Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
Александровского района
от 27 декабря 2019 г. N 2549
Муниципальная программа
"Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом Александровского района"
Паспорт Муниципальной программы Александровского района "Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом Александровского района " (далее - Муниципальная программа)
В ходе исполнения программы возможно внесение изменений.
1. Общая характеристика сферы реализации Муниципальной программы, основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития.
Эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, стратегических целей социально-экономического развития района.
Основными результатами реализации бюджетных реформ, проводимых до утверждения настоящей программы, стали:
организация бюджетного процесса на основе принятия и исполнения расходных обязательств Александровского района;
разграничение полномочий и, соответственно, расходных обязательств и доходных источников бюджетов публично-правовых образований;
упорядочение основных социальных обязательств;
введение формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов;
начало внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, включая переход от сметного финансирования учреждений к финансовому обеспечению заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг и формированию районного бюджета в программном формате;
переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, утверждению районного бюджета на очередной финансовый год и плановый период в формате "скользящей трехлетки";
создание системы мониторинга качества финансового менеджмента,
осуществляемого главными распорядителями средств районного бюджета,
муниципальными образованиями сельских и городских поселений с использованием инструментов конкурсной поддержки бюджетных реформ;
последовательное совершенствование межбюджетных отношений;
формирование прозрачной консолидированной бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений.
В то же время, несмотря на поступательное развитие в последние годы нормативного правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений, к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления муниципальными финансами еще не завершен.
В настоящее время в сфере управления муниципальными финансами сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
отсутствие целостной системы стратегического планирования и, соответственно, слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием;
недостаточность трехлетнего горизонта социально-экономического
прогнозирования и бюджетного планирования, отсутствие нормативно-методического обеспечения и практики долгосрочного социально-экономического прогнозирования и бюджетного планирования;
недоработана увязка объемов бюджетных ассигнований с результатом;
сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов при низкой мотивации органов местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;
отсутствие оценки экономических последствий принимаемых решений и, соответственно, отсутствие ответственности;
обособленность планирования "текущих" (постоянных) и "инвестиционных" бюджетных расходов, размывающая ответственность за достижение результатов политики ОМСУ района, что, прежде всего, проявляется в ограничении возможностей перераспределения при составлении проекта бюджета Александровского района между "текущими" и "инвестиционными" расходами, в результате которого может складываться ситуация, при которой предусматривается строительство новых объектов без планирования "текущих" расходов на их функционирование, а также без анализа необходимости этих объектов для достижения заявленных целей;
ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
отсутствие глубокого всестороннего анализа сложившейся практики применения муниципальных заданий в целях дальнейшего совершенствования данного механизма;
недостаточная открытость бюджетов, прозрачность и подотчетность деятельности участников сектора муниципального управления, низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств;
управление муниципальными финансами в значительной степени продолжает оставаться ориентированным на установление и обеспечение соблюдения формальных процедур, не создавая устойчивых стимулов и инструментов для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств в увязке с целями и результатами муниципальной политики.
Организация выполнения мероприятий, сформулированных в проекте Программы (по вопросам, отнесенным к компетенции Финансового управления), будет осуществляться в значительной степени в рамках настоящей Муниципальной программы, принятым планом мер по реализации проекта Программы.
Муниципальная программа имеет существенные отличия от большинства других муниципальных программ Александровского района. Она является "обеспечивающей", то есть ориентирована (через развитие правового регулирования и методического обеспечения) на создание общих для всех участников бюджетного процесса, в том числе органов исполнительной власти района, реализующих другие муниципальные программы Александровского района, условий и механизмов их реализации.
Поэтому Муниципальная программа не может быть непосредственно увязана с достижением определенных конечных целей долгосрочной стратегии развития района, обеспечивая значительный (по ряду направлений - решающий) вклад в достижение практически всех стратегических целей, в том числе - путем создания и поддержания благоприятных условий для экономического роста за счет обеспечения макроэкономической стабильности и соблюдения принятых ограничений по налоговой и долговой нагрузке, повышения уровня и качества жизни населения района.
Прогноз развития сферы реализации Муниципальной программы в существенной степени зависит от разработки Долгосрочного прогноза социально-экономического развития Александровского района на долгосрочную перспективу и утверждения долгосрочной бюджетной стратегии на долгосрочный период (далее - долгосрочная бюджетная стратегия).
