Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы программы
2.1. Постановка общекраевой проблемы
Красноярский край относится к ведущим лесным регионам Российской Федерации (по итогам 1 полугодия 2019 года занимает второе место по производству пиломатериалов и пеллет, а также заготовке древесины среди субъектов Российской Федерации), что определяет развитие лесного комплекса Красноярского края одним из приоритетных направлений для региона. В настоящее время лесной отраслью осуществляется значительный вклад в социально-экономическое развитие края, что отражается в динамике показателей за 2018 год.
Объем производства готовой продукции на 1 куб. метр заготовленной древесины составил в 2018 году 1 733,0 рублей, что выше данного показателя за 2017 год на 1,7% (1 704,7 рублей).
Увеличение обусловлено ростом объемов производства основных видов продукции деревообработки на территории Красноярского края (пиломатериалов, пеллет, фанеры).
Объем отгруженной продукции лесной отрасли Красноярского края в 2018 году составил 49 643,0 млн рублей (125,5% от уровня прошлого года), в том числе по видам экономической деятельности:
"Лесоводство и лесозаготовки" - 18 087,4 млн рублей или 36,4% в структуре общего объема отгруженной продукции лесной отрасли;
"Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения" - 31 555,6 млн рублей или 63,6% в структуре общего объема отгруженной продукции лесной отрасли.
Численность работников, занятых в лесном комплексе Красноярского края, в 2018 году составила 21,1 тыс. человек, в том числе по видам экономической деятельности:
"Лесоводство и лесозаготовки" - 10,7 тыс. человек или 50,7% от общего количества занятых в отрасли;
"Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения" - 10,4 тыс. человек или 49,3% от общего количества занятых в отрасли.
По итогам 2018 года в разрезе видов экономической деятельности выявлены следующие основные тенденции развития производственных показателей лесного комплекса Красноярского края.
Объем отгруженной продукции в области лесоводства и лесозаготовок увеличился до 18 087,4 млн рублей, или на 37,3% по отношению к 2017 году, что обусловлено повышением цены лесоматериалов необработанных на внутреннем и внешнем рынках и увеличением доходов от экспорта в условиях девальвации рубля.
Объем заготовки древесины в 2018 году составил 28 641,6 тыс.куб.м, что на 23,7% выше уровня 2017 года. Увеличение показателя обусловлено дополнительной передачей лесных участков в аренду с целью заготовки древесины. При этом в 2018 году увеличился объем производства древесины необработанной до 14 271,5 тыс.куб. метров, или на 7,0% по отношению к 2017 году.
В 2018 году финансовый результат деятельности в области лесоводства и лесозаготовок сформировался в размере -1430 млн рублей (-823,5 млн рублей в 2017 году) обусловлен активным вложением инвестиций в основные средства организациями лесного комплекса Красноярского края, а именно приобретением лесозаготовительной техники.
По итогам 2018 года объем инвестиций в лесном хозяйстве увеличился на 13,1% и составил 730,3 млн рублей (в 2017 году - 645,5 млн рублей).
В обработке древесины и производстве изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производства изделий из соломки и материалов для плетения по итогам 2018 года наблюдаются следующие тенденции развития.
Объем отгруженной продукции по отношению к 2017 году увеличился (на 20%) до 31 555,6 млн рублей.
Объемы производства основных видов продукции деревообрабатывающего производства в 2017-2018 гг. представлены в таблице:
Наименование готовой продукции |
Ед. изм. |
2017 год |
2018 год |
Темп роста за 2018 год к 2017 году, % |
Пиломатериалы |
тыс.куб.м |
3298,5 |
4262,5 |
129,2 |
ДВП |
млн кв.м |
33,4 |
34,75 |
104,0 |
Пеллеты |
тыс. тонн |
160,6 |
164,8 |
102,7 |
Клееные изделия |
тыс.куб.м |
5,7 |
6,7 |
117,0 |
В 2018 году произошло увеличение производства пиломатериалов на 29,2% за счет роста объемов производства АО "Краслесинвест", ООО "Ксилотек-Сибирь", реализующих приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов, и ООО "Приангарский ЛПК", АО "Лесосибирский ЛДК N 1".
Основными производителями ДВП являются ОАО "Лесосибирский ЛДК N 1" и ЗАО "Новоенисейский ЛХК". Объем производства данного вида продукции увеличился на 4,0% по сравнению с 2017 годом.
Увеличение объемов производства пеллет на 2,7% по сравнению с 2017 годом обусловлено с запуском производства данного вида продукции на ООО "Ксилотек-Сибирь" и увеличением объема производства данного вида продукции на ООО "ЛесСервис".
