Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58552-2019
"Социальное обслуживание населения. Качество реабилитационных услуг гражданам пожилого возраста"
(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 октября 2019 г. N 992-ст)
Social service of the population. Quality of rehabilitation services for elderlies
Дата введения - 1 мая 2020 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 "Социальное обслуживание населения"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 октября 2019 г. N 992-ст
4 Введен впервые
5 В настоящем стандарте реализованы нормы:
- Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей";
- Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на реабилитационные услуги гражданам пожилого возраста (далее - граждане) и устанавливает основные положения, определяющие качество реабилитационных услуг этим гражданам.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52142 Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения
ГОСТ Р 52143 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг
ГОСТ Р 52495 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
ГОСТ Р 53349 Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги гражданам пожилого возраста. Основные виды
ГОСТ Р 54341 Социальное обслуживание населения. Контроль качества реабилитационных услуг гражданам пожилого возраста
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495, ГОСТ Р 53349, а также следующий термин с соответствующим определением:
3.1 качество реабилитационной услуги гражданам пожилого возраста: Совокупность свойств услуги, определяющая ее возможность и способность удовлетворить потребности граждан пожилого возраста в возможно более полном или частичном восстановлении и поддержании здоровья и самочувствия, способностей к самостоятельной бытовой, активной общественной и трудовой профессиональной деятельности.
4 Общие положения
4.1 Политика реабилитационной организации в области качества реабилитационных услуг гражданам должна быть нацелена на постоянное выполнение (удовлетворение) установленных к ним требований и учет возможных будущих потребностей и ожиданий граждан в условиях все более динамичной и сложной среды жизнедеятельности граждан.
4.2 Качество предоставляемых гражданам реабилитационных услуг, удовлетворенность ими граждан должны быть объектом постоянного внимания руководства и всех сотрудников реабилитационной организации.
4.3 В реабилитационной организации должна быть организована и регулярно проводиться работа по выявлению и понимаю потребностей и ожиданий граждан пожилого возраста, находящихся в реабилитационной организации, а также обслуживаемых на дому, в том числе путем сбора отзывов граждан о качестве предоставляемых реабилитационных услуг, а также условиях их предоставления.
4.4 Информация о составе, форме и содержании реабилитационных услуг, предоставляемых организацией, должна быть исчерпывающей, легко доступной для граждан.
4.5 Уровень качества, состояние качества реабилитационных услуг гражданам должны периодически оцениваться в организации по состоянию здоровья и самочувствия обслуживаемых граждан, включая объективные показатели их здоровья, а также удовлетворенность граждан собственным самочувствием, положением в обществе, семье, на работе и т.п.
4.6 Качество реабилитационных услуг гражданам должно рассматриваться в связи с факторами, в значительной степени влияющими на это качество и эффективность работы организации, установленными ГОСТ Р 53349:
- полнота и качество документов, в соответствии с которыми организация осуществляет деятельность по оказанию реабилитационных услуг;
- условия размещения организации;
- укомплектованность организации специалистами и уровень их квалификации;
- специальное и табельное техническое оснащение организации (оборудование, приборы, аппаратура, технические средства реабилитации), применяемое в процессе реабилитации;
- состояние информации об организации, порядке и правилах предоставления реабилитационных услуг гражданам;
- наличие и состояние собственной и внешней систем (служб) контроля качества предоставляемых услуг.
4.7 При поступлении граждан на обслуживание в реабилитационную организацию или постановке на обслуживание на дому проверяют:
- состояние их физического здоровья и потребности в уходе за ними;
- состояние зрения, слуха и разговорной речи;
- состояние полости рта;
- состояние ног;
- их мобильность и сноровку;
- историю их болезней;
- способность регулировать экскреторные функции;
- необходимость в медикаментозном лечении;
- состояние рассудка и когнитивные способности (способность узнавания, восприятия, познания);
- социальные интересы, хобби, религиозные и культурные потребности.
5 Качество реабилитационных услуг гражданам пожилого возраста
Реабилитационные услуги гражданам предоставляют следующих основных видов:
- услуги по медицинской реабилитации;
- услуги по профессионально-трудовой реабилитации;
- услуги по социальной реабилитации.
Качество реабилитационных услуг гражданам рассмотрено применительно к объему, содержанию и формам их предоставления, установленным в ГОСТ Р 53349.
