Положение о Всероссийском конкурсе юных исследователей окружающей среды (с международным участием)
(утв. Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования "Федеральный детский эколого-биологический центр" 13 января 2020 г.)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды (далее - Конкурс);
1.2. Конкурс проводится в рамках реализации приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24 июля 2019 г. N 390 "Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2019/20 учебный год".
1.3. Организатором и оператором Конкурса является федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Федеральный детский эколого-биологический центр" (далее - Федеральный детский эколого-биологический центр).
2. Цель и задачи Конкурса
2.1. Цель Конкурса - повышение уровня вовлеченности детей и молодежи в инновационную исследовательскую деятельность, направленную на повышение естественнонаучной грамотности, формирование экологически ответственного мировоззрения, личностную самореализацию и профессиональное самоопределение.
2.2. Задачи:
выявление и поддержка талантливой молодежи, обладающей глубокими естественнонаучными знаниями и творчески реализующей их в решении проблем сохранения природных и искусственно созданных экосистем и их компонентов;
обмен опытом работы и установление профессиональных контактов между обучающимися и педагогами образовательных организаций высшего образования, сотрудниками научных и природоохранных организаций;
привлечение внимания органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, общественности и средств массовой информации к вопросам экологического воспитания и охраны окружающей среды;
содействие социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций Российской Федерации.
3. Руководство Конкурса
3.1. Общее руководство подготовкой и проведением Конкурса осуществляется Организационным комитетом (далее - Оргкомитет), который создается из числа представителей организатора, специалистов и экспертов партнерских организаций; других заинтересованных организаций и ведомств.
Оргкомитет создается на период подготовки и проведения Конкурса для достижения цели и решения вытекающих из нее задач Конкурса. (Состав Оргкомитета - Приложение 1).
Оргкомитет Конкурса:
утверждает состав жюри Конкурса;
оставляет за собой право не допустить конкурсные материалы к участию в Конкурсе, если жюри признает их не отвечающими требованиям данного Положения;
утверждает программу, сроки и место проведения Конкурса;
утверждает итоги Конкурса и организует награждение победителей и призеров.
Решения Оргкомитета по составу жюри, участников федерального очного этапа Конкурса, победителей и призеров Конкурса утверждаются приказом Федерального детского эколого-биологического центра.
3.2. Жюри Конкурса:
осуществляет экспертную оценку конкурсных работ, определяет победителей и призеров Конкурса;
принимает решение об учреждении специальных номинаций и присуждении дополнительных призов.
3.3. Решения жюри каждой из номинаций Конкурса отражаются в соответствующем протоколе, который подписывается Председателем и Секретарем жюри.
3.4. Решение жюри обжалованию не подлежит.
3.5. В субъектах Российской Федерации региональным оператором выступает Региональный ресурсный центр по развитию Естественнонаучной направленности в регионе (далее - РРЦ ЕН). В отдельных случаях иная организация определяется органом исполнительной власти в регионе.
Региональный оператор:
информирует образовательные организации о порядке, содержании, сроках проведения регионального этапа Конкурса;
осуществляет организацию и проведение регионального этапа Конкурса в субъекте Российской Федерации;
направляет в Оргкомитет информацию об итогах проведения регионального этапа Конкурса.
4. Участники Конкурса
4.1. К участию в Конкурсе приглашаются обучающиеся образовательных организаций Российской Федерации и обучающиеся иностранных государств в возрасте от 12 до 18 лет, а также педагоги дополнительного образования, реализующие дополнительные общеобразовательные программы эколого-биологического направления (далее - ДОП).
4.2. Допускается индивидуальное участие в соответствии с выбранной номинацией Конкурса.
4.3. Замена участников в ходе Конкурса не допускается.
4.4. Участие в Конкурсе является добровольным, бесплатным (безвозмездным) и не предусматривает внесение организационного сбора.
4.5. Подача работы на Конкурс означает добровольное согласие с условиями Конкурса.
