Утверждены
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
и приказом Федеральной службы по
надзору в сфере образования и науки
от 06.05.2019 N 590/219
(с изменениями от 24.12.2019 N 1718/716)
Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся
1 Общие положения
1.1 Введение
Качество образования является стратегическим приоритетом для Российской Федерации. Термин "качество образования" нормативно закреплен в Законе об образовании в Российской Федерации*(1), а вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования является одной из приоритетных целей развития Российской Федерации на ближайшие несколько лет*(2).
Как и многие другие образовательные системы в мире российское образование сталкивается с современными вызовами, обусловленными высокими темпами развития технологий. Необходимость учитывать эти вызовы и решать возникающие в этой связи проблемы является важным фактором, определяющим приоритетные направления развития российского образования как единой системы.
С другой стороны, выход на новый качественный уровень невозможен без повышения эффективности решения таких "традиционных" задач образования, как регулярное обновление и модернизация федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечение соответствия уровня подготовки обучающихся действующим стандартам, развитие таланта обучающихся, обеспечение доступности качественного образования, преодоление любых форм неравенства, обусловленных социально-экономическими, этнокультурными и другими факторами.
В настоящее время в Российской Федерации сложилась система оценки качества образования на федеральном уровне, включающая целый комплекс процедур оценки качества образования и государственной итоговой аттестации. Данный комплекс процедур направлен, в первую очередь, на систематическую диагностику состояния системы общего образования для принятия своевременных мер по устранению выявленных проблем и последующей оценки эффективности принятых мер для полноценного развития системы образования. На регулярной основе в течение последних лет в Российской Федерации проводятся:
- национальные исследования качества образования (НИКО);
- всероссийские проверочные работы (ВПР);
- единый государственный экзамен (ЕГЭ), основной государственный экзамен (ОГЭ).
Единый государственный экзамен стал признанным на национальном и международном уровне инструментом объективной оценки качества подготовки выпускников школ, создав условия для формирования новой культуры оценки и мониторинга в образовании и новых подходов в области управления образованием.
Существенную роль в оценке качества российского образования играют международные сравнительные исследования, результаты которых позволяют выявить особенности и проблематику в овладении рядом важных и признанных на международном уровне компетенций российскими школьниками по сравнению со школьниками других стран, что, в свою очередь, дает возможность устанавливать ориентиры совершенствования федеральных государственных образовательных стандартов и в целом ключевых направлений развития системы образования в целях повышения конкурентоспособности российских школьников.
Так, например, демонстрируя традиционно высокий уровень "классической" академической подготовки, российские школьники испытывают затруднения с применением знаний в реальных или незнакомых ситуациях при решении практических задач, о чем свидетельствуют их относительно невысокие результаты в международном исследовании PISA.
Вместе с тем, многолетний опыт проведения международных сравнительных исследований предоставляет ценный материал для анализа общих закономерностей в развитии образовательных систем в мире и использовании результатов такого анализа для выделения наиболее актуальных направлений повышения эффективности управления качеством образования в России, поскольку ведущие образовательные системы имеют между собой много общего. Например:
- страны, являющиеся признанными лидерами в образовании, высоко ценят профессию учителя. В этих странах существует система карьерного роста и профессиональной поддержки педагога. Учитель вовлечен в непрерывную работу по развитию качества образования в своей школе, во взаимодействие с коллегами, в регулярное повышение квалификации.
- в странах - лидерах международных рейтингов существует система поддержки отстающих школ. В ведущих системах оказывают адресную поддержку слабым школам, и это не всегда означает только увеличение финансирования. В качестве меры поддержки часто используется привлечение наиболее квалифицированных педагогов для работы в отстающих школах, другие меры.
Результаты национальных исследований, проводимых в России, говорят о наличии серьезных проблем, связанных с уровнем профессионализма российских учителей. Например, проведенные Рособрнадзором исследования компетенций учителей русского языка, математики и литературы показали наличие проблем как в части предметной подготовки учителей, так и при выполнении ими заданий на оценку методических компетенций*(3).
Эти проблемы не могут быть решены только путем обновления системы квалификационных категорий, поскольку изменение категорий и способов аттестации само по себе не позволяет повысить уровень профессионализма. Необходимо развивать и современные формы наставничества, методической помощи учителям, имеющим проблемы. Вопрос ее организации является скорее управленческим и должен рассматриваться в общем контексте развития качества образования. Однако для принятия взвешенных и эффективных решений, касающихся совершенствования качества подготовки учителей и их работы, необходимо на регулярной основе обеспечить проведение мониторинга, позволяющего отследить изменения, которые произошли в результате принятых мер.
Результаты национальных исследований качества образования*(4) (далее - НИКО), проводимых в России с 2014 года, говорят о наличии неравенства в обеспечении возможностей получения качественного образования различными группами обучающихся. Так, ученики сельских школ показывают в большинстве исследований более низкие результаты, чем ученики городских школ. Также более низкие результаты показывают школы с высокой долей обучающихся, для которых русский язык не является родным. Фиксация этих проблем, с одной стороны, позволяет направить адресные усилия для их решения (что и предусматривается практически во всех мероприятиях национального проекта "Образование"), а с другой - позволяет организовать адресный мониторинг качества образования с целью оценки эффективности принимаемых мер.
Можно констатировать наличие проблем с математическим образованием, ключевой из которых является снижение уровня математической подготовки в основной школе*(5). Причем речь идет именно о базовой подготовке, об умении решать задачи, встречающиеся в повседневной жизни и необходимые при изучении других предметов. В 2013 году распоряжением Правительства Российской Федерации была принята Концепция развития математического образования в Российской Федерации*(6). Однако до сих пор не реализованы многие ее положения, и в рамках различных исследований обнаруживаются свидетельства того, что проблемы сохраняются и оказывают серьезное влияние на уровень подготовки школьников.
По результатам НИКО по естественно-научным предметам химия, биология, география выявлен целый спектр проблем в подготовке обучающихся. Одним из важнейших факторов неуспешности по этим предметам является уже упомянутый невысокий уровень математической грамотности. Кроме того, национальные исследования качества образования фиксируют низкий уровень умения выполнять практические задания, что соответствует выводам международного исследования PISA.
Новые возможности своевременного определения степени выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта и выявления имеющихся проблем освоения основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования появились в Российской Федерации с введением ежегодного мониторинга качества подготовки обучающихся посредством регулярного проведения всероссийских проверочных работ (далее - ВПР). ВПР дают возможность осуществлять регулярную диагностику качества подготовки обучающихся как на уровне общеобразовательных организаций (далее - ОО), так и на муниципальном и региональном уровнях. ВПР, которые проводятся непосредственно образовательными организациями, несут в себе некоторые функции формирующего оценивания, при котором оценка достижений обучающихся производится учителем. Данная процедура ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в достижении им того или иного планируемого результата образования, с тем чтобы учителю совместно с учеником восполнить выявленные дефициты с максимальной эффективностью. Особый акцент при проведении ВПР в Российской Федерации сделан на развитие у образовательных организаций культуры самооценки; работы не предполагают сравнения результатов разных обучающихся между собой, проведения сопоставления между различными образовательными организациями и регионами.
