Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7
к Государственной программе
Подпрограмма
"Реализация государственной молодежной политики и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи"
Паспорт
подпрограммы "Реализация государственной молодежной политики и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее - Подпрограмма)
Ответственный исполнитель Подпрограммы |
министерство спорта и молодежной политики Кировской области |
Соисполнители Подпрограммы |
министерство социального развития Кировской области; министерство здравоохранения Кировской области; министерство образования Кировской области |
Наименование проекта |
региональный проект "Развитие социальной активности в Кировской области" |
Цель Подпрограммы |
обеспечение успешной самореализации молодежи, развитие системы детского и молодежного отдыха и оздоровления |
Задачи Подпрограммы |
совершенствование практик вовлечения молодежи в процессы социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Кировской области; создание оптимальных экономических, правовых, организационных условий для эффективного функционирования системы детского и молодежного оздоровления и отдыха |
Срок реализации Подпрограммы |
2020 - 2024 годы |
Целевые показатели эффективности реализации Подпрограммы |
доля молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, вовлеченных в деятельность детских и молодежных общественных объединений (некоммерческих организаций), от общей численности молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, проживающих на территории Кировской области; доля муниципальных образований Кировской области, принимающих участие в реализации молодежных программ (проектов), от общей численности муниципальных образований Кировской области; доля детей школьного возраста, получивших услугу отдыха и оздоровления в загородных стационарных организациях отдыха и оздоровления Кировской области, от общего числа детей школьного возраста; доля детей школьного возраста, получивших услугу отдыха и оздоровления в лагерях, организованных образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время, с дневным пребыванием, от общего числа детей школьного возраста |
Ресурсное обеспечение Подпрограммы |
общий объем финансирования Подпрограммы составляет 1 429 626,78 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 11 280,00 тыс. рублей, областного бюджета - 1 410 621,90 тыс. рублей, местных бюджетов - 7 724,88 тыс. рублей |
1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Согласно статистическим данным за 2018 год на территории Кировской области проживает 223 357 человек в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет порядка 18,2% населения.
Важнейшим направлением деятельности органов исполнительной власти Кировской области является реализация государственной молодежной политики, предусматривающей создание необходимых условий для повышения степени интеграции молодых граждан страны в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения с целью увеличения их вклада в социально-экономическое развитие Кировской области.
Целенаправленно решается задача включения молодых людей в решение социально-экономических задач региона через их непосредственное участие в работе общественных организаций и объединений.
В регионе имеется опыт работы системы молодежного самоуправления, действует ассоциация работающей молодежи Кировской области, проводятся мероприятия, направленные на профессиональный рост молодежных лидеров, на формирование молодежного кадрового резерва.
В 2018 году в Кировской области действуют структуры молодежного самоуправления: Молодежное правительство Кировской области и Молодежный парламент при Законодательном Собрании Кировской области. При органах исполнительной власти и представительных органах муниципальных образований Кировской области созданы молодежные консультативно-совещательные структуры, в том числе советы молодежи при администрациях муниципальных образований.
В регионе развивается студенческое самоуправление. Во всех образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования Кировской области созданы и работают различные студенческие общественные формирования (студенческие советы, студенческие профкомы, студенческие клубы и др.).
Применяются конкурсные механизмы поддержки молодежных и детских общественных объединений: конкурс общественных инициатив в сфере государственной молодежной политики в Кировской области и программ (проектов) в сфере отдыха и оздоровления молодежи, конкурс молодежных инициатив молодежных и детских общественных объединений.
Одним из приоритетов молодежной политики в Кировской области является организация работы с молодежью, работающей на предприятиях и в организациях. В 2018 году более чем на 40 предприятиях Кировской области созданы молодежные общественные структуры: комиссии по работе среди молодежи, советы молодых специалистов, советы молодежи, молодежные организации. Акцент в использовании потенциала молодежных структур предприятий делается в следующих направлениях: привлечение молодежи на предприятия, закрепление молодых кадров, развитие моделей и форм вовлечения работающей молодежи в активную общественную деятельность в целях формирования духа корпоративной культуры и популяризации рабочих профессий.
Одним из действенных инструментов решения задач по созданию условий для ответственного участия молодежи в решении социальных проблем общества, формировании института активного гражданства выступает системное развитие и поддержка добровольчества.
