Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 декабря 2019 г. N 56-КГ19-17
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В. и Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 декабря 2019 г. кассационную жалобу Ткаченко Ольги Карловны на решение Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 28 августа 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 24 декабря 2018 г. по делу N 2-2645/2018 Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края
по иску Ткаченко Анатолия Андреевича, Ткаченко Ольги Карловны к Департаменту труда и социального развития Приморского края о признании действий по удержанию денежных средств из ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг незаконными, возложении обязанности возвратить неправомерно удержанные денежные средства.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Ткаченко А.А. и Ткаченко О.К. 27 марта 2018 г. обратились в суд с иском к отделу административного территориального управления Первореченского района Департамента труда и социального развития Приморского края о признании действий по удержанию денежных средств из предоставляемой им ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг незаконными, возложении обязанности возвратить неправомерно удержанные денежные средства.
В обоснование заявленных требований Ткаченко А.А. и Ткаченко О.К. ссылались на то, что они являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: ..., и получателями мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты (далее также - ежемесячная денежная выплата).
Отделом административного территориального управления Первореченского района Департамента труда и социального развития Приморского края (далее также - отдел территориального управления Департамента) 23 января 2017 г. Ткаченко О.К. и Ткаченко А.А. были проинформированы соответственно уведомлениями N 146/1 и N 147/1 о том, что в результате несвоевременного сообщения ими об обстоятельствах, влияющих на изменение размера предоставляемой им ежемесячной денежной выплаты (изменение состава семьи с 29 сентября 2009 г. и со 2 августа 2016 г.) возникла переплата сумм ежемесячной денежной выплаты: Ткаченко А.А. в размере 8137,44 руб., Ткаченко О.К. - 9060,46 руб., в связи с чем приняты решения об удержании с Ткаченко О.К. и Ткаченко А.А. указанных сумм переплаты из ежемесячных текущих выплат в размере 50% до полного погашения.
21 ноября 2017 г. Ткаченко А.А. и Ткаченко О.К. обратились с жалобой в Департамент труда и социального развития Приморского края и просили об отмене решений об удержании переплаты ежемесячной денежной выплаты и о ее перерасчете, в чём им было отказано письмом Департамента труда и социального развития Приморского края от 8 декабря 2017 г.
Ткаченко А.А. и Ткаченко О.К. считают, что решения отдела административного территориального управления Первореченского района Департамента труда и социального развития Приморского края об удержании с них сумм переплаты ежемесячной денежной выплаты являются незаконными, так как о фактах изменения состава их семьи, имевших место 29 сентября 2009 г. и 2 августа 2016 г., они своевременно сообщали в отдел территориального управления Департамента с приложением подтверждающих документов. Кроме того, во всех квитанциях об оплате жилого помещения и коммунальных услуг всегда указывалось количество проживающих в нем лиц (5 человек), а потому отдел территориального управления Департамента имел возможность узнать об изменении состава семьи Ткаченко А.А. и Ткаченко О.К. и в 2009 году, и в 2016 году.
Ввиду данных обстоятельств Ткаченко А.А., Ткаченко О.К. просили суд обязать отдел территориального управления Департамента произвести перерасчёт сумм ежемесячной денежной выплаты за период 2015 - 2017 годов, возвратить им суммы ежемесячной денежной выплаты, недоплаченные им вследствие допущенных ошибок, признать незаконными действия отдела территориального управления Департамента по удержанию денежных сумм, начиная с февраля 2017 года, из сумм начисляемой им ежемесячной денежной выплаты, возвратить незаконно удержанные с февраля 2017 года денежные суммы, запретить отделу территориального управления Департамента производить удержания из начисленных им сумм ежемесячной денежной выплаты.
В судебном заседании суда первой инстанции 26 апреля 2018 г. представителем отдела административного территориального управления Первореченского района Департамента труда и социального развития Приморского края Шакировой Д.Б. заявлено ходатайство о замене ненадлежащего ответчика - отдела административного территориального управления Первореченского района Департамента труда и социального развития Приморского края надлежащим - Департаментом труда и социального развития Приморского края.
Протокольным определением Первореченского районного суда г. Владивостока Приморского края от 26 апреля 2018 г. произведена замена ненадлежащего ответчика - отдела административного территориального управления Первореченского района Департамента труда и социального развития Приморского края на надлежащего ответчика - Департамент труда и социального развития Приморского края.
