Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к Государственной программе
Подпрограмма
"Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Паспорт
подпрограммы "Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Подпрограмма)
Ответственный исполнитель Подпрограммы |
министерство образования Кировской области |
Соисполнитель Подпрограммы |
министерство финансов Кировской области |
Наименование проекта |
региональный проект "Создание современных школ в Кировской области" |
Цель Подпрограммы |
создание условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Задачи Подпрограммы |
организация жизнеобеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; пропаганда и развитие семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; развитие механизмов социальной адаптации и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Срок реализации Подпрограммы |
2020 - 2024 годы |
Целевые показатели эффективности реализации Подпрограммы |
количество выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на постинтернатном сопровождении; доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство)), в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании); доля выпускников кировских областных государственных образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолживших обучение в организациях профессионального образования; количество получателей социальных услуг, оказанных детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кировском областном государственном казенном учреждении "Кировский областной центр усыновления, опеки и попечительства" |
Ресурсное обеспечение Подпрограммы |
общий объем финансирования Подпрограммы составляет 5 947 958,90 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 158 244,70 тыс. рублей, областного бюджета - 5 789 714,20 тыс. рублей |
1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
В Кировской области по состоянию на 01.01.2019 насчитывается 3762 ребенка-сироты и ребенка, оставшиеся без попечения родителей. 828 детей воспитываются в областных государственных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1921 ребенок-сирота и ребенок, оставшийся без попечения родителей, воспитывается в семьях опекунов (попечителей), 1031 ребенок - в приемных семьях.
На протяжении последних 5 лет отмечается постепенное снижение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 1080 человек.
В Кировской области продолжает осуществляться целенаправленная работа по реализации государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в части профилактики социального сиротства через обеспечение государственных социальных гарантий детям-сиротам и реализации права жить и воспитываться в семье.
В зоне особого внимания органов исполнительной власти Кировской области находится вопрос развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Кировской области реализуется целый комплекс мероприятий по социальной поддержке семей, взявших на воспитание детей: приняты необходимые нормативные правовые документы, регулирующие вопросы защиты и охраны прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленные на поддержку замещающих семей; осуществляются ежемесячные денежные выплаты приемным родителям на содержание ребенка; предусмотрена ежемесячная денежная выплата приемным родителям на ребенка, воспитывающегося в семье, имеющей трех и более детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье; осуществляется выплата вознаграждения, причитающегося приемным родителям.
С целью повышения авторитета замещающей семьи в обществе в Кировской области министерством образования Кировской области организовано проведение ежегодного марафона "Семья - каждому ребенку!", а также конкурс "Лучший специалист органов опеки и попечительства в Кировской области".
Подготовка кандидатов в замещающие родители осуществляется на базе Кировского областного государственного казенного учреждения "Кировский областной центр усыновления, опеки и попечительства" (далее - КОГКУ "Кировский областной центр усыновления, опеки и попечительства"). Подготовка в школе кандидатов в замещающие родители способствует снижению риска возвращения детей из семьи в организации, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.
По состоянию на 01.01.2019 доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство)), в том числе по договору о приемной семье, составляет 86,5%. За период с 2014 по 2019 год указанная доля увеличилась на 5,1 процентного пункта.
С целью осуществления мер, направленных на оказание психолого-педагогической поддержки лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство), в приемную семью, содействия в успешной адаптации детей, принятых на воспитание, решения кризисных ситуаций и профилактики возврата детей в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кировской области работают службы психолого-педагогического сопровождения замещающих семей.
Сопровождение замещающих семей реализуют специалисты КОГКУ "Кировский областной центр усыновления, опеки и попечительства" и специалисты организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленных за отдельными муниципальными районами и городскими округами Кировской области.
В связи с развитием семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кировской области наблюдается сокращение количества детских домов. С 2008 года по 2019 год в регионе закрыто или реорганизовано 13 детских домов и школ-интернатов. В организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступают в основном дети 13 - 17 лет, имеющие проблемы в развитии и в поведении.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе образования области в 2019 году действует 12 образовательных организаций, в которых создаются необходимые условия для жизнеустройства, обучения, развития и оздоровления воспитанников в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Ежегодно реализуется комплекс мероприятий по укреплению материально-технической базы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Каждый год в рамках проекта Приволжского федерального округа "Вернуть ДЕТСТВО" проводятся мероприятия для детей из детских домов и школ-интернатов: областная интеллектуально-развивающая игра "Ума Палата", творческий конкурс "Звезды Детства", спартакиада воспитанников детских домов и школ-интернатов "За здоровый образ жизни!", конкурс прикладного творчества "Рядом с мастером". С 2007 года проводится Губернаторский бал для выпускников детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "В добрый путь!".
