Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Министерства
просвещения Российской Федерации
от 27 декабря 2019 г. N Р-154
Методические рекомендации
по механизмам вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием профессиональной образовательной организации, в том числе в обновлении образовательных программ
I. Общие положения
Настоящие методические рекомендации (целевая модель) по механизмам вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием профессиональной образовательной организации, в том числе в обновлении образовательных программ (далее - Методические рекомендации), разработаны в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ) и федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование".
Вовлечение общественности в деятельность образовательных организаций предусмотрено положениями Федерального закона об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"):
управление системой образования носит государственно-общественный характер (часть 1 статьи 89);
управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности (часть 2 статьи 26);
в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации (часть 4 статьи 26);
структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации (часть 5 статьи 26).
Порядок выборов, кооптации и/или вхождения по должности представителей работодателей, общественных объединений в коллегиальный орган управления профессиональной образовательной организации (далее - ПОО), а также порядок взаимодействия между субъектами общественно-государственного управления устанавливаются локальными правовыми актами ПОО.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает ряд инструментов по выстраиванию взаимоотношений между ПОО и работодателями:
1. Сетевая форма реализации образовательных программ (статья 15).
2. Создание кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. Другими словами, профессиональная образовательная организация может создать на предприятии свое структурное подразделение, в котором студенты могут проходить обучение, включая практическую подготовку (часть 3 статьи 27)*.
3. Целевое обучение и возможности заключения между обучающимися и работодателем договора о целевом обучении, который предусматривает в том числе возможность изменения образовательной программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком целевого обучения (статья 56).
Привлечение представителей общественно-деловых объединений и работодателей, а также образовательных организаций высшего образования и научных организаций в управление ПОО, в том числе в обновление образовательных программ, вызвано необходимостью формирования среды, в которой происходит профессиональное становление человека на основе систематического обновления содержания среднего профессионального образования с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов обучающихся и общества, ориентированности на применение молодым поколением знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях в соответствии с приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации.
Среднее профессиональное образование (далее - СПО) является практико-ориентированным и ориентируется на рынок труда и работодателей. Участие работодателей прослеживается на всех этапах реализации образовательной политики как на федеральном уровне, так и на уровне ПОО.
Так, в соответствии с пунктом 4 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 434 (далее - Правила), к разработке федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) привлекаются в том числе и представители работодателей. В соответствии с Правилами ФГОС проходят обсуждение в Советах по профессиональным квалификациям, в состав которых также входят представители работодателей и их объединений.
Методические рекомендации разработаны для следующих категорий целевой аудитории:
руководители ПОО;
органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
органы муниципального самоуправления.
Субъектами взаимодействия с ПОО являются:
работодатели, включая их объединения, - предприятия и организации всех форм собственности либо их объединения, на которые трудоустраиваются выпускники ПОО, в управлении и деятельности которых применяются современные технологии, отвечающие приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации и/или субъекта Российской Федерации (далее - представители работодателей);**
общественно-деловые объединения - различные добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (далее - общественные объединения);
образовательные организации высшего образования, расположенные на территории субъекта Российской Федерации, реализующие образовательные программы в соответствии с приоритетами научно-технологического развития субъекта Российской Федерации (далее - вузы);
научные организации, цели деятельности которых направлены на обеспечение научно-технологического развития Российской Федерации и/или субъекта Российской Федерации (далее - наука);
органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые являются учредителями ПОО и/или профильными по отраслевой принадлежности (далее - органы государственной власти);
родители (законные представители) (далее - родители);
орган местного самоуправления.
Представители работодателей, общественные объединения, вузы, наука, органы местного самоуправления, родители, органы государственной власти составляют экспертное сообщество, формируемое вокруг ПОО.
Внедрение методических рекомендаций, в том числе через представительство в коллегиальных органах управления, а также обновления образовательных программ направлены на достижение следующих целей:
повышение качества управления ПОО на основе использования потенциала и ресурсов представителей работодателей и науки;
обеспечение реализации практико-ориентированных образовательных программ, включая дополнительные профессиональные программы, расширение их вариативности посредством расширения взаимодействия ПОО, представителей работодателей и науки;
повышение конкурентоспособности СПО.