5. Сроки проведения Конкурса
5.1. Конкурс проводится в период с сентября 2019 г. по апрель 2020 г. и состоит из трех этапов:
I - муниципальный, региональный (в субъектах Российской Федерации) - с ноября по декабрь 2019 г.;
II - федеральный заочный (оценка конкурсных работ и отбор участников федерального очного этапа) - с января по февраль 2020 г.;
III - финал Конкурса - апрель 2020 г. (далее - финал Конкурса).
6. Номинации Конкурса
6.1. Конкурс проводится по следующим номинациям:
6.1.1. Для обучающихся в возрасте 12-13 лет:
"Юные исследователи" (допускаются учебные исследования естественнонаучной направленности).
6.1.2. Для обучающихся в возрасте 14-18 лет (на период проведения финала Конкурса):
"Ресурсосберегающее земледелие" (разработка и внедрение новых технологий, новых систем для сельского или лесного хозяйства; исследования в области защиты растений, выращивания и сбора урожая; исследования качества растениеводческой продукции; исследования, направленные на изучение химических и биохимических процессов в почве и растениях, а также приемы воздействия на них с целью повышения плодородности и урожайности);
"Зоотехния и ветеринария" (исследования в области животноводства, птицеводства, рыбоводства, пчеловодства, содержания и разведения диких животных в неволе; изучение кормовой базы; исследования качества животноводческой продукции; исследования в области содержания и разведения домашних и лабораторных животных; исследования эффективности способов лечения и профилактики заболеваний у животных);
"Зоология и экология позвоночных животных" (исследования обитающих в дикой природе млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб; фаунистика, зоогеография и экология различных систематических групп позвоночных; исследование поведения позвоночных);
"Зоология и экология беспозвоночных животных" (исследования обитающих в дикой природе насекомых, паукообразных, многоножек, ракообразных, моллюсков, червей, простейших и др.; фаунистика, зоогеография и экология различных систематических групп беспозвоночных; исследование поведения беспозвоночных);
"Ботаника и экология растений" (исследования биологических и экологических особенностей дикорастущих растений; популяционные исследования растений; исследования флоры и растительности);
"Микология, микробиология и низшие растения" (исследования биологических и экологических особенностей грибов, лишайников, бактерий и водорослей, выявление эколого-морфологических особенностей, систематических групп, разнообразие грибов в природных экосистемах, симбиоз грибов с растениями, современные направления исследования лишайников);
"Здоровьесберегающие технологии" (исследования влияния воздействия факторов окружающей среды на организм человека, на его здоровье; изучение эффективности мер профилактики заболеваний и поддержания иммунитета; исследования в области физиологии человека; исследования в области экологии поселений; исследования в области новых полезных свойств живых организмов, субстанций и тканей).
"Ландшафтная экология и геохимия" (оценка экологического состояния ландшафта; исследования, направленные на комплексное изучение экосистем, на изучение взаимосвязей и взаимодействий между компонентами экосистемы, физико-географические исследования; исследования почв природных экосистем: физических, химических и биологических свойств почвы; анализ антропогенного загрязнения почв и грунтов и его влияния на организм человека; исследования в области восстановления первозданного облика природы на пост-индустриальной территории, комплексные фенологические исследования);
"Экологический мониторинг" (исследования, в которых анализируется качество водной, воздушной или почвенной среды путём применения методов физики и химии либо посредством методов биоиндикации; космический мониторинг состояния окружающей природной среды - мест захоронения твердых бытовых и промышленных отходов, лесных пожаров, подвижек ледников и пр.);
"Утилизация и обезвреживание отходов" (исследования, связанные с возможностью переработки, понижения класса опасности и/или уменьшения массы различных видов отходов, и использования их как источника энергии);
"Экология энергетики" (исследования влияния воздействия антропогенных факторов, вызванных деятельностью человека по добыче полезных ископаемых, производством, передачей и потреблением электрической и тепловой энергии, на окружающую среду).
