Постановление Администрации Алтайского края от 14 февраля 2012 г. N 66
"Об утверждении комплекса мер по модернизации общего образования
в Алтайском крае в 2012 году"
Постановлением Правительства Алтайского края от 15 марта 2017 г. N 80 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях модернизации системы общего образования в Алтайском крае постановляю:
1. Утвердить комплекс мер по модернизации общего образования в Алтайском крае в 2012 году (прилагается).
2. Уполномочить управление Алтайского края по образованию и делам молодежи (Денисов Ю.Н.) разработать и утвердить:
схему реализации в образовательных учреждениях комплекса мер по модернизации общего образования в Алтайском крае в 2012 году.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края, начальника управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Денисова Ю.Н.
Губернатор Алтайского края |
А.Б. Карлин |
Комплекс мер
по модернизации общего образования в Алтайском крае в 2012 году
(утв. постановлением Администрации Алтайского края от 14 февраля 2012 г. N 66)
Комплекс мер по модернизации общего образования в Алтайском крае в 2012 году (далее - "Комплекс мер") подготовлен в целях продолжения системной работы по модернизации общего образования и включает в себя перечень ключевых мероприятий по обеспечению современного качества школьного образования в соответствии с основными направлениями реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Раздел I.
Текущее состояние системы общего образования Алтайского края
В Алтайском крае существует 1224 общеобразовательных школы, в которых обучаются 232 тысячи школьников и работают 25 тысяч педагогов. В 2011 году, впервые за последние годы, количество обучающихся в школах увеличилось на 4 тысячи человек.
Одной из важных особенностей общеобразовательной сети Алтайского края является то, что 84,5% школ действуют в сельской местности, из них 60% - малокомплектные и малочисленные.
Основу образовательной сети составляют 260 базовых школ (22% от их общего количества), вокруг которых созданы 252 школьных округа. Ежедневно по 544 маршрутам в базовые школы доставляется 10323 учащихся.
В 2011 году в городах края приступили к формированию образовательных кластеров, первый из которых уже появился в г. Барнауле, он объединяет в рамках сетевого взаимодействия ресурсы 14 учреждений общего, дошкольного, дополнительного и профессионального образования, а также организаций здравоохранения, расположенных в одном микрорайоне.
Для повышения эффективности управления системой образования сформированы 7 образовательных округов.
Характеристики педагогических работников учреждений общего образования края свидетельствуют об их достаточном профессиональном уровне: высшее образование имеют 79,7%, аттестованы на первую и высшую квалификационную категорию 81% от общего количества педагогических работников, средний возраст учителей - 45,2 года, педагогов в возрасте до 30 лет - чуть более 10%, 9,2% учителей со стажем работы до 5 лет, учителей пенсионного возраста - 12,8%.
Следует отметить, что Алтайский край не только максимально использовал потенциал приоритетного национального проекта "Образование" (ПНПО), но и реализовал те его направления, право на участие в которых выиграл в ходе федеральных конкурсов. Важнейший из них - комплексный проект модернизации образования (КПМО), результаты которого стали основой долгосрочной модернизации отрасли. В рамках его реализации осуществлены институциональные преобразования, направленные на формирование прозрачной, ориентированной на результат системы финансирования сферы общего образования и управления ею:
все общеобразовательные учреждения действуют на принципах нормативного подушевого финансирования, средства до них доводятся по нормативам, утвержденным законом о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
во всех школах введена новая система оплаты труда (НСОТ) на основе модельной методики Минобрнауки России, что позволило повысить привлекательность и результативность учительского труда. Так, значительно увеличилась доля педагогов, работающих с одаренными детьми, растет количество участников олимпиад и конкурсных мероприятий различного уровня с 30% от общей численности учащихся в 2008 году до 44% в 2011 году (по данным электронного мониторинга реализации инициативы "Наша новая школа"), повысилась явка молодых специалистов к месту работы (в 2011 г. на 20% больше, чем в 2010 г.);
в 100% школ и муниципалитетов созданы общественные советы, участвующие в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда, что позволило усилить роль общественности в управлении образованием и учитывать мнения потребителей образовательных услуг при оценке качества педагогического труда;
сформировано нормативно-правовое и методическое обеспечение функционирования модели региональной системы оценки качества общего образования. В целях привлечения общественности к процедурам оценки качества ежегодно 100% общеобразовательных учреждений размещают в открытом доступе публичные доклады;
реализованные в ходе выполнения КПМО подходы к модернизации системы повышения квалификации позволили краю в 2011 году стать победителем конкурса, проводимого в рамках федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. по направлению "Наша новая школа".
На протяжении 6 лет в Алтайском крае осуществляется начатая в процессе реализации ПНПО и КПМО планомерная работа по созданию современных условий в школах, в том числе реализованы краевые проекты по обеспечению комплексной безопасности общеобразовательных учреждений, модернизации питания, совершенствованию медицинского обслуживания школьников. В настоящее время все общеобразовательные учреждения оснащены автоматической пожарной сигнализацией, в 726 (60% от общего количества школ) самых крупных школах оборудование столовых полностью заменено современным, переоснащены 388 медицинских кабинетов (31,7% от их общего количества). За период с 2006 по 2011 год построено и реконструировано 59 школ (в 2011 году - 33). Проводится планомерная работа по ремонту зданий общеобразовательных учреждений, прежде всего кровель, по замене оконных блоков, оснащению мебелью, оборудованием и созданию безбарьерной среды (в крае около 9% детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов).