Таким образом, сложившаяся в России практика проведения оценочных, диагностических, исследовательских, аттестационных и т.п. процедур в образовании позволяет осуществлять комплексную и многоплановую оценку качества подготовки обучающихся и оценку уровня профессиональной компетентности учителей. По результатам проводимых в последние несколько лет исследований выявлен целый ряд проблем российского образования. Однако в системе образования отсутствуют явно выраженные процессы, направленные на решение выявленных проблем. Результаты исследований и оценок используются недостаточно эффективно. Между тем, важной характеристикой системы оценки качества образования является ее эффективность с точки зрения управленческих механизмов. Это значит, что система образования по итогам разных оценочных процедур должна располагать механизмами, которые позволяли бы направлять усилия и ресурсы на решение проблем, выявленных в процессе проведения исследований и оценок, и осуществлять мониторинг эффективности деятельности и использования ресурсов.
Кроме того, для обеспечения прорывного улучшения качества образования недостаточно оперировать средними и массовыми показателями. Помимо нацеленности на достижение высоких образовательных результатов в целом или в среднем по стране (региону, муниципалитету, ОО) система образования должна помогать обучающимся найти себя, реализоваться, быть успешными. Она должна мотивировать каждого обучающегося на максимальную вовлеченность в образовательный процесс, на достижение результатов, важных именно для него, для его развития, построения наилучшим образом подходящей ему образовательной траектории.
1.2 Цели и задачи разработки и внедрения Методологии
Целями разработки и внедрения Методологии являются:
- содействие выполнению указа Президента России от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- повышение качества общего образования в Российской Федерации;
- повышение эффективности управления качеством образования в Российской Федерации;
- эффективная реализация мероприятий национального проекта "Образование"*(7) и федеральных проектов в его составе.
Кроме того, с учетом имеющегося в России опыта проведения исследований и оценок качества подготовки обучающихся, основными задачами, решаемыми с помощью методологии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (далее - Методология), являются:
- совершенствование и модернизация федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования на основе анализа результатов различных процедур оценки качества образования;
- развитие и совершенствование механизмов и процедур оценки качества подготовки обучающихся с учетом современных вызовов;
- развитие различных форм оценки системы образования с точки зрения ее направленности на индивидуальное развитие обучающихся и повышение их конкурентоспособности;
- развитие механизмов управления качеством образования,
- повышение заинтересованности всех участников образовательных отношений в совершенствовании образовательной деятельности и улучшении его# результатов.
2 Содержательные принципы оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях
Ориентация на потребности и интересы обучающихся. Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является "обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека"*(8).
Применение Методологии должно обеспечивать учет образовательных потребностей, интересов и способностей обучающихся. Следовательно, Методология предполагает, в том числе, соотнесение результатов оценки качества образования с потребностями и способностями обучающихся, а используемые критерии качества образования будут стимулировать развитие образовательных методик, технологий и управленческих механизмов, ориентированных на наиболее полный учет организациями системы образования потребностей и интересов обучающихся, на повышение возможностей для их самореализации.
Ориентация на ФГОС. Система общего образования в Российской Федерации строится на основе российских образовательных стандартов, устанавливающих, в том числе, требования к результатам освоения основной образовательной программы. "Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ... обеспечивают государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения."*(9). Таким образом, ФГОС направлены на формирование единого образовательного пространства в Российской Федерации, что предполагает формирование единых требований к результатам обучения всех школьников страны.
В рамках разработки настоящей Методологии проведено сопоставление требований (в части объектов оценивания) различных международных сравнительных исследований (далее - МСИ) с требованиями ФГОС*(10). Результаты сопоставления в целом позволяют сделать вывод о наличии в тексте нового проекта ФГОС практически всех необходимых элементов, оцениваемых в рамках МСИ (Приложение 2). И использование инструментария МСИ будет объективно способствовать реализации ФГОС и развитию российской системы образования.
Однако в процессе реализации мероприятий в рамках настоящей Методологии должно проводиться регулярное обсуждение содержательных приоритетов в образовании с учетом традиций российского образования и современных вызовов с обязательным внесением новых актуальных требований во ФГОС и образовательные программы.
Развитие современных инструментов оценки качества образования. Процессы совершенствования всего спектра процедур оценки качества общего образования, рассматриваемых в рамках данной Методологии, должны реализовываться с учетом мировых и внутрироссийских трендов в оценке качества образования, а также с учетом содержания и хода всех федеральных проектов в составе национального проекта "Образование". В том числе, в проводимых в Российской Федерации процедурах оценки качества образования должны найти системное отражение оценка мягких навыков (soft skills) и компьютерные формы оценки качества подготовки обучающихся. Таким образом, спектр результатов процедур оценки качества образования, рассматриваемых в рамках данной Методологии, должен регулярно и систематически меняться с течением времени.
Ориентация на оценивание как подготовки обучающихся, так и образовательной деятельности. В соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации, "качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы"*(1).
Поэтому в рамках Методологии рассматриваются следующие направления оценки качества образования:
1) оценка культуры самооценки образовательных организаций, внедрение технологий формирующего оценивания как способа продвижения к поставленным целям обучения с учетом целей и особенностей участников образовательных отношений;
2) оценка степени соответствия подготовки обучающихся требованиям ФГОС к результатам освоения образовательных программ;
3) оценка степени соответствия образовательной деятельности требованиям ФГОС к условиям реализации образовательной деятельности;
4) оценка степени соответствия подготовки обучающихся их потребностям, потребностям предприятий и учреждений;
5) оценка степени соответствия образовательной деятельности потребностям обучающихся, потребностям организаций среднего и высшего профессионального образования, предприятий и учреждений, потенциальными будущими работниками которых являются обучающиеся в ОО.
Первое из перечисленных направлений требует разработки отдельной методики формирующего оценивания и развития культуры самооценки на основе анализа существующих практик. Следующие два из перечисленных направлений являются традиционными в системе общего образования Российской Федерации. Четвертое и пятое направления требуют развития инновационных подходов в оценке качества образования, в том числе, на основе анализа широкого спектра открытых и ведомственных источников информации, а также по результатам специально проводимых опросов, исследований и т.п.
Проведение ежегодного комплексного анализа данных о качестве образования. Данный принцип является важнейшей основой интеграции мероприятий, проведение которых непосредственно предусмотрено в рамках реализации национального проекта "Образование", и всего спектра мероприятий по оценке качества образования, которые проводились, проводятся и будут проводиться в Российской Федерации, в том числе, с учетом вновь вводимых процедур, связанных с развитием современных инструментов оценки качества образования.
