Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Министерства
просвещения Российской Федерации
от 27 декабря 2019 г. N Р-154
Методические рекомендации
по механизмам вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей, в том числе в обновлении образовательных программ
I. Общие положения
Настоящие методические рекомендации по механизмам вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей, в том числе в обновлении образовательных программ (далее соответственно - Методические рекомендации, образовательные организации), разработаны в целях обеспечения исполнения федеральных проектов "Современная школа" и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" и направлены на совершенствование среды обучения и воспитания обучающихся по программам начального, основного и среднего общего образования, а также по дополнительным общеобразовательным программам.
Настоящие методические рекомендации предназначены для организации работы по вовлечению представителей общественно-деловых объединений, работодателей, организаций высшего образования и научных организаций, родительского сообщества, выпускников образовательных организаций в управление образовательными организациями (далее - социальные партнеры) следующими категориями участников таких отношений:
- руководители образовательных организаций;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- органы местного самоуправления.
Применение настоящих рекомендаций не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок органами государственного контроля (надзора).
II. Принципы и условия вовлечения социальных партнеров в принятие решений по вопросам управления образовательной организацией, в том числе в обновление образовательных программ
Ключевыми направлениями работы образовательных организаций по вовлечению социальных партнеров в принятие решений по вопросам управления образовательными организациями, в том числе в обновление образовательных программ, являются:
- создание благоприятной среды для развития обучающихся образовательных организаций;
- формирование эффективных механизмов управления образовательной организацией на принципах коллегиальности, обеспечение участия социальных партнеров в этом процессе, а также внедрение в образовательных организациях управленческих практик социальных партнеров.
Вовлечение социальных партнеров в образовательную деятельность базируется на следующих принципах:
1. взаимная заинтересованность;
2. соответствие деятельности социального партнера (опыта деятельности) реализуемым в образовательных организациях образовательным программам (части образовательных программам), а также иным направлениям деятельности образовательной организации.
Вовлечение социальных партнеров в управление образовательными организациями, в том числе в обновление образовательных программ, реализуется в три этапа:
1. Поиск и принципы отбора потенциальных партнеров.
Для поиска потенциальных партнеров используются следующие источники информации:
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственную политику в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, и органы местного самоуправления, ведущие реестры социально ответственных организаций в субъектах Российской Федерации;
- родители, выпускники образовательных организаций;
- средства массовой информации, социальные сети и другие публикации в сети Интернет.
В целях отбора социальных партнеров должны быть определены сферы деятельности и направления развития образовательной организации, в которых потенциал отношений с социальными партнерами будет использован наиболее эффективно.
2. Определение направлений совместной деятельности и совместное планирование.
Образовательная организация определяет направления совместной деятельности в соответствии с уставом, документами стратегического планирования и иными локальными актами образовательной организации, определяющими цели, задачи, миссию, специфику деятельности образовательной организации.
Планированию также подлежит совместная деятельность с социальными партнерами, которая должна соответствовать документам стратегического планирования субъекта Российской Федерации, уставу и иным локальным актам образовательной организации. План совместной деятельности образовательной организации и социальных партнеров должен включать содержательные, организационные и обеспечивающие положения.
3. Организационное обеспечение совместной деятельности.
Управление образовательной организацией на принципах коллегиальности реализуется в двух взаимодействующих контурах: внешнем и внутреннем.
Под внешним контуром понимается реализация совместной деятельности образовательной организации и социальных партнеров в соответствии с действующим законодательством, с учетом социально-экономических и научно-технологических приоритетов развития субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также реализуемых в субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании социальных проектов и программ.
В рамках внешнего контура целью привлечения социальных партнеров к коллегиальному управлению образовательной организацией является ее развитие как активного социального института, взаимодействующего с другими организациями, участвующего в социальном развитии муниципального образования и субъекта Российской Федерации.