Всё это позволило увеличить долю школьников, обучающихся в образовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям, с 35% в 2007 году до 62% в 2011 году (по результатам электронного мониторинга реализации инициативы "Наша новая школа") и снизить уровень так называемых "школьнообусловленных" заболеваний у детей. Так, по итогам диспансеризации школьников в 2011 году уменьшилось количество подростков, отнесенных к III-V группам здоровья (с 15,5% до 14,8% от общего числа школьников).
В инициативном порядке с 2010 года в 89 школах края осуществлен переход на использование федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В настоящее время по новым стандартам обучается более 26 тысяч алтайских первоклассников и 2600 учащихся вторых классов. В 96% школ организованы постоянно действующие площадки для свободного самовыражения учащихся, в том числе через школьные сайты (77%), созданы условия для публикации и размещения детских образовательных продуктов (93%), обеспечен свободный доступ педагогов и школьников к ресурсам Интернета. Кроме того, в целях формирования целостной системы раннего выявления и поддержки талантливых детей в 2011 году создан краевой Центр по работе с одаренными детьми.
Средний балл участников ЕГЭ из Алтайского края по информатике, географии, обществознанию и литературе выше, чем в целом по Российской Федерации, а по математике, химии, биологии, истории, немецкому языку - ниже среднероссийского. Проведение третий год подряд в массовом порядке ГИА 9 позволило сформировать региональные базы данных об участниках экзаменов и их результатах, которые стали основой для сравнительного анализа качества образования.
Функционирует региональная автоматизированная система управления "Сетевой край. Образование", посредством которой информационные пространства всех школ объединены в единую систему. Среднее количество ежемесячных запросов к системе в 2011 году превысило 1 миллион, что в 20 раз больше аналогичного показателя 2010 года.
Становлению в крае инновационной общеобразовательной инфраструктуры также способствуют краевой конкурс "Новая школа Алтая", ставший продолжением ПНПО, активно развивающиеся профессиональные сообщества педагогов (краевые методические объединения учителей-предметников, клуб "Учитель года Алтая", клуб учителей-новаторов, клуб педагогов-просветителей "Титовцы", ассоциация "Лучшие школы Алтая" и др.), занимающие все большее место в региональной системе оценки качества образования и управления им.
В то же время требуются дополнительные усилия для решения ряда проблем. Среди них:
недостаточный уровень профессиональной компетенции некоторой части педагогов и руководящих кадров в вопросах реализации новых образовательных стандартов в условиях повышения самостоятельности учреждений. Особого внимания требует подготовка руководителей школ к работе в условиях реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений";
необходимость совершенствования НСОТ с точки зрения более полного соответствия целям и направлениям модернизации образования;
незавершенность процесса перехода на нормативное финансирование на муниципальном уровне (через установление муниципального норматива финансирования образовательных учреждений в рамках реализации Федерального закона от 08.05.2010 N ФЗ-83);
недостаточный по сравнению с требованиями ФГОС уровень развития школьной инфраструктуры и оснащенности оборудованием;
несовершенство механизмов оценки качества образования на разных уровнях;
недостаточная "прозрачность" деятельности образовательных учреждений для учащихся, их родителей и общественности и, как следствие, медленный рост показателя удовлетворенности жителей края качеством образования: так, по итогам социологических опросов, проводимых в соответствии с Порядком организации и проведения социологических опросов, утвержденным Губернатором Алтайского края 15 июля 2010 года N 25-11/1-07, в 2011 году удовлетворены качеством общего образования 52,7% опрошенных, в 2010 г. - 52,2%;
бюрократизация системы образования;
тенденция дифференциации школ по качеству образования.
Кроме того, по-прежнему актуальной остается проблема малокомплектных школ.
Раздел II.
Итоги реализации Комплекса мер по модернизации системы общего
образования в Алтайском крае в 2011 году
В Алтайском крае в 2011 году достигнуты следующие значения показателей результативности, закрепленных Соглашением между Администрацией Алтайского края и Министерством образования и науки Российской Федерации:
1. Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в крае за IV квартал 2011 года и среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике Алтайского края за I квартал 2011 года, по данным Федеральной службы государственной статистики, составило 126,5% (план - 100%). При этом средняя заработная плата учителей в IV квартале 2011 года достигла 15568 рублей (рост по отношению к I кварталу 2011 г. составил более 40%).
2. Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников составила 12,4% (план - 12%), на начальной ступени - 30% (план - 30%).
3. Доля учителей, получивших в установленном порядке первую либо высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей равна 9,1% (план - 7%).
4. Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей достигла 61,2% при плановом показателе 59,6%.
5. Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение, в общей численности общеобразовательных учреждений составила 3% при плане 3%.
6. Достигнута положительная динамика снижения потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов.
Своевременному выполнению взятых регионом обязательств послужило внедрение механизма управления реализацией Комплекса мер по модернизации общего образования в Алтайском крае в 2011 году (далее - "Комплекс мер"), предусматривающего:
заключение соглашений между управлением Алтайского края по образованию и делам молодёжи и администрациями муниципальных районов и городских округов и соглашений между муниципальными образованиями и каждым общеобразовательным учреждением;
деятельность организационных структур по управлению реализацией Комплекса мер (межведомственный совет, экспертный совет, рабочие группы);
общественную экспертизу содержания и эффектов Комплекса мер через обсуждение в образовательных округах края в начале его реализации (апрель) и по итогам года (ноябрь);
организацию электронного мониторинга, аналитического, информационного и PR-сопровождения выполнения Комплекса мер, обеспечение работы "горячих линий".
