Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Красноярского края
от 20.01.2020 N 25-р
Концепция
создания и функционирования "опорных школ" Российской академии наук в Красноярском крае (далее - Концепция)
Введение
Целью реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования в Красноярском крае является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям развития экономики региона и потребностям граждан.
Концепция подготовлена в развитие поручения Президента Российской Федерации от 28.12.2018 N Пр-2543, в целях развития научного потенциала, выявления и обучения талантливых детей, построения их успешной карьеры в области науки и высоких технологий, в Красноярском крае необходимо создание и функционирование "опорных школ" федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" (далее - РАН).
Актуальное состояние системы общего образования в Красноярском крае
На территории Красноярского края функционируют 1 075 общеобразовательных организаций.
С 2015 года численность обучающихся в Красноярском крае выросла на 34 451 чел. и в 2019 году составила 345 967 чел. По прогнозным данным, к 2030 году численность обучающихся увеличится на 17,5% (60 451 чел.) и достигнет 406 418 чел.
За счет средств бюджетов всех уровней в 2019 году в краевом центре введены в эксплуатацию 2 школы по 1 280 мест каждая.
Кроме того, за счет средств краевого бюджета на территории Красноярского края в 2019 году введены в эксплуатацию следующие объекты:
общеобразовательная школа на 550 мест в г.Канске;
общеобразовательная школа на 115 учащихся в д.Петропавловка Курагинского района;
общеобразовательная школа на 100 учащихся в п.Усть-Авам Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.
Также в 2019 году приобретено (выкуплено) здание на 50 мест (с дошкольными группами на 30 мест) под общеобразовательную организацию для перевода обучающихся из здания, находящегося в аварийном состоянии, в п.Зеледеево Емельяновского района.
В 2020 году планируется приобрести (выкупить) здание под общеобразовательную организацию в п. Большой Унгут Манского района.
В сфере образования на территории Красноярского края создана многоуровневая система предъявления результатов образовательной деятельности обучающихся (конкурсы, выставки, фестивали, конференции, форумы, олимпиады, спартакиады и т.д.), которая способствует расширению возможности для их самореализации, самопрезентации в различных областях, увеличению охвата обучающихся различных социальных категорий дополнительными общеобразовательными программами, выявлению одаренных детей.
Свыше 200 тысяч детей, проживающих на территории Красноярского края, ежегодно становятся участниками муниципальных и региональных этапов мероприятий разной направленности. Общая сумма средств, выделенных на эти цели из краевого бюджета в 2018 году, составила более 80 млн рублей, в том числе 14,2 млн рублей на участие школьников Красноярского края в конкурсных мероприятиях международного, всероссийского уровня.
Более 10 тысяч обучающихся общеобразовательных организаций Красноярского края ежегодно становятся участниками олимпиад школьников, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в соответствии с частью 3 статьи 77 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Организаторами таких олимпиад, в том числе выступают образовательные организации высшего образования (далее - вузы), расположенные на территории края. Количество олимпиад школьников, в которых принимают участие обучающиеся общеобразовательных организаций Красноярского края, в среднем за год составляет 12.
Ведущим приоритетом системы общего образования в Красноярском крае является повышение его качества.
С целью обеспечения высокого качества общего образования, повышения мотивации выпускников общеобразовательных организаций на выбор инженерных, технических специальностей для поступления в вузы с 1 сентября 2015 года в крае реализуется образовательный проект "Специализированные классы - инженерный потенциал края", реализуемый общеобразовательными организациями в соответствии с Законом Красноярского края от 26.06.2014 N 6-2519 "Об образовании в Красноярском крае".
В 2018/19 учебном году в Красноярском крае функционировали 114 специализированных классов. Обучение в них осуществляется при участии вузов, предприятий и организаций, расположенных на территории края. Развитие таких классов в муниципальных общеобразовательных организациях является перспективным и способствует целенаправленной профессиональной ориентации и дальнейшему самоопределению старшеклассников.
В крае существует многолетняя практика взаимодействия общеобразовательных организаций, включая общеобразовательные организации, расположенные в малых городах края, с промышленными предприятиями (угольные разрезы, гидроэлектростанции, нефтегазовые компании), вузами и профессиональными образовательными организациями по подготовке квалифицированных кадров. В общеобразовательных организациях созданы "корпоративные", специализированные классы, реализующие образовательные программы основного общего и среднего общего образования естественно-научной, физико-математической, инженерно-технологической направленности. Такая программа предусматривает углубленное изучение точных наук путем проведения семинаров и лекций научно-преподавательских работников вузов как на базе общеобразовательных организаций, так и с использованием материально-технических ресурсов вузов.
Все это свидетельствует о том, что для существенного улучшения результатов образования обучающихся, кроме мер инфраструктурного характера, обеспечивающих процессы функционирования и воспроизводства, требуются кардинальные изменения в учебном процессе. Для обучения талантливых школьников и развития интеллектуального потенциала Красноярского края необходимо привлечение в процесс обучения школьников научно-преподавательских работников.
РАН предлагает организовать обучение по одной из предложенных моделей: "профильная школа" (осуществляющая обучение по одному или нескольким предметам на профильном), "школа с углубленным изучением отдельных предметов" (в которой углубленная подготовка происходит на всех уровнях образования, начиная с начальной школы), "школа-лаборатория" (организующая научно-исследовательскую деятельность обучающихся с использованием качественной лабораторной базы (как собственной, так и научных организаций, вузов), "школа при университете (научной организации)" (взаимодействие с вузами, научно-исследовательскими центрами и использования их научно-образовательного потенциала), "школа-ресурсный (сетевой) центр" (обладающая ресурсом для проведения консультаций, лабораторных и факультативных занятий с обучающимися других школ, имеющими склонность к научно-исследовательской деятельности), "смешанная модель" (включает в себя несколько вариантов представленных выше моделей).
На первоначальном этапе планируется функционирование "опорных школ" РАН как специализированных классов. Далее общеобразовательная организация может самостоятельно определять, по какой модели будет работать "опорная школа": школа-лаборатория, профильная школа, школа с углубленным изучением отдельных предметов, школа при научной организации, школа - ресурсный (сетевой) центр или смешанная модель.
Создание "опорных школ" - это возможность для обучающихся Красноярского края уже на уровне общего образования участвовать в научно-практической деятельности, развивать свой потенциал, строить успешную карьеру в области науки и высоких научных технологий.
Цели, задачи и этапы создания и развития "опорных школ" РАН
Стратегическими ориентирами развития образования, направленного на выявление и рост научного потенциала обучающихся, являются следующие изменения в системе общего образования в Красноярском крае, связанные с обеспечением:
высокого качества образования каждого школьника, а не с повышением среднеарифметического уровня образовательных результатов группы школьников;
непрерывного и успешного индивидуального продвижения (то есть продвижения каждого школьника) в освоении учебного материала, достижении образовательных результат
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.