В 2019 году в Закон Кировской области от 04.12.2012 N 222-ЗО "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию" включена статья, устанавливающая право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленным вышеуказанным Законом Кировской области и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кировской области. Правительством Кировской области разработан порядок осуществления постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кировской области, утвержденный постановлением Правительства Кировской области от 25.07.2019 N 394-П "Об утверждении Порядка осуществления постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кировской области". Кроме того, министерством образования Кировской области разработан Порядок организации и координации деятельности по осуществлению постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденный распоряжением министерства образования Кировской области от 02.10.2019 N 825 "Об организации постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Данные изменения позволят повысить эффективность социальной адаптации и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Особое внимание в области уделяется вопросам соблюдения и защиты жилищных прав детей, оставшихся без родительского попечения, в том числе обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в Кировской области осуществляется путем приобретения квартир как во вновь построенных жилых домах, так и на рынке вторичного жилья, а также путем строительства жилых домов.
Одной из основных проблем в сфере жизнеобеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требующих первоочередного решения, является необходимость приведения материальной базы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствие с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей".
По-прежнему актуальной остается проблема повышения эффективности социальной адаптации и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Подпрограммы, сроки реализации Подпрограммы
Приоритетные направления государственной политики в сфере реализации данной Подпрограммы определены в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 29.05.2017 N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства", от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Законом Кировской области от 04.12.2012 N 222-ЗО "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию".
В соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования целью Подпрограммы является создание условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие основные задачи:
организация жизнеобеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
пропаганда и развитие семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
развитие механизмов социальной адаптации и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Показателями эффективности, характеризующими достижение поставленной цели и решение задач Подпрограммы, являются:
количество выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на постинтернатном сопровождении;
доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство)), в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании);
доля выпускников кировских областных государственных образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолживших обучение в организациях профессионального образования;
количество получателей социальных услуг, оказанных детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кировском областном государственном казенном учреждении "Кировский областной центр усыновления, опеки и попечительства".
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Подпрограммы отражены в приложении N 1 к Государственной программе.
Методика расчета значений показателей эффективности реализации Подпрограммы представлена в приложении N 2 к Государственной программе.
Срок реализации Подпрограммы: 2020 - 2024 годы.
3. Обобщенная характеристика отдельных мероприятий, проектов Подпрограммы
Достижение цели и решение задач Подпрограммы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса отдельных мероприятий.
3.1. Для решения задачи "Организация жизнеобеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" запланированы следующие отдельные мероприятия:
3.1.1. "Обеспечение государственных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя".
В рамках реализации отдельного мероприятия планируются:
организация обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в областных государственных образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (реализация государственного стандарта общего образования, создание условий, обеспечивающих возможность предоставления качественного образования);
организация и проведение спортивных, оздоровительных, культурно-массовых мероприятий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечение государственных гарантий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников кировских областных государственных образовательных организаций;
предоставление субвенций местным бюджетам из областного бюджета на выполнение отдельных государственных полномочий по обеспечению прав на жилое помещение в соответствии с Законом Кировской области от 04.12.2012 N 222-ЗО "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию". Порядок предоставления и распределения субвенций местным бюджетам из областного бюджета на выполнение отдельных государственных полномочий по обеспечению прав на жилое помещение в соответствии с Законом Кировской области "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию" утверждается Правительством Кировской области;
организация временного трудоустройства несовершеннолетних обучающихся областных государственных образовательных организаций в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.
3.1.2. "Модернизация инфраструктуры системы образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В рамках данного отдельного мероприятия предполагаются:
реализация мер, направленных на выполнение предписаний надзорных органов и приведение зданий в соответствие с требованиями, предъявляемыми к безопасности в процессе эксплуатации, в образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
укрепление материально-технической базы образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3.2. Для решения задачи "Пропаганда и развитие семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" запланировано мероприятие "Обеспечение приоритетного права ребенка жить и воспитываться в семье".