Внутренний контур предусматривает привлечение социальных партнеров в управление образовательной организацией в части принятия ключевых решений, связанных с функционированием образовательной организации: расширение и обновление содержания, методов и форм реализации образовательных программ, воспитательной работы, определение кадровой политики, финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, организационного и обеспечивающего направлений деятельности организации.
Основными формами коллегиального управления образовательной организацией с привлечением социальных партнеров являются для бюджетных учреждений управляющие и попечительские советы, для автономных образовательных организаций - наблюдательные советы.
При формировании коллегиального органа управления образовательной организацией должны соблюдаться следующие условия, обеспечивающие эффективность работы таких органов:
1. деятельность коллегиального органа управления должна быть направлена на принятие решений, а не на выполнение экспертно-консультативных функций;
2. должно быть обеспечено равноправное участие (что регламентируется и нормативными актами) представителей учредителя, общественно-деловых объединений, представителей работодателей, предприятий, вузов и научных организаций, родителей;
3. ведущее участие в разработке документов стратегического планирования развития образовательной организации;
4. включенность в реализацию основных направлений управления образовательной организацией: целеполагание и планирование, организация деятельности, контроль и рефлексия результатов, а также в отдельных случаях применение управленческого опыта и подходов, используемых социальными партнерами;
5. высокий авторитет председателя и членов коллегиального органа управления.
Вовлечение представителей социальных партнеров в работу коллегиальных органов управления для принятия ключевых решений по стратегическим вопросам управления образовательной организацией основывается на принципах личной заинтересованности, добровольности и компетентности.
III. Взаимодействие образовательных организаций и представителей социальных партнеров по вопросам управления образовательной организацией
При организации взаимодействия образовательной организации и социальных партнеров необходимо определить стратегически важные группы задач, для решения которых такое взаимодействие целесообразно, а именно:
1. позиционирование и формирование имиджа образовательной организации в социальной среде;
2. формирование коммуникационных каналов, по которым общественность может узнать о деятельности образовательной организации, ее достижениях на условиях периодичности информирования о позитивных изменениях;
3. социально значимые вопросы развития территории, на которой расположена образовательная организация: организация спортивно-оздоровительной деятельности, культурно-массовых мероприятий, волонтерства и др.;
4. участие в социальных проектах организаций социальных партнеров: в том числе помощь различным категориям граждан, нуждающимся в социальной поддержке, участие в экологических, природо- и культуроохранных и других проектах;
5. участие в разработке локальных актов образовательной организации, включая документы стратегического планирования программу развития образовательной организации;
6. материально-техническое оснащение и финансовое обеспечение образовательной организации под обновленные образовательные программы в форме спонсорской помощи или благотворительности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7. рассмотрение жалоб и заявлений обучающихся, их родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала образовательной организации;
8. принятие решения об исключении обучающегося из образовательной организации;
9. внесение учредителю предложений о поощрении работников и руководителя образовательной организации;
10. разработка решений по результатам процедур независимой оценки качества образования;
11. утверждение сметы расходования средств, полученных образовательной организацией от уставной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников;
12. управление образовательной организацией в рамках полномочий коллегиального органа управления на условиях превентивности, предотвращения ошибок с использованием методов проектного управления, мотивационного менеджмента.