Помимо данных, которые непосредственно связаны с расчетом показателей по указанным направлениям оценки качества образования, в рамках Методологии могут рассматриваться данные, которые позволяют осуществлять мониторинг эффективности управленческих решений и мониторинг результативности решения проблем, связанных с качеством образования. Таким образом, могут рассматриваться следующие группы источников данных:
Результаты мониторинговых исследований качества образования и ГИА, в том числе:
- исследования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (TIMSS, PIRLS, PISA);
- национальные исследования качества образования (НИКО, мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся*(11));
- всероссийские проверочные работы (ВПР);
- основной государственный экзамен (ОГЭ);
- региональные мониторинговые исследования;
- процедуры оценки качества подготовки обучающихся, связанные с развитием современных инструментов оценки качества образования и проводимые в период действия национального проекта "Образование".
Данные о качестве образования из открытых и ведомственных источников, в том числе, характеризующие:
- соответствие результатов образования потребностям рынка труда;
- социально-экономические и этнокультурные аспекты среды расположения ОО;
- характеристики условий осуществления образовательной деятельности в ОО;
- характеристики системы управления образованием.
Данные, собранные в ходе социологических опросов.
В рамках комплексного анализа выявляются проблемы, тенденции и закономерности, оценивается эффективность принимаемых управленческих решений, выявляется позитивный управленческий опыт, формируются или корректируются критерии оценки качества образования на всех уровнях управления образованием.
Ориентация на сравнительные международные исследования TIMSS, PIRLS и PISA в качестве примеров воплощения практики международных исследований качества подготовки обучающихся. Важнейшими показателями, характеризующими положение России относительно других стран по качеству общего образования, а также демонстрирующие конкурентные преимущества российских школьников, являются сравнительные международные исследования качества общего образования. Наибольшую распространенность в мире в настоящий момент получили три исследования: TIMSS, PIRLS и PISA.
PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) - международное исследование качества чтения и понимания текста. Данное мониторинговое исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Целью исследования является сопоставление уровня понимания текста четвероклассниками из различных стран мира, а также выявление различий в методике обучения читательской грамотности национальных систем образования.
В цикле исследования PIRLS-2011 Российская Федерация# в 4 классах по читательской грамотности 2 место среди 49 участников, последнем цикле исследования PIRLS-2016 в 4 классах по читательской грамотности 1 место среди 50 участников.
TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) - международное исследование по оценке качества математического и естественно-научного образования. Данное исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).
Каждые четыре года (1995 г., 1999 г., 2003 г., 2007 г., 2008 г., 2011 г., 2015 г., 2019 г.) в рамках исследования TIMSS оценивается общеобразовательная подготовка учащихся 4 и 8 классов по математике и естественно-научным предметам.
В последнем цикле исследования TIMSS-2015 Российская Федерация заняла в 4 классах по математике 7 место среди 49 участников, в 8 классах по математике 6 место среди 39 участников, в 4 классах по естествознанию 4 место среди 47 участников, в 8 классах по естествознанию 7 место среди 39 участников.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос "Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?" Данная программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD - Organization for Economic Cooperation and Development). Исследование проводится трехлетними циклами начиная с 2000 года.
В цикле исследования PISA-2018 среди 79 участников Российская Федерация заняла 33 место по естественно-научной грамотности, 30 место по математической грамотности, 31 место по читательской грамотности.
Таким образом, при расчете ключевого показателя национального проекта "Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, средневзвешенное место Российской Федерации (не ниже)" в рамках Методологии используются результаты именно этих международных исследований.
Среди перечисленных исследований PISA охватывает наиболее широкий спектр различных направлений подготовки обучающихся и в наибольшей степени соотносит образовательные результаты с успешностью выпускника в будущей реальной жизни. С другой стороны, именно в исследовании PISA Россия не входит в десятку стран-лидеров, показывая результаты, лишь незначительно превышающие средние показатели для стран - участниц исследования. Поэтому в рамках реализации задач федерального проекта "Современная школа", связанных с ежегодным расчетом показателя "Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, средневзвешенное место Российской Федерации (не ниже)", а также проведения в субъектах Российской Федерации оценки качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях Российской Федерации проводятся следующие мероприятия:
1. Ежегодный мониторинг динамики показателей России в исследовании PISA. Целью данного мероприятия является оценка эффективности предпринимаемых мер по повышению результатов России в международных исследованиях.
2. Однократное участие каждого региона в проведении исследования по модели PISA на представительной выборке данного региона. Целью данного мероприятия является предоставление системе образования каждого субъекта Российской Федерации дополнительных данных для анализа всех аспектов функционирования региональной системы образования с учетом необходимости повышения качества подготовки в соответствии с требованиями ФГОС, одновременно являющимися отражением ключевых требований МСИ. Анализ результативности участников из конкретного субъекта Российской Федерации в исследовании по модели PISA в сочетании с анализом всех особенностей региональной системы повышения квалификации, системы организации методической работы, системы развития таланта и других содержательных аспектов функционирования региональной системы образования дает возможность для совершенствования этой системы.
Проведение исследований по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта PISA For Schools*(12), ключевыми особенностями которого являются:
- выполнение участниками исследований заданий на компьютере, что характерно для всех последних этапов перечисленных выше МСИ и что является приоритетной перспективной задачей для реализации в процедурах государственной итоговой аттестации Российской Федерации;
- возможность использования банка заданий PISA, что является важным условием анализа содержательных аспектов обучения на основе данных мониторинга, а также позволит поддержать направленность на развитие метапредметных и предметных умений, навыков и способов деятельности, заложенную в обновленном ФГОС;
- возможность получения результатов в привязке к единой шкале PISA, используемой во всех циклах исследования, начиная с самого первого.
Последнее условие не предоставляет возможности попадания региона-участника в международный рейтинг, но обеспечивает возможность получения достаточно достоверной оценки балла по шкале PISA и проведения большой аналитической работы.
3 Организационно-технологические и управленческие механизмы оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях
3.1 Организационно-технологические механизмы оценки качества общего образования
Оценка качества общего образования предполагает ежегодное проведение следующих мероприятий:
- проведение необходимых процедур оценки качества образования, предусмотренных настоящей Методологией;
- проведение комплексного анализа качества образования как в разрезе субъектов Российской Федерации, так и в целом по Российской Федерации;
- информирование всех заинтересованных сторон о результатах оценки.
Основным организационно-технологическим механизмом реализации указанных мероприятий является Федеральная информационная система оценки качества образования (далее - ФИС ОКО), предусматривающая возможности:
- подключения всех общеобразовательных организаций к личным кабинетам ФИС ОКО;
- обмена рабочими материалами между организаторами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;
- мониторинга реализации мероприятий по обмену данными со стороны федеральных, региональных и муниципальных координаторов;
- интеграции результатов различных процедур оценки качества образования в единую аналитическую базу.