К ним относятся:
сбалансированность районного бюджета и бюджетов муниципальных образований Александровского района;
сохранение объема муниципального долга Александровского района на экономически безопасном уровне и создание условий для минимизации рисков роста муниципального долга;
полнота учета и прогнозирования финансовых ресурсов, обязательств и регулятивных инструментов, используемых для достижения целей и результатов политики ОМСУ района;
формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности исполнения;
принятие новых расходных обязательств на основе оценки сравнительной эффективности таких обязательств и с учетом сроков и механизмов их реализации в пределах располагаемых ресурсов;
обеспечение достаточной гибкости предельных объемов и структуры бюджетных расходов, в том числе наличие нераспределенных ресурсов на будущие периоды и критериев для их перераспределения в соответствии с уточнением приоритетных задач, либо сокращения (оптимизации) при неблагоприятной динамике бюджетных доходов;
создание механизмов повышения результативности бюджетных расходов, стимулов для выявления и использования резервов для достижения планируемых (установленных) результатов;
регулярность анализа и оценки рисков для районного бюджета и их использование в бюджетном планировании.
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации Муниципальной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Муниципальной программы, сроков и этапов реализации Муниципальной программы
Целью Муниципальной программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы района, повышение качества управления муниципальными финансами.
Ожидаемыми основными результатами реализации Муниципальной программы являются обеспечение исполнения расходных обязательств Александровского района при сохранении макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, оптимальной налоговой и долговой нагрузки с созданием механизмов и условий для оценки результативности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления, а также достижение и соблюдение определенных целевых параметров, характеризующих состояние и (или) тенденции динамики бюджетной и налоговой системы, а также "качество" бюджетной, налоговой и долговой политики, нормативно-правового регулирования и методического обеспечения, организации процедур бюджетного и налогового администрирования.
Соответственно, с учетом специфики Муниципальной программы для измерения ее результатов будут использоваться не только и не столько количественные индикаторы, сколько качественные оценки, предложенные Минфином России.
Количественные индикаторы предлагается использовать в качестве дополнительной или справочной информации.
Среди них: характеристика степени финансовой (налогово-бюджетной) прозрачности, стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетной системы Александровского района, качество правового регулирования и методического обеспечения бюджетного процесса, развитие долго- и среднесрочного финансового планирования, программно-целевое планирование (бюджетирование, ориентированное на результат), эффективность финансового контроля и мониторинга.
Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации Муниципальной программы:
1) Обеспечение сбалансированности и устойчивости районного бюджета путем: повышения надежности экономических прогнозов и консервативности предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
формирования районного бюджета с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджета, основанных на реалистичных оценках;
недопустимости увязки в ходе исполнения бюджетов, объемов расходов бюджетов с определенными доходными источниками;
полноты учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей муниципальной политики;
планирования бюджетных ассигнований, исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
принятия новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения и с учетом сроков и механизмов их реализации;
соблюдения установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств (в случае необходимости).
Первоочередной мерой обеспечения долгосрочной устойчивости районного бюджета и противодействия бюджетным рискам должно выступать применение механизма ограничения роста расходов районного бюджета, не обеспеченных надежными источниками доходов в долгосрочном периоде, при безусловной реализации принятых решений (действующих обязательств), в том числе в рамках утвержденных муниципальных программ Александровского района.
В то же время, необходимость сокращения зависимости бюджетов муниципальных образований от результатов применения мер межбюджетного регулирования, повышает актуальность формирования органами местного самоуправления собственных механизмов обеспечения сбалансированности бюджетов в долгосрочной перспективе, включая активное внедрение долгосрочного бюджетного планирования, резервирования дополнительных доходов, ограничения предельных бюджетных расходов.
Переход к формированию районного бюджета с применением программно-целевого метода предъявляет дополнительные требования к устойчивости районного бюджета в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, прозрачного и конкурентного распределения имеющихся средств. Тем самым реализуется возможность полноценного применения программно-целевого метода реализации политики ОМСУ района, что создает прочную основу для системного повышения эффективности бюджетных расходов, концентрации всех ресурсов Александровского района на важнейших направлениях деятельности.
2) Создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, которое реализуется путем:
четкого и стабильного разграничения полномочий и сфер ответственности публично-правовых образований;
координации стратегического и бюджетного планирования;
формирования муниципальных программ Александровского района, исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития, индикаторов их достижения и действующих долгосрочных бюджетных ограничений;
формирования и исполнения районного бюджета на программной основе;
охвата муниципальными программами Александровского района всех сфер деятельности органов исполнительной власти района;
включения паспортов муниципальных программ Александровского района в состав материалов, представляемых одновременно с проектом решения СНД о районном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также установления общих требований к публичности муниципальных программ Александровского района;
перехода к формированию и утверждению расходов районного бюджета в разрезе муниципальных программ Александровского района (с соответствующим развитием классификации бюджетных расходов);
развития новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
четкого определения полномочий и ответственности участников бюджетного процесса с созданием для них устойчивых стимулов к повышению эффективности бюджетных расходов;
повышения прозрачности бюджетной системы, расширения доступа к информации о финансовой деятельности органов власти Александровского района, муниципальных учреждений, результатах использования бюджетных средств, муниципального имущества и т.д.
