Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Министерства просвещения
Российской Федерации
от 17 декабря 2019 г. N Р-136
Методические рекомендации по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"
1. Общие положения
Настоящие методические рекомендации по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей (далее соответственно - методические рекомендации, создание новых мест дополнительного образования детей) в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (далее - федеральный проект) разработаны в целях обеспечения исполнения федерального проекта, в том числе в целях установления требований к результатам использования субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта в части создания новых мест дополнительного образования детей.
При реализации мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования детей указывается количество введенных ученико-мест, обеспечивающих повышение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием. За счет средств субсидии из федерального бюджета к концу 2021 года будет создано не менее 900 тыс. новых ученико-мест (нарастающим итогом с 2019 года) в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей.
Требования, приведенные в настоящих методических рекомендациях, являются минимальными. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местные органы самоуправления) при реализации мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования детей вправе обеспечивать условия, превышающие требования, установленные настоящими методическими рекомендациями.
Организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение реализации мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования детей осуществляет федеральное государственное автономное учреждение "Фонд новых форм развития образования", входящее в состав ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование" (далее - Федеральный оператор).
2. Порядок создания новых мест дополнительного образования
Высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется издать распорядительный акт, утверждающий:
- регионального координатора, под которым понимается уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или региональный ведомственный проектный офис, обеспечивающий создание новых мест дополнительного образования детей на территории субъекта Российской Федерации;
- комплекс мер ("дорожную карту") по созданию новых мест дополнительного образования в соответствии с Приложением N 1 к настоящим методическим рекомендациям;
- перечень организаций, в которых создаются новые места дополнительного образования детей;
- перечень показателей создания новых мест дополнительного образования детей в соответствии с Приложением N 2 к настоящим методическим рекомендациям.
При формировании перечня организаций, в которых создаются новые места, необходимо учитывать следующие условия:
- необходимость создания новых мест дополнительного образования детей, обеспечивающих увеличение охвата детей дополнительным образованием;
- не допускается переоснащение существующих мест дополнительного образования за счет средств субсидии из федерального бюджета;
- обеспечение равных и общедоступных условий для занятий детей в детских объединениях, вне зависимости от территориальных особенностей расположения образовательных организаций и образовательных потребностей и возможностей детей, в том числе организация доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, обеспечения подвоза детей из труднодоступных территорий;
- использование при планировании программного подхода, который включает метод целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования развития региональной системы дополнительного образования детей, исходя из приоритетов обновления содержания дополнительных общеразвивающих программ, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и уровня муниципальных образований;
- использования современных технологий, ориентация на использование новых форм и методов обучения по дополнительным общеобразовательным программам;
- обеспечение создания новых мест по всем направленностям дополнительного образования детей (технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической), при этом общая доля новых ученико-мест для реализации программ технической и естественно-научной направленностей должна составлять не менее 40% от общего числа создаваемых новых ученико-мест дополнительного образования детей;
- обеспечение полного и эффективного использования закупаемой материальной технической базы, в том числе ее приоритетное использование для реализации долгосрочных дополнительных общеразвивающих программ в очной форме длительностью не менее 9 месяцев, а также совместной урочной и внеурочной деятельности на основании договоров о реализации образовательных программ в сетевой форме с общеобразовательными организациями, проведении мероприятий (в том числе олимпиад и конкурсов);
- обеспечение расчета создания новых ученико-мест дополнительного образования детей в соответствии с разделом 3 настоящих методических рекомендаций.
3. Порядок расчета количества новых мест дополнительного образования детей
При расчете планируемого количества ученико-мест для реализации дополнительных общеразвивающих программ рекомендуется определить планируемое количество ученико-мест, достаточное для обеспечения к 2024 году охвата детей дополнительным образованием не менее 80% от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории субъекта Российской Федерации.
Количество создаваемых ученико-мест за счет субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования детей устанавливается в соглашении о предоставлении субсидии, заключаемом в соответствии с пунктом 16 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Образование", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", приведенных в Приложении N 5 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642.
Планируемое количество создаваемых ученико-мест рассчитывается как произведение планируемого к созданию количества инфраструктурных мест дополнительного образования детей, соответствующего среднему количеству детей в группе , единовременно использующих соответствующий комплект средств обучения и воспитания при обучении по дополнительной общеразвивающей программе, определяемого с учетом параметров помещений, в которых создаются новые места дополнительного образования детей, в том числе на основании Рекомендуемого состава и площади помещений в организациях дополнительного образования, приведенных в приложении N 1 к СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года N 41 (далее соответственно - инфраструктурные места, СанПиН 2.4.4.3172-14), и среднего числа групп , которые могут быть набраны на обучение по дополнительной общеразвивающей программе в течение учебного года в соответствующем населенном пункте с учетом социально-демографической ситуации.
Среднее число групп , которые могут быть набраны на обучение по дополнительной общеразвивающей программе в течение учебного года, рассчитывается как отношение произведения числа задействованных педагогических работников и нормы часов учебной (преподавательской) работы (Н)*, выраженного в часах в неделю, к режиму занятий детей в группе , выраженному в часах в неделю, определяемое исходя из Приложения 3 "Рекомендуемый режим занятий детей в организациях дополнительного образования" к СанПиН 2.4.4.3172-14.