В Кировской области на 31.12.2018 насчитывалось порядка 52 198 волонтеров, что составляет 4,06% от общей численности населения в регионе, 65% волонтеров - молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 12,4% от общей численности молодежи, проживающей на территории Кировской области.
В мае 2018 года начал работу региональный ресурсный центр по поддержке добровольчества на базе Кировского областного государственного автономного учреждения "Центр развития туризма Кировской области".
С 2018 года ведется работа по созданию инфраструктуры поддержки добровольчества в муниципальных образованиях Кировской области, что стало возможным благодаря реализации проекта "Содружество ресурсных центров", который в 2018 году стал победителем конкурса президентских грантов.
В рамках регионального проекта "Развитие социальной активности в Кировской области" проводится конкурс лучших практик развития добровольчества "Регион добрых дел". В 2019 году Кировская область стала победителем указанного конкурса.
По состоянию на 31.12.2018 в Единой информационной системе "Добровольцы России" зарегистрировано 3 283 добровольца, 265 организаций.
Самыми распространенными направлениями молодежного добровольчества в Кировской области являются экологическое добровольчество, социальный патронаж детей и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации, пожилых людей, социальное краеведение, помощь в реставрационных работах, пропаганда здорового образа жизни, охрана общественного порядка, пропаганда донорства, фандрайзинг.
В Кировской области существует система мер по выявлению талантливой молодежи и развитию ее потенциала в различных общественно одобряемых сферах жизнедеятельности: научно-техническом творчестве, инновационной и научно-исследовательской деятельности, молодежном творчестве.
Молодежь Кировской области области успешно участвует в мероприятиях окружного и федерального уровней. Для подготовки молодежи к участию в форумах и грантовых конкурсах с 2017 года организована работа региональной проектной школы. В 2018 году 148 представителей молодежи Кировской области приняли участие в девяти форумах окружного, федерального и международного уровней.
Общее количество грантов, поощрений и их сумма позволили Кировской области занять второе общекомандное место в рейтинге регионов-грантополучателей Приволжского федерального округа.
В целях профессионального развития молодежи проходят конкурс "Лучший по профессии" среди молодых специалистов и молодых рабочих предприятий и организаций Кировской области, межрегиональный форум работающей молодежи "Золотые кадры XXI века", областной конкурс среди молодых работников сельскохозяйственного производства на звание "Лучший по профессии".
Для повышения уровня информированности молодежи о мероприятиях в рамках реализации молодежной политики на территории Кировской области информация о мероприятиях, конкурсах, проектах и т.д. ежедневно размещается на сайте http://молодой43.рф. Создано и работает единое межвузовское информационное пространство, в рамках которого функционирует студенческое телевидение, сайт http://молодой43.рф, социальные группы в сети "Интернет".
Для повышения качества информированности аудитории о мероприятиях в сфере государственной молодежной политики большое значение уделяется продвижению деятельности в сфере молодежной политики в социальной сети "ВКонтакте".
Стратегическим направлением молодежной и социальной политики Кировской области, которое напрямую влияет на состояние здоровья будущих трудовых ресурсов Кировской области, является обеспечение качественного отдыха и оздоровления детей и молодежи в Кировской области.
Всего на территории Кировской области в оздоровительную кампанию 2018 года функционировало 526 организаций отдыха детей и их оздоровления (23 загородные стационарные организации отдыха и оздоровления, 499 оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей, 3 санатория, 1 палаточный лагерь). По итогам оздоровительной кампании 2018 года общий охват детей различными формами отдыха, оздоровления составил 63 980 несовершеннолетних. Кроме того, для 260 детей Кировской области был организован отдых в Краснодарском крае и Республике Крым, 40 детей отдохнули в профильном лагере "Гвардеец" Нижегородской области. В оздоровительную кампанию 2019 года функционировало 518 организаций отдыха детей и их оздоровления (24 загородные стационарные организации отдыха и оздоровления, 491 оздоровительное учреждение с дневным пребыванием детей, 2 санатория, 1 палаточный лагерь). По итогам оздоровительной кампании 2019 года общий охват детей различными формами отдыха, оздоровления составил 56 589 несовершеннолетних. Кроме того, для 446 детей Кировской области был организован отдых в Краснодарском крае и Республике Крым, 40 детей отдохнули в профильном лагере "Гвардеец" Нижегородской области.