Внедрение программно-целевого метода муниципального управления, разработка долгосрочной бюджетной стратегии существенно повышают требования к качеству документов муниципального стратегического планирования, позволяющего использовать преимущества планирования и осуществления приоритетных направлений деятельности публичных правовых образований района в длительном периоде, учитывая основные тенденции социально-экономического развития с учетом новых задач и вызовов.
Для этого необходимо установить четкую очередность и механизм разработки документов муниципального стратегического планирования, систему взаимного учета и ограничений, определив конкретный порядок их рассмотрения и утверждения.
Кроме того, государственное стратегическое планирование должно учитывать реальные финансовые возможности районного бюджета системы в долгосрочной перспективе, что формирует дополнительные требования к данной процедуре.
3) Создание условий для повышения качества финансового менеджмента главных распорядителей (администраторов) бюджетных средств и муниципальных учреждений за счет:
развития методологии финансового менеджмента в секторе муниципального управления, а также критериев оценки (мониторинга) его качества;
оказания методической поддержки главным распорядителям (администраторам) средств районного бюджета, органам местного самоуправления в повышении качества финансового менеджмента;
нормативного правового и методического обеспечения развития внутреннего контроля в секторе муниципального управления и т.д.
4) Обеспечение эффективности налоговой политики.
Налоговая политика должна быть направлена на совершенствование налогового администрирования, проведение целенаправленной и эффективной работы с
администраторами доходов районного бюджета с целью выявления скрытых резервов, повышения уровня собираемости налогов, сокращения недоимки, усиления налоговой дисциплины.
Для повышения эффективности администрирования как налоговых, так и неналоговых доходов важнейшей задачей в настоящее время является разработка достоверных, обоснованных и реалистичных прогнозов поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет Александровского района.
5) Эффективное управление муниципальным долгом и муниципальными финансовыми активами Александровского района, направленное на сохранение высокой степени долговой устойчивости.
Дополнительным условием успешности реализации этих мероприятий будет регулярный мониторинг долговой нагрузки районного бюджета, оптимизация структуры долга.
6) Развитие информационной системы управления муниципальными финансами с учетом новых требований к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований района, а также к открытости информации о результатах их деятельности.
В целях удовлетворения указанных требований, а также повышения качества управления муниципальными финансами необходимо создание и развитие единой системы "Электронный бюджет", которая обеспечит прозрачность и подотчетность деятельности органов местного самоуправления и создаст предпосылки к формированию механизмов общественного контроля над эффективностью и результативностью деятельности публично-правовых образований района.
В рамках Муниципальной программы будет решен вопрос оперативного размещения на официальных сайтах администрации района и финансового управления текущей информации об исполнении районного бюджета, что позволит создавать и поддерживать системы анализа и мониторинга муниципальных финансов. Финансовым управление администрации Александровского района проводится работа по формированию и ведению "Бюджета для граждан" в сети Интернет.
Формирование оперативной информации о ходе исполнения районного на основе аналитической системы ключевых показателей исполнения районного бюджета так же послужит инструментом для принятия управленческих решений ОМСУ района, обеспечения открытости и прозрачности процессов управления муниципальными финансами.
Достижение цели Муниципальной программы будет осуществляться путем решения задач в рамках соответствующих подпрограмм. Целью реализации каждой подпрограммы является решение задачи Муниципальной программы.
Состав целей, задач подпрограмм Муниципальной программы приведен в ее паспорте.
Достижение цели каждой подпрограммы Муниципальной программы требует решения задач подпрограммы путем реализации соответствующих основных мероприятий подпрограммы.
Паспорта Муниципальной программы и ее подпрограмм содержат также описание ожидаемых результатов реализации Муниципальной программы и количественные характеристики некоторых ожидаемых результатов в виде целевых индикаторов и показателей Муниципальной программы (подпрограммы).
Муниципальная программа имеет интегральный целевой показатель - оценка качества управления муниципальными финансами. Ежегодная оценка проводится Департаментом финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области в соответствии с утвержденной методикой, которая включает показатели (индикаторы) реализации подпрограмм Муниципальной программы.
Достижение целевых значений показателей (индикаторов) Муниципальной программы обеспечивается при условии соблюдения показателей прогноза социально-экономического развития Александровского района.