Помимо этого в рамках реализации мероприятий по оценке качества образования будут использованы открытые ресурсы Интернет, в том числе, сайты Рособрнадзора и подведомственных ему организаций, специализированные ресурсы, создаваемые для реализации конкретных мероприятий, в том числе общественных обсуждений и консультаций по тематике проекта.
Кроме того, в течение последних лет в Российской Федерации в рамках проведения всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования и других мероприятий сформировано сообщество региональных и муниципальных координаторов, обладающих необходимым практическим и теоретическим опытом для реализации мероприятий по оценке качества образования.
3.2 Управленческие механизмы оценки качества общего образования
Оценка качества общего образования строится на основе следующих управленческих принципов.
Учет имеющегося российского опыта в сфере оценки качества образования. Термин "качество образования" закреплен в Законе об образовании в Российской Федерации*(13). Кроме того, в последние годы в России реализуется целый комплекс мероприятий в сфере оценки качества образования (государственная итоговая аттестация по программам основного общего и среднего общего образования, национальные исследования качества образования, всероссийские проверочные работы, исследования компетенций учителей и др.). Методология ориентирована на учет всех сложившихся в России на федеральном уровне подходов и оценочных процедур в этой сфере.
Учет приоритетных направлений развития экономики на федеральном и региональном уровнях. Методология обеспечивает учет потребностей и приоритетных направлений развития экономики России в целом, особенностей развития экономик регионов России.
Учет реальной проблематики российского образования. Методология учитывает реальные проблемы российского образования, способствует формированию управленческих инструментов и механизмов, направленных на решение этих проблем, а также формированию инструментов оценки эффективности их решения.
Ориентация на развитие российских механизмов управления качеством образования. Поскольку одной из целей разработки и принятия Методологии является повышение эффективности управления качеством образования в Российской Федерации, Методология ориентирована на развитие механизмов управления качеством образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и на уровне ОО, направленных на реализацию ключевых приоритетов развития системы общего образования в Российской Федерации.
Методология также ориентирована на выявление и распространение позитивных управленческих практик, касающихся значимых аспектов деятельности системы общего образования.
Данный принцип может быть реализован только в случае регулярного участия всех заинтересованных групп пользователей в анализе, обсуждении и применении результатов проекта.
Повышение мотивации участников образовательных отношений. Применение Методологии будет способствовать совершенствованию и регулярному обновлению содержания ФГОС, внедрению обновленных ФГОС, модернизации российского образования, повышению вовлеченности обучающихся и их родителей (законных представителей) в образовательный процесс, пониманию ими перспектив достижения успеха в обучении и, как следствие - повышению мотивации к обучению.
Методология нацелена на стимулирование большей вовлеченности всех участников образовательных отношений и органов исполнительной власти, местного самоуправления в решение актуальных задач, связанных с модернизацией образования и повышением качества образования, и для этого она предусматривает:
- соответствие содержания разных процедур оценки качества образования ФГОС;
- возможность применения изложенных в Методологии подходов к оценке качества образования на всех уровнях управления образованием - от федерального до уровня общеобразовательной организации;
- обеспечение активной "обратной связи" по итогам оценки качества образования, вовлечение участников образовательных отношений в обсуждение итогов оценки и выявленных проблем, а также перспектив и направлений развития;
- формирование у органов исполнительной власти всех уровней актуальных целевых установок в соответствии с ключевыми принципами Методологии;
- подробное и адресное информирование участников образовательных отношений, разъяснение целей, принципов, методов и других аспектов оценки качества образования.
С учетом направленности Методологии на модернизацию российского образования и развитие механизмов управления качеством образования в Российской Федерации, решение конкретных проблем в российском образовании основным управленческим механизмом реализации оценки качества образования является обеспечение возможности использования результатов оценки для управления качеством образования, в том числе:
- для сопоставления различных управленческих решений и выявления более эффективных механизмов управления качеством образования;
- для повышения квалификации специалистов по оценке качества образования, а также привлечения в данную область новых кадров;
- для оценки результативности решения проблем на основе анализа соответствующих показателей.
Ежегодное общественно-профессиональное обсуждение итогов проекта. Важной частью проекта должен являться ежегодный анализ и общественно-профессиональное обсуждение его результатов, поскольку организация мероприятий в каждый следующий год должна осуществляться с учетом выводов и корректив, полученных по результатам прошедшего года. В том числе, должны обсуждаться вопросы модернизации российского образования, направлений обновления содержания ФГОС, а также приоритеты при отборе объектов для оценки качества образования. Результаты данного обсуждения могут реализовываться в том числе при совершенствовании всего спектра процедур оценки качества общего образования, рассматриваемых в рамках данной Методологии.
Использование широкого спектра критериев оценки качества образования на всех уровнях управления образованием. Одним из ключевых критериев оценки качества образования в рамках национального проекта "Образование" является попадание России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования. Количественный показатель по данному критерию "Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, средневзвешенное место Российской Федерации (не ниже)" включен в число основных показателей Федерального проекта "Современная школа".
Вместе с тем, в соответствии со всеми изложенными выше принципами формирование критериев оценки качества образования должно проводиться с учетом:
- имеющегося российского опыта оценки качества образования;
- актуальных проблем российского образования;
- ориентации на развитие российских механизмов управления качеством образования;
- необходимости повышения мотивации участников образовательных отношений, в том числе, путем вовлечения участников образовательных отношений в обсуждение итогов оценки и выявленных проблем, а также перспектив и направлений развития.
Таким образом, в рамках настоящей Методологии предполагается, что формирование критериев оценки качества образования является частью деятельности всех участников образовательных отношений, а также органов исполнительной власти муниципального и регионального уровня, осуществляемой в целях развития механизмов управления качеством образования.
При этом критерии в каждом конкретном случае должны быть сопоставлены с целями индивидуализации обучения каждого ученика, развития образовательной организации, муниципальной или региональной системы образования и обеспечивать оценку продвижения к достижению этих целей.
Важным требованием к формулировке критериев является отсутствие негативных последствий для системы образования в результате применения данных критериев. Например, критерии не должны стимулировать участников образовательных отношений к искусственному завышению показателей или к внедрению управленческих решений, негативно сказывающихся на качестве или доступности образования.
4 Порядок и регламенты осуществления оценки
4.1 Основные мероприятия в рамках оценки
В соответствии с изложенными выше принципами оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях в рамках национального проекта "Образование" реализуются следующие направления оценки:
- расчет ключевого показателя национального проекта "Образование" "Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, средневзвешенное место Российской Федерации (не ниже)";
- проведение в субъектах Российской Федерации оценки качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях Российской Федерации;
- комплексный анализ данных о качестве образования на уровне Российской Федерации.
Ниже представлено описание каждого мероприятия.