"Юный химик" (исследования, связанные с интеграцией химических технологий в эволюционные процессы природных систем; исследования, направленные на выявление химических индикаторов здоровья экосистемы региона (по выбору участника Конкурса).
Условия участия в Конкурсе и прохождения отборочных этапов номинации "Юный химик" регламентируются Положением о Первом всероссийском конкурсе школьников по идентификации и очистке химических соединений под эгидой НИЦ "Курчатовский институт" - ИРЕА (адрес в сети Интернет www.5nines.ru) по итогам которого определяются участники финала Конкурса.
6.1.3. Для педагогов и методистов дополнительного образования:
"Эколого-биологические объединения - программно-методическое сопровождение деятельности" (представление педагогами дополнительного образования, реализующими ДОП эколого-биологического направления, программно-методического комплекса одного из модулей ДОП.
7. Порядок проведения Конкурса
7.1. Федеральный заочный этап Конкурса проводится для региональных победителей и самовыдвиженцев.
7.2. На сайте Конкурса http://uios.ecobiocentre.ru/ каждый региональный оператор имеет личный кабинет. Региональный оператор при первом входе в личный кабинет проходит регистрацию. Логин и пароль для входа в личный кабинет региональный оператор определяет самостоятельно при регистрации. После одобрения регистрации региональный оператор размещает конкурсные материалы. Пошаговая инструкция по регистрации и добавлению работ размещена на сайте Конкурса в разделе "Инструкции".
Региональному оператору необходимо не позднее 20 января 2020 г. зарегистрироваться на сайте конкурса http://uios.ecobiocentre.ru/ и разместить в личном кабинете:
сведения о конкурсанте;
согласие на обработку персональных данных обучающихся от родителей или законных представителей (Приложение 4) (файлы в формате pdf);
заверенный подписью и печатью протокол регионального этапа Конкурса (или выписку из протокола) - файл в формате pdf;
файл, содержащий конкурсный материал;
файл с краткой аннотацией конкурсной работы в формате doc.
7.4.# К участию в федеральном (заочном) этапе Конкурса в категории "самовыдвиженец" допускаются все обучающиеся образовательных организаций Российской Федерации в возрасте от 12 до 18 лет и руководитель эколого-биологических объединений, выполнившие работу по одной из номинаций в соответствии с условиями Конкурса.
7.5. Участники категории "самовыдвиженец" размещают в личном кабинете следующие документы:
сведения о конкурсанте;
согласие на обработку персональных данных обучающихся от родителей или законных представителей (Приложение 4) (файлы в формате pdf);
файл, содержащий конкурсный материал;
файл с краткой аннотацией конкурсной работы в формате doc.
7.6. В период с 20 января по 14 февраля 2020 г. члены жюри осуществляют экспертизу конкурсных материалов, поступивших на Конкурс, и определяют финалистов Конкурса по каждой номинации.
7.7. Конкурсные материалы, размещенные на сайте Конкурса позднее 20 января 2020 г., а также с нарушением требований к ним, не рассматриваются.
7.8. По результатам оценки работ 17 февраля 2020 г. на официальном сайте Федерального детского эколого-биологического центра (http://new.ecobiocentre.ru) и сайте Конкурса размещаются результаты участников федерального (заочного) этапа по каждой номинации.
7.9. Проведение финала Конкурса включает:
защиту конкурсной работы в номинациях для обучающихся в форме устных докладов перед жюри и участниками номинации (регламент до 10 минут);
защиту конкурсной работы в номинации для педагогов дополнительного образования в форме проведения мастер-класса продолжительностью 10 минут. Тема мастер-класса определяется участником в соответствии с тематикой модуля ДОП представленного на федеральный заочный этап Конкурса);
образовательную и культурную программу;
награждение победителей и призеров Конкурса.
7.10. В случае невозможности участия (по объективным причинам) в финале Конкурса, участник может быть заменен следующим в рейтинге по результатам федерального (заочного) этапа Конкурса в данной номинации.
