Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к резолюции Совета Министров
Союзного государства
от 19 ноября 2019 г. N 3
Информация
о ходе выполнения Плана мероприятий по формированию единого миграционного пространства на территориях государств - участников Договора о создании Союзного государства на 2017 - 2020 годы
Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Министерством внутренних дел Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Республики Беларусь и Российской Федерации ведется работа по созданию единого миграционного пространства.
Сотрудничество в 2019 году осуществляется в рамках выполнения Плана мероприятий по формированию единого миграционного пространства на территориях государств - участников Договора о создании Союзного государства на 2017 - 2020 годы, утвержденного постановлением Совета Министров Союзного государства от 16 июня 2017 г. N 21 (далее - План).
План предусматривает подготовку международных договоров в сфере миграции, гармонизацию законодательства по вопросам миграционной политики, мониторинг заключенных договоров и соглашений, разработку проектов Концепции миграционной политики Союзного государства и плана ее реализации на период до 2025 года, а также организационно-практические мероприятия: проведение совместных оперативно-профилактических мероприятий, организацию рабочих встреч, сближение процедур и регламентов выдачи виз, проработку возможности введения единой визы и т.д. Кроме того, Планом предусмотрено информационное взаимодействие и сотрудничество в сфере кадрового обеспечения.
Ход работы по реализации Плана регулярно рассматривается на заседаниях Межгосударственной межведомственной рабочей группы по выработке рекомендаций по проведению согласованной миграционной политики (далее - ММРГ). Восемнадцатое заседание ММРГ состоялось 15 мая 2019 г. в г. Туле. Проведение девятнадцатого заседания ММРГ запланировано в декабре 2019 г. в Республике Беларусь.
В целях реализации Плана МВД России сформирована межведомственная рабочая группа (далее - Рабочая группа), в которую входят представители МИД России, ФСБ и Пограничной службы ФСБ России.
В ходе заседаний Рабочей группы предметно обсуждаются концептуальные подходы по организации работы в соответствии с Планом, учитывающие компетенции заинтересованных ведомств, сроки реализации и дополнительные обязательства сторон по обеспечению безопасности граждан и гостей предстоящих массовых спортивных мероприятий международного уровня, проводимых на территории Российской Федерации и Республики Беларусь.
По подпункту 1.2 Плана
Обмен информацией о заключенных и планируемых к подписанию Республикой Беларусь и Российской Федерацией международных договоров о взаимных поездках граждан с третьими странами, в том числе в ходе межмидовских консультаций по консульским вопросам.
Обмен информацией осуществляется на системной основе как в рамках белорусско-российских межмидовских консультаций по консульским вопросам, так и в ходе проведения заседаний ММРГ, а также в ходе консультаций руководителей консульских служб в рамках СНГ.
По подпункту 1.3 Плана
Разработка проекта Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об обмене информацией о беженцах и ищущих убежище лицах из третьих государств.
В соответствии с протоколом восемнадцатого заседания ММРГ (г. Тула, 15 мая 2019 г.) принято решение признать нецелесообразной дальнейшую работу по разработке проекта Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об обмене информацией о беженцах и ищущих убежище лицах из третьих государств в связи с тем, что обмен сведениями в отношении указанной категории лиц будет предусмотрен протоколом информационного взаимодействия к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об информационном взаимодействии и обмене информацией в электронном виде по вопросам, относящимся к компетенции органов внутренних дел, от 13 декабря 2018 г.
По подпункту 1.4 Плана
Разработка проекта Концепции миграционной политики Союзного государства и плана ее реализации на период до 2025 года.
В рамках подготовки проекта Концепции миграционной политики Союзного государства подписан приказ МВД Беларуси и МВД России о создании рабочей группы по разработке указанного проекта (от 12 ноября 2018 г. N 760/322). Рабочая группа состоит из представителей министерств и ведомств сторон.
В декабре 2018 г. и январе 2019 г. МВД Беларуси и МВД России утвержден План первоочередных мероприятий по разработке проекта Концепции миграционной политики Союзного государства (далее - проект Концепции) и график проведения заседаний рабочей группы по разработке проекта Концепции на первое полугодие 2019 г.
За отчетный период стороны провели 3 совещания в формате видеоконференции (28 января, 14 февраля и 11 апреля).
В ходе восемнадцатого заседания ММРГ (г. Тула, 15 мая 2019 г.) стороны постатейно рассмотрели и согласовали проект Концепции. Одновременно принято решение приступить к выполнению внутригосударственных процедур, необходимых для утверждения проекта Концепции в установленном порядке.
