Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Департамента образования и
науки города Севастополя
от 10.01.2020 г. N 13-П
Положение
об особенностях организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в городе Севастополе в 2020 году для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов
1. Введение.
Настоящее Положение разработано в целях разъяснения особенностей организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в городе Севастополе в 2020 году (далее - ГИА) для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов (далее - ОВЗ).
Для участников ГИА с ОВЗ, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в медицинских организациях ГИА организуется в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
Для участников с ОВЗ (при предъявлении копии рекомендации психолого-медико-педаготической комиссии (далее - ПМПК)), для участников - детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении оригинала или заверенной копии справки, подтверждающей инвалидность (далее - справка МСЭ)) необходимо обеспечить создание следующих условий проведения экзамена:
1. Увеличение продолжительности экзамена по учебному предмету на 90 минут (единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) по иностранным языкам (далее - ИЯ) (раздел "Говорение"), основной государственный экзамен (далее - ОГЭ) по ИЯ (раздел "Говорение") - на 30 минут.
2. Организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена.
3. Обеспечение беспрепятственного доступа в аудитории, туалетные и иные помещения, а также пребывания участников в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Участники претендуют на увеличение продолжительности экзамена на 90 минут безотносительно формы получения ими образования (в или вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность).
Таким образом, обучающиеся на дому, в медицинских организациях имеют право на увеличение продолжительности экзаменов в случае, если они являются обучающимися с ОВЗ (при предъявлении копии рекомендаций ГТМПК и (или) инвалидами (детьми-инвалидами) (при предъявлении оригинала или заверенной копии справки МСЭ).
Для участников, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации (далее - 00), и обучение которых организовано 00 на дому или в медицинских организациях, как правило, организуется проведение экзаменов на дому, в медицинской организации.
Для участников с ОВЗ (при предъявлении копии рекомендации ПМПК), для участников - детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении оригинала или заверенной копии справки МСЭ, а также копии рекомендаций ПМПК) обеспечивается создание следующих специальных условий проведения экзамена:
1. Присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, перенести ответы в бланки ответов (далее - БО).
2. Использование на экзамене необходимых для выполнения заданий технических средств.
3. Оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников экзамена).
4. Привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников экзамена),
5. Оформление экзаменационных материалов (далее - ЭМ) рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; выполнение письменной экзаменационной работы (далее - ЭР) рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере; обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников экзамена).
6. Копирование ЭМ в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов государственной экзаменационной комиссии города Севастополя (далее - ГЭК) в увеличенном размере; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников).
7. Выполнение письменной ЭР на компьютере по желанию.
Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы, обучающегося с ОВЗ - ПМПК. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет. ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.
Лица с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК, которые носят для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.
Таким образом, категория "обучающийся с ОВЗ" определяется не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - ПМПК. Не каждому инвалиду (ребенку-инвалиду) требуются создание специальных условий для получения им образования. В таком случае он не обучающийся с ОВЗ. Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ.
Одним из направлений деятельности ПМПК является проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет. Вместе с тем, в исключительных случаях руководителем ПМПК может быть принято решение об обследовании на ПМПК обучающегося в возрасте старше 18 лет.
Порядок работы комиссии утверждается ее учредителем - Департаментом образования и науки города Севастополя (далее - ДоиН).
Указанный локальный нормативный акт может устанавливать более широкие возрастные рамки для лиц, желающих пройти обследование на комиссии (например, от 0 до 23 лет, или от 0 до получения лицами общего образования), что не будет являться ухудшением норм, установленных федеральным законодательством.
Таким образом, проведения обследования на ПМПК обучающихся, выпускников 9 и 11 классов, достигших возраста 18 лет, с целью получения ими рекомендаций о создании специальных условий при сдаче экзаменов возможно, в случае издания соответствующего локального нормативного акта, регламентирующего деятельность ПМПК.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательным программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечения доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
2. Особенности организации пункта проведения экзаменов.
Материально-технические условия пункта проведения экзаменов (далее - ППЭ) должны обеспечивать всем участникам с ОВЗ их беспрепятственный доступ в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Для слабослышащих участников аудитории ППЭ оборудуются коллективной и (или) индивидуальной звукоусиливающей аппаратурой.
Для слабовидящих участников освещенность каждого рабочего места в аудитории должна быть индивидуальной равномерной и не менее 300 люкс.
Возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не менее 300 люкс при отсутствии динамической регулировки.
Для слепых участников аудитории ППЭ обеспечиваются достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером.
В случае проведения в один день двух экзаменов по учебным предметам в соответствии с единым расписанием ГИА допускается рассадка в отдельную аудиторию участников не более чем по двум разным учебным предметам (за исключением экзамена по ИЯ), при этом количество участников не должно превышать 5 человек по каждому учебному предмету.
Во время экзамена в ППЭ могут присутствовать ассистенты, которые оказывают участникам с ОВЗ необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей:
- обеспечивают сопровождение участника с ОВЗ в ОО, на базе которой организован ППЭ;
- оказывают техническую помощь в передвижении по ППЭ, ориентации (в том числе помогают им занять рабочее место в аудитории) и получении информации (не относящейся к содержанию и выполнению заданий ЭР);
- оказывают техническую помощь в обеспечении коммуникации (с сотрудниками ППЭ), в том числе с использованием коммуникативных устройств, средств альтернативной коммуникации (за исключением средств связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуры);
- оказывают помощь в использовании технических средств, необходимых для выполнения заданий, техсредств (изделий) реабилитации и обучения;
- оказывают помощь в ведении записей, чтении заданий (оказывают помощь в фиксации положения тела, ручки в кисти руки; помогают при оформлении регистрационных полей бланков ЭР; переносят ответы в БО), приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей; удержании контрольно-измерительных материалов (далее - КИМ) в вертикальном положении, фиксации строки/абзаца (для участников с нарушением опорно-двигательного аппарата);
- оказывают техническую помощь при выполнении письменной ЭР на компьютере (настройки на экране; изменение (увеличение) шрифта; расположение ЭМ на экране компьютера с учетом особенностей зрения);
- вызывают медперсонал (при необходимости).
В качестве ассистентов привлекаются лица, прошедшие соответствующую подготовку.
Ассистентом может быть определен работник ОО, социальный работник, а также в исключительных случаях - родитель (законный представитель) участника. Данные об ассистентах вносятся в региональную информационную систему обеспечения проведения ГИА (далее - РИС). Указанные лица распределяются в ППЭ, в который пребывают не ранее 09:00.
Не допускается привлекать в качестве ассистентов:
- специалистов по соответствующему учебному предмету при проведении экзамена по данному учебному предмету;
- педагогических работников, являющихся учителями участников, сдающих экзамен в данном ППЭ.
В аудитории должны быть предусмотрены места для ассистентов.
Экзамены для участников с ОВЗ могут быть организованы в ОО, в которых может быть назначена отдельная аудитория, а также в медицинской организации, в которой участник находится на длительном лечении, и на дому.
Непосредственно в аудитории проведения экзамена должно быть организовано видеонаблюдение без возможности трансляции видеозаписи в сеть "Интернет" (в режиме "офлайн").
В отдельной аудитории могут находиться участники различных нозологических групп. При этом рекомендуется формировать отдельные аудитории для следующих участников с ОВЗ:
- слепых, поздноослепших, слабовидящих;
- глухих, позднооглохших;
- слабослышащих;
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с задержкой психического развития;
- с расстройствами аутистического спектра;
- иных категорий участников, которым требуется создание спецусловий.
В одной аудитории могут находиться слабослышащие участники и участники с тяжелыми нарушениями речи.
Количество рабочих мест в каждой аудитории для участников с ОВЗ определяется в зависимости от нозологической группы, используемых ими технических средств.
Руководитель ППЭ должен:
Для слепых участников:
- совместно с руководителем ОО, на базе которой организован ППЭ, подготовить в необходимом количестве листы бумаги для черновиков (со штампом ОО, на базе которой организован ППЭ) из расчета по десять листов для письма по системе Брайля на каждого участника;
- подготовить в необходимом количестве памятки для слепых участников по заполнению тетрадей для ответов на задания ГИА;
- подготовить помещение для работы комиссии тифлопереводчиков (в случае если перенос ответов слепых участников на БО осуществляется в ППЭ).
Для слабовидящих участников:
- для участников ОГЭ - в случае масштабирования КИМ и бланков подготовить в необходимом количестве пакеты размером формата A3;
- для участников ЕГЭ - в случае масштабирования КИМ, бланков регистрации (далее - БР) и бланков ответов N 1 (далее - БО-1) подготовить в необходимом количестве пакеты размером формата A3 и форму ППЭ-11 для наклеивания на пакеты;
- подготовить в необходимом количестве в аудитории увеличительные средства для масштабирования КИМ, бланков до формата A3.