II. Принципы и условия вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием профессиональной образовательной организации
Вовлечение общественно-деловых объединений и участие представителей работодателей, общественных объединений, родителей, вузов и науки в принятии решений по вопросам управления развитием ПОО, в том числе в обновлении образовательных программ, основано на следующих принципах:
1. Кооперация интеллектуальных ресурсов представителей работодателей, общественных объединений, вузов, науки, органа государственной власти, органа самоуправления и ПОО в целях эффективного управления ПОО и обновления образовательных программ с учетом современных достижений науки и технологий, в соответствии с приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Органы государственной власти и орган местного самоуправления оказывают поддержку руководителю ПОО, координируют взаимодействие с представителями работодателей, общественных объединений, вузов, науки.
3. Управление ПОО строится на современных управленческих технологиях на основе применения лучших практик представителей работодателей, общественных объединений, включая методы мотивационного менеджмента и проектного управления.
4. Обновление образовательных программ соответствует прогнозным запросам потенциальных работодателей.
5. Первоочередное внимание уделяется ПОО, расположенным в сельской местности и небольших населенных пунктах.
Вовлечение представителей работодателей, общественных объединений, родителей, вузов и науки в принятие решений по вопросам управления развитием ПОО и обновления образовательных программ осуществляется при создании следующих организационно-правовых условий:
развитие инструментов кооптации представителей работодателей, общественных объединений, родителей, вузов и науки в структуру управления ПОО;
внедрение механизмов вовлечения представителей работодателей, общественных объединений, родителей, вузов и науки в реализацию образовательного процесса в части обновления образовательных программ через актуализацию содержания среднего профессионального образования на основе современных достижений науки и технологий, в соответствии с приоритетами научно-технологического развития субъектов Российской Федерации.
III. Организационно-правовое и экономическое обеспечение вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием ПОО, в том числе в обновлении образовательных программ
В ПОО выстраивается система взаимодействия с представителями работодателей, общественных объединений, родителей, вузов и науки, которая направлена на модернизацию и развитие следующих объектов:
1. Программные документы развития и управления ПОО.
2. Образовательный процесс: содержание и реализация образовательных программ.
3. Внеурочные мероприятия, включая профориентационную деятельность.
4. Оснащение материально-технической базы, включая оказание финансовой поддержки работодателями.
5. Педагогический коллектив.
Основными институциональными механизмами взаимодействия между ПОО и представителями работодателей, общественных объединений, родителей, вузов и науки являются:
1. Коллегиальные органы управления ПОО (как правило, попечительский, управляющий и наблюдательный советы).
Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности (ст. 26 Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации"). К коллегиальным органам управления относится общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет, а также попечительские советы, управляющие советы, наблюдательные советы и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.
Коллегиальные органы управления ПОО формируются на условиях кооптации представителей работодателей, общественных объединений, родителей, вузов и науки к управлению развитием ПОО в целях обеспечения реализации образовательных программ, проведения внеурочных мероприятий на основе современных достижений науки и технологий, приоритетов научно-технологического развития субъектов Российской Федерации, обновленной материально-технической базы, а также с учетом применения лучших практик эффективного управления на предприятиях и в организациях.
В Приложении N 1 представлено "Примерное положение о Попечительском совете профессиональной образовательной организации".
Одной из наиболее перспективных форм коллегиального управления ПОО является управляющий совет, поскольку его деятельность для системы СПО в настоящее время не регламентирована, что позволяет более эффективно использовать потенциал социальных партнеров при принятии управленческих решений.
Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция управляющего совета, порядок принятия им решений и выступления от имени ПОО также устанавливаются уставом ПОО в соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
2. Договоры о социальном партнерстве (договоры о сотрудничестве и т.п.), включая создание структурных подразделений на базе работодателей.
В соответствии с частью 3 статьи 27 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ПОО могут создавать кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (далее - кафедра).
Кафедра представляет собой структурное подразделение ПОО, которое создается совместно с работодателем-партнером на основании договора. Она располагается, как правило, на территории предприятия, о чем делается соответствующая запись в документах ПОО. Это может быть помещение, выделяемое работодателем и подходящее под проведение инструктажа и теоретических занятий.