Общее количество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которые были охвачены организованными формами отдыха и оздоровления, в 2018 году составило 21 142 несовершеннолетних (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), в 2019 году - 24 594 несовершеннолетних (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья).
Большое внимание в сфере государственной молодежной политики уделяется организации тематических (профильных) смен, что позволяет учесть интересы и потребности разных социальных групп молодежи. Ежегодно в Кировской области организуются профильные лагеря. В целях развития детского отдыха с 2015 года проходит грантовый конкурс на проведение профильных смен в загородных стационарных организациях отдыха и оздоровления Кировской области.
В целом в результате реализации мероприятий Подпрограммы увеличивается объем, разнообразие, доступность и качество предоставления государственных услуг для молодежи, что является мерами профилактики асоциальных явлений в молодежной среде. Данная деятельность способствует повышению социальной активности молодежи, вовлечению ее в социальную практику.
Главным результатом реализации государственной молодежной политики должно стать улучшение социально-экономического положения молодежи Российской Федерации и увеличение степени ее вовлеченности в социально-экономическую жизнь страны.
Исходя из направлений, обозначенных в основах государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года, для выстраивания эффективных механизмов включения молодежи в созидательные процессы разработан проект "Вятка Future", ориентированный на социально-экономическое развитие Кировской области.
Проект "Вятка Future" направлен на развитие местного сообщества и создание благополучного имиджа региона через использование эффективных механизмов включения молодежи в созидательную деятельность.
Комплексная реализация этого проекта предполагает использование программно-проектного подхода в управлении сферой молодежной политики на территории муниципальных образований Кировской области.
Вместе с тем в молодежной среде существует комплекс проблем, сдерживающий ее развитие и приводящий к снижению репродуктивного, интеллектуального и экономического потенциала молодых людей Кировской области.
Острой проблемой Кировской области остается недостаточно эффективное функционирование системы работы с молодыми людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и находящимися в социально опасном положении.
Одной из проблем при работе с молодежью в муниципальных образованиях Кировской области является недостаточное кадровое обеспечение органов и учреждений, участвующих в реализации молодежной политики.
Действующие загородные стационарные организации отдыха и оздоровления Кировской области не могут обеспечить полную потребность детей региона в местах для отдыха. Качественное функционирование детских оздоровительных организаций невозможно без подготовки и содержания их материально-технических баз.
Кроме того, материальное положение семей не всегда позволяет организовывать отдых и оздоровление детей в летний период. Поэтому одной из проблем сферы организации отдыха и оздоровления детей и молодежи является недостаточная доступность детских оздоровительных организаций для детей Кировской области.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Подпрограммы, сроки реализации Подпрограммы
Приоритетные направления государственной молодежной политики определены:
Федеральным законом от 28.06.1995 N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";
Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
поручением Президента Российской Федерации по итогам совещания по организации летнего отдыха детей и подростков, указанным в перечне поручений от 03.05.2011 N ПР-1365;
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Законом Кировской области от 02.03.2005 N 312-ЗО "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Кировской области";
Законом Кировской области от 25.12.2009 N 480-ЗО "О государственной молодежной политике в Кировской области";
стратегией социально-экономического развития Кировской области.
Цель Подпрограммы - обеспечение успешной самореализации молодежи, развитие системы детского и молодежного отдыха и оздоровления.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
совершенствование практик вовлечения молодежи в процессы социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Кировской области;
создание оптимальных экономических, правовых, организационных условий для эффективного функционирования системы детского и молодежного оздоровления и отдыха.
Целевыми показателями эффективности реализации Подпрограммы будут являться:
доля молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, вовлеченных в деятельность детских и молодежных общественных объединений (некоммерческих организаций), от общей численности молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, проживающих на территории Кировской области;
доля муниципальных образований Кировской области, принимающих участие в реализации молодежных программ (проектов), от общей численности муниципальных образований Кировской области;
доля детей школьного возраста, получивших услугу отдыха и оздоровления в загородных стационарных организациях отдыха и оздоровления Кировской области, от общего числа детей школьного возраста;
доля детей школьного возраста, получивших услугу отдыха и оздоровления в лагерях, организованных образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время, с дневным пребыванием, от общего числа детей школьного возраста.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Подпрограммы отражены в приложении N 1 к Государственной программе.