Успешности реализации Комплекса мер также способствовала своевременно сформированная на региональном уровне достаточная нормативная правовая база, регламентирующая:
организационную схему управления, в том числе порядок распределения, правила расходования средств федеральной субсидии и методические рекомендации для каждого направления ее реализации, что позволило обеспечить полноту и своевременность расходования средств всеми образовательными учреждениями;
способы, формы и этапы реализации Комплекса мер в крае;
порядок мониторингового и аналитического сопровождения реализации Комплекса мер и сбора данных;
формы и периодичность контроля за ходом реализации Комплекса мер на всех уровнях управления образованием, а также проведение соответствующей общественной экспертизы.
Все нормативные правовые документы и информационно-методические материалы своевременно размещались в открытом доступе в специальном разделе сайта управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи.
В рамках реализации Комплекса мер в 2011 году созданы условия для обучения по новым федеральным образовательным стандартам во всех образовательных учреждениях региона, применяющих ФГОС. Кроме того, продолжена начатая в рамках реализации КПМО и инициативы "Наша новая школа" работа по созданию современной школьной инфраструктуры:
проведен текущий ремонт в 947 общеобразовательных школах (80% от их общего количества), подведена горячая вода в кабинеты начальных классов, для чего приобретены водонагреватели в количестве 1874 штук, обустроено 378 комнат гигиены, 403 душевые в спортивных залах, 1243 туалета;
во всех первых классах обновлена мебель в соответствии с требованиями СанПиН, поставлено необходимое оборудование для реализации ФГОС;
переоснащены 50% (600 учреждений) школьных библиотек-медиатек, обновлена нормативно-правовая база деятельности библиотек, которые становятся центрами информационной инфраструктуры современной школы;
в 37 базовых школах края апробировано дистанционное обучение по трем вариативным моделям (с учетом специфики конкретной школы);
значительно (на 240 тыс. экз.) пополнены фонды библиотек общеобразовательных учреждений учебниками и художественной литературой;
приобретено 78 единиц транспортных средств для перевозки школьников;
в рамках мероприятий по энергосбережению 332 школы оснащены приборами учета тепло- и водоснабжения, проведен энергоаудит в 253 учреждениях, что позволяет снизить потребление образовательными учреждениями края энергии всех видов и реинвестировать сэкономленные таким образом средства в развитие учреждений.
Анализ качественных изменений в системе общего образования края позволил выявить следующие эффекты, полученные в ходе реализации Комплекса мер в 2011 году:
проведенные в рамках нормативного подушевого финансирования мероприятия по реструктуризации образовательной сети, оптимизации штатных расписаний и аутсорсингу позволили снизить неэффективные расходы в отрасли с 24% до 18% и реинвестировать дополнительные средства на оплату педагогам внеурочной деятельности с учетом новых ФГОС;
повышение в рамках совершенствования НСОТ стимулирующей части фондов оплаты труда и норматива финансирования значительно повлияло на отношение учителей к новой системе оплаты труда. Результаты анкетного опроса, проведенного Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, показывают, что большинство опрошенных учителей и руководителей общеобразовательных учреждений (72%) положительно относятся к дифференциации заработной платы в зависимости от результативности труда;
в связи с совершенствованием процедур аттестации и материального стимулирования педагогов в соответствии с новым порядком (приказ управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 10.08.2011 N 2872) возросло число педагогов, системно представляющих свой опыт на краевом и федеральном уровне (с 1% в 2006 году до 12% в 2011 году); доля учителей, эффективно использующих информационно-коммуникационные технологии, увеличилась с 2% в 2006 году до 41% в 2011 году;
благодаря завершению проекта по персонификации региональной системы повышения квалификации возросла заинтересованность педагогов в собственном профессиональном развитии. Об этом свидетельствует увеличение количества заявок на внеочередные курсы повышения квалификации более чем на 60% по отношению к 2010 году;
учет специфики образовательных учреждений при реализации трёх вариативных моделей дистанционного обучения в системе образования Алтайского края (внутришкольной, межшкольной, малокомплектной) позволил повысить востребованность сетевых технологий при организации образовательного процесса (число педагогов-участников сетевых профессиональных сообществ возросло по сравнению с 2010 годом вдвое).
Кроме вышеперечисленных удалось достичь и системных эффектов, закрепление которых станет важнейшей задачей в общем образовании края в 2012 году:
1. Наметились качественные изменения в учительской среде: всё больше педагогов включается в инновационную деятельность, закрепленную в рамках НСОТ как один из важнейших показателей результативности труда.
2. В ходе модернизации общего образования начато смещение акцентов с развития инфраструктуры на получение новых результатов образовательного процесса (прежде всего планируемых в ходе реализации новых образовательных стандартов).
3. Необходимость получения новых результатов стимулирует развитие региональной системы оценки качества образования (РСОКО). При этом в образовательном сообществе активнее стали обсуждаться вопросы управления качеством образования, стандартизации результатов внеурочной деятельности.
