Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Общие положения
1. Муниципальная программа Сургутского района "Совершенствование жилищно-коммунального хозяйства в Сургутском районе" (далее - муниципальная программа) разработана в целях реализации закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 N 347-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Жилищно-коммунальный комплекс и городская среда", Устава Сургутского района, постановления администрации Сургутского района от 04.06.2019 N 2168 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ Сургутского района", постановления администрации Сургутского района от 28.06.2019 N 2502 "Об утверждении плана реализации стратегии социально-экономического развития Сургутского района до 2030 года", распоряжения администрации Сургутского района от 28.06.2019 N 415-р "Об утверждении перечня муниципальных программ Сургутского района", решения Думы Сургутского района от 17.12.2018 N 591 "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Сургутского района до 2030 года".
2. Характеристика текущего состояния сферы социально-экономического развития по направлению реализации муниципальной программы
Сфера жилищно-коммунального хозяйства являясь важнейшим элементом народного хозяйства, играет важную социальную, экономическую и экологическую роль в жизни современного общества.
В первую очередь отрасль жилищно-коммунального хозяйства призвана обеспечивать комфортные условия жизнедеятельности населения.
Для того, чтобы обеспечить комфортные условия жизнедеятельности населения функционирование отрасли должно осуществляться независимо от политической и экономической обстановки как в стране, так и районе.
Стабильность работы и уровень предоставляемых услуг жилищно-коммунального комплекса непосредственно оказывают влияние на качество жизни населения и развития экономики Сургутского района.
Жилищно-коммунальный комплекс до сих пор является зоной повышенных социально-экономических и политических рисков. Нельзя считать решённой задачу обеспечения качества предоставляемых коммунальных услуг. Остро стоит задача повышения энергетической эффективности, снижения расходов энергетических ресурсов при предоставлении коммунальных услуг.
Коммунальное хозяйство.
Коммунальные услуги в районе оказывают 10 организаций коммунального комплекса различных форм собственности.
Теплоснабжение населённых пунктов района осуществляется 27 муниципальными котельными с максимальной мощностью - 861,81 Гкал/час, присоединённая нагрузка - 362,77 Гкал/час, оборудование - 138 водогрейных котлов и 2 паровых котла.
В Сургутском районе функционируют - 67 центральный тепловой пункт (далее - ЦТП): используется для подогрева холодной воды на нужды горячего водоснабжения, а также предназначены для регулирования параметров температуры теплоносителя и горячей водой многоэтажных жилых домов по независимой схеме. Нагрев воды производится в кожухотрубчатых и пластинчатых теплообменниках.
Основным видом топлива для котельных является попутный нефтяной газ, резервное топливо - сырая нефть, дизельное топливо, а также вторая нитка газоснабжения. 3 котельные (сельское поселение Лямина, сельское поселение Сытомино, посёлок Высокий Мыс) - на нефти.
Газоснабжение Сургутского района осуществляется на базе попутного нефтяного отбензиненного газа, поступающего от ПАО "Сургутнефтегаз" и ООО "Газпром межрегионгаз Север".
Из магистральных газопроводов в распределительную сеть газ подаётся через газораспределительные станции, газораспределительные пункты. Газораспределительная сеть района трёхступенчатая, т.е. используются газопроводы высокого, среднего и низкого давления, газопроводы являются собственностью компаний по добыче и сбыту нефти и газа.
Потребителями природного газа являются котельные Сургутского района, для снижения давления и автоматического поддержания его на заданном уровне в котельных установлены газорегуляторные пункты. Объём газа, используемого в качестве топлива для нужд котельных в 2018 году составил примерно - 127 289 тыс. м3/год.
Котельное оборудование в некоторых населённых пунктах (городское поселение Федоровский, сельское поселение Локосово, городское поселение Белый Яр, сельское поселение Солнечный, сельское поселение Ульт-Ягун, городское поселение Лянтор) введено в эксплуатацию в период с 1983 года по 1989 год и выработало свой парковый ресурс. Износ котельного оборудования составляет: городское поселение Лянтор (котельная N 1) - 79%, сельское поселение Нижнесортымский - 70%, сельское поселение Солнечный - 84%, сельское поселение Угут - 76%, деревня Сайгатина - 79%, посёлок Высокий Мыс - 45 97%, городское поселение Федоровский - 68%, сельское поселение Локосово - 85% (котельная N 1). Для увеличения срока службы котельных ежегодно проводятся капитальные ремонты котлов со 100% заменой трубной части. Кожухотрубные теплообменники, отработавшие свой ресурс заменяются на оборудование нового поколения - пластинчатые теплообменники. Оборудование ЦТП работает более 20 лет, отсутствует регулирование параметров теплоносителя, для улучшения качества услуги горячего водоснабжения эксплуатирующая организация устанавливает регуляторы температуры.
