Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
города Железногорска
от 19 декабря 2019 г. N 2527
Бюджетный прогноз
города Железногорска на период до 2025 года
1. Введение
Бюджетный прогноз города Железногорска на период до 2025 года (далее - бюджетный прогноз) разработан в соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком разработки и утверждения бюджетного прогноза города Железногорска на долгосрочный период, утвержденным постановлением администрации города Железногорска от 21.09.2015 N 2516.
Разработка долгосрочных бюджетных прогнозов повышает обоснованность принимаемых в этой сфере решений, давая возможность всесторонне оценить их отдаленные последствия. Достижению данной цели способствует прозрачность бюджетной политики: обнародование и широкое общественное обсуждение результатов долгосрочного бюджетного планирования.
Долгосрочное планирование может стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для необоснованного роста расходов.
Таким образом, долгосрочное бюджетное планирование способно сыграть важную роль в повышении макроэкономической сбалансированности и качества бюджетной политики города в целом.
Кроме этого, долгосрочное планирование дает возможность сформулировать приоритетные задачи, оценить необходимые ресурсы для их реализации и определить возможные источники этих ресурсов.
2. Основные итоги развития бюджетной политики города Железногорска
С каждым годом роль бюджета как важнейшего инструмента социально-экономической политики в городе Железногорске непрерывно возрастает, что связано с проводимой бюджетной политикой по мобилизации собственных доходов на основе экономического роста и развития налогового потенциала, концентрации средств на решение социальных и экономических задач, повышение эффективности бюджетного процесса.
Основанное на современных принципах, эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других приоритетов социально-экономического развития города Железногорска.
В предшествующие годы осуществлялось активное развитие бюджетной политики города Железногорска, итогом которого стали:
создание четкой нормативной правовой регламентации процесса формирования и исполнения бюджета города Железногорска, осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств;
осуществление перехода от годового к среднесрочному формированию бюджета города Железногорска на трехлетний период;
модернизация системы бюджетного учета и отчетности;
обеспечение публичности бюджетного процесса города Железногорска;
осуществление автоматизации бюджетного процесса города Железногорска;
создание системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета города Железногорска.
Бюджетная политика города Железногорска осуществлялась в рамках Программы оздоровления государственных финансов Курской области, утвержденной постановлением Администрации Курской области от 26.09.2018 N 778-па.
Бюджет города Железногорска на 2019 год был основан на действующих муниципальных программах города Железногорска.
Бюджет города Железногорска на 2019 год сформирован не только по программам и подпрограммам, но и по основным мероприятиям, что позволило обеспечить увязку расходов бюджета с конкретными программными мероприятиями, а также предоставило возможность оценки достижения целей, задач и результатов реализации муниципальных программ. Кроме этого, это способствует повышению открытости информации о структуре и направлениях бюджетных расходов.
Ответственными исполнителями муниципальных программ ежегодно проводится доработка по увязке целей и задач муниципальных программ города Железногорска с целевыми показателями, установленными Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, дорожными картами и показателями прогноза социально-экономического развития города Железногорска.
3. Цели и задачи реализации бюджетной и налоговой политики города Железногорска на долгосрочный период
Бюджетная политика города Железногорска должна быть главным образом направлена на обеспечение социальной и экономической стабильности города, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города Железногорска.
Основными приоритетными направлениями бюджетной политики города Железногорска являются улучшение качества жизни людей, адресное решение социальных проблем, повышение качества муниципальных услуг, создание условий для модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности.
Основные задачи бюджетной политики города Железногорска:
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города Железногорска;
повышение качества управления общественными финансами, эффективности расходования бюджетных средств;
совершенствование муниципальных программ и достижение поставленных целей, для реализации которых имеются необходимые ресурсы;
повышение эффективности предоставления муниципальных услуг;
совершенствание муниципальной социальной поддержки граждан на основе применения принципа нуждаемости и адресности;
недопущение кредиторской задолженности по заработной плате;
усиление внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
повышение открытости и прозрачности информации об управлении общественными финансами, расширение практики общественного участия при обсуждении и принятии бюджетных решений.
