Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
администрации области
от 31.12.2019 N 1506
Государственная программа
Тамбовской области комплексного развития сельских территорий (далее - Государственная программа)
Паспорт программы
Ответственный исполнитель Государственной программы |
Управление сельского хозяйства области |
Соисполнители Государственной программы |
Управление автомобильных дорог и транспорта области |
Подпрограммы Государственной программы |
"Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения" (приложение N 4 к Государственной программе); "Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях" (приложение N 5 к Государственной программе); "Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях" (приложение N 6 к Государственной программе) |
Цели Государственной программы |
Удовлетворение потребности сельского населения в благоустроенном жилье; повышение уровня благосостояния сельского населения; повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских территорий |
Задачи Государственной программы |
Обеспечение жильем граждан постоянно проживающих и работающих на сельских территориях; содействие в повышении уровня занятости сельского населения; обеспечение развития телекоммуникационной, инженерной и социальной инфраструктуры на сельских территориях |
Целевые индикаторы и показатели Государственной программы, их значения на последний год реализации |
Доля сельского населения в общей численности населения Тамбовской области - 38,9%; доля соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств - 94,1%; доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах - 80% |
Сроки и этапы реализации Государственной программы |
2020 - 2025 годы в один этап |
Объемы и источники финансирования Государственной программы |
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы в 2020 - 2025 годах составит 6 479,5 млн. рублей, в том числе: 2020 год - 1 068,3 млн. рублей; 2021 год - 994,8 млн. рублей; 2022 год - 877,3 млн. рублей; 2023 год - 1 413,1 млн. рублей; 2024 год - 1 042, 9 млн. рублей; 2025 год - 1083,1 млн. рублей; из них: в рамках лимитов областной адресной инвестиционной программы (далее - ОАИП) - 163,5 млн. рублей, в том числе: 2020 год - 42,0 млн. рублей; 2021 год - 30,7 млн. рублей; 2022 год - 13,2 млн. рублей; 2023 год - 50,0 млн. рублей; 2024 год - 13,7 млн. рублей; 2025 год - 13,9 млн. рублей; за счет средств федерального бюджета - 3 712,9 млн. рублей: 2020 год - 673,0 млн. рублей; 2021 год - 461,7 млн. рублей; 2022 год - 357,3 млн. рублей; 2023 год - 962,3 млн. рублей; 2024 год - 618,3 млн. рублей; 2025 год - 640,3 млн. рублей; за счет средств бюджета Тамбовской области - 1 466,4 млн. рублей: 2020 год - 212,0 млн. рублей; 2021 год - 332,1 млн. рублей; 2022 год - 314,4 млн. рублей; 2023 год - 221,4 млн. рублей; 2024 год - 190,5 млн. рублей; 2025 год - 196,0 млн. рублей; из них в рамках лимитов ОАИП - 163,5 млн. рублей, в том числе: 2020 год - 42,0 млн. рублей; 2021 год - 30,7 млн. рублей; 2022 год - 13,2 млн. рублей; 2023 год - 50,0 млн. рублей; 2024 год - 13,7 млн. рублей; 2025 год - 13,9 млн. рублей; за счет средств местного бюджета - 6,7 млн. рублей: 2020 год - 1,4 млн. рублей; 2021 год - 1,7 млн. рублей; 2022 год - 0,7 млн. рублей; 2023 год - 1,2 млн. рублей; 2024 год - 0,8 млн. рублей; 2025 год - 0,9 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 1 293,5 млн. рублей: 2020 год - 181,9 млн. рублей; 2021 год - 199,2 млн. рублей; 2022 год - 204,9 млн. рублей; 2023 год - 228,2 млн. рублей; 2024 год - 233,3 млн. рублей; 2025 год - 246,0 млн. рублей |
1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы
В целях повышения эффективности финансового и организационного обеспечения мероприятий, которые направлены на повышение качества жизни сельских жителей, сформирована единая государственная политика в отношении сельских территорий. Правительством Российской Федерации разработана долгосрочная Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 N 151-р (далее - Стратегия).
Данная Стратегия направлена на создание условий для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения на основе преимуществ сельского образа жизни, выполнение селом общенациональных функций - производственной, демографической, трудоресурсной, пространственно-коммуникационной, сохранение историко-культурных основ идентичности народов страны, поддержание социального контроля и освоенности сельских территорий.
Государственная программа разработана в соответствии с Законом Тамбовской области от 04.06.2018 N 246-З "О Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2035 года" и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
В Тамбовской области более 39% населения проживает в сельской местности. В отрасли агропромышленного комплекса трудятся более 125 тысяч человек, что составляет 24% от трудоспособного населения региона.
