Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к Государственной программе
Тамбовской области комплексного
развития сельских территорий
Подпрограмма
"Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях" (далее - подпрограмма)
Паспорт подпрограммы
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Управление сельского хозяйства области |
Соисполнители подпрограммы |
Управление автомобильных дорог и транспорта области |
Цель подпрограммы |
Обеспечение развития телекоммуникационной, инженерной, социальной инфраструктуры на сельских территориях |
Задача подпрограммы |
Повышение уровня комплексного обустройства сельских территорий |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы, их значения на последний год реализации |
Реализация мероприятий подпрограммы позволит достичь следующих результатов (нарастающим итогом): ввод в действие в сельской местности локальных водопроводов - 78,3 км; ввод в действие в сельской местности распределительных газовых сетей - 12,7 км; количество населенных пунктов, расположенных на сельских территориях, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку - 1 единица; количество реализованных проектов по благоустройству сельских территорий - 98 единиц; ввод эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции - 90 км; количество проектов комплексного развития сельских территорий (сельских агломераций) - 36 единиц |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2020 - 2025 годы в один этап |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы в 2020 - 2025 годах составит 4 478,2 млн. рублей, в том числе: 2020 год - 534,8 млн. рублей; 2021 год - 789,5 млн. рублей; 2022 год - 690,1 млн. рублей; 2023 год - 787,9 млн. рублей; 2024 год - 823,5 млн. рублей; 2025 год - 852,4 млн. рублей; из них: в рамках лимитов ОАИП - 94,3 млн. рублей: 2020 год - 11,7 млн. рублей; 2021 год - 28,4 млн. рублей; 2022 год - 13,2 млн. рублей; 2023 год - 13,4 млн. рублей; 2024 год - 13,7 млн. рублей; 2025 год - 13,9 млн. рублей; за счет средств федерального бюджета - 2 925,4 млн. рублей: 2020 год - 337,8 млн. рублей; 2021 год - 433,9 млн. рублей; 2022 год - 348,8 млн. рублей; 2023 год - 576,9 млн. рублей; 2024 год - 603,0 млн. рублей; 2025 год - 625,0 млн. рублей; за счет средств бюджета Тамбовской области - 1 388,5 млн. рублей: 2020 год - 178,9 млн. рублей; 2021 год - 329,4 млн. рублей; 2022 год - 313,6 млн. рублей; 2023 год - 183,3 млн. рублей; 2024 год - 188,9 млн. рублей; 2025 год - 194,4 млн. рублей; в рамках лимитов ОАИП - 94,3 млн. рублей: 2020 год - 11,7 млн. рублей; 2021 год - 28,4 млн. рублей; 2022 год - 13,2 млн. рублей; 2023 год - 13,4 млн. рублей; 2024 год - 13,7 млн. рублей; 2025 год - 13,9 млн. рублей; за счет средств местного бюджета - 5,9 млн. рублей: 2020 год - 1,0 млн. рублей; 2021 год - 1,7 млн. рублей; 2022 год - 0,7 млн. рублей; 2023 год - 0,8 млн. рублей; 2024 год - 0,8 млн. рублей; 2025 год - 0,9 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 158,4 млн. рублей: 2020 год - 17,0 млн. рублей; 2021 год - 24,6 млн. рублей; 2022 год - 27,0 млн. рублей; 2023 год - 26,9 млн. рублей; 2024 год - 30,7 млн. рублей; 2025 год - 32,2 млн. рублей |
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" определены основные цели и задачи, стоящие перед Правительством Российской Федерации на период до 2024 года включительно. В их числе развитие новых технологий и их эффективное внедрение на территории страны, которые будут способствовать созданию привлекательного образа жизни в сельской местности не только для сельского населения, но и для городского, и обеспечат включение сельских территорий в единое социально-экономическое пространство страны. Этим целям служит цифровизация экономики, являющаяся одним из основных направлений дальнейшего технологического развития. Она предполагает расширение доступа сельского населения к мобильной связи и широкополосной сети "Интернет", что приведёт к повышению качества жизни на селе, в частности, за счет развития технологий дистанционного предоставления социальных услуг в сфере образования, здравоохранения, досуга, государственных услуг, будет способствовать созданию удаленных рабочих мест и повышению уровня благосостояния населения.
Одним из основных документов стратегического планирования развития Российской Федерации является Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р (далее - Стратегия пространственного развития), целью которой является обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, а также на обеспечение национальной безопасности страны. Реализация Стратегии пространственного развития предполагает разработку и утверждение государственной программы Российской Федерации в сфере комплексного развития сельских территорий.
С учетом целевых установок Стратегии пространственного развития разработана Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 года, утвержденная Законом Тамбовской области от 04.06.2018 N 246-З "О стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 года". Реализация данной подпрограммы направлена на достижение цели - обеспечение развития телекоммуникационной, инженерной, социальной инфраструктуры на сельских территориях.
