Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу
комитета социальной
защиты населения
Волгоградской области
от 09.01.2020 N 1
Примерное Положение
об организации "Школы ухода" на базе государственных организаций социального обслуживания Волгоградской области
1. Общие положения
1.1. Примерное Положение об организации "Школы ухода" на базе государственных организаций социального обслуживания Волгоградской области (далее - Положение) разработано в рамках реализации мероприятий по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Волгоградской области.
1.2. Настоящее Положение регламентирует деятельность "Школы ухода", созданной на базе государственных организаций социального обслуживания (далее - учреждение) для обучения навыкам общего ухода за пожилыми людьми и инвалидами, нуждающимися в постоянном постороннем ходе (далее - Школа ухода).
1.3. Школа ухода создается приказом директора в организациях, осуществляющих полустационарное социальное обслуживание и на дому - на базе отделения приема граждан, социального сопровождения и организационно-технической работы или на базе отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов, в стационарных организациях - на базе отделения, определенном приказом директора.
1.4. В состав Школы ухода входят специалисты, состоящие в штате учреждения, назначенные приказом директора (далее - специалисты Школы ухода).
1.5. Руководство и организацию деятельности Школы ухода осуществляет работник (или заведующий отделением), назначенный приказом директора учреждения ответственным за организацию деятельности Школы ухода.
1.6. Непосредственную работу по обучению проводят специалисты учреждения, прошедшие обучение навыкам ухода и имеющие соответствующий сертификат (удостоверение).
1.7. Должностные обязанности, права и ответственность специалистов Школы ухода отражаются в должностных инструкциях, утвержденных директором учреждения.
1.8. К проведению занятий в Школе ухода могут привлекаться работники других отделений учреждения и организаций (психологи, медицинские работники и др.), которые осуществляют обучение в Школе ухода на безвозмездной основе.
1.9. При организации деятельности Школы ухода сотрудники руководствуются действующим законодательством, иными нормативными правовыми актами и служебными документами, регулирующими сферу деятельности учреждения, применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей, Правилами внутреннего трудового распорядка и настоящим Положением.
2. Основные цели и задачи Школы ухода
2.1. Основные цели деятельности Школы ухода:
повышение качества жизни пожилых граждан и инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, поддержание их эмоционально-психологического состояния и профилактика риска развития осложнений за счет обеспечения более качественного ухода в привычных домашних условиях;
оказание помощи и поддержки лицам, осуществляющим долговременный уход, включая родственников, соседей, опекунов, добровольцев (далее - лица, осуществляющие неформальный (родственный) уход), социальных работников, помощников по уходу (сиделок) и прочих специалистов, осуществляющих долговременный уход, снижение у них психо-эмоциональной нагрузки и уровня стресса.
2.2. Основные задачи деятельности Школы ухода:
организация консультирования и обучения лиц, осуществляющих неформальный (родственный) уход на дому, основным принципам ухода, организации безопасного пространства с учетом потребностей конкретного человека, формирование навыков качественного ухода, в т.ч. по проведению гигиенических процедур, позиционирования, дезинфекции, пользования техническими и вспомогательными средствами реабилитации, профилактики осложнений и пр.;
организация консультирования пожилых граждан и инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе по вопросам организации питания и питьевого режима, контроля за изменением состояния здоровья, оказания самопомощи, пользования средствами реабилитации и пр.
организация социального сопровождения по вопросам социально-правового характера, психологической поддержки, обеспечения техническими средствами реабилитации, оказания медицинской помощи;
организация обучения вновь принятого персонала по уходу основным принципам ухода за получателями социальных услуг.
3. Функции Школы ухода
3.1. С целью достижения основных целей и задач специалисты Школы ухода организуют:
постоянное информирование населения о деятельности Школы ухода;
обеспечение доступа к обучающим и информационным материалам (памятки, буклеты) на сайте учреждения;
выявление и учет лиц, осуществляющих неформальный (родственный) уход на дому за пожилыми гражданами и инвалидами, нуждающимися в услугах Школы ухода;
проведение консультаций, информационно-просветительских акций, семинаров, круглых столов, встреч, открытых занятий и пр.;
обучение по утвержденным программам лиц, осуществляющих уход;
внутриведомственное и межведомственное взаимодействие с медицинскими, образовательными организациями, с территориальными отделениями медико-социальной экспертизы, пенсионного фонда и иными организациями;
проведение мероприятий по профилактике профессионального выгорания социальных работников, помощников по уходу (сиделок) и прочих специалистов, осуществляющих долговременный уход;
разработку, издание и распространение просветительских, информационно-методических материалов по вопросам ведения здорового образа жизни, сохранения здоровья и профилактики заболеваний, основам геронтологии и специфическим проблемам здоровья граждан пожилого возраста, по вопросам, связанным с деятельностью Школы ухода;
подготовку и представление ежеквартальной отчетной документации Школы ухода согласно приложению 6 к настоящему Положению в Координационный центр системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Центральный центр социального обслуживания населения" (далее - Координационный центр).
