Распоряжение Контрольно-счетной палаты Московской области
от 30 декабря 2016 г. N 40Р-96
"Об утверждении Стандарта внешнего государственного финансового контроля "Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг"
17 мая 2017 г., 19 декабря 2018 г.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации" и решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Московской области от 12.12.2016 N 35/4:
утвердить Стандарт внешнего государственного финансового контроля "Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг" (прилагается) и ввести в действие с 01.01.2017.
Председатель Контрольно-счетной палаты |
Т.М. Крикунова |
Утвержден
распоряжением
Контрольно-счётной палаты
Московской области
от 30.12.2016 N 40Р-96
(с изменениями, внесенными
распоряжением Контрольно-счётной палаты
Московской области от 17.05.2017 N 40Р-29,
от 19.12.2018 N 40Р-69)
Одобрен
решениями Коллегии
Контрольно-счётной палаты
Московской области
от 12.12.2016 N 35/4
(с изменениями, внесенными
решением Коллегии Контрольно-счётной палаты
Московской области от 15.05.2017 N 14/3
от 10.12.2018 N 40/8)
Стандарт
внешнего государственного финансового контроля "Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг"
(начало действия редакции от 19.12.2018 N 40Р-69: 01.01.2019)
17 мая 2017 г., 19 декабря 2018 г.
Стандарт вводится в действие с 1 января 2017 г.
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего государственного финансового контроля "Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг" (далее - Стандарт) является специализированным стандартом и предназначен для методологического обеспечения реализации полномочий Контрольно-счётной палаты Московской области (далее - КСП Московской области) по осуществлению аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Московской области в соответствии со статьей 98 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), а также с учетом положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
1.2. Стандарт разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Федерального закона о контрактной системе, Закона Московской области N 135/2010-ОЗ "О Контрольно-счётной палате Московской области" на основе Общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счётными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (утверждённых Коллегией Счётной палаты Российской Федерации от 17.10.2014 N 47К (993). При подготовке Стандарта использовались Методические рекомендации Счётной палаты Российской Федерации по проведению аудита в сфере закупок (утверждённые Коллегией Счётной палаты Российской Федерации от 21.03.2014 N 15К (961).
1.3. Стандарт определяет требования, правила и процедуры осуществления КСП Московской области аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг, который в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе заключается в проверке, анализе и оценке информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам (далее - аудит в сфере закупок). Стандарт используется во всех случаях, когда предметом государственного финансового контроля (аудита) является использование бюджетных средств на закупки товаров (работ, услуг).
1.4. Стандарт регулирует особенности подготовки, проведения и использования результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в ходе которых осуществляется аудит в сфере закупок, включая специальные требования к предметам и объектам соответствующих мероприятий, порядку их включения в планы работы, способам получения необходимой информации и материалов, содержанию формируемых документов, случаям направления документов для принятия мер по результатам мероприятий, формированию и размещения обобщенной информации об аудите в сфере закупок, а также методические подходы к осуществлению аудита в сфере закупок.
1.5. Задачами Стандарта являются:
определение требований к содержанию аудита в сфере закупок;
определение основных этапов и процедур проведения аудита в сфере закупок;
определение порядка использования результатов аудита в сфере закупок;
определение порядка формирования и размещения обобщенной информации о результатах аудита в сфере закупок в единой информационной системе в сфере закупок.
1.6. По вопросам, порядок решения которых не урегулирован настоящим Стандартом, решение принимается Председателем КСП Московской области и оформляется правовым актом КСП Московской области.
1.7. Внесение изменений в настоящий Стандарт осуществляется распоряжением КСП Московской области на основании решений Коллегии КСП Московской области.
1.8. Термины и определения, используемые в Стандарте, применяются в настоящем стандарте в значениях, установленных в документах, указанных в пункте 1.2 Стандарта.
2. Цель и задачи аудита в сфере закупок
2.1. Целью аудита в сфере закупок является анализ и оценка результатов закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных статьей 13 Федерального закона о контрактной системе, а именно:
достижение целей и реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами Московской области;
выполнение функций и полномочий государственных органов Московской области, органов управления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области.
2.2. Итогом аудита в сфере закупок является оценка уровня обеспечения государственных нужд с учетом затрат бюджетных средств, обоснованности планирования закупок, включая обоснованность цены закупки, реализуемости и эффективности осуществления указанных закупок. При этом оценке подлежат выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.