7.11. Конкурсные работы должны соответствовать условиям Конкурса и требованиям к оформлению (приложение 2).
7.12. К участию в Конкурсе не допускаются работы:
реферативные, содержание которых основано только на анализе литературных источников или на сведениях, предоставленных различными организациями и ведомствами;
проектные;
не соответствующие содержанию Конкурса и его номинаций;
авторов, возраст которых не соответствует категории, к которой отнесена номинация;
занявшие призовые места на других конкурсных мероприятиях всероссийского уровня, проводимых ранее;
имеющие признаки плагиата.
Данные материалы не оцениваются и снимаются с размещения на сайте Конкурса.
7.13. Официальная информация о Конкурсе размещается на официальном сайте Федерального детского эколого-биологического центра (http://ecobiocentre.ru), на официальном сайте Конкурса: http://uios.ecobiocentre.ru/, в официальной группе "Вконтакте" - "Федеральный детский эколого-биологический центр" (https://vk.com/ecobiocentre), а также на официальных сайтах и в группах в социальных сетях региональных операторов Конкурса. Официальные хештеги Конкурса #ЮИОС 2020, #ДрузьяЗемли.
7.14. От одного автора может быть принято на Конкурс не более одной работы.
7.15. Участие в Конкурсе рассматривается как согласие на размещение конкурсных материалов в средствах массовой информации, информационных порталах и социальных сетях.
7.16. По итогам федерального (заочного) этапа определяются участники финала Конкурса:
9 региональных участников каждой номинации, набравших наибольшее количество баллов;
1 участник из категории "самовыдвиженец".
Оргкомитет Конкурса оставляет за собой право в отдельных случаях по отдельным номинациям изменять квоту участников в категории "самовыдвиженец".
7.17. На каждом этапе Конкурса экспертиза конкурсных работ проводится в соответствии с критериями оценки (Приложение 3).
8. Подведение итогов Конкурса
8.1. Победители и призеры региональных этапов Конкурса награждаются организаторами региональных этапов.
8.2. Всем участникам финала Конкурса вручаются сертификаты участника Конкурса.
8.3. Участники финала Конкурса, набравшие наибольшее количество баллов в каждой номинации, объявляются победителями Конкурса с вручением соответствующего диплома и памятного приза.
8.4. Участники, следующие после победителей в рейтинге по результатам финала Конкурса в каждой номинации, объявляются призерами Конкурса (2-е и 3-е место) с вручением соответствующих дипломов и памятных призов.
8.5. Участники, показавшие высокие результаты, но не вошедшие в число призеров, объявляются дипломантами Конкурса (по решению жюри).
8.6. Предусматривается награждение поощрительными призами отдельных участников Конкурса в соответствии с решением жюри.
8.7. Руководители конкурсных работ победителей, призеров и дипломантов Конкурса награждаются грамотами.
8.8. Оргкомитет Конкурса вправе установить поощрительные и специальные призы.
8.9. Решение жюри обжалованию не подлежит.
9. Финансирование Конкурса
9.1. Средства на проведение Конкурса формируются в пределах бюджетных ассигнований федерального и регионального бюджетов, а также из внебюджетных источников.
9.2. Расходы по направлению участников на финал Конкурса (проезд к месту проведения и обратно, питание в пути, страхование участников, проживание и питание в дни проведения финала Конкурса) осуществляются за счет средств направляющей стороны.
10. Заключительные положения
Вопросы, не отраженные в настоящем Положении, решаются Оргкомитетом Конкурса, исходя из своей компетенции в рамках сложившейся ситуации и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
И.о. директора федерального |
В.Е. Менников |
Согласовано
Директор Департамента |
И.А. Михеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о Всероссийском конкурсе юных исследователей окружающей среды (с международным участием) (утв. Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования "Федеральный детский эколого-биологический центр")
Текст положения опубликован в журнале "Вестник образования", январь 2020 г., N 1