4. Процессы модернизации школы актуализировали вопросы деятельности органов государственно-общественного управления, созданных в рамках КПМО в каждом общеобразовательном учреждении, которая в ряде случаев носит, к сожалению, формальный характер.
Раздел III.
Реализация Комплекса мер по модернизации системы общего образования
в Алтайском крае в 2012 году
Определяя в качестве главных составляющих нового качества общего образования уровень профессионального мастерства учительских кадров, а также улучшение условий образовательного процесса и повышение содержательности реализуемых в учреждении образовательных программ, Комплекс мер в 2012 году предусматривает решение следующих задач:
развитие учительского потенциала через обеспечение соответствующего современным требованиям качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей и руководителей школ, привлечение молодых педагогов в общеобразовательные учреждения, совершенствование процедур аттестации, систем стимулирования работников школ и оценки качества их труда;
обеспечение достигнутого в 2011 году стопроцентного соотношения средней заработной платы учителей и средней зарплаты в экономике региона в периоды, определенные в Соглашении с Минобрнауки России;
активизация участия учителей в государственной программе софинансирования накопительной части трудовой пенсии;
совершенствование школьной инфраструктуры с целью создания комфортных и безопасных условий образовательного процесса в соответствии с требованиями СанПиН;
оснащение школ современным оборудованием, обеспечение школьных библиотек учебниками (в том числе электронными) и художественной литературой для реализации ФГОС;
развитие информационной образовательной среды и модернизация базовых школ через становление их как центров дистанционного образования, обеспечивающих повышение доступности качественного образования для малокомплектных школ, особенно сельских;
повышение энергоэффективности при эксплуатации зданий и помещений учреждений общего образования;
синхронизированное развитие региональной, муниципальных и локальных систем оценки качества образования;
создание условий для достижения выпускниками школ высокого уровня развития социальных компетенций и гражданских установок через обновление программ воспитания и дополнительного образования в школах;
повышение информационной открытости образования.
Механизм реализации Комплекса мер предусматривает финансирование включённых в него мероприятий путём направления средств из федерального бюджета в форме субсидии бюджету Алтайского края в соответствии с Правилами предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 436 (в редакции от 29 декабря 2011 г. N 1176), а также путем софинансирования из бюджета Алтайского края расходных обязательств региона, возникающих при реализации Комплекса мер.
Комплекс мер не содержит мероприятий, осуществляемых за счет средств федерального бюджета в рамках других механизмов государственной поддержки региональных систем общего образования, а также мероприятий, в отношении которых достигнуты цели их реализации.
Комплекс мер предусматривает в том числе предоставление из бюджета Алтайского края субсидий местным бюджетам на выполнение включенных в него мероприятий по модернизации общего образования и достижение показателей, установленных соглашениями между управлением Алтайского края по образованию и делам молодёжи и администрациями муниципальных образований края.
Комплекс мер включает следующие мероприятия:
повышение заработной платы учителей;
приобретение оборудования (учебно-лабораторное, учебно-производственное, компьютерное оборудование и оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся);
приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся;
пополнение фондов школьных библиотек;
развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования);
повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей;
модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения (увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика, обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов);
осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования.
Реализация вышеуказанных мероприятий, а также выбор направлений и объемов расходования средств Комплекса мер позволят достичь следующих результатов:
завершится подготовка по вопросам внедрения ФГОС всех учителей начальных классов, 100% руководящих работников общеобразовательных учреждений и более 60% учителей основной школы. При этом планируется привлечение к проведению курсов повышения квалификации известных ученых и преподавателей ведущих вузов России. В рамках организации "образовательной миграции" будет широко использована возможность изучения опыта других регионов в области инновационных образовательных и современных управленческих технологий;
будут созданы условия для реализации ФГОС начального общего образования и подготовки школ к внедрению стандарта основного общего образования: средства, выделяемые на данное направление, позволят дооснастить 100% общеобразовательных школ ученической мебелью, соответствующей требованиям СанПиН, компьютерами, проекторами, оргтехникой, интерактивными досками, учебниками и художественной литературой, учебно-лабораторным, спортивным и учебно-производственным оборудованием, наборами электронных образовательных ресурсов, в том числе виртуальных лабораторий, что особо значимо для повышения качества практических работ в сельских малокомплектных школах. Будет реализован инновационный проект по отработке эффективных моделей использования современного оборудования для получения новых образовательных результатов, а также комплекс мероприятий по обеспечению информационной безопасности при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся;
в 2012 году планируется оснащение ещё 80 включаемых в пилотный проект по дистанционному образованию школ программно-аппаратными комплексами на основе "тонких клиентов", что позволит иметь 400 автоматизированных рабочих мест, оснащенных цифровыми образовательными ресурсами;
увеличится скорость доступа к Интернету за счет запуска нового серверного оборудования и организации региональной системы контентной фильтрации;
направление значительной доли средств на выполнение мероприятий по энергосбережению (в том числе замена оконных блоков и устройство кровель) позволит существенно продвинуться в решении задач снижения потребления энергоресурсов и реинвестировать в условиях повышения самостоятельности школ высвобождающиеся средства в развитие учреждений образования;
приобретение почти 100 транспортных единиц для перевозки детей позволит заменить школьные автобусы, отслужившие плановые сроки эксплуатации, то есть повысить безопасность перевозок и активизировать процессы реструктуризации образовательной сети.