Реальным и эффективным инструментом решения социальных проблем па селе стала подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий Тамбовской области" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области, утвержденная постановлением администрации области от 21.11.2012 N 1443 (далее - Госпрограмма развития сельского хозяйства).
В рамках указанной подпрограммы Госпрограммы развития сельского хозяйства за период с 2014 по 2018 годы получили государственную поддержку 1015 семей, из них 540 молодых семей и специалистов. Общий объем ввода жилья составил 47,3 тыс. кв. м жилья, в том числе 28,6 тыс. кв. м - молодым семьям и молодым специалистами. Построены 9 фельдшерско - акушерских пунктов, 2 офиса врача общей практики, что позволило более 11 тысячам человек получить медицинскую помощь на территории своего населенного пункта. Введено в строй открытое плоскостное спортивное сооружение площадью 2108 кв. м в с. Гавриловка 2-я Гавриловского района. В 2018 году аналогичное спортивное сооружение введено в д. Вишневка Ржаксинского района. Реализованы проекты комплексного обустройства площадок под комплексную компактную жилищную застройку в Жердевском и Мичуринском районах. В 2018 году начато строительство площадки сетями инженерной инфраструктуры под компактную жилищную застройку в Токаревском районе. Построено 150,8 км газовых сетей и 175,35 км водопроводных линий. В области природный газ используется в 23 районах области. Уровень газификации жилищного фонда области природным и сжиженным газом в соответствии с паспортом газового хозяйства по состоянию на 01.01.2017 составляет 86,35%. Централизованным водоснабжением в среднем по области обеспечено 59,2% населения.
Реализованы 54 проекта по грантовой поддержке местных инициатив граждан практически в каждом районе области. Построен сельский дом культуры в с. Ивановка Уваровского района на 255 мест.
За период с 2015 по 2018 годы построено 84,1 км дорог к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Вместе с тем, несмотря на положительный эффект от реализации подпрограммы Госпрограммы развития сельского хозяйства, реализация программных мероприятий оказалась недостаточной для полного и эффективного использования экономического потенциала сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения области.
Таким образом, необходимость разработки и реализации Государственной программы обусловлена:
недостаточно развитой коммуникационной, транспортной и инженерной инфраструктурой;
несоответствием современным условиям базы для оказания сельскому населению образовательных, медицинских, жилищно-коммунальных и социально-культурных услуг;
сложной демографической ситуацией в сельской местности. Жизнь на сельских территориях не является привлекательной для молодежи, отток молодежи из сельской местности в города является ощутимым препятствием для формирования кадровой базы. Сельские территории характеризуются высоким уровнем безработицы и бедности.
В рамках реализации Государственной программы можно выделить следующие риски, оказывающие влияние на достижение цели и задач - макроэкономические риски и недостаточный уровень бюджетного финансирования.
Макроэкономические риски - продолжительная рецессия мировой экономики и обусловленное этим ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на товары и ресурсы российского экспорта, являющиеся основными источниками доходов российского бюджета, могут снизить размер бюджетных поступлений федерального уровня, что, в свою очередь, замедлит темпы реализации Государственной программы.
В этих условиях возрастет роль участия Тамбовской области в реализации мероприятий по комплексному развитию сельских территорий в том числе стимулировании реализации муниципальных программ в области комплексного развития сельских территорий за счет софинансирования из бюджета области.
Недостаточный уровень бюджетного финансирования: сокращение финансирования мероприятий по комплексному развитию сельских территорий за счет бюджетных средств по сравнению с запланированными значениями является существенным риском. Недофинансирование запланированных мероприятий создает угрозу срыва решения поставленных задач.
В связи с этим основными мерами управления риском такого характера являются:
развитие государственно-частного партнерства;
стимулирование инвестиционной деятельности;
расширение числа возможных источников финансирования мероприятий по оптимизации издержек и повышению эффективности управления.
Управление рисками предполагается осуществлять на основе постоянного мониторинга хода реализации Государственной программы и разработки при необходимости предложений по ее корректировке.
2. Приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи, сроки и этапы реализации Государственной программы
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.03.2018 поставлена задача "особое внимание уделять социальному, инфраструктурному развитию сельских территорий", решение которой должно качественно изменить жизнь сельских жителей, приблизить условия проживания в сельской местности к уровню городов, и в первую очередь в части доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства.
Приоритетным направлением региональной политики является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
Основными целями реализации Государственной программы являются:
обеспечение жильем граждан, проживающих на сельских территориях;
повышение уровня благосостояния сельского населения;
повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских территорий.
