Решение Ульяновского областного суда
от 5 декабря 2019 г. по делу N 3а-324/2019
Ульяновский областной суд в составе:
судьи Пулькиной Н.А.,
при секретаре Д.Л.О.,
с участием прокурора Федечко Ф.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению М.И.С. о признании недействующими пунктов 11620, 11634 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области N 157-ПОД от 27 ноября 2017 года,
установил:
27 ноября 2017 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ N 157-ПОД "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год" (далее также приказ N 157-ПОД).
Указанным приказом определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - перечень), являющийся приложением к приказу.
Приказ N 157-ПОД опубликован в печатном издании 30 ноября 2017 года, его текст также размещен на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.
Пунктами 11620, 11634 перечня в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, включены объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами *** и *** соответственно, принадлежащие на праве собственности М.И.С.
М.И.С. обратилась в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими пункты 11620, 11634 приказа N 157-ПОД, указав, что помещения, включенные в перечень, не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение помещений в перечень противоречит приведенным законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Представитель административного истца Ч.В.В. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Агентства государственного имущества Ульяновской области (ранее Агентство государственного имущество и земельных отношений Ульяновской области) (далее - Агентство) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном отзыве представитель Агентства указал, что с 1 января 2019 года полномочия по формированию перечня возложены на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области. Агентство находится в стадии ликвидации.
Представитель Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области Г.О.В. в судебном заседании заявленные требования считала не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что приказ издан в рамках компетенции Агентства, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца. Основанием для включения в перечень принадлежащих административному истцу объектов недвижимого имущества послужили данные из Единого государственного реестра недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка - под здание прачечной и котельной, то есть, для размещения объектов в целях бытового обслуживания. Фактическое использование объекта не проверялось.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, выслушав заключение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с положениями главы 21 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года N 1/20-П утверждено Положение об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, действовавшее на момент издания оспариваемого акта.
В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; перечень в электронной форме направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Агентства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ.
В рамках переданных полномочий приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области N 157-ПОД от 27 ноября 2017 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.
Приказ N 157-ПОД опубликован в газете "Ульяновская правда" N 89 от 30 ноября 2017 года и на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ru.
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорные объекты недвижимости были включены в перечень уполномоченным органом - Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с соблюдением установленного порядка, в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой этот орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.
Указанные обстоятельства административным истцом не оспариваются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно статье 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе, здания, строения, сооружения.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 НК РФ).
Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года N 112-ЗО "О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.
Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года N 99-ЗО "О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области" установлен налог на имущество организаций. Законом определяются особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, а также предусматриваются налоговые льготы по этому налогу и основания для их использования.
На территории Ульяновской области налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, при условии, что площадь указанных нежилых помещений составляет 150 и более квадратных метров (статья 1.1 названного Закона).
Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
По смыслу пунктов 2 и 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, перечень объектов недвижимости определяется в целях применения закона субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций и представляет собой перечисление объектов недвижимости с указанием их кадастровых номеров и адресов. Такой перечень формируется исключительно в соответствии с критериями, установленными в законе о налоге на имущество субъекта Российской Федерации, и носит информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, отдельной категорией объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, являются нежилые помещения, если их назначение в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, или они фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. При этом в силу пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для установления этого обстоятельства достаточно фактического использования не менее 20% общей площади помещения для размещения указанных объектов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что М.И.С. является собственником объектов недвижимого имущества - помещения с кадастровым номером ***, площадью 268,9 кв. м, помещения с кадастровым номером ***, площадью 183,9 кв. м, расположенных по адресу: Ульяновская область, ***.
Согласно выписке из ЕГРН и техническому паспорту на принадлежащие административному истцу объекты их назначение - нежилое.
Технический паспорт на помещения не предусматривает размещение в объектах офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Из экспликаций к планам строений видно, что помещения в спорных объектах не используются, назначение помещений в объектах технической документацией не установлено. Наименование помещения с кадастровым номером *** - помещение прачечной, помещения с кадастровым номером *** - помещение котельной не являлось основанием для включения этих объектов в перечень на 2018 год, поскольку наименование помещений не относилось к критериям отнесения спорных помещений к объектам повышенного налогообложения.
Из технического паспорта на помещения видно, что они фактически представляют собой единое здание, обозначенное литерами А и А1, расположены на одном земельном участке.
Земельным участком с кадастровым номером *** административный истец владеет на праве собственности, в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, земельный участок имеет разрешенное использование: "под зданием прачечной и котельной".
В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 к бытовому обслуживанию относится размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро).
В силу подпункта 1 пункта 3 и подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов бытового обслуживания.
Вид разрешенного использования земельного участка "под зданием прачечной и котельной" однозначно не свидетельствует о том, что на таком земельном участке возможно расположение исключительно торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Как следует из материалов дела, названный выше земельный участок имеет один вид разрешенного использования, исходя из наименования которого он допускает размещение на нем только одного объекта недвижимости, помещения в котором должны одновременно использоваться и для прачечной и для котельной, то есть предусматривает использовать земельный участок для нахождения на нем здания смешанного назначения.
При таком положении нельзя сделать однозначный вывод о том, что вид разрешенного использования земельного участка со всей очевидностью предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ), спорные помещения не могли быть включены в перечень по виду разрешенного использования земельного участка, на котором они находятся, поэтому суд признает несостоятельным утверждение представителя Министерства о законности включения объектов в перечень по виду разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположены спорные объекты, из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на нем объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному налоговому законодательству.
В таком случае должно выясняться фактическое использование объектов недвижимого имущества.
Глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит определения понятия "объект бытового обслуживания". Вместе с тем, по смыслу положений глав 37, 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, понятие объекта бытового обслуживания используется для целей статьи 378.2 Налогового кодекса РФ с учетом указанных выше отличительных признаков правоотношений в сфере бытового обслуживания, в частности выполнение работ и (или) оказание услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.
Доказательств оказания в спорных объектах бытовых услуг и как следствие наличия правовых оснований для включения спорных объектов недвижимости в перечень, административным ответчиком суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.
Административный ответчик не представил суду доказательств оказания бытовых услуг прачечной населению в указанных помещениях.
В материалах дела акты, подтверждающие проведение мероприятий по определению вида фактического использования спорных объектов, отсутствуют.
Фактическое использование спорных помещений административным ответчиком в соответствии с требованиями пункта 9 статьи 378.2 НК РФ на момент включения помещений в перечни не проверялось, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
Доводы административного истца о том, что помещения не используются для ведения торговой деятельности, оказания бытовых услуг, подтверждены представленными им фотоматериалами, согласующимися со сведениями, содержащимися в техническом паспорте объектов.
Исходя из приведенных обстоятельств, суд считает, что вышеуказанные помещения не отвечают признакам, содержащимся в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку оспариваемые положения содержат противоречия названному выше федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, они признаются судом недействующими.
По общему правилу, обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
Между тем каких-либо доказательств, достоверно подтверждающих правомерность включения в перечень принадлежащих административному истцу нежилых помещений, административным ответчиком не представлено.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в его оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц в 2018 году, и оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2018 год), признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.
Следовательно, оспариваемые административным истцом части нормативного правового акта следует признать недействующими с момента их принятия.
На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете "Ульяновская правда".
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление М.И.С. о признании не действующим в части нормативного правового акта удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункты 11620, 11634 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области N 157-ПОД от 27 ноября 2017 года.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете "Ульяновская правда".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья |
Н.А. Пулькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ульяновского областного суда от 5 декабря 2019 г. по делу N 3а-324/2019
Текст решения опубликован не был