В случае отсутствия увеличительных средств - выдать лупу.
Допускается не масштабировать БР при их заполнении ассистентами.
Также допускается использование масштабированного варианта КИМ ОГЭ на формате А4 с размером шрифта не менее 18 Bold (полужирный) и отдельным масштабированием картинок и схем, представленных в КИМ ОГЭ, размерами не менее половины А4 (пропорционально размерам исходных изображений картинок и схем КИМ ОГЭ). Шрифт, используемый в КИМ ОГЭ для слабовидящих детей, должен быть без засечек (Arial /Verdana).
При наличии соответствующих рекомендаций ПМПК допускается использование специальных технических средств, в том числе электронного увеличительного устройства.
В ППЭ, где проводится экзамен для слепых и слабовидящих и где осуществляет свою работу комиссия тифлопереводчиков, количество членов ГЭК должно быть увеличено для обеспечения контроля за переносом ассистентом ответов слабовидящих и слепых участников из специально предусмотренных тетрадей и бланков увеличенного размера в стандартные БО.
Для глухих и слабослышащих участников:
- подготовить в нужном количестве правила по заполнению бланков;
- оборудовать аудитории звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования.
При проведении ОГЭ по ИЯ (раздел "Аудирование") предоставить участникам задания раздела на бумажном носителе для выполнения заданий (учесть при разработке КИМ ОГЭ).
При проведении ЕГЭ по ИЯ (раздел "Аудирование") ДОиН необходимо заблаговременно обратиться в Рособрнадзор для разработки схемы передачи заданий раздела "Аудирование" на бумажных носителях.
Для участников с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- обеспечить беспрепятственный доступ в аудитории, в том числе учитывать необходимость увеличения расстояния между рабочими столами (партами) для передвижения инвалидных колясок;
- в случае выполнения участником письменной ЭР на компьютере: совместно с техническим специалистом осуществить контроль готовности рабочего места, оборудованного компьютером (компьютерная мышь (ножная мышь, роллер, джойстик, головная мышь и др.), диагональ монитора не менее 19 дюймов, клавиатура с увеличенным размером клавиш или виртуальная клавиатура, с возможностью подключения специальных настроек: увеличение курсора, замедление скорости перемещения курсора, включение опции увеличения области просмотра и др.).
Основанием для организации экзамена на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК. В этом случае организуется ППЭ по месту жительства участника, по месту нахождения медицинской организации.
Во время проведения экзамена на дому, в медицинской организации присутствуют руководитель ППЭ, организаторы, член ГЭК. Для участника необходимо организовать рабочее место (с учетом состояния его здоровья), а также рабочие места для всех работников указанного ППЭ.
При организации ППЭ на дому, в медицинской организации в целях оптимизации условий проведения ГИА допускается совмещение отдельных полномочий и обязанностей лицами, привлекаемыми к проведению ГИА на дому, в медицинской организации по согласованию с ГЭК. При совмещении отдельных полномочий и обязанностей лицами, привлекаемыми к проведению ГИА на дому, в медицинской организации в ППЭ на дому, в медицинской организации могут присутствовать: член ГЭК, который может выполнять функционал руководителя ППЭ, организатор, который может одновременно выполнять функции технического специалиста, а также ассистент (при необходимости). Лица, привлекаемые к проведению ГИА в ППЭ на дому, в медицинской организации прибывают в указанный ППЭ не ранее 09:00.
В случае выполнения письменной ЭР на компьютере руководителю ППЭ совместно с техническим специалистом рекомендуется произвести контроль готовности рабочего места, оборудованного компьютером (компьютерная мышь (ножная мышь, роллер, джойстик, головная мышь и др.), диагональ монитора не менее 19 дюймов, клавиатура с увеличенным размером клавиш или виртуальная клавиатура, с возможностью подключения специальных настроек: увеличение курсора, замедление скорости перемещения курсора, включение опции увеличения области просмотра и др.).