2.3. Задачами аудита в сфере закупок являются:
2.3.1. Проверка, анализ и оценка информации о деятельности заказчиков по планируемым к заключению, заключенным и (или) исполненным контрактам, в том числе законность, целесообразность, обоснованность, своевременность, эффективность и результативность закупок;
2.3.2. Анализ и оценка информации о системе управления контрактами (организационных структурах, функции которых связаны с планированием и осуществлением закупок, контролем в сфере закупок);
2.3.3. Установление причин и последствий выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготовка предложений по их устранению и предотвращению, а также по совершенствованию контрактной системы;
2.3.4. Сбор, анализ и систематизация информации об устранении установленных нарушений и недостатков, их причин и последствий, а также реализации предложений по совершенствованию контрактной системы.
3. Предмет и объекты аудита в сфере закупок
3.1. Предметом аудита в сфере закупок является деятельность заказчиков по использованию средств бюджета Московской области, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области, а также в отдельных случаях, установленных законодательством, средств местных бюджетов, направляемых на закупки товаров (работ, услуг) (далее - бюджетные средства), осуществляемая в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе. Деятельность, осуществлявшаяся в соответствии с ранее действовавшим законодательством, регулировавшим осуществление закупок (размещение заказов), может являться предметом аудита в сфере закупок, если ее осуществление продолжается после вступления в силу Федерального закона о контрактной системе, либо ее результаты оказывают влияние на деятельность заказчиков после вступления в силу указанного Федерального закона.
3.2. Деятельность иных органов (организаций), осуществляемая в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе или связанная с осуществлением закупок и влияющая на деятельность заказчиков, анализируется в ходе аудита в сфере закупок с учетом полномочий КСП Московской области (уполномоченные органы и учреждения; органы по регулированию и контролю в сфере закупок и производства товаров, работ, услуг; исполнители контрактов и их объединения; экспертные и общественные организации и др.).
3.3. В случае передачи заказчиком своих полномочий иной организации деятельность соответствующей организации является предметом аудита в сфере закупок с учетом полномочий КСП Московской области (уполномоченное казенное учреждение; государственное бюджетное, автономное учреждение или унитарное предприятие в части инвестиций в объекты капитального строительства; специализированная организация).
3.4. Деятельность заказчиков, осуществляемая в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" анализируется в ходе аудита в сфере закупок, если это необходимо для достижения его цели (например, при использовании заказчиками в соответствующей сфере разных правовых режимов закупок либо при оценке правомерности и обоснованности выбора соответствующего способа выделения средств и правового режима закупок).
3.5. Объектами аудита в сфере закупок являются участники контрактной системы в сфере закупок (государственные заказчики, заказчики, уполномоченный орган, уполномоченные учреждения, специализированные организации, поставщики, получатели товаров, работ, услуг по государственному контракту), на которых распространяются контрольные полномочия КСП Московской области, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Московской области N 135/2010-ОЗ "О Контрольно-счётной палате Московской области".
4. Информационная и правовая основы проведения аудита в сфере закупок
4.1. Правовой и информационной основой проведения аудита в сфере закупок являются:
4.1.1. Законодательство о контрактной системе, в том числе Федеральный закон о контрактной системе (с учетом сроков вступления в силу отдельных положений согласно статьями 112 и 114) и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок.
4.1.2. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4.1.3. Методические рекомендации проведения аудита закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Московской области, утверждённые распоряжением КСП Московской области.
4.1.4. Сведения из единой информационной системы в сфере закупок, в том числе утверждённые заказчиком и подлежащие размещению в единой информационной системе в сфере закупок (официальном сайте zakupki.gov.ru):
планы закупок; планы-графики закупок;
информация о реализации планов и планов-графиков закупок;
реестр контрактов, включая копии заключенных контрактов;
реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов;
реестр банковских гарантий;
перечни товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;
реестр плановых и внеплановых проверок, включая реестр жалоб, их результатов и выданных предписаний;
правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров (работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами;
отчёты заказчиков, предусмотренные Федеральным законом о контрактной системе;
извещения об осуществлении закупок, документация о закупках, проекты контрактов, размещаемые при объявлении о закупке, в том числе изменения и разъяснения к ним; информация, содержащаяся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
информация о ходе и результатах обязательного общественного обсуждения закупок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, законодательством Московской области;
информация о результатах мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;
иная информация и документы, размещение которых предусмотрено Федеральным законом о контрактной системе и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Сведения из Единой автоматизированной системы управления закупками Московской области (далее - ЕАСУЗ), подсистемы Портала исполнения контрактов ЕАСУЗ, подсистемы Электронный магазин ЕАСУЗ, Единого портала торгов Московской области, Ведомственной информационной системы Контрольно-счётной палаты Московской области "Анализ Закупок" и других информационных систем.
