Решение Алтайского краевого суда от 17 мая 2011 г. N 3-46/2011
(извлечение)
См. также определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 10 августа 2011 г. N 51-Г11-24
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Алтайского края о признании противоречащими закону и недействующими со дня вступления в силу судебного решения части 2 статьи 8, части 1 статьи 15 в части слов "только с письменного разрешения главного государственного ветеринарного инспектора края", части 3 статьи 15, части 4 статьи 15 в части слов "или завизированным" закона Алтайского края от 13 ноября 1998 года N 59-ЗС "О ветеринарии" (в редакции законов Алтайского края от 7 февраля 2011 года N 18-ЗС, от 30 марта 2011 года N 38-ЗС), установил:
закон Алтайского края от 13 ноября 1998 года N 59-ЗС "О ветеринарии" (далее по тексту - закон Алтайского края N 59-ЗС), а также законы Алтайского края от 5 сентября 2006 года N 76-ЗС, от 7 февраля 2011 года N 18-ЗС, от 30 марта 2011 года N 38-ЗС "О внесении изменений в закон Алтайского края "О ветеринарии"" приняты постановлениями Алтайского краевого Законодательного Собрания от 4 ноября 1998 года N 362, Алтайского краевого Совета народных депутатов от 9 сентября 2006 года N 413, Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 февраля 2011 года N 38 и от 29 марта 2011 года N 158 соответственно.
Официальное опубликование вышеуказанных законов имело место в газете "Алтайская правда" (NN 269-270 от 4 декабря 1998 года; NN 287-288 от 14 сентября 2006 года; N 39 от 12 февраля 2011 года; NN 90-91 от 6 апреля 2011 года).
Частью 2 статьи 8 закона Алтайского края N 59-ЗС предусмотрено, что приобретение жилых домов (квартир) для руководителей и специалистов государственной ветеринарной службы Алтайского края производится из внебюджетных источников и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 15 того же закона (в ред. Закона Алтайского края от 5 сентября 2006 года N 76-ЗС) к ввозу в край допускаются здоровые животные, продукты и сырье животного происхождения, безопасные в ветеринарно-санитарном отношении, из благополучных по заразным болезням животных регионов России только с письменного разрешения главного государственного ветеринарного инспектора края.
Продукты и сырье, поступающие из других регионов России, допускаются к реализации только после досмотра и визирования ветеринарного свидетельства государственной ветеринарной службой города, района, края.
Продукты и сырье животного происхождения по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения, что подтверждается ветеринарным свидетельством, выданным или завизированным государственной ветеринарной службой района, города, края.
Прокурор Алтайского края обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь в обоснование своих требований на следующие доводы и обстоятельства.
Часть 2 статьи 8 закона Алтайского края N 59-ЗС противоречит статье 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", поскольку установление дополнительной меры социальной поддержки для руководителей и специалистов государственной ветеринарной службы Алтайского края в виде приобретения жилых домов (квартир) возможно только за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а не за счет внебюджетных и иных источников, не запрещенных законодательством, как об этом указано в оспариваемой норме права.
Не соответствуют федеральному законодательству также и части 1, 3, 4 статьи 15 того же закона Алтайского края в той мере, в которой они допускают ввоз на территорию края здоровых и безопасных в ветеринарно-санитарном отношении животных, продуктов и сырья животного происхождения из благополучных по заразным болезням животных регионов России, в том числе при наличии на ввозимый груз ветеринарных сопроводительных документов, только с разрешения главного государственного инспектора края, а также в той мере, в которой разрешается реализация здоровых и безопасных в ветеринарно-санитарном отношении животных, продуктов и сырья животного происхождения из благополучных по заразным болезням животных регионов России после проведения ветеринарной санитарной экспертизы и дополнительного визирования государственной ветеринарной службой района, города, края имеющегося ветеринарного свидетельства.
Из статей 15, 18 Закона Российской Федерации "О ветеринарии", а также Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 года N 706, Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N 422, следует, что документами, требуемыми для ввоза животных, продуктов и сырья животного происхождения на территорию края из других субъектов Российской Федерации, являются исключительно ветеринарные свидетельства форм NN 1, 2, 3, подтверждающие проведение ветеринарно-санитарной экспертизы ввозимой продукции, ее безопасность и эпизоотическое состояние места вывоза. Регулирование порядка осуществления государственного ветеринарного надзора, утверждение санитарных и ветеринарных норм и правил в отношении продукции животного происхождения, ввозимой на территорию субъекта Российской Федерации, не относится к компетенции органа государственной власти этого субъекта.
