Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 23. Бюджетный и налоговый потенциал
1. Местные бюджеты являются первым уровнем организации публичной власти, обеспечивающим, в конечном счете, устойчивость всей системы.
Органы местного самоуправления формируют, утверждают, исполняют и контролируют исполнение местного бюджета. Между тем органы местного самоуправления не обладают достаточными собственными средствами, которыми они могли бы свободно распоряжаться при осуществлении своих функций. Финансовые средства органов местного самоуправления не соразмерны их обязанностям, установленным Конституцией и законодательством.
2. Доходная и расходная части бюджета города Тынды представлены в таблице 13.
Таблица 13
Основные показатели доходной и расходной частей бюджета города Тынды за период 2013 - 2017 годы млн. рублей
Наименование показателя |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Доходы бюджета, всего, |
1 154,4 |
1 105,7 |
1 006,9 |
1 234,8 |
1 076,5 |
в том числе налоговые и неналоговые доходы |
493,7 |
407,0 |
406,8 |
442,7 |
456,3 |
из них: |
|
|
|
|
|
налоговые доходы |
410,2 |
326,5 |
340,1 |
362,2 |
368,5 |
неналоговые доходы |
83,5 |
80,5 |
66,7 |
80,5 |
87,8 |
доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
0,6 |
2,7 |
0,9 |
0,2 |
0,6 |
безвозмездные поступления |
660,7 |
698,7 |
600,1 |
792,1 |
620,2 |
Расходы бюджета - всего |
1 135,9 |
1 123,9 |
1 024,0 |
1 129,3 |
1 112,1 |
Дефицит (профицит) бюджета |
18,5 |
-18,2 |
-17,1 |
105,5 |
-35,6 |
3. Основная часть (67,6 процентов) налоговых доходов городского бюджета обеспечена поступлениями налога на доходы физических лиц, поступления единого налога на вмененный доход составляют 13,4 процентов, налоги на имущество (имущество физических лиц и земельный налог) - 13 процентов.
В общем объеме поступлений налоговых и неналоговых доходов налоговые доходы составляют 80,8 процентов.
С 2013 по 2017 годы наблюдается тенденция устойчивого снижения собранных налогов. В 2017 году поступление налоговых и неналоговых доходов снизилось к уровню 2013 года на 37,4 млн. рублей. Такое снижение обусловлено рядом причин: снижение норматива зачисления в местный бюджет по налогу на доходы физических лиц, от акцизов по подакцизным товарам (продукции), снижение кадастровой стоимости земельных участков.
На протяжении 2013 - 2017 годов доходную часть бюджета значительно пополняли безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В структуре доходов бюджета безвозмездные поступления занимают наибольший удельный вес. В 2017 году доля безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в общей структуре доходов составила 57,6 процентов.
Учитывая недостаточность доходной части, Администрация города Тынды вынуждена самым активным образом использовать механизм привлечения кредитных ресурсов.
4. Направление расходов местного бюджета определяется содержанием вопросов местного значения, которые находятся в ведении муниципальных образований, в условиях ограниченности финансовых ресурсов.
Основным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов городского бюджета является программно-целевой метод, повышающий ответственность и заинтересованность исполнителей муниципальных программ за достижение наилучших результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсов. Городской бюджет за 2017 год исполнен на основе 18 муниципальных программ. Программы реализованы на общую сумму 1 098,0 млн. рублей, в том числе муниципальные программы за счет средств местного бюджета - 672,9 млн. рублей. К общему объему расходов исполнение по программам составило 98,7 процентов.
В 2017 году основная доля расходов городского бюджета направлена на расходы по заработной плате и начислениям на выплаты по оплате труда, оплату коммунальных услуг и услуг по содержанию помещений.
Бюджет города Тынды остается социально-направленным, бюджетная политика в области расходов направлена в первую очередь на безусловное исполнение социальных обязательств.
5. Показатели по функциональной структуре расходов бюджета города Тынды приведены в таблице 14.
Таблица 14
Функциональная структура расходов бюджета 2013 - 2017 годов, млн. рублей
Наименование раздела |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Общегосударственные вопросы |
110,3 |
133,6 |
124,2 |
128,7 |
127,9 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
7,7 |
7,5 |
7,6 |
8,1 |
8,5 |
Национальная экономика |
64,6 |
50,0 |
65,6 |
49,3 |
60,9 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
147,7 |
85,6 |
74,9 |
176,6 |
117,3 |
Охрана окружающей среды |
0,7 |
1,0 |
0,3 |
0,2 |
0,4 |
Образование |
664,4 |
699,5 |
626,9 |
643,6 |
651,6 |
Культура, кинематография |
86,1 |
82,3 |
56,5 |
53,2 |
67,8 |
Здравоохранение |
2,2 |
1,2 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
Социальная политика |
36,8 |
47,4 |
51,5 |
52,0 |
48,6 |
Физическая культура и спорт |
9,0 |
8,6 |
7,3 |
5,1 |
20,6 |
Средства массовой информации |
2,8 |
4,6 |
4,0 |
7,4 |
5,9 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
3,7 |
2,6 |
4,6 |
4,3 |
1,9 |
Всего: |
1 136,0 |
1 123,9 |
1 024,1 |
1 129,2 |
1 112,1 |
Следует отметить уменьшение расходов с 1 135,9 млн. рублей в 2013 году до 1 112,1 млн. рублей в 2017 году.
Приоритетными направлениями расходования средств городского бюджета на протяжении анализируемого периода оставались "Образование", "Общегосударственные вопросы", "Жилищно-коммунальное хозяйство", "Культура, кинематография", "Социальная политика". Общий удельный вес перечисленных расходов в 2017 году составил 91,1 процента.
6. На протяжении 2013 - 2017 годов соблюдались основные приоритеты расходов городского бюджета:
1) обеспечение исполнения социальных обязательств;
2) работа по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов;
3) повышение финансовой самостоятельности участников бюджетного процесса с одновременным повышением их ответственности, что предполагает более активное включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов;
4) контроль за эффективным использованием бюджетных средств.
При исполнении городского бюджета обеспечены приоритетные и социально-значимые для жизнедеятельности города направления в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Проводились мероприятия, направленные на решение проблемы сбалансированности бюджета города. Проводился анализ по выявлению нерациональных и наиболее социально значимых расходов и корректировки бюджета города.
7. По-прежнему наиболее трудным остается вопрос о необходимом и достаточном финансовом обеспечении деятельности муниципального образования по решению вопросов местного значения.
На сегодняшний день можно выделить следующие проблемы городского бюджета:
1) противоречивая нормативная правовая база;
2) несоответствие объема полномочий органов местного самоуправления имеющимся в их распоряжении материально - финансовым ресурсам;
3) несбалансированность местного бюджета, закредитованность;
4) слабая собственная доходная база.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.