Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика текущего состояния развития сельских территорий Курганской области
В настоящее время в аграрной сфере сформирован и планово наращивается производственный потенциал, дальнейшее эффективное развитие которого во многом зависит от стабильности комплексного развития сельских территорий, активизации человеческого фактора экономического роста.
Дальнейшее повышение роли и конкурентоспособности аграрного сектора экономики Курганской области во многом зависит от улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов в сельской местности, повышения уровня и качества жизни на селе, более полного использования имеющихся трудовых ресурсов, привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров и в целом решения проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли с учетом неблагоприятных прогнозов на ближайшие годы в отношении демографической ситуации и формирования трудоресурсного потенциала села.
Основными причинами исторически сложившейся неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села являются недостаточное финансирование развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенных на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции, дотационность местных бюджетов, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения.
В социально-экономическом развитии сельских территорий Курганской области с 2014 по 2019 год произошли значительные изменения. Численность сельских жителей за данный период сократилась на 7,2 процента, если в 2014 году она составляла 340,9 тыс. человек и 38,9 процента от общей численности населения Курганской области, то в 2018 году - 316,2 тыс. человек и 37,9 процента соответственно. При этом доля сельских жителей остается в 1,5 раза больше, чем в целом по стране, что обуславливает значительную территориальную дифференциацию демографической ситуации и существенные различия рынков труда.
В последние годы в Курганской области сохраняется тенденция снижения численности постоянного и трудоспособного населения. Численность постоянного населения за 2018 год сократилась на 10,8 тыс. человек, в том числе на 60 процентов за счет миграционной убыли и на 40 процентов - за счет естественной убыли населения.
В трудоспособном возрасте находятся 429,6 тыс. человек, из них 154,9 тыс. человек - жители сельской местности, или 48,5 процента от общей численности сельского населения.
Из числа сельских жителей в трудоспособном возрасте заняты в экономике 105,7 тыс. человек, или 65,5 процента, ищут работу и готовы к ней поступить 11,9 тыс. человек, или 10,1 процента.
Рынок труда Курганской области на селе характеризуется более высоким, чем в городах, уровнем безработицы и более низким уровнем занятости. Сохраняется структурный дисбаланс по несоответствию безработных вакантным рабочим местам.
Для сельского рынка труда характерна противоречивая ситуация: при наличии безработицы наблюдается нарастание реального дефицита квалифицированных работников основных массовых профессий в сферах здравоохранения, образования и сельского хозяйства.
Привлекательность вакансий снижает низкий уровень оплаты труда. Размер средней заработной платы по вакансиям, заявленным в органы службы занятости, за 7 месяцев 2019 года составил 16,1 тыс. рублей.
Сохранение в сельском хозяйстве многочисленных видов ручных сезонных работ обуславливает высокую потребность во временной рабочей силе и наличие сезонной безработицы.
Сельские территории Курганской области характеризуются неравномерным распределением производственных сил в сочетании с локализацией районных рынков труда и относительно низкой мобильностью рабочей силы. Положение усугубляется отсутствием работы по месту жительства и территориальной близостью Свердловской, Тюменской и Челябинской областей с более высоким уровнем оплаты труда и развитой инфраструктурой.
В целях улучшения ситуации на сельском рынке труда, снижения диспропорции между спросом и предложением необходимы целенаправленные меры по развитию экономики сельских территорий и инфраструктуры, транспортной доступности и повышению привлекательности села как места для труда и жизни.
Государственное регулирование в сфере занятости сельского населения должно быть направлено, прежде всего, на создание и сохранение рабочих мест, обеспечение условий для развития предпринимательства, особенно сельскохозяйственного, и профессиональное обучение работников в соответствии с требованиями экономики.
Уровень комфортности проживания в сельской местности остается крайне низким.
Материальное положение преобладающей части сельского населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства. В 2019 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на 1 работника в сельском, лесном хозяйствах, охоте, рыболовстве и рыбоводстве составила 18868,4 рубля (67,9 процента к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате на 1 работника по Курганской области).
В 2019 году в рамках государственной программы Курганской области "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2016 года N 315, механизм субсидирования процентной ставки заменен на предоставление субсидии на возмещение затрат на оплату первоначального взноса льготным категориям граждан, в том числе гражданам, проживающим в сельских поселениях, находящихся на территории Курганской области, для строительства и приобретения индивидуальных жилых домов в сельских поселениях Курганской области, а также для приобретения квартир в строящихся и во вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домах в сельских поселениях Курганской области.