Для достижения вышеуказанных целей Государственной программы требуется решение следующих задач, реализуемых в подпрограммах и основных мероприятиях:
обеспечение жильем граждан, постоянно проживающих и работающих на сельских территориях;
содействие в повышении уровня занятости сельского населения;
обеспечение развития телекоммуникационной, инженерной и социальной инфраструктуры на сельских территориях.
Государственная программа планируется к реализации в 2020 - 2025 годах в один этап.
Государственная программа предусматривает следующие направления:
развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений;
содействие занятости сельского населения;
развитие инженерной и транспортной инфраструктуры на сельских территориях;
благоустройство сельских территорий.
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты Государственной программы
Основными показателями (индикаторами), характеризующими достижение целей и решение поставленных задач Государственной программы, являются:
доля сельского населения в общей численности населения Тамбовской области 38,9%;
доля соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств 94,1%;
доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах 80%.
Перечень показателей (индикаторов) реализации Государственной программы приведен в приложении N 1.
На степень достижения поставленных в рамках настоящей Государственной программы целей, задач и результатов непосредственным образом будут оказывать влияние итоги реализации иных государственных программ Тамбовской области, в том числе:
"Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области";
"Экономическое развитие и инновационная экономика";
"Развитие образования Тамбовской области";
"Развитие здравоохранения Тамбовской области";
"Развитие культуры и туризма";
"Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области";
"Развитие физической культуры и спорта";
"Содействие занятости населения".
4. Обобщенная характеристика подпрограмм, мероприятий и ведомственных целевых программ Государственной программы
Основные мероприятия Государственной программы направлены на достижение ее целей и на решение наиболее важных текущих и перспективных задач, обеспечивающих комплексное развитие сельских территорий.
Одной из основных целей Государственной программы является повышение доли общей площади жилых помещений в сельских населенных пунктах, оборудованных всеми видами благоустройства. Решение имеющихся задач предусматривается в том числе комплексом мероприятий, включенных в подпрограмму "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения". Данная подпрограмма включает в себя следующее основное мероприятие - развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений, в рамках которого реализуются следующие мероприятия:
улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях;
строительство жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения;
улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, путем строительства (приобретения) жилья за счет предоставления ипотечных кредитов (займов) по льготной ставке;
улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, путем повышения уровня благоустройства жилых помещений за счет предоставления кредитов (займов) по льготной ставке;
обустройство инженерной инфраструктурой и благоустройство площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку.
Важную роль в снижении бедности играет региональная политика - ускоренное социально-экономическое развитие региона, прежде всего сельских территорий, кардинальное улучшение качества жизни сельского населения, обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами, диверсификация сельской экономики, содействие правовой, цифровой и финансовой грамотности населения. Для решения вопроса по содействию занятости и привлечения кадров на село, а также в целях увеличения числа высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики и увеличения численности занятых в сегменте малого и среднего предпринимательства реализуется основное мероприятие - содействие занятости сельского населения в рамках подпрограммы "Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях". Данное мероприятие предусматривает оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении квалифицированными специалистами.
Кроме того, подпрограмма "Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях" включает в себя следующие основные мероприятия: благоустройство сельских территорий - направленное на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий;
развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях - в рамках которого предусматривается завершение в 2021 году мероприятий по развитию газификации и водоснабжения в сельской местности, реализации проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности, реализация которых была начата в рамках подпрограммы Госпрограммы развития сельского хозяйства. При этом мероприятие развитие сети автомобильных дорог, ведущих к общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции будет продолжено до 2025 года;
современный облик сельских территорий - мероприятие, направленное на реализацию проектов комплексного развития сельских территорий или сельских агломераций.
Перечень мероприятий Государственной программы приведен в приложении N 2.
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы
При разработке ресурсного обеспечения Государственной программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на федеральном и региональном уровнях, высокая общеэкономическая, социально-демографическая и политическая значимость проблемы и реальная возможность ее решения только при значительной федеральной поддержке и вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников реализации Государственной программы, включая сельское население.
Финансирование мероприятий Государственной программы осуществляется за счет бюджета Тамбовской области, местного бюджета, внебюджетных источников, а также предполагаемых средств федерального бюджета.
Общий объем финансирования составляет 6 479,5 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 3712,9 млн. рублей, за счет средств бюджета Тамбовской области - 1466,4 млн. рублей, за счет средств местных бюджетов - 6,7 млн. рублей, за счет средств внебюджетных источников - 1 293,5 млн. рублей, из них в рамках лимитов адресной инвестиционной программы за счет средств бюджета Тамбовской области 163.5 млн. рублей.
