Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 декабря 2019 г. N 50-АПА19-15
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Касаткиной В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Миракяна Севады Карленовича о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 г. N 201,
по апелляционной жалобе Миракяна Севады Карленовича на решение Омского областного суда от 20 августа 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., возражения представителя Омского городского Совета Вайнштейна С.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
муниципальное образование город Омск наделено статусом городского округа (статья 4 Закона Омской области от 30 июля 2004 г. N 548-ОЗ "О границах и статусе муниципальных образований Омской области").
Решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 г. N 201 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Правила землепользования и застройки).
Миракян С.К. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании Правил землепользования и застройки не действующими в части отнесения земельного участка с кадастровым номером ... к территориальной зоне ИТ-2 (зона городского наземного транспорта).
Требования мотивировал тем, что он является собственником указанного земельного участка и расположенного на нем жилого дома. Полагает, что в оспариваемой части Правила землепользования и застройки препятствуют в эксплуатации земельного участка в соответствии с разрешенным видом использования и не соответствуют частям 2, 4 статьи 30, части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, так как земельный участок с кадастровым номером ... сформирован и поставлен на кадастровый учет в 2006 г., ранее принятия Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 г. N 43 (далее - Генеральный план), и Правил землепользования и застройки.
Решением Омского областного суда от 20 августа 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Миракян С.К. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование приводит доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Полагает, что суд необоснованно отклонил доводы административного истца о том, что его земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования "для размещения домов индивидуальной жилой застройки" в 2006 г., то есть до принятия Генерального плана и Правил землепользования и застройки. Также указывает, что индивидуальный жилой дом возведен на указанном земельном участке в соответствии с требованиями действовавшего в период строительства законодательства, предусматривающего возможность возведения таких объектов без разрешения на строительство.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и Омским городским Советом представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ).
Из взаимосвязанных положений части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ следует, что утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом местного самоуправления в установленной форме с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие и по этим основаниям не оспариваются.
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, Миракян С.К. на основании договора купли-продажи от 7 июня 2010 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для размещения домов индивидуальной жилой застройки", местоположение установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: ...
На момент заключения указанного договора купли-продажи на земельном участке располагались два жилых дома, общей площадью 67,8 кв.м и 27,7 кв.м, которые в последующем были снесены, а на участке в 2014 г. возведен жилой дом, общей площадью 1025 кв.м, этажность - 3, подземная этажность - 1.
В соответствии с картой градостроительного зонирования территорий города Омска (приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки) земельный участок с кадастровым номером ... полностью располагается в территориальной зоне городского наземного транспорта (ИТ-2).
Как следует из статьи 1 ГрК РФ, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В силу единства норм части 3 статьи 9 и пункта 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5-8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.
Согласно пункту 2 части 3, подпункту "б" пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ генеральный план должен содержать, в частности, карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа, на которой отображаются автомобильные дороги местного значения.
На схеме развития объектов транспортной инфраструктуры города Омска (раздел 5 Карты (схемы) территориального планирования Генерального плана) земельный участок с кадастровым номером ... отнесен к территории магистрали общегородского значения непрерывного движения по ул. 24-я Северная.
Проектом планировки территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: улица Орджоникидзе - улица 24-я Северная - улица Челюскинцев - улица 2-я Восточная - улица 5-я Северная - улица 7-я Северная в Центральном административном округе города Омска, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 18 ноября 2010 г. N 1109-п, установлены красные линии по ул. 24-я Северная. Земельный участок с кадастровым номером ... полностью расположен в границах установленных красных линий.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что расположение названного земельного участка в территориальной зоне ИТ-2 соответствует функциональному назначению территории, установленному Генеральным планом.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном толковании норм закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием "для индивидуальной жилой застройки" до принятия Генерального плана и Правил землепользования и застройки, которыми в оспариваемой части нарушены права Миракяна С.К. по использованию земельного участка, подлежат отклонению.
Отнесение спорного земельного участка к территориальной зоне ИТ-2, для которой градостроительным регламентом не предусмотрено размещение домов индивидуальной жилой застройки, не исключает использование такого земельного участка на условиях, определенных частью 8 статьи 36 ГрК РФ и пунктом 4 статьи 85 ЗК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о строительстве жилого дома административного истца в соответствии с требованиями законодательства в период, когда существовала возможность строительства таких объектов без разрешения на строительство, не опровергают выводов суда о законности Правил землепользования и застройки в оспариваемой части. Как правильно указал суд, сам по себе факт регистрации права собственности Миракяна С.К. на вновь возведенное строение не является основанием для удовлетворения административных исковых требований и признания недействующими Правил землепользования и застройки.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Омского областного суда от 20 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Миракяна Севады Карленовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 декабря 2019 г. N 50-АПА19-15
Текст определения опубликован не был