Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 24. Оказание услуг, не обеспечивающих уверенность
Введение
24.1. Оказание аудиторскими организациями клиентам по заданиям, обеспечивающим уверенность, услуг, не обеспечивающих уверенность, может создать угрозы соблюдению основных принципов этики и угрозы независимости. Далее представлены требования, а также поясняющие положения по применению концептуального подхода к их соблюдению в соответствующих обстоятельствах.
24.2. В настоящем разделе Правил независимости рассматриваются определенные виды услуг, не обеспечивающих уверенность, и возникающие в связи с ними угрозы независимости. Поскольку составление исчерпывающего перечня услуг, не обеспечивающих уверенность, не представляется возможным, то для оценки обстоятельств в отношении конкретной услуги, не рассмотренной в настоящем разделе Правил независимости, должен применяться концептуальный подход.
Общие положения
24.3. Т. До принятия задания на предоставление услуги, не обеспечивающей уверенность, для существующего клиента по заданию, не обеспечивающему уверенность, аудиторская организация должна установить, создает ли предоставление такой услуги угрозу независимости.
Оценка угроз
24.4. П1. При оценке уровня угроз, возникающих при оказании клиенту по заданию, не обеспечивающему уверенность, услуги, не обеспечивающей уверенность, рассматриваются, в частности, следующие факторы:
а) характер, объем и цель услуги;
б) насколько будет использоваться результат услуги в ходе задания, не обеспечивающего уверенность;
в) нормативная правовая среда, в которой оказывается услуга;
г) будет ли влиять результат услуги на вопросы, относящиеся к предмету задания, не обеспечивающего уверенность, или отражённые в информации о предмете указанного задания, и, если будет, то;
- будет ли такое влияние существенным или значимым для предмета задания, обеспечивающего уверенность;
- насколько клиент по заданию, обеспечивающему уверенность, будет вовлечен в принятие решений по значимым вопросам, требующим суждения;
д) уровень знаний и опыта руководства и работников клиента по заданию, обеспечивающему уверенность, в области оказываемой услуги;
Существенность применительно к заданиям, обеспечивающим уверенность
24.4. П2. Концепция существенности применительно к заданиям, обеспечивающим уверенность, рассматривается в МСЗОУ 3000 "Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов". Определение уровня существенности предполагает использование профессионального суждения с учетом как количественных, так и качественных факторов, а также понимания потребностей в финансовой и иной информации пользователей.
Несколько услуг, не обеспечивающих уверенность, оказываемых одному клиенту
24.4. П3. Аудиторская организация может оказывать несколько услуг, не обеспечивающих уверенность, одному и тому же клиенту по заданию, обеспечивающему уверенность. В данных обстоятельствах при оценке угроз рассматривается совокупное влияние угроз, возникающих в связи с оказанием таких услуг.
Ответные меры
24.5. П1. Применительно к угрозам, возникающим в связи с оказанием клиенту по заданию, обеспечивающему уверенность, услуг, не обеспечивающих уверенность, мерами предосторожности являются действия, предпринимаемые аудиторской организацией по отдельности или в совокупности, которые фактически уменьшают угрозы независимости до приемлемого уровня. В ситуациях, когда указанные меры предосторожности отсутствуют, согласно концептуальному подходу к соблюдению основных принципов этики, установленному Кодексом профессиональной этики аудиторов, аудиторская организация должна отказаться от принятия предложения на оказание соответствующей услуги, не обеспечивающей уверенность, либо прекратить выполнение текущего задания, не обеспечивающего уверенность, или текущего задания, обеспечивающего уверенность.
Функции руководства клиента по заданию, обеспечивающему уверенность
24.6. Т. При выполнении задания, обеспечивающего уверенность аудиторская организация не должна принимать на себя ответственность за выполнение функций руководства клиента по указанному заданию, которые относятся к предмету или информации о предмете указанного задания. Если аудиторская организация принимает на себя ответственность за выполнение функций руководства клиента по заданию, обеспечивающему уверенность, при оказании данному клиенту каких-либо иных услуг, то аудиторская организация должна обеспечить отсутствие связи между такой ответственностью и предметом или информацией о предмете задания, обеспечивающего уверенность.