Тепловая энергия подаётся потребителям муниципального образования по магистральным тепловым сетям Ду 250 - 1000 мм и внутриквартальным сетям Ду 50 - 250 мм.
Протяжённость тепловых сетей, находящихся в эксплуатации, составляет 403 км в двухтрубном исчислении на 01.01.2019.
Регулирование отпуска тепла - центральное качественное:
- отопительный температурный график 95 - 70 град. C;
- отопительный температурный график 110 - 70 град. C;
- расчётная температура наружного воздуха -43 град. C;
- способ прокладки тепловых сетей - подземная прокладка и надземная.
- норматив технологических потерь при передаче тепловой энергии в среднем по Сургутскому району на 2018 год составил 20,5% (расчётный норматив 13,7%).
Год прокладки тепловых сетей в основном с 1985 года по 1989 год. В процентном соотношении от общей протяжённости трубопроводов отопления и горячего водоснабжения износ составляет 65%.
Фактический показатель, отражающий количество порывов на 1 км сети в год составляет 3,87, что значительно превышает показатель 2012 года 0,7. Порывы происходили, в основном, на участках, проложенных более 15-20 лет назад.
В результате реализации мероприятия значение показателя по количеству порывов не должно превышать 0,1 аварии на 1 км сети. Для достижения этого требуются инвестиции на замену не менее 50% сетей.
Существующие проблемы сетей теплоснабжения:
- моральный износ оборудования;
- физический износ оборудования (износ котельного оборудования на многих котельных более 70%);
- отсутствие автоматизированных систем управления технологическим процессом;
- качественное регулирование параметров работы ЦТП труднодостижимо из-за изношенности передающих инженерных сетей, ветхого жилищного фонда и внутридомовых сетей;
- в районах планируемой застройки пропускная способность тепловых сетей ниже требуемой по подключённой нагрузке;
- нарушение гидравлических режимов тепловых сетей и соответственно нарушение режима работы и потери в системе отопления;
- высокий уровень фактических потерь в тепловых сетях;
- высокий уровень затрат на эксплуатацию сетей тепловодоснабжения;
- отсутствие автоматического переключения на электрических вводах котельных на всех котельных городское поселение Белый Яр, сельское поселение Солнечный, городское поселение Барсово, сельское поселение Угут, посёлок Высокий Мыс, деревня Сайгатина, сельское поселение Локосово, городское поселение Федоровский, сельское поселение Русскинская, посёлок Тром-Аган;
Проблемы, препятствующие эффективному функционированию системы инженерной инфраструктуры муниципального образования Сургутский район:
1) Недостаточная надёжность работы системы теплоснабжения Сургутского района (высокая аварийность на сетях теплоснабжения, высокий уровень потерь при транспортировке тепловой энергии).
Причины возникновения проблемы:
- значительный уровень износа тепловых сетей, объектов системы теплоснабжения и недостаточный уровень замены ветхих сетей;
Доля тепловых сетей, нуждающихся в замене - 44,17%.
Фактический показатель, отражающий количество порывов на 1 км тепловых сетей за 2018 год, составляет 3,87 ед., что в значительной мере отражается на надёжность обеспечения бесперебойного теплоснабжения на территории Сургутского района. Порывы происходят, в основном, на участках, проложенных более 15 лет назад. Данные сети являются ветхими. В результате реализации мероприятия значение показателя по количеству порывов должно снизится до значения, обеспечивающего надёжность теплоснабжения на территории Сургутского района. Для достижения этого требуются инвестиции на замену не менее 50% сетей теплоснабжения.
Потери тепловой энергии включают превышение недобросовестными потребителями договорной тепловой нагрузки, а также отпуск тепловой энергии потребителям, не охваченным договорными отношениями. Данный фактор также в значительной мере влияет на недопоставку тепловой энергии потребителям на концевых участках тепломагистралей.