В случае отклонения фактических показателей социально-экономического развития от прогнозируемых, целевые значения, характеризующие уровень сбалансированности районного бюджета, объема расходов на обслуживание муниципального долга Александровского района и иных показателей, подлежат соответствующей корректировке.
Ожидаемые результаты реализации Муниципальной программы:
1. Создание стабильных финансовых условий для устойчивого экономического роста, повышения уровня и качества жизни населения.
2. Создание условий для повышения эффективности финансового управления в публично-правовых образованиях для выполнения муниципальных функций, обеспечения потребностей граждан в муниципальных услугах, увеличения их доступности и качества.
3. Обеспечение высокого уровня собираемости налогов и сборов, снижение соотношения объема задолженности по налогам и сборам к объему поступлений по налогам и сборам в районный бюджет, учет налоговых льгот и вычетов.
4. Перевод большей части расходов федерального бюджета на принципы программно-целевого планирования, контроля и последующей оценки эффективности их использования.
5. Обеспечение соответствия муниципальных финансов современным мировым стандартам подотчетности и прозрачности.
6. Совершенствование системы распределения финансовых средств на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований поселений.
7. Совершенствование механизмов управления муниципальным долгом и расходов на его обслуживание.
8. Сокращение уровня кредиторской задолженности, в том числе просроченной.
Муниципальная программа "Управление муниципальными финансами и
муниципальным долгом Александровского района " носит постоянный характер.
В силу постоянного характера решаемых в рамках Муниципальной программы задач, выделение отдельных этапов ее реализации не предусматривается.
3. Обобщенная характеристика основных мероприятий Муниципальной программы
Муниципальная программа "Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом Александровского района " направлена на реализацию трех типов функций:
правоустанавливающий - нормативное правовое регулирование в соответствующих сферах;
правоприменительный - непосредственное администрирование и управление, в том числе разработка проекта районного бюджета, управление муниципальным долгом, налоговое администрирование;
контрольный - контроль и надзор за исполнением бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах.
Нормативно-методическое обеспечение бюджетного процесса в Александровском районе осуществляется Финансовым управлением администрации района, который обладает следующими бюджетными полномочиями:
организует составление и составляет проект районного бюджета, представляет его Главе администрации района;
осуществляет методологическое руководство в области составления и исполнения бюджетов муниципальных образований Александровского района;
организует исполнение районного бюджета, устанавливает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи районного бюджета, бюджетных росписей главных распорядителей средств районного бюджета и кассового плана исполнения районного бюджета;
иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Правоустанавливающая деятельность Финансового управления администрации района направлена на:
подготовку проектов нормативных правовых актов по вопросам обеспечения бюджетного процесса района, разграничения бюджетных полномочий между публично-правовыми образованиями;
установление порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи районного бюджета, бюджетных росписей главных распорядителей средств районного бюджета и кассового плана исполнения районного бюджета и т.д.
Деятельность Финансового управления администрации района в рамках правоприменительной функции направлена на:
участие в разработке долгосрочных прогнозов социально-экономического развития района;
разработку долгосрочной бюджетной стратегии и прогноза основных параметров районного бюджета;
организацию составления и составление проекта решения СНД о районном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, организацию исполнения районного бюджета;
организацию формирования отчетности об исполнении районного бюджета, консолидированного бюджета Александровского района;
управление муниципальным долгом и муниципальными финансовыми активами Александровского района;
управление операциями со средствами на едином счете районного бюджета;
обеспечение доступа к информации по организации и осуществлению бюджетного процесса в Александровском районе.
В рамках контрольных функций, подведомственных Финансовому управлению, осуществляет функции по контролю за эффективным и целевым использованием средств районного бюджета.
К основным мероприятиям Муниципальной программы относятся:
долгосрочное бюджетное планирование (разработка долгосрочной бюджетной стратегии);
организация составления и исполнения районного бюджета;
нормативное правовое регулирование и методологическое обеспечение бюджетных правоотношений.
Также будет активизирована работа по стимулированию повышения качества управления муниципальными финансами в Александровском районе, в том числе за счет методологического и методического обеспечения этих процессов.
4. Обоснование выделения подпрограмм и включения их в состав Муниципальной программы
Состав задач и соответственно подпрограмм Муниципальной программы определен с учетом основных направлений реализации государственных программ Владимирской области, установленных Перечнем государственных программ Владимирской области, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от 09.07.2013 N 788. Предметом Муниципальной программы является: обеспечение сбалансированности районного бюджета, организация бюджетного процесса, обеспечение соблюдения бюджетного и налогового законодательства, оптимизация управления муниципальным долгом и муниципальными финансовыми активами.
Состав подпрограмм определен, исходя из состава задач Муниципальной программы, решение которых необходимо для реализации Муниципальной программы.
