Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 26 ноября 2019 г. N 03-07-08/91667
В связи с письмом с предложениями о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в целях его гармонизации с положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 243 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее, соответственно, Таможенный кодекс, Союз) таможенная процедура беспошлинной торговли (далее - БТ) применяется в отношении иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой такие товары находятся и реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли (далее - МБТ) без уплаты в отношении иностранных товаров ввозных таможенных пошлин. налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаром под указанную таможенную процедуру и их использования в соответствии с ней.
Пунктом 2 статьи 243 Таможенного кодекса определен перечень лиц, которым могут быть реализованы товары, помещенные под таможенную процедуру БТ.
Учитывая, что реализация товаров лицом - владельцем МБТ (далее - Продавец), другому лицу - владельцу МБТ (далее - Покупатель), не является реализацией в розницу и указанные лица - Покупатели не содержатся в перечне лиц, определенном в пункте 2 статьи 243 Таможенного кодекса, такая реализация может быть произведена только после завершения действия таможенной процедуры БТ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 246 Таможенного кодекса действие таможенной процедуры БТ в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру БТ, может быть завершено помещением товаров под таможенные процедуры, применимые в отношении иностранных товаров, на условиях, предусмотренных Таможенным кодексом.
При этом согласно части 7 статьи 178 Федерального закона от 3 марта 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в случаях, не указанных в пункте 6 указанной статьи, действие таможенной процедуры БТ в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру БТ, завершается.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "3 августа 2018 г."
Таким образом, для реализации товаров Продавцом Покупателю такие товары должны быть первоначально помещены под таможенную процедуру БТ, что предполагает их обязательное нахождение в МБТ на территории Российской Федерации, завершение таможенной процедуры БТ помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, реализацию и последующее помещение под таможенную процедуру БТ Покупателем.
Следовательно, исходя из норм пункта 1 статьи 147 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) местом реализации товаров в данном случае признается территория Российской Федерации.
При этом Налоговый кодекс не содержит норм, ставящих факт возникновения объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса в зависимость от статуса товаров в таможенных правоотношениях, соответственно, "товары Союза" и "иностранные товары".
Наличие в Налоговом кодексе такого рода норм вело бы к экономически необоснованному отсутствию признания в качестве объекта налогообложения НДС операций по реализации товаров, имеющих в таможенных отношениях статус иностранных, на территории особой экономической зоны, на которой в соответствии с законодательством разрешены операции по реализации иностранных товаров, включая розничную реализацию, а также в иных случаях.
В отношении норм подпункта 3 пункта 1 статьи 151 Налогового кодекса, на которые имеются ссылки в обращении, сообщаем, что указанные нормы касаются ситуации, когда НДС не уплачивается при помещении товаров под таможенную процедуру БТ, то есть при возникновении объекта налогообложения НДС в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса.
В отношении положений письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22 июля 2011 г. N 03-07-08/236 сообщаем, что в указанном письме рассмотрена ситуация, когда реализация товаров производилась иностранной организацией в период их нахождения за пределами территории Российской Федерации.
С учетом того, что в ситуации обращения при реализации товаров Продавцом Покупателю возникает объект налогообложения НДС в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса сообщаем следующее.
Содержащиеся в обращении предложения об изменении статей 146 либо 149 Налогового кодекса не поддерживаются в связи с отсутствием экономических оснований для предлагаемых изменений. Кроме того, реализация подобных предложений со всей очевидностью приведет к аналогичным предложениям со стороны иных категорий лиц, реализующих на законных основаниях на территории Российской Федерации товаров, имеющих в таможенных правоотношениях статус иностранных товаров.
Директор Департамента |
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 26 ноября 2019 г. N 03-07-08/91667
Текст письма опубликован не был