Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Основные подходы к реализации функций и обязанностей исполнительных органов
2.1. Рекомендации по эффективному осуществлению функций и обязанностей исполнительных органов
Использование единоличным исполнительным органом и членами коллегиального исполнительного органа предоставленных им полномочий в своих интересах, а не в интересах финансовой организации, может повлечь негативные последствия для финансовой организации.
Для исключения или по меньшей мере минимизации вероятности злоупотреблений полномочиями со стороны исполнительных органов рекомендуется в учредительных документах и внутренних документах финансовой организации устанавливать механизмы, направленные на ограничение и контроль за их деятельностью, а также определять ответственность за недобросовестные и неразумные действия (бездействие).
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что исполнительные органы финансовой организации должны действовать в интересах общества и исполнять свои обязанности добросовестно и разумно 66. При этом конкретные критерии соблюдения руководителями финансовой организации принципа разумности и добросовестности в законодательстве не определены.
Вместе с тем данные критерии раскрываются в судебной практике - в частности, они сформулированы в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица" (далее - Постановление Пленума ВАС N 62). Для проведения оценки степени понимания требований к организации и функционированию органов управления, надлежащему поведению руководителей, а также степени добросовестности и разумности исполнения своих обязанностей финансовым организациям рекомендуется также использовать примеры (на основе материалов Комиссии Банка России по рассмотрению жалоб), приведенные в Приложении 2 к настоящим Рекомендациям.
Наряду с изложенным, установление ограничений деятельности и контроль за осуществлением исполнительными органами финансовой организации деятельности, а также определение ответственности за недобросовестные и неразумные действия (бездействие) призваны обеспечить выполнение исполнительными органами финансовой организации своих функции в интересах финансовой организации, как если бы интересы финансовой организации являлись частными интересами лица, назначенного (избранного) в состав исполнительных органов, а принятие решений происходило исходя из необходимых для надлежащего профессионального суждения знаний и навыков, которыми в совокупности должны обладать такие лица. Таким образом, для того, чтобы рассматривать вопросы, отнесенные к компетенции исполнительных органов на уровне экспертов, разбирающихся во всех аспектах соответствующей сферы деятельности финансовой организации, лицам, входящим в состав исполнительных органов финансовой организации, целесообразно обладать знаниями и навыками, позволяющими им решать вопросы, возникающие в этой сфере.
Далее приведены рекомендации, следование которым будет способствовать выполнению единоличным и коллегиальным исполнительным органом функций и обязанностей надлежащим образом.
При реализации функций единоличному исполнительному органу рекомендуется:
распределить между подчиненными руководителями и структурными подразделениями сферы ответственности за выполнение целей по направлениям деятельности, предусмотренным стратегией развития финансовой организации, определить процедуры распределения обязанностей, выдачи доверенностей, делегирования полномочий, установления контроля, порядка предоставления отчетности и др.) задач, направленных на достижение стратегических целей, осуществлять координацию усилий подчиненных руководителей и структурных подразделений по целям и направлениям деятельности, требующим участия нескольких должностных лиц и (или) структурных подразделений, наладить регулярный контроль за достижением поставленных стратегией целевых показателей, реализацией решений общего собрания акционеров (участников, пайщиков, членов) и совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации;
осуществлять подготовку и вынесение на рассмотрение совета директоров (наблюдательного совета) или общего собрания акционеров (участников, членов, пайщиков) финансовой организации предложений по количественному и персональному составу коллегиального исполнительного органа, в том числе кандидатурам своих заместителей, и распределять между лицами, в отношении которых уполномоченным органом финансовой организации принято решение об избрании (назначении) в состав коллегиального исполнительного органа, заместителя коллегиального исполнительного органа, сферы компетенции с учетом масштабов и характера деятельности финансовой организации, ее организационной структуры, оценки соответствия квалификации и опыта работы, деловых и личных качеств кандидатов законодательно установленным требованиям и требованиям, предусмотренным внутренними документами финансовой организации;
обеспечить профессиональное и объективное предварительное рассмотрение исполнительными органами финансовой организации документов, подлежащих вынесению на утверждение общим собранием акционеров (участников, членов, пайщиков) или советом директоров (наблюдательным советом) финансовой организации годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности финансовой организации, внутренних документов финансовой организации;
обеспечить контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность финансовой организации, и внутренних документов финансовой организации, использованием в деятельности финансовой организации рекомендаций Банка России;
соблюдать принципы корпоративного управления, корпоративной этики и придерживаться моделей делового поведения представителя финансовой организации;
соблюдать установленный порядок, в том числе процедуры, предусмотренные внутренними документами финансовой организации, совершать сделки и иные юридические действия от имени финансовой организации, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, утверждать штаты, издавать приказы и давать указания, обязательные для исполнения всеми работниками финансовой организации;
обеспечить оперативное применение эффективных мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации и недостатков, выявленных в деятельности финансовой организации, по результатам рассмотрения отчетов, заключений и иных документов, подготовленных подразделениями (должностными лицами), ответственными за внутренний контроль, управление рисками в финансовой организации (при наличии указанных подразделений), контролировать надлежащее выполнение корректирующих действий;
оставлять за собой ключевые функции и полномочия (например, решение кадровых вопросов) при делегировании отдельных должностных полномочий иным лицам, а также при возложении временного исполнения своих обязанностей на подчиненных лиц.
