Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58398-2019
"Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения"
(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 апреля 2019 г. N 144-ст)
Experimental traffic control devices. The scales of traffic signs. Additional traffic signs: rules of application and types. General provisions
ОКС 03.220.20
Дата введения - 1 мая 2019 г.
Введен впервые
Взамен ПНСТ 247-2017
Предисловие
1 Разработан АНО "Центр борьбы с пробками"
2 Внесен Проектным техническим комитетом по стандартизации ПТК "Удобная дорога"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 апреля 2019 г. N 144-ст
4 Введен впервые
5 Действует взамен ПНСТ 247-2017
Введение
Современные подходы к регулированию дорожного движения требуют применения новых решений, отсутствующих в действующих документах по стандартизации. Это диктует необходимость создания нормативно-правовых и нормативно-технических документов, отвечающих тенденциям в сфере организации удобного дорожного движения и задачам транспортных инженеров, а также специалистов по городской среде.
Настоящий стандарт значительно расширяет существующий набор средств организации дорожного движения и дает указания по применению новых типоразмеров дорожных знаков, предлагает различные варианты их исполнения и уточняет базовые принципы их эксплуатации. Во избежание пробелов используется принцип "незакрытого перечня". Он позволяет гибко комбинировать предложенные решения и использовать новые вариации дорожных знаков в зависимости от ситуации и внедрять технические новшества.
Целями настоящего стандарта являются:
- повышение удобства и безопасности дорожного движения;
- предоставление возможности внедрения технических новшеств и передовых идей;
- улучшение качества городской среды;
- повышение уровня комфорта участников дорожного движения.
Настоящий стандарт учитывает передовой зарубежный и отечественный опыт применения дорожных знаков, а также результаты эксперимента по использованию знаков уменьшенных типоразмеров, проходившего в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире и Саратове.
Настоящий стандарт разработан в иллюстративно-текстовом формате, наиболее удобном для восприятия пользователями. Приведены наглядные иллюстрации дорожных знаков, а также типовые схемы их применения.
Настоящий стандарт входит в серию национальных стандартов "Дополнительные технические средства организации дорожного движения". Стандарты серии предполагают введение правил применения и типовых (рекомендуемых) примеров использования схем организации дорожного движения, дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений, направляющих устройств, средств навигации и ориентирования.
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт применяется наравне с действующими стандартами в области организации дорожного движения и может быть основой при проектировании объектов улично-дорожной сети и организации удобного и безопасного дорожного движения. Стандарт расширяет способы и варианты применения существующих дорожных знаков, утвержденных Правилами дорожного движения Российской Федерации, ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р 52290, ГОСТ 32945. Таким образом, устраняются возникающие правовые пробелы в практике организации удобного дорожного движения.
1.2 Технические средства организации движения, описанные в настоящем стандарте, могут быть применены на улицах и дорогах, либо на отдельных участках улиц и дорог.
1.3 В связи с новыми практиками и подходами некоторые положения настоящего стандарта могут вступать в расхождение с существующими практиками. В таком случае новые положения могут быть также применены в полном объеме при условии обеспечения безопасности дорожного движения.
1.4 Задачей настоящего стандарта является накопление опыта в процессе его применения для планомерной модернизации российской нормативно-технической базы в области организации удобного дорожного движения.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 1.5 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
ГОСТ 32945 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования
ГОСТ Р 52289 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 51256 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы, основные параметры. Общие технические требования
ГОСТ Р 52282 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы, основные параметры, общие технические требования, методы испытаний
ГОСТ Р 52290 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
ГОСТ Р 1.5 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р 51256, ГОСТ Р 52290, ГОСТ 32945, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 улично-дорожная сеть - это предназначенная для движения пешеходов и транспортных средств совокупность улиц, дорог общего пользования, внутриквартальных и других проездов, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, а также мосты, эстакады, подземные переходы, набережные, площади, разворотные площадки городских маршрутных транспортных средств, уличные автомобильные стоянки с инженерными и вспомогательными сооружениями, а также иные объекты, оборудованные техническими средствами организации дорожного движения в пределах красных линий градостроительного регулирования.
3.2 удобство дорожного движения - это качество организации движения, при котором для всех участников выбор направления и способа движения является интуитивно понятным и правильным, то есть однозначным и верно определяемым на основании ощущений, визуального, акустического и тактильного восприятия установленных технических средств организации дорожного движения и элементов обустройства улично-дорожной сети.
3.3 комфорт участников движения - это психофизиологическое состояние участника, которое обеспечивает максимально адекватное и своевременное реагирование на условия движения на участке улично-дорожной сети. Характеризуется высокой степенью спокойствия и позитивностью, низкой тревожностью, стабильным и неизмененным состоянием сознания.
3.4 нескоростная улично-дорожная сеть - улично-дорожная сеть, предназначенная для движения со скоростью не более 60 км/ч.