4.2 Расчет ключевого показателя национального проекта "Образование" "Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, средневзвешенное место Российской Федерации (не ниже)"
4.2.1 Формула расчета показателя
Одним из ключевых показателей национального проекта Образование является "Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, средневзвешенное место Российской Федерации (не ниже)". Показатель рассчитывается на федеральном уровне в целом по Российской Федерации на ежегодной основе Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
При использовании средневзвешенного показателя учитываются все наиболее распространенные международные исследования, относящиеся к оценке уровня общеобразовательной подготовки обучающихся: PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста), TIMSS (Международное исследование качества математического и естественно-научного образования), PISA (Международная программа по оценке достижений учащихся). Краткие сведения об исследованиях приведены ниже.
Данные исследования направлены на оценку уровня подготовки обучающихся различного возраста и по различным аспектам. Кроме того, результаты России в этих исследованиях существенно различаются. Так, в исследовании качества чтения и понимания текста российские четвероклассники занимают 1 место, а в аналогичном исследовании PISA-2015 по читательской грамотности 15-летние граждане России занимают только 26 место. Различаются также и результаты, полученные российскими участниками схожего возраста в разных исследованиях. Например, в исследовании TIMSS-2015 по качеству математического образования российские восьмиклассники занимают 6 место, а в исследовании PISA-2015 по математической грамотности 15-летние граждане, среди которых также существенная доля восьмиклассников, занимают только 23 место, уступая многим из тех стран, результаты которых ниже России в исследовании TIMSS.
Показатель рассчитывается по формуле:
где:
- - Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований
- место Российской Федерации в i-ом исследовании:
: PIRLS (4 класс) по качеству чтения и понимания текста
: TIMSS (4 класс) по математическому направлению
: TIMSS (4 класс) по естественно-научному направлению
: TIMSS (8 класс) по математическому направлению
: TIMSS (8 класс) по естественно-научному направлению
: PISA по направлению читательская грамотность
: PISA по направлению математическая грамотность
: PISA по направлению естественно-научная грамотность
Расчет базового значения показателя и текущего значения показателя за 2018 год (на декабрь 2019 г.) представлены в таблицах ниже.
Таблица. Расчет базового значения показателя
Исследование |
Направление |
|
PISA 2015 |
Математическая грамотность |
23 |
PISA 2015 |
Читательская грамотность |
26 |
PISA 2015 |
Естественно-научная грамотность |
32 |
TIMSS 2015 |
Математика 4 |
7 |
TIMSS 2015 |
Естествознание 4 |
4 |
TIMSS 2015 |
Математика 8 |
6 |
TIMSS 2015 |
Естествознание 8 |
7 |
PIRLS 2016 |
Читательская грамотность |
1 |
|
Среднее |
13,25 |
Таблица. Расчет значения показателя на 2018 год
Исследование |
Направление |
|
PISA 2018 |
Математическая грамотность |
30 |
PISA 2018 |
Читательская грамотность |
31 |
PISA 2018 |
Естественно-научная грамотность |
33 |
TIMSS 2015 |
Математика 4 |
7 |
TIMSS 2015 |
Естествознание 4 |
4 |
TIMSS 2015 |
Математика 8 |
6 |
TIMSS 2015 |
Естествознание 8 |
7 |
PIRLS 2016 |
Читательская грамотность |
1 |
|
Среднее |
14,88 |
4.2.2 Источники данных для расчета показателей
Источниками данных для расчета показателя являются результаты следующих процедур:
1. Результаты последних проведенных международных сравнительных исследований PISA, TIMSS, PIRLS соответственно.
2. Результаты специально организованных по модели PISA процедур оценки качества подготовки обучающихся (далее - Общероссийская оценка по модели PISA).
При этом общероссийская оценка по модели PISA проводится только в те годы, когда не проводится основное исследование PISA. Сроки проведения процедур представлены ниже в таблице.
Таблица. Сроки проведения процедур оценки
Год |
Проводимые процедуры |
2019 |
TIMSS 2019 |
Общероссийская оценка по модели PISA 2019 | |
2020 |
Общероссийская оценка по модели PISA 2020 |
2021 |
PISA 2021 |
PIRLS 2021 | |
2022 |
Общероссийская оценка по модели PISA 2022 |
2023 |
TIMSS 2023 |
Общероссийская оценка по модели PISA 2023 | |
2024 |
PISA 2024 |
Каждое из международных исследований PISA, TIMSS, PIRLS проводится по регламенту, устанавливаемому международными организациями (для PISA - ОЭСР, для TIMSS и PIRLS - IEA (Международная ассоциация по оценке образовательных достижений)). Проведение каждого из данных исследований длится в течение ряда лет и включает этапы сбора данных, формирования выборки участников, апробации, проведения оценочных процедур, обработки и анализа результатов.
Одним из результатов проведения каждого международного исследования является формирование рейтинга, в котором указывается место или вероятный диапазон мест каждой участвующей страны. В результате проведения общероссийской оценки по модели PISA подсчитывается средний балл страны, который можно сопоставить с баллами других стран, которые принимали участие в предыдущем цикле исследования.
Интегральным результатом исследований является модернизация российского образования на основе внедрения ФГОС.
4.2.3 Расчет необходимых величин по годам
Для расчета показателя ежегодно должны быть рассчитаны величины , , ... . Параметры расчета этих величин по годам представлены ниже. Величины, относящиеся к каждому отдельному исследованию - PISA, TIMSS, PIRLS - представлены в отдельной таблице.
Таблица. Расчет величины (место России в исследовании PIRLS) по годам
Расчетный год |
Источник данных (процедура) |
Срок проведения процедуры |
Срок расчета величины |
2018 |
PIRLS 2016 |
Апрель 2016 г. |
Декабрь 2017 г. |
2019 |
PIRLS 2016 |
Апрель 2016 г. |
Декабрь 2017 г. |
2020 |
PIRLS 2016 |
Апрель 2016 г. |
Декабрь 2017 г. |
2021 |
PIRLS 2021 |
Апрель 2021 г. |
Декабрь 2022 г. |
2022 |
PIRLS 2021 |
Апрель 2021 г. |
Декабрь 2022 г. |
2023 |
PIRLS 2021 |
Апрель 2021 г. |
Декабрь 2022 г. |
2024 |
PIRLS 2021 |
Апрель 2021 г. |
Декабрь 2022 г. |
Таблица. Расчет величин , , , (места России в исследовании TIMSS) по годам
Расчетный год |
Источник данных (процедура) |
Срок проведения процедуры |
Срок расчета величин , , , |
2018 |
TIMSS 2015 |
Апрель 2015 г. |
Декабрь 2016 г. |
2019 |
TIMSS 2019 |
Апрель 2019 г. |
Декабрь 2020 г. |
2020 |
TIMSS 2019 |
Апрель 2019 г. |
Декабрь 2020 г. |
2021 |
TIMSS 2019 |
Апрель 2019 г. |
Декабрь 2020 г. |
2022 |
TIMSS 2019 |
Апрель 2019 г. |
Декабрь 2020 г. |
2023 |
TIMSS 2023 |
Апрель 2023 г. |
Декабрь 2024 г. |
2024 |
TIMSS 2023 |
Апрель 2023 г. |
Декабрь 2024 г. |
Таблица. Расчет величин , , (места России в исследовании PISA) по годам
Расчет-ный год |
Источник данных (процедура) |
Срок проведения процедуры |
Срок расчета величин , , |
2018 |
PISA 2018* |
Апрель 2018 г. |
Декабрь 2019 г. |
2019 |
Общероссийская оценка по модели PISA |
Октябрь-ноябрь 2019 г. |
1 квартал 2020 г. |
2020 |
Общероссийская оценка по модели PISA |
Октябрь 2020 г. |
1 квартал 2021 г. |
2021 |
PISA 2021 |
Апрель 2021 г. |
Декабрь 2022 г. |
2022 |
Общероссийская оценка по модели PISA |
Октябрь 2022 г. |
1 квартал 2023 г. |
2023 |
Общероссийская оценка по модели PISA |
Октябрь 2023 г. |
1 квартал 2024 г. |
2024 |
PISA 2024 |
Апрель 2024 г. |
Декабрь 2025 г. |
______________________________
* Исследование PISA-2018 проводится вне рамок национального проекта "Образование", однако его результаты используются для корректировки базового значения показателя и настоящей методологии.