IV. Взаимодействие педагогического коллектива образовательной организации и представителей социальных партнеров
Взаимодействие педагогического коллектива и представителей социальных партнеров в рамках образовательной деятельности, в том числе внеурочной, осуществляется по следующим направлениям:
1. обновление содержания основных и дополнительных общеобразовательных программ, форм внеурочной деятельности на основе интересов и потребностей обучающихся, приоритетов социально-экономического и территориального развития региона с учетом прогнозных оценок развития рынка труда, потребностей функционирующих в субъекте Российской Федерации компаний и предприятий, предотвращения оттока выпускников образовательных организаций из субъекта Российской Федерации, а также на основе региональных стратегий социально-экономического и пространственного развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный периоды;
2. организационно-методическое сопровождение социальными партнерами педагогов образовательной организации с применением методов проектного управления, в том числе путем вовлечения обучающихся и педагогов образовательных организаций в реализацию реальных проектов социальных партнеров;
3. привлечение представителей социальных партнеров для проведения тематических уроков, лекций, бесед и других форм урочной и внеурочной работы, включая наставничество в соответствии с Методологией (целевой моделью) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N Р-145;
4. организация профориентационной деятельности, в том числе профессиональных и социальных проб для обучающихся;
5. проведение обучающих мероприятий для педагогических работников образовательных организаций на базе организаций социальных партнеров;
6. развитие материально-технического оснащения образовательных организаций: разработка планов обновления материально-технического оснащения, в том числе совместное проектирование образовательных пространств и разработка примерных перечней средств обучения и оборудования для реализации обновленных образовательных программ.
Ссылки на успешные практики субъектов Российской Федерации по механизмам вовлечения социальных партнеров в управление образовательными организациями, в том числе в обновление образовательных программ, представлены в Приложении N 3 к настоящим методическим рекомендациям.
V. Информационная политика и коммуникационная стратегия образовательной организации
Для организации процесса вовлечения общественно-деловых объединений и представителей работодателей в принятие решений по вопросам управления развитием образовательной организации рекомендуется выстроить алгоритм коммуникационного взаимодействия образовательной организации с заинтересованными группами (целевыми аудиториями), в том числе используя для этого средства массовых коммуникаций.
Под информационной политикой образовательной организации понимается стратегия и принципы представления информации об организации всем заинтересованным сторонам. Информационная политика образовательной организации призвана организовать процесс трансляции различным целевым аудиториям сведений о значимых действиях, событиях и результатах деятельности образовательной организации, о перспективах ее развития, о расширении социальной и образовательной активности.
Основные принципы информационной политики образовательной организации:
- достоверность, открытость и общедоступность информации для всех заинтересованных целевых аудиторий (внутренние и внешние аудитории коммуникаций, которые оказывают влияние на деятельность образовательной организации; в качестве целевых аудиторий образовательной организации могут быть выделены обучающиеся, выпускники, родители, педагогический коллектив, существующие социальные партнеры, региональные деловые объединения, представители предприятий и организаций, представители бизнес-сообщества и некоммерческих организаций региона, представители других образовательных организаций, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители органов местного самоуправления, региональные средства массовой информации);
- соответствие целям развития образовательной организации;
- соответствие утвержденной концепции информационной политики субъекта Российской Федерации;
- соответствие федеральному законодательству о средствах массовой информации, о распространении информации, о защите персональных данных и т.д.
В рамках разработки информационной политики образовательной организации необходимо особенно отметить важность выбора коммуникационной стратегии, которая представляет собой набор наиболее эффективных инструментов воздействия на целевые аудитории и программу использования этих инструментов, включающую в себя три основных параметра: целевые аудитории, коммуникационное сообщение и форматы коммуникации. Ключевая задача коммуникационной стратегии образовательной организации состоит в обеспечении информационной поддержки развития образовательной организации, в том числе мотивации и вовлечения в принятие решений по вопросам управления ее развитием общественно-деловых объединений и представителей работодателей.
При формировании коммуникационной стратегии, под которой понимается план по распространению информации в соответствии с целями и задачами развития образовательной организации и принципами ее информационной политики, направленной на вовлечение общественно-деловых объединений и представителей работодателей в принятие решений по вопросам управления развитием образовательной организации, рекомендуется включить следующие этапы:
1. Анализ внутренней среды, определение сильных сторон образовательной организации и ее позиционирование.
2. Определение целей и задач коммуникационной стратегии образовательной организации.
3. Анализ внешней среды и определение ключевых целевых аудиторий в целях вовлечения в образовательную деятельность.
