Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Совета министров
Республики Крым
от "14" января 2020 года N 6-р
Концепция
развития государственно-частного партнерства в Республике Крым на 2020 - 2025 годы
1. Общие положения
Инфраструктурные инвестиции являются одним из самых результативных инструментов стимулирования экономического развития.
Механизм государственно-частного партнёрства (далее - ГЧП) является эффективным инструментом привлечения инвестиций, объединяя государственные и частные интересы в целях эффективной реализации инфраструктурных проектов.
В экономике Крыма выделяются сильные стороны: выгодное экономико-географическое положение - выход к Чёрному и Азовскому морям, действует режим Свободной экономической зоны, имеются благоприятные агроклиматические ресурсы, присутствуют различные санаторно-курортные, природно-рекреационные, культурные потенциалы.
В Республике Крым также существуют и объективные препятствия в развитии, связанные с недостаточностью водных ресурсов, зависимостью промышленных производителей от поставок сырья, внешнеэкономическими ограничениями, ограниченным доступом к рынку капитала, высокой стоимостью финансовых ресурсов, низким уровнем инновационной активности предприятий Республики Крым, высоким уровнем износа основных фондов в социальной и экономической сфере Республики Крым, сезонностью функционирования предприятий сферы услуг.
В Законе Республики Крым от 09 января 2017 года N 352-ЗРК/2017 "О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года" указано, что развитие государственно-частного партнёрства является одной из стратегических задач для Республики Крым.
Предусматривается развитие государственно-частного партнёрства в следующих сферах: социальной, транспортной, образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства, информационно-телекоммуникационных технологий, спорта.
Отраслями специализации экономики Республики Крым являются санаторно-курортный и туристический комплексы, сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, виноделие, рыболовство, производство товаров неорганической химии (соды, соли, диоксида титана), судостроение.
Реализация проектов в Республике Крым на основе принципов государственно-частного партнёрства даст возможность устранить инфраструктурные ограничения для экономического роста. Развитие государственно-частного партнёрства даст возможность потенциальным инвесторам привлекать долгосрочные инвестиции с чётко обозначенными рисками, а также будет способствовать улучшению инвестиционной привлекательности Республики Крым.
Настоящая Концепция направлена на организацию правового регулирования общественных отношений в области развития государственно-частного партнерства в Республике Крым с учетом действующего федерального законодательства, полномочий и финансовых возможностей органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления в Республике Крым.
В целях формирования государственной политики Республики Крым в сфере развития государственно-частного партнерства и правового регулирования отношений в области реализации проектов, основанных на принципах государственно-частного партнёрства, необходимо:
определить основные формы государственно-частного партнёрства для Республики Крым;
определить приоритетные направления использования механизмов государственно-частного партнёрства;
сформировать единую систему государственного управления проектами;
организовать функционирование проектного офиса государственно-частного партнерства на базе АО "Корпорация развития Республики Крым";
организовать функционирование совещательно-консультативного и координационного органа при Совете министров Республики Крым в сфере развития инфраструктуры и государственно-частного партнерства;
обеспечить снижение рисков реализации проектов, реализуемых на основе государственно-частного партнёрства;
создание условий для повышения инвестиционной привлекательности проектов, реализуемых на основе государственно-частного партнёрства для потенциальных инвесторов.
2. Понятие, сущность и основные формы государственно-частного партнёрства в Республике Крым
Для целей настоящей Концепции под государственно-частным партнёрством понимается механизм привлечения частных инвестиций в создание объектов общественной инфраструктуры, обеспечения эффективного управления имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности, а также повышения качества оказываемых на его базе социально значимых услуг населению.
Государственно-частное партнёрство - один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.
Целью государственно-частного партнёрства с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счёт средств соответствующих бюджетов, а также сокращение участия государства в экономическом обороте, когда те же задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом.
С юридической точки зрения государственно-частное партнёрство - взаимоотношения публично-правовых образований (Российской Федерации, Республики Крым, муниципального образования Республики Крым) и частных лиц. Данные отношения строятся на соглашениях о государственно-частном партнёрстве или концессионных соглашениях, заключаемых между ними и являющихся по своей правовой природе гражданско-правовыми договорами.
Участие сторон в государственно-частном партнёрстве основывается на принципах:
- законности;
- открытости и доступности информации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, за исключением сведений, составляющих государственную тайну и иную охраняемую законом тайну;
- обеспечения конкуренции;
- отсутствия дискриминации, равноправия сторон соглашения и равенства их перед законом;
- добросовестного исполнения сторонами соглашения обязательств по соглашениям;
- справедливого распределения рисков и обязательств между сторонами соглашений;
- свободы заключения соглашений;
- защиты общественных интересов.
Формы государственно-частного партнёрства - это основные правовые механизмы совместной реализации исполнительными органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления и юридическими или физическими лицами инвестиционных проектов.