Заместитель единоличного исполнительного органа, член коллегиального исполнительного органа в соответствии с распределением сфер компетенции во взаимодействии и координации с другими руководителями финансовой организации может выполнять функции, примерный перечень которых приведен ниже, в том числе:
1. В части обеспечения подготовки проектов документов стратегического характера на утверждение общим собранием акционеров (участников, пайщиков, членов) финансовой организации или советом директоров (наблюдательным советом) и реализации принятых решений:
- |
организует подготовку курируемыми подразделениями предложений по проектам стратегии развития финансовой организации, бизнес-плану и финансовому плану, контролирует качество подготовки проектов, обоснованность и соответствие предложений содержанию миссии, приоритетным направлениям развития и целевым параметрам, определенным советом директоров, интересам стейкхолдеров, отклоняет и направляет на доработку проекты в случае их несоответствия установленным критериям качества; |
- |
организует регулярное представление курируемыми структурными подразделениями отчетов и иной информации для целей осуществления мониторинга реализации стратегии развития финансовой организации, исполнения ее бизнес-плана и финансового плана, изменений индикаторов внешней среды (законодательство, конкурентные рынки, возникающие технологии, клиенты и др.) и внутренней среды (персонал, внутренние бизнес-процессы, ресурсы и др.), выявляет и анализирует причины отклонений от плановых параметров, наличие противоречивой информации, принимает решения о корректирующих действиях, принимает решение об одобрении или отклонении и направлении на доработку проектов отчетов о ходе выполнения стратегии развития финансовой организации, об исполнении решений и предложения о переходе от одного сценария стратегического развития к другому, предусмотренному в рамках утвержденной стратегии организации, и (или) о корректировке промежуточных контрольных и (или) целевых показателей стратегии на основании результатов мониторинга; |
- |
регулярно информирует коллегиальный исполнительный орган (на его заседаниях) о результатах взаимодействия с членами совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации и его комитетами по стратегическим направлениям деятельности и иным ключевым вопросам управления финансовой организацией (при наличии); |
- |
контролирует качество подготовки проектов документов, регулирующих вопросы корпоративного управления, поведения и деловой этики работников финансовой организации, принимает решение об отклонении и направлении на доработку проектов кодекса корпоративного управления и этического кодекса (правил поведения работников) финансовой организации в случае их несоответствия миссии, целям финансовой организации, ценностям, положенным в основу ее корпоративной культуры, своими решениями и действиями демонстрирует приверженность принципам добросовестного поведения на финансовом рынке; |
- |
организует и координирует деятельность подразделений финансовой организации по мониторингу средств массовой информации и жалоб клиентов и контрагентов финансовой организации, принимает корректирующие меры в случаях, угрожающих деловой репутации финансовой организации; |
| |
- |
организует и координирует работу подразделений финансовой организации по мониторингу новаций в сфере финансовых технологий и отбору наиболее перспективных для использования в финансовой организации, рассматривает и утверждает портфель проектов по внедрению финансовых технологий, осуществляет регулярное рассмотрение хода реализации проектов, рассматривает результаты внедрения финансовых технологий. |
2. В части обеспечения реализации полномочий общим собранием акционеров (участников, пайщиков, членов) финансовой организации или совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации по образованию исполнительных органов и контролю за их текущей деятельностью, в том числе:
- |
контролирует качество подготовки отчетов об итогах финансово-хозяйственной деятельности и о выполнении КПЭ, их соответствие установленному советом директоров (наблюдательным советом) механизму оценки деятельности, устанавливает график рассмотрения отчетов руководителей курируемых подразделений об итогах деятельности за соответствующие периоды и об итогах работы по курируемым направлениям деятельности финансовой организации, оценивает работу руководителей подразделений; |
- |
организует и контролирует по курируемым направлениям деятельности работу по подбору, расстановке и развитию руководящих кадров, выдвижению в кадровый резерв на руководящие должности, соблюдению порядка осуществления мониторинга соответствия кандидатов и лиц, занимающих такие должности установленным федеральными законами и внутренними документами финансовой организации требованиям, и порядка прекращения полномочий (отстранения от должности) лиц, не соответствующих квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации; |
- |
выявляет и пресекает попытки навязывания коллегиальному исполнительному органу принятия решений в интересах "теневых директоров" 67, информирует совет директоров (наблюдательный совет) и Банк России о таких попытках, в том числе по вопросам участия и прекращении участия финансовой организации в других организациях, контролирует своевременность информирования заинтересованных лиц об изменении структуры собственности финансовой организации, состава ее аффилированных лиц. |