Решение задач Муниципальной программы реализуется посредством выполнения соответствующих им подпрограмм Муниципальной программы.
Перечень подпрограмм определен в паспорте Муниципальной программы.
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Муниципальной программы
Муниципальная программа является "обеспечивающей", ориентирована на создание общих условий для всех участников бюджетного процесса.
Обоснование планируемых объемов ресурсов на реализацию Муниципальной программы заключается в следующем.
Муниципальная программа обеспечивает значительный, а по ряду направлений - решающий вклад в достижение практически всех стратегических целей, в том числе путем создания и поддержания благоприятных условий для экономического роста за счет обеспечения макроэкономической стабильности и соблюдения принятых ограничений по налоговой и долговой нагрузке, повышения уровня и качества жизни населения района.
Муниципальная программа включает особые расходы, составляющие основную часть расходов на ее реализацию. К таким расходам, прежде всего, относятся расходы на обслуживание муниципального долга Александровского района, которые предопределены накопленным объемом и структурой муниципального долга, не могут перераспределяться внутри программы в рамках определенного "потолка" расходов, не имеют прямого влияния на достижение ее целей. Указанные расходы составляют бюджетные ассигнования подпрограммы "Управление муниципальным долгом и муниципальными финансовыми активами Александровского района". К расходам на реализацию Муниципальной программы относятся также расходы, на поддержание устойчивого исполнения местных бюджетов муниципальных образований Александровского района (межбюджетные трансферты). Указанные расходы составляют бюджетные ассигнования подпрограммы "Поддержание устойчивого исполнения местных бюджетов и содействие повышению качества управления муниципальными финансами".
6. Анализ рисков реализации Муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации Муниципальной программы
Основным финансовым риском реализации Муниципальной программы является существенное ухудшение параметров внешнеэкономической конъюнктуры, что повлечет за собой увеличение дефицита районного бюджета, увеличение объема муниципального долга и стоимости его обслуживания. Кроме того, имеются риски использования при формировании документов стратегического планирования (в том числе государственных программ) прогноза расходов, не соответствующего прогнозу доходов районного бюджета.
Следует также учитывать, что качество управления муниципальными финансами, в том числе эффективность расходов районного бюджета, зависит от действий всех участников бюджетного процесса, а не только Финансового управления администрации Александровского района, осуществляющего организацию составления и исполнения районного бюджета.
7. Методика оценки эффективности Муниципальной программы
Оценка эффективности реализации Муниципальной программы будет осуществляться путем ежегодного сопоставления:
1) фактических (в сопоставимых условиях) и планируемых значений целевых индикаторов Муниципальной программы (целевой параметр - 100%);
2) фактических (в сопоставимых условиях) и планируемых объемов расходов районного бюджета на реализацию Муниципальной программы и ее основных мероприятий (целевой параметр менее 100%);
3) числа выполненных и планируемых мероприятий плана реализации Муниципальной программы (целевой параметр - 100%).
Паспорт
подпрограммы Муниципальной программы Александровского района "Долгосрочное финансовое планирование, нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса"
Средства, выделяемые из районного бюджета на реализацию подпрограммы состоят из расходов на выполнение условий софинансирования участия в государственных программах, проектах отраслей экономики и иных мероприятиях.
В ходе исполнения подпрограммы возможно внесение изменений.
Паспорт
подпрограммы Муниципальной программы Александровского района "Управление муниципальным долгом и муниципальными финансовыми активами Александровского района "
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Финансовое управление администрации Александровского района |
Соисполнители программы |
Администрация Александровского района |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
В рамках подпрограммы не предусмотрена реализация ведомственных целевых программ. |
Цели подпрограммы |
Эффективное управление муниципальным долгом и муниципальными финансовыми активами Александровского района. |
Задачи подпрограммы |
1. Достижение приемлемых и экономически обоснованных объема и структуры муниципального долга Александровского района. 2. Минимизация стоимости заимствования. 3. Выполнение финансовых обязательств по заключенным кредитным договорам. 4. Совершенствование механизмов управления муниципальным долгом и расходов на его обслуживание. |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
1. Доля расходов на обслуживание муниципального долга Александровского района в общем объеме расходов районного бюджета, за исключением объема расходов за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ (до 15%). 2. Отношение годовой суммы платежей на обслуживание муниципального долга Александровского района к собственным доходам районного бюджета (менее 2%). 3. Отношение муниципального долга Александровского района к доходам районного бюджета без учета безвозмездных поступлений (до 50%). 4. Отсутствие просроченной задолженности по муниципальным заимствованиям Александровского района(да/нет) |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
На постоянной основе, этапы не выделяются: 01.01.2018 - 31.12.2022 |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы составляет 23 482,60 тыс. руб., в том числе: 2018 г. - 1 936,5 тыс. руб.(за счет средств районного бюджета); 2019 г. - 585,2 тыс. руб.(за счет средств районного бюджета); 2020 г. - 5 649,1 тыс. руб.(за счет средств районного бюджета); 2021 г. - 7 144,5 тыс. руб.(за счет средств районного бюджета); 2022 г. - 8 167,3 тыс. руб.(за счет средств районного бюджета). |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
1. Сохранение объема муниципального долга Александровского района на уровне, не превышающем 15%к доходам без учета безвозмездных поступлений 2. Создание долгосрочного источника финансирования дефицита районного бюджета |
Средства, выделяемые из районного бюджета на реализацию подпрограммы, состоят из расходов на обслуживание муниципального долга. Расчет производился, исходя из ожидаемого объема муниципального долга, а также выплат процентов по заключенным договорам и соглашениям предоставленных районному бюджету заемных средств в виде кредитов.