Письмом МВД России от 7 июня 2019 г. N 1/6043 проект Концепции направлен на согласование в федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации (Минтруд, Минэкономразвития, МИД, Минюст, ФСБ, Минфин и ФАДН России).
16 августа 2019 г. на площадке Постоянного Комитета Союзного государства состоялось совещание в режиме видеоконференции с белорусской стороной, в ходе которого обсуждены результаты рассмотрения проекта Концепции в республиканские органы государственного управления Республики Беларусь и федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации. По итогам совещания согласованы проекты нормативных правовых актов Союзного государства и принято решение о доработке проекта Концепции с учетом поступивших предложений и замечаний.
3 сентября 2019 г. МВД Беларуси направило проект Концепции, а также проекты постановлений Высшего Государственного Совета Союзного государства и Совета Министров Союзного государства с пояснительной запиской к проекту Концепции на согласование в республиканские органы государственного управления Республики Беларусь. Также направлен на рассмотрение разработанный сторонами проект Плана мероприятий по реализации в 2020 - 2025 годах Концепции миграционной политики Союзного государства с пояснительной запиской и проектом постановления Совета Министров Союзного государства.
23 августа 2019 г. МВД России направило проект постановления Совета Министров Союзного государства "О Концепции миграционной политики Союзного государства" на рассмотрение в МИД, Минтруд, Минэкономразвития, Минюст, Минфин, ФСБ и ФАДН России. Указанный проект согласовали МИД, Минтруд, Минэкономразвития, Минюст, ФСБ и ФАДН России. Минфин России представил дополнительные замечания.
2 сентября 2019 г. проект постановления Совета Министров Союзного государства "О Плане мероприятий по реализации в 2020 - 2025 годах Концепции миграционной политики Союзного государства" направлен на рассмотрение в МИД, Минтруд, Минэкономразвития, Минюст, Минфин, ФСБ и ФАДН России. Указанный проект согласовали МИД, Минэкономразвития, ФСБ и ФАДН России. Минюст, Минтруд и Минфин России представили замечания к проекту плана.
19 октября 2019 г. доработанные проекты постановлений Совета Министров Союзного государства "О Концепции миграционной политики Союзного государства" и "О Плане мероприятий по реализации в 2020 - 2025 годах Концепции миграционной политики Союзного государства" направлены на повторное рассмотрение в Минфин России. Ответа до настоящего времени не поступило (в рабочем порядке получена информация об отсутствии замечаний и согласовании проекта).
Одновременно 19 октября 2019 г. доработанный проект постановления Совета Министров Союзного государства "О Плане мероприятий по реализации в 2020 - 2025 годах Концепции миграционной политики Союзного государства" направлен в Минтруд, Минюст, Минобрнауки, Минкомсвязь России, Росфинмониторинг и Росстат. К настоящему времени поступили ответы о согласовании проекта из Минюста, Минтруда России и Росстата.
По подпункту 1.5 Плана
Заключение Исполнительного протокола о порядке реализации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке обмена сведениями о гражданах Республики Беларусь и Российской Федерации, в отношении которых действуют ограничения на выезд, от 3 марта 2015 года.
С целью завершения работы над созданием системы обмена информацией о гражданах государств - участников Договора о создании Союзного государства, ограниченных в выезде с территории указанных государств, 14 марта 2019 г. в адрес МВД России с использованием защищенного канала передачи данных направлены тестовые файлы в электронном виде. Уведомлений о результате тестирования со стороны МВД России до настоящего времени не поступало.
7 июня 2019 г. состоялась видеоконференция представителей МВД Беларуси и МВД России по техническим вопросам обмена информацией о гражданах, право на выезд которых ограничено. Обсуждены требования к реквизитному составу, содержанию и форматно-логическому контролю при осуществлении обмена соответствующей информацией. Белорусской стороной предложено ускорить рассмотрение технического вопроса относительно порядка обмена сведениями о гражданах Российской Федерации и Республики Беларусь, в отношении которых действуют ограничения на выезд, с целью его практического применения.