Контроль качества реабилитационных услуг гражданам осуществляют по ГОСТ Р 54341.
5.1 Качество услуг по медицинской реабилитации
Качество услуг по медицинской реабилитации характеризуется их направленностью и эффективностью по компенсации нарушенных или возобновлении в возможной степени утраченных функций организма, продлении способности граждан пожилого возраста к выполнению определенных видов деятельности, качество этих услуг должно быть обеспечено полнотой и тщательностью предоставления всего комплекса состава услуг в соответствии с назначением врачей и включать:
- восстановительную терапию;
- санаторно-курортное лечение;
- обеспечение лекарственными средствами;
- динамическое наблюдение;
- прочие дополнительные услуги, назначаемые и предоставляемые по результатам оказания перечисленных выше услуг по медицинской реабилитации и периодической проверке состояния функций организма гражданина и его дееспособности в определенных областях.
5.1.1 Качество услуг по восстановительной терапии, проводимой по назначению врача, характеризуется эффективностью воздействия на организм человека по восстановлению или компенсации его нарушенных функций, восстановлению или улучшению жизнедеятельности, трудовых функций при возможно полном и разнообразном сочетании следующих форм.
5.1.1.1 Качество медикаментозной терапии характеризуется предоставлением полного назначенного набора и сочетания лекарственных средств, обеспечивающих предупреждение прогрессирования болезни, ее обострение и осложнение, а также исключающих некомпенсированные отрицательные побочные эффекты.
5.1.1.2 Качество физиотерапии характеризуется применением разработанного для гражданина возможного разнообразия и оптимального сочетания физических природных и искусственных факторов, применение которых обеспечивает коррекцию основных патофизиологических сдвигов, усиление компенсаторных механизмов, увеличение резервных возможностей организма, восстановление или повышение физической работоспособности, ощущение улучшения самочувствия.
5.1.1.3 Качество механотерапии характеризуется применением оптимального для конкретного гражданина набора разнообразных механизмов и приспособлений (механотерапевтических аппаратов), подбором программ нагружений для отдельных частей тела, конечностей или отдельных сегментов конечностей, направленных на восстановление нарушенных функций и систем организма, реализация которых позволяет добиться ощущения прежнего здоровья.
5.1.1.4 Качество кинезотерапии характеризуется применением оптимального подбора и сочетания лечебных мероприятий, включающих активную, пассивно-активную и пассивную гимнастику, реализация которых позволяет получить человеку возможно более полное восстановление нарушенных функций при повреждениях опорно-двигательного аппарата, после инсульта и др.
5.1.1.5 Качество психотерапии характеризуется применением набора оптимального по составу комплекса лечебных воздействий на психику, организм и поведение человека всего многообразия методов профессиональной психологической помощи, реализация которых приводит к восстановлению психического здоровья человека.
5.1.1.6 Качество лечебной физкультуры характеризуется тщательно подобранным комплексом различных физических упражнений (гимнастических, спортивно-прикладных, идеомоторных, т.е. выполняемых мысленно, прогулок, упражнений в посылке импульсов к сокращению мышц), игр в сочетании с использованием естественных факторов (солнце, воздух и вода), систематическое выполнение которых в течение определенного времени позволяет в той или иной мере восстановить функции организма, в том числе трудовые функции.
5.1.1.7 Качество ультразвуковой терапии характеризуется использованием упругих механических колебаний ультразвука для слабого прогрева тканей мышц, которое должно приводить к повышению их эластичности и уменьшению мышечного спазма.
5.1.1.8 Качество лечебного массажа характеризуется подбором вида массажа (ручной, аппаратный или комбинированный), который должен приводить к улучшению функционирования органа, для которого он назначен, профилактики и улучшению микроциркуляции крови.
5.1.1.9 Качество мануальной терапии характеризуется подбором системы ручных лечебных приемов, применение которых приводит к избавлению от заболеваний или негативных изменений в позвоночнике, суставах, мышечном и связанном аппарате, внутренних органах, костях черепа, мембранах спинного и головного мозга, черепно-мозговых нервах.
5.1.1.10 Качество рефлексотерапии характеризуется назначением процедур иглоукалывания и прижигания, позволяющих получить эффект улучшения самочувствия и здоровья.