Налоговая политика города Железногорска соответствует приоритетным направлениям развития налоговой системы Курской области и Российской Федерации в целях создания условий для устойчивого экономического роста.
Налоговая политика на долгосрочную перспективу будет обеспечивать преемственность целей и задач налоговой политики предыдущих периодов и ориентирована на формирование благоприятных условий для развития инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории города Железногорска, а также на сохранение социальной стабильности в обществе.
4. Прогнозирование доходов
Формирование налоговых и неналоговых доходов бюджета города Железногорска на 2020 - 2025 годы произведено с учетом прогноза социально-экономического развития города Железногорска на долгосрочный период до 2025 года (базовый вариант) и действующих основных направлений налоговой и бюджетной политики.
Прогнозирование налоговых и неналоговых доходов осуществлялось отдельно по каждому виду налога или сбора в условиях хозяйствования города (налогооблагаемая база, темпы роста (снижения) фонда оплаты труда, индексы-дефляторы цен промышленной продукции и др.), а также с учетом фактического поступления доходов за предыдущие периоды и предложений главных администраторов доходов бюджета города.
При расчете налоговых и неналоговых доходов были учтены изменения действующего налогового и бюджетного законодательства:
- по мере расширения сферы применения патентной системы налогообложения, с 2021 года предполагается полная отмена системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- передача с 2020 года из федерального бюджета в местные бюджеты 5 процентов платы за негативное воздействие на окружающую среду.
По налогу на доходы физических лиц учтено утверждение единого норматива отчисления в размере 15 процентов, а также расчет долгосрочного прогноза по налогу осуществлен исходя из индекса-дефлятора, характеризующего темп роста фонда заработной платы.
Основными налоговыми доходными источниками бюджета города Железногорска по-прежнему останутся налог на доходы физических лиц и земельный налог.
В структуре неналоговых доходов бюджета города основной удельный вес занимают доходы от использования имущества, платежи при пользовании природными ресурсами, а также доходы от оказания платных услуг (работ).
Поступления по неналоговым доходам на период 2020 - 2025 годы запланированы согласно данным главных администраторов доходов бюджета города Железногорска.
Структура и динамика доходной части бюджета города Железногорска за период 2019 - 2025 годов характеризуется следующими показателями:
|
|
|
|
|
млн. руб. |
Показатель |
2019 год |
Удельный вес в общей сумме доходов |
2025 год |
Удельный вес в общей сумме доходов |
Динамика за период 2019 - 2025 годов (%) |
Доходы |
2906,0 |
100,0 |
2437,7 |
100,0 |
83,9 |
1. Налоговые и неналоговые доходы |
891,0 |
30,7 |
1310,0 |
53,7 |
147,0 |
1.1. Налоговые доходы |
648,5 |
22,3 |
1072,1 |
44,0 |
165,3 |
1.2. Неналоговые доходы |
242,5 |
8,3 |
237,9 |
9,7 |
98,1 |
2. Безвозмездные поступления |
2015,0 |
69,3 |
1127,7 |
46,2 |
56,0 |
Структура и динамика налоговых и неналоговых доходов бюджета города Железногорска за период 2019 - 2025 годов характеризуется следующими показателями:
|
|
|
|
|
млн. руб. |
Показатель |
2019 год |
Удельный вес в общей сумме доходов |
2025 год |
Удельный вес в общей сумме доходов |
Динамика за период 2019 - 2025 годов (%) |
Налоговые и неналоговые доходы |
891,0 |
100,0 |
1310,0 |
100,0 |
147,0 |
1.1. Налоговые доходы |
648,5 |
72,8 |
1072,1 |
81,8 |
165,3 |
налог на доходы физических лиц |
307,6 |
34,5 |
775,3 |
59,2 |
252,0 |
земельный налог |
257,0 |
28,8 |
257,0 |
19,6 |
100,0 |
единый налог на вмененный доход |
56,0 |
6,3 |
- |
- |
0,0 |
1.2. Неналоговые доходы |
242,5 |
8,3 |
237,9 |
18,2 |
98,1 |
Основными налоговыми доходными источниками бюджета по-прежнему останутся налог на доходы физических лиц и земельный налог. Удельный вес данных налогов составит в 2025 году в общем объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета города в среднем 78,8%. С 2021 года согласно федеральному законодательству отменяется единый налог на вмененный доход, доля которого составляла 6,3% в общей сумме налоговых доходов бюджета.