В случае проведения ОГЭ (ЕГЭ) по ИЯ (раздел "Говорение") в ППЭ на дому, в медицинской организации по согласованию с ГЭК организуется только одна аудитория, которая является аудиторией подготовки и аудиторией проведения одновременно,
В случае проведения ЕГЭ по ИЯ (раздел "Говорение"), так как указанный экзамен является высокотехнологичным и предполагает обязательное использование компьютерной техники со специализированным программным обеспечением (далее - ПО) для демонстрации КИМ и записи ответов участника, в ППЭ на дому, в медицинской организации необходимо обеспечить указанный ППЭ следующим минимальным набором оборудования:
- компьютером (ноутбуком), имеющим выход в сеть "Интернет", с установленным ПО "Станция авторизации";
- компьютером (ноутбуком) с установленным ПО "Станция записи ответов" и "Станция печати" и подключенным к нему лазерным принтером.
Для данного ППЭ необходимо будет провести процедуры технической подготовки и контроля технической готовности в установленные сроки. Указанные процедуры допустимо провести по месту расположения той организации, которой принадлежит используемая техника.
В качестве канала доступа к сети "Интернет" рекомендуется использовать USB-модем.
Схема передачи ЭМ в РЦОИ определяется ДОиН: допустимо оснащение ППЭ оборудованием для сканирования ЭМ и передача их по сети "Интернет" или доставка ЭМ членом ГЭК в РЦОИ в день экзамена. Количественный состав работников ППЭ для проведения ЕГЭ по ИЯ (раздел "Говорение") в ППЭ на дому, в медицинской организации и потребность в резервном оборудовании ДОиН также определяет самостоятельно.
3. Особенности проведения ГИА в ППЭ.
3.1. Допуск в ППЭ и рассадка в аудитории.
Руководитель ППЭ не ранее 08:15 проводит инструктаж по процедуре проведения экзамена с работниками ППЭ, на котором выдает организаторам стандартные формы, в том числе с указанием ассистентов (форма ППЭ-07).
При организации ППЭ на дому, в медицинской организации не позднее чем за 15 минут до экзамена руководитель ППЭ выдает организаторам стандартные формы, в том числе с указанием ассистентов (форма ППЭ-07).
При входе ассистентов в ППЭ сотрудники, осуществляющие охрану правопорядка, и (или) сотрудники органов внутренних дел (полиции) (далее - ОВД) совместно с организаторами осуществляют проверку документов, удостоверяющих личность, устанавливают соответствие личности представленным документам, осуществляют проверку наличия ассистентов в списках распределения в данный ППЭ.
Организатор при входе ассистентов в аудиторию должен проверить документы, удостоверяющие их личность, а также указать ассистенту место.
Участники могут взять с собой на отведенное место в аудитории медицинские приборы и препараты, показанные для оказания экстренной медицинской помощи, а также необходимое техническое оборудование для выполнения заданий (брайлевский прибор и грифель, брайлевская печатная машинка, лупа или иное увеличительное устройство, специальные чертежные инструменты и др.).
3.2. Начало проведения экзамена в аудитории.
Не позднее 09:45 ответственный организатор в аудитории получает у руководителя ППЭ ЭМ.
При проведении ОГЭ для слабовидящих в аудитории после вскрытия индивидуальных комплектов (далее - ИК) КИМ, бланки масштабируются до формата A3. Рекомендуется осуществлять масштабирование ЭМ непосредственно в аудитории. Масштабирование производится под контролем члена ГЭК и общественных наблюдателей (при наличии) не ранее 10:00. При этом по окончании масштабирования каждого ИК в пакет формата A3 складываются и запечатываются следующие материалы:
- КИМ стандартного размера;
- КИМ масштабированный;
- бланки стандартного размера;
- БО, увеличенный до формата A3.
Слабовидящие участники могут работать со стандартными или с масштабированными КИМ, БО, в том числе с дополнительными БО (далее - ДБО) (по своему выбору).
При проведении ЕГЭ для слабовидящих в аудитории печать ЭМ стандартных размеров (при использовании технологии печати полного комплекта ЭМ) и масштабирование ЭМ осуществляется в аудитории проведения экзамена не ранее 10:00.
Слабовидящие участники могут работать со стандартными или масштабированными КИМ, БР, БО, в том числе с ДБО (по своему выбору).
В случае нахождения в аудитории вместе со слабовидящими участниками других участников с ОВЗ экзамен начинается для всех присутствующих в аудитории единовременно после увеличения ЭМ для слабовидящих.
Глухим, позднооглохшим и слабослышащим участникам выдаются правила по заполнению бланков ГИА.