5.1.1.11 Качество услуги по оздоровлению клиентов характеризуется предоставлением клиентам организации комплекса процедур с использованием местных природно-климатических факторов (грязелечение, водолечение, электрофорез, магнитотерапия, световая ванна, электромассаж, ультразвук, УВЧ, электросон, парафино-озокеритное лечение, ингаляция, ЛФК, фитотерапия и т.п.), обеспечивающих оздоровление людей, улучшение физического, физиологического и психического здоровья.
5.1.2 Качество санаторно-курортного лечения характеризуется легкодоступностью оформления для гражданина, в особенности при его наличии в индивидуальной программе социальной реабилитации, а его получение должно соответствовать этим программам (при наличии) по месту проведения, времени года предоставления и по составу предоставленных процедур (минеральные воды, лечебные грязи, климат и др.) и должно приводить к восстановлению нарушенных функций организма и существенному улучшению самочувствия.
5.1.3 Качество услуги по обеспечению лекарственными средствами характеризуется осуществлением строго в соответствии с перечнем жизненно важных для гражданина средств, предусмотренных индивидуальной программой социальной реабилитации или назначением врача; при этом должны обеспечиваться учет, хранение, обращение, назначение, уничтожение, прием лекарственных средств, это должно быть подконтрольно на основе специального листа назначений принимаемых лекарственных средств.
5.1.4 Качество динамического наблюдения характеризуется тем, что оно должно полностью отвечать индивидуальной программе социальной реабилитации, обеспечивать достоверной информацией за ходом и эффективностью реабилитационного процесса на основе наблюдения, изучения, исследований изменений в состоянии здоровья гражданина, принятием своевременных мер для улучшения состояния здоровья гражданина.
5.1.5 Качество прочих медицинских реабилитационных услуг характеризуется возможностью своевременно вмешиваться в реабилитационный процесс:
- организовать прохождение диспансеризации;
- содействовать в направлении на медико-социальную экспертизу для установления инвалидности;
- привлекать к лечебно-трудовому процессу в соответствии с трудовыми рекомендациями;
- сопровождать в медицинские организации для предоставления медицинской помощи;
- содействовать в предоставлении услуг по протезированию и ортезированию и своевременно влиять на поддержание и улучшение состояния здоровья и самочувствия гражданина.
5.2 Качество услуг по профессионально-трудовой реабилитации
Качество услуг по профессионально-трудовой реабилитации за счет своей комплексности должно обеспечить гражданам возможности получить или сохранить подходящую работу и тем самым способствовать их социальной интеграции, обеспечению материальной независимости, возможности самообеспечения и повышения социального статуса. Эти услуги включают в себя:
1) оказание помощи в овладении новыми знаниями и информационными технологиями по имеющимся у них специальностям, компьютерной грамотностью и ее применению в работе;
2) содействие в правильном выборе и рациональной организации занятий по своей бывшей профессии, но в сокращенном объеме и на должностях, соответствующих психофизическим возможностям клиентов, способствующих их социальной адаптации к пенсионному периоду;
3) трудотерапию - оказание помощи в осуществлении индивидуально подобранных мероприятий, направленных на содействие активной и самостоятельной трудовой деятельности;
4) организацию видов деятельности, связанных с занятиями творческим трудом (цветоводством, тканебумагопластикой, глинопластикой, плетением, изготовлением предметов по технологиям традиционных художественных промыслов и т.д.);
5) привлечение добровольцев из числа мобильных граждан к работе в общественных организациях в качестве членов научных, общественных советов и так далее с целью сохранения ими ощущения своей значимости как личности, важности своего труда, чувства собственной необходимости.
5.3 Качество услуг по социальной реабилитации
Качество услуг по социальной реабилитации путем своей разносторонности должно приводить к реактивизации граждан (переориентации с пассивного образа жизни на активный), ресоциализации (возобновлению социальных связей), реинтеграции (возвращению в общество), снятию остроты собственной социальной малозначимости, осуществлению возможной адаптации к новым условиям проживания. Социальная реабилитация должна включать в себя:
- услуги по социально-средовой реабилитации;
- услуги по социально-психологической реабилитации;
- услуги по социокультурной реабилитации;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия (физическая реабилитация);
- услуги по социальной адаптации;
- социальные услуги.