С учетом значительного объема средств федеральной субсидии реализация большей их части будет осуществляться на муниципальном уровне, а по отдельным направлениям - централизованно на региональном уровне.
Кроме вышеуказанных мероприятий за счёт средств краевого бюджета Администрацией Алтайского края в целях развития учительского потенциала будет обеспечено:
стимулирование притока молодых кадров в систему общего образования через предоставление денежной поддержки из бюджета Алтайского края выпускникам высших учебных заведений, впервые приступившим к работе в малокомплектных сельских школах, и создание более благоприятных условий для решения жилищных проблем;
выделение средств из краевого бюджета на оздоровление педагогов;
проведение для учителей организационных и информационно-разъяснительных мероприятий, касающихся содержания пенсионной реформы.
Оценка эффективности использования и соблюдения условий предоставления субсидии осуществляется исходя из достижения следующих показателей, закрепленных Соглашением между Администрацией Алтайского края и Министерством образования и науки Российской Федерации:
а) соотношение среднемесячной заработной платы учителей в Алтайском крае за IV квартал текущего года и среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике в прошлом году, по данным Федеральной службы государственной статистики (не менее 100% при положительной динамике);
б) доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников составит 55% учащихся начальных классов;
в) доля учителей, получивших в установленном порядке первую либо высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей составит 26,8%;
г) доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей - 92%;
д) доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение, в общем количестве общеобразовательных учреждений - 10%;
е) динамика снижения потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов - положительная.
Оценка достижения показателей осуществляется через систему электронного мониторинга модернизации образования в соответствии с формой и порядком, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации.
Информационное сопровождение мероприятий комплекса мер предусматривает освещение хода его реализации в СМИ, популярных социальных сетях (Facebook.com, twitter.com и др.), использование интернет-видеоресурса Youtube, проведение брифингов и пресс-конференций, круглых столов, общественных слушаний в образовательных округах края, модерирование интерактивных сервисов в целях выявления отношения общественности и профессионального педагогического сообщества к процессам модернизации образования. Особое внимание будет уделено информационному сопровождению реализации проекта непосредственно в самой школе.
Результатом реализации Комплекса мер должно стать повышение качества предоставления общего образования в Алтайском крае, которое будет достигнуто путём создания современных условий образовательного процесса и роста эффективности учительского труда. Ключевым индикатором будет являться удовлетворенность качеством образования жителей края, педагогических работников, родителей, учащихся, определяемая по результатам социологических опросов.
Прогнозируемые риски в реализации Комплекса мер:
дисбаланс спроса и предложения на рынке оборудования для общеобразовательных учреждений при строгом соблюдении требований к его качеству;
отсутствие достаточных навыков у части учителей школ в использовании нового оборудования в образовательном процессе;
низкая пропускная способность Интернета в ряде школ и ограниченные технические возможности её увеличения в отдаленных районах и населенных пунктах (как сдерживающий фактор развития дистанционных образовательных технологий);
незавершенность разработки нормативных и экономических механизмов, регламентирующих образовательную миграцию педагогов;
тенденция углубления дифференциации школ по качеству образования (проблема малокомплектных школ);
недостаточная обеспеченность инструментарием оценки качества образования в части измерения учебных и внеучебных достижений.
Контроль за реализацией Комплекса мер в соответствии с заключенными соглашениями закреплен: на региональном уровне - за управлением Алтайского края по образованию и делам молодёжи, на муниципальном - за органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.
Раздел IV.
Мероприятия, направленные на привлечение молодых учителей к работе
в общеобразовательных учреждениях
В рамках модернизации общего образования в Алтайском крае утвержден Комплексный план мероприятий по привлечению молодых специалистов в систему образования Алтайского края и закреплению в ней (утверждён коллегией управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи, решение от 24.12.2010 N 3). Создана система профессиональной ориентации, предусматривающая особое сопровождение учащихся из семей педагогических династий (более 160 человек), имеется уникальный опыт привлечения сельских школьников к профессиональной деятельности в рамках профильного обучения в педагогическом лицее, что обеспечивает повышение качества подготовки абитуриентов педагогических учебных заведений. Совершенствуется система целевого набора в вузы.
В учебные планы учреждений среднего и высшего педагогического образования введены дополнительные квалификации и специализации. Это значительно расширяет возможности трудоустройства выпускников и является дополнительной мерой социальной поддержки молодых специалистов. В образовательных учреждениях профессионального педагогического образования края созданы центры по содействию трудоустройству выпускников.
В 2011 году появилась ассоциация молодых педагогов, сетевое сообщество "Молодые педагоги Алтайского края".
Разработана система материального стимулирования молодых учителей, пришедших на работу в малокомплектные школы края по результатам конкурсного отбора. В соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 14.12.2010 N 550 ежегодно, начиная с 2011 года, выплачивается единовременное пособие в размере 100 тысяч рублей 40 выпускникам вузов, успешно прошедшим конкурс на занятие должностей, входящих в краевой банк вакансий. При этом предлагаемый для участников банк вакансий также формируется на основе конкурсного подхода, учитывающего следующие требования:
вакансия имеется в муниципальной малокомплектной школе, расположенной в сельской местности, рабочем поселке Алтайского края;
предлагаемая педагогическая нагрузка - не менее ставки;
предоставление жилья (отдельная квартира, дом, комната в общежитии, комната в коммунальной квартире, съемное жилье за счет муниципального бюджета или предоставление субсидии на приобретение жилья).