1) Необеспеченность потребителей отдельных поселений муниципального образования Сургутский район качественными услугами теплоснабжения.
2) Неэффективность выработки тепловой энергии в котельных.
Причины возникновения проблемы:
- наличие неэффективно работающих котельных;
- высокая степень износа оборудования в котельных.
3) Недостаточная надёжность работы системы водоснабжения, муниципального образования Сургутский район.
Причины возникновения проблемы:
- значительный уровень износа водопроводных сетей и недостаточный уровень замены ветхих сетей;
- высокий уровень износа объектов водопроводного хозяйства.
Водоснабжение муниципального образования Сургутский район осуществляется по централизованной системе.
Существующая подача питьевой воды в Сургутском районе на нужды муниципального образования составляет 6 090,76 тыс. м3/сут., в т. ч.:
- населению - 3 163,51 тыс. м3/сут.;
- промпредприятиям и другим организациям - 2 926,95 тыс. м3/сут.;
- потери в водопроводных сетях - 768,9 тыс. м3/сут.
Подъём воды осуществляется из 19 водозаборных сооружений Сургутского района, общей производительностью 77,47 тыс. м3/сут., состоящих из 104 артезианских скважин.
Общая протяжённость сетей водоснабжения в муниципальном образовании Сургутский район в 2018 году составила 245,5 км. Доля водопроводных сетей, нуждающихся в замене, достаточно высока - 43,37%.
4) Недостаточная надёжность работы системы водоотведения, муниципального образования Сургутский район.
Общая протяжённость сетей водоотведения в муниципальном образовании Сургутский район в 2018 году составила 233,18 км. Доля изношенных канализационных сетей составляет 43,37%.
На сегодняшний день в Сургутском районе насчитывается 65 канализационных насосных станций (далее - КНС) и 6 сооружений очистки сточных вод общей производительностью 32,4 тыс. м3/сут. Очистку проходят 10,7 тыс. м3/сут. сточных вод.
По-прежнему имеется потребность в реконструкции очистных сооружений, и кроме того в строительстве канализационно-очистных сооружений.
Оборудование очистки имеет моральный и физический износ близкий к 100%, поскольку проектирование и строительство объектов более 30 лет назад в экономических условиях периода 80-х годов. Проектирование КОС предполагало очистку хозяйственно - фекальных стоков от жизнедеятельности населения. С течением времени, и изменения уровня жизни, потребителей и потребления изменился, как химический, так и биологический состав сточных вод, так и их концентрация - это изменение технологий очистки.
Таким образом, несмотря на имеющиеся резервные мощности, продолжается сброс не нормативно очищенных вод, так как канализационные очистные сооружения выполнены по проектам 80-х годов. На КНС принята традиционная схема - механическая очистка.
Не предусмотрены сооружения доочистки от органических, взвешенных веществ.
За 2018 год пропущено через очистные сооружения 3 964,42 тыс. м3 сточных вод, из них нормативно очищенной - 1921,68 тыс. м3, недостаточно очищенной - 2 042,74 тыс. м3.
Жилищное хозяйство.
Жилищный фонд Сургутского района составляет 2 348,5 тыс. кв.м, в том числе обслуживаемый жилищный фонд составляет 1 937,59 тыс. кв.м или 82,50% от общего жилого фонда района; муниципальный жилищный фонд - 95,31 тыс. кв.м из общего объёма жилфонда.
На территории Сургутского района жилищный фонд непригодный для проживания составляет 465, 23 тыс. кв.м, что составляет 19,80% от общего жилищного фонда.
На 01.09.2019 рынок управления жилищным фондом выглядит следующим образом: всего в районе функционируют 27 управляющих организаций, в том числе:
- 21 коммерческих управляющих организаций;
- 2 управляющих организации являются муниципальными предприятиями, на долю которых приходится 44% от площади обслуживаемого жилищного фонда;
- 4 товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ), в управлении которых находится 6 многоквартирных домов (городского поселения Лянтор - 4 домов - 3 ТСЖ, городского поселения Белый Яр - 2 дома - 1 ТСЖ) - общая площадь 41 тыс. м2, что составляет 2,12% от всего обслуживаемого жилищного фонда.