Рост поступлений по налоговым доходам за период 2019 - 2025 годы с учетом утвержденных показателей по прогнозу социально-экономического развития города Железногорска составит 165,3%.
В структуре неналоговых доходов бюджета города Железногорска основной удельный вес (96,7%) занимают доходы от использования имущества, платежи при пользовании природными ресурсами, а также доходы от оказания платных услуг. С учетом особенностей исчисления и уплаты указанных платежей поступления по неналоговым доходам ожидаются к 2025 году с уменьшением на 2,0%.
5. Планирование расходов
Планирование расходов в среднесрочном периоде осуществлялось в соответствии с методикой планирования бюджетных ассигнований бюджета города Железногорска на очередной финансовый год и плановый период.
Основными приоритетами при формировании параметров стали максимальное обеспечение устойчивости, стабильности бюджета в среднесрочном и долгосрочном периодах, безусловное финансовое обеспечение задач, поставленных Президентом РФ в майских указах, повышение эффективности бюджетных расходов.
Динамика расходной части бюджета города Железногорска за период 2019 - 2025 годов характеризуется следующими показателями:
|
|
|
млн. руб. |
Показатель |
2019 год |
2025 год |
Динамика за период 2019 - 2025 годы (%) |
Расходы |
2 992,3 |
2 467,7 |
82,5 |
Структура и динамика расходов бюджета города Железногорска за период 2019 - 2025 годов характеризуется следующими показателями:
|
|
|
|
млн. руб. |
Показатель |
2019 год |
Удельный вес в общей сумме расходов (%) |
2025 год |
Удельный вес в общей сумме расходов (%) |
Расходы всего |
2 992,3 |
100,0 |
2 467,7 |
100,0 |
Общегосударственные вопросы |
197,4 |
6,6 |
352,8 |
14,30 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
22,6 |
0,8 |
17,3 |
0,70 |
Национальная экономика |
136,9 |
4,6 |
44,8 |
1,82 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
183,2 |
6,1 |
114,5 |
4,64 |
Образование |
1868,9 |
62,5 |
1330,9 |
53,93 |
Культура, кинематография |
111,1 |
3,7 |
111 |
4,50 |
Здравоохранение |
3,4 |
0,1 |
1,1 |
0,04 |
Социальная политика |
317,4 |
10,6 |
331,5 |
13,43 |
Физическая культура и спорт |
119,6 |
4,0 |
121,7 |
4,93 |
Средства массовой информации |
7,0 |
0,2 |
6,6 |
0,27 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
24,8 |
0,8 |
35,5 |
1,44 |
Расходы бюджета города Железногорска определены исходя из оценки доходов бюджета города Железногорска до 2025 года с учетом ограничений размера дефицита бюджета, установленных бюджетным законодательством.
На параметры бюджета города Железногорска и его структуру оказывает влияние неполное распределение межбюджетных трансфертов из федерального и областного бюджетов.
Расходы социального характера занимают наибольший удельный вес в общих расходах, что говорит о социальной направленности бюджета.
Расходы бюджета города Железногорска сформированы в рамках муниципальных программ и непрограммных направлений деятельности.
В соответствии с Перечнем муниципальных программ города Железногорска, утвержденным постановлением администрации города Железногорска, на территории города Железногорска реализуются 16 муниципальных программ.
Долгосрочным бюджетным прогнозом устанавливаются предельные объёмы ("потолки") расходов бюджета города Железногорска на реализацию муниципальных программ на период до 2025 года (приложение N 2).
