Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 декабря 2019 г. N 2-АПА19-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Виноградовой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Вологодской области на решение Вологодского областного суда от 8 августа 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Юлиновой Нины Ивановны о признании недействующими пункта 12832 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2016 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определённого распоряжением департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года N 2066-р, пункта 11871 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, определённого приказом департамента имущественных отношений Вологодской области от 24 ноября 2016 года N 83-н, пункта 12096 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, определённого приказом департамента имущественных отношений Вологодской области от 22 ноября 2017 года N 63-н.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя департамента имущественных отношений Вологодской области Веселовой Е.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Юлиновой Н.И. - адвоката Кузнецовой С.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
распоряжением департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года N 2066-р определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2016 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, данный акт размещён на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov35.ru) (далее также - Перечень на 2016 год).
Приказом департамента имущественных отношений Вологодской области от 24 ноября 2016 года N 83-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее также - Перечень на 2017 год), размещён на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov35.ru) 25 ноября 2016 года, опубликован в издании "Красный Север" 29 ноября 2016 года N 134, 3 декабря 2016 года N 136, 6 декабря 2016 года N 137, 10 декабря 2016 года N 139.
Приказом департамента имущественных отношений Вологодской области от 22 ноября 2017 года N 63-н определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее также - Перечень на 2018 год), размещён на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov35.ru) 22 ноября 2017 года, опубликован в издании "Красный Север" 25 ноября 2017 года N 132, 28 ноября 2017 года N 133.
В пункт 12832 Перечня на 2016 год, пункт 11871 Перечня на 2017 год, пункт 12096 Перечня на 2018 год включено нежилое помещение с кадастровым номером 35:26:0202010:1026, расположенное по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Орешкова, д. 8.
Юлинова Н.И., являясь собственником указанного нежилого помещения (далее также - Помещение), расположенного в многоквартирным жилом доме, обратилась в суд с административным иском о признании недействующими названных пунктов Перечней. В обоснование заявленных требований административный истец указала на то, что включение Помещения в Перечни на 2016, 2017 и 2018 годы противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так как оно не использовалось для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Неправомерное включение Помещения в Перечни возлагает на истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере. Заявление Юлиновой Н.И. об исключении Помещения из Перечней оставлено департаментом имущественных отношений Вологодской области без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения с административным иском в суд.
Решением Вологодского областного суда от 8 августа 2019 года административное исковое заявление удовлетворено; признаны не действующими со дня принятия пункт 12832 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2016 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определённого распоряжением департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года N 2066-р, пункт 11871 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, определённого приказом департамента имущественных отношений Вологодской области от 24 ноября 2016 года N 83-н, пункт 12096 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, определённого приказом департамента имущественных отношений Вологодской области от 22 ноября 2017 года N 63-н.
В апелляционной жалобе департамент имущественных отношений Вологодской области просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статьи 15, 399 названного кодекса).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками указанного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, в том числе помещение (строение, сооружение, здание), признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 401 данного кодекса.
Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 данного кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 названного кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Вологодской области от 26 ноября 2015 года N 3787-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также размещает перечень на своём официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий на момент принятия оспариваемых актов было возложено на департамент имущественных отношений Вологодской области в соответствии с постановлением правительства Вологодской области от 7 декабря 2015 года N 1046 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества" и пунктом 1.4 Положения о департаменте имущественных отношений Вологодской области, утверждённого постановлением правительства Вологодской области от 24 июля 2012 года N 874.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия распоряжения департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года N 2066-р и приказа департамента имущественных отношений Вологодской области от 24 ноября 2016 года N 83-н) налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных данной статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов имущества, в том числе:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
2) нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия приказа департамента имущественных отношений Вологодской области от 22 ноября 2017 года N 63-н) налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных данной статьёй, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, в том числе:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
2) нежилых помещений, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 названной статьи в её целях фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение приведённой федеральной нормы правительством Вологодской области разработан и постановлением от 7 декабря 2015 года N 1046 утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее также - Порядок).
Порядком предусмотрено, что определение вида фактического использования объектов осуществляется уполномоченным органом на основании информации о назначении объектов, о видах разрешённого использования земельных участков, на которых располагаются объекты, а также результатов осмотра объектов.