Одним из приоритетов жилищной политики является обеспечение комфортных условий проживания и доступности жилищных услуг для населения. В настоящее время многоквартирным домам присущ ряд недостатков, который обусловлен следующими причинами:
- высокий уровень физического износа многоквартирных домов;
- недостаточность средств на выполнение работ капитального характера;
- недостаток организаций и предприятий эффективной формы по управлению многоквартирными домами.
Для разрешения обозначенной проблемы необходимо создание условий для эффективного управления многоквартирными домами и поставки качественных жилищно-коммунальных услуг; совершенствование тарифной политики; внедрение ресурсосберегающих технологий; снижение удельных издержек при оказании жилищных услуг, восстановление условий жизнеобеспечения и безопасности их потребителей.
Учитывая изношенность основных фондов, для поддержания жилищного фонда в работоспособном состоянии в Сургутском районе ежегодно выделялись и реализовывались средства, направленные на:
- поддержание объектов жилищной инфраструктуры в рабочем состоянии;
- обеспечение сохранности и увеличение срока эксплуатации жилищного фонда;
- приведение в надлежащее техническое состояние жилищного фонда;
- устранение неисправностей изношенных конструктивных элементов (в том числе их восстановление и замена) общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;
- повышение эффективности и надежности функционирования внутренних инженерных систем;
- внедрение ресурсосберегающих технологий;
- разработку эффективных механизмов управления жилищным фондом;
- обеспечение финансовой поддержки для создания эффективных объединений собственников жилья;
- формирование инвестиционной привлекательности жилищного комплекса;
- реализацию механизма софинансирования работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Таким образом, анализ современного состояния в жилищно-коммунальной сфере показывает, что основные конечные цели реализации муниципальной программы - обеспечение нормативного качества жилищно-коммунальных услуг и нормативной надёжности систем коммунальной инфраструктуры в Сургутском районе, повышение энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, оптимизация затрат на производство коммунальных ресурсов и затрат по эксплуатации жилищного фонда.
3. Цель муниципальной программы:
- повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса района, государственная поддержка модернизации жилищно-коммунального хозяйства.
4. Показатели конечных результатов цели муниципальной программы:
Показателями конечных результатов цели муниципальной программы являются:
- доля капитально отремонтированных, построенных и реконструированных инженерных сетей на 10 тыс. человек населения района, км на 10 тыс. человек;
- доля обслуживаемого жилищного фонда на 1 человека населения района, м2 на чел.
Целевые значения показателей конечных результатов цели муниципальной программы указаны в паспорте муниципальной программы и приведены в приложении 1 "Перечень целевых показателей и основных мероприятий с информацией по финансовому обеспечению" к настоящей муниципальной программе (далее - Приложение 1).
Порядок определения фактических значений показателей конечных результатов цели муниципальной программы:
Показатели конечных результатов цели (целей) муниципальной программы |
Расчёт показателя |
Источники данных для расчёта показателя |
Доля капитально отремонтированных, построенных и реконструированных инженерных сетей на 10 тыс. человек населения района, км на 10 тыс. человек |
отношение капитально отремонтированных, построенных и реконструированных инженерных сетей за отчётный год к среднегодовой численности населения района / 10 000 человек за отчётный год, км на 10 тыс. человек |
технический паспорт объекта инженерных сетей; статистическая форма 1-ТЕП "Сведения о снабжении теплоэнергией"; статистическая форма 1 водопровод (Сведения о работе водопровода (отдельной водопроводной сети)); "Сведения о работе канализации" (отдельной канализационной сети) (Форма N 1-канализация (годовая), код формы по ОКУД 0609235) |
Доля обслуживаемого жилищного фонда на 1 человека населения района, м2 на чел. |
отношение площади жилых домов, получивших муниципальную поддержку за счёт средств бюджета в текущем отчётном году к среднегодовой численности населения района за отчётный год, м2 на чел |
постановление администрации Сургутского района от 01.04.2016 N 988-нпа "Список непригодных и аварийных жилых домов, расположенных на территории Сургутского района"; форма отчётности муниципального унитарного предприятия "Расчётно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования Сургутский район" "Акт о приёмке выполненных работ"; технический паспорт на жилое помещение |
5. Задачи муниципальной программы:
1. Снижение сверхнормативного износа объектов коммунальной инфраструктуры района, обеспечение коммунальной инфраструктурой территорий, предназначенных для комплексного развития жилищного строительства;
2. Приведение жилищного фонда в соответствие с установленными законодательством санитарными и техническими правилами и нормами, обеспечение качественного управления в сфере жилищного хозяйства;
3. Обеспечение доступности для населения оплаты услуг организаций коммунального комплекса;
4. Обеспечение качества и эффективности управления в сфере жилищно-коммунального комплекса.