На начало 2019 года сельское население области составляет 394 977 человек, что составляет 38,9% от общей численности постоянного населения области. За последние пять лет значительно сократилось сельское население, только 2018 году из сельской местности мигрировало 5 286 человек.
На территории области на 01.01.2019 г. находится 274 муниципальных образования, из них: 23 муниципальных района, 7 городских округов, 13 городских поселений, 231 сельское поселение.
Среднедушевой денежный доход (в месяц) в среднем по области в первом квартале 2019 года составил 23 239 рублей. Доля малоимущего сельского населения за 2018 год составила 10,2%.
Для основной массы сельских поселений характерна бытовая неустроенность. Из 1632 сельских населенных пунктов области только 125 имеют комплексную застройку и благоустройство, 563 сельских поселения частично благоустроены, а 944 сельских поселения не вовлечено в этот процесс.
В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.
Основными проблемами обеспечения населения области качественной питьевой водой являются:
крайне неравномерное распределение ресурсов пресных подземных вод на территории области. Наиболее полно ими обеспечена центральная часть области, хуже - северная, восточная, западная и плохо - южная;
прогрессирующее техногенное загрязнение подземных вод, в том числе и на освоенных месторождениях, приводящее к частичному или полному закрытию водозаборов. Потенциальными очагами являются - загрязненная почва, сточные воды, различные аварийные сбросы и выбросы в атмосферу;
отсутствие необходимого комплекса сооружений водоподготовки (природное повышенное содержание железа в питьевой воде в 2 и более раза превышающее предельно допустимые концентрации, повышенная жесткость, низкое содержание фтора);
ненадлежащее содержание зон санитарной охраны водоисточников; изношенность водозаборных сооружений и разводящих сетей.
Реальным и эффективным инструментом решения социальных проблем на селе стала подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий Тамбовской области" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области, утвержденная постановлением администрации области от 21.11.2012 N 1443 (далее - Госпрограмма развития сельского хозяйства).
В рамках подпрограммы за период с 2014 по 2018 годы построены 9 ФАПов, 2 офиса врача общей практики. Что позволило более 11 тысячам человек получить медицинскую помощь на территории своего населенного пункта. Введено в строй открытое плоскостное спортивное сооружение площадью 2108 кв. м в с. Гавриловка 2-я Гавриловского района. В 2018 году построено аналогичное спортивное сооружения в д. Вишневка Ржаксинского района. Реализованы проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в Жердевском и Мичуринском районах. В 2018 году начато обустройство площадки сетями инженерной инфраструктуры под компактную жилищную застройку в Токаревском районе. Построено 150,8 км газовых сетей низкого давления и 175,35 км. водопроводных линий. Реализованы 57 проектов по грантовой поддержке местных инициатив граждан практически в каждом районе области. Построен сельский дом культуры в с. Ивановка Уваровского района на 255 мест.
За период с 2015 по 2018 годы построены 84,1 км дорог к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Вместе с тем, несмотря на положительный эффект от реализации Госпрограмма развития сельского хозяйства реализация программных мероприятий оказалась недостаточной для полного и эффективного использования экономического потенциала сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения области.
Основными факторами, тормозящими развитие сельских территорий, являются:
ведомственная разобщенность в управлении сельскими территориями, не позволяющая реализовать комплексный подход к развитию сельских территорий в преодолении бедности, неравенства и безработицы;
узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики села, обуславливающий низкий уровень диверсификации сельской экономики;
ограничение доступа жителей села к объектам социальной и инженерной инфраструктуры;
слабое развитие институтов гражданского общества в сельской местности, прежде всего, местного самоуправления;
недостаточное научное, статистическое и кадровое обеспечение развития сельских территорий;
низкая транспортная связанность центров экономического роста между собой и с другими территориями, недостаточный уровень интегрированности различных видов транспорта и нереализованный транзитный потенциал.
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 01.03.2018 поставлена задача "особое внимание уделять социальному, инфраструктурному развитию сельских территорий", решение которой должно качественно изменить жизнь сельских жителей, приблизить условия проживания в сельской местности к уровню городов, и в первую очередь, в части доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства.
Конституция Российской Федерации определяет, что проводимая политика должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Таким образом, необходимость разработки и реализации подпрограммы "Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях" (далее - подпрограмма) обусловлена:
приоритетностью государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности;
ускоренным развитием социальной, инженерной, коммунальной инфраструктуры на сельских территориях и доведение уровня комфортности проживания на сельских территориях до городского уровня;
повышением социальной ответственности бизнеса путем его привлечения к реализации социально значимых проектов; улучшением экологической ситуации;
повышением доступности и качества предоставляемых сельским гражданам социально-культурных, торгово-бытовых и государственных услуг путем развития дорожно-транспортных и информационно-телекоммуникационных сетей, мобильных и дистанционных форм обслуживания, укрепления и модернизации материально-технической базы образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта и т.д.
2. Приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Планируемые к реализации на сельских территориях мероприятия, предусмотренные в составе подпрограммы, формируются исходя из необходимости доведения показателей социально-экономического развития до уровня не ниже городского с учетом целей, установленных в отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития и Стратегии пространственного развития.
Реализация программы направлена на создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий посредством достижения следующей цели - обеспечение развития телекоммуникационной, инженерной, социальной инфраструктуры на сельских территориях.
Достижение цели будет осуществляться с учетом следующих подходов: комплексное планирование развития сельских территорий и размещение объектов социальной и инженерной инфраструктуры, строительство и реконструкция автомобильных дорог в соответствии с документами территориального планирования (схемами территориального планирования муниципальных районов и генеральными планами поселений);
обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых осуществляются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, и автомобильными дорогами;
использование механизмов государственно-частного партнерства и привлечение средств внебюджетных источников для финансирования мероприятий подпрограммы, включая средства населения и организаций.
Для достижения целей государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий в рамках реализации подпрограммы предусматривается решение задачи по повышению уровня комплексного обустройства сельских территорий.
Реализация мероприятий по развитию газификации и водоснабжения на сельских территориях, а так же реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку на сельских территориях подпрограммы предусмотрена в 2020 - 2021 годах. Реализуется в один этап.
Реализация мероприятий по благоустройству сельских территорий, развитию транспортной инфраструктуры на сельских территориях и реализации проектов комплексного развития сельских территорий (сельских агломераций) подпрограммы предусмотрена в 2020 - 2025 годах. Реализуется в один этап.
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы позволит значительно повысить уровень комплексного обустройства сельских территорий, необходимый для достижения темпов роста экономики Тамбовской области.
Целевыми индикаторами решения задач по повышению уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры являются: ввод в действие в сельской местности локальных водопроводов; ввод в действие в сельской местности распределительных газовых сетей;
количество населенных пунктов, расположенных на сельских территориях, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку;
количество реализованных проектов по благоустройству сельских территорий;
ввод эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
количество проектов комплексного развития сельских территорий (сельских агломераций).
За счет реализации мероприятий подпрограммы повысится уровень и качество жизни населения.
Целевые индикаторы подпрограммы и их значения по годам приведены в приложении N 1 к Государственной программе.
4. Обобщенная характеристика мероприятий подпрограммы
Мероприятия подпрограммы приведены в приложении N 2 к Госпрограмме.
Подпрограмма включает следующие мероприятия: благоустройство сельских территорий. В рамках реализации мероприятия по благоустройству сельских территорий предусматривается предоставление субсидий из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области местным бюджетам. Комплекс вопросов, предполагаемых к решению в рамках данного мероприятия, включает создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок, площадок для занятий адаптивной физической культурой и адаптивным спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья, организацию освещения территории, в том числе с использованием энергосберегающих технологий, архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений, организацию пешеходных коммуникаций и уличных дорог, обустройство территории в целях обеспечения беспрепятственного передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения, организацию ливневых стоков, автобусных остановок, обустройство общественных колодцев и водоразборных колонок, мест размещения твердых коммунальных отходов, обеспечение раздельного сбора мусора. Реализация мероприятия осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из бюджета Тамбовской области, в том числе за счет средств, поступивших из федерального бюджета, бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий согласно приложению N 1 к подпрограмме;
развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях. В рамках реализации данного мероприятия предусматривается предоставление субсидий из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области местным бюджетам. Комплекс вопросов, предполагаемых к решению включает: первое направление - развитие газификации (распределительные газовые сети) и водоснабжения (локальные водопроводы) на сельских территориях;
второе направление - реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку на сельских территориях, предусматривающих:
инженерную подготовку площадки под компактную жилищную застройку;
строительство и реконструкцию объектов социальной и культурной сферы (дошкольные образовательные и общеобразовательные организации, амбулаторно-поликлинические учреждения, фельдшерско-акушерские пункты, офисы врачей общей практики, учреждения культурно-досугового типа, спортивные сооружения и площадки);
обеспечение уличного освещения, строительство улично-дорожной сети, а также благоустройство (в том числе озеленение). Реализация мероприятия осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из бюджета Тамбовской области, в том числе за счет средств, поступивших из федерального бюджета, бюджетам муниципальных образований на развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях согласно приложению N 2 к подпрограмме;
развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях. В рамках реализации данного мероприятия предусматривается предоставление субсидий из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области местным бюджетам, предусматривающих мероприятие по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенных на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции. Реализация мероприятия осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий из бюджета Тамбовской области, в том числе за счет средств, поступивших из федерального бюджета, бюджетам муниципальных образований на развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях согласно приложению N 3 к подпрограмме;
современный облик сельских территорий. Данное мероприятие предусматривает реализацию проектов комплексного развития сельских территорий (сельских агломераций). Комплекс вопросов, предполагаемых к решению в рамках данного мероприятия, включает реализацию следующих направлений:
создание, реконструкцию (модернизацию), капитальный ремонт объектов социальной и культурной сферы (в том числе дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, объектов в сфере культуры, спортивных сооружений), объектов социального назначения, центров культурного развития и развития традиционных промыслов и ремесел (строительство центров народно-художественных промыслов, ремесленной деятельности, сельского туризма, организаций народных художественных промыслов, входящих в перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, утвержденный в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О народных художественных промыслах");
приобретение транспортных средств и оборудования (не бывшего в употреблении или эксплуатации) для обеспечения функционирования существующих в эксплуатации объектов, создаваемых в рамках проектов (автобусов, автомобильного санитарного транспорта, мобильных медицинских комплексов, оборудования для реализации проектов в области телемедицинских технологий, оборудования (компьютерная и периферийная техника), для предоставления дистанционных услуг (включая расширение государственных, образовательных, коммерческих услуг);
развитие питьевого и технического водоснабжения и водоотведения (строительство или реконструкция систем водоотведения и канализации, очистных сооружений, станций обезжелезивания воды, локальных водопроводов, водозаборных сооружений);
развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства (строительство блочно-модульных котельных и перевод многоквартирных домов на индивидуальное отопление);
развитие энергообеспечения (строительство, приобретение и монтаж газо-поршневых установок, газгольдеров, газораспределительных сетей, строительство сетей электропередачи внутри муниципального образования, строительство уличных сетей освещения населенных пунктов (при обязательном использовании энергосберегающих технологий), строительство и оборудование автономных и возобновляемых источников энергии с применением технологий энергосбережения);
развитие телекоммуникаций (приобретение и монтаж оборудования, строительство линий передачи данных, обеспечивающих возможность подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"). Реализация мероприятия осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из бюджета Тамбовской области, в том числе за счет средств, поступивших из федерального бюджета, бюджетам муниципальных образований на обеспечение комплексного развития сельских территорий согласно приложению N 4 к подпрограмме.
5. Обоснование объемов финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
При разработке ресурсного обеспечения подпрограммы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на федеральном и региональном уровнях, высокая общеэкономическая, социально-демографическая и политическая значимость проблемы и реальная возможность ее решения только при значительной федеральной поддержке и вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников реализации программы, включая сельское население.
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет бюджета Тамбовской области, местного бюджета, внебюджетных источников, а также предполагаемых средств федерального бюджета.
Общий объем финансирования составляет 4 478,2 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 2 925,4 млн. рублей, за счет средств бюджета Тамбовской области - 1 388,5 млн. рублей, за счет средств местных бюджетов - 5,9 млн. рублей, за счет средств внебюджетных источников - 158,4 млн. рублей, из них в рамках лимитов адресной инвестиционной программы за счет средств бюджета Тамбовской области - 94,3 млн. рублей.
Объемы средств, направляемых на реализацию подпрограммы, согласно приложению N 3 к Государственной программе, ежегодно корректируются с учетом средств, предусмотренных на соответствующий год в бюджетах всех уровней и внебюджетных источников.
6. Механизм реализации подпрограммы
Реализация и представление отчетности по итогам реализации подпрограммы осуществляется ответственным исполнителем - управлением сельского хозяйства области совместно с соисполнителем - управлением автомобильных дорог и транспорта области в порядке, предусмотренном постановлением администрации области от 28.09.2012 N 1177 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области". Кроме того, к реализации отдельных мероприятий Государственной программы привлекаются органы местного самоуправления, а также банки и иные кредитные организации.
Реализация мероприятий Государственной программы осуществляется с использование средств федерального бюджета, предоставляемых на основании соглашений, заключаемых ежегодно исполнителями этих мероприятий с профильными министерствами Российской Федерации, ответственными за их реализацию.
Порядок предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета устанавливается Правительством Российской Федерации.
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется в соответствии с порядками и правилами предоставления субсидий.
Достижение целей и решение задач подпрограммы, относящихся к предмету совместного ведения органов государственной власти области и местного самоуправления, может осуществляться путем предоставления субсидий из бюджета Тамбовской области бюджетам муниципальных образований области на основании заключенных соглашений. Порядок и условия заключения соглашений определяются требованиями подпрограмм Государственной программы и (или) принятыми в целях их реализации нормативными актами области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.