Финансирование мероприятий программы по комплексному обустройству населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры осуществляется в том числе рамках областной адресной инвестиционной программы на текущий год.
Ресурсное обеспечение Государственной программы приведено в приложении N 3. Объем средств направляемых на реализацию
Государственной программы ежегодно корректируется с учетом средств, предусмотренных на соответствующий год в бюджетах всех уровней и внебюджетных источников.
6. Механизмы реализации подпрограммы
Государственная программа предусматривает персональную ответственность исполнителей за реализацию закрепленных за ними мероприятий.
Для единого подхода к выполнению всего комплекса мероприятий Государственной программы, целенаправленного и эффективного расходования финансовых средств, выделенных на ее реализацию, необходимо четкое взаимодействие между всеми исполнителями Государственной программы.
Реализация и предоставление отчетности по итогам реализации Государственной программы осуществляется ответственным исполнителем - управлением сельского хозяйства области совместно с соисполнителем - управление автомобильных дорог и транспорта области. Кроме того, к реализации отдельных мероприятий Государственной программы привлекаются органы местного самоуправления, юридические лица (по согласованию).
Ответственный исполнитель:
обеспечивает совместно с соисполнителями разработку проекта Государственной программы (внесение изменений), его согласование и внесение в установленном порядке в управление экономической политики администрации области и финансовое управление области;
в соответствии с требованиями постановления администрации области от 28.09.2012 N 1177 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" представляет в управление экономической политики администрации области сведения, необходимые для проведения мониторинга и оценки эффективности Государственной программы;
организует и координирует реализацию Государственной программы, обеспечивает целевое и эффективное использование средств, главным распорядителем которых является, несет ответственность за своевременную и качественную реализацию программных мероприятий, принимает решение
о внесении изменений в Государственную программу и несет ответственность за достижение целевых индикаторов и показателей Государственной программы в целом и в части, его касающейся, а также конечных результатов ее реализации;
с учетом результатов оценки эффективности Государственной программы и выделенных на реализацию в текущем году финансовых средств уточняет целевые индикаторы, программные мероприятия, затраты по ним, механизм реализации Государственной программы, разрабатывает и представляет для согласования и утверждения в установленном порядке соответствующие изменения в Государственную программу;
предоставляет по запросам управления экономической политики администрации области и финансового управления области сведения о реализации Государственной программы;
запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для проведения оценки эффективности Государственной программы и подготовки отчетов о ходе реализации и об оценке эффективности Государственной программы;
разрабатывает дополнительные меры по привлечению средств из федерального бюджета и внебюджетных источников;
подготавливает отчеты и пояснительную записку по установленным формам, представляет их в управление экономической политики администрации области.
Соисполнитель:
разрабатывает и осуществляет реализацию мероприятия Государственной программы, в отношении которого является соисполнителем;
обеспечивает целевое и эффективное использование средств; несет ответственность за целевые индикаторы в части, его касающейся; представляет в установленный срок ответственному исполнителю необходимую информацию для подготовки ответов на запросы управления экономической политики администрации области, финансового управления области, а также отчеты о ходе реализации мероприятия Государственной программы;
представляет ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности Государственной программы и подготовки отчетов о ходе реализации Государственной программы;
представляет ответственному исполнителю копии актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов, строительство которых завершено, актов выполнения работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным контрактам в рамках реализации мероприятия Государственной программы.
Внесение изменений в Государственную программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо во исполнение поручений администрации области, в том числе с учетом результатов оценки эффективности реализации Государственной программы.
Ответственный исполнитель размещает на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети "Интернет" информацию о Государственной программе, ходе ее реализации, достижении значений показателей (индикаторов) Государственной программы, степени выполнения мероприятий Государственной программы.
Исполнители мероприятий несут ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение, нецелевое и нерациональное использование финансовых средств в соответствии с действующим законодательством.
Финансирование мероприятий подпрограмм Государственной программы, осуществляется в соответствии с порядками и правилами предоставления субсидий.
Приобретение материальных средств, оказание услуг, выполнение работ для государственных и муниципальных нужд осуществляется на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Достижение целей и решение задач Государственной программы, относящихся к предмету совместного ведения органов государственной власти области и местного самоуправления, может осуществляться путем предоставления субсидий из бюджета Тамбовской области бюджетам муниципальных образований области. Порядки предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований изложены в приложениях к соответствующим подпрограммам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.