4.1.5. Внутренние документы заказчика, в том числе:
документ о создании контрактной службы и положение о ней или документ, утверждающий постоянный состав работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения;
документ о создании и регламентации работы комиссии (комиссий) по осуществлению закупок;
документ, регламентирующий процедуры планирования, обоснования и осуществления закупок;
утверждённые план и план-график закупок;
утверждённые требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров (работ, услуг), и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области;
документы, регламентирующие проведение контроля в сфере закупок, осуществляемые заказчиком;
иные документы и информация в соответствии с целями проведения аудита в сфере закупок.
4.1.6. Сведения с электронных площадок (сайтов, на которых проводятся электронные аукционы), включая реестры участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
4.1.7. Сведения с официальных сайтов государственных органов, заказчиков и производителей (поставщиков), в том числе о планируемых закупках.
4.1.8. Печатные издания, в которых публикуется информация о планируемых закупках.
4.1.9. Сборники и базы данных государственной статистической отчетности, включая данные федерального статистического наблюдения.
4.1.10. Документы, подтверждающие поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг потребителю, в том числе отчеты о результатах отдельного этапа исполнения контракта, о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге, заключения об экспертизе результатов, предусмотренные контрактом, акты приемки, платежные документы, документы о постановке имущества на баланс, разрешения на ввод объектов строительства в эксплуатацию и иные документы, подтверждающие, что закупленные объектом аудита (контроля) товары, работы и услуги достигли конечных потребителей, в интересах которых осуществлялась закупка.
4.1.11. Результаты предыдущих проверок соответствующих контрольных и надзорных органов, в том числе проверок, проводимых КСП Московской области.
4.1.12. Информация о выявленных нарушениях законодательства о контрактной системе, полученная от территориального органа Федеральной антимонопольной службы и правоохранительных органов в рамках реализации соглашений о взаимном сотрудничестве.
4.1.13. Иная информация (документы, сведения), в том числе полученная от экспертов, о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных нужд.
5. Порядок проведения аудита в сфере закупок
5.1. Планирование аудита в сфере закупок осуществляется в ходе подготовки проектов планов работы КСП Московской области на соответствующий год.
5.2. Аудит в сфере закупок может включаться в планы работы КСП Московской области в качестве отдельных контрольных или экспертно-аналитических мероприятий либо осуществляться в ходе иных контрольных или экспертно-аналитических мероприятий, в предмет которых входят закупки товаров (работ, услуг) в качестве его составной части (отдельного вопроса). Аудит в сфере закупок также может осуществляться при подготовке обобщенной информации о его результатах и в ходе иной деятельности КСП Московской области (в частности, при осуществлении закупок для нужд КСП Московской области).
5.3. В случае, если закупки товаров (работ, услуг), осуществляемые в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе, являются единственным предметом контроля, соответствующее контрольное или экспертно-аналитическое мероприятие может содержать в наименовании слова "аудит в сфере закупок" с конкретизацией категории товаров (работ, услуг) и (или) заказчиков, а также вида мероприятия (контрольное, экспертно-аналитическое) или метода контроля.
5.4. В случае если аудит в сфере закупок осуществляется в качестве составной части (отдельного вопроса) контрольного (экспертно-аналитического мероприятия), то аудит в сфере закупок осуществляется с учетом оценки рисков возможных нарушений законодательства о контрактной системе.
5.5. Проведение аудита в сфере закупок может осуществляться на основании общедоступных данных и полученной по запросам КСП Московской области информации (без выхода на объект контроля).
5.6. Проведение проверки в служебных помещениях заказчиков или иных органов (организаций) (с выходом на объект контроля) проводятся в случаях, когда требуется ознакомиться с большим объемом информации (документов и материалов), опросить должностных лиц, проверить фактически поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), способы и условия их приобретения и использования.
5.7. Для оценки качества, цены и иных характеристик объекта закупок, состояния рынка соответствующих товаров (работ, услуг), а также их соответствия потребностям и целям в сфере деятельности заказчика могут привлекаться внешние эксперты и специалисты.
