Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 11. Длительное взаимодействие с аудируемым лицом
(включая вопросы ротации руководителей заданий по аудиту)
Введение
11.1. В случае привлечения лица к выполнению задания по аудиту для одного и того же аудируемого лица на протяжении длительного периода времени могут возникнуть угрозы близкого знакомства, личной заинтересованности. Далее представлены требования, а также поясняющие положения по применению концептуального подхода к их соблюдению в соответствующих обстоятельствах.
Все аудируемые лица
11.2. П1. Несмотря на то, что понимание аудируемого лица и его окружения является фундаментальным условием для обеспечения качества аудита, угроза близкого знакомства может возникнуть в результате длительного взаимодействия лица в качестве участника аудиторской группы с:
а) аудируемым лицом и его деятельностью;
б) руководством аудируемого лица;
в) бухгалтерской (финансовой) отчетностью, в отношении которой аудиторская организация будет выражать мнение, либо финансовой информацией, формирующей основу указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
11.2. П2. Угроза личной заинтересованности может возникнуть в связи с опасением лица потерять долгосрочного клиента или заинтересованностью данного лица в поддержании тесных личных взаимоотношений с членами руководства аудируемого лица, лицами, отвечающими за его корпоративное управление, что может оказать неприемлемое влияние на суждения данного лица.
11.2. П3. При оценке уровня указанных угроз рассматриваются:
а) факторы, касающиеся лица, привлеченного к заданию по аудиту, в частности:
- общая продолжительность взаимоотношений с аудируемым лицом, включая наличие соответствующих взаимоотношений в период предыдущего трудоустройства данного лица в другой аудиторской организации;
- период времени, в течение которого данное лицо являлось участником аудиторской группы, а также характер функций данного лица в аудиторской группе;
- степень руководства, проверки и надзора за работой данного лица со стороны более старшего персонала;
- возможность данного лица, в зависимости от его старшинства, оказывать влияние на результат аудита, например, путем принятия ключевых решений или руководства работой других участников аудиторской группы;
- близость личных взаимоотношений между данным лицом и руководством аудируемого лица, лицами, отвечающими за его корпоративное управление;
- характер, частота и масштаб взаимодействия данного лица с руководством аудируемого лица или лицами, отвечающими за его корпоративное управление.
б) факторы, касающиеся аудируемого лица, в частности:
- характер и сложность вопросов бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, а также изменения в таких вопросах;
- недавние изменения в составе руководства или лиц, отвечающих за корпоративное управление;
- недавние структурные изменения в организации аудируемого лица, которые влияют на характер, частоту и масштаб возможного взаимодействия между лицом, привлеченным к заданию по аудиту, и руководством аудируемого лица, лицами, отвечающими за его корпоративное управление.
11.2. П4. Сочетание двух или более факторов может повысить или понизить значимость угроз. Например, угрозы близкого знакомства, возникшие с течением времени в связи с усиливающимися тесными взаимоотношениями между лицом, привлечённым к заданию по аудиту, и членом руководства клиента, будут ниже в случае ухода с должности соответствующего члена руководства и возникновения новых взаимоотношений.
11.2. П5. Примером меры для устранения указанных угроз близкого знакомства, личной заинтересованности является ротация соответствующего лица из состава аудиторской группы.
11.2. П6. Примерами мер предосторожности в ответ на указанные угрозы близкого знакомства, личной заинтересованности являются, в частности:
а) изменение функции лица в составе аудиторской группы либо характера и масштаба задач, выполняемых данным лицом;
б) проведение надлежащим проверяющим лицом проверки работы, выполненной соответствующим участником аудиторской группы;
в) регулярные независимые внутренние или внешние проверки качества выполнения задания.
11.3. Т. В случае, если аудиторская организация проходит к выводу, что угрозы являются настолько значимыми, что в качестве меры предосторожности должна быть произведена ротация лица, она должна установить надлежащий период времени, в течение которого данное лицо не должно:
а) являться членом аудиторской группы;
б) осуществлять проверку качества выполнения задания по аудиту;
в) оказывать прямое влияние на результат задания по аудиту.
Данный период времени должен быть достаточным по продолжительности, чтобы позволить устранить угрозы независимости в связи с близким знакомством, личной заинтересованностью или свести их до приемлемого уровня. Если аудируемое лицо является общественно значимой организацией, также применяются положения пунктов 11.4.Т. - 11.17.Т. Правил независимости.