6. Показателями непосредственных результатов задач муниципальной программы:
Показателями непосредственных результатов задач муниципальной программы являются:
- доля потерь тепловой энергии, %;
- доля потерь в сетях водоснабжения, %;
- количество жилых домов, получивших муниципальную поддержку за счёт средств бюджета, ед;
- фактический уровень платы граждан, %;
- доля просроченной кредиторской задолженности по денежным обязательствам департамента, %.
Целевые (плановые) значения показателей непосредственных результатов задач муниципальной программы указаны в паспорте муниципальной программы и приведены в Приложении 1.
Порядок определения фактических значений показателей непосредственных результатов задач муниципальной программы:
Показатели непосредственных результатов задач муниципальной программы |
Расчёт показателя |
Источники данных для расчёта показателя |
Доля потерь тепловой энергии, % |
отношение показателя потери тепловой энергии и показателя отпущенной тепловой энергии за отчётный год, % |
статистическая форма 1-ТЕП "Сведения о снабжении теплоэнергией" |
Доля потерь в сетях водоснабжения, % |
отношение показателя утечки и неучтённого расхода воды и показателя поданной воды в сеть за отчётный год, % |
статистическая форма 1 водопровод (Сведения о работе водопровода (отдельной водопроводной сети)) |
Количество жилых домов, получивших муниципальную поддержку за счёт средств бюджета, ед |
сумма единиц жилых домов, получивших муниципальную поддержку за счёт средств бюджета за текущий отчётный год, ед |
реестр непригодного для проживания жилищного фонда |
Фактический уровень платы граждан, % |
отношение суммы начисленных платежей, по утверждённым ставкам и тарифам для населения к сумме начисленных платежей по утверждённым ставкам и тарифам для населения и объёма субсидии за жилищно-коммунальные услуги за текущий отчётный год, % |
приказы региональной службы по тарифам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на соответствующий период, постановление администрации Сургутского района "О применении тарифов для расчёта размера платы граждан за коммунальные по Сургутскому району" на соответствующий период |
Доля просроченной кредиторской задолженности по денежным обязательствам департамента, % |
отношение просроченной кредиторской задолженности по денежным обязательствам департамента к общей сумме кредиторской задолженности за текущий отчётный год, % |
форма 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" к годовой бюджетной и сводной бухгалтерской отчётности |
Достижение целей муниципальной программы определяется целевыми значениями показателей муниципальной программы, перечень которых представлен в таблице приложения 1.
Состав целевых показателей муниципальной программы определён, исходя из принципа необходимости и достаточности информации для характеристики достижения целей и решения задач муниципальной программы.
Значения целевых показателей муниципальной программы определены в следующем порядке.
7. Сроки и этапы реализации муниципальной программы
Реализация муниципальной программы рассчитана на период 2020 - 2025 годы.
8. Перечень подпрограмм муниципальной программы
Реализация поставленных целей и решение задач муниципальной программы планируется через проведение комплекса технических, организационно-управленческих и экономических мероприятий, сформированных в подпрограммы.
Подпрограммы муниципальной программы:
1. Подпрограмма 1 "Организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством, а также полномочий, переданных в соответствии с заключенными соглашениями".
2. Подпрограмма 2 "Организация содержания жилищного фонда в пределах полномочий, установленных законодательством, а также полномочий, переданных в соответствии с заключенными соглашениями".
3. Подпрограмма 3 "Поддержка финансово-экономической стабильности ресурсоснабжающих и теплосетевых организаций и соблюдение уровня роста платы граждан за коммунальные услуги".
4. Подпрограмма 4 "Финансовое обеспечение эффективности деятельности".
9. Финансовое обеспечение муниципальной программы:
Финансовое обеспечение муниципальной программы осуществляется за счёт средств бюджета Сургутского района.
Объёмы финансового обеспечения муниципальной программы по годам реализации муниципальной программы и по источникам финансового обеспечения указаны в паспорте муниципальной программы и приведены в Приложении 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.