Письмо Минфина России от 31 декабря 2019 г. N 02-06-10/104101
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент), рассмотрев письмо (далее - письмо), в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, при этом Минфину России не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов.
Кроме того, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных операций.
Вместе с тем Департамент полагает возможным обратить внимание на отдельные положения законодательства Российской Федерации, в том числе на положения нормативно-правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
В соответствии с пунктом 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162, подпунктов 3, 5 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований.
Учитывая изложенное, бюджетные (денежные) обязательства, принимаемые основным должником - федеральным казенным учреждением, подлежат отражению в бюджетном учете (первичному признанию) указанным учреждением в момент возникновения к нему требования кредитора.
Обращаем внимание, что вопрос о привлечении главного распорядителя средств федерального бюджета к ответственности по долгам подведомственного ему казенного учреждения при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, рассматривается в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума ВС РФ).
В Постановлении Пленума ВС РФ разъяснено, что основанием для привлечения главного распорядителя бюджетных средств к предусмотренной бюджетным законодательством ответственности является наличие неисполненного судебного акта по предъявленному кредитором в суд иску к основному должнику - казенному учреждению (пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).
По смыслу указанных норм кредитор также вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета. В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств.
Таким образом, в случае отсутствия или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник (в рассматриваемом в письме случае: основной должник - федеральное казенное учреждение) в соответствии с пунктом 5 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации направляет органу государственной власти (государственному органу), осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства.
В то же время, на момент поступления исполнительного листа в рамках субсидиарной ответственности органу государственной власти (государственному органу), осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета (далее - ГРБС), в ведении которого находится основной должник - федеральное казенное учреждение, стороной, обладающей точной информацией об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного листа, может являться основной должник - федеральное казенное учреждение. При этом у ГРБС не всегда имеется документальное подтверждение для отражения в бюджетном учете принятого денежного обязательства в рамках субсидиарной ответственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федераций должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
При условии отсутствия на дату поступления исполнительного документа в бюджетном учете ГРБС информации об обязательствах, требующих исполнения согласно исполнительному документу, такие обязательства в течение срока, предусмотренного бюджетным законодательством для выяснения характера образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года, не могут быть однозначно определены для целей бюджетного учета как по их характеру (виду бюджетных ассигнований), так и по величине (например, вследствие их частичного исполнения), и для целей бюджетного учета признаются отложенными обязательствами.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, бюджетный учет данных обязательств до момента выяснения ГРБС, как юридического лица, на которое возложена субсидиарная ответственность, источника образования задолженности и кодов бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года, а также величины обязательства, подлежащего исполнению по поступившему в рамках субсидиарной ответственности исполнительному документу (далее - мероприятия по уточнению характера обязательства), необходимо осуществлять на счете 0 502 99 000 "Отложенные обязательства" с одновременным формированием резерва предстоящих расходов (1 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов").
Дальнейший учет указанных обязательств по результатам проведенных ГРБС мероприятий по уточнению их характера осуществляется с последующей реклассификацией обязательств: отложенного обязательства в принятое обязательство, и далее в принятое денежное обязательство, с отражением в 15-17 разрядах указанных счетов КВР и в 24-26 разрядах - КОСГУ по бюджетной классификации Российской Федерации, соответствующих характеру принятых денежных обязательств, с учетом суммы переданных основным должником - федеральным казенным учреждением ранее принятых им к бюджетному учету (начисленных) обязательств, отраженной в Извещении (ф. 0504805).
По факту получения ГРБС Извещения (ф. 0504805) от федерального казенного учреждения в сумме требования кредитора к основному должнику - федеральному казенному учреждению, подлежащему исполнению ГРБС в рамках субсидиарной ответственности, ГРБС отражает в бюджетном учете на сумму, указанную в Извещении (ф. 0504805), принятие обязательства по дебету соответствующего счета аналитического учета счета 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты" и кредиту соответствующего счета аналитического учета счета 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам" (0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты") с одновременным сторнированием начисленных ранее резервов по счету 1 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов".
В случае отзыва документа (например, в связи с ранее произведенной полной или частичной оплатой исполнительного листа федеральным казенным учреждением) операции по отражению признания отложенного обязательства в бюджетном учете ГРБС сторнируются (соответственно полностью или частично).
Бухгалтерские записи, отражаемые в учете при исполнении обязательства посредством перечисления денежных средств, определены положениями Инструкции N 157н, Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Бюджетные (денежные) обязательства, принимаемые основным должником - федеральным казенным учреждением, отражаются в бюджетном учете (подлежат первичному признанию) указанным учреждением в момент возникновения к нему требования кредитора.
Минфин подготовил разъяснения по вопросу о привлечении главного распорядителя средств федерального бюджета к ответственности по долгам подведомственного ему казенного учреждения при недостаточности лимитов бюджетных обязательств.
Письмо Минфина России от 31 декабря 2019 г. N 02-06-10/104101
Текст письма опубликован не был