3.5 зона исторической застройки - исторически и планировочно обусловленная территория, являющаяся наиболее насыщенной сооружениями, представляющими ценность в качестве объектов старины и/или памятников архитектуры как разрозненно, так и в совокупности. Включает центральные части населенных пунктов и места плотной застройки.
3.6 визуальный мусор - совокупность объектов дорожной инфраструктуры, навигации, рекламы и различных строений, располагающихся на улично-дорожной сети и приводящих к значительным ухудшениям внешнего облика окружающей среды.
4 Общие положения
4.1 Шрифт на дорожных знаках и щитах
Надписи на всех дорожных знаках и информационных щитах (буквы, цифры, знаки препинания и диакритические знаки) рекомендуется выполнять отечественным шрифтом ALS Direct (Директ) в соответствии с приложением Б. Шрифт ALS Direct специально разработан для навигации и является наиболее комфортным для считывания и понимания участниками дорожного движения.
Для удобства пользователей настоящего стандарта в сети Интернет создана электронная библиотека изображений дорожных знаков, представленных в данном стандарте, которая доступна по адресу: www.ptk703.ru.
4.2 Новые типоразмеры дорожных знаков
Практика показывает, что из-за большого размера дорожные знаки часто закрывают друг друга, ограничивают видимость зданий, фасадов и других объектов архитектурно-ландшафтного дизайна.
Таким образом, дословное выполнение в городах и иных населенных пунктах существующих требований по размещению дорожных знаков засоряет городскую среду и мешает ориентироваться участникам дорожного движения.
В целях создания комфортной городской среды и улучшения видимости рекомендуется применять типоразмеры дорожных знаков:
- "500" - на нескоростной улично-дорожной сети;
- "400" - в центральных частях городов, в местах плотной и исторической застройки, а также вдоль велосипедных полос, велопешеходных и пешеходных зон, расположенных в любой части города.
При выборе типоразмера дорожного знака необходимо учитывать геометрические особенности улиц и дорог, зону видимости, погодные и другие условия, чтобы обеспечить видимость знаков и их считывание на достаточном расстоянии.
Таблица 1 - Классификация типоразмеров знаков
Типоразмер |
Применение 1) |
|
Дороги вне населенных пунктов |
Улицы и дороги в населенных пунктах |
|
400 |
Дороги без твердого покрытия |
Однополосные, двухполосные, трехполосные в зонах исторической и плотной застройки |
500 |
Однополосные |
Двухполосные Трехполосные Четырехполосные |
------------------------------
1)Данные указания носят рекомендательный характер. Допускается иной порядок применения типоразмеров, если это обосновано конкретными условиями движения.
------------------------------
Размеры знаков применяют согласно таблице 2. Новые типоразмеры допускается применять для дополнительных дорожных знаков согласно настоящему стандарту, а также для знаков согласно ГОСТ Р 52290.
Таблица 2 - Типоразмеры знаков
|
Типоразмеры |
|
|
400 |
500 |
Круглые знаки |
||
Треугольные знаки |
||
Квадратные знаки |
||
Прямоугольные вертикальные знаки. Кроме |
||
Прямоугольные горизонтальные знаки. Кроме 1.34.1-1.34.3, 5.15.1, 5.15.7, 5.15.8 и разделов ниже |
||
Знаки |
||
Знаки |
||
Знаки |
||
Знаки |
||
Знаки |
||
Знаки |
||
Знаки |
||
Знаки |
4.3 Виды и варианты дополнительных дорожных знаков
Представлены варианты исполнения и комбинации существующих и новых дорожных знаков, необходимость которых обусловлена различными условиями дорожного движения.
При выборе варианта использования знака необходимо руководствоваться принципом его понятности участникам дорожного движения и оценивать, насколько он уместен в существующих условиях. При необходимости допускается зеркальное отображение изображений дорожных знаков.
Дополнительные дорожные знаки, согласно настоящему стандарту, допускается применять как в новых типоразмерах "400" и "500", так и в типоразмерах согласно ГОСТ Р 52290.
4.4 Знаки запрета остановки и стоянки (3.27д, 3.28д, 3.29д, 3.30д)
Допускаются к установке перпендикулярно к основным дорожным знакам, в том числе на стенах зданий и ограждениях. Стрелы указывают границы зон, где стоянка и остановка запрещены.
Рисунок 1 - Знаки запрета остановки и стоянки
4.5 Въезд на перекресток в случае затора запрещен (3.34д)
Применяется для дополнительного визуального обозначения перекрестков или участков проезжей части, на которых нанесена разметка 3.34д, запрещающая выезжать на занятый перекресток и создавать тем самым препятствия для движения транспортных средств в поперечном направлении. Знак устанавливают перед пересечением проезжих частей.