Основными формами участия Совета министров Республики Крым и муниципальных образований Республики Крым в государственно-частном партнёрстве могут выступать:
- концессионные соглашения;
- соглашения о государственно-частном партнёрстве (муниципально-частном партнёрстве).
Модели государственно-частного партнёрства, в рамках которых возможна реализация проектов:
- частная сторона осуществляет строительство/реконструкцию объекта, передаёт объект в собственность публичного партнёра, осуществляет эксплуатацию объекта и получает доход от эксплуатации;
- частная сторона осуществляет строительство / реконструкцию объекта, получает право собственности на объект, осуществляет эксплуатацию объекта и получает доход от эксплуатации, передаёт в собственность публичного партнёра по окончании соглашения;
- частная сторона осуществляет проектирование и/или строительство / реконструкцию объекта, осуществляет эксплуатацию объекта в течение согласованного с публичной стороной срока и получает доход от эксплуатации, сохраняя право собственности по истечении срока соглашения;
- частная сторона осуществляет проектирование и/или строительство / реконструкцию объекта, осуществляет эксплуатацию объекта в течение согласованного с публичной стороной срока и получает доход от эксплуатации, а затем передаёт объект в собственность публичной стороны;
- частная сторона осуществляет проектирование и/или строительство / реконструкцию объекта, который передаётся в собственность публичной стороны за вознаграждение.
2.1. Правовое регулирование государственно-частного партнёрства
Специальное законодательство Российской Федерации о государственно-частном партнёрстве состоит из Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов Республики Крым.
Общим законодательством, на котором основывается законодательство о государственно-частном партнёрстве, является Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации.
В целях регулирования отношений между исполнительными органами государственной власти Республики Крым и субъектами предпринимательской деятельности в области реализации проектов, основанных на принципах государственно-частного партнёрства, в Республике Крым приняты следующие нормативные правовые акты:
- постановление Совета министров Республики Крым от 15.02.2016 N 50 "Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Крым по вопросам заключения концессионных соглашений, реализуемых на территории Республики Крым";
- постановление Совета министров Республики Крым от 27.07.2017 N 389 "О некоторых вопросах реализации проектов государственно-частного партнёрства".
2.2. Рекомендации по обоснованию выбора оптимальной формы реализации проекта
При подготовке инфраструктурного проекта исполнительным органам государственной власти Республики Крым рекомендуется предварительно проводить сравнение эффективности применения различных способов его реализации, в целях выбора оптимального.
Под инфраструктурным проектом понимается создание и эксплуатация объектов промышленной, социальной, транспортной инфраструктуры, необходимой для обеспечения деятельности экономики Республики Крым.
Особенностями инфраструктурных проектов являются:
- масштабность проекта;
- длительный период окупаемости;
- высокая капиталоёмкость;
- большое число участников;
- обязательное непосредственное участие государства;
- привлечение внебюджетных источников финансирования.
Сравнительная оценка возможных способов реализации инфраструктурного проекта должна проводиться в первую очередь для определения лучших правовых, финансовых и технических условий реализации конкретного уже выбранного проекта.
При выборе оптимальной формы реализации проекта рекомендуется провести анализ следующих факторов:
- оценка планируемых затрат и поступления в бюджет;
- фактическое наличие или возможность (стоимость) привлечения бюджетных средств для реализации проекта;
- планируемые расходы бюджета на реализацию инфраструктурного проекта в случаях применения госзаказа и государственно-частного партнёрства;
- распределение рисков между публичной и частной стороной на разных этапах реализации проекта;
- стоимость привлекаемого частным партнёром (исполнителем) финансирования (как долгового, так и долевого) и соотношение рисков, которые принимает на себя частный партнёр и доходности, которая ему обеспечивается за счёт средств бюджета Республики Крым с учётом стоимости привлечённого финансирования.
3. Формирование единой системы государственного управления проектами, реализуемыми на принципах государственно-частного партнёрства
Одним из важнейших факторов, необходимых для развития государственно-частного партнёрства, является формирование системы государственного управления проектами, реализуемыми на основе принципов государственно-частного партнёрства. Построение указанной системы необходимо осуществлять на принципах сочетания централизации и децентрализации принятия решения при использовании механизмов государственно-частного партнёрства.
Исполнительные органы государственной власти Республики Крым при разработке, реализации и управлении проектами Республики Крым руководствуются Положением о системе управления проектной деятельностью в исполнительных органах государственной власти Республики Крым и органах местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 25.07.2017 N 371.
Система управления проектной деятельностью (далее - СУПД) внедряется в исполнительных органах государственной власти Республики Крым и органах местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в целях:
- соблюдения и сокращения сроков достижения результатов;
- эффективного использования ресурсов;
- прозрачности, обоснованности и своевременности принимаемых решений;
- повышения эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе с участием граждан и организаций.