При проведении ОГЭ по ИЯ (раздел "Аудирование") предоставить участникам задания раздела на бумажном носителе для выполнения заданий (учесть при разработке КИМ ОГЭ).
При проведении ЕГЭ по ИЯ (раздел "Аудирование") ДОиН необходимо заблаговременно обратиться в Рособрнадзор для разработки схемы передачи заданий раздела "Аудирование" на бумажных носителях.
3.3. Проведение экзамена в аудитории.
Продолжительность экзамена для участников с ОВЗ увеличивается на 90 минут (раздел "Говорение" по ИЯ - на 30 минут). Если участник выполнил работу ранее установленного срока, то организаторы принимают ЭМ до окончания экзамена. При этом участники могут покинуть аудиторию и ППЭ.
Во время проведения экзамена для участников с ОВЗ в аудиториях организуется питание и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.
Участники, которые не имеют возможность писать самостоятельно и которые могут выполнять работу только на компьютере, вправе использовать компьютер без выхода в сеть "Интернет" и не содержащий информации по сдаваемому учебному предмету.
Перенос ответов участника с компьютера в стандартные БО осуществляется ассистентом в присутствии общественного наблюдателя (при наличии) и члена ГЭК.
Допускается использование компьютера без выхода в сеть "Интернет" (со средством индивидуального прослушивания (наушниками), оснащенного специализированным ПО (например, экранной лупой).
3.4. Завершение экзамена в аудитории.
Для слабовидящих участников:
В случае использования масштабированных до формата A3 БР и БО ассистенты в присутствии участников собирают только КИМ (стандартного размера и масштабированного размера) и листы бумаги для черновиков. КИМ (стандартного размера и масштабированного размера) и листы бумаги для черновиков запечатываются в возвратные доставочные пакеты (далее - ВДП). БО остаются на рабочих местах участников.
Для переноса ответов слабовидящих участников с масштабированных бланков на бланки стандартного размера рекомендуется назначать специально обученных ассистентов, по возможности, из числа тифлопереводчиков.
В присутствии общественных наблюдателей (при наличии) и члена ГЭК ассистенты переносят ответы на задания ЭР участников с масштабированных БО и БР на стандартные БО и БР в полном соответствии с ответами участников. Организаторы должны следить за сохранением комплектации выданных ЭМ. При нарушении комплектации ИК проверка работ невозможна.
При переносе ответов на бланки стандартного размера в поле "Подпись участника" ассистент пишет "Копия верна" и ставит свою подпись.
По окончании переноса ответов слабовидящих участников на бланки стандартного размера организатор формирует материалы по следующим категориям:
- БР (стандартные) - для участников экзамена (ЕГЭ);
- БР (масштабированные) - для участников экзамена (ЕГЭ);
- БО-1 (стандартные);
- БО-1 (масштабированные);
- БО-2, в том числе ДБО-2.
Бланки стандартного размера запечатываются в стандартные ВДП, масштабированные БР и БО-1 запечатываются в пакеты формата A3.
Для слепых участников:
По истечении времени, отведенного на проведение экзамена, ответственный организатор должен объявить, что экзамен окончен, и участники с помощью ассистентов должны сложить тетради для ответов в конверт ИК, а КИМ и листы бумаги для черновиков положить на край рабочего стола.
Организаторы в аудитории самостоятельно собирают у участников ЭМ (конверты с тетрадями, БР, БО, листы бумаги для черновиков), фиксируют на конверте количество сданных участником тетрадей, листов бумаги для черновиков, бланков, дополнительных бланков, ставят свою подпись.
В случае принятия решения ГЭК об организации работы тифлопереводчиков в аудитории проведения экзамена после его окончания член ГЭК приглашает комиссию тифлопереводчиков для работы по переводу. Тифлопереводчики работают в присутствии члена ГЭК и организаторов. Во время работы тифлопереводчиков осуществляется видеозапись. После выполнения работы тифлопереводчиков организаторы собирают со столов участников экзамена ЭМ (конверты с тетрадями, БР, БО, КИМ, черновики).
По итогам сбора ЭМ у участников организатор формирует материалы по следующим категориям:
- конверты ИК, в которых находятся тетради для ответов на задания ГИА, БР, БО;
- листы бумаги для черновиков;
- КИМ.
