии с требованиями экономики.
Уровень комфортности проживания в сельской местности остается крайне низким.
Материальное положение преобладающей части сельского населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства. В 2019 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на 1 работника в сельском, лесном хозяйствах, охоте, рыболовстве и рыбоводстве составила 18868,4 рубля (67,9 процента к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате на 1 работника по Курганской области).
В 2019 году в рамках государственной программы Курганской области "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2016 года N 315, механизм субсидирования процентной ставки заменен на предоставление субсидии на возмещение затрат на оплату первоначального взноса льготным категориям граждан, в том числе гражданам, проживающим в сельских поселениях, находящихся на территории Курганской области, для строительства и приобретения индивидуальных жилых домов в сельских поселениях Курганской области, а также для приобретения квартир в строящихся и во вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домах в сельских поселениях Курганской области.
За период с 2017 года по 15 мая 2019 года льготных кредитов на индивидуальное жилищное строительство для граждан, проживающих на сельских территориях, не выдавалось. За период с 15 мая 2019 года по 15 августа 2019 года на индивидуальное жилищное строительство в рамках государственной программы Курганской области "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области" принято 8 заявок, по двум из которых субсидии перечислены.
Не могут быть признанными удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В Курганской области 478 общеобразовательных школ, из которых 371, или 77,6 процента, составляют сельские школы, общая численность обучающих в селах - 34,44 тыс. человек. Образовательный процесс организован в две смены, в третью смену обучение не реализуется.
На территории области реализуют программу дошкольного образования 420 образовательных организаций, в том числе 138, или 32,9 процента, в сельской местности. Дошкольное обучение получает более 45 тыс. детей, в том числе 12,7 тыс. человек в сельской местности. Доступность дошкольного образования в сельской местности составляет 52 процента.
В связи с демографической ситуацией и проводимой оптимизацией образовательных организаций за последние 5 лет количество сельских школ сократилось на 10,2 процента.
Существующие здания и сооружения образовательных организаций имеют средний срок службы 50 - 60 лет. Несмотря на ежегодно проводимые ремонтные работы по мере выделения средств из бюджетов всех уровней материально-техническая база системы образования Курганской области постоянно ветшает и в настоящее время 40 процентов зданий школ и детских садов требует проведения капитального ремонта.
В последние годы благодаря государственным программам, национальным проектам и финансовой поддержке из федерального и областного бюджетов появилась возможность строительства новых зданий школ и детских садов.
За период 2016 - 2019 годов построено 4 новых здания школ в Далматовском, Куртамышском, Сафакулевском и Шадринском районах общей численностью 745 ученических мест. В рамках государственной программы Курганской области "Развитие образования и реализация государственной молодежной политики", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 21 января 2016 года N 9, и национального проекта "Образование" до 2025 года в сельской местности планируется построить еще 5 новых зданий школ общей численностью 2120 ученических мест.
В рамках национального проекта "Демография" в Курганской области с 2018 года осуществляется строительство детского сада-яслей в селе Кетово Кетовского района на 140 дошкольных мест. В 2020 - 2021 годах в Кетовском районе планируется построить еще 2 детских сада-яслей общей численностью 280 дошкольных мест.
В настоящее время первичную медико-санитарную помощь населению Курганской области, проживающему в сельской местности, оказывают 24 центральные районные больницы, в состав которых входят 626 фельдшерско-акушерских пунктов, 69 фельдшерских пунктов, 22 врачебных амбулатории, 2 участковых больницы, 18 здравпунктов, 3 отделения и 9 кабинетов врачей общей практики.
Скорая медицинская помощь сельскому населению оказывается отделениями скорой медицинской помощи центральных районных больниц. Во всех медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, в том числе в центральных районных больницах, организованы кабинеты (отделения) неотложной медицинской помощи.
С целью повышения доступности медицинской помощи, в том числе специализированной, жителям удаленных и труднодоступных районов сельской местности, осуществляются выездные формы работы. Сформировано 65 выездных (мобильных) врачебных бригад областных специализированных медицинских организаций и центральных районных больниц.
В целях оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах, в настоящее время на территории Курганской области функционирует 18 вертолетных площадок при медицинских организациях. В медицинских организациях города Кургана организованы автоматизированные рабочие месте врачей консультантов для проведения дистанционных медицинских консультаций при помощи системы видео-конференц-связи и программного обеспечения телемедицинской системы.