4. Порядок организации деятельности Школы ухода
4.1. Информация о деятельности Школы ухода размещается на:
информационных стендах учреждения;
официальном сайте учреждения в информационно-телекоммуникационной сети;
официальных страницах учреждения в социальных сетях;
в средствах массовой информации,
в учреждениях здравоохранения, МФЦ, администрациях городских и сельских поселениях, общественных организациях и пр.
4.2. Деятельность Школы ухода осуществляется в соответствии с установленным режимом работы учреждения, кроме того, при необходимости работа может быть организована в выходные и праздничные дни, в соответствии с утвержденными программами обучения согласно приложениям 1 и 2 к настоящему Положению и расписанием занятий.
4.3. Услуги Школы ухода предоставляются:
вновь принятому персоналу, осуществляющему уход за получателями социальных услуг в государственном учреждении социального обслуживания стационарного типа;
социальным работникам, помощникам по уходу (сиделкам), осуществляющим уход на дому за гражданами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе;
лицам, осуществляющим неформальный (родственный) уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами на дому;
лицам, осуществляющим неформальный (родственный) уход за маломобильными гражданами и инвалидами, временно помещенными в стационарные организации на срок, определенный индивидуальной программой получателя социальных услуг, или на 5 дней в неделю при круглосуточном проживании, а также при снятии с социального обслуживания в стационарной форме;
гражданам, нуждающимся в долговременном уходе.
4.4. Механизм выявления лиц, осуществляющих неформальный (родственный) уход и организации их обучения.
Лица, осуществляющие неформальный (родственный) уход, выявляются при отработке сигналов, поступающих из разных источников и в рамках межведомственного взаимодействия в центры социальной защиты населения Волгоградской области (далее - ЦСЗН) и (или) в Координационный центр, а также при проведении мероприятий по оценке условий жизнедеятельности гражданина.
4.4.1. В случае, если гражданин, нуждающийся в долговременном уходе, отказывается от социального обслуживания по причине осуществления за ним ухода лицом, осуществляющим неформальный (родственный) уход, специалист ЦСЗН информирует гражданина и (или) лицо, осуществляющее неформальный уход, о возможности обучения в Школе ухода, о выдаче во временное пользование технических средств реабилитации, оборудования и предметов ухода в учреждении по месту жительства, оставляет контактные телефоны учреждения, по которым можно получить необходимую помощь и передает информацию в Координационный центр.
Специалисты Координационного центра организуют повторное информирование гражданина (лица, осуществляющего неформальный (родственный) уход) по телефону 1 раз в квартал, не более 3-х раз.
4.4.2. В случае согласия гражданина на социальное обслуживание специалисты ЦСЗН при проведении мероприятий по оценке условий жизнедеятельности по месту жительства гражданина выясняют необходимость в обучении лиц, осуществляющих неформальный (родственный) уход в Школе ухода.
Если лицо, осуществляющее неформальный (родственный) уход, дает согласие на обучение в Школе ухода, обработку и передачу его персональных данных для организации обучения специалист ЦСЗН передает информацию о данном лице в учреждение по месту жительства.
Специалисты учреждения, получив информацию о лице, осуществляющем неформальный (родственный) уход, желающем пройти обучение в Школе ухода, связываются с ним, согласовывают время и место проведения консультации, включая возможность посещения на дому, оговаривают форму и тематику обучения.
По результатам обучения в Школе ухода специалист учреждения заносит данные о лице, осуществляющем уход во вкладку 3 Реестра граждан, нуждающихся в уходе, и передает их в ЦСЗН по месту жительства, для дальнейшей передачи в Координационный центр.
Координационный центр ведет единую базу данных лиц, осуществляющих неформальный (родственный) уход, как прошедших обучение, так и отказавшихся от обучения.
В случае если лицо, осуществляющее неформальный (родственный) уход, первоначально отказалось от обучения в Школе ухода, дальнейшую работу по информированию данного лица о возможности получения помощи, в том числе о возможности обучения в Школе ухода осуществляют специалисты Координационного центра с периодичностью не чаще 1 раза в квартал.
4.5. С целью получения консультаций или прохождения обучения в Школе ухода:
лицам, осуществляющим неформальный (родственный) уход, необходимо предоставить заявление на имя директора учреждения согласно приложению 5 к настоящему Положению;
для обучения социальных работников, помощников по уходу (сиделок) и прочих специалистов, осуществляющих долговременный уход на дому, необходимо представить список обучающихся, за подписью руководителя учреждения, по утвержденной форме согласно приложению 7 к настоящему Положению.
4.6. В процессе консультирования и проведения обучения в Школе ухода предусмотрено изучение теоретических основ и отработка практических навыков ухода.