В настоящее время МВД России реализована возможность формирования сведений для передачи белорусской стороне сведений о несовершеннолетних гражданах Российской Федерации, в отношении которых подано заявление об ограничении на выезд. Данные сведения вносятся в автоматизированную систему аналитической отчетности (далее - АСАО) ГИСМУ территориальными органами МВД России (держателем и поставщиками которых они являются), и подлежат направлению в МВД Беларуси через абонентский пункт ФКУ "ГИАЦ МВД России" сети "Криминалистика СНГ" как головного подразделения от лица МВД России, ответственного за осуществление информационного обмена с белорусской стороной.
По состоянию на 30 октября 2019 г. в информационную систему внесено 2149 записей о несовершеннолетних гражданах Российской Федерации, ограниченных в выезде, подлежащих передаче белорусской стороне.
Вместе с тем полноценное направление информации в МВД Беларуси данных о гражданах, ограниченных в выезде, возможно только в случае поступления соответствующих сведений из федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Поступление таких сведений может быть урегулировано путем заключения протоколов об информационном взаимодействии. В этой связи МВД России проводится комплекс мероприятий по организации внутригосударственного информационного обмена и подписанию необходимых протоколов.
Обмен сведениями с белорусской стороной может быть осуществлен при наличии технической возможности передачи информации, полученной от МВД Беларуси, в ФСБ России, что подразумевает заключение соответствующего протокола информационного обмена между МВД России и ФСБ России.
30 сентября 2019 г. в адрес МВД России поступил подписанный протокол об информационном взаимодействии между органами Федеральной службы безопасности и органами внутренних дел Российской Федерации.
15 октября 2019 г. на совместном межведомственном совещании с Пограничной службой ФСБ России принято решение о проведении, начиная с 15 ноября 2019 г., тестирования обмена данными с белорусской стороной (при условии готовности со стороны МВД Беларуси).
С МВД Беларуси проработан вопрос организации информирования инициатора наложения ограничения на выезд в случае выявления фактов попытки пересечения государственной границы (исх. N 1/6275 от 11.06.2019).
По подпункту 1.6 Плана
Заключение Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о взаимном признании виз и по иным вопросам, связанным с въездом граждан третьих стран на территорию государств - участников Договора о создании Союзного государства.
12 декабря 2018 г. российской стороной завершены все внутригосударственные процедуры, необходимые для подписания Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о взаимном признании виз и по иным вопросам, связанным с въездом иностранных граждан и лиц без гражданства на территории государств - участников Договора о создании Союзного государства (далее - Визовое соглашение) (распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2018 года N 2744-р).
Справочно: в связи с пониманием, что Визовое соглашение по объективным причинам не могло быть подписано и ратифицировано до чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, сторонами было принято решение урегулировать порядок въезда гостей чемпионата Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о некоторых вопросах, связанных с въездом иностранных граждан и лиц без гражданства на международные спортивные мероприятия (далее - Спортивное соглашение).
В целях урегулирования вопросов, связанных с перемещением граждан третьих государств и лиц без гражданства по территории государств - участников Договора о создании Союзного государства в период подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (Российская Федерация) и II Европейских игр (Республика Беларусь), 29 мая 2018 г. в г. Минске подписано и вступило в действие Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о некоторых вопросах, связанных с въездом иностранных граждан и лиц без гражданства на международные спортивные мероприятия.
Во исполнение договоренностей семнадцатого заседания ММРГ (30 ноября 2018 г., г. Брест, Республика Беларусь) в ходе видеоконференций 29 января и 14 февраля 2019 г. белорусская сторона довела основные предложения по организации взаимодействия по обеспечению следования болельщиков и лиц, прошедших аккредитацию на II Европейские игры 2019 года, через территорию Российской Федерации.
В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.А. Акимова Минкомсвязи России совместно с МИД, ФСБ и МВД России поручено организовать информационный обмен с белорусской стороной в рамках посещения II Европейских игр в интересах реализации Спортивного соглашения.
Во исполнение протокола восемнадцатого заседания ММРГ (15 мая 2019 г., г. Тула) 5 июня 2019 г. на площадке Постоянного Комитета Союзного государства состоялось очередное совещание в формате видеоконференции по вопросу координации взаимодействия в рамках проведения II Европейских игр.
С российской стороны в совещании приняли участие представители Минкомсвязи России, МВД России (ГУВМ и ДИТСиЗИ), ФСБ России (Пограничная служба и 1 Служба) и МИД России, с белорусской стороны - МВД, КГБ, ГПК Республики Беларусь, фонда "Дирекция II Европейских игр 2019 года" и билетного оператора ООО "Тикетпро".
