Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Министерства просвещения
Российской Федерации
от 17 декабря 2019 г. N Р-137
Методические рекомендации
по созданию ключевых центров дополнительного образования детей, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе участвующих в создании научных и научно-образовательных центров мирового уровня или обеспечивающих деятельность центров компетенций Национальной технологической инициативы, в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"
1. Общие положения
Настоящие методические рекомендации по созданию ключевых центров дополнительного образования детей, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе участвующих в создании научных и научно-образовательных центров мирового уровня или обеспечивающих деятельность центров компетенций Национальной технологической инициативы (далее соответственно - методические рекомендации, Центр, образовательная организация высшего образования) в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (далее - федеральный проект), разработаны в целях обеспечения исполнения федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", в том числе в целях установления требований к результатам использования субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта по созданию Центров.
С учетом необходимости формирования единых организационных и методических условий реализации мероприятий настоящими методическими рекомендациями определяется, что создание и функционирование Центров проводится в форме создания и функционирования сети центров "Дом научной коллаборации".
Центр создается как структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе участвующей в создании научных и научно-образовательных центров мирового уровня или обеспечивающей деятельность центров компетенций Национальной технологической инициативы.
Создание Центров направлено на:
- повышение эффективности использования инфраструктуры высшего образования для развития обучающихся;
- привитие обучающимся ценности саморазвития на протяжении всей жизни через реализацию проектного подхода в образовании;
- формирование новой роли профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования как наставников детских проектных команд;
- реализацию дополнительных общеобразовательных программ, отвечающих приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации*(1);
- создание условий для ранних профессиональных проб обучающихся, а также получение ими опыта взаимодействия в разновозрастной команде;
- создание материально-технических и организационных условий для реализации в сетевой форме общеобразовательных программ по предметной области "Технология";
- разработку и сопровождение перспективных методов, технологий и образовательных программ развития компетенций, в том числе при участии (в сотрудничестве) международных и российских научных организаций и компаний.
Требования, приведенные в настоящих методических рекомендациях, являются минимальными. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местные органы самоуправления) при реализации мероприятий по созданию и функционированию Центров вправе обеспечивать требования, превышающие установленные настоящими методическими рекомендациями.
Организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение создания и функционирования в субъектах Российской Федерации Центров осуществляет федеральное государственное автономное учреждение "Фонд новых форм развития образования", являющееся частью ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование" (далее - Федеральный оператор).
2. Порядок создания Центра
Высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется издать распорядительный акт, утверждающий:
- регионального координатора, под которым понимается уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или региональный ведомственный проектный офис, обеспечивающий создание и функционирование Центров, включая финансовое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ, а также осуществление общей межведомственной координации деятельности Центров на территории субъекта Российской Федерации;
- комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и функционированию Центра (далее - комплекс мер) согласно Приложению N 1 к настоящим методическим рекомендациям;
- концепцию создания и функционирования Центра.
Комплексом мер признается план мероприятий на очередной год и двухлетний плановый период, предусматривающий мероприятия по созданию и функционированию Центра, включающий в том числе:
- мероприятия, направленные на создание и открытие Центра, включая заключение соглашения между региональным координатором и организацией, на базе которой создается Центр;
- мероприятия, направленные на обеспечение функционирования центра;
- мероприятия по ежегодному непрерывному повышению профессионального мастерства преподавательского состава и руководителей Центра;
- мероприятия, направленные на лицензирование образовательной деятельности Центра;
- мероприятия, направленные на утверждение высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка финансового обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ на базе Центра, в том числе через предоставление гранта в форме субсидии на основании статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Организации высшего образования, на базе которой создается Центр, во исполнение комплекса мер рекомендуется издать локальный распорядительный акт, утверждающий Положение о Центре и План мероприятий по созданию и функционированию указанного Центра.
В концепции создания и функционирования Центра отражаются основные характеристики Центра, в том числе:
- присвоение Центру имени известного российского ученого*(2);
- предполагаемое месторасположение Центра (адрес, площадь помещений, транспортная доступность для населения), проект зонирования;
- перечень показателей создания и функционирования Центра в соответствии с Приложением N 2 к настоящим методическим рекомендациям;
- перечень партнеров Центра (в том числе партнеров в части интеллектуальной деятельности, лидеров технологических индустриальных процессов и иных);
- расчет затрат консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию комплекса мер на текущий год и плановый период (с разбивкой по годам);
- иные параметры в соответствии с положениями настоящих методических рекомендаций.
При достижении минимальных показателей создания и функционирования Центра, приведенных в Приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям, организация высшего образования, на базе которой создан Центр, имеет возможность осуществлять дополнительный прием обучающихся, в том числе за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, собственных средств и внебюджетных источников.