Кроме этого при формировании расходной части бюджета города Железногорска до 2025 года ежегодно предусмотрены непрограммные расходы, не распределяемые по муниципальным программам города Железногорска.
Несмотря на индикативный характер, данные показатели позволят спрогнозировать распределение расходов, определить предельные объемы расходов на реализацию каждой из муниципальных программ в увязке с прогнозом основных бюджетных параметров, создать стимулы для выявления и использования резервов в целях перераспределения расходов и повышения эффективности использования бюджетных средств.
Долгосрочное бюджетное планирование позволит перейти к полноценному использованию программно-целевых методов управления за счет повышения предсказуемости и стабильности расходов на реализацию муниципальных программ.
Предельные объемы "потолки" расходов могут ежегодно увеличиваться за счёт нераспределенных средств (как правило, только в отношении проектов, не влекущих возникновения "длящихся" расходных обязательств) с соответствующей корректировкой целевых индикаторов конкретных муниципальных программ.
6. Управление муниципальным долгом города Железногорска
При планировании долговой политики на период до 2025 года Администрация города Железногорска стремится к тому, чтобы муниципальный долг, темпы его роста и структура не снижали уровня кредитоспособности города и возможности обеспечить социально-экономическое развитие города Железногорска.
В качестве источников заемных ресурсов прогнозируется использование:
- бюджетных кредитов на пополнение остатков средств бюджета, предоставляемых Управлением Федерального казначейства по Курской области;
- кредитов кредитных организаций для погашения долговых обязательств города Железногорска и финансирования дефицита бюджета города Железногорска.
Привлечение кредитов кредитных организаций планируется осуществлять с учетом складывающейся на рынке конъюнктуры, в основном в форме возобновляемых кредитных линий, что позволит в случае возникновения кассовых разрывов привлекать и погашать кредитные ресурсы в кратчайшие сроки, а также обеспечит экономию средств бюджета города Железногорска на обслуживание муниципального долга.
Заимствования кредитных ресурсов могут быть обеспечены путем проведения открытых аукционов в электронной форме на оказание услуг по привлечению кредитов с целью финансирования дефицита бюджета города Железногорска и погашения долговых обязательств муниципального образования "город Железногорск" в соответствии с действующим законодательством.
Приоритетной задачей остается поддержание кредитного рейтинга города Железногорска с целью улучшения условий заимствований.
Расходы на обслуживание муниципального долга прогнозируются исходя из условий действующих контрактов с кредитными организациями, соглашений с Управлением Федерального казначейства по Курской области, а также прогнозируемого объема муниципального долга.
Взвешенная долговая политика города Железногорска предусматривает привлечение заемных средств для финансирования дефицита бюджета и погашения долговых обязательств города Железногорска только при крайней необходимости и с правом досрочного погашения, с соблюдением бюджетных ограничений по дефициту, самому муниципальному долгу и расходам на его обслуживание.
7. Оценка и минимизация бюджетных рисков
В условиях неопределенности процесс планирования и исполнения бюджета города Железногорска сопряжен с возникновением рисков, приводящих к отклонению фактически полученных бюджетных показателей от запланированных назначений.
На развитие города Железногорска и на его обеспеченность финансовыми ресурсами оказывают влияние бюджетные риски, которые также оказывают влияние и на организацию бюджетного процесса в городе Железногорске.
Можно выделить следующие бюджетные риски:
1. Риск расходной части бюджета - это возможность отклонения фактических бюджетных назначений по расходам от плановых по величине и времени исполнения: недофинансирование или превышение первоначально запланированных объемов финансирования, направляемых на реализацию обязательств.
2. Риск доходной части бюджета - это возможность неполного и несвоевременного получения доходов: поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также образование кредиторской задолженности из-за недофинансирования мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.
3. Риск несбалансированности бюджета. Этот риск возникает при исполнении бюджета города Железногорска с разными величинами доходов и расходов. Возможность получения дефицита или профицита при исполнении бюджета должна рассматриваться как рисковая. Оценка ее в таком качестве позволяет заблаговременно прогнозировать рост или сокращение кредиторской задолженности, введение или отмену налогов, формировать программу по оздоровлению муниципальных финансов или программу заимствований.