Одной из актуальных проблем, влияющих на динамику развития сферы здравоохранения и доступность медицинской помощи сельскому населению Курганской области, является дефицит врачебных кадров, особенно медицинских работников первичного звена. Обеспеченность врачебными кадрами на 1 августа 2019 года - 24,2 на 10 тыс. человек населения, что 1,5 раза ниже показателя по Российской Федерации.
В целях обеспечения и закрепления специалистов в медицинских организациях, расположенных на селе, в рамках государственной программы Курганской области "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года N 508, осуществляются меры социальной поддержки.
В настоящее время село характеризуется специфическими условиями производства и образа жизни, которые воздействуют на его культурные традиции. Деревня остается не только хранительницей, но и источником народного творчества. Ее культурную и духовную жизнь во многом определяет сельский клуб и сельская библиотека, оставаясь для жителей села единственным местом коллективного общения, информационным полем, центром формирования общественного мнения, проявления коллективной инициативы и реализации творческих способностей населения.
По состоянию на 1 сентября 2019 года на территории Курганской области функционируют 660 муниципальных Домов культуры, на базе которых регулярно проводятся культурно-досуговые мероприятия с участием местного населения. В настоящее время 30 процентов сельских Домов культуры находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. В период с 2014 по 2018 год капитальный ремонт проведен в 27 учреждениях культуры.
За три года в рамках реализации проекта "Культура малой Родины" за счет средств субсидий материально-техническую базу улучшили 279 сельских Домов культуры.
С 2019 года на территории Курганской области реализуется национальный проект "Культура", в рамках которого до 2024 года планируется построить, реконструировать, капитально отремонтировать не менее десяти учреждений культуры, в том числе в сельской местности.
На территории Курганской области количество спортивных сооружений с учетом объектов городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленных для занятий физической культурой и спортом, составляет 2795 объектов, из них 1523 объекта находятся в сельской местности.
Вместе с тем большая часть спортивных объектов в сельской местности требует капитального ремонта, реконструкции, часть спортивных объектов находится в аварийном состоянии. Одной из проблем в сельской местности является крайне низкая обеспеченность плавательными бассейнами.
В результате реализации целевой программы Курганской области "Социальное развитие села Курганской области до 2013 года", утвержденной постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 16 сентября 2003 года N 295, и государственной программы Курганской области "Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года N 474, за период с 2003 по 2018 годы улучшили жилищные условия 2015 сельских семей, значительно повысился уровень инженерного обустройства жилищного фонда: уровень газификации домов (квартир) сетевым газом увеличился с 3 процентов до 31,3 процента, обеспеченность сельского населения питьевой водой - с 21 процента до 45,2 процента.
Однако уровень благоустройства сельского жилищного фонда остается значительно ниже городского.
На территориях сельских поселений Курганской области проложено 1696,5 километра водопроводных сетей, из них в ветхом состоянии 526,5 километра, или 31 процент.
Централизованное водоснабжение организовано на территориях 89 населенных пунктов, определена ресурсоснабжающая организация и установлен тариф. В 180 населенных пунктах централизованное водоснабжение осуществляется за счет добровольных пожертвований населения, организация мероприятий по содержанию водопроводов возложена на сельсоветы.
Основной проблемой в сфере водоснабжения остается отсутствие подземных вод питьевого качества. Анализ современного состояния водоснабжения в Курганской области показывает, что многие населенные пункты в вопросах водоснабжения качественной питьевой водой, соответствующей нормативным требованиям, находятся в положении от напряженного до критического.
Дефицит питьевых подземных вод, в основном, обусловлен природными и экономическими факторами:
- широким площадным распространением подземных вод первого и второго от поверхности водоносных горизонтов с высокой минерализацией, повышенным содержанием бора и брома, заведомо не пригодных для питьевых целей;
- спорадическим распространением линз пресных подземных вод в первом от поверхности водоносном горизонте, преимущественно используемом для питьевого водоснабжения, относительно небольшими размерами этих линз и нередко значительной удаленностью от потребителя;
- природное качество подземных вод в пресных линзах первого от поверхности водоносного горизонта не соответствует нормативам, предъявляемым для питьевых вод по превышению содержания железа, марганца, мутности, реже по бору и брому, что требует обязательной специальной подготовки таких вод перед подачей потребителю для питьевых целей.
С целью повышения обеспеченности населения качественной питьевой водой необходим ряд первоочередных мер, в том числе:
- ввод в эксплуатацию мес
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.