5.8. Аудит в сфере закупок включает следующие этапы:
подготовка к проведению аудита в сфере закупок (подготовительный этап);
проведение аудита в сфере закупок (основной этап);
оформление результатов аудита в сфере закупок (заключительный этап).
5.9. Продолжительность проведения каждого из указанных этапов зависит от особенностей объектов аудита в сфере закупок, количества планируемых объектами аудита в сфере закупок к заключению, заключенным и исполненным контрактам в проверяемом периоде, а также вида проведения аудита в сфере закупок - в виде отдельного контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия либо составной части (отдельного вопроса) контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
5.10. При проведении аудита в сфере закупок применяются, в том числе Методические рекомендации проведения аудита закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Московской области, утверждённые распоряжением КСП Московской области.
5.11. В ходе подготовки, проведения, оформления результатов и реализации результатов аудита в сфере закупок, осуществляемого в форме контрольного мероприятия, необходимо руководствоваться, в том числе, Стандартом внешнего государственного финансового контроля "Общие правила проведения контрольного мероприятия".
6. Подготовка к проведению аудита в сфере закупок (подготовительный этап)
6.1. Подготовка к проведению аудита в сфере закупок включает осуществление следующих действий:
предварительное изучение предмета, объектов аудита в сфере закупок и их специфики;
определение цели (целей) и вопросов аудита в сфере закупок, способов проведения аудита в сфере закупок, методов сбора фактических данных и информации.
6.2. Предварительное изучение предмета, объектов аудита в сфере закупок и их специфики проводится на основе сведений из общедоступных источников информации, имеющихся у КСП Московской области (в том числе данных единой информационной системы в сфере закупок (официального сайта zakupki.gov.ru), ЕАСУЗ, электронных торговых площадок, официальных сайтов объектов аудита и т.д.), а также с учетом результатов ранее проведенных КСП Московской области контрольных и (или) экспертно-аналитических мероприятий.
На данном этапе формируется перечень нормативных правовых актов, применяемых при проведении закупок с учетом специфики предмета и объекта аудита в сфере закупок.
6.3. По результатам предварительного изучения предмета, объектов аудита в сфере закупок и их специфики определяются цель (цели) и вопросы аудита в сфере закупок, способы его проведения, а также методы сбора фактических данных и информации.
Цель (цели) и вопросы аудита в сфере закупок отражаются в программе проведения контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
6.4. Проведение аудита в сфере закупок в виде отдельного контрольного мероприятия осуществляется по программе, сформированной на основе Типовой программы проведения аудита в сфере закупок согласно приложению 1 к настоящему Стандарту.
7. Проведение аудита в сфере закупок (основной этап)
7.1. На основном этапе аудита в сфере закупок проводится проверка, анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам в соответствии с вопросами программы проведения контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Нарушения при осуществлении государственных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц классифицируются с учётом положений Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля).
При выявлении нарушений законодательства о контрактной системе, содержащих признаки административных правонарушений (статьи 7.29, 7.30, 7.31, 7.31.1, 7.32, ч. 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), соответствующая информация и материалы направляются в Главное контрольное управление Московской области для принятия мер реагирования.
7.2. Под законностью закупок в настоящем Стандарте понимается соответствие действий (бездействий) заказчиков, поставщиков (подрядчиков, исполнителей), иных участников контрактной системы законодательству и иным нормативным правовым актам о контрактной системе.
На данном этапе оценивается деятельность заказчика и уполномоченного органа (при наличии), уполномоченного учреждения (при наличии), а также деятельность формируемых им контрактной службы (контрактных управляющих) и комиссии (комиссий) по осуществлению закупок, привлекаемых им специализированных организаций (при наличии), экспертов, экспертных организаций и электронных площадок, а также работа системы ведомственного контроля в сфере закупок и система контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком и система управления закупками.
В ходе аудита в сфере закупок проверяется и (или) анализируется соблюдение порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок. Под системой управления контрактами (закупками) в настоящем Стандарте понимаются государственные органы и организации (их подразделения и должностные лица), функции и полномочия которых связаны с планированием, осуществлением закупок, в том числе по формированию данных единой информационной системы в сфере закупок и единой автоматизированной системы управления закупками Московской области и иных интегрированных с ними информационных систем, а также контролем в сфере закупок.