Увеличение объемов производства клееных изделий в рассматриваемый период на 17% обусловлено увеличением объемов производства на АО "КЛМ Ко" и ООО "КЛМ-ЭКО".
Деятельность организаций в обработке древесины и производстве изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производства изделий из соломки и материалов для плетения за 2018 год формирует отрицательный финансовый результат в размере -3 149,3 млн рублей (в 2017 году - -1 432,3 млн рублей) по причине активного вложения инвестиций в основные средства организациями лесного комплекса Красноярского края, а именно на строительство (реконструкцию) производственных площадок, как у планируемых, так и у действующих приоритетных проектов в области освоения лесов.
В качестве основных проблем, сдерживающих развитие лесного комплекса Красноярского края, можно выделить:
отставание в реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
отсутствие актуальных материалов лесоустройства;
наличие нереализованного потенциала по переработке древесины;
низкий объем переработки древесных отходов производства и малоценной древесины;
высокий уровень задолженности организаций лесного комплекса Красноярского края по оплате за аренду лесных участков.
В настоящее время на территории Красноярского края осуществляют деятельность основные организации лесного комплекса:
1) по виду экономической деятельности "Лесоводство и лесозаготовки":
АО "Лесосибирский ЛДК N 1";
ЗАО "Новоенисейский ЛХК";
ООО "Приангарский ЛПК";
ООО "Енисейлесозавод";
АО "Карабулалес";
ООО "Рассвет-Лес";
АО "Краслесинвест";
ООО "ЛесСервис";
ООО "Ксилотек-Сибирь";
ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Всего по данному виду экономической деятельности осуществляют работу 910 организаций;
2) по виду экономической деятельности "Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения", осуществляющие выпуск пиломатериалов, ДВП, пеллет, клееных изделий:
АО "Лесосибирский ЛДК N 1";
ЗАО "Новоенисейский ЛХК";
ООО "Приангарский ЛПК";
ООО "Сиблес Проект";
ООО "ДОК "Енисей";
АО "КЛМ Ко";
АО "Краслесинвест";
ООО "Енисейлесозавод";
ООО "Рассвет-Лес";
ООО "Ксилотек-Сибирь";
ООО "ЛесСервис";
ООО "ФорТрейд";
ООО "Красноярский Центр Строительства";
ООО "КЛМ-ЭКО";
ООО "Кошурниково";
ООО "Ангара лес";
ООО "Сиблеско МКВ";
ООО "КРАСФАН";
ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Всего по данному виду экономической деятельности осуществляют работу 760 организации.
2.2. Цель и задачи
2.2.1. Лесной комплекс Красноярского края представлен лесозаготовками, лесопереработкой.
2.2.2. Министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее - Министерство) является уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края в области лесных отношений:
осуществляет нормативное правовое регулирование и разработку нормативных правовых актов в области лесных отношений;
оказывает государственные услуги, управляет и распоряжается государственной собственностью в области лесных отношений;
осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) и федеральный государственный пожарный надзор в лесах.
2.2.3. Цель и задачи программы соответствуют основным направлениям деятельности Министерства.
2.2.4. В Красноярском крае ситуация в лесном комплексе характеризуется активизацией инвестиционных процессов.
В этой связи целью программы является создание условий для развития инвестиционной деятельности на территории Красноярского края в целях увеличения объемов производства продукции глубокой переработки древесины, необходимой для удовлетворения спроса на внутреннем и внешнем рынках лесоматериалов.
2.2.5. Для достижения цели программы и планируемых целевых показателей необходимо решить следующие задачи.
2.2.5.1. Формирование инвестиционной платформы в лесопромышленном комплексе Красноярского края путем содействия в реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В рамках решения задачи Министерство в пределах своих полномочий будет осуществлять содействие инвесторам по направлениям в зависимости от степени влияния реализуемых приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на темпы социально-экономического развития лесной отрасли Красноярского края.
2.2.5.1.1. Содействие в реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов федерального значения.
Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2018 N 1989-р, предусматривается формирование лесопромышленных кластеров на базе новых целлюлозных производств. Красноярский край при этом оценивается как регион, где формирование кластера пройдет в первую очередь, что обусловлено инвестиционными планами компаний по реализации инвестиционных проектов по созданию лесохимического производства.
Так, в Богучанском районе Красноярского края планируется реализация приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Краслесинвест. Расширение лесопильного производства, строительство пеллетного завода, строительство целлюлозного комбината - новые элементы развития крупнейшего лесопромышленного комплекса".
Кроме того, группой компаний "Сегежа" выражены намерения по созданию лесохимического производства в Енисейском районе Красноярского края.