Представитель ответчика в суде первой инстанции исковые требования не признал.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 28 августа 2018 г. в удовлетворении исковых требований Ткаченко А.А., Ткаченко О.К. о признании действий по удержанию денежных средств из ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг незаконными, возложении обязанности возвратить неправомерно удержанные денежные средства отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 24 декабря 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Ткаченко О.К. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 2 августа 2019 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 8 ноября 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации стороны, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, о причинах неявки не сообщили. На основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Ткаченко О.К., ... года рождения, является инвалидом III группы, ветераном труда, имеет право на льготы, предусмотренные статьёй 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", Ткаченко А.А., ... года рождения, - ветеран труда.
Ткаченко А.А. и Ткаченко О.К. проживают и состоят на регистрационном учёте по месту жительства в квартире, принадлежащей им на праве собственности, расположенной по адресу: ... Ткаченко О.К. с 2006 года, а Ткаченко А.А. с 2007 года получают меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты.
Ткаченко О.К. 25 января 2006 г. и 22 марта 2007 г. обращалась в отдел социальной защиты населения по Первореченскому району г. Владивостока с заявлениями о назначении ей мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как ветерану труда и инвалиду III группы, в которых уведомляла, что с ней в квартире, расположенной по адресу: ..., проживает её муж Ткаченко А.А., дочь Ткаченко Екатерина Анатольевна по данному адресу зарегистрирована, но проживает отдельно. В заявлении Ткаченко О.К. от 14 августа 2008 г. в адрес названного отдела в качестве проживающих по этому адресу указан её супруг Ткаченко А.А.
17 декабря 2007 г. Ткаченко А.А. также обращался в отдел социальной защиты населения по Первореченскому району г. Владивостока с заявлением о назначении ему мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как ветерану труда, в котором указывал, что с ним проживают жена Ткаченко О.К. и дочь Ткаченко Е.А.
В заявлениях о назначении мер социальной поддержки Ткаченко О.К. и Ткаченко А.А. обязались сообщать отделу социальной защиты населения по Первореченскому району г. Владивостока (в настоящее время - отдел административного территориального управления Первореченского района Департамента труда и социального развития Приморского края) о наступлении обстоятельств (среди которых изменение состава семьи), влекущих в том числе изменение размера начисленных им выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг или их прекращение, а также обязались возместить переполученную сумму начисленных им выплат в случае непредставления ими в установленный срок сведений о наступлении обстоятельств, влекущих изменение их размера.
По данным выписок из домовой книги от 16 января 2006 г. и от 31 мая 2007 г., в квартире, расположенной по адресу: ..., на регистрационном учёте состояли Ткаченко О.К., Ткаченко А.А. и их дочь Ткаченко Е.А.
12 января 2017 г. Ткаченко А.А. обратился в отдел территориального управления Департамента труда и социального развития Приморского края с заявлением о перерасчёте предоставляемых ему мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. К заявлению Ткаченко А.А. приложил выписку из домовой книги, выданную муниципальным казённым учреждением "Учётно-регистрационный центр Владивостока" 29 декабря 2016 г., в отношении квартиры, расположенной по адресу: ... Согласно выписке в квартире зарегистрированы и проживают Ткаченко О.К. и Ткаченко А.А., их дочь Ткаченко Е.А. зарегистрирована в этой квартире с 14 сентября 1991 г., её супруг Шкуров Алексей Петрович и сын Шкуров Д.А., ... г. рождения, - с 29 сентября 2009 г., сын Шкуров Р.А., ... года рождения, - со 2 августа 2016 г. Также из выписки следует, что дочь Ткаченко Е.А., зять Шкуров А.П., внуки Шкуров Д.А. и Шкуров Р.А. были сняты с регистрационного учёта по этому адресу 14 декабря 2016 г.
Решениями отдела территориального управления Департамента от 18 января 2017 г., оформленными протоколами переплаты N 1555 и N 1556, постановлено по причине несвоевременного сообщения об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (изменение состава семьи с 29 сентября 2009 г. и с 2 августа 2016 г.), удерживать с Ткаченко О.К. и Ткаченко А.А. излишне выплаченные денежные средства в сумме соответственно 9060,46 руб. и 8137,49 руб. из текущих выплат в размере 50% до полного погашения задолженности.
В материалах дела имеются копии писем отдела территориального управления Департамента от 23 января 2017 г. N 146/1 и N 147/1, в которых Ткаченко О.К. и Ткаченко А.А. сообщается о принятых в отношении их 18 января 2017 г. решениях отдела территориального управления Департамента.