За период с 2017 года по 15 мая 2019 года льготных кредитов на индивидуальное жилищное строительство для граждан, проживающих на сельских территориях, не выдавалось. За период с 15 мая 2019 года по 15 августа 2019 года на индивидуальное жилищное строительство в рамках государственной программы Курганской области "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области" принято 8 заявок, по двум из которых субсидии перечислены.
Не могут быть признанными удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В Курганской области 478 общеобразовательных школ, из которых 371, или 77,6 процента, составляют сельские школы, общая численность обучающих в селах - 34,44 тыс. человек. Образовательный процесс организован в две смены, в третью смену обучение не реализуется.
На территории области реализуют программу дошкольного образования 420 образовательных организаций, в том числе 138, или 32,9 процента, в сельской местности. Дошкольное обучение получает более 45 тыс. детей, в том числе 12,7 тыс. человек в сельской местности. Доступность дошкольного образования в сельской местности составляет 52 процента.
В связи с демографической ситуацией и проводимой оптимизацией образовательных организаций за последние 5 лет количество сельских школ сократилось на 10,2 процента.
Существующие здания и сооружения образовательных организаций имеют средний срок службы 50 - 60 лет. Несмотря на ежегодно проводимые ремонтные работы по мере выделения средств из бюджетов всех уровней материально-техническая база системы образования Курганской области постоянно ветшает и в настоящее время 40 процентов зданий школ и детских садов требует проведения капитального ремонта.
В последние годы благодаря государственным программам, национальным проектам и финансовой поддержке из федерального и областного бюджетов появилась возможность строительства новых зданий школ и детских садов.
За период 2016 - 2019 годов построено 4 новых здания школ в Далматовском, Куртамышском, Сафакулевском и Шадринском районах общей численностью 745 ученических мест. В рамках государственной программы Курганской области "Развитие образования и реализация государственной молодежной политики", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 21 января 2016 года N 9, и национального проекта "Образование" до 2025 года в сельской местности планируется построить еще 5 новых зданий школ общей численностью 2120 ученических мест.
В рамках национального проекта "Демография" в Курганской области с 2018 года осуществляется строительство детского сада-яслей в селе Кетово Кетовского района на 140 дошкольных мест. В 2020 - 2021 годах в Кетовском районе планируется построить еще 2 детских сада-яслей общей численностью 280 дошкольных мест.
В настоящее время первичную медико-санитарную помощь населению Курганской области, проживающему в сельской местности, оказывают 24 центральные районные больницы, в состав которых входят 626 фельдшерско-акушерских пунктов, 69 фельдшерских пунктов, 22 врачебных амбулатории, 2 участковых больницы, 18 здравпунктов, 3 отделения и 9 кабинетов врачей общей практики.
Скорая медицинская помощь сельскому населению оказывается отделениями скорой медицинской помощи центральных районных больниц. Во всех медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, в том числе в центральных районных больницах, организованы кабинеты (отделения) неотложной медицинской помощи.
С целью повышения доступности медицинской помощи, в том числе специализированной, жителям удаленных и труднодоступных районов сельской местности, осуществляются выездные формы работы. Сформировано 65 выездных (мобильных) врачебных бригад областных специализированных медицинских организаций и центральных районных больниц.
В целях оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах, в настоящее время на территории Курганской области функционирует 18 вертолетных площадок при медицинских организациях. В медицинских организациях города Кургана организованы автоматизированные рабочие месте врачей консультантов для проведения дистанционных медицинских консультаций при помощи системы видео-конференц-связи и программного обеспечения телемедицинской системы.
Одной из актуальных проблем, влияющих на динамику развития сферы здравоохранения и доступность медицинской помощи сельскому населению Курганской области, является дефицит врачебных кадров, особенно медицинских работников первичного звена. Обеспеченность врачебными кадрами на 1 августа 2019 года - 24,2 на 10 тыс. человек населения, что 1,5 раза ниже показателя по Российской Федерации.
В целях обеспечения и закрепления специалистов в медицинских организациях, расположенных на селе, в рамках государственной программы Курганской области "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года N 508, осуществляются меры социальной поддержки.
В настоящее время село характеризуется специфическими условиями производства и образа жизни, которые воздействуют на его культурные традиции. Деревня остается не только хранительницей, но и источником народного творчества. Ее культурную и духовную жизнь во многом определяет сельский клуб и сельская библиотека, оставаясь для жителей села единственным местом коллективного общения, информационным полем, центром формирования общественного мнения, проявления коллективной инициативы и реализации творческих способностей населения.