24.6. П1. К функциям руководства клиента по заданию, обеспечивающему уверенность, относятся направление, управление и контроль деятельности этого лица, включая принятие решений о приобретении, использовании и контроле кадровых, финансовых, технологических, материальных и нематериальных ресурсов.
24.6. П2. Если аудиторская организация оказывает клиенту по заданию, обеспечивающему уверенность, какую-либо услугу, не обеспечивающую уверенность, и при этом принимает на себя функции руководства указанного клиента, возникают угрозы самоконтроля, личной заинтересованности. Если аудиторская организация оказывает клиенту по заданию, обеспечивающему уверенность, какую-либо услугу, связанную с предметом или информацией о предмете указанного задания, то принятие ответственности за выполнение функций руководства данного клиента также создает угрозу близкого знакомства и может создать угрозу заступничества, поскольку аудиторская организация сверх меры проникается взглядами и интересами руководства данного клиента.
24.6. П3. Вопрос о том, является ли какая-либо деятельность функцией руководства клиента по заданию, обеспечивающему уверенность, зависит от конкретных обстоятельств и требует профессионального суждения. В качестве функций руководства могут рассматриваться, например:
а) разработка стратегии и выбор направления развития;
б) наем и увольнение сотрудников;
в) руководство и ответственность за действия сотрудников, осуществляемые ими в процессе текущей деятельности;
г) санкционирование хозяйственных операций;
д) контроль банковских счетов и инвестиций, а также управление ими;
е) принятие решения о том, какие рекомендации аудиторской организации или иных третьих сторон следует выполнять;
ж) подготовка отчетов для лиц, отвечающих за корпоративное управление, от имени руководства клиента по заданию, обеспечивающему уверенность;
з) ответственность за разработку, внедрение, мониторинг и поддержание системы внутреннего контроля.
24.6. П4. С учетом пунктов 26.4.Т. - 26.4.П3. Правил независимости не считается принятием ответственности за выполнение функций руководства клиента по заданию, обеспечивающему уверенность, предоставление консультаций и рекомендаций для содействия руководству данного клиента в выполнении его функций.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пунктов 24.6.Т. - 24.6.П3"
24.7. Т. Для того чтобы избежать риска принятия ответственности за выполнение функций руководства клиента по заданию, обеспечивающему уверенность, при оказании данному клиенту услуг, связанных с предметом или информацией о предмете указанного задания, аудиторская организация должна убедиться в том, что руководство данного клиента формирует все суждения и принимает все решения, относящиеся к сфере его ответственности. Для этого необходимо убедиться, что руководство клиента по заданию, обеспечивающему уверенность:
а) назначает обладающее соответствующими навыками, знаниями и профессиональным опытом лицо, которое на постоянной основе несет ответственность за решения, принимаемые данным клиентом, и контролирует оказание аудиторской организацией услуг. Такое лицо, предпочтительно из числа старшего руководства, должно понимать;
- цели, характер и результаты данных услуг;
- соответствующие обязанности данного клиента и аудиторской организации.
При этом данное лицо не обязано обладать квалификацией, необходимой для оказания таких услуг или их перепроверки.
б) обеспечивает контроль оказания таких услуг и оценивает соответствие результатов предоставленных услуг цели данного клиента;
в) принимает на себя ответственность за действия (при наличии таковых), которые необходимо предпринять по результатам оказания таких услуг.
Прочие вопросы
24.8. П1. Угроза самоконтроля может возникнуть, если аудиторская организация участвует в подготовке информации о предмете задания, обеспечивающего уверенность. Примеры услуг, не обеспечивающих уверенность, которые связаны с информацией о предмете задания, обеспечивающего уверенность, и которые могут создать угрозу самоконтроля, включают:
а) разработку и подготовку перспективной финансовой информации, а затем выполнение задания, обеспечивающего уверенность в отношении указанной информации;
б) выполнение оценки, которая формирует часть информации о предмете задания, обеспечивающего уверенность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.