Таким образом, итоговый показатель "Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, средневзвешенное место Российской Федерации (не ниже)" может быть рассчитан в следующие сроки.
Таблица. Сроки расчета итогового показателя по годам
Расчетный год |
Сроки расчета величин , , ... |
Срок расчета итогового показателя* |
|
Группа величин |
Срок расчета |
||
2018 |
(PIRLS) |
Декабрь 2017 г. |
30 декабря 2019 г. |
, , , (TIMSS) |
Декабрь 2016 г. |
||
, , (PISA) |
Декабрь 2019 г. |
||
2019 |
(PIRLS) |
Декабрь 2017 г. |
30 декабря 2020 г. |
, , , (TIMSS) |
Декабрь 2020 г. |
||
, , (PISA) |
1 квартал 2020 г. |
||
2020 |
(PIRLS) |
Декабрь 2017 г. |
30 декабря 2021 г. |
, , , (TIMSS) |
Декабрь 2020 г. |
||
, , (PISA) |
1 квартал 2021 г. |
||
2021 |
(PIRLS) |
Декабрь 2022 г. |
30 декабря 2022 г. |
, , , (TIMSS) |
Декабрь 2020 г. |
||
, , (PISA) |
Декабрь 2022 г. |
||
2022 |
(PIRLS) |
Декабрь 2022 г. |
30 декабря 2023 г. |
, , , (TIMSS) |
Декабрь 2020 г. |
||
, , (PISA) |
1 квартал 2023 г. |
||
2023 |
(PIRLS) |
Декабрь 2022 г. |
30 декабря 2024 г. |
, , , (TIMSS) |
Декабрь 2024 г. |
||
, , (PISA) |
1 квартал 2024 г. |
||
2024 |
(PIRLS) |
Декабрь 2022 г. |
30 декабря 2025 г. |
, , , (TIMSS) |
Декабрь 2024 г. |
||
, , (PISA) |
Декабрь 2025 г. |
______________________________
* Согласно Федеральному плану статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 20, ст. 2383; 2009, N 10, ст. 1244; N 33, ст. 4102; 2010, N 16, ст. 1961; N 32, ст. 4354; N 47, ст. 6205; N 49, ст. 6523; 2011, N 15, ст. 2141; N 17, ст. 2511; N 22, ст. 3173; N 25, ст. 3644; 2012, N 2, ст. 327; N 17, ст. 2056; N 19, ст. 2479; N 27, ст. 3743; N 42, ст. 5777; N 49, ст. 6910; 2013, N 10, ст. 1053; N 13, ст. 1596; N 16, ст. 2018; N 22, ст. 2838; N 29, ст. 3986; N 36, ст. 4578; N 41, ст. 5210; 2014, N 10, ст. 1057; N 14, ст. 1627; N 23, ст. 3019; N 26, ст. 3631; N 30, ст. 4359; N 39, ст. 5277; N 44, ст. 6098; N 50, ст. 7143, 7196, 7212, 7247; 2015, N 1, ст. 279; N 6, ст. 956; N 10, ст. 1571; N 20, ст. 2960, 2961; N 24, ст. 3539, 3540; N 30, ст. 4584; N 39, ст. 5401; N 42, ст. 5804; N 43, ст. 6034; 2016, N 6, ст. 856; N 16, ст. 2265; N 23, ст. 3336; N 25, ст. 3845; N 26, ст. 4150; N 34, ст. 5284; N 39, ст. 5700; N 42, ст. 5990; N 48, ст. 6809; N 49, ст. 6971; 2017, N 6, ст. 1017; N 7, ст. 1081, 1133; N 23, ст. 3396, 3419; N 40, ст. 5892; N 48, ст. 7286; N 51, ст. 7868; 2018, N 4, ст. 649; N 18, ст. 2625; N 23, ст. 3319, 3347; N 28, ст. 4269; N 49, ст. 7606; N 50, ст. 7824; 2019, N 1, ст. 154; N 12, ст. 1357; N 14, ст. 1640; N 16, ст. 1984; N 24, ст. 3113; N 36, ст. 5054, 5108; N 39, ст. 5469; N 41, ст. 5776; N 44, ст. 6232) показатель 2.9.19. "Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, средневзвешенное место Российской Федерации" рассчитывается ежегодно до 30 декабря
4.3 Проведение в субъектах Российской Федерации оценки качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях Российской Федерации
В соответствии с паспортом национального проекта "Образование", в субъектах Российской Федерации должна быть проведена оценка качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.
При этом оценка должна проводиться на основе ФГОС в соответствии с Методологией и критериями на основе опыта проведения массовых оценочных процедур в Российской Федерации и с учетом практики международных сравнительных исследований качества образования.
Общая схема проведения в субъектах Российской Федерации оценки качества общего образования с учётом практики международных исследований качества подготовки обучающихся включает следующие этапы:
- оценку качества общего образования в каждом субъекте Российской Федерации по модели PISA (далее - региональные оценки по модели PISA); регламент осуществления региональных оценок по модели PISA представлен в п. 4.5;
- проведение социологических опросов в субъектах Российской Федерации, направленных на оценку удовлетворенности качеством образования участников образовательных отношений, а также на оценку востребованности результатов образования; (регламент проведения социологических опросов представлен в п. 4.6);
- обучение специалистов в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации мероприятий по оценке качества образования в рамках настоящей Методологии;
- ежегодный комплексный анализ данных о качестве общего образования в каждом субъекте Российской Федерации на основе результатов мероприятий, реализуемых в рамках национального проекта "Образование", а также на основе результатов всех мероприятий федерального уровня в сфере оценки качества общего образования; (порядок проведения анализа представлен в п. 5);
- ежегодное общественно-профессиональное обсуждение результатов оценки и результатов комплексного анализа данных о качестве общего образования, включая обсуждение вопросов развития современных инструментов оценки качества образования;
- использование результатов оценки и анализа различными целевыми группами для совершенствования системы образования на всех уровнях.