Основным инструментом технологической поддержки проектной деятельности в исполнительных органах государственной власти Республики Крым и органах местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым является автоматизированная информационная система управления проектной деятельностью, обеспечивающая поддержку проектной деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (АИС УПД).
4. Приоритетные направления использования механизма государственно-частного партнёрства в Республике Крым
Привлечение долгосрочного инвестиционного ресурса, в виде механизма государственно-частного партнёрства, позволит решить масштабные задачи по развитию инфраструктуры Республики Крым.
Приоритетными отраслями экономики Республики Крым, требующими привлечения инфраструктурных инвестиций, являются:
4.1. Обеспечение функционирования на территории Республики Крым межмуниципальных полигонов и мусоросортировочных станций.
4.2. Здравоохранение Республики Крым испытывает нехватку финансирования на совершенствование материально-технической базы учреждений здравоохранения. Большая часть объектов здравоохранения требует капитального ремонта/реконструкции и нового строительства, а также оснащения дорогостоящим медицинским оборудованием.
4.3. Сфера информационно-телекоммуникационных технологий в Республике Крым предполагает привлечение частных инвестиций в создание технопарка в сфере высоких технологий (ИТ-Парк).
Идея создания ИТ-Парка заключается в концентрации на определённой территории компаний, специализирующихся в области информационно-коммуникационных технологий и обладающих инновационным потенциалом, позволяющим обеспечить высокий уровень предложений высокотехнологичной продукции на профильном рынке сбыта.
4.4. Сфера социального обслуживания населения.
4.5. В сфере спорта в Республике Крым существует потребность в привлечении частных инвестиций в проекты по строительству ледовых комплексов, физкультурно-оздоровительных комплексов, спортивных комплексов для игровых видов спорта.
4.6. Сфера курортов и туризма испытывает дефицит денежных средств для внедрения приоритетных проектов по развитию туристической, а также обеспечивающей инфраструктуры.
4.7. Привлечение механизма государственно-частного партнёрства в сферу культуры должно быть направлено на проведение ремонтно-реставрационных работ по сохранению объектов культурного наследия, памятников культуры, создание новых музеев.
5. Функционирование проектного офиса государственно-частного партнёрства на базе АО "Корпорация развития Республики Крым"
Создание проектного офиса государственно-частного партнёрства на базе АО "Корпорация развития Республики Крым" (Проектный офис ГЧП) обуславливается необходимостью функционирования специализированной проектной группы в рамках организации, обладающей компетенциями и квалификацией в сфере государственно-частного партнёрства.
Проектная группа из специалистов АО "Корпорация развития Республики Крым" - это проектный офис по содействию в организации инфраструктурных проектов государственно-частного партнёрства, который непосредственно осуществляет их подготовку, обеспечивает привлечение внебюджетных инвестиций в инфраструктурный сектор экономики и формирует квалифицированное предложение проектов государственно-частного партнёрства инвестиционному сообществу.
5.1. Основные направления деятельности Проектного офиса ГЧП
Основными направлениями деятельности Проектного офиса ГЧП являются:
- разработка технико-экономических обоснований проектов государственно-частного партнёрства (концессионных проектов);
- содействие в разработке конкурсной документации и проектов соглашений о государственно-частном партнёрстве;
- подготовка пакетов документов для лиц, выступающих с частной инициативой заключения соглашения о государственно-частном партнёрстве;
- поиск потенциальных частных партнёров; координация взаимодействия сторон, управление и контроль за реализацией проектов государственно-частного партнёрства, осуществляемых на стороне публичного партнёра;
- осуществление организационно-технического, юридического и экономического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнёрства;
- разработка методических материалов и рекомендаций в соответствии со своей компетенцией;
- экономическая и правовая экспертиза технико-экономического обоснования проектов государственно-частного партнёрства, оценка рисков, оценка эффективности проекта и определение его сравнительного преимущества;
- организация взаимодействия с представителями бизнеса, включая экспертные и консультационные организации, в целях подготовки проектов с использованием механизмов государственно-частного партнёрства на территории Республики Крым;
- анализ отечественного и зарубежного опыта по вопросам государственно-частного партнёрства;
- проведение деловых встреч, совещаний, конференций, форумов, рабочих групп и участие в указанных мероприятиях для реализации поставленных целей;
- разработка предложений по приоритетным направлениям развития Республики Крым.