В ходе исполнения подпрограммы возможно внесение изменений.
Паспорт
подпрограммы Муниципальной программы Александровского района "Поддержание устойчивого исполнения местных бюджетов и содействие повышению качества управления муниципальными финансами"
Средства, выделяемые из районного бюджета на реализацию подпрограммы, состоят из расходов на финансирование межбюджетных трансфертов, выделяемых бюджетам муниципальных образований Александровского района.
В ходе исполнения подпрограммы возможно внесение изменений.
Паспорт
подпрограммы Муниципальной программы Александровского района "Обеспечение исполнения муниципальных функций в сфере бюджетного и налогового законодательства"
Средства, выделяемые из районного бюджета и бюджетов сельских поселений на реализацию подпрограммы состоят из расходов на обеспечение деятельности МКУ "Финансовый центр Александровского района Владимирской области"
В ходе исполнения подпрограммы возможно внесение изменений.
Подпрограмма 1 "Долгосрочное финансовое планирование нормативно методическое обеспечение и организация бюджетного процесса"
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости районного бюджета является важнейшей предпосылкой для сохранения макроэкономической стабильности, которая, в свою очередь, создает базовые условия для экономического роста, улучшения инвестиционного климата, повышения конкурентоспособности Александровского района.
Макроэкономическая стабильность, умеренная налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения долгосрочных кредитных ресурсов могут и должны стать важнейшими конкурентными преимуществами Александровского района, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач.
Для дальнейшего внедрения этих принципов на местном уровне планируется реализовать следующие основные меры:
формирование долгосрочного социально-экономического прогноза Александровского района и бюджетного планирования (долгосрочная бюджетная стратегия);
использование для целей бюджетного планирования консервативного, исходя из формализованных критериев, макроэкономического прогноза.
законодательное закрепление и соблюдение бюджетных правил;
переход от среднесрочного финансового планирования к долгосрочному планированию в формате "скользящего периода".
Необходимым условием для разработки и ведения долгосрочной бюджетной стратегии является разработка и ведение долгосрочного прогноза социально-экономического развития Александровского района на соответствующий период (с определением его содержания, а также порядка разработки и корректировки).
Для эффективной реализации и актуализации долгосрочной бюджетной стратегии потребуется надлежащее информационное и математическое обеспечение прогнозов и проектировок. Предлагается на основе инфраструктуры системы "Электронный бюджет" предусмотреть специализированное программное обеспечение, позволяющее проводить непрерывный мониторинг и прогнозирование существенных параметров, определяющих долгосрочную устойчивость районного бюджета.
В среднесрочной перспективе ожидается формирование условий для внедрения полноценной системы программно-целевого планирования, как в районном бюджете, так и в бюджетах муниципальных образований Александровского района.
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы, цели (при необходимости), задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
Приоритеты муниципальной политики реализации подпрограммы соответствуют приоритетам, описанным для программы в целом. Основной целью подпрограммы является создание оптимальных условий для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости районного бюджета.
Цель Муниципальной программы будет достигаться посредством обеспечения финансовой устойчивости (внедрения автоматических стабилизаторов), повышения финансовой и бюджетной дисциплин, обеспечения достаточными финансовыми ресурсами муниципальных программ Александровского района с учетом макроэкономических условий и рисков.
Для достижения цели подпрограммы должно быть обеспечено решение следующих задач:
1. Совершенствование системы выявления резервов увеличения доходной базы районного бюджета и способов их мобилизации.
2. Достижение оптимального, устойчивого и экономически обоснованного соответствия расходных обязательств районного бюджета источникам их финансового обеспечения.
Ключевым показателем подпрограммы является наличие долгосрочной бюджетной стратегии.