Ткаченко О.К., Ткаченко А.А. узнав о наличии решений отдела территориального управления Департамента от 18 января 2017 г. N 1555 и N 1556, не согласились с ними и 21 ноября 2017 г. обратились с жалобой в Департамент труда и социального развития Приморского края с просьбой об отмене этих решений, перерасчёте и возвращении незаконно удержанных у них денежных средств, в чём им было отказано письмом Департамента труда и социального развития Приморского края от 8 декабря 2017 г.
В соответствии с таблицей начисленных и выплаченных сумм ежемесячной денежной выплаты с учётом удержаний в связи с изменением состава семьи и перерасчётом от 15 августа 2018 г., представленной суду отделом территориального управления Департамента, за период с февраля 2017 года по май 2018 года с Ткаченко О.К. удержано 9608,14 руб., с Ткаченко А.А. - 8358,62 руб.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Ткаченко О.К., Ткаченко А.А. о признании действий ответчика по удержанию денежных средств из ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг незаконными, возложении обязанности возвратить неправомерно удержанные денежные средства, суд первой инстанции сослался на положения части 13 статьи 17, части 6 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статей 4, 8 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края", пункты 1.2, 2.2, 2.10, 3.2 Порядка и условий предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края, утверждённых постановлением Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 г. N 63-пг "О форме, порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края", Административного регламента Департамента труда и социального развития Приморского края по предоставлению государственной услуги "Предоставление денежной выплаты на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края".
Суд первой инстанции исходил из того, что правовые основания для принятия решений об удержании с Ткаченко О.К., Ткаченко А.А. излишне выплаченных им сумм ежемесячной денежной выплаты у Департамента труда и социального развития Приморского края имелись, поскольку Ткаченко О.К. и Ткаченко А.А. не исполнили принятую на себя обязанность сообщать в отдел территориального управления Департамента о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера ежемесячной денежной выплаты (изменение состава семьи), вследствие чего за период с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2016 г. образовалась переплата сумм ежемесячной денежной выплаты Ткаченко О.А. в размере 9060,46 руб. и Ткаченко А.А. - 8137,49 руб.
По мнению суда первой инстанции, удержание Департаментом труда и социального развития Приморского края с Ткаченко О.К. 9608,14 руб., с Ткаченко А.А. - 8358,62 руб. (то есть сумм, превышающих предусмотренные решениями отдела территориального управления Департамента от 18 января 2017 г. размеры переплаты ежемесячной денежной выплаты) не свидетельствует о неправомерности действий Департамента труда и социального развития Приморского края, поскольку согласно пунктам 3.3, 3.6 постановления Губернатора Приморского края от 2 ноября 2015 г. N 72-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 г. N 63-пг "О форме, порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края" ежемесячная денежная выплата на оплату жилищно-коммунальных услуг рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг или с учетом последних полученных сведений, подтверждающих фактический объем потребленных и оплаченных услуг, и предоставляется получателям в месяце, за который необходимо произвести оплату коммунальных услуг, с последующим перерасчётом, с учётом данных о фактическом объёме потреблённых и оплаченных коммунальных услуг, с последующей доплатой или удержанием.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"). При этом в пункте 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" указано, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда".
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах").
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 Федерального закона "О ветеранах").
Частями 1 и 2 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") предусмотрено, что Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильём инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 г. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счёт средств соответствующих бюджетов.
В Приморском крае предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, включая ветеранов труда и инвалидов, осуществляется в соответствии с Законом Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края", постановлением Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 г. N 63-пг "О форме, порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края" в редакции постановления Губернатора Приморского края от 2 ноября 2015 г. N 72-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 г. N 63-пг "О форме, порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края", которыми утверждён Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края, а также Административным регламентом Департамента труда и социального развития Приморского края по предоставлению государственной услуги "Предоставление денежной выплаты на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края", утверждённым приказом Департамента труда и социального развития Приморского края от 23 мая 2013 г. N 393.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 4 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" (в редакции, действовавшей в период спорных отношений) лицам, имеющим звание "Ветеран труда", после установления (назначения) им страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки, среди которых:
- компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов исходя из занимаемой лицом, имеющим звание "Ветеран труда", а также нетрудоспособными членами его семьи, совместно с ним проживающими, находящимися на его полном содержании или получающими от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий в Приморском крае, без учёта льготного размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения для отдельных категорий граждан, установленной законодательством Приморского края;
- компенсация расходов в размере 50 процентов на оплату коммунальных услуг, в том числе при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилого фонда.