Рисунок 2 - Знак запрета въезда на перекресток в случае затора
4.6 Движение в обратном направлении (4.1.7д, 4.1.8д)
Применяется на участках дорог, где движение в иных направлениях, кроме обратного, запрещено.
Рисунок 3 - Знак движения в обратном направлении
4.7 Выделенная трамвайная полоса (5.14д)
Для повышения эффективности работы трамваев допускается установка знаков 5.14д над трамвайными путями с одновременным обособлением путей разметкой 1.1 или 1.2.
Рисунок 4 - Выделенная трамвайная полоса
4.8 Знаки направления движения для общественного транспорта (5.14.1д-5.14.3д)
Применяется для обозначения выделенной полосы перед перекрестком в случаях, когда движение маршрутных транспортных средств по выделенной полосе в прямом направлении невозможно.
Рисунок 5 - Знаки направления движения для общественного транспорта
4.9 Направление движения по полосам (5.15.1д)
Информируют водителя о разрешенных направлениях движения по полосам. Допускается свободное расположение стрел в зависимости от траектории и количества направлений движения из полосы. Формы линий на знаках должны соответствовать дорожной разметке. На стрелах могут размещаться знаки дополнительной информации (знаки приоритета, запрета въезда или сквозного проезда и т.д.). Помимо установленных ГОСТ Р 52290 допускается использовать направления, количество и виды стрел, а также знаки согласно рисункам 6 и 7.
В населенных пунктах допускается применение знаков 5.15.1д при количестве полос движения не более 5 в направлении перекрестка.
Рисунок 6 - Знаки направления движения по полосам
4.10 Направление движения по полосе (5.15.2д)
Информируют водителя о разрешенных направлениях движения по отдельной полосе. Правила применения знаков аналогично п. 4.9 настоящего стандарта.
Рисунок 7 - Знаки направления движения по полосе
4.11 Начало полосы (5.15.3д, 5.15.4д)
Информируют водителей о появлении дополнительной полосы (полос) движения. Возможно отображение дополнительных режимов движения и предназначений полосы для маневра.
Знаки устанавливают у начала отгона начинающейся полосы либо у начала переходной линии разметки. Знаки также могут применяться для обозначения начала новой полосы при окончании выделенной полосы.
Рисунок 8 - Знаки начала полосы
4.12 Конец полосы (5.15.5д, 5.15.6д)
Информируют водителя об окончании полосы, визуально выделяя приоритет. Знаки устанавливают у начала отгона заканчивающейся полосы либо у начала переходной линии разметки.
Рисунок 9 - Знаки конца полосы
4.13 Перестроение на параллельную проезжую часть (5.15.7д, 5.15.8д, 5.15.9д)
Информируют водителей о приоритетах движения при перестроении на параллельную проезжую часть. Используются в дополнение к основным знакам приоритета 2.1 и 2.4.
Рисунок 10 - Знаки перестроения на параллельную проезжую часть
4.14 Конец параллельной проезжей части (5.15.10д, 5.15.11д)
Информируют водителей о приоритетах движения при слиянии параллельных проезжих частей. Используются в дополнение к основным знакам приоритета 2.1 и 2.4.
Рисунок 11 - Знаки конца параллельной проезжей части
4.15 Совмещенный знак остановки и указателя маршрутов (5.16д)
В целях удобства пассажиров общественного транспорта может использоваться совмещенный знак остановки и указателя маршрутов.
Рекомендуется подсветка в темное время суток.
Рисунок 12 - Совмещенный знак остановки и указателя маршрутов
4.16 Пешеходный переход (5.19.1д, 5.19.2д)
Установка дополнительных рамок повышенного внимания допускается только вокруг знаков 5.19.1д, 5.19.2д на нерегулируемых пешеходных переходах и на переходах, расположенных в местах без искусственного освещения либо ограниченной видимости.
Рекомендуется устанавливать рамки, ширина которых пропорциональна размеру знака и составляет не более 15 % от ширины и высоты применяемого типоразмера.
Рисунок 13 - Знаки пешеходного перехода
4.17 Диагональный пешеходный переход (5.19.3д, 5.19.4д)
Применяется для обозначения перекрестков, на которых разрешен переход пешеходов по диагонали. Знак 5.19.3д устанавливается перед диагональным пешеходным переходом и заменяет собой знаки 5.19.1д, 5.19.2д. Информационная табличка устанавливается под пешеходной секцией.
Рисунок 14 - Знаки диагонального пешеходного перехода
4.18 Уступи всем, и можно направо (5.35д)
Разрешает поворот направо вне зависимости от сигналов светофора при условии предоставления преимущества другим участникам дорожного движения.
Устанавливается на светофор с правой стороны на уровне красного и желтого сигналов. Ширина знака равна ширине секции, а высота - высоте двух секций соответствующего светофора.