Описание целевых индикаторов и показателей подпрограммы:
1. Наличие долгосрочной бюджетной стратегии.
Показатель является комплексным, и его достижение является свидетельством качества реализации подпрограммы, поскольку свидетельствует о своевременном внесении в нее изменений в соответствии с установленным порядком, а, следовательно, в полном объеме выполнение таких условий, как определение и соблюдение предельных объемов финансового обеспечения муниципальных программ Александровского района, оценка бюджетных рисков и т.д.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:
1). Формирование районного бюджета в рамках и с учетом долгосрочного прогноза параметров бюджетной системы, что обеспечивает стабильность, предсказуемость бюджетной политики, исполнение расходных обязательств.
2). Сохранение устойчивости районного бюджета без наращивания муниципального долга.
3). Формирование расходов в соответствии с предельными расходами районного бюджета ("потолками" расходов) на реализацию муниципальных программ Александровского района на срок не менее 3 лет.
В силу постоянного характера решаемых в рамках подпрограммы задач, выделение отдельных этапов ее реализации не предусматривается.
2. Нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса. Целями подпрограммы являются нормативное правовое регулирование бюджетного процесса в Александровском районе, совершенствование планирования и исполнения районного бюджета, формирования бюджетной отчетности.
Административная функция по достижению данных целей заключается в своевременной и качественной подготовке проекта решения СНД района о районном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также в организации исполнения районного бюджета и формировании бюджетной отчетности.
Основные проблемы в сфере реализации подпрограммы связаны с нормативным регулированием бюджетного процесса, реализацией принципов эффективного и ответственного управления общественными финансами, что предполагает:
четкое и однозначное определение ответственности и полномочий участников бюджетного процесса, в том числе органов исполнительной власти, осуществляющих организацию составления и исполнения бюджета;
установление для каждого главного распорядителя системы целей, задач и результатов деятельности, обеспечивающих реализацию приоритетов и целей муниципальной политики;
обеспечение самостоятельности, мотивации и ответственности главных
распорядителей, их структурных подразделений и учреждений при планировании и достижении результатов использования бюджетных ассигнований в рамках
установленных финансовых ограничений;
использование конкурентных принципов распределения бюджетных средств, в том числе с учетом достигнутых и планируемых результатов использования бюджетных ассигнований;
наличие и соблюдение формализованных, прозрачных и устойчивых к коррупции процедур принятия решений по использованию бюджетных средств, в том числе - при осуществлении муниципальных закупок;
наличие и соблюдение формализованных требований к ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности;
формирование и представление бюджетной отчетности в соответствии с общими принципами, необходимыми и достаточными для проведения межведомственных сравнений;
наличие и применение методов оценки результатов использования бюджетных средств главными распорядителями и их учреждениями в отчетном и плановом периоде;
регулярное проведение анализа и оценки качества управления муниципальными финансами и финансового менеджмента с поддержкой мер по его повышению.
В сфере реализации подпрограммы сформированы следующие приоритеты муниципальной политики:
обеспечение исполнения расходных обязательств Александровского района, оценка рисков, своевременное принятие решений при сохранении макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;
повышение надежности экономических прогнозов и консервативности предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
формирование районного бюджета с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной системы Российской Федерации, основанных на реалистичных оценках;
стабилизация условий формирования и методологической основы распределения межбюджетных трансфертов местным бюджетам;
недопустимость увязки в ходе исполнения бюджетов объемов расходов бюджетов с определенными доходными источниками;
полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей государственной политики;
планирование бюджетных ассигнований, исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения и с учетом сроков и механизмов их реализации;
соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств (в случае необходимости);
повышение прозрачности бюджетной системы, расширения доступа к информации о финансовой деятельности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, результатах использования бюджетных средств, муниципального имущества и т.д.
Реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления предъявляет новые требования к инструментам финансового менеджмента, как на уровне главных распорядителей бюджетных средств, так и на уровне муниципальных учреждений.
Необходимым условием обеспечения эффективного финансового управления на уровне главных распорядителей средств становится формирование полноценных систем внутреннего финансового контроля.
Органы местного самоуправления - учредители должны иметь возможность получения оперативной оценки качества деятельности подведомственных муниципальных учреждений.
В этих целях необходимо создать многофакторную систему мониторинга качества финансового менеджмента муниципальных учреждений, в результате которого должна объективно оцениваться деятельность любого муниципального учреждения на основе показателей, характеризующих:
объем предоставленных муниципальных услуг, их качество и доступность;
законность и качество управления имуществом муниципальных учреждений, используемого для целей оказания муниципальных услуг;
качество управления доходами муниципальных учреждений от приносящей доход деятельности (утверждение и реализация программ материального стимулирования сотрудников учреждений);
обоснованность планов финансово-хозяйственной деятельности;
качество финансовой дисциплины, выражающейся в соблюдении планов финансово-хозяйственной деятельности, правильности и достоверности ведения бухгалтерского учета и учетной политики;
обоснованность наличия остатков в части субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.
