Rehabilitation of disabled persons. Rehabilitation and habilitation system for disabled persons and disabled children. Fundamentals
ОКС 03.080.30
Т50
ОКПД2 85, 86, 87
Дата введения - 1 июля 2019 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства и услуги для инвалидов и других маломобильных групп населения"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2018 г. N 876-ст
4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. от 29 декабря 2015 г.)
5 Введен впервые
Введение
Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в субъекте Российской Федерации (далее - система) основано на шести основных элементах системы реабилитации: руководство и управление, предоставление услуг, персонал, технологии, финансы и информационные системы. Система формируется с учетом совокупности взаимоувязанных мероприятий, охватывающих основные направления реабилитации и абилитации инвалидов, направленных на устранение или более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и полную интеграцию в общество. Эти вопросы структурированы в соответствии со следующими принципами: население, оценка потребностей, воздействие, контроль и результат.
Настоящий стандарт способствует: объективизации и систематизации информации о потребностях инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитации и абилитации; формированию ресурсов субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне в области реабилитации и абилитации, а также составлению информационно-справочных материалов для специалистов и граждан; принятию обоснованных управленческих решений с учетом потребностей инвалидов; объективному контролю и оценке эффективности реализации региональной программы по формированию комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Настоящий стандарт дает единый методический подход к построению системы реабилитации и абилитации в конкретном субъекте Российской Федерации.
Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов "Реабилитация инвалидов" и устанавливает требования к организации системы реабилитации в субъектах Российской Федерации.
1 Область применения
Настоящий стандарт предназначен для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, техническими комитетами по стандартизации, субъектами хозяйственной деятельности, общественными и профессиональными объединениями и заинтересованными лицами.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52876 Услуги организаций реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы. Основные положения
ГОСТ Р 52877 Услуги по медицинской реабилитации инвалидов. Основные положения
ГОСТ Р 53873 Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов
ГОСТ Р 53874 Реабилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных услуг
ГОСТ Р 54738 Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов
ГОСТ Р 57888 Реабилитация инвалидов. Целевые показатели реабилитационных услуг. Основные положения
ГОСТ Р 57960 Реабилитация инвалидов. Оценка результатов реабилитационных услуг. Основные положения
ГОСТ Р 58259 Реабилитация инвалидов. Оценка эффективности системы реабилитации инвалидов и абилитации детей-инвалидов
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 абилитация инвалидов: Система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
3.2 инвалид: Лицо с нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость социальной защиты данного лица.
3.3 индивидуальная программа ранней помощи: Программа, в которую включены объем, сроки, порядок и содержание семейно-центрированных услуг, предоставляемых конкретному ребенку и семье по программе ранней помощи.
Примечание - Индивидуальная программа ранней помощи формируется междисциплинарной командой специалистов в соответствии с примерным перечнем услуг ранней помощи на основе межведомственного взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая негосударственные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации.
3.4 индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида: Комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
3.5 ограничение жизнедеятельности: Полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
3.6 ранняя помощь: Комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формирование физического и психического здоровья, включение в среду сверстников и интеграцию в общество, а также на сопровождение и поддержку семей данной группы детей-инвалидов и повышение компетентности родителей (законных представителей).
Примечание - При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что он не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения возраста 7-8 лет.
3.7 реабилитационная организация: Организация, предоставляющая в субъекте Российской Федерации реабилитационные и абилитационные услуги, услуги ранней помощи и сопровождение инвалидов, в том числе детей-инвалидов, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности осуществляющая деятельность в сферах образования, социальной защиты, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры, труда и занятости, направленную на устранение или более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в целях их социальной адаптации, включая интеграцию в общество.
Примечание - Реабилитационные и абилитационные услуги предоставляются согласно ГОСТ Р 53874, ГОСТ Р 54738, ГОСТ Р 52876, ГОСТ Р 52877, ГОСТ Р 53873, ГОСТ Р 57960, ГОСТ Р 57888.
3.8 реабилитация инвалидов: Система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
3.9 реестр реабилитационных услуг и организаций: Перечень реабилитационных услуг и организаций, предоставляющих такие услуги инвалидам, в том числе детям-инвалидам, в субъекте Российской Федерации.