4.4 Регламент осуществления общероссийской оценки по модели PISA
Общероссийская оценка по модели PISA основана на использовании технологий и решений проекта PISA For Schools, реализуемого Организацией экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР). Основная идея проекта состоит в применении измерительных материалов и шкал оценивания PISA для оценки отдельных школ или групп школ.
Выборка
Общероссийская оценка по модели PISA осуществляется на выборке участников. Выборка составляется специалистами ОЭСР и включает ориентировочно не менее 200 образовательных организаций общего образования и среднего профессионального образования не менее чем из 40 субъектов Российской Федерации.
Сроки проведения процедуры оценки
Общероссийская оценка по модели PISA проводится в октябре или ноябре расчетного года.
Измерительные материалы
Измерительные материалы разрабатываются специалистами ОЭСР при экспертном участии представителей России. Перевод и адаптация материалов осуществляются экспертами - представителями Российской Федерации, верификация материалов осуществляется специалистами ОЭСР. Дополнительно может быть проведена экспертиза разработанных материалов на предмет соответствия требованиям ФГОС.
Процедура и технологии
Оценка проводится на компьютерах. В оценке принимают участие попавшие во внутришкольную выборку обучающиеся образовательной организации, попавшей в выборку образовательных организаций, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса). Для проведения процедуры оценки должны быть обеспечены технические условия, включая необходимое количество компьютеров для участников исследования. Возможно проведение в несколько сессий.
В процессе проведения процедур оценки в аудитории присутствуют: не менее 2 наблюдателей, один - от субъекта Российской Федерации, один - согласованный с Рособрнадзором; один организатор в аудитории от образовательной организации. Управление ходом процедуры исследования в аудитории осуществляет организатор. Выполненные участниками исследования задания оцениваются российскими экспертами. Наблюдатели, организаторы и эксперты проходят отбор и обучение.
Расчет величин , ,
Поскольку общероссийская оценка по модели PISA проводится только в России, то в год проведения этой процедуры не возникает новый рейтинг стран. Баллы, полученные на выборке участников, позволяют лишь оценить положение России по отношению к другим странам в рамках существующего рейтинга стран. Таким образом, величины , , , рассчитанные по результатам общероссийской оценки по модели PISA, являются вероятными оценками места России в случае, если бы основное исследование PISA проводилось в это же время.
Срок расчета указанных величин - 1 квартал года, следующего за годом проведения общероссийской оценки по модели PISA.
Сбор данных и аналитика
В процессе проведения общероссийской оценки по модели PISA осуществляется сбор данных, на основании которых проводится анализ. Целями анализа является установление качества реализации ФГОС и выявление факторов, обуславливающих получение более высоких результатов оценки.
4.5 Регламент осуществления региональных оценок по модели PISA
Участие субъектов Российской Федерации в региональных оценках по модели PISA
Для соблюдения графика участия субъектов Российской Федерации в оценке, определяемого национальным проектом, целесообразно ежегодно проводить Региональные оценки по модели PISA в 14-15 субъектах Российской Федерации. Количество субъектов по годам представлено в таблице.
Расчетный год |
Количество субъектов - участников Региональных оценок по модели PISA |
2019 |
14 |
2020 |
14 |
2021 |
14 |
2022 |
14 |
2023 |
14 |
2024 |
15 |
Разбиение субъектов на группы для участия в проекте по годам осуществляется на основании трех принципов:
1. Равномерность распределения количества обучающихся по группам. Данное условие обеспечивается за счет равномерного распределения количества обучающихся в 8 классах и количества обучающихся в 9 классах общеобразовательных организаций между группами - в каждой группе субъектов Российской Федерации указанное количество составляет от 230 000 до 250 000 человек.
2. Представительство всех федеральных округов в каждой группе.
3. Представительство в каждой группе субъектов с различным соотношением сельских и городских школ.
Списки групп представлены в Приложении 1.
Региональные оценки по модели PISA реализуются на основе решения PISA For Schools, предлагаемого ОЭСР.
Выборка
Ежегодно процедуры региональных оценок по модели PISA проводятся на выборках в 14-15 субъектах Российской Федерации. Выборка участников внутри каждого субъекта является репрезентативной по субъекту. Выборки составляются специалистами ОЭСР и включают ориентировочно от 75 до 150 образовательных организаций общего образования и среднего профессионального образования в каждом из 14 субъектов Российской Федерации.
В выборку региональных оценок по модели PISA не включаются образовательные организации, участвующие в выборке общероссийской оценки по модели PISA.
Сроки проведения процедуры оценки
Региональные оценки по модели PISA проводятся в октябре или ноябре расчетного года.
Измерительные материалы
Измерительные материалы разрабатываются специалистами ОЭСР при экспертном участии представителей России. Перевод и адаптация материалов с учетом ФГОС осуществляются экспертами - представителями Российской Федерации, верификация материалов осуществляется специалистами ОЭСР. Дополнительно может быть проведена экспертиза разработанных материалов на предмет соответствия требованиям ФГОС.
Процедура и технологии
Оценка проводится на компьютерах. В оценке принимают участие попавшие во внутришкольную выборку обучающиеся образовательной организации, попавшей в выборку образовательных организаций, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса). Для проведения процедуры оценки должны быть обеспечены технические условия, включая необходимое количество компьютеров для участников исследования. Возможно проведение процедур оценки в несколько сессий.
В процессе проведения процедур оценки в аудитории присутствуют: не менее 2 наблюдателей, один - от субъекта Российской Федерации, один - согласованный с Рособрнадзором; один организатор в аудитории от образовательной организации. Управление ходом процедуры исследования в аудитории осуществляет организатор. Выполненные участниками исследования задания оцениваются российскими экспертами. Организаторы и эксперты проходят отбор и обучение.
Срок расчета результатов оценки и внесения их в ФИС ОКО - 1-й квартал года, следующего за годом проведения региональной оценки по модели PISA в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Сбор данных и аналитика
В процессе проведения региональных оценок по модели PISA осуществляется сбор контекстных данных, на основании которого по результатам оценки проводится анализ. Целями анализа является выявление факторов, обуславливающих получение более высоких результатов оценки.
4.6 Регламент осуществления социологических опросов в субъектах Российской Федерации
Участие субъектов Российской Федерации в социологических опросах
Субъекты Российской Федерации участвуют в социологических опросах оценки удовлетворенности качеством образования одновременно с участием в региональных оценках по модели PISA.
Объектами социологического опроса выступают 3 категории респондентов:
- обучающиеся в общеобразовательных организациях;
- родители (законные представители) обучающихся общеобразовательных организаций;
- работники общеобразовательных организаций, в том числе: руководители и педагоги.