При анализе и оценке системы управления закупками могут рассматриваться вопросы централизации и совместного осуществления закупок, своевременности создания и полноты правового регулирования, достаточности кадрового и материально-технического обеспечения деятельности соответствующих организационных структур. Также оценивается законность действий (бездействия) соответствующих организационных структур, их влияние на целесообразность, обоснованность, своевременность, эффективность и результативность закупок.
7.3. Под целесообразностью закупок в настоящем Стандарте понимается соответствие объекта закупки и результатов его использования целям, задачам, функциям и полномочиям заказчиков, возможность достижения целей закупок при выбранных характеристиках объекта закупок. При оценке целесообразности анализируется наличие среди закупок заказчика товаров (работ, услуг), имеющих избыточные потребительские свойства или являющихся предметами роскоши, а также влияние, которое может оказать на результаты деятельности заказчика исключение или уменьшение характеристик объекта закупок, в том числе достаточность выделенного объема средств и осуществленных закупок для достижения целей и результатов закупок.
7.4. Под обоснованностью в настоящем Стандарте понимается соответствие объекта закупки, начальной или фактической цены контракта, способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), дополнительных требований к участникам закупки законодательству и иным нормативным правовым актам о контрактной системе.
7.5. Под своевременностью закупок в настоящем Стандарте понимается планирование закупок, заключение контрактов и выполнение их условий в установленные сроки, достаточные для исполнения условий контрактов и обеспечивающие своевременное достижение целей и результатов закупок (выполнение функций и полномочий заказчиков). К несвоевременности закупок могут приводить нарушения и недостатки при планировании закупок, несвоевременное осуществление закупок, невыполнение условий контрактов, иные недостатки системы управления контрактами.
При проверке, анализе и оценке результативности и своевременности закупок может осуществляться выборочный контроль выполнения условий контрактов в части соблюдения сроков исполнения обязательств сторон контракта, соответствия количества, качества и иных характеристик приобретаемых товаров (работ, услуг) положениям контракта и требованиям иных документов.
Также может оцениваться правомерность внесения изменений в контракты и их расторжения, а также соблюдение порядка приемки заказчиком поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, в том числе в части проведения экспертизы результатов исполнения контракта, привлечения экспертов и экспертных организаций. В случае поставки некачественных товаров (работ, услуг), нарушения иных условий контрактов со стороны поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проверяется применение заказчиком соответствующих мер ответственности.
7.6. Под эффективностью закупок в настоящем Стандарте понимается достижение целей и результатов закупок с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата закупок с использованием выделенного объема средств. Эффективность (плановая и фактическая) измеряется соотношением количественных показателей результатов и объема средств либо иных ресурсов, используемых для их достижения.
7.7. Под результативностью закупок в настоящем Стандарте понимается достижение заданных результатов и установленных целей закупок, в том числе выполнение планов (планов-графиков) закупок и условий контрактов. Результативность измеряется соотношением плановых (заданных) и фактических результатов.
Непосредственным результатом закупок является поставка (наличие) товаров (работ, услуг), установленного состава, количества, качества и других характеристик. Конечным результатом (целью) закупок является достижение целей и ожидаемых результатов деятельности, для обеспечения которой закупаются соответствующие товары (работы, услуги).
7.8. Конкретный набор анализируемых в ходе аудита в сфере закупок направлений и вопросов (изучаемых документов и материалов, проверяемых органов и организаций) определяется программой проведения соответствующего контрольного или экспертно-аналитического мероприятия исходя из сроков проведения мероприятия, значимости и существенности ожидаемых выводов, содержания и особенностей деятельности объектов аудита и используемых в их деятельности закупок, а также результатов ранее проведенных мероприятий (выявленных рисков, установленных нарушений и недостатков), подготовленной на основе Типовой программы проведения аудита в сфере закупок согласно приложению 1 к настоящему Стандарту.
8. Оформление результатов аудита в сфере закупок (заключительный этап)
8.1. В документах, составленных по результатам аудита в сфере закупок в зависимости от вида его проведения (в виде отдельного контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия либо составной части (отдельного вопроса) контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия), дается общая характеристика закупок соответствующего заказчика (заказчиков) в контролируемой сфере деятельности (состав и количество основных закупаемых товаров, работ, услуг; объемы используемых на закупки средств; количество заключенных контрактов; используемые правовые режимы и способы закупок). Также дается общая характеристика системы управления закупками, правовых актов и иных документов, определяющих цели и объекты закупок в соответствующей сфере деятельности.