5.3.1 Качество услуг по социально-средовой реабилитации включает в себя:
- оказание помощи в социально-средовой ориентации, предполагающей определение интересов, склонностей и способностей граждан применительно к сложившимся условиям жизнедеятельности с целью правильной их ориентации в окружающей среде и последующего подбора на этой основе посильного и устраивающего их вида деятельности;
- консультирование по правовым вопросам с целью обеспечения правовой помощи в области социальной защиты и реабилитации, информированием граждан о их правах и мерах социальной поддержки, положенных им;
- проведение с гражданами мероприятий обучающего и развивающего характера с целью приобретения ими опыта совершенствования навыков, умений по самообслуживанию и жизненному самообеспечению;
- помощь в создании условий для свободного и разнообразного общения граждан между собой и с членами своих семей, представителями трудовых коллективов по месту прежней работы, друзьями.
5.3.2 Качество услуг по социально-психологической реабилитации включает в себя:
- психодиагностику, в том числе компьютерную, и обследование личности граждан для определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей их личности;
- психологическое консультирование для оказания квалифицированной помощи в формировании адекватного отношения к своим физическим ограничениям, в правильном понимании и налаживании межличностных отношений, в том числе связанных со способами предупреждения и преодоления семейных конфликтов;
- социально-психологический патронаж граждан для обеспечения своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта, личностного или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить сложившуюся трудную жизненную ситуацию, оказание необходимой в данный момент социально-психологической помощи;
- психологическая коррекция - активное психологическое воздействие, направленное на преодоление или ослабление отклонений в психическом и эмоциональном состоянии и поведении граждан на основе создания оптимальных психологических возможностей и условий для реализации их личностного и интеллектуального потенциала в целях приведения указанных показателей в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды;
- психологический тренинг - применение психотерапевтических, психокоррекционных методов, направленных на развитие или формирование отдельных психических функций, умений, навыков и качеств личности, ослабленных в силу возрастных изменений или особенностей социальной среды, но необходимых для успешной самореализации личности в различных видах возможной деятельности;
- психопрофилактику - комплекс мероприятий, направленных на приобретение гражданами психологических знаний, формирование общей психологической культуры, своевременное предупреждение возможных психологических нарушений;
- психогигиеническую работу - комплекс мероприятий, направленных на создание условий для полноценного психологического функционирования личности (устранение или снижение факторов психологического дискомфорта на возможном рабочем месте, в семье и других социальных группах, в которые включен клиент);
- психотерапию - применение комплекса лечебных воздействий на психику, организм и поведение граждан психологическими методами, обеспечивающими оказание профессиональной психологической помощи по смягчению или ликвидации психических, нервных и психосоматических расстройств граждан;
- тренинг на стрессоустойчивость;
- биоэнергетический тренинг;
- тренинг методом биологической обратной связи (БОС);
- энергоинформационную терапию (музыкотерапию, ароматерапию);
- индивидуальную терапию по работе с алкогольной, никотиновой зависимостью, игроманией;
- фитотерапию;
- коррекцию психоэмоциональных нарушений с помощью БОС;
- коррекцию речевых нарушений (в том числе с помощью БОС);
- электросон;
- создание условий для здоровой активной старости и благоприятного морально-психологического самочувствия граждан, продуктивной адаптации их к смене социального статуса;
- содействие в решении жизненных проблем пожилых людей, их обучение методам самообеспечения и взаимопомощи в целях борьбы с депрессивным состоянием, чувством социального одиночества;
- организацию выступлений граждан с воспоминаниями для стимулирования их памяти и независимого мышления, поддержки чувства собственного достоинства, возможности обмена опытом, более тесному и открытому общению;
- культивирование у граждан положительных эмоций (чувства благодарности, радости, веселья, любви) для предотвращения или устранения психических срывов, сохранения здоровья и продления жизни.