Допускается применять вне мест интенсивного потока пешеходов и/или велосипедистов.
Рисунок 15 - Знак "Уступи всем, и можно направо"
4.19 Направления движения на следующем перекрестке (5.36д)
Указывает направление движения по полосам следующего перекрестка. Применение данных знаков допускается, если до следующего перекрестка не более 200 метров, и специализация полос на нем отличается от перекрестка, на котором устанавливаются данные знаки.
Знаки разрешается устанавливать только над основными знаками 5.15.2 "Направление движения по полосам".
Рисунок 16 - Знаки направления движения на следующем перекрестке
4.20 Велопешеходная зона (5.37д)
Применяется для обозначения территории (участка дороги), на которой разрешено движение только пешеходов и велосипедистов в случаях, когда пешеходы и велосипедисты не разделяются на самостоятельные потоки.
Знак устанавливают в местах, где возможен въезд транспортных средств.
Рисунок 17 - Знак "Велопешеходная зона"
4.21 Конец велопешеходной зоны (5.38д)
Устанавливается на всех выездах с территории (участка дороги), обозначенной знаком 5.37 "Велопешеходная зона". Допускается размещать на оборотной стороне знака 5.37. Знак устанавливают в местах, где возможен въезд транспортных средств.
Рисунок 18 - Знак "Конец велопешеходной зоны"
4.22 Платная парковка (6.4.1д, 6.4.2д)
Применяется для обозначения зоны платной парковки. Допустимы к использованию оба варианта.
Рисунок 19 - Знаки платной парковки
4.23 Внеуличная парковка (6.4.3д, 6.4.4д)
Применяется для обозначения внеуличной подземной или надземной парковки.
Рисунок 20 - Знаки внеуличной парковки
4.24 Парковка со способом постановки транспортного средства (6.4.5д - 6.4.16д)
Знаки образуют путем размещения на поле знака 6.4 "Парковка (парковочное место)" элементов табличек и других знаков дополнительной информации, характеризующих специализацию парковки, в целях экономии пространства и материалов.
Рисунок 21 - Знаки парковки со способом постановки транспортного средства
Примечание - Допускается не использовать знак 8.6.1 в полотне знака 6.4.5д при постановке транспортных средств на парковку параллельно краю проезжей части.
Знаки 6.4.14д и 6.4.15д обозначают парковку под углом к тротуару ("елочка").
При размещении на поле знака 6.4 элементов табличек и других знаков дополнительной информации допускается смещение буквы "Р" для наилучшего визуального восприятия.
4.25 Парковка для инвалидов (6.4.17д)
Примечание - Действие знака распространяется на мотоколяски и автомобили, на которых установлен знак "Инвалид".
Рисунок 22 - Знаки парковки для инвалидов
4.26 Направление размещения парковки (6.4.18д - 6.4.20д)
Примечание - Допускаются к установке перпендикулярно к основным дорожным знакам, в том числе на стенах зданий и ограждениях. Стрелы указывают границы зон, где организована парковка.
Рисунок 23 - Знаки направления размещения парковки
4.27 Указание количества парковочных мест (6.4.21д, 6.4.22д)
Примечание - Указывается количество парковочных мест. Допустимы к использованию оба варианта.
Рисунок 24 - Знаки указания количества парковочных мест
4.28 Вид транспортного средства (8.4.15д)
Распространяет действие знака на экскурсионные автобусы, предназначенные для перевозки туристов. Табличка в сочетании со знаком 6.4 "Парковка (парковочное место)" применяется для выделения специализированных стоянок в туристически-привлекательных местах.
Рисунок 25 - Знак "Вид транспортного средства"
4.29 Месяцы (8.5.8д)
Табличку применяют для указания периода действия знака в месяцах для знаков, действие которых носит сезонный характер.
Рисунок 26 - Знак "Месяцы"
4.30 Ограничение времени (8.9.2д)
Ограничивает максимальное допустимое время стоянки. Устанавливается под знаками 3.28-3.30. Допускается указание любого необходимого времени.
Рисунок 27 - Знак "Ограничение времени"
4.31 Ограничение по ширине (8.25д)
Указывает максимально допустимую ширину транспортного средства. Табличку устанавливают под знаком 6.4 "Парковка (парковочное место)" в случаях, когда ширина парковочных мест составляет менее 2,25 м.
Рисунок 28 - Знак "Ограничение по ширине"
4.32 Глухие пешеходы (8.26д)
Табличку применяют совместно со знаками 1.22, 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход" в местах, где вероятно появление людей с нарушениями слуха.
Рисунок 29 - Знак "Глухие пешеходы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58398-2019 "Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 апреля 2019 г. N 144-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2019 г.
Дата введения - 1 мая 2019 г.
Приказом Росстандарта от 1 марта 2021 г. N 101-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 марта 2021 г.