Предмет исследования - вовлеченность обучающихся в образовательный процесс, удовлетворенность качеством общего образования, востребованность результатов общего образования.
Цель и задачи опросов
Опрос направлен на оценку вовлеченности обучающихся в образовательный процесс, удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образования, на оценку востребованности результатов образования, а также на выявление факторов, определяющих степень удовлетворенности и востребованности общего образования.
Выборка
Ежегодно социологические опросы проводятся на репрезентативных выборках в 14-15 субъектах Российской Федерации согласно перечню, представленному в Приложении 1.
Инструментарий
Социологические опросы в субъектах Российской Федерации проводятся с помощью анкетирования. В рамках разработки инструментария проводятся глубинные исследования методом фокус-групп или интервьюирования, направленные на учёт, в том числе, специфики субъектов Российской Федерации, попавших в выборку. Подготовленная анкета подлежит апробации.
Основные этапы и сроки проведения опросов
Сбор эмпирических данных осуществляется в сентябре и октябре расчетного года. Анализ эмпирических данных, подготовка отчета - ноябрь-декабрь расчетного года.
Процедура и технологии
Метод сбора данных - анкетирование, раздаточное (бумажное) или онлайн (посредством компьютера).
5 Порядок осуществления анализа и использования результатов оценки
Комплексный анализ результатов оценки качества общего образования осуществляется ежегодно на основании данных, полученных в результате проведения мероприятий по оценке качества общего образования в рамках национального проекта "Образование", других федеральных процедур оценки качества образования, а также государственных итоговых аттестаций.
По итогам комплексного анализа составляется аналитический отчет, который должен включать разделы:
- общие результаты процедур оценки качества образования в целом по Российской Федерации, а также в разрезе регионов или групп регионов (при наличии возможности), в том числе:
- результаты основного государственного экзамена;
- результаты всероссийских проверочных работ;
- результаты национальных исследований качества образования;
- результаты международных сравнительных исследований качества общего образования;
- результаты иных процедур оценки качества образования, проводимых на федеральном уровне;
- результаты общероссийской оценки по модели PISA;
- результаты региональных оценок по модели PISA.
- описание тенденций в области качества образования, в том числе с учетом результатов процедур оценки качества образования прошлых лет;
- описание зон риска в области качества образования в России, в субъектах Российской Федерации;
- описание связей между результатами оценочных процедур, результатами социологических опросов, реализуемых в рамках национального проекта "Образование", контекстными данными по общеобразовательным организациям и сведениями, характеризующими особенности организации работы органов исполнительной власти регионального уровня, осуществляющих управление в сфере образования;
- методические рекомендации по совершенствованию системы образования федерального или регионального уровней.
Результаты оценки и анализа могут быть использованы несколькими целевыми группами. Описание групп и модели использования результатов представлены в таблице ниже.
Таблица. Целевые группы и организационные формы использования результатов оценки и анализа в рамках реализации положений Методологии
Целевая группа |
Цели использования результатов оценки и анализа |
Организационные формы использования результатов оценки и анализа |
Федеральные органы исполнительной власти |
Развитие системы образования Российской Федерации, решение задач, связанных с реализацией национального проекта "Образование" |
Корректировка нормативных документов, запуск целевых проектов для решения выявленных проблем, формирование или корректировка критериев оценки качества образования на федеральном уровне |
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления |
Формирование и развитие механизмов управления качеством образования на региональном и муниципальном уровне |
Корректировка программ развития образования, модернизация критериев и целевых показателей развития образования на региональном и муниципальном уровне |
Организации, осуществляющие повышение квалификации педагогов |
Повышение эффективности системы повышения квалификации |
Совершенствование программ повышения квалификации работников организаций общего образования |
Образовательные организации общего образования |
Совершенствование управления образовательной деятельностью |
Изучение и применение рекомендаций, содержащихся в аналитических отчетах, формирование или корректировка критериев оценки качества образования в образовательной организации |
Обучающиеся, их родители (законные представители) |
Принятие обоснованных решений о выборе образовательной траектории |
Изучение и применение рекомендаций, содержащихся в аналитических отчетах |
Общественные организации и аналитические агентства, осуществляющие взаимодействие с образовательными организациями, экспертным сообществом |
Реализация экспертно-аналитических и информационных проектов в сфере образования |
Экспертиза и обсуждение в профессиональном сообществе результатов проекта, формирование и реализация актуального перечня экспертно-аналитических и информационных проектов |
Средства массовой информации |
Формирование объективной картины о состоянии системы общего образования, ключевых тенденциях, преодолеваемых проблемах и фактических объективных результатах |
Использование аналитических материалов при подготовке публикаций |
6 Порядок информирования всех заинтересованных сторон о результатах оценки
В рамках мероприятий об оценке качества общего образования реализуется следующий порядок информирования заинтересованных сторон:
- информирование граждан, в том числе обучающихся и их родителей (законных представителей), посредством размещения актуальной информации на сайтах Рособрнадзора и подведомственных ему организаций, публикаций в прессе, проведения пресс-конференции по итогам каждого календарного года;
- информирование образовательных организаций - участниц мероприятий по оценке качества образования о конкретных промежуточных и итоговых результатах оценки посредством передачи информации через личные кабинеты этих образовательных организаций в ФИС ОКО;
- информирование органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, посредством размещения соответствующих информационных материалов в личных кабинетах в ФИС ОКО;
- общественно-профессиональное обсуждение хода и результатов проекта, в том числе, в Общественном совете Рособрнадзора, в Общественной палате, на конференциях и т.п.
7 Приложения
7.1 Приложение 1. Разбиение субъектов Российской Федерации на группы для участия в ежегодном проведении региональных оценок по модели PISA
7.2 Приложение 2. Сопоставление требований ФГОС и МСИ
______________________________
*(1) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации", статья 2, пункт 29
*(2) Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"
*(3) Аналитические материалы по результатам исследования компетенций учителей русского языка, математики и литературы https://fioco.ru/results_tcs
*(4) Результаты НИКО https://fioco.ru/results_niko
*(5) https://fioco.ru/Media/Default/Documents/NIKO/5-7_NIKO_MA_part_1.pdf
*(6) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р Об утверждении Концепции развития математического образования в Российской Федерации
*(7) Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. N 10)
*(8) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации", Статья 3
*(9) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации", Статья 11
*(10) Сопоставление проводилось по тексту проектов ФГОС НОО и ООО, опубликованных по адресу https://www.preobra.ru
*(11) Данные предоставляются Минпросвещения России
*(12) http://www.oecd.org/PISA/pisa-for-schools/
*(13) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации", Статья 2, п. 29
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения РФ от 24 декабря 2019 г. N 1718/716 "О внесении изменений в Методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 г. N 590/219"
Текст приказа опубликован не был