Таким образом, расчет количества создаваемых ученико-мест должен производиться по формуле:
где:
- количество инфраструктурных мест;
- среднее число групп детей, которые могут быть набраны на обучение по дополнительной общеразвивающей программе в течение учебного года в соответствующем населенном пункте с учетом социально-демографической ситуации, определяемое по формуле:
где:
- число задействованных педагогических работников;
Н - норма часов учебной (преподавательской) работы в неделю;
- режим занятий детей в группе в неделю.
4. Требования к кадровому обеспечению
Созданные новые ученико-места дополнительного образования детей должны быть обеспечены кадровым составом на достаточном уровне для реализации дополнительных общеразвивающих программ при их полной загруженности.
Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеразвивающих программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых на созданных новых местах дополнительного образования детей) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Организации, на базе которых создаются новые места, вправе привлекать к реализации дополнительных общеразвивающих программ лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки", в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками**.
Должности, введенные в штатное расписание, как по категориям должностей, так и по количеству штатных единиц должны обеспечивать реализацию соответствующих образовательных программ.
Федеральный оператор ежегодно обеспечивает проведение программ повышения квалификации в формате образовательных сессий, в том числе в дистанционной форме.
5. Требования к помещениям для создания новых мест дополнительного образования детей
В случае создания новых ученико-мест в помещениях организаций, ранее не используемых для реализации дополнительных общеразвивающих программ, организациями должны быть получены соответствующие лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Помещения, в которых планируется создание новых ученико-мест, за счет средств консолидированных бюджетов соответствующего субъекта Российской Федерации подготавливаются (в том числе должны быть проведены отделочные и (или) ремонтные работы) для их оснащения средствами обучения и воспитания, приобретаемыми за счет средств субсидии.
Помещения должны соответствовать СанПиН 2.4.4.3172-14, а также лицензионным требованиям к организациям - соискателям лицензии, установленным Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966.
Рекомендуется осуществлять зонирование и оформление помещений согласно современным и актуальным стилям зонирования и дизайна образовательных пространств, учитывающих современные формы обучения и направленных на создание мотивирующей среды для обучающихся (открытые пространства, энергосберегающие технологии, использование возможностей для написания на стенах и другие).
6. Требования к комплектованию набора средств обучения и воспитания для создания новых мест дополнительного образования детей
Перечень, минимально необходимые функциональные и технические требования и минимальное количество средств обучения и воспитания для оснащения новых мест дополнительного образования детей (далее - инфраструктурный лист) определяются региональным координатором на основе примерного перечня средств обучения и воспитания, приведенного в Приложении N 3 к настоящим методическим рекомендациям.
Инфраструктурный лист может учитывать оборудование, уже имеющееся у организации, на базе которой создаются новые места, которое в связи с отсутствием должного оснащения ранее не использовалось для реализации дополнительных общеразвивающих программ. Использование такого оборудования должно обеспечить появление в организации новых ученико-мест дополнительного образования детей и увеличение контингента обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.
Региональный координатор обеспечивает формирование инфраструктурного листа; в случае, если инфраструктурный лист содержит позиции (за исключением расходных материалов), не включенные в примерный перечень средств обучения и воспитания, приведенный в Приложении N 3 к настоящим методическим рекомендациям, региональный координатор обеспечивает направление инфраструктурного листа на экспертизу Федеральному оператору в соответствии с регламентом, определяемым Федеральным оператором.
При проведении закупок средств обучения и воспитания из инфраструктурного листа для создания новых мест дополнительного образования детей рекомендуется отдавать предпочтение оборудованию отечественных производителей при эквивалентных технологических характеристиках.
При осуществлении государственных и муниципальных закупок необходимо руководствоваться актуальными нормами законодательства Российской Федерации, в том числе:
- о предоставлении приоритета товарам российского происхождения в соответствии с пунктом 2.1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами";
- об ограничениях на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
- о применении национального режима при осуществлении закупок, установленными Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- об учете требований антимонопольного законодательства в части обеспечения повышения эффективности, исключения ограничения круга поставщиков и поставляемого оборудования, повышения результативности осуществления закупок, обеспечения прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, в том числе планирование начальных (максимальных) цен исходя из рыночных цен товаров в соответствующем субъекте Российской Федерации.
7. Требования к финансовому обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих образовательных программ на созданных новых местах дополнительного образования детей
Финансовое обеспечение реализации дополнительных общеразвивающих образовательных программ на созданных новых местах дополнительного образования детей включает затраты в соответствии с Общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденными приказом Минпросвещения России от 20 ноября 2018 г. N 235, и включающими в том числе:
оплату труда работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы не ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации;
расходы на содержание помещения, аренду помещения (в случае аренды), коммунальные расходы;
приобретение основных средств и материальных запасов, в том числе расходных материалов, для обеспечения реализации образовательных программ в объеме, необходимом для непрерывной реализации образовательного процесса;
командировочные расходы, в том числе расходы на направление на дополнительное профессиональное образование сотрудников, участие детей и их наставников в олимпиадах и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, мероприятиях.
При формировании бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) на очередной год и плановый период необходимо предусматривать бюджетные ассигнования в объеме, необходимом для финансового обеспечения созданных новых мест дополнительного образования на территории субъекта Российской Федерации.
______________________________
* Определяется в соответствии с приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре"
При полной занятости одного работника Н принимается равным 18 часам.
** Пункт 15 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.