3. В части обеспечения функционирования и совершенствования системы управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита, установленной общим собранием акционеров (участников, пайщиков, членов) финансовой организации или советом директоров (наблюдательным советом) финансовой организации 68, в том числе:
- |
имеет исчерпывающее представление о рисках, которым подвержена финансовая организация, их уровне и мерах, принимаемых для их минимизации и устранения; |
- |
организует и осуществляет мониторинг соблюдения курируемыми подразделениями установленных лимитов и иных ограничений на риски, соблюдения установленных процедур управления рисками, выносит предложения по пересмотру размера риск-аппетита в случае существенных изменений во внешней среде и в деятельности финансовой организации, состава подразделений и должностных лиц, ответственных за управление отдельными видами рисков, лимитов и ограничений; |
- |
создает и обеспечивает функционирование системы точного и своевременного информирования совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации о рисках, которым подвержена организация, в том числе о чрезвычайных рисках, контролирует качество подготовки отчетов о состоянии управления рисками для представления совету директоров (наблюдательному совету); |
- |
реализует корректирующие меры, направленные на обеспечение минимизации и устранение рисков, по которым допущено превышение лимитов и ограничений, в пределах компетенции принимает решения по совершенствованию внутреннего контроля и управления рисками, определяет перечень мероприятий, направленных на реализацию поручений совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации по устранению выявленных нарушений и недостатков, совершенствованию внутреннего контроля и управления рисками и контролирует выполнение таких мероприятий; |
- |
организует мониторинг изменений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность финансовой организации, осуществляет наблюдение за функционированием комплаенс-контроля, на основании результатов мониторинга и материалов комплаенс-контроля принимает решения о корректирующих мерах, направленных на приведение внутренних документов финансовой организации в соответствие с действующим законодательством и обеспечение его соблюдения; |
- |
контролирует полноту учета критически важных для непрерывной деятельности финансовой организации бизнес-процессов и ресурсов, оценивает достаточность и адекватность мер, предусмотренных планом финансовой устойчивости и непрерывности деятельности организации, рассматривает такой план и принимает решение о его вынесении на утверждение советом директоров (наблюдательным советом) финансовой организации; |
- |
принимает меры по обеспечению службы внутреннего аудита (деятельности внутреннего аудитора, ревизионной комиссии, ревизора) всеми необходимыми ресурсами и организационной поддержкой для осуществления деятельности; |
- |
организует обеспечение аудиторской организации необходимыми материалами для проведения аудита, координирует взаимодействие профильных подразделений с представителями внешнего аудитора, организует и контролирует исполнение поручений совета директоров (наблюдательного совета), учет мнения внешнего аудитора. |
4. В части обеспечения функционирования системы корпоративного управления и внедрения лучших практик корпоративного управления в финансовой организации, в частности:
- |
организует подготовку и контролирует качество проектов ключевых внутренних документов и политик (дивидендная политика, кадровая политика, политика по вознаграждению, антикоррупционная политика, политика по раскрытию информации и т.д.), инициирует рассмотрение органами управления финансовой организации предложений по пересмотру указанных документов в зависимости от изменения условий деятельности организации; |
- |
организует подготовку материалов по вопросам повестки общего собрания, в том числе годовые отчеты, включая годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, организует выполнение решений общего собрания акционеров (участников, пайщиков, членов) и совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации; |
- |
организует подготовку предложений и принимает решения о поощрении и наложении взысканий в отношении работников курируемых подразделений; |
- |
регулярно проводит анализ процедур подготовки и принятия важнейших корпоративных решений и оценку их эффективности, рассматривает предложения по повышению их эффективности; |
- |
организует и непосредственно участвует в совещаниях (рабочих встречах, переговорах) с представителями органов регулирования и надзора, ключевыми партнерами, представителями потребителей финансовых услуг и другими стейкхолдерами, при необходимости информирует органы управления финансовой организации о результатах взаимодействия и о наличии конфликта интересов, препятствующего такому взаимодействию; |
- |