Методика расчета значений показателей эффективности реализации Подпрограммы представлена в приложении N 2 к Государственной программе.
Срок реализации Подпрограммы: 2020 - 2024 годы.
3. Обобщенная характеристика отдельных мероприятий, проектов Подпрограммы
Подпрограмма включает отдельные мероприятия и региональный проект, направленные на достижение цели и решение задач, поставленных Подпрограммой.
3.1. Для решения задачи "Совершенствование практик вовлечения молодежи в процессы социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Кировской области" запланированы следующие отдельные мероприятия:
3.1.1. Отдельное мероприятие "Организация учреждениями сферы государственной молодежной политики участия детей и молодежи в мероприятиях окружного, всероссийского и международного уровней" реализуется с учетом основных направлений государственной молодежной политики и предусматривает:
финансовое обеспечение деятельности Кировского областного государственного автономного учреждения "Областной дворец молодежи";
проведение семинаров, конференций, круглых столов по направлениям реализации государственной молодежной политики;
проведение областных форумов, фестивалей, иных мероприятий по направлениям государственной молодежной политики;
проведение областных конкурсов по направлениям реализации государственной молодежной политики среди муниципальных образований Кировской области, иных субъектов государственной молодежной политики, в том числе проведение конкурсов профессионального мастерства;
содействие в подготовке (переподготовке) организаторов и специалистов в сфере государственной молодежной политики, волонтеров;
проведение комплекса мероприятий по реализации федеральных молодежных проектов и программ, обеспечение форумных кампаний в сфере молодежной политики;
проведение мероприятий, направленных на повышение уровня информированности молодежи и качества информации;
организацию поддержки и сопровождения деятельности молодежных консультативно-совещательных структур;
реализацию мероприятий, посвященных празднованию Дня молодежи;
организацию и проведение профильных лагерей (форумов) в сфере молодежной политики;
использование механизмов автоматизированной информационной системы "Молодежь России" для привлечения молодежи к мероприятиям в сфере государственной молодежной политики;
содействие развитию деятельности молодежных и детских общественных организаций;
совершенствование форм работы с молодежью, направленных на повышение ее социальной активности.
3.1.2. В рамках отдельного мероприятия "Государственная поддержка талантливой молодежи и молодежных инициатив" предполагается:
выплата премий для поддержки талантливой молодежи Кировской области;
предоставление социальных выплат в виде премий молодежи Вятского края.
3.1.3. Региональный проект "Развитие социальной активности в Кировской области".
В ходе реализации мероприятий регионального проекта, разработанного в рамках федерального проекта "Социальная активность", входящего в состав национального проекта "Образование", предполагаются:
создание сети ресурсных центров по поддержке добровольчества в Кировской области;
реализация практик поддержки и развития волонтерства по итогам проведения Всероссийского конкурса лучших региональных практик поддержки волонтерства "Регион добрых дел".
3.2. Для решения задачи "Создание оптимальных экономических, правовых, организационных условий для эффективного функционирования системы детского и молодежного оздоровления и отдыха" запланировано отдельное мероприятие "Организация отдыха и оздоровления детей и молодежи", которое направлено на обеспечение проведения оздоровительной кампании, сохранение и развитие материально-технической базы загородных стационарных организаций отдыха и оздоровления, создание в них условий, отвечающих современным требованиям комплексной безопасности детского и молодежного отдыха.