Штат кафедры комплектуется из педагогических работников ПОО и сотрудников работодателя. Стороны совместно формируют образовательную программу, связанную с профилем деятельности компании. На основании программы формируется план работы кафедры - теоретические занятия, лабораторные и практические работы. Помимо этого, на кафедре организуются экзамены по освоенным модулям. Создаваемое структурное подразделение служит площадкой для общения преподавателей ПОО с практикующими специалистами, что взаимно обогащает опыт и повышает квалификацию.
Деятельность кафедры финансируется ПОО в части затрат на заработную плату сотрудникам. Работодатель предоставляет, в свою очередь, материальную базу - машины и оборудование, а также расходные материалы - и обслуживает их за свой счет. Также работодатель несет расходы по оплате заработной платы наставникам из числа своих сотрудников.
3. Соглашения о государственно-частном партнерстве между предприятием/отраслью и руководством субъекта Российской Федерации, в котором ПОО может выступать третьей стороной.
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (далее - Федеральный закон о ГЧП) дает возможность заключать соглашения между ПОО, учредителем в лице органа государственной власти субъекта Российской Федерации и работодателем о государственно-частном партнерстве (далее - ГЧП).
Возможны следующие варианты использования соглашения о ГЧП в системе СПО:
вовлечение представителей работодателей в обновление материально-технической базы ПОО;
вовлечение представителей работодателей в реализацию образовательных программ, определение содержания образования и контроль его результатов.
В рамках вновь созданной образовательной организации предполагается реализация программ дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, проведение различных мастер-классов и программ. Также возможно использование производственного оборудования предприятия для проведения стажировок и производственного обучения. В образовательной организации могут проходить обучение сотрудники предприятия. Соглашение о ГЧП дает возможность обязать частного партнера оказывать услуги и установить требования к качеству этих услуг (пункт 11 статьи 12 Федерального закона о ГЧП). Соглашением о ГЧП может предусматриваться заключение договора между вновь созданной образовательной организацией и ПОО в части сетевой формы реализации образовательных программ или создания кафедры.
4. Договоры о целевом обучении.
Договор о целевом обучении предусматривает в соответствии с частью 2 статьи 56 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", что обучающемуся со стороны работодателя оказываются меры социальной поддержки (материальное стимулирование, оплата платных образовательных услуг, оплата жилого помещения и другие), работодатель проводит учебную, производственную и преддипломную практику, предприятие трудоустраивает обучающегося в соответствии с полученной квалификацией.
Рекомендуется для ПОО при наличии факта заключения договора о целевом обучении учитывать запросы заказчика целевого обучения при организации практики обучающихся, а также предоставлять ему сведения о результатах освоения обучающимся образовательной программы.
Для ПОО и работодателя-партнера целесообразно перед заключением договора провести предварительный отбор обучающихся. Это может быть осуществлено после нескольких месяцев обучения и прохождения практики на предприятии.
5. Договоры о реализации образовательных программ в сетевой форме.
Законодательством установлено, что сетевая форма реализуется на основе договора между участниками (часть 2 статьи 15 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"), Это могут быть, к примеру, две и более образовательных организации, в том числе ПОО, предприятие (предприятия) и другие ПОО.
Обязательным условием эффективной реализации программ в сетевой форме является наличие института наставников на предприятии.
Сетевая форма реализации программ позволяет привлекать малые и средние предприятия, что может быть эффективным в рамках промышленных кластеров в субъектах Российской Федерации.
В части формирования коллегиальных органов управления возможно применение методических рекомендаций по развитию образовательных организаций в субъектах Российской Федерации для специалистов региональных и муниципальных органов управления образованием, руководителей и педагогических работников образовательных организаций, представителей коллегиальных органов управления образованием, направленных письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 октября 2015 г. N 08-1729.
На уровне образовательной организации также одним из направлений целевой модели вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей может служить развитие применения сетевой формы реализации образовательных программ, а также использование материально-технической базы в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации по договорам аренды или безвозмездного пользования (ст. 15 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Для эффективной организации сетевого взаимодействия необходимо определить основные условия совместного использования образовательными организациями современной материально-технической базы по перспективным направлениям компетенций в субъекте Российской Федерации - заключение соглашения (договоров), в которых фиксируются отношения между участниками сети и требования к программам, в том числе с расширением требований к реализации образовательных программ: введение модульного подхода, интерактивности, конвертации результата и оценки образовательных достижений.
6. Ученические договоры.
Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрен ученический договор, который работодатель может заключить с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации на получение образования без отрыва или с отрывом от работы.
Наиболее достоверной информацией о стратегии развития субъекта Российской Федерации обладает орган исполнительной власти (на уровне муниципалитета - орган самоуправления), поэтому руководству ПОО рекомендуется перед началом работы обратиться к учредителю, в региональные и местные отделения общественных организаций, на предприятия с целью формирования списка потенциальных участников коллегиальных органов управления, проявляющих активную жизненную позицию, обладающих неравнодушием, стремлением улучшить жизнь субъекта Российской Федерации и/или муниципалитета, а также для выявления социальных проектов, в которые может встроиться ПОО.
Особое внимание рекомендуется обратить на развитие сотрудничества с градо- и регионообразующими предприятиями, способными обеспечить условия для трудоустройства выпускников ПОО, цели деятельности которых направлены на обеспечение научно-технологического развития субъекта Российской Федерации. Планирование деятельности ПОО по расширению взаимодействия с представителями работодателей, общественных объединений, родителей, вузов и науки, в том числе посредством включения их в коллегиальные органы управления, рекомендуется синхронизировать с аналогичной деятельностью, проводимой в муниципалитете и/или в регионе.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, в лице регионального ведомственного проектного офиса субъекта Российской Федерации по реализации национального проекта "Образование" рекомендуется оказывать организационную и методическую помощь ПОО при формировании состава коллегиальных органов управления ПОО, в первую очередь, находящимся в небольших населенных пунктах и сельской местности.
Заключение договоров о социальном партнерстве с представителями работодателей, общественных объединений, родителей, вузов и науки направлено на модернизацию и развитие следующих объектов:
развивающей образовательной среды, в которой происходит профессиональное становление человека в условиях постоянного обновления содержания СПО на основе современных достижений науки и технологий, приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с обеспечением возможности для студентов применения умений и навыков в реальных жизненных условиях, в конкретном субъекте Российской Федерации;
актуализацию локальных нормативных актов ПОО, регламентирующих в том числе реализацию образовательных программ, проведение внеурочных мероприятий, оснащение материально-технической базы, формирование педагогического коллектива, отвечающих запросам научно-технологического развития субъектов Российской Федерации, закреплению молодых людей в регионе;
государственно-общественного управления за счет функционирования коллегиальных органов управления ПОО с расширенным представительством работодателей, общественных объединений, родителей, вузов и науки.
Для эффективного внедрения механизмов вовлечения представителей работодателей, общественных объединений, родителей, вузов и науки в принятие решений по вопросам управления развитием ПОО, в том числе в обновление образовательных программ, ПОО рекомендуется использовать следующий алгоритм:
1. Руководителю ПОО по итогам проведения анализа информации по развитию субъекта Российской Федерации, муниципалитета, предприятий, социальных активностей провести рабочее совещание с целью формирования списка органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, организаций, цели деятельности которых отвечают приоритетам научно-технологического развития субъекта Российской Федерации, а также социально активных граждан, включая родителей, которые могут войти в экспертный пул ПОО.
2. Приказом руководителя ПОО создать постоянную рабочую группу из числа участников коллегиальных органов управления ПОО, представителей экспертного пула, назначить ее руководителя (далее - рабочая группа).
Рекомендуется проводить регулярные встречи и тематические мероприятия с представителями работодателей и общественных объединений с периодичностью не реже 1 раза в месяц.
3. Руководителю ПОО заключить договор о социальном партнерстве с предприятиями и организациями, чьи представители вошли в состав рабочей группы, с целью объединения интеллектуальных ресурсов в части принятия решений по вопросам управления развитием ПОО, в том числе обновления образовательных программ.
4. Приказом руководителя ПОО на основании предложений рабочей группы и договоров о социальном партнерстве ввести в состав коллегиальных органов управления ПОО представителей родителей, работодателей, общественных объединений, вузов и науки, а также представителей органов государственной власти и органа местного самоуправления.
5. Приказом руководителя ПОО внести необходимые изменения в локальные нормативные акты ПОО в соответствии с утвержденной процедурой.
IV. Взаимодействие в рамках вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием образовательной организации, в том числе в обновлении образовательных программ
ПОО является координатором при взаимодействии с общественно-деловыми объединениями и представителями работодателей. Исходя из планируемых изменений рекомендуется сформировать проектные группы, куда будут входить представители различных групп.
1. Программные документы развития и управления ПОО
В силу стратегического значения данный вопрос требует привлечения представителей родителей, работодателей, общественных объединений, вузов и науки, а также органов государственной власти и местного самоуправления.
Результатом взаимодействия ПОО и представителей работодателей, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, вузов, науки и родителей является:
в части формирования программных документов развития - утверждение программы развития ПОО, в которой вопросы содействия научно-технологическому развитию субъекта Российской Федерации, закрепления молодых людей в регионе отражены в целях, задачах, показателях, результатах деятельности, проектах, плане мероприятий, включая локальную нормативную базу и образовательные программы;
в части управления ПОО - вокруг образовательной организации сформировано экспертное сообщество, представители которого вошли в коллегиальный орган управления ПОО, при этом его деятельность осуществляется на основе современных управленческих технологий, включая методы мотивационного менеджмента и проектного управления.
2. Образовательный процесс, содержание и реализация образовательных программ
Результатом взаимодействия ПОО и представителей работодателей, общественных объединений, вузов, науки в части образовательного процесса является обеспечение системы постоянного обновления и реализации образовательных программ с учетом современных достижений науки и технологий, отражающих задачи научно-технологического развития субъекта Российской Федерации, способствующих трудоустройству и закреплению молодых людей в регионе.
3. Внеурочные мероприятия, включая профориентационную деятельность
Формами проведения внеурочных мероприятий могут быть:
Соревнование - форма организации совместной деятельности, в которой участники стремятся превзойти друг друга.
Виды соревнований: конкурсы социальных проектов, акций, исследований, творческих работ; производственные/заводские олимпиады, в рамках которых участники соревнуются на лучшее решение кейсов, задач по развитию предприятий-партнеров и т.п.; соревнования ученических бригад; конкурс на лучшие портфолио студента и др.
Фестиваль - массовое празднество, показ, смотр достижений практики (культуры, искусства, спорта, производства); фестивали карьеры/профессий, во время которых участники оказываются в насыщенном, динамично организованном пространстве, в рамках которого единая тема труда и профессий подается в различных содержательных разрезах и деятельностных форматах. Фестивали могут включать в себя:
интерактивную выставку, представляющую актуальную ситуацию на региональном рынке труда и образовательных услуг (в ряде случаев в рамках фестиваля организуется специальная зона, где обеспечивается не только демонстрация профессиональных практик, но и возможность для участия в них всех желающих);
круглые столы и нетворкинг-сессии с участием представителей предприятий, общественных организаций, вузов и организаций СПО, науки, органов государственной власти и самоуправления, медийных лиц;
экспресс-форму профессиональной диагностики и профессионального консультирования у специалистов - психологов, профориентологов;
социально-психологические тренинги, мастер-классы и другие формы обучения навыкам, необходимым для успешного трудоустройства и продвижения карьеры.
Результатом взаимодействия ПОО и представителей работодателей, общественных объединений, вузов, науки, органов государственной власти и самоуправления, родителей в части проведения внеурочных мероприятий, включая профориентационную деятельность, является углубление сотрудничества с предприятиями и организациями, чьи цели деятельности отвечают приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации и/или субъекта Российской Федерации, способствуют трудоустройству и закреплению молодых людей в регионе.
4. Педагогический коллектив
В данном случае представители работодателей, общественных объединений могут привлекаться в качестве:
наставников для педагогов и обучаемых;
участников внеурочных мероприятий.
Представители вуза и науки привлекаются в качестве преподавателей и участников внеурочных мероприятий.
Для расширения практики привлечения к процессу преподавания и оценки образовательных результатов представителей работодателей, общественных объединений, вузов и науки рекомендуем ПОО учитывать следующие положения:
рекомендуется активно привлекать к образовательному процессу в ПОО представителей экспертного сообщества, при этом необходимо учитывать, что лица, замещающие должности педагогических работников в ПОО, должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным профессиональным стандартом "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования", утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. N 608н;
при прохождении практического обучения на предприятии обучающиеся должны сопровождаться наставниками на производстве из числа сотрудников предприятия-партнера;
наставники должны иметь соответствующие навыки в сфере образования, которые они могут получить в рамках освоения программ повышения квалификации;
участие представителей работодателей и общественных объединений требует от них понимания процессов, протекающих в ПОО, и в целом механизмов коллегиального управления государственной образовательной организацией. Рекомендуется организовать семинары для обучения участников коллегиальных органов управления ПОО из числа представителей работодателей и общественных объединений.
Ожидаемым результатом взаимодействия образовательной организации и представителей работодателей, общественных объединений, вузов и науки по развитию педагогического коллектива является формирование коллектива педагогов-единомышленников, в состав которого вошли представители экспертного сообщества, способные:
к реализации образовательных программ с учетом современных достижений науки и технологий, отражающих задачи научно-технологического развития субъекта Российской Федерации;
к проведению внеурочных мероприятий, включая профориентационную деятельность, направленных на углубление сотрудничества с предприятиями и организациями, чьи цели деятельности отвечают приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации и/или субъекта Российской Федерации.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, в лице регионального ведомственного проектного офиса субъекта Российской Федерации по реализации национального проекта "Образование" рекомендуется оказывать организационную и методическую помощь ПОО при формировании состава проектных групп ПОО, в первую очередь, находящимся в небольших населенных пунктах и сельской местности.
V. Информационная политика и коммуникационная стратегия образовательной организации
Для организации процесса вовлечения общественно-деловых объединений и представителей работодателей в принятие решений по вопросам управления развитием ПОО рекомендуется выстроить алгоритм коммуникационного взаимодействия ПОО и с заинтересованными группами (целевыми аудиториями), в том числе используя для этого средства массовых коммуникаций.
Информационная политика ПОО призвана организовать процесс трансляции различным целевым аудиториям сведений о значимых действиях, событиях и результатах деятельности ПОО, о перспективах ее развития, о расширении социальной и образовательной активности.
Основные принципы информационной политики ПОО:
1. достоверность, открытость и общедоступность информации для всех заинтересованных целевых аудиторий;
2. соответствие целям развития ПОО;
3. соответствие федеральному законодательству о средствах массовой информации, о распространении информации, о защите персональных данных и т.д.
В рамках разработки информационной политики ПОО необходимо особенно отметить важность выбора коммуникационной стратегии, которая представляет собой набор наиболее эффективных инструментов воздействия на целевые аудитории и программу использования этих инструментов, включающую в себя три основных параметра: целевые аудитории, коммуникационное сообщение и форматы коммуникации. Ключевая задача коммуникационной стратегии ПОО состоит в обеспечении информационной поддержки развития ПОО, в том числе мотивация и вовлечение в принятие решений по вопросам управления ее развитием общественно-деловых объединений и представителей работодателей.
При формировании коммуникационной стратегии, направленной на вовлечение общественно-деловых объединений и представителей работодателей в принятие решений по вопросам управления развитием ПОО, рекомендуется включить следующие этапы:
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6. Анализ внутренней среды, определение сильных сторон ПОО и ее позиционирование.
7. Определение целей и задач коммуникационной стратегии ПОО.
8. Анализ внешней среды и определение ключевых целевых аудиторий в целях вовлечения в образовательную деятельность.
9. Определение возможных направлений сотрудничества, взаимных интересов по каждой целевой аудитории и соответствующего коммуникационного сообщения.
10. Выбор форматов и периодичности коммуникации.
______________________________
* С 1 июля 2020 г. ч. 3 ст. 27 утрачивает силу (ФЗ от 02.12 2019 г. N 403-ФЗ):
** В качестве представителей работодателей выступают также представители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций культуры
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.