Принесенный 19 августа 2010 года прокуратурой Алтайского края протест с требованиями о приведении в соответствие с федеральным законодательством закона Алтайского края N 59-ЗС в оспариваемой части был отклонен Алтайским краевым Законодательным Собранием.
В судебном заседании прокурор С.И.Н. заявленные требования поддержал, дав пояснения, соответствующие вышеприведенным доводам.
Представитель заинтересованного лица - Алтайского краевого Законодательного Собрания К.И.Н. в письменных возражениях, а также в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления прокурора в полном объеме, полагая, что, закрепляя в части 2 статьи 8 закона Алтайского края N 59-ЗС возможность финансирования покупки жилья для работников ветеринарной службы за счет внебюджетных источников, Алтайское краевое Законодательное Собрание исходило из того, что в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О ветеринарии", частью 2 статьи 5 закона Алтайского края N 59-ЗС указанные граждане являются работниками бюджетных учреждений, подведомственных управлению ветеринарии Алтайского края. Из толкования статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 13 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в действующей редакции следует, что бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от коммерческой деятельности, и приобретенным за счет этих доходов имуществом, кроме заключения крупных сделок. Поэтому допускается приобретение бюджетным учреждением жилого помещения для своих работников за счет доходов, полученных от коммерческой деятельности, т.е. из внебюджетных источников. Под иными не запрещенными законодательством источниками приобретения жилых домов (квартир) для работников государственной ветеринарной службы края понимается в том числе бюджет Алтайского края.
Пункт 2.4 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N 422, предусматривает случаи обязательного получения разрешения руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии при перевозке грузов между субъектами Российской Федерации, что и было отражено в части 1 статьи 15 закона Алтайского края N 59-ЗС. Оспариваемые прокурором нормы права не основывались на пункте 2.7 Правил, требующем разрешения руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии на выдачу ветеринарных сопроводительных документов при неблагополучии территории Российской Федерации по карантинным болезням животных. В статье 15 закона Алтайского края N 59-ЗС не устанавливается требование о необходимости проведения повторной ветеринарно-санитарной экспертизы привезенного груза. Досмотр продуктов и сырья, поступающих из других регионов России, визирование ветеринарного свидетельства государственной ветеринарной службой города, района, края допускаются в соответствии с приложениями NN 2 и 3 к Правилам организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов. Поэтому части 1, 3, 4 статьи 15 закона Алтайского края N 59-ЗС, несмотря на то, что они относятся к нормам в области осуществления государственного ветеринарного надзора, не противоречат федеральному законодательству, т.к. дублируют положения Правил, приняты в пределах компетенции Алтайского краевого Законодательного Собрания.
Из показаний Ш. - начальника отдела юридической и кадровой работы управления ветеринарии Алтайского края и В. - заместителя начальника управления ветеринарии Алтайского края, допрошенных в судебном заседании в качестве свидетелей по ходатайству представителя Алтайского краевого Законодательного Собрания, следует, что до 2007 года приобретение жилых помещений для работников государственной ветеринарной службы края осуществлялось за счет единого централизованного фонда, средства которого формировались из отчислений от приносящей доход деятельности краевых государственных учреждений. В настоящее время финансирование на эти цели возможно исключительно за счет краевого бюджета. Однако в краевом бюджете приобретение жилья для работников государственной ветеринарной службы края не предусмотрено. Все средства от приносящей доход деятельности подведомственных управлению ветеринарии края учреждений подлежат перечислению в краевой бюджет, после чего они поступают обратно уже как бюджетные в рамках смет расходов.
Положения статьи 15 закона Алтайского края N 59-ЗС позволяют предотвратить ввоз опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения и недоброкачественного сырья на территорию края. Ветеринарные сопроводительные документы оформляются при вывозе груза, а при его поступлении работниками государственной ветеринарной службы края проводятся сличительные мероприятия, в том числе осмотр, проверяется, соответствует ли груз ветеринарным сопроводительным документам. Письменное разрешение главного государственного ветеринарного инспектора края при ввозе груза выдается в виде распоряжения управления ветеринарии Алтайского края. Визирование ветеринарных свидетельств государственной ветеринарной службой края при ввозе продукции и сырья животного происхождения не осуществляется.