В рамках данного отдельного мероприятия предполагаются:
организация и проведение областных мероприятий для замещающих семей;
предоставление субвенций местным бюджетам из областного бюджета на выполнение отдельных государственных полномочий по назначению и выплате ежемесячных денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье, и по начислению и выплате ежемесячного вознаграждения, причитающегося приемным родителям. Порядок предоставления и распределения субвенций местным бюджетам из областного бюджета на выполнение отдельных государственных полномочий по назначению и выплате ежемесячных денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье, и по начислению и выплате ежемесячного вознаграждения, причитающегося приемным родителям, утверждается Правительством Кировской области;
финансовое обеспечение деятельности Кировского областного государственного казенного учреждения "Кировский областной центр усыновления, опеки и попечительства" с целью осуществления подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, организационной, консультативной деятельности в рамках сопровождения замещающих семей;
предоставление субвенций местным бюджетам из областного бюджета на выполнение отдельных государственных полномочий по осуществлению деятельности по опеке и попечительству. Порядок предоставления и распределения субвенций местным бюджетам из областного бюджета на выполнение отдельных государственных полномочий по осуществлению деятельности по опеке и попечительству утверждается Правительством Кировской области.
3.3. Для решения задачи "Развитие механизмов социальной адаптации и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" запланированы следующие региональные проекты:
3.3.1. В ходе реализации мероприятий регионального проекта "Создание современных школ в Кировской области", разработанного в рамках федерального проекта "Современная школа", входящего в состав национального проекта "Образование", предполагается поддержка образования детей с ограниченными возможностями здоровья путем обновления материально-технической базы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам.
3.3.2. В ходе реализации мероприятий регионального проекта "Создание цифровой образовательной среды Кировской области", разработанного в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда", входящего в состав национального проекта "Образование", предполагается внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях (мероприятие реализуется, в том числе, в рамках подпрограммы "Развитие профессионального образования").
4. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Финансовое обеспечение реализации Подпрограммы осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов.
Общий объем финансирования Подпрограммы составляет 5 947 958,90 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 158 244,70 тыс. рублей, областного бюджета - 5 789 714,20 тыс. рублей.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Подпрограммы за счет средств областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Средства федерального бюджета привлекаются в рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан".
Объем средств федерального бюджета устанавливается после подписания между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Кировской области соответствующих соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Кировской области в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".
Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы приведено в приложении N 9 к Государственной программе.
Объем финансирования Подпрограммы по основным направлениям финансирования представлен в таблице.
Таблица
Направления финанси-рования Подпрограммы |
Объем финансирования Подпрограммы в 2020 - 2024 годах (тыс. рублей) |
|||||
всего |
в том числе |
|||||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||
Капитальные вложения |
1 457 456,80 |
450 177,10 |
310 959,50 |
262 340,20 |
216 990,00 |
216 990,00 |
Прочие расходы |
4 490 502,10 |
903 082,70 |
887 099,00 |
887 985,00 |
906 167,70 |
906 167,70 |
Итого |
5 947 958,90 |
1 353 259,80 |
1 198 058,50 |
1 150 325,20 |
1 123 157,70 |
1 123 157,70 |
5. Анализ рисков реализации Подпрограммы и описание мер управления рисками
Риски реализации мероприятий Подпрограммы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители Подпрограммы, уменьшая вероятность их возникновения, и мероприятия, направленные на их минимизацию, приведены в разделе 5 Государственной программы.
6. Участие муниципальных образований Кировской области в реализации Подпрограммы
Муниципальные образования Кировской области наделены отдельными государственными полномочиями, на выполнение которых в рамках отдельных мероприятий "Обеспечение государственных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя" и "Обеспечение приоритетного права ребенка жить и воспитываться в семье" местные бюджеты получают из областного бюджета следующие субвенции:
на выполнение отдельных государственных полномочий по обеспечению прав на жилое помещение в соответствии с Законом Кировской области "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию";
на выполнение отдельных государственных полномочий по назначению и выплате ежемесячных денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье, и по начислению и выплате ежемесячного вознаграждения, причитающегося приемным родителям;
на выполнение отдельных государственных полномочий по осуществлению деятельности по опеке и попечительству.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.