Стороны подтвердили, что механизм передачи сведений об аккредитованных лицах и иностранных гостях, следующих на II Европейские игры, отлажен и полностью функционирует (с 13 мая 2019 г. осуществляется передача сведений об аккредитованных лицах, с 23 мая 2019 г. - выгрузка сведений о проданных билетах).
Одновременно в целях организации взаимодействия компетентных органов сторон в рамках проведения II Европейских игр, МВД России в территориальные органы направлены разъяснения о порядке пропуска через Государственную границу Российской Федерации и порядке пребывания на территории страны участников и гостей II Европейских игр.
По подпункту 1.7 Плана
Внесение изменений в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о реадмиссии и Исполнительного протокола о порядке реализации названного Соглашения.
В ходе проведения семнадцатого заседания ММРГ (30 ноября 2018 г. г. Брест) стороны договорились вернуться к обсуждению вопроса о внесении изменений в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о реадмиссии и Исполнительный протокол о порядке реализации названного Соглашения после вступления в силу Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о взаимном признании виз и по иным вопросам, связанным с въездом иностранных граждан и лиц без гражданства на территории государств - участников Договора о создании Союзного государства, и анализа возможных рисков в ходе его практической реализации.
По подпункту 1.8 Плана
Разработка и заключение Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке обмена сведениями о гражданах третьих государств, в отношении которых действуют ограничения на выезд и Исполнительного протокола о порядке его реализации.
Во исполнение протокола семнадцатого заседания ММРГ (30 ноября 2018 г., г. Брест) белорусской стороной подготовлен проект Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о взаимном признании и порядке исполнения решений о временном ограничении права иностранных граждан и лиц без гражданства на выезд и 5 апреля 2019 г. направлен в МВД России для согласования.
В адрес МВД Беларуси 4 октября 2019 г. направлено письмо с предложением активизировать работу над проектом данного Соглашения после утверждения Концепции миграционной политики Союзного государства и Плана мероприятий по ее реализации в 2020 - 2025 годах, так как в законодательстве Российской Федерации отсутствует такое основание временного ограничения права иностранца на выезд из Российской Федерации, как цели реализации международных договоров Российской Федерации. Для заключения подобного рода Соглашения потребуется существенное изменение законодательства Российской Федерации.
Рассмотрение проекта Соглашения запланировано в ходе предстоящего девятнадцатого заседания ММРГ в декабре 2019 г.
По подпункту 1.9 Плана
Прекращение действия Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об использовании миграционной карты единого образца от 5 октября 2004 года.
В 2019 году предусмотрено прекращение действия Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об использовании миграционной карты единого образца от 5 октября 2004 года (далее - межправительственное Соглашение).
В этой связи МВД России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации проводится работа по переводу миграционной карты в электронный вид.
В целях реализации необходимых технических решений осуществляются мероприятия, по результатам которых будут созданы условия для межведомственного информационного обмена в части передачи данных о фактах пересечения Государственной границы Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Сроки проведения апробации механизма передачи данных о миграционной карте в субъектах Российской Федерации, тиражирования электронной миграционной карты определены на 2020 - 2021 годы.
Также предусмотрена кардинальная переработка нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих порядок выдачи и использования миграционной карты, а также ряда международных договоров.
В этой связи отказ от использования бланков миграционной карты на бумажном носителе в настоящее время не представляется возможным.
Кроме того, прекращение действия межправительственного Соглашения повлечет за собой прекращение действия Протокола между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Беларусь о порядке реализации Соглашения между Правительством Республики Беларусь Правительством Российской Федерации и об использовании миграционной карты единого образца от 5 октября 2004 года.
Учитывая изложенное, МВД России полагает преждевременным прекращение действия межправительственного Соглашения.
Соответствующее письмо направлено в МВД Беларуси 26 октября 2019 г.
По подпункту 1.10 Плана
Выравнивание условий поездок граждан государств - участников Договора о создании Союзного государства в третьи страны, заключение международных договоров.
Осуществляется постоянно. В Республике Беларусь в 2018 году вступили в силу соглашения с Чили, Гонконгом, КНР. Проводятся консультации по проектам соответствующих соглашений с Суданом, Колумбией, Бахрейном, Иорданией, Кенией, Мозамбиком, Непалом, Пакистаном, Филиппинами, Эфиопией, Албанией, Гондурасом, Кореей, Македонией, Малайзией, Оманом, Перу, Сейшелами, Сингапуром, Уругваем и др.