4. Определение возможных направлений сотрудничества и взаимных интересов по каждой целевой аудитории и соответствующего коммуникационного сообщения.
5. Выбор форматов и периодичности коммуникации.
В качестве индикатора оценки эффективности информационной политики образовательной организации предлагается рассматривать уровень информированности целевых аудиторий о деятельности образовательной организации по вовлечению общественно-деловых объединений и представителей работодателей в принятие решений по вопросам управления развитием образовательной организации.
Примерные форматы коммуникации с социальными партнерами на уровне образовательной организации представлены в Приложении N 2.
VI. Рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по созданию нормативно-правовых и организационных условий для вовлечения общественно-деловых объединений, представителей работодателей в принятие решений по вопросам управления развитием образовательной организации, в том числе в обновление образовательных программ
Реализация мероприятий по вовлечению общественно-деловых объединений и участию представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием образовательной организации, в том числе в обновлении образовательных программ, для общеобразовательных организаций, организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, и профессиональных образовательных организаций предусмотрена в рамках достижения соответствующего результата федеральных проектов "Современная школа", "Успех каждого ребенка" и "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" (далее - Результат), а также региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов соответствующих федеральных проектов.
Организация реализации мероприятий, направленных на достижение Результата, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее - орган исполнительной власти), с учетом следующих рекомендаций:
1. Руководитель регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (далее - региональный проект) назначает ответственного исполнителя (исполнителей) по реализации мероприятий в рамках достижения Результата. Ответственными исполнителями могут быть сотрудники органа исполнительной власти или организации, подведомственной органу исполнительной власти (далее - Ответственный исполнитель).
2. Ответственный исполнитель наделяется следующими функциями:
а) обеспечивает системное развитие направления по вовлечению социальных партнеров в управление образовательными организациями, включая обновление образовательных программ, реализуемых образовательными организациями в субъекте Российской Федерации;
б) координирует коммуникацию между образовательными организациями субъекта Российской Федерации, муниципальными образовательными организациями и социальными партнерами, в том числе совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере социально-экономического развития;
в) разрабатывает Концепцию вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием общеобразовательной организации, организации дополнительного образования детей и профессиональной образовательной организации, в том числе обновлением образовательных программ в субъекте Российской Федерации, включающую дорожную карту достижения и показатели эффективности реализации мероприятий Результата (далее - Концепция);
г) обеспечивает обсуждение Концепции в органах государственно-общественного управления в субъекте Российской Федерации, органах, координирующих деятельность по внедрению проекта "Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста" в субъекте Российской Федерации, а также согласование заинтересованных органов исполнительной власти и организаций в субъекте Российской Федерации;
д) проводит мониторинг выполнения дорожной карты и эффективности реализации мероприятий Результата на уровне субъекта Российской Федерации, муниципальных образований и образовательных организаций;
е) формирует предложения по уточнению Концепции и корректировке плана мероприятий регионального проекта в части достижения Результата на основе мониторинга эффективности реализации мероприятий Результата;
ж) предоставляет по запросу руководителя исполнительного органа государственной власти аналитические и иные материалы о реализации мероприятий Результата;
з) организует проведение контрольных мероприятий совместно с участниками регионального проекта и органами общественного контроля;
и) обеспечивает реализацию Концепции информационной политики исполнения мероприятий Результата;
к) обеспечивает методическое сопровождение реализации мероприятий в органе власти, муниципальных образованиях и образовательных организациях;
л) готовит промежуточную и итоговую отчетность о достижении Результата.