8.2. В случае, если закупка товаров (работ, услуг) не является единственным предметом соответствующего контрольного или экспертно-аналитического мероприятия, информация о результатах аудита в сфере закупок приводится в отдельном разделе акта, отчета и (или) заключения. Наименование данного раздела должно содержать указание на цель и (или) предмет аудита в сфере закупок (проверку, анализ или оценку деятельности объектов контроля в сфере закупок).
8.3. В случае, если размещение информации о деятельности объектов контроля, связанной с закупками, целесообразно в других разделах (посвященных иным предметам и вопросам контроля), в разделе о результатах аудита в сфере закупок делается ссылка на размещение соответствующей информации в других разделах.
8.4. В актах и иной рабочей документации приводятся все установленные факты (доказательства), характеризующие (влияющие на) законность, обоснованность, своевременность, результативность, эффективность, целесообразность и реализуемость закупок.
8.5. В отчетах и заключениях приводится обобщенная информация об установленных отклонениях, нарушениях и недостатках, их причинах и последствиях (далее - информация о результатах аудита в сфере закупок) и представляется на рассмотрение Коллегии КСП Московской области.
Степень обобщения информации определяется исходя из существенности (значимости) установленных отклонений (распространенности среди заказчиков, числа и стоимости закупок, величины стоимостной оценки отклонений и др.).
В случае, если в ходе проведения аудита в сфере закупок выявлены нарушения (недостатки) и сделанные по итогам аудита выводы указывают на возможность существенно повысить качество и результаты работы объектов аудита в сфере закупок, необходимо подготовить соответствующие предложения (рекомендации), направленные на их устранение и на совершенствование деятельности объекта(ов) аудита в сфере закупок, а также по совершенствованию контрактной системы в конкретных сферах и в целом (деятельности соответствующих органов и организаций по правовому регулированию, организации, планированию, осуществлению закупок, использованию их результатов, мониторингу, аудиту и контролю в сфере закупок) и включить их в информацию о результатах аудита в сфере закупок.
В информации о результатах аудита в сфере закупок также отражается информация об устранении установленных ранее нарушений и недостатков, их причин и последствий, реализации сделанных ранее предложений по совершенствованию контрактной системы в соответствующей сфере деятельности, в том числе вышестоящим по отношению к объектам аудита в сфере аудита закупок.
9. Использование результатов аудита в сфере закупок
9.1. Для принятия мер по устранению (предотвращению) установленных в ходе аудита в сфере закупок нарушений и недостатков, их причин и последствий объектам аудита направляются представления КСП Московской области, содержащие соответствующие предложения.
9.2. В случае установления в ходе аудита в сфере закупок нарушений иного законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих иные правоотношения, КСП Московской области принимает меры в соответствии со своими полномочиями.
9.3. Информация о нарушениях законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, выявленных КСП Московской области, направляется в соответствующие контрольные органы в сфере закупок для принятия мер реагирования.
9.4. Информационные письма с предложениями по совершенствованию контрактной системы, информацией о признаках нарушений законодательства могут направляться иным органам и организациям.
10. Формирование и размещение обобщенной информации о результатах аудита в сфере закупок в единой информационной системе в сфере закупок
10.1. Обобщённая информация о результатах аудита в сфере закупок (далее - обобщенная информация) ежегодно формируется и размещается в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте zakupki.gov.ru структурным подразделением аппарата КСП Московской области, на которое возложена данная обязанность (далее - уполномоченное структурное подразделение КСП Московской области).
10.2. Подготовка обобщенной информации осуществляется уполномоченным структурным подразделением КСП Московской области на основе сводных данных о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в рамках которых проводился аудит в сфере закупок (в соответствии с законодательством о контрактной системе), и информации о результатах проверок в части соблюдения законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"), загруженных в ведомственную информационную систему КСП Московской области (ВИС КСП) инспекциями аппарата КСП Московской области, отраженных в Карте итогов контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия по объекту аудита (контроля) и приложениях 4 и 5 к ней по формам, утвержденным распоряжением КСП Московской области от 26.08.2016 N 40Р-62 "Об утверждении форм отчетности в Контрольно-счетной палате Московской области".