По подпункту 2.1 Плана
Проведение совместных оперативно-профилактических мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению каналов незаконной миграции иностранных граждан на приграничных территориях государств - участников Договора о создании Союзного государства.
Территориальными органами МВД России, приграничных с Республикой Беларусь субъектов, на постоянной основе совместно с территориальными органами Пограничной службой ФСБ России и компетентными органами Республики Беларусь организовано проведение оперативно-профилактических мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению каналов незаконной миграции иностранных граждан на приграничных территориях государств - участников Договора о создании Союзного государства.
В рамках проводимых проверочных мероприятий осуществляется проверка иностранных граждан и лиц без гражданства, состоящих на миграционном учете на подведомственных территориях, граждан, имеющих разрешения на временное проживание и виды на жительство, а также лиц, проживающих в населенных пунктах, расположенных вблизи Государственной границы Российской Федерации.
Наряду с мерами правоприменительного характера в период проведения оперативно-профилактических мероприятий осуществляется разъяснительная работа о требованиях миграционного законодательства Российской Федерации с иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также с гражданами Российской Федерации, должностными и юридическим лицами, использующими иностранную рабочую силу и представляющими им помещения для проживания.
Справочно: за январь - сентябрь 2019 г. территориальными органами МВД России, приграничных с Республикой Беларусь субъектов, проведено 8 141 проверочное мероприятие по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства Российской Федерации. Проверено 5 926 объектов жилого сектора и мест компактного проживания иностранных граждан.
В отношении иностранных граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации в сфере миграции принято 1 652 решения о неразрешении въезда, 658 - о сокращении срока временного пребывании, 193 - о депортации.
В 2019 году во исполнение Плана проведения региональной операции ОДКБ по противодействию незаконной миграции "Нелегал - 2019" территориальные органы МВД России, приграничных с Республикой Беларусь субъектов, совместно с органами безопасности и Росфинмониторингом приняли участие в проведении 3-х этапов комплексной оперативно-профилактической операции "Нелегал - 2019" (в периоды с 9 по 15 апреля 2019 г., с 16 по 22 июля 2019 г. и с 30 сентября по 3 октября 2019 г.).
Справочно: в результате проведения 3-х этапов операции "Нелегал - 2019" территориальными органами МВД России, приграничных с Республикой Беларусь субъектов (Брянская, Смоленская и Псковская области), выявлено свыше 1518 нарушений миграционного законодательства, в том числе 1 175 нарушений правил въезда, выезда и пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, 343 нарушения порядка осуществления трудовой деятельности.
Принято решений об административном выдворении за пределы Российской Федерации в отношении 66 иностранных граждан, возбуждено 89 уголовных дел, связанных с организацией незаконной миграции, 21 - связанным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, 10 - с незаконным оборотом оружия, 6 - с незаконным пересечением Государственной границы Российской Федерации. Выявлено 30 лиц, находящихся в розыске.
По подпункту 2.3 Плана
Реализация Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о реадмиссии и Исполнительного протокола о порядке его реализации.
Сведения о реализации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о реадмиссии МВД Беларуси:
2017 год: направлен 101 запрос в отношении 99 граждан, передано - 97. Марокко - 2; Тунис - 2; Вьетнам - 81; Йемен - 1; Сирия - 5; Узбекистан - 1; ЛБГ - 3; Коморские острова - 1; Нигерия - 3.
2018 год: направлен 47 запрос в отношении 47 граждан, передано - 4. Афганистан - 3; Шри-Ланка - 6; Вьетнам - 19; Ирак - 3; Индия - 6; Сьерра-Леоне - 1; ЛБГ - 2; Коморские острова - 1; Тунис - 1; Йемен - 3; Сирия - 1; Синегал - 1.
Сведения на 23 сентября 2019 г.
Направлено 26 запросов в отношении 31 гражданина, передано - 23. Египет - 2; Тунис - 1; Индия - 2; Шри - Ланка - 8; Гана - 1; Ирак - 1; Грузия - 1; ЛБГ - 2; Камерун - 2; Сьерра-Леоне - 2; Того - 1; Афганистан - 5; Вьетнам - 2; Ангола - 1.
Сведения о реализации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о реадмиссии МВД России:
МВД Росси
<< Назад |
||
Содержание Резолюция Совета Министров Союзного государства Беларуси и России от 19 ноября 2019 г. N 3 "О ходе выполнения Плана мероприятий... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.