На основании распоряжения Губернатора Красноярского края от 29.12.2018 N 730-рг проекты АО "Краслесинвест" и ГК "Сегежа" были включены в перечень инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации в составе комплексного инвестиционного проекта "Енисейская Сибирь" на территории Красноярского края.
Основной продукцией, производимой в результате реализации вышеуказанных проектов, является целлюлоза, дальнейшая переработка которой выступит точкой роста для развития таких направлений, как химическая, пищевая, текстильная, парфюмерная, электротехническая и радиоэлектронная промышленности, медицина, автомобиле- и авиастроение, военно-промышленный комплекс, строительство, сельское хозяйство и других.
2.2.5.1.2. Содействие в реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов Лесосибирского лесопромышленного узла.
В Енисейском районе Красноярского края и г.Лесосибирске расположены организации лесного комплекса: АО "Лесосибирский ЛДК N 1", ЗАО "Новоенисейский ЛХК", ООО "Сиблес Проект", ООО "Ксилотек-Сибирь".
Указанными организациями в 2018 году произведено более 1124,5 тыс. куб.м пиломатериалов, что составляет 31,1% от краевого производства.
На Лесосибирск приходится 100% производства ДВП в Красноярском крае.
Наличие развитой транспортной инфраструктуры выступает благоприятным фактором для активной инвестиционной деятельности на территории Енисейского района Красноярского края и г.Лесосибирска.
Так, АО "Лесосибирский ЛДК N 1" планирует продолжить развитие путем модернизации оборудования и расширения ассортимента выпускаемой продукции. ООО "Ксилотек-Сибирь" высокими темпами наращивает выпуск продукции, а также в 2018 году был произведен запуск новой линии по выпуску пеллет. ООО "Сиблеско МКВ" в 2018 году включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, что позволяет ему обеспечить сырьевую безопасность создаваемого в рамках проекта производства.
Таким образом, в г.Лесосибирске сегодня сосредоточены производственные мощности, обеспечивающие почти третью часть всех показателей лесной отрасли Красноярского края.
Вместе с тем в рамках реализации межрегионального проекта "Енисейская Сибирь" запланировано строительство моста через реку Енисей в районе поселка Высокогорский в Енисейском районе, что позволит обеспечить бесперебойную поставку сырья для организаций Лесосибирского лесопромышленного узла.
2.2.5.1.3. Содействие в реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, направленных на развитие лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры муниципальных образований Красноярского края.
Помимо вышеуказанных приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, на территории Красноярского края осуществляется реализация 8 приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, несущих высокую важность для социально-экономического развития муниципальных образований Красноярского края и создание лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Вместе с тем ключевым фактором успешной реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов выступает соблюдение графика вложения инвестиций, приобретения оборудования и техники.
2.2.5.2. Создание благоприятных условий для переориентации организаций лесного комплекса Красноярского края на внутренний рынок.
В настоящее время большая часть необработанной древесины, производимой субъектами среднего и малого предпринимательства, направляется на экспорт. При этом организации лесного комплекса располагают необходимыми производственными ресурсами для наращивания выпуска импортозамещающей лесопродукции с высокой добавленной стоимостью. В ближайшие три года на территории Красноярского края планируется запустить новые площадки и увеличить объемы по производству мебельного щита, фанеры, клееной продукции, погонажных изделий и специфицированных пиломатериалов (ООО "ФорТрейд", ООО "Кошурниково", ООО "КРАСФАН", ООО "Ангара лес").
В сложившихся условиях задачей Министерства выступает создание благоприятных условий для развития внутреннего рынка круглых лесоматериалов и импортозамещающей продукции их переработки, в том числе за счет рынка деревянного домостроения.
2.2.5.3. Обеспечение вновь создаваемых и действующих организаций лесного комплекса Красноярского края информацией о состоянии лесного фонда на территории Красноярского края.
Интенсификация использования лесов в районах, в которых действуют организации лесного комплекса Красноярского края, освоение новых лесных массивов, в том числе проведение ухода за лесом, существенно сдерживаются из-за недостаточной точности оценки лесоресурсного потенциала, относительно низкого уровня использования современных информационных технологий в лесном хозяйстве. В настоящее время около 70% лесов имеют давность лесоустройства более 10 лет, а на площади более 2 млн га лесов, находившихся ранее во владении сельскохозяйственных организаций, лесоустройство не проводилось. На указанных лесных землях требуется проведение лесоустроительных мероприятий, а также модернизация технологий лесоучетных работ на основе инновационных разработок по актуализации таксационных и картографических баз данных.
Отсутствие достоверной информации о лесном фонде снижает эффективность планирования использования лесов и лесохозяйственных мероприятий.