10.3. Проект обобщенной информации о результатах аудита в сфере закупок за отчетный финансовый год формируется в соответствии с примерной структурой согласно приложению 2 к настоящему Стандарту, подписывается аудитором, одобряется Коллегией КСП Московской области в соответствии с Регламентом КСП Московской области и утверждается Председателем КСП Московской области.
10.4. Обобщенная информация об аудите в сфере закупок также размещается на официальном сайте КСП Московской области и на Портале Счётной палаты Российской Федерации и контрольно-счётных органов portalkso.ru.
(в ред. распоряжения КСП Московской области от 17.05.2017 N 40Р-29)
Приложение 1
к Стандарту внешнего государственного
финансового контроля "Проведение аудита
в сфере закупок товаров, работ, услуг",
утвержденному распоряжением КСП
Московской области от 30.12.2016 N 40Р-96
(с изменениями, внесенными распоряжением
Контрольно-счётной палаты Московской области
от 17.05.2017 N 40Р-29, от 19.12.2018 N 40Р-69)
Типовая программа
проведения аудита в сфере закупок
Основание для проведения аудита: пункт ______ Плана работы КСП Московской области на 20___ год.
Цели аудита: провести анализ и оценить результаты закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных ст. 13 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Предмет аудита: средства бюджета Московской области (местных бюджетов), использованные на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Объекты аудита: государственный заказчик, уполномоченный орган (уполномоченное учреждение), специализированная организация, поставщик (подрядчик, исполнитель).
Проверяемый период: 20__ год, при необходимости прочие периоды.
Вопросы аудита:
1. Анализ количества и объемов закупок объекта аудита за отчетный период, в том числе в разрезе способов осуществления закупок (конкурентные способы, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
2. Проверка законности закупок, в том числе:
анализ организационного и нормативного обеспечения закупок у объекта аудита, включая оценку системы ведомственного контроля в сфере закупок и контроля в сфере закупок и системы управления контрактами в части своевременности действий объекта аудита по реализации условий контракта, применения обеспечительных мер и мер ответственности по контракту и их влияние на достижение целей осуществления закупки;
проверка наличия и порядка формирования контрактной службы (назначения контрактных управляющих), комиссии (комиссий) по осуществлению закупок, выбора и функционала специализированной организации, организации централизованных закупок, организации совместных конкурсов и аукционов;
проверка наличия утверждённых требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе к предельным ценам на них, и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков;
оценка полноты, достоверности и своевременности представления информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками, реестр контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, проверка и (или) анализ соблюдения порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок;
проверка наличия обязательного общественного обсуждения закупок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации;
проверка соблюдения требований к содержанию документации (извещения) о закупке;
анализ плана закупок (плана-графика закупок), проверка порядка формирования, утверждения и ведения плана закупок (плана-графика закупок), а также порядка их размещения в открытом доступе;
анализ применения обеспечительных мер и мер ответственности по контракту.
3. Анализ и оценка целесообразности закупок, в том числе:
оценка целевого характера использования поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;
наличие среди закупок заказчика товаров (работ, услуг), имеющих избыточные потребительские свойства или являющихся предметами роскоши, а также влияние, которое может оказать на результаты деятельности заказчика исключение или уменьшение характеристик объекта закупок, в том числе достаточность выделенного объема средств и осуществленных закупок для достижения целей и результатов закупок.
4. Анализ обоснованности закупки объектом аудита, в том числе:
проверка обоснованности и законности выбора конкурентного, способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
анализ нормирования и установления начальных (максимальных) цен контрактов;
оценка наличия и достоверности источников информации для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком.
5. Анализ осуществления закупки объектом аудита и их своевременности, в том числе:
анализ документации (извещения) на предмет наличия (отсутствия) факторов, ограничивающих число участников закупок и достижение экономии бюджетных средств, соблюдения срока заключения контракта;
проверка документации (извещения) о закупке на предмет включения требований к участникам и объекту закупки, влекущих ограничение конкуренции;
анализ качества исполнения плана закупок (плана-графика закупок);
проверка наличия признаков ограничения доступа к информации о закупке, приводящей к необоснованному ограничению числа участников закупок;
проверка размера авансирования и его обоснованность;
проверка наличия в контракте обязательных условий, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ;
проверка порядка оценки заявок, критерии этой оценки;
установление преимуществ отдельным участникам закупок;
проверка наличия обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов;
проверка применения антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона;
проверка и оценка обоснованности допуска (отказа в допуске) участников закупки, отстранения участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта, в том числе анализ поступления жалоб от участников закупки;
проверка порядка оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, критерии этой оценки, в том числе проанализировать поступление жалоб от участников закупки;
проверка протоколов, составленных в ходе осуществления закупок, включая их наличие, требований к их содержанию и размещению;
проверка соответствия контракта требованиям, предусмотренным документацией (извещением) о закупке, протоколам закупки, заявке участника закупки;
проверка соблюдения сроков заключения контрактов;
проверка наличия и соответствия законодательству предоставленного обеспечения исполнения контракта.