4. Риск долговой нагрузки на бюджет города Железногорска. Долговая политика, являясь важной частью проводимой бюджетной политики города Железногорска, оказывает непосредственное влияние на формирование расходов будущих периодов. Долговая нагрузка является одной из наиболее значимых составляющих в рейтинге кредитоспособности города.
В целях минимизации вышеперечисленных рисков в городе Железногорске
проводится постоянная работа:
- по мобилизации собственных доходов в бюджет города Железногорска;
- по проведению анализа муниципальных функций (услуг), предоставляемых в социальной сфере органами местного самоуправления города на предмет выявления избыточных и дублирующих функций (услуг);
- по оптимизации расходов бюджета.
Несмотря на сложившиеся сложные условия социально-экономического развития города Железногорска, будет продолжена проводимая работа по минимизации бюджетных рисков.
8. Показатели прогноза социально-экономического развития города Железногорска на период до 2025 года
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Прогноз по годам |
|||||
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг |
млн. руб. |
142410,3 |
151297,9 |
150269,6 |
155388,4 |
161927,2 |
167118,6 |
(в действующих ценах каждого года) | |||||||
по полному кругу предприятий | |||||||
Индекс физического объема |
% |
99,8 |
102,4 |
97,8 |
100,2 |
100,2 |
100,2 |
Индекс-дефлятор цен |
% |
104,9 |
103,8 |
101,5 |
103,2 |
104,0 |
103,0 |
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" |
млн. руб. |
650,5 |
687,3 |
724,0 |
763,0 |
803,3 |
843,2 |
(в действующих ценах каждого года) | |||||||
по крупным и средним организациям | |||||||
Индекс физического объема |
% |
100,3 |
100,2 |
100,2 |
100,2 |
100,0 |
99,7 |
Индекс-дефлятор цен |
% |
105,5 |
105,4 |
105,1 |
105,2 |
105,3 |
105,3 |
Оборот розничной торговли |
млн. руб. |
8887,4 |
9834,3 |
10912,6 |
11803,1 |
12790,8 |
13861,1 |
(в действующих ценах каждого года) | |||||||
по крупным и средним организациям | |||||||
Индекс физического объема |
% |
106,0 |
106,5 |
106,8 |
104,0 |
104,2 |
104,2 |
Индекс-дефлятор цен |
% |
106,6 |
103,9 |
103,9 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
Оборот общественного питания |
млн. руб. |
305,6 |
335,3 |
369,7 |
399,8 |
433,7 |
471,3 |
(в действующих ценах каждого года) | |||||||
по крупным и средним организациям | |||||||
Индекс физического объема |
% |
105,0 |
105,5 |
106,0 |
104,0 |
104,3 |
104,5 |
Индекс-дефлятор цен |
% |
103,7 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
Объем платных услуг населению |
млн. руб. |
1929,5 |
2105,0 |
2307,5 |
2500,6 |
2720,3 |
2959,2 |
(в действующих ценах каждого года) | |||||||
по крупным и средним организациям | |||||||
Индекс физического объема |
% |
104,0 |
104,5 |
105,0 |
104,0 |
104,5 |
104,5 |
Индекс-дефлятор цен |
% |
104,2 |
104,4 |
104,4 |
104,2 |
104,1 |
104,1 |
Фонд оплаты труда |
млн. руб. |
16337,4 |
17360,1 |
18206,3 |
18850,4 |
19493,6 |
20154,9 |
по полному кругу предприятий | |||||||
Темп роста (снижения) к предыд. году |
% |
105,4 |
106,3 |
104,9 |
103,5 |
103,4 |
103,4 |
Среднесписочная численность работников организаций |
чел. |
38153,5 |
38465,4 |
38859,4 |
39142,9 |
39356,0 |
39555,7 |
(без внешних совместителей) | |||||||
Темп роста (снижения) к предыд. году |
% |
100,8 |
100,8 |
101,0 |
100,7 |
100,5 |
100,5 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.