Материальному стимулированию труда молодых специалистов способствует ежегодно проводимый в рамках конкурса лучших педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений конкурс на получение денежного поощрения Администрации Алтайского края в номинации "Молодые специалисты". В 2011 году 6 молодых учителей получили денежное поощрение в размере 30 тысяч рублей.
В целях обеспечения финансовой поддержки в период становления молодого педагога в рамках новой системы оплаты труда осуществляется повышение оклада до 30% от ставки в первые три года его работы. В соответствии с решением Совета Администрации Алтайского края от 11 мая 2011 года унифицированы меры поддержки молодых специалистов и на муниципальном уровне: установлен единый минимальный размер подъемных выплат (не менее 10 тыс. рублей).
Кроме того, в развитие успешно реализуемых в регионе программ по обеспечению жильем молодых семей разрабатывается проект краевой программы ипотечного кредитования молодых учителей с пониженным уровнем процентной ставки (в настоящий момент 798 учителей в возрасте до 35 лет - потенциальные участники указанной программы).
Еще одним механизмом закрепления кадров является совершенствование института наставничества в системе школьного образования. Организуется стажировка молодых специалистов, действует "Школа молодого учителя". Разработаны методические рекомендации по организации межшкольного и внутришкольного шефства-наставничества.
Вышеперечисленные мероприятия позволяют обеспечивать естественную ротацию кадров (в 2011 г. на заслуженный отдых ушли более 500 учителей) и снизить актуальность для краевой системы образования мероприятий по стимулированию выхода на пенсию учителей, достигших пенсионного возраста. В итоге доля учителей-пенсионеров в крае составляет 12% (по Российской Федерации - 18%), доля молодых учителей в возрасте до 30 лет - 10,6%.
Раздел V.
Планируемые достижения в развитии системы общего образования
в Алтайском крае на период до 2020 года
Реализуемые в долгосрочной перспективе мероприятия по комплексной модернизации общего образования в Алтайском крае позволят к 2020 году достичь следующих качественных изменений региональной системы образования:
1. Значительно повысится профессиональный уровень кадрового ресурса системы образования благодаря применению практики "эффективного контракта" с педагогическими работниками и руководителями на основе внедрения стандартов профессиональной деятельности и базирующейся на них системы аттестации и персонифицированного повышения квалификации, а также обеспечения уровня заработной платы учителей не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики края, при стимулирующей части в фонде оплаты труда не ниже 30%.
2. Будут обеспечены современные условия образовательного процесса, включающие развитую инфраструктуру школ с полным оснащением оборудованием в соответствии с требованиями ФГОС, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья школьников, получение качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
3. Обновленная система управления образовательными учреждениями на основе современных финансово-экономических механизмов (нормативное подушевое финансирование, новая система оплаты труда, реализация государственных и муниципальных заданий), развитие системы оценки качества образования и управления им и система непрерывного профессионального развития управленческих кадров позволят существенно повысить самостоятельность школ и ответственность руководителей за качество результатов образовательной деятельности.
4. Расширенные полномочия органов государственно-общественного управления, обязательная публичная отчетность и повышение информационной открытости образовательного процесса будут обеспечивать максимальную прозрачность деятельности учебных учреждений.
5. В качестве ключевых результатов образовательного процесса выступят успешность и позитивная социализация выпускников школ как итог реализации современных образовательных стандартов, выбора индивидуальной образовательной траектории из многообразия общеобразовательных программ и форм их освоения для развития разных типов одаренности и склонностей обучающихся.
С учетом реализации Комплекса мер по модернизации общего образования и завершения институциональных преобразований в данной сфере планируется достижение следующих целевых результатов внедрения новой модели общего образования:
в кадровом обеспечении: доля педагогов с высшим образованием возрастет с 79,7% до 90%, аттестованных на высшую и первую квалификационные категории - с 81% до 90%, доля молодых учителей возрастет с 9% до 15%, снизится доля педагогов пенсионного возраста с 12,8 до 10%; все педагоги будут включены в систему непрерывного профессионального развития, более 30% педагогов примут участие в краевой программе оздоровления. 100% педагогических и управленческих кадров будут проходить повышение квалификации на основе персонифицированной модели, имеющей модульно-накопительный характер и построенной на использовании механизма зачетных единиц для обеспечения непрерывного профессионального развития педагога;
в условиях образовательного процесса: доля школьников, обучающихся в учреждениях, отвечающих всем современным требованиям, составит не менее 90%. При этом с учётом прогнозируемого роста числа школьников к 2020 году на 20 тысяч человек (10%) будут продолжены масштабные программные мероприятия по строительству и реконструкции школ;
в структуре образовательной сети: на основе школьных округов и базовых школ получат развитие крупные образовательные центры (более 100), вокруг которых сложится система сетевого взаимодействия учреждений разных типов и видов (образовательные кластеры);
в школьной инфраструктуре: принципиально изменится характер средств обучения. Современная технологическая среда системы образования ("цифровая школа"), в том числе на основе подключения школ к широкополосному Интернету с использованием технологии WI-FI, позволит наряду с печатными пособиями активно использовать электронные образовательные ресурсы, виртуальный фонд сетевых изданий. При этом более 50% школьных библиотек будут преобразованы в библиотечно-информационные центры. Не менее половины общеобразовательных учреждений будут использовать сетевые информационно-коммуникационные технологии в реализации дистанционных форм обучения;
в результатах образовательной деятельности: в 2014 году по новым федеральным государственным образовательным стандартам будут обучаться все учащиеся 1-4 классов, а также часть учащихся 5 классов. В 2019 году все школы края будут реализовывать ФГОС начального и основного общего образования. Кроме того, по мере готовности некоторые школы начнут обучение в соответствии со стандартом для старшей школы. Все школы региона будут предоставлять услуги в электронном виде в рамках единой информационной сети "АИС. Сетевой край", в том числе отражать результаты внеурочной деятельности в электронных портфолио, которые станут еще одним инструментом оценки качества подготовки выпускников.