3. Организация образовательного процесса Центра
Дополнительные общеобразовательные программы реализуются Центром в формате следующих образовательных направлений:
- "Детский университет" - дополнительные общеобразовательные программы для детей, обучающихся по программам основного общего образования (5-9 классы) по приоритетным научным направлениям развития организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, а также субъекта Российской Федерации, на территории которого она расположена.
- "Малая академия" - дополнительные общеобразовательные программы для детей, обучающихся по программам среднего общего образования (10-11 классы) и среднего профессионального образования - потенциальных абитуриентов, реализуемые по углубленным программам, соответствующим приоритетным направлениям Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.
- "Урок технологии", "Урок биологии", "Урок физики", "Урок химии", "Урок информатики" - дополнительные общеобразовательные программы, засчитываемые в рамках основной общеобразовательной программы в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", и (или) части (модули) учебного предмета "Технология" ("Биология", "Физика", "Химия" соответственно), реализуемого в сетевой форме с использованием инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам высшего образования, реализуемые на базе Центра.
- "Педагог К-21" - дополнительные профессиональные программы для педагогических кадров и иных сотрудников системы общего и дополнительного образования детей субъекта Российской Федерации, реализуемые в целях обновления содержания и технологий преподавания учебных предметов, а также развития профессионального мастерства педагогических работников.
При реализации всех указанных направлений следует учитывать приоритетность реализации образовательных программ, соответствующих Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, обратив при этом особое внимание на развитие передовых геномных исследований и генетических технологий в Российской Федерации*(3).
Основной формой работы в Центре является проектная деятельность в групповом (командном) режиме.
Региональный координатор и (или) Центр вправе инициировать новое направление образовательных программ с учетом специфики субъекта Российской Федерации. При этом реализация образовательной программы в рамках такого направления возможна после разработки и согласования образовательной программы с Федеральным оператором, но не позже, чем за три месяца до начала образовательного процесса в Центре.
Центром обеспечивается утверждение образовательной организацией высшего образования образовательных программ в соответствии с выбранными направлениями на основе предоставляемых Федеральным оператором методических материалов ("тулкитов") по каждому направлению.
При наборе обучающихся в группы необходимо учитывать возрастные требования к реализуемым образовательным программам Центра, указываемые в методических материалах.
Минимальная длительность образовательной программы, реализуемой в Центре, определяется методическими материалами, но составляет не менее 72-х академических часов.
Методическая поддержка реализации образовательных программ в Центрах осуществляется Федеральным оператором, в том числе на сайте Федерального оператора в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
4. Требования к имущественному комплексу Центра
Имущественный комплекс Центра может находиться в государственной, муниципальной или частной собственности.
Центр должен располагаться на площади не менее 400 кв. м, в том числе включать следующие обязательные функциональные зоны Центра:
а) зоны для реализации каждого образовательного направления из указанных в разделе 3 настоящих методических рекомендаций (не менее 40 кв. м каждая зона);
б) лекторий и/или зона групповой работы с возможностью проведения интерактивных занятий (не менее 100 кв. м);
в) зона для занятий шахматами (не менее 20 кв. м) (допускается совмещение с лекторием или зоной коллективной работы);
г) входная группа ("ресепшн").
В качестве образовательных пространств для реализации образовательных программ рекомендуется использовать аудитории и лаборатории образовательной организации высшего образования.
Перечень дополнительных функциональных зон:
а) специализированные лаборатории (творческие студии, спортивные сооружения и др.) по направлениям подготовки образовательных организаций высшего образования с оборудованием, соответствующим возрасту обучающихся;
б) медиабиблиотека с зоной отдыха;
в) интерактивный музей науки;
г) площадка для тестирования устройств и механизмов.
Помещения Центра должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41, для организаций, в которых реализуются дополнительные общеобразовательные программы, Своду правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", Своду правил СП 138.13330.2012 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования" и иным действующим нормативным правовым актам, определяющим требования к организации дополнительного образования детей, в том числе в части формирования специальных условий для получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами.
Зонирование и дизайн-проектирование помещений в Центре осуществляется с учетом руководства по брендированию Центров, утверждаемого Федеральным оператором.
Дизайн-проект Центра подлежит согласованию с Федеральным оператором.
Обязательным является размещение логотипа Центра "Дом научной коллаборации" в зоне входной группы ("ресепшн"), а также в помещениях, где осуществляется образовательная деятельность.
Рекомендуется осуществлять зонирование помещений согласно современным и актуальным стандартам зонирования офисных и общественных пространств (открытые пространства, энергосберегающие технологии, использование возможностей для написания на стенах и другие).