3.10 система комплексной реабилитации: Под системой комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, понимается создание и функционирование системы методологических, методических, правовых, финансовых и организационных компонентов (в том числе организаций), обеспечивающих реабилитационный и абилитационный процессы, оказание ранней помощи и сопровождение инвалидов, включая детей-инвалидов, на основе эффективного межведомственного взаимодействия при обеспечении социальной защиты инвалидов и детей-инвалидов с учетом особенностей нарушения их здоровья, а также сопровождения инвалидов, в том числе детей-инвалидов, и (или) их семей.
3.11 социальная защита инвалидов: Система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
3.12 социальная поддержка инвалидов: Система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
3.13 Федеральный реестр инвалидов: Федеральная государственная информационная система, которая ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, ограничениях жизнедеятельности, нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, а также о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых денежных выплатах инвалиду и об иных мерах социальной защиты.
4 Сокращения
В настоящем стандарте приняты следующие сокращения:
- ИОГВ - исполнительные органы государственной власти;
- ИПРА - индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида;
- МКФ - Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья;
- МСЭ - медико-социальная экспертиза;
- ПФР - Пенсионный фонд Российской Федерации;
- TCP - Технические средства реабилитации;
- ФСС - Фонд социального страхования Российской Федерации.
5 Общие положения
5.1 Стандартизация системы реабилитации инвалидов и абилитации детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации осуществляется в целях повышения безопасности и качества предоставления услуг по реабилитации и абилитации, развития системы реабилитации инвалидов в соответствии с нормами международного права и международными стандартами, законодательной и нормативной базой Российской Федерации.
5.2 Методология формирования и совершенствования системы реабилитации/абилитации отражена в международных документах: "Декларация о правах инвалидов" (1975), "Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов" (1993), "Конвенция о правах инвалидов" (2006).
5.3 Потребность инвалидов/детей-инвалидов основана на биопсихосоциальной модели инвалидности МКФ, включающей факторы функционирования, активности и участия, личностные факторы в контексте окружающей среды.
5.4 В пункте 25 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов подчеркивается, что "потребности всех без исключения индивидуумов имеют одинаково важное значение, что эти потребности должны служить основой планирования в обществе и что все средства следует использовать таким образом, чтобы каждый индивидуум имел равные возможности для участия в жизни общества".
5.5 В статье 26 "Абилитация и реабилитация" Конвенции о правах инвалидов подчеркивается необходимость начала реализации комплексных абилитационных и реабилитационных услуг и программ, особенно в сфере здравоохранения, занятости, образования и социального обслуживания, как можно раньше на основании многопрофильной оценки нужд и сильных сторон индивида.
5.6 Стандартизация системы в субъекте Российской Федерации должна способствовать решению следующих задач:
- повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, а также имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- подтверждение соответствия процессов, работ, услуг или иных объектов системы действующим национальным стандартам и условиям договоров;
- обеспечение предоставления реабилитационными организациями высококачественных услуг, продукции, процессов, работ или иных объектов;
- удовлетворение потребности инвалидов и детей-инвалидов в реабилитационных и абилитационных услугах;
- соответствие законодательных нормативных актов субъекта Российской Федерации федеральным нормативно-методическим документам;
- обеспечение совместимости различных информационных систем, применяемых в сфере реабилитации и абилитации;
- разработка новых методик и технологий реабилитации и абилитации, соответствующих лучшим мировым образцам;
- повышение квалификации специалистов, оказывающих реабилитационные и абилитационные услуги;
- повышение качества управления и эффективности использования ресурсов в сети реабилитационных и абилитационных организаций субъектов Российской Федерации и в Российской Федерации в целом;
- развитие международного сотрудничества и интеграции в мировую систему оценки системы реабилитации и абилитации людей с ограниченными возможностями и разработки программ реабилитации для них.
5.7 Стандарт системы в субъекте Российской Федерации должен обеспечить развитие системы реабилитации и абилитации инвалидов.
5.8 Стандартизация системы в субъекте Российской Федерации осуществлена по следующим направлениям:
- потребности населения;
- руководство и управление;
- предоставление услуг;
- персонал;
- технологии;
- финансы и информационные системы.