Форма, порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 4 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края", устанавливаются Губернатором Приморского края (часть 4 статьи 4 названного закона).
Постановлением Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 г. N 63-пг "О форме, порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края" в редакции постановления Губернатора Приморского края от 2 ноября 2015 г. N 72-пг утверждён Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края (далее также - Порядок).
Исходя из положений Порядка условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края, распространяется на ветеранов труда и инвалидов (подпункты "а" и "р" пункта 1.1); гражданам, указанным в пункте 1.1 Порядка, меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются в форме ежемесячной денежной выплаты (пункт 1.2); назначение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Порядком производится территориальными отделами департамента (пункт 2.1); гражданам, являющимся получателями ежемесячной денежной выплаты на дату вступления в силу Порядка, предоставление ежемесячной денежной выплаты производится на основании сведений, имеющихся о них в территориальных отделах, без подачи заявления на ежемесячную денежную выплату (пункт 2.2); граждане, получающие ежемесячную денежную выплату, обязаны подать в порядке, установленном пунктом 2.5 Порядка, заявление об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты (изменение состава семьи, изменение площади занимаемого жилого помещения, изменение перечня коммунальных услуг, изменение места регистрации по месту жительства (пребывания), изменение основания предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, указанного в пункте 1.1 Порядка), а также об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления ежемесячной денежной выплаты, в течение 10 дней с момента их наступления (пункт 2.10).
Излишне выплаченные получателю суммы ежемесячной денежной выплаты вследствие непредставления или несвоевременного представления сведений, указанных в пункте 2.10 Порядка, а также предъявления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влияющие на размер ежемесячной денежной выплаты, подлежат удержанию из ежемесячных денежных выплат, причитающихся в последующих расчётных периодах, но не более чем за три года. В случае отказа получателя от добровольного возврата излишне выплаченных ему сумм они могут быть взысканы в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством (пункт 2.14 Порядка).
Административным регламентом Департамента труда и социального развития Приморского края по предоставлению государственной услуги "Предоставление денежной выплаты на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края", утверждённым приказом Департамента труда и социального развития Приморского края от 23 мая 2013 г. N 393 (далее также - Административный регламент) определены сроки и последовательность административных процедур и административных действий Департамента труда и социального развития Приморского края и краевого государственного казённого учреждения "Центр социальной поддержки населения Приморского края" при предоставлении государственной услуги "Предоставление денежной выплаты на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края", а также порядок взаимодействия между должностными лицами департамента, сотрудниками территориальных отделов департамента, специалистами государственного казённого учреждения "Центр социальной поддержки населения Приморского края" и специалистами городских округов и муниципальных районов государственного казённого учреждения "Центр социальной поддержки населения Приморского края" с заявителями, иными органами государственной власти и иными организациями при предоставлении государственной услуги.
В пункте 2 Административного регламента указано, что заявителями, имеющими право на получение государственной услуги, являются отдельные категории граждан, проживающие на территории Приморского края, имеющие право на меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг согласно федеральному и краевому законодательству, в числе которых названы ветераны труда и инвалиды.
Пунктом 5 Административного регламента установлено, что при предоставлении государственной услуги департамент и территориальные отделы взаимодействуют в том числе с государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления, организациями в части предоставления документов (сведений) о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства.
Пунктом 10.1 Административного регламента определён перечень документов, содержащих сведения, необходимые для предоставления государственной услуги, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного электронного взаимодействия. Среди этих документов названы: документ, содержащий сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства (пребывания); справки о платежах, платёжные документы (счета-квитанции или другие документы), подтверждающие производимую заявителями плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 22 Административного регламента основанием для начала административной процедуры (перерасчёт денежной выплаты) является в том числе получение территориальным отделом сведений об обстоятельствах, влияющих на изменение размера денежной выплаты. Сведения об обстоятельствах, влияющих на изменение размера денежной выплаты (изменение состава семьи, изменение площади занимаемого жилого помещения, изменение перечня коммунальных услуг, изменение места регистрации по месту жительства (пребывания), временного отсутствия лиц, совместно зарегистрированных с заявителем, изменение основания предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, указанного в пункте 2 Административного регламента, тарифов, регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, нормативов потребления коммунальных услуг), могут быть представлены при личном обращения заявителя (уполномоченного представителя) в территориальный отдел или получены путём межведомственного взаимодействия.
Из приведённых нормативных положений следует, что право определённых категорий граждан, в том числе ветеранов труда и инвалидов, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральным законом. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, то есть возмещение произведённых ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счёт средств соответствующих бюджетов, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральным законом, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае ветеранов труда, по оплате жилого помещения и направлены на поддержание нормального жизненного уровня этих граждан. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края, имеющих, в частности, статус ветерана труда, инвалида, порядок и условия компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг определены указанными выше нормативными правовыми актами Приморского края. В этих нормативных правовых актах названы в том числе основания и порядок удержания излишне выплаченных получателю мер социальной поддержки суммы ежемесячной денежной выплаты, а также установлена обязанность гражданина - получателя мер социальной поддержки - предоставлять территориальному отделу Департамента труда и социального развития Приморского края сведения, в том числе влияющие на размер ежемесячной денежной выплаты. Сведения об обстоятельствах, влияющих на изменение размера денежной выплаты (в частности, об изменении состава семьи), могут быть как представлены при личном обращении по собственной инициативе заявителя (его уполномоченного представителя) в территориальный отдел Департамента труда и социального развития Приморского края, так и получены территориальным отделом Департамента труда и социального развития Приморского края путем межведомственного электронного взаимодействия. При этом на заявителя не возложена обязанность представлять в территориальный отдел Департамента труда и социального развития Приморского края документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства (пребывания), и платёжные документы (счета- квитанции или другие документы), подтверждающие производимую заявителями плату за жилое помещение и коммунальные услуги, поскольку в силу прямого указания Административного регламента (пункт 10.1) эти документы подлежат представлению в рамках межведомственного электронного взаимодействия.
Судом первой инстанции, рассматривавшим дело по требованиям Ткаченко О.К. (ветеран труда и инвалид III группы) и Ткаченко А.А. (ветеран труда), имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты, о проверке законности действий уполномоченного органа по удержанию денежных средств из полагающейся им ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг, не учтены положения приведённых выше норм федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи.
Суд первой инстанции в обоснование вывода о законности действий отдела территориального управления Департамента труда, выразившихся в удержании с Ткаченко О.К., Ткаченко А.А. излишне выплаченных им сумм ежемесячной денежной выплаты, сослался только на неисполнение Ткаченко О.К. и Ткаченко А.А. принятой на себя обязанности сообщать в отдел территориального управления Департамента о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера ежемесячной денежной выплаты, в данном случае на изменение состава семьи истцов, вследствие чего образовалась переплата сумм ежемесячной денежной выплаты.
Между тем судом первой инстанции не учтено, что в пункте 10.1 Административного регламента определён перечень документов, содержащих сведения, необходимые для предоставления государственной услуги по предоставлению мер социальной поддержки, которые подлежат представлению в рамках межведомственного электронного взаимодействия, среди этих документов указаны документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства (пребывания), и справки о платежах, платёжные документы (счета- квитанции или другие документы), подтверждающие производимую заявителями плату за жилое помещение и коммунальные услуги (в платёжных документах указывается состав семьи (количество проживающих лиц) плательщика). Следовательно, у отдела территориального управления Департамента имелась возможность получить информацию о совершении гражданами - получателями мер социальной поддержки действий, приводящих в том числе к изменению состава семьи, в рамках межведомственного электронного взаимодействия, без непосредственного обращения самих граждан в уполномоченный орган, что имеет важное значение для реализации прав на получение мер социальной поддержки ветеранами труда, инвалидами и пожилыми гражданами, к которым относятся Ткаченко О.К. и Ткаченко А.А.
Судами первой и апелляционной инстанций оставлено без внимание и то обстоятельство, что исходя из пункта 2.14 Порядка отдел территориального управления Департамента обязан предложить гражданину, получателю мер социальной поддержки в том числе в виде ежемесячной денежной выплаты, добровольно возместить излишне выплаченные ему суммы ежемесячной денежной выплаты и только в случае отказа гражданина признать факт наличия переплаты ему ежемесячной денежной выплаты и отказа гражданином добровольно возместить излишне выплаченные суммы у отдела территориального управления Департамента возникает право на удержание излишне выплаченной ежемесячной денежной выплаты. Нормы регионального законодательства не позволяют отделу территориального управления Департамента при выявлении факта переплаты ежемесячной денежной выплаты производить в бесспорном порядке её удержание из полагающейся гражданину ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применён по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд (часть 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; норма приводится в редакции, действующей на момент разрешения дела судом).