5.3.3 Качество услуг по социокультурной реабилитации включает в себя:
- организацию досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей граждан, расширения их культурного и общего кругозора: посещение театров, кинотеатров, музеев, выставок, выезды на природу, празднование юбилеев, дней рождения, государственных и религиозных праздников, обсуждение прочитанных книг, просмотренных фильмов, спектаклей, организацию работы кружков художественной самодеятельности, театральных кружков, реализацию образовательных программ по историческим, краеведческим, политическим, искусствоведческим и другим вопросам;
- разработку и реализацию разнопрофильных досуговых программ (информационно-образовательных, развивающих, оздоровительно-развлекательных и других), способствующих удовлетворению потребностей граждан в широком социальном общении, самореализации и самоутверждении, развитии творческой инициативы;
- обеспечение граждан - клиентов стационарных реабилитационных организаций книгами, журналами, газетами и содействие в обеспечении этим клиентов, обслуживаемых в полустационарных организациях и на дому;
- оказание помощи гражданам в овладении компьютерной грамотностью, открывающей доступ к рабочим местам и служащей сокращению информационного разрыва между поколениями;
- организацию работы клубов общения, использующих все технологии социокультурной реабилитации (приобщение к ценностям культуры, участие в культурно-досуговых и культурно-массовых мероприятиях и т.д.);
- привлечение граждан-добровольцев к проведению уроков мужества в школах, индивидуальной работы с трудными детьми, испытывающими затруднения в учебе, молодежью с целью сохранения ощущения собственной компетентности и нужности.
5.3.4 Качество услуги физкультурно-оздоровительных мероприятий включает в себя:
- разъяснение гражданам сущности и содержания физкультуры как части физической реабилитации, направленной на формирование или совершенствование необходимых навыков, физических качеств и способностей;
- проведение контроля и оценку физического состояния граждан в период реализации программы физической реабилитации, физического восстановления или развития;
- подбор и оптимизацию физической нагрузки, которая должна представлять комбинацию упражнений различной интенсивности, быстроты, силы, выносливости;
- определение и рекомендации гражданам вида и объема физических нагрузок, учитывающих особенности их физического состояния и физиологические механизмы воздействия физических нагрузок на системы и организм в целом;
- выполнение гражданами под руководством обслуживающего персонала физических упражнений (ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, катание на лыжах, оздоровительная гимнастика и другие), адекватных их физическим возможностям, оказывающих тренировочное действие и повышающих реабилитационные возможности.
5.3.5 Качество услуг по социальной адаптации включает в себя:
- обеспечение или содействие в обеспечении необходимыми реабилитационными средствами (ходунки, кресла-коляски, ортопедическая обувь, протезы, очки, слуховые аппараты и др.);
- систематическую санитарно-просветительскую работу для формирования положительного отношения к активному образу жизни, заботы о сохранении здоровья, продления жизни;
- индивидуальную психотерапевтическую помощь, направленную на формирование психологической установки на жизнь в новых условиях;
- создание комфортных условий проживания (создание комфорта в жилых комнатах, адекватное расселение клиентов, организация бытовых комнат, благоустройство прилегающих территорий, оборудование молельных комнат и т.д.);
- предоставление гражданам разносторонней информации о жизнедеятельности организации и событиях в стране и мире;
- применение терапии занятостью для организации осмысленного досуга, установления межличностных отношений;
- организацию занятий по способностям - музыка, изобразительное искусство, литература, художественная самодеятельность - или занятий прикладного характера (цветоводство, рукоделие и т.д.);
- оборудование кабинетов ЛФК и тренажерных залов, проведение мероприятий с клиентами;
- организацию коллективных мероприятий развлекательно-познавательного характера (литературных вечеров, экскурсий, вечеров встреч и воспоминаний, празднований различных дат);
- организацию проведения выставок художественного творчества проживающих в организации граждан, шахматных и шашечных турниров и других мероприятий, где демонстрируются их достижения.
6 Социальные услуги
6.1 Услуги по социальной реабилитации граждан могут быть дополнены социальными услугами по ГОСТ Р 52143.
6.2 Социальные услуги предоставляются гражданам организацией социального обслуживания в соответствии с [1] и [2] по оказанию им постоянной, периодической и разовой помощи, в том числе срочной помощи, в целях улучшения условий их жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
6.3 Социальные услуги в соответствии с [1] предоставляют гражданам следующих основных видов:
- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
- социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
- социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
- социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
- социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
- социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
- услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
- срочные социальные услуги.
6.4 Требования к качеству социальных услуг по ГОСТ Р 52142.
Библиография
[1] |
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" |
[2] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 1236 "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58552-2019 "Социальное обслуживание населения. Качество реабилитационных услуг гражданам пожилого возраста" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2019 г. N 640-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2019 г.
Дата введения - 1 мая 2020 г.
Текст ГОСТа приводится с учетом поправки, опубликованной в ИУС "Национальные стандарты", 2020 г., N 3