Выслушав пояснения прокурора, представителя заинтересованного лица, показания свидетелей, исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, суд находит основания для удовлетворения заявления прокурора и признания оспариваемых норм права недействующими.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 3 того же закона (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ) к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся: участие в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации; организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; регистрация специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью; контроль деятельности специалистов в области ветеринарии; решение иных вопросов в области ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) специалистам государственной ветеринарной службы Российской Федерации могут устанавливаться меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Положения части 2 статьи 8 закона Алтайского края N 59- ЗС включены в норму о социальной поддержке специалистов государственной ветеринарной службы края, по своему существу они предусматривают предоставление меры социальной поддержки для определенной категории граждан, а именно для руководителей и специалистов государственной ветеринарной службы Алтайского края, в виде приобретения жилых домов (квартир), а также источники финансирования данной меры: внебюджетные источники и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
В названной части закон Алтайского края N 59-ЗС противоречит действующему федеральному законодательству, а именно части 3 статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которой органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Федеральным законодательством (в частности Законом Российской Федерации "О ветеринарии") не предусмотрено предоставление вышеназванной меры социальной поддержки для руководителей и специалистов государственной ветеринарной службы. Поэтому ее установление в законе субъекта Российской Федерации возможно лишь при условии неукоснительного соблюдения положений части 3 статьи 26.3.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Никакие другие источники финансирования (в том числе средства, полученные от приносящей доход деятельности бюджетного учреждения, в случае, если их расходование осуществляется в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях") помимо средств бюджета Алтайского края не могут быть признаны законными применительно к приобретению жилых домов (квартир) для руководителей и специалистов государственной ветеринарной службы Алтайского края как к дополнительной мере социальной поддержки.
На территории Алтайского края специалисты государственной ветеринарной службы Алтайского края, работающие в краевых государственных учреждениях (организациях), финансируемых из краевого бюджета, и проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, пользуются мерами социальной поддержки в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 1 закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 77-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности". Причем из положений части 3 статьи 3 данного закона следует, что расходы по обеспечению таких мер социальной поддержки являются расходными обязательствами Алтайского края, а их финансирование производится через уполномоченные органы исполнительной власти Алтайского края в сфере ветеринарии.
По своей формулировке содержание части 2 статьи 8 закона Алтайского края N 59-ЗС является неопределенным и вызывает неоднозначное толкование относительно возможных источников финансирования предусмотренной в ней дополнительной меры социальной поддержки.
Часть 1 статьи 15 (в ред. закона Алтайского края от 5 сентября 2006 года N 76-ЗС) в части слов "только с письменного разрешения главного государственного ветеринарного инспектора края", часть 3 статьи 15 (в ред. закона Алтайского края от 5 сентября 2006 года N 76-ЗС) и часть 4 статьи 15 (в ред. закона Алтайского края от 5 сентября 2006 года N 76-ЗС) в части слов "или завизированным" закона Алтайского края N 59-ЗС также противоречат федеральному законодательству.
В указанной части закон Алтайского края N 59-ЗС направлен на регулирование порядка осуществления государственного ветеринарного надзора, т.е. деятельности государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии (часть 1 статьи 8 Закона Российской Федерации "О ветеринарии").
Сама по себе статья 15 закона Алтайского края N 59-ЗС (в ред. закона Алтайского края от 5 сентября 2006 года N 76-ЗС) направлена на охрану территории края от заноса заразных болезней животных и ввоза продуктов и сырья животного происхождения, опасных по ветеринарно-санитарным показателям, из других областей, краев и республик Российской Федерации.
Оспариваемые прокурором нормы устанавливают дополнительные требования, не предусмотренные федеральным законодательством, относящиеся к перечню и содержанию ветеринарных сопроводительных документов, а также к порядку ввоза, допуска к реализации на территории края продуктов и сырья животного происхождения, поступающих из других регионов России.
Между тем федеральное законодательство не относит регулирование порядка осуществления государственного ветеринарного надзора, равно как и утверждение санитарных и ветеринарных правил и норм в отношении оборота (заготовки, переработки, хранения, перевозки и реализации) продуктов и сырья животного происхождения к компетенции законодательного органа субъекта Российской Федерации.
Осуществление государственного ветеринарного надзора отнесено статьей 1 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" к основным задачам ветеринарии в Российской Федерации.