4.7. Консультирование и обучение в Школе ухода осуществляется в следующих формах:
стационарной на базе учреждения (групповые обучающие занятия и индивидуальные занятия (консультации);
выездной (с выездом специалистов Школы ухода на дом);
дистанционной.
В процессе обучения данные формы могут сочетаться с учетом пожеланий лиц, осуществляющих неформальный (родственный) уход.
4.8. Для проведения групповых обучающих занятий в стационарной форме формируются группы в количестве от 3 до 10 человек.
Групповые обучающие занятия в стационарной форме проводятся на базе учреждения с периодичностью - 1 раз в неделю, продолжительность одной консультации составляет от 1 часа до 2 часов (в зависимости от темы консультации), продолжительность обучающего занятия - 2 часа.
Групповые обучающие занятия проводятся в соответствии с графиком работы по группам и расписанием занятий.
4.9. Индивидуальные занятия (консультации) проводятся с лицами, осуществляющими неформальный (родственный) уход по выборочным темам занятий из утвержденной программы, согласно приложению 2 к настоящему Положению.
Индивидуальные занятия (консультации) проводятся в соответствии с заранее составленным графиком. Количество индивидуальных занятий (консультаций) не может превышать 5. Продолжительность одного индивидуального занятия (консультации) составляет от 45 минут до 1,5 часа (в зависимости от темы).
4.10. В выездной форме осуществляется индивидуальное консультирование и обучение лиц, осуществляющих неформальный (родственный) уход за пожилыми гражданами и инвалидами на дому, по темам, выбранным из утвержденной программы согласно приложению 2 к настоящему Положению.
Периодичность занятий (консультаций) составляет от 2 до 5 в неделю, продолжительность курса не более 3 недель. Продолжительность занятий (консультаций) не более 2 часов.
4.11. Консультирование в дистанционной форме осуществляется специалистами Школы ухода с использованием дистанционных технологий после получения заявления по утвержденной форме. Заявление может быть подано в электронном виде (скан-копия).
Дистанционное консультирование может проводиться в групповой и индивидуальной форме:
посредством электронной почты;
с использованием программ для обмена информацией (Skype), Viber, Whats'up и пр.;
с использованием технологии синхронного режима связи (on-line) и асинхронного режима связи (off-line).
Длительность дистанционного консультирования составляет не более 60 минут.
4.12. Специалисты Школы ухода имеют право:
запрашивать и получать в установленном порядке необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам их деятельности у социальных работников, лиц, осуществляющих неформальный (родственный) уход за инвалидами и пожилыми гражданами на дому, с соблюдение требований Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";
повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию);
вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными должностной инструкцией обязанностями;
пользоваться информационными материалами и нормативными правовыми актами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;
осуществлять обмен опытом со Школами ухода, действующими на базе других учреждений.
4.13. Специалисты Школы ухода обязаны:
качественно и своевременно исполнять свои должностные обязанности;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные в учреждении;
обеспечивать качественное предоставление услуг, проведение занятий и ведение учетно-отчетной документации по деятельности Школы ухода;
обеспечивать сохранность персональных данных и не допускать разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей в рамках деятельности Школы ухода;
обеспечивать выполнение распоряжений и поручений директора организации, связанных с организацией деятельности Школы ухода;
изучать опыт организации работы Школ ухода в других учреждениях Волгоградской области и регионах Российской Федерации.
4.14. Специалист Школы ухода, назначенный приказом директора учреждения ответственным за организацию деятельности Школы ухода (далее - руководитель Школы ухода):
формирует группы обучающихся из числа лиц, осуществляющих неформальный (родственный) уход за инвалидами и пожилыми гражданами на дому;
разрабатывает график работы по группам и расписание занятий;
ведет учетно-отчетную документацию: журнал, анкеты по удовлетворенности полученными знаниями и навыками согласно приложениям 3 и 4 к настоящему Положению;
осуществляет привлечение специалистов разных профилей к проведению занятий в Школе ухода;
организует постоянное обучение и методическое сопровождение специалистов Школы ухода;
разрабатывает информационно-методические материалы по темам обучения.
в условиях стационарного обслуживания руководитель Школы ухода осуществляет передачу данных согласно приложению 8 к настоящему Положению о маломобильном гражданине подлежащему снятию с социального обслуживания, включая информацию о готовности лиц, осуществлять неформальный (родственный) уход за ним, в Координационный центр.
5. Ответственность
5.1 Сотрудники, осуществляющие деятельность Школы ухода в соответствии с приказом директора учреждения, несут персональную ответственность за выполнение всех задач и функций, установленных в должностных инструкциях, а также за соблюдение обязанностей, установленных настоящим Положением и за их нарушение могут быть привлечены, в соответствии с действующим законодательством, в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной, гражданской и уголовной ответственности.
5.2. Всю полноту ответственности за качественное и своевременное выполнение всех задач и функций Школы ухода, предусмотренных настоящим Положением, несет руководитель Школы ухода и директор учреждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.