По данному делу юридически значимым с учётом исковых требований Ткаченко О.К. и Ткаченко А.А., возражений ответчика Департамента труда и социального развития Приморского края относительно иска и подлежащих применению норм материального права являлось установление следующих обстоятельств: выполнялись ли отделом территориального управления Департамента обязанности по осуществлению межведомственного электронного взаимодействия для получения необходимых сведений в целях обеспечения реализации гражданами прав на получение мер социальной поддержки, в частности ежемесячной денежной выплаты ветеранами труда и инвалидами, был ли соблюдён отделом территориального управления Департамента порядок осуществления удержания с истцов излишне выплаченной ежемесячной денежной выплаты, а именно: уведомлялись ли надлежащим образом Ткаченко О.К. и Ткаченко А.А. о наличии переплаты ежемесячной денежной выплаты и было ли им предложено отделом территориального управления Департамента возместить образовавшуюся переплату сумм ежемесячной денежной выплаты в добровольном порядке, имеется ли отказ Ткаченко О.К. и Ткаченко А.А. в добровольном порядке возместить излишне выплаченные суммы ежемесячной денежной выплаты.
Эти юридически значимые для дела обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций не устанавливались.
Ввиду изложенного вывод судебных инстанций об отсутствии у Департамента труда и социального развития Приморского края данных об изменении состава семьи Ткаченко О.К. не может быть признан правомерным, поскольку сделан без установления юридически значимых для дела обстоятельств и без учёта положений Порядка и Административного регламента, регламентирующих обязанность органов, осуществляющих предоставление гражданам мер социальной поддержки по взаимодействию в том числе с государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными им организациями и иными организациями в части представления документов (сведений) о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства, и справок о платежах, платёжных документов (счета-квитанции или другие документы), подтверждающих производимую заявителями плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Кроме того, согласно решениям отдела административного территориального управления Первореченского района Департамента труда и социального развития Приморского края от 18 января 2017 г. N 1555 и N 1556 с Ткаченко О.К. и Ткаченко А.А. было постановлено удерживать излишне выплаченные денежные средства в сумме соответственно 9060,46 руб. и 8137,49 руб.
Однако из представленной суду первой инстанции отделом территориального управления Департамента таблицы от 15 августа 2018 г. начисленных и выплаченных Ткаченко О.К. и Ткаченко А.А. сумм с учётом удержаний за период с февраля 2017 года по май 2018 года следует, что с Ткаченко О.К. удержано 9608,14 руб., с Ткаченко А.А. - 8358,62 руб., что превышает размер денежных средств, удерживавшихся из полагавшихся Ткаченко О.К. и Ткаченко А.А. ежемесячных денежных выплат в счёт возникшей, по мнению Департамента труда и социального развития Приморского края, переплаты, тем самым по состоянию на февраль 2018 года Департамент труда и социального развития Приморского края удержал с Ткаченко О.К. и Ткаченко А.А. не только сумму вменённой им переплаты, но и денежные средства сверх этой суммы. Эти излишне удержанные денежные средства не только не были возвращены Ткаченко О.К. и Ткаченко А.А., но удержание денежных средств продолжилось ещё и в марте, апреле и мае 2018 года.
Суд первой инстанции этим обстоятельствам при разрешении спора по требованиям Ткаченко О.К. и Ткаченко А.А. о возложении на Департамент труда и социального развития Приморского края обязанности возвратить неправомерно удержанные денежные средства, вопреки требованиям статей 67, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценки не дал и фактически данные требования не разрешил.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права не устранил.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о законности действий отдела территориального управления Департамента, выразившихся в удержании с Ткаченко О.К., Ткаченко А.А. излишне выплаченных им сумм ежемесячной денежной выплаты, нельзя признать правомерным.
С учётом приведённых обстоятельств обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть всё приведённое выше и разрешить заявленные исковые требования на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, и установленных по делу обстоятельств.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390.14, 390.15, 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 28 августа 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 24 декабря 2018 г. по делу N 2-2645/2018 Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Фролкина С.В. |
|
Жубрин М.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 декабря 2019 г. N 56-КГ19-17
Текст определения опубликован не был