организует подготовку и рассматривает порядок взаимодействия финансовой организации с дочерними обществами, а также с иными организациями, на которые финансовая организация может оказывать влияние, филиалами и представительствами финансовой организации. |
Перечисленные выше функции не являются исчерпывающими, объем функций исполнительных органов финансовой организации и приоритетность их реализации может определяться с учетом специфики деятельности финансовой организации и в зависимости от ее организационно-правовой формы, стратегии, масштаба и структуры деятельности, профиля рисков, сектора финансового рынка, в котором осуществляет свою деятельность организация, структуры собственности и доли участия в капитале миноритарных акционеров (участников), избранной модели управления.
2.2. Поведенческие аспекты деятельности исполнительных органов
Руководитель финансовой организации в своей текущей деятельности при исполнении возложенных на него обязанностей и реализации предоставленных ему полномочий должен соблюдать требования, установленные законодательством Российской Федерации и внутренними документами финансовой организации. По мнению Банка России, лучшей практикой является выполнение руководителем финансовой организации, в частности, следующих действий.
Постоянное стремление к повышению уровня собственных знаний и компетенций:
совершенствовать знания в области специфики деятельности организации;
развивать свои профессиональные компетенции и управленческий потенциал;
уделять внимание возникающим в сфере профессиональной деятельности технологиям и инновациям;
повышать квалификацию в вопросах финансового анализа и управления рисками;
изучать профильное законодательство, регулирующее сферу деятельности финансовой организации, в том числе по вопросам, относящимся к его зоне ответственности;
изучать практики корпоративного управления и ведения бизнеса крупнейших компаний на финансовом рынке, в том числе международных.
Анализ совокупной компетенции исполнительных органов финансовой организации и стремление повысить ее через инициирование соответствующих мероприятий:
анализировать потребности исполнительных органов финансовой организации в соответствующих компетенциях и следить за тем, чтобы состав коллегиального исполнительного органа, комитетов и комиссий финансовой организации был сбалансирован и разнообразен в части опыта, навыков, экспертиз входящих в него лиц, инициировать предложения по установлению критериев, которым должны удовлетворять исполнительные органы финансовой организации с точки зрения соответствия компетенции, балансу распределения ответственности и количества руководителей масштабу и характеру деятельности финансовой организации, а также ее совет директоров (наблюдательный совет) с точки зрения участия в нем представителей руководителей финансовой организации;
проводить оценку необходимых для эффективной работы исполнительных органов финансовой организации опыта и компетенций, предлагать решения, направленные на обеспечение достаточности опыта и квалификации его членов для решения задач, стоящих перед финансовой организацией с учетом масштабов и характера ее деятельности;
инициировать внедрение в организации программ повышения квалификации руководителей финансовой организации;
Подготовка к заседаниям коллегиального исполнительного органа, комитетов и комиссий финансовой организации:
при рассмотрении вопросов повестки дня и подготовке позиции для голосования, всесторонне изучать каждый вопрос и учитывать всю известную информацию, которая имеет значение в данной ситуации;
предварительно прорабатывать вынесенные на обсуждение вопросы, при необходимости запрашивая и получая дополнительную информацию; предпринимать разумные действия по получению информации, которые обусловливают целесообразность обеспечения наиболее полного и всестороннего рассмотрения вопроса. Например, целесообразно осуществлять указанные действия в условиях наличия неполной информации, если временные ограничения требовали срочного решения, а риски откладывания этого решения перевешивали риски, связанные с отсутствием полноты необходимой информации;
при необходимости обращаться за профессиональными рекомендациями по вопросам, связанным с компетенцией коллегиального исполнительного органа, комитетов и комиссий финансовой организации к внутренним консультантам (члены коллегиальных исполнительных органов, руководители основных структурных подразделений и др.);
тщательно анализировать имеющуюся информацию, в том числе о деятельности, финансовом состоянии и положении на рынке организации, об изменениях законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, выводы и заключения профильных подразделений, службы внутреннего контроля и внутреннего аудитора, а также о влиянии принятого решения на организацию в целом;
обращать внимание на то, что анализ материалов, представленных к заседанию, является важной, но не единственной компонентой подготовки к решению вопросов, необходимо использовать весь свой багаж опыта и знаний, общение с коллегами из числа руководителей финансовой организации, их непосредственных помощников, советников и иных сотрудников, а также запрашивать и изучать информацию из различных внешних и внутренних источников для принятия решения по вопросу, вынесенному на заседание коллегиального исполнительного органа.