В силу абзацев первого и второго статьи 2 того же Закона ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Государственный ветеринарный надзор направлен в том числе на разработку ветеринарных правил, других нормативных актов, обязательных для выполнения при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов животноводства, и осуществляется должностными лицами, указанными в пункте 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О ветеринарии", а также другими лицами в порядке, определяемом положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации (абзац четвертый части 2, часть 3 статьи 8 Закона Российской Федерации "О ветеринарии")
В силу абзацев третьего и четвертого статьи 1 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 года N 706 (далее по тексту - Положение) государственный ветеринарный надзор в Российской Федерации представляет собой систему контроля за соблюдением: ветеринарных правил при производстве, переработке, хранении и реализации продуктов животноводства; требований ветеринарных правил, норм и правил ветеринарно-санитарной экспертизы по безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов и продовольственного сырья животного происхождения, условий их заготовки, подготовки к производству, изготовления, ввоза на территорию Российской Федерации, хранения, транспортировки и поставок.
Приведенные нормы Положения основаны на предусмотренной статьей 15 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан, осуществляющих заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обеспечивать соответствие продуктов животноводства установленным требованиям безопасности для здоровья населения и их происхождение из благополучной по заразным болезням животных территории.
Порядок оформления по результатам проверок поднадзорных объектов, перечисленных в статье 5 Положения, соответствующих документов (актов, протоколов, постановлений, предписаний) и принятие решений определяются правилами, инструкциями, указаниями и другими нормативными документами, издаваемыми и утверждаемыми в установленном порядке Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации на основе действующего законодательства (статья 8 Положения).
Права и обязанности должностных лиц Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, осуществляющих государственный ветеринарный надзор, в том числе главных государственных ветеринарных инспекторов субъектов Российской Федерации, предусмотрены пунктом 12 Положения.
Полномочия по принятию правил в области ветеринарии отнесены к компетенции Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (подпункт 5.2.9 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года N 450).
Вышеперечисленные нормы федерального законодательства не предоставляют законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации право наделять главного государственного ветеринарного инспектора края полномочиями по выдаче письменного разрешения как обязательного документа, в отсутствие которого запрещается ввоз в край здоровых животных, продуктов и сырья животного происхождения, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении, из благополучных по заразным болезням животных регионов России; государственную ветеринарную службу города, района, края - полномочиями по досмотру и визированию ветеринарного свидетельства, без которых не допускаются к реализации продукты и сырье, поступающие из других регионов России, а также полномочиями по визированию ветеринарного свидетельства в качестве условия соответствия установленным требованиям безопасности для здоровья населения продуктов и сырья животного происхождения по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы.
Только федеральные органы исполнительной власти, полномочные осуществлять государственный ветеринарный надзор, а также принимать правила в области ветеринарии вправе устанавливать подобные требования в отношении субъектов, являющихся участниками отношений в области оборота продуктов и сырья животного происхождения.
Несостоятельны доводы представителя Алтайского краевого Законодательного Собрания о том, что оспариваемые положения статьи 15 закона Алтайского края N 59-ЗС основаны на пункте 2.4 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N 422 (далее по тексту- Правила), а также на приложениях NN 2, 3 к данным Правилам.
Пунктом 2.4 Правил (в ред. Приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14 августа 2007 года N 393) предусмотрено, что при перевозке грузов между субъектами Российской Федерации в графе "Особые отметки" ветеринарного свидетельства указывают номер и дату разрешения руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, а также номер ветеринарного сопроводительного документа, в сопровождении которого груз поступил на хранение.
В силу абзаца 3 пункта 2.7 Правил при неблагополучии территории Российской Федерации по карантинным болезням животных ветеринарные сопроводительные документы выдают с разрешения руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии.
Данный порядок, как и Правила в целом, регулирует отношения, связанные с вывозом с территории субъекта Российской Федерации животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок, подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации, а также с оформлением ветеринарных сопроводительных документов.
Данный вывод позволяет сделать также и анализ ветеринарных свидетельств форм NN 1, 2, 3, предусмотренных приложениями NN 1, 2, 3 к Правилам. В частности в графе "Особые отметки" указываются номер и дата разрешения руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, а также номер ветеринарного сопроводительного документа, в сопровождении которого груз поступил на хранение, в отношении той территории, за пределы которой вывозится продукция.