5.2. Основные функции Проектного офиса ГЧП
Проектный офис ГЧП исполняет следующие функции:
- содействие в подготовке проектов нормативных правовых актов. Внесение предложений проектов нормативных и подзаконных актов в целях реализации проектов государственно-частного партнёрства на территории Республики Крым;
- организация обучающих семинаров. Создание прозрачной и открытой информационной среды для ускорения процесса развития государственно-частного партнёрства. Проведение обучающих семинаров для исполнительных органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым с целью повышения уровня прозрачности процесса принятия решений по реализации проектов;
- информирование о проектах государственно-частного партнёрства, находящихся на всех стадиях реализации, на инвестиционном портале Республики Крым. Продвижение и развитие государственно-частного партнёрства на территории Республики Крым;
- оказание методологического содействия и консультирование. Предоставление органам власти, органам местного самоуправления, представителям бизнеса консультаций по вопросам, возникающим в сфере концессионных соглашений и государственно-частного партнёрства;
- структурирование проектов государственно-частного партнёрства. Разработка всех документов, необходимых для реализации проекта с использованием концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнёрстве (муниципально-частном партнёрстве);
- координация взаимодействия сторон.
6. Функционирование совещательно-консультативного и координационного органа при Совете министров Республики Крым в сфере развития государственно-частного партнёрства
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 мая 2019 года N 285 создан Межведомственный координационный совет по развитию государственно-частного партнёрства на территории Республики Крым (далее - Координационный совет).
Координационный совет является постоянно действующим совещательно-консультативным и координационным органом при Совете министров Республики Крым, созданным для обеспечения эффективного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, субъектов предпринимательской деятельности, в целях развития механизмов государственно-частного партнёрства на территории Республики Крым.
Задачами Координационного совета являются:
- координация деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым по вопросам формирования и реализации государственной политики в сфере развития государственно-частного партнёрства на территории Республики Крым;
- выработка и утверждение планов мероприятий по развитию государственно-частного партнёрства на территории Республики Крым, контроль за их выполнением;
- содействие внедрению организационных и экономических механизмов, разработанных в ходе формирования государственной политики в сфере развития государственно-частного партнёрства на территории Республики Крым;
- содействие в организации подготовки и принятии согласованных решений по ключевым вопросам реализации решений в области государственно-частного партнёрства;
- выработка рекомендаций по организации взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Крым и лиц, участвующих в реализации инвестиционных проектов;
- рассмотрение концепций проектов с применением механизма государственно-частного партнёрства;
- подготовка предложений по повышению эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Крым с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления в Республике Крым по принятию решений о реализации инвестиционных проектов с применением механизмов государственно-частного партнёрства;
- подготовка предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования в сфере государственно-частного партнёрства и по стимулированию частных инвесторов для участия в проектах с применением механизма государственно-частного партнёрства;
- подготовка рекомендаций для исполнительных органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым по вопросам применения механизмов государственно-частного партнёрства;
- рассмотрение результатов мониторинга реализации инвестиционных проектов с применением механизма государственно-частного партнёрства.
7. Снижение рисков реализации проектов, реализуемых на основе государственно-частного партнёрства
Оценка рисков по проекту является составной частью его структурирования и разработки финансовой и правовой схемы проекта. Под рисками в целом понимаются вероятные изменения показателей проекта, связанные, прежде всего, с доходами и расходами на всех этапах его реализации.
Минимальный перечень рисков, отражение которых целесообразно в рамках соглашений о государственно-частном партнёрстве и концессионных соглашениях:
- риски проектирования и подготовительного этапа (предоставление земельных участков, обеспечение инженерных коммуникаций, подготовка земельных участков, срыв срока проектирования объекта, срыв срока подготовительных мероприятий);
- риски создания объекта (ликвидация последствий третьих лиц, экологических последствий, срыв сроков создания объекта, ввода в эксплуатацию, увеличение затрат на создание объекта за счёт роста курса валют, инфляции, процентов по долгу);
- риски эксплуатации объекта (увеличение затрат на эксплуатации имущества);
- риски получения дохода (неполучение платежей, обеспечивающих гарантию минимальной доходности, падение выручки вследствие снижения объёма оказываемых услуг, цен, неплатежей со стороны потребителей);
- прочие риски (расторжение соглашения по вине публичного или частного партнёра, утрата объекта соглашения, форс-мажорные обстоятельства).
8. Создание условий для повышения инвестиционной привлекательности проектов, реализуемых на основе государственно-частного партнёрства, для потенциальных инвесторов
С целью создания условий для повышения инвестиционной привлекательности проектов, реализуемых на основе государственно-частного партнёрства, для потенциальных инвесторов в Республике Крым целесообразно реализовывать следующие мероприятия:
- формирование, утверждение и публикация в открытых источниках перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений;
- разработка предложений по реализации дополнительных мер налогового и иного стимулирования частных инвесторов для применения механизмов государственно-частного партнёрства;
- разработка и утверждение плана развития общественной инфраструктуры (сроком не менее чем на шесть лет) с указанием сроков создания / реконструкции объектов, ответственных исполнительных органов государственной власти Республики Крым, планируемых источников финансирования.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Совета министров Республики Крым от 14 января 2020 г. N 6-р "Об утверждении Концепции развития государственно-частного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.