Постоянное взаимодействие со своими коллегами, стремление в рамках заседания коллегиального исполнительного органа, комитетов и комиссий финансовой организации создать и поддерживать атмосферу конструктивного диалога и поиска оптимальных решений:
конструктивно взаимодействовать с коллегами, быть открытым для консультаций;
внимательно выслушивать мнение коллег и использовать собственные навыки, опыт и знания во время обсуждения стратегических вопросов, стоящих перед компанией;
поощрять обсуждение важных для развития организации вопросов, при необходимости выносить на обсуждение вопросы, не внесенные в повестку дня;
вырабатывать аргументированную и обоснованную позицию по вопросам повестки дня, высказывать взвешенные деловые суждения на заседаниях, не поддаваясь эмоциям;
высказывать независимые мнения по вопросам повестки заседаний, не занимать пассивную позицию;
в случае необходимости - предотвращать неконструктивную дискуссию и переводить дискуссию в конструктивное русло.
Взаимодействие с руководителями, акционерами (участниками, членами, пайщиками) и иными стейкхолдерами, позволяющее лучше формировать широкое стратегическое видение места организации в соответствующей сфере деятельности, понимать и оценивать интересы различных сторон:
принимать по возможности участие в общих собраниях акционеров (участников, пайщиков, членов), быть заинтересованным в получении информации о векторах развития организации, обсуждаемых руководителями, акционерами (участниками, членами, пайщиками) и иными стейкхолдерами;
быть открытым для взаимодействия со всеми лицами, имеющими отношение к деятельности организации;
не принимать подарки от сторон, заинтересованных в принятии решений, равно как и пользоваться какими-либо иными прямыми или косвенными выгодами, предоставленными такими лицами (за исключением подарков, полученных в связи с участием в протокольных и иных официальных мероприятиях);
в случае возникновения конфликта интересов - незамедлительно сообщать уполномоченному коллегиальному органу (должностному лицу), к компетенции которого относятся вопросы урегулирования конфликта интересов, о самом факте наличия конфликта интересов, так и об основаниях его возникновения. Такое сообщение должно быть в любом случае сделано до начала обсуждения, выработки решения по вопросу, в отношении которого у такого руководителя финансовой организации имеется конфликт интересов;
задавать вопросы по существу и настаивать на получении полных и надлежащих ответов на все заданные по существу вопросы;
требовать предоставления дополнительной информации, когда такая информация необходима для принятия взвешенного решения;
в случае недостатка информации отложить принятие решения (при наличии такой возможности с учетом отсутствия риска негативных последствий для организации) и предпринять действия, направленные на получение всей необходимой и достаточной для его принятия информации, которые обычны для деловой практики при сходных обстоятельствах;
в случае необходимости, оказывать консультационную поддержку коллегам и членам совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации в тех сферах, в которых руководитель обладает опытом и экспертизой;
в случае несогласия с принятым решением, реализация которого создает реальную угрозу интересам финансовой организации и (или) ее стейкхолдеров информировать об этом органы управления финансовой организации, а в случае их бездействия или заинтересованности в соответствующем решении - Банк России, инициировать в финансовой организации решение вопроса о формировании, раскрытии и контроле практического применения политики финансовой организации, предоставляющей возможность руководству финансовой организации получать информацию о фактах недобросовестных действий и действий, имеющих признаки коррупционных правонарушений, если такая политика в финансовой организации отсутствует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.