2.2.5.4. Повышение объема выполненных лесовосстановительных работ силами арендаторов лесных участков в целях достижения баланса между сплошными рубками и лесовосстановлением в пределах арендуемых участков.
Одним из главных факторов долгосрочного развития лесной отрасли Красноярского края выступает обеспечение сырьевой безопасности лесной промышленности. В этой связи помимо увеличения глубины переработки древесины актуальной задачей выступает сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений. Данная задача также отражена в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Министерство в рамках решения задачи осуществляет работу по повышению объема выполненных лесовосстановительных работ силами арендаторов лесных участков в целях достижения баланса между сплошными рубками и лесовосстановлением в пределах арендуемых участков.
2.2.5.5. Снижение уровня задолженности по уплате арендных платежей за пользование лесными участками в консолидированный бюджет Красноярского края.
В настоящее время задолженность по оплате арендных платежей является одной из самых больших среди субъектов Российской Федерации.
Сумма задолженности по состоянию на 01.07.2019 составляет 623 074,7 тыс. рублей. Рост задолженности по отношению к началу года составил 18,9% и превысил показатель на начало года на 99 105,3 тыс. рублей (523 969,4 тыс. рублей по состоянию на 01.01.2019).
Текущая задолженность (задолженность, образовавшаяся в 2019 году) составила 187 189,1 тыс. рублей или 27,3% от общей суммы.
Задолженность прошлых лет (образовавшаяся в 2007-2018 годах) составила 435 885,39 тыс. рублей или 81,6% от общей суммы, из которой задолженность по приоритетным проектам составляет 92 795,7 тыс.руб. или 16,6%.
По этой причине отмечается необходимость принятия мер по обеспечению наполняемости как федерального, так и краевого бюджета.
2.2.6. Выбор мероприятий программы связан с необходимостью управления возможными рисками. Основные возможные риски и угрозы для сохранения тенденций в развитии лесного комплекса Красноярского края:
отставание от графика реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов;
рост железнодорожных тарифов и цен естественных монополий, цен на оборудование, материалы и услуги;
ограниченная доступность кредитных ресурсов и изменение процентных ставок за пользование кредитами.
Учитывая, что лесопромышленная отрасль Красноярского края ориентирована на экспорт производимой продукции, (основными покупателями пиломатериала в 2018 году являлись Китайская Народная Республика - 74%, Арабская Республика Египет - 5,7%, Республика Казахстан - 8,3%), еще одним риском реализации программы является снижение объемов реализации продукции вышеуказанным странам в результате изменения геополитических условий.
В результате реализации программы целевой показатель "объем производства готовой продукции на 1 куб.м заготовленной древесины" с 1 733 рублей в 2018 году увеличится до 2 468 рублей в 2022 году, обязательные налоговые платежи, планируемые к поступлению в консолидированный бюджет Красноярского края, возрастут с 1 511,2 млн рублей до 1 762,4 млн рублей.
2.3. План действий Министерства по достижению планируемых показателей развития отрасли, вида экономической деятельности
2.3.1. Информация об инвестиционных проектах, реализуемых в рамках программы, представлена в приложении N 1 к программе.
План действий Министерства, направленных на обеспечение стабильности поступлений доходов в консолидированный бюджет Красноярского края, представлен в приложении N 2 к программе.
2.3.2. Задачи программы с учетом возможных рисков при реализации программы планируется достичь посредством реализации следующих мероприятий:
предоставление в аренду в пределах земель лесного фонда лесных участков в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
участие в навигационный период в совещаниях Межведомственной рабочей группы по регулированию режимов работы водохранилищ Ангаро-Енисейского каскада и Северных ГЭС, уровня воды озера Байкал в целях выработки предложений, направленных на бесперебойное сырьевое обеспечение производства лесопродукции;
разработка и направление в Министерство транспорта Российской Федерации предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, направленных на снижение ограничений вывозки древесины по предельно допустимой нагрузке на ось;
предоставление права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности Красноярского края, в целях дополнительного обеспечения сырьем организаций лесного комплекса Лесосибирского лесопромышленного узла;
осуществление контроля за соблюдением графика реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов с проведением выездных проверок на объекты лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры;
информирование организаций лесного комплекса Красноярского края о проводимых конференциях, совещаниях и семинаров, в том числе по вопросам сбыта и продвижения продукции деревообработки;
актуализация данных государственного лесного реестра, в том числе с привлечением разрабатываемой геоинформационной системы функционирования лесного хозяйства "ЛесФондГЕО Красноярский край" на основе подсистемы учета использования лесного фонда, включающего в себя функционал баз данных Федерального агентства лесного хозяйства, государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, единой государственной автоматизированной информационной сист
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.