Аудируемые лица, являющиеся общественно значимыми организациями
11.4. Т. С учетом положений пунктов 11.6.Т. и 11.7.Т. Правил независимости в случае, когда аудируемое лицо является общественно значимой организацией, лицо не должно выполнять любую из следующих функций, в том числе если несколько таких функций выполняются последовательно, в течение периода, превышающего суммарно семь лет ("период вовлечения"):
a) руководителя задания;
б) лица, назначенное ответственным за проверку качества выполнения задания;
в) другого ключевого лица, осуществляющего руководство заданием по аудиту.
После истечения периода вовлечения, данное лицо не должно вовлекаться в аудит в соответствии с пунктами 11.9.Т. - 11.16.Т. Правил независимости ("период невовлечения").
11.5. Т. За исключением случаев, когда выполнение лицом функций, перечисленных в пункте 11.4.Т. Правил независимости, было прекращено и не возобновлялось в течение срока, равного, как минимум, периоду невовлечения, определенному в соответствии с применимыми (в зависимости от функции, которую данное лицо выполняло в год, непосредственно предшествующий году прекращения вовлечения в соответствующем качестве) требованиями в пунктах 11.9.Т. - 11.11.Т. Правил независимости, изменения начала периода отсчета количества лет вовлечения не допускается.
11.5. П1. Например, лицо, которые выступало в качестве руководителя задания в течение четырех лет с последующим невовлечением в аудит в течение трех лет, может впоследствии являться для того же самого аудируемого лица ключевым лицом, осуществляющим руководство заданием по аудиту, только три дополнительных года, что суммарно составит период вовлечения в семь лет. После этого данное лицо не должно вовлекаться в аудит в соответствии с пунктом 11.12.Т. Правил независимости.
11.6. Т. В качестве исключения из запрета, установленного в пункте 11.4.Т. Правил независимости, в редких случаях и вследствие непредвиденных внешних обстоятельств ключевые лица, осуществляющие руководство заданием по аудиту, чье продолжающееся участие в аудиторских заданиях может быть особенно важным для качества аудита, могут с согласия лиц, отвечающих за корпоративное управление аудируемого лица, продолжить выполнять функции лиц, осуществляющих руководство заданием по аудиту, один дополнительный год, при условии, что угрозы независимости могут быть устранены или сведены до приемлемого уровня путем принятия мер предосторожности.
11.6. П1. Например, ключевое лицо, осуществляющее руководство заданием по аудиту, может продолжить выполнять свои функции в составе аудиторской группы в течение дополнительного года, если вследствие непредвиденных событий требуемая ротация становится невозможной (в результате серьезного заболевания нового руководителя задания по аудиту, назначение которого планировалось в аудиторской организации, др.). Аудиторская организация должна обсудить с лицами, отвечающим за корпоративное управление аудируемого лица, причины, по которым запланированная ротация является невозможной, а также меры предосторожности, необходимые для снижения возникающих угроз независимости.
11.7. Т. В случае, когда аудируемое лицо становится общественно значимой организацией, период времени, в течение которого работник являлся для аудируемого лица ключевым лицом, осуществляющим руководство заданием по аудиту, до того, как аудируемое лицо стало общественно значимой организацией, должно быть принято во внимание для определения надлежащего момента ротации. Если данный работник являлся для аудируемого лица ключевым лицом, осуществляющим руководство заданием по аудиту, в течение периода в пять лет суммарно или менее до того момента, как аудируемое лицо стало общественно значимой организацией, то период времени, в течение которого данное лицо может продолжать являться ключевым лицом, осуществляющим руководство заданием по аудиту, до ротации, составляет семь лет за вычетом количества лет, в течение которых данное лицо ранее являлось ключевым лицом, осуществляющим руководство заданием по аудиту. В качестве исключения из запрета, установленного в пункте 11.4.Т. Правил независимости, если данное лицо являлось для аудируемого лица ключевым лицом, осуществляющим руководство заданием по аудиту, в течение периода в шесть лет суммарно или более до того момента, как аудируемое лицо стало общественно значимой организацией, то данное лицо может с согласия лиц, отвечающих за корпоративное управление аудируемого лица, оставаться в этом прежнем качестве не более двух лет.
Прочие вопросы, касающиеся периода вовлечения
11.8. Т. При оценке угроз, возникающих в связи с длительным взаимодействием лица с аудируемым лицом, аудиторская организация должна уделить особое внимание функциям, выполняемым данным лицом, и продолжительности его взаимодействия с аудируемым лицом до начала выполнения данным лицом функций ключевого лица, осуществляющего руководство заданием по аудиту.