5. Требования к комплектованию набора средств обучения и воспитания для оснащения Центра
Перечень, минимально необходимые функциональные и технические требования и минимальное количество оборудования и средств обучения для оснащения Центра (далее - инфраструктурный лист) определяются региональным координатором на основе примерного перечня оборудования и средств обучения для создания Центра, приведенного в Приложении N 4 к настоящим методическим рекомендациям.
Инфраструктурный лист может учитывать оборудование, уже имеющееся у организации высшего образования, на базе которой создается Центр, и которое будет использоваться для реализации образовательных программ.
Региональный координатор обеспечивает согласование инфраструктурного листа с Федеральным оператором в соответствии с регламентом, определяемым Федеральным оператором.
При проведении закупок средств обучения и воспитания из инфраструктурного листа для оснащения Центра рекомендуется отдавать предпочтение оборудованию отечественных производителей при эквивалентных технологических характеристиках.
При осуществлении государственных и муниципальных закупок необходимо руководствоваться актуальными нормами законодательства Российской Федерации, в том числе:
- о предоставлении приоритета товарам российского происхождения в соответствии с пунктом 2.1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами";
- об ограничениях на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
- о применении национального режима при осуществлении закупок, установленные Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- об учете требований антимонопольного законодательства в части обеспечения повышения эффективности, исключения ограничения круга поставщиков и поставляемого оборудования, повышения результативности осуществления закупок, обеспечения прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, в том числе планирование начальных (максимальных) цен исходя из рыночных цен товаров в соответствующем субъекте Российской Федерации.
6. Требования к кадровому составу Центра
Определение штатной численности и формирование штатного расписания для обеспечения функционирования Центра осуществляется согласно нормам федерального законодательства, касающимся нормирования и оплаты труда в образовательных организациях, а также в соответствии с нормативными актами субъектов Российской Федерации и организации высшего образования, на базе которой создается Центр.
Примерный перечень категорий и должностей для формирования штатного расписания Центра, необходимого для реализации целей и задач, приведен в Приложении N 3 к настоящим методическим рекомендациям*(4).
Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых Центром) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам*(5).
Центры вправе привлекать к реализации дополнительных общеобразовательных программ лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки", в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками*(6).
Должности, введенные в штатное расписание, как по категориям должностей, так и по количеству штатных единиц должны обеспечивать реализацию целей и задач Центра. Должностные обязанности сотрудников Центра могут исполняться по совместительству, за исключением должностных обязанностей руководителя Центра.
Расчет штата педагогического персонала производится в соответствии с количеством образовательных программ Центра и количеством групп обучающихся по каждому направлению.
Федеральный оператор ежегодно обеспечивает проведение программ повышения квалификации в формате образовательных сессий для работников Центров, участие в которых является обязательным.
7. Требования к финансовому обеспечению Центра
Финансовое обеспечение деятельности Центра осуществляется за счет средств консолидированного бюджета бюджетов субъекта Российской Федерации, внебюджетных средств и (или) собственных средств образовательной организации на основании порядка финансового обеспечения Центра, принимаемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьями 69-69.2, 78-78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Финансовое обеспечение функционирования Центра включает затраты в соответствии с Общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, применяемыми при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденными приказом Минпросвещения России от 20 ноября 2018 г. N 235 и включающими в том числе:
- оплату труда работников Центра, в том числе профессорско-преподавательского состава, привлекаемого к реализации программ, с учетом обеспечения уровня средней заработной платы не ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации;
- расходы на содержание помещения, аренду помещения (в случае аренды), коммунальные расходы;
- приобретение основных средств и материальных запасов, в том числе расходных материалов, для обеспечения реализации образовательных программ в объеме, необходимом для непрерывной реализации образовательного процесса;
- командировочные расходы, в том числе расходы при направлении на дополнительное профессиональное образование сотрудников, участие детей и их наставников в олимпиадах и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, мероприятиях.
При формировании бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) на очередной год и плановый период необходимо предусматривать бюджетные ассигнования в объеме, необходимом для финансового обеспечения функционирования всех Центров на территории субъекта Российской Федерации (в том числе созданных и функционирующих ранее), в том числе с учетом соответствующей индексации.
______________________________
*(1) В соответствии с п. 20 Указа Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации".
*(2) Например, "Дом научной коллаборации имени С.П. Королева"
*(3) В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 18 апреля 2018 г. N Пр-656 в целях реализации.
*(4) Наименование должностей может быть изменено согласно номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678.
*(5) Пункт 15 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196.
Пункт 3.1 профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298н.
*(6) Пункт 9 раздела 1 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.