6 Общие требования
6.1 Совершенствование и повышение эффективности системы реабилитации инвалидов и абилитации детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации требует соответствующей организационной и нормативно-методической поддержки.
6.2 Развитие системы реабилитации инвалидов и абилитации детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации производится программно-целевым методом.
6.3 Разработка программы развития системы состоит из следующих этапов:
а) оценки потребностей инвалидов и детей-инвалидов в реабилитационных/абилитационных мероприятиях, включая раннюю помощь, в субъекте Российской Федерации;
б) описания имеющихся в субъекте Российской Федерации реабилитационных/абилитационных ресурсов независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности;
в) оценки соответствия имеющихся ресурсов потребностям инвалидов, включая детей-инвалидов;
г) определения направления развития реабилитации/абилитации инвалидов в субъекте Российской Федерации, включая детей-инвалидов;
д) формирования нормативно-методической базы;
е) определения мероприятий программы;
ж) формирования системы контроля и развития программы.
6.4 Система реабилитации инвалидов и абилитации детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации состоит из следующих компонентов:
а) методологического (наличие в отдельных субъектах Российской Федерации концепций развития реабилитации по ее аспектам, учреждений, развивающих научные знания, представления, технологии и др.);
б) нормативно-правового (развитие в отдельных субъектах Российской Федерации нормативно-правовой базы реабилитации по ее аспектам);
в) финансового (решаемого программно-целевым методом или др.);
г) реабилитационной инфраструктуры (состоящей из учреждений различной ведомственной принадлежности и форм собственности, оказывающих реабилитационные услуги);
д) реабилитационной индустрии;
е) органов управления системой реабилитации (координационных советов, советов по делам инвалидов и др.);
ж) общественных объединений инвалидов и родителей детей-инвалидов, пациентских организаций;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
и) информационной инфраструктуры;
к) кадрового потенциала.
6.5 Оценку потребностей инвалидов в реабилитационных/абилитационных мероприятиях, включая раннюю помощь, в субъекте Российской Федерации проводят федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы.
6.6 Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы (с 1 января 20__ года из Федерального реестра инвалидов) направляют выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм, на которые возложено проведение мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалидов и детей-инвалидов.
6.7 В исполнительные органы государственной власти поступает официальная информация:
а) о факте установления инвалидности гражданину и его нуждаемости в мерах социальной поддержки, включая реабилитацию (абилитацию);
б) мероприятиях реабилитации, TCP и услугах (по сути о направлениях реабилитации), в которых нуждается инвалид или ребенок-инвалид:
- отдельных видах,
- формах,
- объемах,
- сроках,
- порядке реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида/ребенка-инвалида к выполнению определенных видов деятельности (т.е. о потребностях инвалида/ребенка-инвалида).
6.8 Выписка направляется для выполнения мероприятий:
а) по медицинской реабилитации или абилитации - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья;
б) профессиональной реабилитации или абилитации - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения;
в) психолого-педагогической реабилитации или абилитации - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования;
г) социальной реабилитации или абилитации, по обеспечению TCP, предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, в случае передачи в установленном порядке полномочий Российской Федерации по предоставлению TCP инвалидам субъектам Российской Федерации, а также по обеспечению TCP за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения;
д) физкультурно-оздоровительных, занятий спортом - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта;
е) обеспечению TCP, предоставляемых инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, - в региональное отделение ФСС;
ж) направлению средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг - в территориальный орган ПФР по месту жительства ребенка-инвалида;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
и) оказанию видов помощи, оказываемых инвалиду (ребенку-инвалиду) в преодолении барьеров, мешающих получению им услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами, организациями, предоставляющими услуги населению, - в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, региональное отделение Фонда, территориальный орган ПФР, определенные в соответствии с ИПРА инвалида (ребенка-инвалида) исполнителями реабилитационных или абилитационных мероприятий.
С 1 января 20__ года федеральные учреждения МСЭ должны предоставлять сведения об ИПРА и о программах реабилитации инвалидов, инвалидность которых наступила вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая сведения о рекомендованных в них реабилитационных мероприятиях, технических средствах реабилитации инвалидов, об услугах и о результатах выполнения этих программ - в федеральный реестр инвалидов.