Финансовое обеспечение подпрограммы отражено в паспорте подпрограммы.
Подпрограмма 2 "Управление муниципальным долгом и муниципальными финансовыми активами Александровского района"
В настоящее время в сфере управления муниципальным долгом и муниципальными финансовыми активами требуется решение такой задачи, как снижение стоимости заимствований.
В целях обеспечения оптимизации управления муниципальным долгом и муниципальными финансовыми активами Александровского района, подпрограммой предусматривается реализация мер, направленных на обеспечение приемлемого и экономически обоснованного объема и структуры муниципального долга
Александровского района, сокращение стоимости обслуживания и совершенствование механизмов управления муниципальным долгом.
Приоритеты политики органов местного самоуправления района в сфере реализации подпрограммы определяются долговой политикой района на этапах ее реализации. В 2018 - 2022 годах долговая политика будет направлена на обеспечение финансирования дефицита районного бюджета путем привлечения ресурсов на благоприятных условиях, обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности долговых обязательств, поддержание высокого уровня кредитного рейтинга района.
Целью подпрограммы является эффективное управление муниципальным долгом и муниципальными финансовыми активами Александровского района.
Достижение цели подпрограммы требует решения ее задач:
1. Достижение приемлемых и экономически обоснованных объема и структуры муниципального долга Александровского района.
2. Минимизация стоимости заимствования.
Описание целевых индикаторов и показателей подпрограммы:
1. Доля расходов на обслуживание муниципального долга Александровского района в общем объеме расходов районного бюджета, за исключением объема расходов за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской федерации.
Показатель рассчитывается, как отношение объема расходов на обслуживание муниципального долга Александровского района за соответствующий год к расходам районного бюджета за соответствующий год, за исключением расходов за счет предоставленных субвенций.
2. Отношение годовой суммы платежей на обслуживание муниципального долга Александровского района к доходам районного бюджета.
Показатель рассчитывается, как отношение суммы выплат по обслуживанию муниципального долга Александровского района за соответствующий год к доходам районного бюджета за соответствующий год. Значения указанных показателей отражены в правовых актах ОМСУ об утверждении районного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, а также по исполнению районного бюджета.
3. Отношение муниципального долга Александровского района к доходам районного бюджета без учета безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней.
Показатель рассчитывается, как отношение объема муниципального долга Александровского района на конец года к доходам районного бюджета без учета безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней за соответствующий год.
4. Отсутствие просроченной задолженности по муниципальным заимствованиям Александровского района.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы выражены в сохранении объема муниципального долга Александровского района в размере, не превышающем 15-20% годового объема доходов районного бюджета.
Подпрограмма носит постоянный характер. В силу постоянного характера, решаемых в рамках подпрограммы задач, выделение отдельных этапов ее реализации не предусматривается.
Расходные обязательства Александровского района по обслуживанию муниципального долга определяются на основании заключенных кредитных договоров и графиков платежей.
Финансовое обеспечение подпрограммы определено в паспорте Муниципальной программы.
Подпрограмма 3 "Поддержание устойчивого исполнения местных бюджетов и содействие повышению качества управления муниципальными финансами"
Приоритетами политики органов исполнительной власти Александровского района в ходе реализации данной подпрограммы являются обеспечение равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств муниципальных образований Александровского района, содействие повышению качества управления муниципальными финансами и поддержание устойчивого исполнения местных бюджетов муниципальных образований Александровского района.
Достижение поставленных целей и решение задач данной подпрограммы обеспечивается реализацией основных мероприятий, направленных на формирование стабильной финансовой основы для исполнения расходных обязательств муниципальных образований Александровского района, включающих в себя комплексное совершенствование межбюджетных отношений.
Подпрограмма предполагает возможность равного доступа населения Александровского района к гарантированному объему муниципальных услуг, который достигается характером и качеством распределения финансовых средств между муниципальными образованиями Александровского района. Необходимость распределения средств обусловлена неравномерностью размещения налоговой базы в разрезе муниципальных образований района.
В среднесрочной перспективе, сохраняя важность межбюджетных отношений и их влияние на устойчивость местных бюджетов муниципальных образований района, особую актуальность приобретает повышение эффективности оказания финансовой помощи.
При распределении дотаций
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Александровского района Владимирской области от 27 декабря 2019 г. N 2549 "О внесении изменений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.