Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 6. Молодежная политика
Сегодня во многих аспектах жизнедеятельности ведущая роль отводится молодежи как основному носителю ее инновационного потенциала. Но существуют проблемы, которые оказывают влияние на развитие сферы молодежной политики:
- сокращение общей численности молодежи и ее доли в численности населения города. Численность молодёжи в возрасте от 14 до 30 лет, проживающей на территории Нижнего Тагила (на 1 января 2019 года) составляет 63 296 человек;
- отсутствие сбалансированности в размещении инфраструктуры учреждений по работе с молодежью на территории города. В городе действует 2 учреждения по работе с молодежью: Муниципальное бюджетное учреждение "Городской Дворец молодежи" и муниципальное бюджетное учреждение "Музей памяти воинов-тагильчан, погибших в локальных войнах планеты";
- содержание, методы и технологии работы с молодежью не всегда определяются реальными потребностями молодых людей.
Организация и осуществление мероприятий по работе с молодежью осуществляется в рамках реализации муниципальной программы "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в городе Нижний Тагил до 2024 года", утвержденной постановлением Администрации города от 11.12.2013 N 2943 (с изменениями).
Финансирование мероприятий молодежной политики в 2018 году составило 3 276,2 тыс. рублей (2 687,0 тыс. рублей - местный бюджет, 600,00 тыс. рублей - областной бюджет). На реализацию мероприятий патриотической направленности выделено 2 013,1 тыс. рублей (1 400,0 тыс. рублей - местный бюджет и 613,0 тыс. рублей - областной бюджет).
Для выстраивания общей стратегии реализации молодежной политики управлением велась работа по взаимодействию с Департаментом молодежной политики Свердловской области.
В 2018 году пройдены отборы муниципальных образований Свердловской области, бюджетам которых из областного бюджета выделены субсидии:
- на обеспечение осуществления мероприятий по приоритетным направлениям работы с молодежью Свердловской области - 2 200,0 тыс. рублей (соглашение от 03.09.2018 N 4005-10/26);
- на подготовку молодых граждан к военной службе в 2018 году - 613,1 тыс. рублей (соглашение от 17.10.2018 N 37/2018-ПМО);
- на обеспечение жильем молодых семей (соглашение от 16.07.2018 N 65751000-1-2018-004). Для реализации подпрограммы из средств федерального бюджета выделено - 6473,8 тыс. рублей, из средств областного бюджета - 14790,8 тыс. рублей, средства местного бюджета составили - 15540,6 тыс. рублей.
- на предоставление региональной поддержки молодым семьям на улучшение жилищных условий (соглашение от 12.12.2018 N 40-05-01/11) из средств областного бюджета выделена сумма - 1 483 400 рублей, из местного бюджета - 6 059 400 рублей.
Осуществлялась работа по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710. По состоянию на 1 января 2018 года на учете нуждающихся в жилых помещениях находилось 518 молодых семей. Выплатами в размере 40% расчетной стоимости жилья в 2018 году обеспечено 34 семьи, из них 15 семей - многодетные. Общая сумма средств всех уровней бюджетов - 36,8 миллионов рублей, из них 15,5 миллионов рублей составили средства бюджета города.
По подпрограмме "Предоставление региональной поддержки молодым семьям на улучшение жилищных условий" государственной программы Свердловской области "Развитие молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2024 года", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 29 декабря 2017 года N 1047-ПП, выплату в размере 20% расчетной стоимости жилья в 2018 году получили 15 семей. Средства местного и областного бюджетов на реализацию подпрограммы составили 7,5 миллиона рублей, из них 6 миллионов рублей - средства местного бюджета (таблица N 7).
Численность молодежи в возрасте от 14 до 35 лет, проживающей на территории города Нижний Тагил, составляет 63 296 человек (по данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2019 года).
Функциями в сфере реализации прав молодежи и организации мероприятий по приоритетным направлениям молодежной политики наделено муниципальное бюджетное учреждение Управление по развитию физической культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Нижний Тагил.
Для эффективной работы в сфере молодежной политики функционируют два учреждения, подведомственные управлению:
- Муниципальное бюджетное учреждение "Городской Дворец молодежи";
- Муниципальное бюджетное учреждение "Музей памяти воинов-тагильчан, погибших в локальных войнах планеты".
Финансирование мероприятий молодежной политики, на реализацию проектов по приоритетным направлениям работы с молодежью в 2018 году составило 3 276,2 тысяч рублей (2 676,2 тысяч рублей - местный бюджет, 600,0 тысяч рублей - областной бюджет).
Проведение мероприятий по приоритетным направлениям молодежной политики осуществляется в рамках реализации муниципальной программы "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в городе Нижний Тагил до 2024 года", утвержденной постановлением Администрации города Нижний Тагил от 11.12.2013 N 2943.
По подпрограмме "Развитие потенциала молодежи" за счет средств, выделенных на проведение мероприятий и выполнение муниципального задания Муниципального бюджетного учреждения "Городской Дворец молодежи", в течение 2018 года проведено 280 культурно-массовых и досуговых мероприятий, в которых приняло участие 49 585 человек.
С целью развития общественной активности молодежи в реализации социально-значимых инициатив на условиях софинансирования проведен городской конкурс проектов молодых граждан "Твоя инициатива". Для рассмотрения в конкурсную комиссию было представлено 48 проектов молодых тагильчан. По итогам заседания конкурсной комиссии определены 16 проектов победителей, на общую сумму 800,0 тысяч рублей.
По вопросу профилактики деструктивного поведения подростков, рисков утраты здоровья, поддержки и помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на условиях софинансирования реализован проект "Безопасность жизни". На проведение мероприятий проекта выделены средства в размере 400,0 тысяч рублей из областного и местного бюджетов. В рамках проекта проведено 11 мероприятий по безопасности в сети "Интернет", по безопасности в социуме, по профилактике асоциальных заболеваний ВИЧ/СПИД, наркомании и иных зависимостей, дорожно-транспортного травматизма, с охватом 718 человек.
В течение года организован и проведен ряд мероприятий по приоритетным направлениям молодежной политики, посвященных знаковым событиям и памятным датам, в числе которых:
- развлекательная программа "Круче всех", посвященная Дню студента, участниками стали представители всех образовательных организаций города;
- фестиваль КВН "Кубок вызова" открытой лиги "МозгоБойня";
- серия квизов "Игры разума" для студентов и работающей молодежи;
- Кубок первокурсников по игре "Что? Где? Когда?";
- серии игр по проектам "Своя игра" и "Крылья";
- акция "Время побеждать!" в преддверии выборов Президента Российской Федерации в учреждениях профессионального образования;
- XXXIV открытый городской фестиваль имени С. Минина (поселок Антоновский), количество участников - более 5 тысяч;
- XVI городской фестиваль - конкурс "Молодая семья";
- IV ежегодный открытый командный турнир по базовым упражнениям "Сильные духом", турнир по уличной атлетике "Заряди себя" и региональный турнир по уличной атлетике "Пробуждение" совместно с молодежным объединением "Воркаут Нижний Тагил";
- VI Всероссийский Форум "Рабочая молодёжь", собравший более 300 молодых граждан со всей России;
- I торжественная встреча участников Всероссийского образовательного проекта "Ломоносовский обоз", количество участников - 250 старшеклассников, изучающих промышленные предприятия Урала и Сибири;
- городская акция "Молодежный экологический десант" (раздельный сбор мусора);
- 20-й городской слёт студенческих отрядов "Старт целины", тематическая неделя "Планета Целина";
- новогодний вечер в Муниципальном бюджетном учреждении "Городской Дворец молодежи" для студенческой и работающей молодёжи города.
Одним из главных событий отрасли является День молодежи. 30 июня 2018 года организован и проведен Единый выпускной в Нижнетагильском цирке, участниками которого стали выпускники 11-х классов. Организованы площадки по дворовым и настольными играми "Молодежное пространство", фестиваль "ГТО всей семьей", чемпионаты по пауэрлифтингу, армрестлингу, фитнесу и воркауту, уличным танцам, скейтбордингу, велосипедному мотокроссу, паркуру. На главной сцене прошли: фестиваль творчества студенческой и работающей молодежи "Соцветие талантов", праздничная программа "Молодость Тагила" и рок-концерт.
В 2018 году с целью формирования целостной системы выявления и поддержки инициативной и социально активной молодежи, обладающей лидерскими навыками, продолжена работа с учреждениями профессионального образования, молодежными организациями предприятий города. Организована работа Совета по делам молодежи при Главе города, городского студенческого Совета и Совета работающей молодежи.
В городе функционирует 15 учреждений профессионального образования, из которых: 13 начального и средне-специального образования, 2 учреждения высшего профессионального образования и 2 учреждения высшего профессионального образования, работающие на платной основе; обучается 22 415 студентов очной и заочной форм обучения и действует 13 молодежных организаций на предприятиях города.
С целью развития трудовой мотивации и эффективной организации занятости несовершеннолетних граждан в летний период организовано трудоустройство подростков в отряды мэра. На реализацию проекта "Трудовое лето" из местного бюджета выделено и исполнено 10 884,0 тысяч рублей. В 2018 году в отряды мэра трудоустроено 1 035 человек (72 отряда).
Оказана консультационная и методическая помощь по вопросам регистрации молодежного объединения, подготовки и презентации проектов, регистрации в Автоматизированной информационной системе "Молодежь". Организовано участие тагильской молодежи во Всероссийской форумной кампании 2018 года. В молодежных форумах приняли участие 95 тагильчан. Гранты на реализацию своих проектов получили 6 тагильчан, на общую сумму 1 450 000,0 рублей. 16 тагильчан приняли участие в образовательных сменах Центра поддержки талантливой молодежи - Сириус (город Сочи) и 47 подростков стали участниками образовательных смен регионального центра "Золотое сечение" (город Екатеринбург).
Обновлен реестр детских и молодежных общественных объединений, в котором зарегистрирована 41 организация, с общим количеством 18 102 человека. В реестр включены новые объединения: Молодежная общественная организация Молодежное патриотическое объединение "Гвардия" и "Нижнетагильская спелеосекция".
Среди некоммерческих организаций города проведен Фестиваль детских и молодежных общественных организаций города Нижний Тагил, в рамках которого впервые проведены:
- акция "Победа - одна на всех!" (автопробег медиа-экспедиции на раритетных автомобилях ГАЗ М-20 "Победа");
- проект "Зеленый фитнес".
Организована работа Молодежной общественной организацией "Волонтеры Нижнего Тагила". Без добровольцев этой организации сегодня не обходится ни одно региональное, федеральное и международное мероприятие. С 16 по 18 ноября на базе загородного оздоровительного лагеря "Уральский огонек" проведены обучающие сборы "Волонтер". 23 декабря 2018 года состоялась торжественная церемония награждения лучших добровольцев "Волонтер года".
В рамках реализации подпрограммы "Патриотическое воспитание молодых граждан" в течение года организовано и проведено 269 городских мероприятий с охватом 8 898 человек и 19 культурно-массовых мероприятий, направленных на формирование гражданской позиции молодежи, с общим охватом 2 166 человек. В 2018 году, впервые за последние несколько лет проведены оборонно-спортивные сборы допризывной молодежи.
В связи с юбилейными датами проведены торжественные мероприятия, посвященные 100-летию пограничных войск Российской Федерации и 100-летию Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. Организованы: посадка аллеи в парке "Народный", районные и городские митинги, выемка капсулы времени, торжественный прием Главы города ветеранов ВЛКСМ и торжественное мероприятие "Мы из комсомола" в Муниципальном бюджетном учреждении культуры "Нижнетагильский драматический театр имени Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Организована работа со студенческой и работающей молодежью. Сегодня в городе функционирует 15 учреждений профессионального образования (13-начального и средне-специального образования и 2 учреждения высшего профессионального образования), в которых обучается 22 415 студентов. На предприятиях действует 13 молодежных организаций (советов по работе с молодежью). За отчетный период проведено 4 заседания городского студенческого Совета, 3 заседания Совета работающей молодежи.
За счет средств областного и местного бюджетов проведен городской конкурс проектов молодых граждан "Твоя инициатива", победителями которого стали 15 проектов, на общую сумму 800,0 тыс. рублей (400,0 тыс. рублей - областной бюджет, 400,0 тыс. рублей - местный бюджет)
Несмотря на высокий туристский потенциал, туристские ресурсы Нижнего Тагила используются туроператорами недостаточно эффективно, увеличение туристского потока наблюдается слабо.
Индикатором повышения качества жизни населения, создания благоприятных условий для граждан Нижнего Тагила является рост численности постоянного населения. Мероприятия по увеличению рождаемости и сокращению естественной убыли населения обеспечили естественный прирост населения. Показатель средней продолжительности жизни населения при рождении Нижнего Тагила вырос до значения 68 лет, по итогам 2018 года.
Уровень жизни населения города характеризуются положительной динамикой по всем рассмотренным показателям: стабильно увеличивается средняя заработная плата, доход на душу населения, растут коэффициенты соотношения прожиточного минимума и среднедушевого дохода, заработной платы, трудовых пенсий.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций, по итогам 2018 года, составила 37 023,4 рублей/человека в месяц.
Физическая культура, спорт и молодежная политика в последние годы также показывает положительную динамику.
Одним из критериев оценки качества жизни населения является наличие и уровень обеспеченности объектами социального и культурно-бытового обслуживания, качество предоставляемых социальных услуг.
Оценка состояния социальной инфраструктуры и разработка предложений по ее развитию базируется на:
- анализе информации по количеству, емкости и расположению существующих объектов социальной инфраструктуры;
- анализе предложений по развитию социальной инфраструктуры, предусмотренных документами территориального планирования Нижнего Тагила, документами стратегического планирования развития территории Свердловской области и города Нижний Тагил, программами физической культуры, спорта и молодежной политики.
При анализе существующего состояния и разработке предложений по развитию социальной инфраструктуры использованы системный, маркетинговый, стратегический и градостроительные методические подходы. Это позволяет рассматривать социальную инфраструктуру как сложную многомодельную систему; адекватно оценивать и обосновывать направления развития системы социального обслуживания и ее отдельных объектов; вырабатывать прогнозы и определять мероприятия по решению оперативных задач развития инфраструктуры, разрабатывать инвестиционные проекты в сфере социального обслуживания населения города Нижний Тагил; определять оптимальное построение пространственно-территориальной структуры системы социального обслуживания населения.
Методической базой анализа, структуризации и последующей выработки принципов структурной пространственно-территориальной организации системы социального обслуживания стали принципы системного и логистического подходов, в частности такие как:
1) дифференциация - компонентов (объектов) социальной инфраструктуры по уровню обслуживания потребителей, по выполняемой функции (направления - сфера действия объектов), по значению (по уровню решаемых задач, по административно-территориальному признаку);
2) концентрация и интеграция отдельных компонентов в единую систему - что, с одной стороны, при интеграции различных направлений (сфер) социального обслуживания позволяет наиболее полно удовлетворить более широкий спектр социальных потребностей, с другой стороны - позволяет более рационально использовать территориальные, природные, финансовые (и иные) ресурсы;
3) "непрерывность" - организация единой, непрерывной социальной инфраструктуры, с созданием "сети" компонентов различного уровня действия, что позволяет обеспечить наиболее широкий и полный спектр обслуживания и обеспечить удовлетворение наибольшего числа групп потребителей.
Описание объектов физической культуры, спорта и молодежной политики с указанием количества объектов и мощностей, выполнено на основании исходных данных о действующей сети учреждений и организаций, по состоянию на начало 2018 года.
Выполнены работы по восстановлению муниципального автономного учреждения "Детский загородный оздоровительный лагерь "Золотой луг". С 2014 года в лагере осуществлен капитальный ремонт зданий и помещений. За 5 лет полностью отремонтирована столовая, медицинский блок, складские помещения, административный корпус, установлено частично новое ограждение по периметру. На территории лагеря построены спортивные плоскостные площадки (тренажеры, баскетбольная и волейбольная площадка). В настоящее время лагерь работает в летний период не только в направлении организации летнего отдыха и оздоровления детей, но и как центр спортивного развития, патриотического воспитания, развития одаренностей. В течение лета 2018 года в лагере было организовано 4 смены для 734 отдыхающих.
Доля детей в возрасте от 6,6 до 17 лет, оздоровленных в учреждениях отдыха и оздоровления, в общей численности детей в возрасте от 6,6 до 17 лет практически не изменилась - в 2018 году 6,3%, в 2014 году 5,9%.
Таблица 7
Предоставление молодым семьям муниципальной поддержки на приобретение (строительство) жилья в городе Нижний Тагил
Год |
Действующие программы на территории города Нижний Тагил |
Количество семей, подавших заявления о включении в Программу |
Количество семей, получивших социальную выплату |
Общая сумма выплат, тыс. рублей |
2014 |
Муниципальная программа "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в городе Нижний Тагил до 2020 года": Подпрограмма 7 "Предоставление молодым семьям социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в городе Нижний Тагил" |
113 |
39 |
39040,6 федеральный бюджет - 7158,0 областной бюджет - 16602,4 местный бюджет - 15280,2 |
Подпрограмма 8 "Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим на территории города Нижний Тагил, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) до 2015 года" |
|
7 |
4 066,3 областной бюджет - 3082,2 местный бюджет - 984,146 |
|
2015 |
Муниципальная программа "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в городе Нижний Тагил до 2020 года": Подпрограмма 7 "Предоставление молодым семьям социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в городе Нижний Тагил" |
66 |
34 |
36 271,2 федеральный бюджет - 7637,0 областной бюджет - 13355,1 местный бюджет - 15279,1 |
2016 |
Муниципальная программа "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в городе Нижний Тагил до 2020 года": Подпрограмма 7 "Предоставление молодым семьям социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в городе Нижний Тагил"; |
70 |
32 |
35 446,4 федеральный бюджет - 9325,0 областной бюджет - 9806,3 местный бюджет - 16 315,1 |
Подпрограмма 9 "Предоставление региональной поддержки молодым семьям на улучшение жилищных условий" |
|
18 |
7913,3 областной бюджет - 1704,6 местный бюджет - 6208,7 |
|
2017 |
Муниципальная программа "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в городе Нижний Тагил до 2020 года": Подпрограмма 7 "Предоставление молодым семьям социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в городе Нижний Тагил"; Подпрограмма 9 "Предоставление региональной поддержки молодым семьям на улучшение жилищных условий" |
|
19
14 |
20618,3
областной бюджет - 5178,0 местный бюджет - 15440,3 5871,7 областной бюджет - 969,7 местный бюджет - 4902,1 |
2018 |
Муниципальная программа "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в городе Нижний Тагил до 2020 года": Подпрограмма 7 "Предоставление молодым семьям социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в городе Нижний Тагил"; Подпрограмма 9 "Предоставление региональной поддержки молодым семьям на улучшение жилищных условий" |
|
34
14 |
36 805, 2 федеральный бюджет - 6 473,8 областной бюджет - 14 790,8 местный бюджет - 15 540,6 7 628,4 областной -1 483,4 местный бюджет -6 145,0 |
Таблица 8
Технико-экономические параметры детского загородного оздоровительного лагеря, подведомственного управлению по развитию физической культуры, спорта и молодежной политики
N |
Название учреждения |
Место нахождения, адрес мест осуществления образовательной деятельности |
Площадь, квадратный метр |
Площадь земельного участка, квадратный метр |
Проектная вместимость плановая, человек |
Вместимость фактическая (количество обучающихся) |
Год ввода |
Процент износа, % |
Описание здания |
1. |
Муниципальное автономное учреждение "Загородный детский оздоровительный лагерь "Золотой луг" |
622000, Российская Федерация, Свердловская область, район Пригородный, в районе поселок Анатольская |
3211,9 |
3748,4 |
183 в одну смену |
183 в одну смену |
1957 |
50 |
|
|
дом сторожа |
77,7 |
55,1 |
|
|
1957 |
|
одноэтажных шлакоблочный |
|
|
здание бани |
44,0 |
37,8 |
|
|
2016 |
|
одноэтажных шлакоблочный |
|
|
здание клуба |
220,8 |
183,3 |
|
|
1958 |
|
одноэтажных шлакоблочный |
|
|
здание котельной |
112,4 |
92,8 |
|
|
1958 |
|
одноэтажных шлакоблочный |
|
|
здание медпункта |
136,1 |
122,4 |
|
|
1958 |
|
одноэтажных шлакоблочный |
|
|
здание прачечной |
189,0 |
155,2 |
|
|
1958 |
|
одноэтажных шлакоблочный |
|
|
здание проходной |
32,0 |
8,3 |
|
|
1958 |
|
одноэтажных шлакоблочный |
|
|
здание проходной |
31,7 |
8,4 |
|
|
1958 |
|
одноэтажных шлакоблочный |
|
|
здание складских холодильных камер |
54,6 |
39,5 |
|
|
2015 |
|
одноэтажных шлакоблочный |
|
|
здание столовой |
405,4 |
357,1 |
|
|
1958 |
|
одноэтажных шлакоблочный |
|
|
здание сушилки |
42,7 |
26,3 |
|
|
1958 |
|
одноэтажных шлакоблочный |
|
|
здание трансформаторной подстанции |
76,8 |
62,3 |
|
|
1958 |
|
одноэтажных шлакоблочный |
|
|
здание туалета |
9,1 |
6,7 |
|
|
1958 |
|
одноэтажных шлакоблочный |
|
|
|
здание спального корпуса в |
210,4 |
139,4 |
|
|
1958 |
|
одноэтажных шлакоблочный |
|
здание спального корпуса N 1 |
523,4 |
821,4 |
|
|
1958 |
|
двухэтажный шлакоблочный |
|
|
здание спального корпуса N 3 |
523,6 |
816,2 |
|
|
1976 |
|
двухэтажный шлакоблочный |
|
|
здание спальный корпус N 2 |
522,2 |
816,2 |
|
|
1971 |
|
двухэтажный шлакоблочный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.