3. Концепция включает в себя положения по следующим основным разделам:
а) основные приоритеты социально-экономического и территориального развития субъекта Российской Федерации с учетом прогнозных оценок развития рынка труда, потребностей функционирующих в субъекте Российской Федерации компаний и предприятий, предотвращения оттока выпускников образовательных организаций из субъекта Российской Федерации с учетом региональных стратегий социально-экономического и пространственного развития субъекта Российской Федерации и муниципальных образований на среднесрочный и долгосрочный периоды;
б) основные направления научно-технологического развития субъекта Российской Федерации;
в) прогнозные данные по кадровой потребности в разрезе муниципальных образований, включая инвестиционные проекты;
г) список общественно-деловых объединений, предприятий, образовательных организаций высшего образования и научных организаций, оказывающих значительное влияние на приоритеты социально-экономического и научно-технологического развития субъекта Российской Федерации, а также препятствующих оттоку выпускников образовательных организаций из субъекта Российской Федерации;
д) перечень инструментов мотивации, привлечения социальных партнеров к участию в управлении образовательной организацией, в том числе обновлению образовательных программ с учетом специфики социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
е) механизмы привлечения социальных партнеров в систематическое обновление содержания образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов обучающихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях с привлечением представителей работодателей и науки на основе приоритетов социально-экономического и научно-технологического развития субъекта Российской Федерации;
ж) положения по аккумуляции и систематизации лучших практик по вовлечению социальных партнеров в управление образовательной организацией, в том числе в обновление образовательных программ, и предоставлению возможности обмена опытом и получения консультации, в том числе на специализированном информационном ресурсе, создаваемом в субъекте Российской Федерации;
з) Концепцию информационной политики субъекта Российской Федерации по освещению проекта, включая цель, задачи, примерные формы реализации информационной политики, а также показатели ее эффективности и ожидаемые результаты;
и) перечень нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований по взаимодействию с социальными партнерами в части управления образовательной организацией и обновления образовательных программ.
4. Региональный проектный офис (далее - РПО) обеспечивает согласование Концепции.
5. Утверждение Концепции и, при необходимости, дополнение ее положениями утвержденного документа стратегического планирования в сфере развития образования субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
6. Руководитель органа государственной власти оказывает содействие эффективному взаимодействию образовательных организаций, социальных партнеров и органов местного самоуправления, а также организовывает проведение мероприятий в субъекте Российской Федерации в соответствии с утвержденной дорожной картой реализации мероприятий Результата*.
7. Руководитель органа государственной власти на основе доклада ответственного лица осуществляет оценку результативности реализации проекта и обеспечивает поиск дополнительных ресурсов с целью постоянного улучшения.
8. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации проводит промежуточные и ежегодные итоговые рабочие совещания по итогам реализации мероприятий Результата, принимает решения по уточнению Концепции и корректировке плана мероприятий регионального проекта в части достижения Результата на основе предложений Ответственного исполнителя.
VII. Рекомендации по методике расчета доли образовательных организаций, реализующих механизмы вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием образовательной организации в рамках реализации федеральных проектов "Современная школа", "Успех каждого ребенка" и "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование"
1. Расчет доли образовательных организаций, реализующих механизмы вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием образовательной организации, в том числе в обновлении образовательных программ, проводится от общего количества государственных образовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования (далее - образовательные организации).
2. По итогам проведения ежегодного мониторинга реализации мероприятий Результата определяется количество образовательных организаций, в состав коллегиальных органов управления которых вошли социальные партнеры.
3. Доля образовательных организаций, реализующих механизмы вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием образовательной организации, в том числе в обновление образовательных программ, определяется по формуле:
,
где X - доля образовательных организаций, реализующих механизмы вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием образовательной организации;
Y - общее количество образовательных организаций;
N - количество образовательных организаций, в состав коллегиальных органов управления которых вошли представители организаций социальных партнеров.
4. В ходе реализации мероприятий проекта должно быть обеспечено увеличение доли образовательных организаций, реализующих механизмы вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием образовательной организации.
______________________________
* Для эффективного выстраивания работы в субъекте Российской Федерации может создаваться рабочая группа, в состав которой могут входить представители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, представители профессиональных сообществ и предприятий реального сектора экономики и т.д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.