6. Анализ и оценка эффективности осуществления закупки, в том числе:
оценка соответствия поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг требованиям, установленным в контрактах;
оценка целевого характера использования поставленных товаров, результатов выполненных работ и оказанных услуг;
анализ экономии бюджетных средств, полученных по результатам осуществления закупок.
7. Анализ и оценка результативности закупки, в том числе:
анализ соблюдения сроков исполнения обязательств сторонами контракта, выполнение планов (планов-графиков) закупок;
проверка правомерности внесения изменений в контракты и соблюдения порядка расторжения контракта;
проверка наличия экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, и отчёта о результатах отдельных этапов исполнения контракта, о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге;
оценка действий заказчика по реализации условий контракта, соблюдения порядка приёмки товаров, работ и услуг, их наличия в запланированном количестве (объёме).
Приложение 2
к Стандарту внешнего государственного
финансового контроля "Проведение аудита
в сфере закупок товаров, работ, услуг",
утвержденному распоряжением КСП
Московской области от 30.12.2016 N 40Р-96
(с изменениями, внесенными распоряжением
Контрольно-счётной палаты Московской области
от 17.05.2017 N 40Р-29, от 19.12.2018 N 40Р-69)
Примерная структура
обобщенной информации о результатах аудита в сфере закупок за отчётный финансовый год
1.1. Правовое и информационное обеспечение контрактной системы в Московской области;
1.2. Общие итоги осуществления закупок для государственных нужд Московской области в отчетном финансового году 1;
1.3. Анализ информации о результатах контроля в сфере закупок в Московской области в отчетном финансовом году 2;
1.4. Общие результаты осуществления аудита в сфере закупок в отчетном финансовом году, в том числе:
перечень или количество контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в ходе которых осуществлялся аудит в сфере закупок;
перечень или количество проверенных заказчиков, иных органов и организаций, деятельность которых связана с закупками;
общая характеристика предмета аудита в сфере закупок (объемы расходов, количество и сумма заключенных и (или) проверенных контрактов);
общая характеристика установленных отклонений, нарушений и недостатков (общее количество и (или) сумма, примеры наиболее значимых);
основные причины и последствия установленных отклонений (в том числе положительных), нарушений и недостатков;
предложения по устранению (предотвращению) наиболее значимых из установленных нарушений и недостатков, их причин и последствий;
предложения по совершенствованию контрактной системы в конкретных сферах деятельности заказчиков и (или) в целом;
полученную за прошедший период информацию о реализации и (или) отказе от реализации указанных предложений.
Таблица 1 "Сведения о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в рамках которых проводился аудит в сфере закупок";
Таблица 2 "Сведения о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в части проверок в части соблюдения законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц")".
1 Анализ осуществляется в том числе на основании информации получаемой по запросу КСП Московской области на основании соглашений об информационном взаимодействии с Комитетом по конкурентной политике Московской области.
2 Анализ осуществляется в том числе на основании информации получаемой по запросу КСП Московской области на основании соглашений об информационном взаимодействии с Главным контрольном управлением Московской области, Министерством экономики и финансов Московской области, Управлением Федерального казначейства по Московской области, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Московской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Контрольно-счетной палаты Московской области от 30 декабря 2016 г. N 40Р-96 "Об утверждении Стандарта внешнего государственного финансового контроля "Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 30 декабря 2016 г.
Стандарт, утвержденный настоящим распоряжением, вводится в действие с 1 января 2017 г.
Текст распоряжения опубликован на сайте Контрольно-счетной палаты Московской области (http://ksp.mosreg.ru)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Контрольно-счетной палаты Московской области от 19 декабря 2018 г. N 40Р-69
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
Распоряжение Контрольно-счетной палаты Московской области от 17 мая 2017 г. N 40Р-29