Приложение 1
к Комплексу мер по модернизации
общего образования в Алтайском крае в 2012 году
Объемы финансирования
мероприятий Комплекса мер по модернизации в 2012 году
общего образования Алтайского края
N п/п |
Мероприятия |
Объемы финансирования, тыс. руб. |
|||||
всего |
в том числе |
||||||
федеральный бюджет (субсидия) |
бюджет Алтайского края |
||||||
всего |
региональный бюджет |
местные бюджеты |
внебюджетные источники |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Приобретение оборудования, в том числе: |
555730,0 |
555730,0 |
|
|
|
|
1.1 |
учебно-лабораторное оборудование |
261600,0 |
261600,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.2 |
учебно-производственное оборудование |
10000,0 |
10000,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.3 |
спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.4 |
спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений |
70000,0 |
70000,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.5 |
компьютерное оборудование |
193800,0 |
193800,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.6 |
оборудование для медицинского обслуживания обучающихся |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.7 |
оборудование для школьных столовых |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.8 |
оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся |
20330,0 |
20330,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся |
96600,0 |
96600,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Пополнение фондов школьных библиотек |
177378,0 |
128000,0 |
49378,0 |
49378,0 |
0 |
0 |
4 |
Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования) |
244552,0 |
244552,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей |
40000,0 |
40000,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения, в том числе: |
10500,0 |
10500,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6.1 |
увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика |
3600,0 |
3600,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6.2 |
обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов |
6900,0 |
6900,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 |
Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования |
502448,0 |
502448,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8 |
Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений |
134768,3 |
0 |
134768,3 |
115942,0 |
18826,3 |
0 |
9 |
Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений |
5592,0 |
0 |
5592,0 |
4660,0 |
932,0 |
0 |
Итого |
1767568,3 |
1577830,0 |
189738,3 |
169980,0 |
19758,3 |
0 |
Приложение 2
к Комплексу мер по модернизации
общего образования в Алтайском крае в 2012 году
Значения показателей (подпоказателей)1 результативности
предоставления федеральной субсидии бюджету Алтайского края
на модернизацию в 2012 году региональной системы общего образования
N п/п |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии |
|||
|
|
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Среднемесячная заработная плата учителей в Алтайском крае | |||||
1.1 |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в Алтайском крае за IV квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике Алтайского края в прошлом году |
117,94 |
118,0 |
118,1 |
100,0 |
1.1.1 |
Размер среднемесячной заработной платы учителей в Алтайском крае, рублей |
14514,3 |
14522 |
14535 |
15385 |
1.1.2 |
Размер среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике Алтайского края, рублей |
12307 |
12307 |
12307 |
15385 |
2. Школьники, обучающиеся по федеральным государственным образовательным стандартам | |||||
2.1 |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования, в общей численности обучающихся в начальной школе, процентов |
30% |
30% |
55% |
55% |
2.1.1 |
Численность школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования, человек |
28742 |
28742 |
54700 |
54700 |
2.2 |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования, в общей численности обучающихся в основной школе, процентов |
0 |
0 |
0 |
0 |
2.2.1 |
Численность школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования, человек |
0 |
0 |
0 |
0 |
2.3 |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам среднего (полного) общего образования, в общей численности обучающихся в средней школе, процентов |
0 |
0 |
0 |
0 |
2.3.1 |
Численность школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам среднего (полного) общего образования, человек |
0 |
0 |
0 |
0 |
* Нарастающим итогом | |||||
3. Учителя, получившие в установленном порядке первую либо высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности* | |||||
3.1 |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую либо высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей, процентов |
17,6% |
18,5% |
18,9% |
26,8% |
3.1.1 |
Численность учителей, получивших в установленном порядке первую или высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, человек |
3682 |
3885 |
3984 |
5622 |
* Нарастающим итогом | |||||
4. Руководители и учителя общеобразовательных учреждений, прошедшие повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений* | |||||
4.1 |
Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, процентов |
69,6 |
75,9 |
80,1 |
92 |
4.1.1 |
Численность руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, человек |
16494 |
17994 |
18988 |
21788 |
* Нарастающим итогом | |||||
5. Общеобразовательные учреждения, осуществляющие дистанционное обучение* | |||||
5.1 |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение, в общем количестве общеобразовательных учреждений, процентов |
3 |
3 |
10 |
10 |
5.1.1 |
Количество общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение, шт. |
37 |
37 |
117 |
117 |
* Нарастающим итогом | |||||
6. Снижение потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов | |||||
6.1 |
Динамика снижения потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов, положительная/отрицательная |
положительная |
положительная |
положительная |
положительная |
Приложение 3
к Комплексу мер по модернизации общего
образования в Алтайском крае в 2012 году
План-график
повышения фонда оплаты труда учителей общеобразовательных
учреждений Алтайского края в 2012 году
Наименование показателя |
I квартал 2012 г. |
II квартал 2012 г. |
III квартал 2012 г. |