Аналогичная правовая позиция приводится в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации по делу N 51-Г09-13, которым оставлено без изменения решение Алтайского краевого суда от 14 мая 2009 года о признании недействующими отдельных положений Административного регламента по предоставлению управлением ветеринарии Алтайского края государственной услуги по выдаче разрешений на ввоз в Алтайский край и вывоз из Алтайского края животных, продукции, сырья животного происхождения и кормов, утвержденного приказом управления ветеринарии Алтайского края от 16 октября 2008 года N 196-п.
Исчерпывающий перечень ветеринарных сопроводительных документов, их реквизитов, а также препятствий к принятию груза для переработки и реализации установлен пунктами 1.3, 3.5 Правил.
Содержание приложений NN 1, 2, 3 к Правилам не предоставляет права государственной ветеринарной службе города, района, края досматривать продукты и сырье, поступающие из других регионов России, и визировать ветеринарные свидетельства в том значении, которое придается этому праву в частях 3 и 4 статьи 15 закона Алтайского края N 59-ЗС, т.е. в качестве условия для допуска к реализации ввозимых продуктов и сырья, а также подтверждения соответствия установленным требованиям безопасности для здоровья населения ввозимых продуктов и сырья животного происхождения по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы.
Реквизиты ветеринарных свидетельств форм NN 2 и 3 допускают лишь проставление отметок о ветеринарно-санитарном осмотре при погрузке, в пути следования и на месте назначения.
Что касается ветеринарного свидетельства формы N 1 (приложение N 1 к Правилам), то подобные отметки в нем не предусмотрены.
Таким образом требований, которые были бы аналогичны по своему смыслу оспариваемым положениям статьи 15 закона Алтайского края, ни Правила, ни иной федеральный нормативный правовой акт в области ветеринарии не содержат.
При указанных обстоятельствах часть 2 статьи 8 часть 1 статьи 15 (в ред. закона Алтайского края от 5 сентября 2006 года N 76-ЗС) в части слов "только с письменного разрешения главного государственного ветеринарного инспектора края", часть 3 статьи 15 (в ред. закона Алтайского края от 5 сентября 2006 года N 76-ЗС) и части 4 статьи 15 (в ред. закона Алтайского края от 5 сентября 2006 года N 76-ЗС) в части слов "или завизированным" закона Алтайского края от 13 ноября 1998 года N 59-ЗС не могут быть признаны соответствующими нормативным правовым актам, а именно нормам федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку препятствий для применения оспариваемых норм и реализации на их основании прав граждан и организаций до обращения прокурора в суд с вышеуказанным заявлением не установлено, данные нормы должны быть признаны недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими или сообщение о таком решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был опубликован нормативный правовой акт.
Таким печатным изданием, как было указано выше, является газета "Алтайская правда".
Разрешая вопрос о распределении между сторонами судебных расходов, суд учитывает, что по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, прокурор, обратившийся с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, освобождается от уплаты государственной пошлины (подпункт 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации).
В свою очередь для органа государственной власти, принявшего оспариваемый нормативный акт, законом подобная льгота не предусмотрена.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2008 года N 223-ФЗ) издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 374-ФЗ) при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: для физических лиц - 100 рублей, для организаций - 3000 рублей.
Организационно-правовой статус Алтайского краевого Законодательного Собрания дает основания для взыскания с последнего государственной пошлины в размере "_" рублей в доход государства.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
заявление прокурора Алтайского края удовлетворить.
Признать часть 2 статьи 8, часть 1 статьи 15 (в ред. закона Алтайского края от 5 сентября 2006 года N 76-ЗС) в части слов "только с письменного разрешения главного государственного ветеринарного инспектора края", часть 3 статьи 15 (в ред. закона Алтайского края от 5 сентября 2006 года N 76-ЗС) и части 4 статьи 15 (в ред. закона Алтайского края от 5 сентября 2006 года N 76-ЗС) в части слов "или завизированным" закона Алтайского края от 13 ноября 1998 года N 59-ЗС "О ветеринарии" недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Взыскать с Алтайского краевого Законодательного Собрания судебные расходы в виде государственной пошлины в размере "_" рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Алтайская правда".
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационных жалобы, представления в Верховный Суд Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Алтайский краевой суд
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 17 мая 2011 г. N 3-46/2011
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании