Нумерационный заголовок изменен с 2 января 2021 г. - Приказ Роструда от 20 ноября 2020 г. N 354-К
Приложение
к Порядку проведения аттестации
государственных гражданских служащих
Федеральной службы по труду и занятости
и ее территориальных органов
(с изменениями от 20 ноября 2020 г.)
Рекомендации по оценке Федеральной службой
по труду и занятости и ее территориальными органами профессиональных и личностных качеств гражданского служащего и качеств, характеризующих руководителя, аттестуемого в баллах
высокий уровень оценки |
достаточный уровень оценки |
удовлетворительный уровень оценки |
низкий уровень оценки |
5 баллов |
4 балла |
3 балла |
2 балла |
Описание критериев оценки аттестуемого по четырем уровням шкалы оценок
1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА
1.1. Профессиональные знания
Обладает глубокими, прочными и всесторонними профессиональными знаниями. Поддерживает их на высоком уровне. Способен реализовывать и поддерживать новые тенденции в профессиональной области. Может выступать в качестве эксперта, консультанта по профессиональным вопросам. Способен самостоятельно разрабатывать проекты документов. |
Обладает достаточными профессиональными знаниями, позволяющими в большинстве случаев принимать правильные решения при выполнении задания руководства. Для решения сложных задач требуются дополнительные затраты времени на изучение правовой базы. Может консультировать коллег по основным вопросам профессиональной деятельности. |
Обладает профессиональными знаниями для решения стандартных задач профессионального характера. Для решения сложных и нестандартных задач требуются значительные затраты времени на изучение правовой базы и консультации более опытных коллег. |
Знания поверхностные, не системные, профессиональные задачи самостоятельно решать затрудняется. |
1.2. Профессиональные умения и навыки
Умения и навыки высокоразвиты, обеспечивают большую производительность труда. Требует минимального контроля. В совершенстве владеет компьютерной техникой, информационными технологиями, связанными с профессиональной деятельностью, активно пользуется электронной связью. Правильно оформляет документы. |
Умения и навыки позволяют обеспечивать выполнение заданий без посторонней помощи в установленные сроки. Требует контроля только при выполнении трудных задач. Владеет в достаточной мере компьютерной техникой, информационными технологиями, электронной связью, связанными с профессиональной деятельностью. При оформлении документов ошибки допускает редко. |
Умения и навыки обеспечивают выполнение профессиональных задач на достаточном уровне под контролем и при посторонней помощи. Не в полной мере владеет компьютерной техникой, информационными технологиями, электронной связью, связанными с профессиональной деятельностью. |
Умения и навыки развиты слабо, при реализации навыков и умений в практической деятельности требуется постоянный контроль. Не владеет компьютерной техникой, информационными технологиями, электронной связью, связанными с профессиональной деятельностью. |
1.3. Профессиональный опыт
С должностными обязанностями справляется с высоким качеством, постоянно превосходит должностные требования. Квалификация и опыт позволяют выполнять работу по любому направлению деятельности подразделения, а также исполнять обязанности вышестоящего руководителя. Активно делится накопленным опытом работы с коллегами Часто вносит новые идеи, имеющие конструктивный и деловой характер. |
Справляется со своими должностными обязанностями. В работе старается проявлять точность и аккуратность большую часть служебного времени. Число допускаемых ошибок незначительно. Может обеспечивать работу на любом участке текущей деятельности подразделения. Может осуществлять функции наставника молодого специалиста. Не лишен новаторского подхода в профессиональной деятельности. |
Требованиям должности в основном соответствует, однако с должностными обязанностями не всегда справляется с требуемым качеством. Возможности накопления профессионального опыта на должности не исчерпаны. |
Профессиональный опыт недостаточен, требуемого качества выполнения должностных обязанностей не достиг. |
1.4. Организация трудового процесса
Умеет эффективно организовать свой трудовой процесс. Всегда проявляет собранность, высокую ответственность. Справляется с трудовой задачей в кратчайший срок. Надежен в решении рабочих задач. |
Обладает навыками организации трудового процесса. В большинстве ситуаций не теряет собранность, проявляет ответственность. Сроки исполнения трудовых задач, в основном, выдерживает. |
Изредка допускает нерациональную организацию трудового процесса. Старается не терять собранности, проявлять ответственность. При наличии контроля сроки исполнения трудовых задач выдерживаются. |
Не оптимально организует трудовой процесс, затягивает сроки исполнения трудовых задач. Допускает проявления несобранности. Ответственность и исполнительность проявляет не постоянно. |
2. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА
2.1. Работоспособность, интенсивность труда
Работоспособность высокая, отличается трудолюбием. Способен успешно справляется с интенсивным трудом, с несколькими задачами в условиях повышенной ответственности и сжатых сроках выполнения. Быстро адаптируется к новым трудовым условиям, при необходимости легко перестраивает привычный трудовой процесс. Не теряется в нетипичных трудовых ситуациях. |
Работоспособен, трудолюбив, способен некоторое время справляться с интенсивным трудом, справляется с одним# или несколькими задачами в условиях повышенной ответственности и сжатых сроках их выполнения прибегая к посторонней помощи. Способен адаптироваться к новым трудовым условиям, при необходимости способен менять привычный трудовой процесс, однако это может занять некоторое время. Способен управлять собой в сложных трудовых ситуациях. |
Работоспособность удовлетворительная, не проявляет инициативы, интенсивную работу переносит с затруднением. С трудом справляется с задачами в условиях повышенной ответственности и сжатых сроков их выполнения Для адаптации в новых условиях требуется продолжительное время, с трудом меняет привычный рабочий процесс. В сложных, неординарных ситуациях может допускать потерю контроля за своим поведением. |
Работоспособность низкая, ленив. Интенсивный труд переносит с большими усилиями. К новым условиям адаптируется трудно, практически не способен поменять сложившийся трудовой процесс. В сложных рабочих ситуациях поведение непредсказуемое. |
2.2. Самостоятельность решений и действий, способность к самокритике
Высоко развита способность к обоснованному принятию самостоятельных решений, оценивать свои действия и результаты деятельности. Способен к анализу и прогнозу рабочих ситуаций, в нестандартных ситуациях способен к продуманным и решительным действиям. В разумной степени самокритичен. |
В принятии решений, как правило, самостоятелен. В большинстве ситуаций склонен оценивать свои действия и их результаты. Способен анализировать и прогнозировать события, в нестандартных ситуациях способен к решительным действиям. Не лишен самокритики. |
Способен к принятию самостоятельных решений, однако они не всегда бывают обоснованными. Свои действия и результаты деятельности оценивает не всегда адекватно. В нестандартных ситуациях допускает нерешительность, излишне самокритичен. |
К принятию самостоятельных решений не готов. В нестандартных ситуациях самостоятельно действовать затрудняется, проявляет нерешительность. К адекватной оценке своих действий и результатам деятельности критически относиться не способен. |
2.3. Этика поведения, стиль общения
Обладает высоким уровнем культуры поведения и общения с людьми. Присущи гибкость в использовании стилей общения и поведения. Умеет быстро устанавливать деловые отношения. Мысли излагает четко, речь логичная, доходчивая, продуманная и содержательная. Способен грамотно и убедительно высказывать и отстаивать свое мнение. |
Культурен в поведении и обращении с людьми, под влиянием обстоятельств может менять стиль общения. Не всегда способен установить успешные деловые отношения. Мысли выражает доходчиво, речь правильная, умеет отстаивать свое мнение и убеждать людей. |
Присущи элементы культуры поведения с людьми. Стиль общения проявляется соответственно ситуации, но не всегда ей адекватен. Зачастую испытывает трудности в установлении успешных деловых отношений. Способен выражать мысли правильно и доходчиво, но не всегда умеет их аргументировать. Речь невыразительна |
Уровень культуры поведения и общения с людьми низкий, допускает элементы нетактичного, грубого отношения к окружающим. Культура мышления низкая, речь бедная и невыразительная. |
2.4. Толерантность
Личные убеждения способствуют гармоничному взаимодействию с окружающими. Не оценивает людей по их внешним критериям различий. Принимает человека беспристрастно, со всеми возможными отличиями, которые могут отражаться как во внешнем виде, так и в манерах поведения. Всецело признает равные права каждого, уважает чувства и позицию другого человека. Способствует развитию у коллег терпимого отношения к окружающим. |
Личные убеждения способствуют комфортному взаимодействию с окружающими. Старается не оценивать человека по внешним критериям различий. Редко теряет беспристрастность во взаимодействии с людьми со всеми возможными отличиями. Старается не нарушать чужие права, признавать отличную позицию и чувства другого человека. |
Личные убеждения не мешают трудовому процессу, способствуют нормальному взаимодействию с окружающими. Может оценивать человека по внешним критериям различий, иногда может показаться предвзятым по отношению к таким людям, однако не допускает внешних проявлений недоброжелательности. Допускает право на существование отличной позиции, прав другого человека, но может задеть чужие чувства. |
Личные убеждения мешают трудовому процессу, взаимодействию с окружающими. Оценивает человека по внешним критериям различий, допускает проявления недоброжелательности. Предвзят к отличающимся от себя людям. Нарушает чужие права, признает только свои чувства и позицию. |
3. КАЧЕСТВА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ
3.1. Руководство подчиненными, результативность деятельности
Имеет богатый опыт руководства подчиненными, успешно использует его в повседневной деятельности. Постоянно добивается высоких профессиональных результатов. |
Опыт руководства подчиненными позволяет добиваться высоких результатов в практической деятельности, однако иногда требуются консультации вышестоящего руководства. |
Опыт руководства не всегда позволяет добиваться хорошей результативности деятельности. Для повышения результативности требуется периодический контроль и консультации вышестоящего руководства. |
Опыт руководства подчиненными слабый, накапливает его медленно. Результативность в работе низка. Контроль вышестоящего руководства требуется постоянно. |
3.2. Лидерство
Высоко развиты лидерские способности, имеет широкий, заслуженный практической деятельностью авторитет среди подчиненных, а также и других руководителей. |
Лидерские способности хорошо развиты, пользуется авторитетом среди подчиненных и некоторых руководителей. Иногда прибегает к поддержке более авторитетных коллег. |
Лидерские способности развиты умеренно, руководителю время от времени приходится отстаивать свой авторитет. Зачастую требует поддержки более авторитетных коллег. |
Лидерские способности не развиты, авторитета среди работников не имеет. Не справляется с задачами самостоятельно, постоянно требует помощи более авторитетных коллег. |
3.3. Требовательность
Высоко развита требовательность к себе и подчиненным, постоянно проявляет обоснованную твердость. Перед тем как применить директивный подход продумывает предполагаемый результат своего воздействия. |
В большинстве случаев проявляет требовательность к себе и в достаточной мере требователен к подчиненным. Способен к проявлению твердости в отстаивании принципиальных позиций. |
Требователен к себе, с подчиненными не всегда выстраивает оптимальную линию взаимодействия, может проявить слабохарактерность, попустительство, либо допустить элементы категоричности суждений, односторонности в оценках. |
Не требователен к себе, требования к подчиненным предвзятые, необоснованные либо совсем отсутствуют. Проявляет категоричность и односторонность в оценках действий своих подчиненных. |