IV квартал 2012 г. |
Размер фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений Алтайского края, руб. |
1257433800 |
1257433800 |
1257433800 |
1332879800 |
Процент увеличения фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений Алтайского края по отношению к его значению в предыдущем квартале,% |
0 |
0 |
0 |
6,0 |
Приложение 4
к Комплексу мер по модернизации общего
образования в Алтайском крае в 2012 году
План-график
реализации мероприятий по модернизации региональной системы
общего образования в 2012 году по кварталам
Наименование мероприятия |
Срок реализации мероприятия |
Наименование органа исполнительной власти Алтайского края, ответственного за реализацию мероприятия |
|||
I квартал 2012 г. |
II квартал 2012 г. |
III квартал 2012 г. |
IV квартал 2012 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Актуализация нормативной правовой, распорядительной и методической базы проекта |
+ |
|
+ |
|
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
Подготовка и заключение соглашения с Минобрнауки России |
+ |
|
|
|
Администрация Алтайского края, управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
Согласование Комплекса мер по модернизации общего образования Алтайского края в 2012 году с Минобрнауки России |
+ |
|
|
|
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
Разработка и согласование с управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи муниципальных комплексов мер по модернизации общего образования |
+ |
|
|
|
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
Разработка и направление в муниципальные образования рекомендаций по закупкам оборудования и расходованию средств субсидии на реализацию Комплекса мер |
+ |
|
|
|
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
Согласование муниципальных планов-графиков по исполнению обязательств в рамках заключаемых соглашений по реализации Комплекса мер |
+ |
|
|
|
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
Подготовка и заключение соглашений с муниципальными образованиями края |
+ |
|
|
|
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
Перечисление субсидий в муниципальные образования края |
+ |
|
+ |
|
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
Мониторинг эффективности расходования средств субсидии |
|
+ |
+ |
+ |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
Общественные слушания о готовности к исполнению принятых муниципалитетами обязательств |
+ |
|
|
|
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
Семинары-совещания с участием руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по реализации Комплекса мер |
+ |
+ |
+ |
+ |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
Электронный мониторинг реализации Комплекса мер |
+ |
+ |
+ |
+ |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
Организация работы межведомственного совета по модернизации общего образования |
+ |
+ |
|
+ |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
Участие в работе федеральных селекторных совещаний по реализации проекта |
+ |
+ |
+ |
+ |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
Проведение аналитических совещаний по реализации проекта модернизации региональной системы общего образования с участием федеральных экспертов |
|
|
+ |
|
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
Осуществление мероприятий по повышению заработной платы учителей |
|
|
|
+ |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике |
Мониторинг заработной платы учителей |
+ |
+ |
+ |
+ |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
Мониторинг достижения основных показателей Комплекса мер по модернизации общего образования |
+ |
+ |
+ |
+ |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
Анализ реализации муниципальными образованиями мероприятий по модернизации общего образования в ходе ежегодного отчёта |
|
|
|
+ |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
Проведение семинаров с привлечением профсоюзов, общественности и СМИ, посвященных модернизации общего образования, в образовательных округах края |
+ |
+ |
+ |
+ |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
Анализ хода реализации Комплекса мер по модернизации общего образования |
+ |
+ |
+ |
+ |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
Выявление эффекта от реализации Комплекса мер и его влияния на достижение результатов инициативы "Наша новая школа", в особенности на подготовку к введению новых ФГОС |
|
|
+ |
+ |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
Подготовка отчёта в Минобрнауки России о ходе исполнения Комплекса мер, его публичное обсуждение |
|
|
|
+ |
Администрация Алтайского края, управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
Организация повышения квалификации и переподготовки учителей и руководителей общеобразовательных учреждений |
+ |
+ |
+ |
+ |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
Организация семинаров по направлениям модернизации общего образования |
+ |
+ |
+ |
+ |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
Контроль за реализацией Комплекса мер на региональном, муниципальном и локальном уровнях |
+ |
+ |
+ |
+ |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай |
Организация информационного, аналитического и PR-сопровождения реализации Комплекса мер |
+ |
+ |
+ |
+ |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, управление Алтайского края по печати и информации |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях модернизации системы общего образования и повышения заработной платы учителей разработан комплекс мер по модернизации общего образования в Алтайском крае в 2012 году, который включает в себя перечень ключевых мероприятий по обеспечению современного качества школьного образования.
Результатом реализации комплекса мер должно стать повышение качества предоставления общего образования в Алтайском крае и решение поставленных задач.
Постановление Администрации Алтайского края от 14 февраля 2012 г. N 66 "Об утверждении комплекса мер по модернизации общего образования в Алтайском крае в 2012 году"
Текст постановления опубликован в газете "Алтайская правда" от 13 марта 2012 г. N 64, Сборнике законодательства Алтайского края, март 2012 г. N 191, ч.1, с.12
Постановлением Правительства Алтайского края от 15 марта 2017 г. N 80 настоящее постановление признано утратившим силу