6.9 Мероприятия ИПРА должны быть конкретизированы ИОГВ субъекта Российской Федерации. Анализ отдельных мероприятий за определенный период времени, в которых нуждается инвалид, позволит определить наиболее актуальные направления реабилитации и абилитации инвалидов субъекта Российской Федерации.
6.10 Описание имеющихся в субъекте Российской Федерации реабилитационных/абилитационных ресурсов независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности включает в себя:
- оценку соответствия имеющихся ресурсов потребностям инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
- определение направления развития реабилитации/абилитации инвалидов в субъекте Российской Федерации, включая детей-инвалидов;
- формирование нормативно-методической базы;
- определение мероприятий программы;
- формирование системы контроля и развития программы.
6.11 Для улучшения качества информационно-статистического обеспечения по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов рекомендуется использовать единую систему, позволяющую описать совокупность ресурсов субъекта Российской Федерации в области реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов.
6.12 ИОГВ в ведомствах, ответственных за предоставление услуг определенной направленности, связанных с реабилитацией инвалидов и детей-инвалидов, необходимо организовать работу по сбору данных о реабилитационной инфраструктуре субъекта Российской Федерации, т.е. реабилитационном потенциале субъекта Российской Федерации.
6.13 ИОГВ должны сформировать общедоступный ресурс организаций и услуг, предоставляемых в субъекте Российской Федерации в области реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в виде информационного портала в Интернете.
6.14 Оценку системы реабилитации инвалидов и абилитации детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации производят в соответствии с ГОСТ Р 58259.
6.15 Разработку целевой программы развития системы реабилитации инвалидов и абилитации детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации производят на основании проведенной оценки системы реабилитации в субъекте Российской Федерации и которая состоит:
а) из определения цели, задач и целевых показателей типовой программы субъекта Российской Федерации. Общеведомственными задачами могут быть:
- создание системы управления реабилитацией и предоставлением услуг ранней помощи и контроля их проведения в субъекте Российской Федерации как в период выполнения программных мероприятий, так и после их завершения; нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение реализации мероприятий, направленных на совершенствование комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов,
- повышение уровня доступности реабилитационных услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения,
- изучение качества жизни лиц с ограниченными возможностями, семей, нуждающихся в услугах ранней помощи,
- формирование кадрового состава системы реабилитации инвалидов/детей-инвалидов, предоставление услуг ранней помощи в соответствии с потребностью в этих услугах,
- информационная поддержка системы комплексной реабилитации/абилитации инвалидов/детей-инвалидов и услуг ранней помощи,
- формирование междисциплинарного научно-методического центра субъекта Российской Федерации, аккумулирующего информацию о методиках оценки состояния инвалидов/детей-инвалидов/нуждающихся в ранней помощи, о методах и методиках реабилитации, организующих работу по объединению инвалидов в общественные организации, стимулирующие появление благотворительных фондов и пр.;
- формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров;
б) формирования нормативно-правовой и методической базы субъекта Российской Федерации по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, как то:
- формирование системы управления и контроля реализации программы (рабочих групп и Координационного совета при руководителе высшего органа государственной власти субъекта Российской Федерации),
- подготовка нормативно-методических документов обеспечения программы,
- ресурсного обеспечения программы субъекта Российской Федерации,
- определение сроков реализации программы,
- типовые мероприятия по направлениям реабилитации.
6.16 Реализация региональной программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов:
а) организация системы управления и контроля реализации программы;
б) подготовка нормативно-методических документов обеспечения комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в субъекте Российской Федерации.
6.17 Последним этапом окончания региональной программы является оценка ее результатов в соответствии с ГОСТ Р 58259.
6.18 Результаты оценки и анализ текущих потребностей населения является основанием для корректировки и пролонгации региональной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58258-2018 "Реабилитация инвалидов. Система реабилитации инвалидов и абилитации детей-инвалидов. Общие положения" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2018 г. N 876-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2018 г.
Дата введения - 1 июля 2019 г.