11.8. П1. В некоторых случаях аудиторская организация, применяя концептуальный подход к соблюдению основных принципов этики, может сделать вывод о том, что продолжение выполнения лицом функций лица, осуществляющего руководство заданием по аудиту, не является уместным несмотря на то, что период вовлечения данного лица в аудит составляет менее семи лет.
Период невовлечения
11.9. Т. Если лицо выступало в качестве руководителя задания семь лет суммарно, период невовлечения указанного лица в аудит должен составлять пять последовательных лет.
11.10. Т. Если лицо выступало в качестве лица, ответственного за проверку качества выполнения задания семь лет суммарно, период невовлечения указанного лица в аудит должен составлять три последовательных года.
11.11. Т. Если лицо выступало в качестве другого (отличного от указанных в пунктах 11.9.Т. и 11.10.Т. Правил независимости) ключевого лица, осуществляющего руководство заданием по аудиту, семь лет суммарно, период невовлечения указанного лица в аудит должен составлять два последовательных года.
Выполнение нескольких функций ключевого лица, осуществляющего руководство заданием по аудиту
11.12. Т. Если лицо выполняло последовательно несколько функций ключевого лица, осуществляющего руководство заданием по аудиту, и выступало в качестве руководителя задания четыре или более лет суммарно, период невовлечения указанного лица в аудит должен составлять пять последовательных лет.
11.13. Т. Если лицо выполняло последовательно несколько функций ключевого лица, осуществляющего руководство заданием по аудиту, и выступало в качестве лица, ответственного за проверку качества выполнения задания, четыре или более лет суммарно, период невовлечения указанного лица в аудит должен составлять три последовательных года с учетом требований подпункта (а) пункта 11.14.Т. Правил независимости.
11.14. Т. Если в течение периода вовлечения лицо выполняло функции лица, ответственного за проверку качества выполнения задания, и руководителя задания четыре или более лет суммарно, период невовлечения указанного лица в аудит должен составлять:
а) пять последовательных лет в случае вовлечения указанного лица в аудит в качестве руководителя задания в течение трех или более лет - в качестве исключения из требования пункта 11.13.Т. Правил независимости;
б) три последовательных года в любом ином случае.
11.15. Т. Если лицо выполняло функции ключевого лица, осуществляющего руководство заданием по аудиту, в любом ином, отличном от указанных в пунктах 11.12.Т. - 11.14.Т. Правил независимости, сочетании, период невовлечения указанного лица в аудит должен составлять два последовательных года.
Предыдущая деятельность в другой аудиторской организации
11.16. Т. При определении количества лет вовлечения лица в качестве ключевого лица, осуществляющего руководство заданием по аудиту, согласно пункту 11.4.Т. Правил независимости, продолжительность взаимоотношения с аудируемым лицом должна включать период, в течение которого данное лицо являлось для того же самого аудируемого лица ключевым лицом, осуществляющим руководство заданием по аудиту, в период предыдущей деятельности данного лица в другой аудиторской организации.
Ограничения на деятельность в период невовлечения
11.17. Т. В течение периода невовлечения в аудит, лицо не должно:
а) быть участником аудиторской группы или лицом, ответственным за проверку качества задания;
б) осуществлять консультирование аудиторской группы или аудируемого лица по техническим или отраслевым вопросам, хозяйственным операциям или событиям, оказывающим влияние на задание по аудиту, за исключением проведения обсуждений с аудиторской группой по вопросам проделанной работы или сформированных выводов в последнем году вовлечения данного лица в аудит, когда такие вопросы являются релевантными для аудита текущего года;
в) отвечать за руководство или координирование профессиональных услуг, оказываемых аудиторской организацией соответствующему аудируемому лицу, а также за надзор за взаимоотношениями аудиторской организации с данным аудируемым лицом;
г) осуществлять любую иную функцию или деятельность, не указанную в подпунктах (а) - (в) пункта 11.17.Т. Правил независимости, в отношении соответствующего аудируемого лица, включая участие в оказании услуг, не обеспечивающих уверенность, в результате которых данное лицо могло бы:
- осуществлять значительное или частое взаимодействие с руководством аудируемого лица, лицами, отвечающим за его корпоративное управление;
- оказывать прямое влияние на результат задания по аудиту.
11.17. П1. Требования пункта 11.17.Т. Правил независимости не запрещают лицу выполнять руководящие функции в аудиторской организации, другой организации в сети, например, руководителя аудиторской организации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.