Осмотр объекта проводится в случае, если не удалось однозначно установить, что: назначение объекта предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Указанным порядком установлены обязательные требования к проведению осмотров, в том числе их отнесение к полномочиям комиссий, создаваемых уполномоченным органом, члены которой осуществляют выезд и визуальный осмотр по местонахождению объектов в течение 30 календарных дней с даты принятия решения уполномоченным органом о необходимости осмотра объектов, о чём собственник объекта недвижимого имущества уведомляется не позднее 5 рабочих дней до проведения осмотра. По результатам осмотра составляется справка об осмотре, форма которой определяется уполномоченным органом, её копия в течение 10 календарных дней со дня подписания членами комиссии направляется собственнику объекта почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Из материалов дела следует, что в оспариваемые пункты Перечней включено принадлежащее на праве собственности Юлиновой Н.И. нежилое помещение с кадастровым номером 35:26:0202010:1026, имеющее наименование - "нежилое помещение", площадью 165,5 кв. м, находящееся на первом этаже многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке из земель населённых пунктов с видом разрешённого использования - "для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома", по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Орешкова, д. 8.
Согласно техническому паспорту и экспликации к нему Помещение состоит из 15 частей, имеющих назначение: тамбур, кабинет (6), подсобное, коридор (4), туалет, комната отдыха, складское.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что назначение помещения кабинет неравнозначно понятию офис, суд сделал верное заключение о том, что информация о назначении объекта и виде разрешённого использования земельного участка, на котором располагается объект, а также сведения, содержащиеся в технической документации, не предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Таким образом, помещение, принадлежащее административному истцу, могло быть включено в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, при условии фактического его использования для размещения перечисленных объектов.
При этом суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что административным ответчиком не представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что им в установленном порядке проводились мероприятия по обследованию помещения с целью определения вида его фактического использования на момент включения его в Перечни на 2016, 2017 и 2018 годы.
Так, справка об осмотре объектов недвижимости, подписанная 27 мая 2017 года начальником отдела разграничения собственности и организации кадастровой оценки, содержащая информацию о Помещении, с фотографиями фасада дома не принята судом во внимание, поскольку. в ходе судебного разбирательства представитель административного ответчика пояснил, что справка составлена на основании вывесок, имевшихся на фасаде дома, при этом визуальный осмотр непосредственно самого помещения не проводился, кроме того, отсутствуют данные об извещении собственника о проведении осмотра, что свидетельствует о грубом нарушении установленного в регионе порядка определения вида фактического использования помещений.
Справка об осмотре объекта недвижимости от 27 ноября 2018 года также отвергнута судом первой инстанции в качестве относимого доказательства, поскольку она не имеет правового значения для правильного разрешения настоящего административного дела, так как составлена после издания оспариваемых Перечней на 2016, 2017 и 2018 годы.
Выводы суда о наличии оснований для признания пункта 12832 Перечня на 2016 год, пункта 11871 Перечня на 2017 год, пункта 12096 Перечня на 2018 год противоречащими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими, вопреки утверждению в апелляционной жалобе, соответствуют обстоятельствам настоящего административного дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные отношения.
В жалобе министерства департамента имущественных отношений Вологодской области не приведено доводов, которые могли бы повлечь отмену или изменение решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Вологодского областного суда от 8 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Департамент имущественных отношений полагает, что помещения заявителя правомерно включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, поскольку используются под офисы и торговые помещения. Это подтверждается в т. ч. актом осмотра.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию Департамента необоснованной.
Принимая во внимание, что назначение помещения кабинет неравнозначно понятию офис, суд пришел к выводу о том, что информация о назначении объекта и виде разрешенного использования соответствующего земельного участка, а также сведения, содержащиеся в технической документации, не предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Справка об осмотре объектов недвижимости, содержащая информацию о спорном помещении, с фотографиями фасада дома не принята судом во внимание, поскольку она составлена на основании вывесок, имевшихся на фасаде дома, при этом визуальный осмотр непосредственно самого помещения не проводился.
Кроме того, отсутствуют данные об извещении собственника о проведении осмотра, что свидетельствует о грубом нарушении установленного в регионе порядка определения вида фактического использования помещений.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 декабря 2019 г. N 2-АПА19-14
Текст определения опубликован не был