Реализация отдельного мероприятия предполагает:
организацию и обеспечение отдыха и оздоровления детей в лагерях, организованных организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время, с дневным пребыванием, в том числе предоставление субсидий местным бюджетам из областного бюджета на оплату стоимости питания детей в лагерях, организованных муниципальными учреждениями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, с дневным пребыванием. Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета на оплату стоимости питания детей в лагерях, организованных муниципальными учреждениями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, с дневным пребыванием представлен в приложении;
организацию отдыха и оздоровления детей в лагерях, организованных областными государственными учреждениями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время, с дневным пребыванием;
организацию и обеспечение отдыха и оздоровления детей в загородных стационарных организациях отдыха и оздоровления детей, расположенных на территории Кировской области, в том числе предоставление субсидий из областного бюджета юридическим лицам, расположенным на территории Кировской области, в случае организации ими отдыха и оздоровления детей. Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета юридическим лицам, расположенным на территории Кировской области, в случае организации ими отдыха и оздоровления детей утверждается Правительством Кировской области;
организацию и обеспечение отдыха и оздоровления детей в загородных стационарных организациях отдыха и оздоровления детей, расположенных на территории Кировской области, в том числе предоставление субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, расположенным на территории Кировской области, в случае организации ими отдыха и оздоровления детей. Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, расположенным на территории Кировской области, в случае организации ими отдыха и оздоровления детей утверждается Правительством Кировской области;
организацию отдыха и оздоровления детей в детском оздоровительном лагере "Волна" Кировского областного государственного автономного учреждения "Спортивная школа "Юность";
организацию отдыха и оздоровления детей в загородных организациях отдыха и оздоровления детей, являющихся структурными подразделениями Кировского областного государственного автономного учреждения "Центр отдыха и оздоровления детей "Вятские каникулы";
организацию отдыха и оздоровления детей в Кировском областном государственном автономном образовательном учреждении дополнительного образования "Центр дополнительного образования одаренных школьников";
организацию и обеспечение санаторно-курортного лечения детей;
организацию и обеспечение отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
проведение семинаров, фестивалей, конкурсов профессионального мастерства, конференций по итогам оздоровительных кампаний;
проведение конкурсного отбора среди юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, не являющихся областными государственными учреждениями, на право получения субсидии из областного бюджета в форме грантов на проведение профильных смен в загородных стационарных организациях отдыха и оздоровления детей. Критерии конкурсного отбора, порядок и условия предоставления грантов на проведение профильных смен в загородных стационарных организациях отдыха и оздоровления детей утверждаются нормативным правовым актом Правительства Кировской области.
4. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Расходы на реализацию Подпрограммы формируются за счет средств федерального, областного и местных бюджетов.
Общий объем финансирования Подпрограммы составляет 1 429 626,78 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 11 280,00 тыс. рублей, областного бюджета - 1 410 621,90 тыс. рублей, местных бюджетов - 7 724,88 тыс. рублей.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Подпрограммы за счет областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Средства федерального бюджета привлекаются в рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".
Объем средств федерального бюджета устанавливается после подписания между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Кировской области соответствующих соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Кировской области в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".
Средства местных бюджетов привлекаются по соглашениям о предоставлении субсидий местным бюджетам из областного бюджета.
Информация о ресурсном обеспечении реализации Подпрограммы представлена в приложении N 9 к Государственной программе.
Объем финансирования Подпрограммы по основным направлениям финансирования представлен в таблице.
Таблица
Направления финансирования Подпрограммы |
Объем финансирования Подпрограммы в 2020 - 2024 годах (тыс. рублей) |
|||||
всего |
в том числе |
|||||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||
Капитальные вложения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Прочие расходы |
1 429 626,78 |
292 974,70 |
290 455,90 |
290 706,30 |
277 112,54 |
278 377,34 |
Итого |
1 429 626,78 |
292 974,70 |
290 455,90 |
290 706,30 |
277 112,54 |
278 377,34 |
5. Анализ рисков реализации Подпрограммы и описание мер управления рисками
Риски реализации мероприятий Подпрограммы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители Подпрограммы, уменьшая вероятность их возникновения, и мероприятия, направленные на их минимизацию, приведены в разделе 5 Государственной программы.
6. Участие муниципальных образований Кировской области в реализации Подпрограммы
Непосредственное участие муниципальных образований Кировской области в реализации Подпрограммы осуществляется в рамках отдельного мероприятия "Организация отдыха и оздоровления детей и молодежи" по согласованию.
Муниципальным районам (городским округам) в рамках реализации Подпрограммы предоставляется субсидия из областного бюджета на оплату стоимости питания детей в лагерях, организованных муниципальными учреждениями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, с дневным пребыванием.
С целью решения вопросов местного значения муниципальные образования Кировской области разрабатывают муниципальные программы, предусматривающие софинансирование мероприятий по вопросам реализации молодежной политики и организации отдыха и оздоровления детей и молодежи.
Прогнозный объем средств местных бюджетов приведен в приложении N 9 к Государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.