По состоянию на 1 сентября 2019 года на территории Курганской области функционируют 660 муниципальных Домов культуры, на базе которых регулярно проводятся культурно-досуговые мероприятия с участием местного населения. В настоящее время 30 процентов сельских Домов культуры находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. В период с 2014 по 2018 год капитальный ремонт проведен в 27 учреждениях культуры.
За три года в рамках реализации проекта "Культура малой Родины" за счет средств субсидий материально-техническую базу улучшили 279 сельских Домов культуры.
С 2019 года на территории Курганской области реализуется национальный проект "Культура", в рамках которого до 2024 года планируется построить, реконструировать, капитально отремонтировать не менее десяти учреждений культуры, в том числе в сельской местности.
На территории Курганской области количество спортивных сооружений с учетом объектов городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленных для занятий физической культурой и спортом, составляет 2795 объектов, из них 1523 объекта находятся в сельской местности.
Вместе с тем большая часть спортивных объектов в сельской местности требует капитального ремонта, реконструкции, часть спортивных объектов находится в аварийном состоянии. Одной из проблем в сельской местности является крайне низкая обеспеченность плавательными бассейнами.
В результате реализации целевой программы Курганской области "Социальное развитие села Курганской области до 2013 года", утвержденной постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 16 сентября 2003 года N 295, и государственной программы Курганской области "Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года N 474, за период с 2003 по 2018 годы улучшили жилищные условия 2015 сельских семей, значительно повысился уровень инженерного обустройства жилищного фонда: уровень газификации домов (квартир) сетевым газом увеличился с 3 процентов до 31,3 процента, обеспеченность сельского населения питьевой водой - с 21 процента до 45,2 процента.
Однако уровень благоустройства сельского жилищного фонда остается значительно ниже городского.
На территориях сельских поселений Курганской области проложено 1696,5 километра водопроводных сетей, из них в ветхом состоянии 526,5 километра, или 31 процент.
Централизованное водоснабжение организовано на территориях 89 населенных пунктов, определена ресурсоснабжающая организация и установлен тариф. В 180 населенных пунктах централизованное водоснабжение осуществляется за счет добровольных пожертвований населения, организация мероприятий по содержанию водопроводов возложена на сельсоветы.
Основной проблемой в сфере водоснабжения остается отсутствие подземных вод питьевого качества. Анализ современного состояния водоснабжения в Курганской области показывает, что многие населенные пункты в вопросах водоснабжения качественной питьевой водой, соответствующей нормативным требованиям, находятся в положении от напряженного до критического.
Дефицит питьевых подземных вод, в основном, обусловлен природными и экономическими факторами:
- широким площадным распространением подземных вод первого и второго от поверхности водоносных горизонтов с высокой минерализацией, повышенным содержанием бора и брома, заведомо не пригодных для питьевых целей;
- спорадическим распространением линз пресных подземных вод в первом от поверхности водоносном горизонте, преимущественно используемом для питьевого водоснабжения, относительно небольшими размерами этих линз и нередко значительной удаленностью от потребителя;
- природное качество подземных вод в пресных линзах первого от поверхности водоносного горизонта не соответствует нормативам, предъявляемым для питьевых вод по превышению содержания железа, марганца, мутности, реже по бору и брому, что требует обязательной специальной подготовки таких вод перед подачей потребителю для питьевых целей.
С целью повышения обеспеченности населения качественной питьевой водой необходим ряд первоочередных мер, в том числе:
- ввод в эксплуатацию месторождений питьевых подземных вод, запасы которых прошли государственную экспертизу по результатам проведенных поисково-оценочных работ;
- продолжение поисково-оценочных работ с целью выявления и оценки запасов месторождений подземных вод в качестве источников питьевого водоснабжения районных центров и крупных сел;
- проектирования и строительства на месторождениях питьевых подземных вод водозаборов и локальных водопроводов;
- обустройство действующих и проектируемых локальных и линейных водопроводов системами очистки природной воды до норм питьевого стандарта перед подачей ее потребителю.
Протяженность канализационных сетей на сельских территориях составляет 747,3 километра, из них ветхих - 492,5 километра, или 66 процента. Централизованные системы водоотведения в большей степени организованы в районных центрах, в меньшей степени в сельских поселениях. Уровень износа таких систем, включая канализационные очистные сооружения, от 90 до 100 процентов. Более того, технологии очистки, предусмотренные проектными решениями, не соответствуют современным требованиям.
На сегодняшний день остро стоит вопрос по реконструкции системы водоотведения, в том числе канализационных очистных сооружений с. Просвет Кетовского района.
Централизованное теплоснабжение на селе организовано в 423 сельских поселениях, в основном теплоснабжением обеспечиваются объекты социальной сферы (бюджетные учреждения). Общая протяженность сетей теплоснабжения - 1105,7 километра, из них ветхих - 219,2 километра, или 20 процентов.
Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы Курганской области - они обеспечивают связь между муниципальными районами и населенными пунктами Курганской области, а также дают возможность выхода на сеть автомобильных дорог субъектов Российской Федерации, граничащих с Курганской областью. Развитие сети автомобильных дорог, в том числе на сельских территориях, должно соответствовать темпам социально-экономического развития Курганской области и обеспечивать потребность в перевозках в соответствии с ростом автомобилизации.
На текущий момент протяженность автомобильных дорог общего пользования Курганской области составляет более 16,5 тысячи км, в том числе с твердым покрытием - 9534,95 километра, или 57,7 процента сети, из них:
- 3 дороги федерального значения - 812,6 километра, с твердым покрытием - 812,6 километра (100 процентов);
- 702 - регионального значения - 7692,74 километра, с твердым покрытием - 5934,45 километра (77,1 процента);
- местного значения - 8069,7 километра, с твердым покрытием - 2787,9 километра (34,5 процента).
В настоящее время социально-экономическое развитие Курганской области во многом сдерживается из-за ограничений при эксплуатации автомобильных дорог, так как исчерпана пропускная способность и высока степень износа значительной их части, отсутствует круглогодичная связь с 355 населенными пунктами, или 29 процентов от общего количества населенных пунктов. Низкий технический уровень автомобильных дорог обуславливает высокий уровень транспортной составляющей в себестоимости продукции. Именно поэтому особое значение приобретает осуществление мероприятий, направленных на сохранение и развитие существующей сети автомобильных дорог, улучшение транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог и повышение безопасности дорожного движения, ликвидацию транспортной дискриминации территорий.
Услуги связи на территории Курганской области оказывают 63 оператора по 146 лицензиям. В общем объеме услуг, оказываемых населению области, 19,1 процента составляют услуги связи.
Связь занимает одно из значимых мест в экономике Курганской области, основной задачей которой является обеспечение общих условий функционирования базовых отраслей материального производства, удовлетворение в услугах связи населения, в том числе и муниципальных образований Курганской области.
Основная деятельность организаций отрасли направлена на:
- "цифровизацию" традиционной телекоммуникационной инфраструктуры сетей связи в городах и сельских населенных пунктах, развитие транспортной сети на базе волоконно-оптических линий связи;
- строительство антенно-мачтовых сооружений, модернизацию существующих каналов связи, а также внедрение перспективных сетей с использованием технологий 3G и 4G.
Из всех сегментов отрасли в 2019 году в Курганской области достаточно активно развивается мобильная связь, доступ в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
Между Правительством Курганской области и четырнадцатью организациями связи подписаны Соглашения о социально-экономическом сотрудничестве в сфере совершенствования и развития услуг связи в Курганской области. Данные Соглашения направлены на реализацию программ развития средств связи и информатизации в Курганской области, в том числе на реализацию инвестиционных программ организаций связи.
1810 базовых станций обеспечивают покрытие сотовой радиотелефонной связью около 94 процентов территории населенных пунктов, федеральных трасс и автодорог Курганской области.
Услуги связи по передаче данных и доступу к сети "Интернет" на территории области оказывают 26 операторов. На сегодняшний день технологии, такие как оптический доступ, Ethernet, высокоскоростные технологии xDSL, FTTx, а также беспроводный доступ, в частности 3G, Wi-Fi.
В регионе создана и продолжает развиваться современная транспортная сеть на базе волоконно-оптической линии связи протяженностью более 8 тыс. км, охватившая все районные центры области. По итогам 2018 года общее число домохозяйств Курганской области, имеющих доступ к сети "Интернет", достигло 65 процентов.
Операторы связи на 2019 год ставят перед собой задачи, комбинируя проводную (оптическую) и беспроводную (Wi-Fi, 3G/4G) сеть, создать большие зоны покрытия. Предлагаемое решение позволит в кратчайшие сроки и минимальными финансовыми затратами обеспечить полноценный доступ к информационным ресурсам, сети "Интернет", телефонии и телевидения. Особенно это важно для удаленных и труднодоступных населенных пунктов Курганской области.
Для обеспечения социально-экономического развития сельских территорий и создания условий эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, а также строительства и реконструкции сельских автомобильных дорог.
С учетом объективных особенностей развития сельских территорий и имеющегося значительного разрыва в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями достижение прогресса в изменении сложившейся ситуации возможно на условиях использования комплексного подхода, постановки задачи и определения путей ее решения с привлечением средств государственной поддержки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.