Организатор должен пересчитать конверты ИК и запечатать их в пакет. Тетради для записи ответов и бланки ГИА слепых участников могут быть упакованы в один пакет из аудитории.
В случае если ЭМ не помещаются в один пакет, допускается упаковка тетрадей и бланков каждого участника в пакеты по отдельности.
Организатор заполняет информацию на ВДП, в котором отмечает информацию о регионе, ППЭ, аудитории, учебном предмете, количестве конвертов ИК в пакете, ответственном организаторе в аудитории.
Для участников, выполняющих работу с использованием компьютера или специального ПО:
В случае использования компьютера или специального ПО организаторы в присутствии участников распечатывают ответы участников с компьютера, ставят отметку на распечатанных бланках о количестве распечатанных листов.
Распечатанные листы упаковываются в отдельный пакет.
В случае отсутствия специального ПО ассистент протоколирует ответы участника в БО в присутствии члена ГЭК.
В присутствии общественных наблюдателей (при наличии) и члена ГЭК ассистенты переносят в полном соответствии ответы в стандартные БО.
При переносе ответов на бланки стандартного размера в поле "Подпись участника" ассистент пишет "Копия верна" и ставит свою подпись.
По окончании переноса ответов участников на бланки стандартного размера организатор формирует материалы по следующим категориям: БР; БО-1; БО-2, в том числе ДБО-2; распечатанные с компьютера ответы участников.
3.5. Особенности завершающего этапа проведения экзамена в ППЭ.
Передача ЭМ руководителем ППЭ после проведения экзамена.
Руководитель ППЭ в присутствии члена ГЭК обязан по окончании экзамена получить от всех организаторов по аудиториям и пересчитать:
Из аудитории для слепых участников:
- конверты ИК, в которых находятся: тетради для ответов на задания ГИА, БР, БО-1, БО-2 для передачи их в комиссию тифлопереводчиков, в специально выделенное и оборудованное для этих целей помещение на базе ППЭ, РЦОИ (в соответствии с принятой организационно-технологической схемой проведения ГИА);
- КИМ;
- листы бумаги для черновиков.
Из аудитории для слабовидящих участников:
- запечатанные ВДП с БР (масштабированными - в конверте формата A3; стандартными - в стандартном ВДП);
- БО-1 (масштабированными - в конверте формата A3; стандартными - в стандартном ВДП) и БО-2 (включая ДБО-2);
- запечатанные пакеты с использованными КИМ (стандартными и увеличенными - в конверте формата A3);
- листы бумаги для черновиков.
Из аудитории для участников, выполнявших работу с использованием компьютера или специального ПО:
- конверты ИК, в которых находятся: распечатанные с компьютера ответы участников экзамена на задания ГИА, БР, БО-1, БО-2; КИМ.
В случае организации переноса ответов слепых участников на бланки в ППЭ по окончании экзамена тетради с ответами слепых участников передаются в аудитории, в которых работает комиссия тифлопереводчиков. Также в комиссию передаются памятки по заполнению регистрационных полей.
Комиссия тифлопереводчиков организует работу в соответствии с Положением о комиссии тифлопереводчиков.
В аудиториях, оборудованных средствами видеонаблюдения, в которых работает комиссия тифлопереводчиков, в течение всего времени работы комиссии должны находиться член ГЭК и общественный наблюдатель.
В случае проведения ГИА для участников с ОВЗ в отдельной аудитории ППЭ по окончании экзамена руководитель ППЭ передает члену ГЭК материалы ГИА в аудитории для участников с ОВЗ (отдельно от материалов, сданных из ППЭ по окончании экзамена для основной части участников). Доставка ЭМ из ППЭ в РЦОИ производится членом ГЭК незамедлительно по окончании процедуры сбора и оформления документов экзамена для участников с ОВЗ, если в ППЭ не проводится сканирование ЭМ.
При проведении в ППЭ сканирования ЭМ данные материалы из специальной аудитории сканируются отдельно и передаются в РЦОИ отдельным пакетом. Хранение и передача ЭМ осуществляется стандартно.
4. Особенности рассмотрения апелляций.
Для рассмотрения апелляций участников с ОВЗ конфликтная комиссия (далее - КК) привлекает к своей работе тифлопереводчиков (для рассмотрения апелляций слепых участников), сурдопереводчиков (для рассмотрения апелляций глухих участников).
Вместе с участником с ОВЗ на рассмотрении его апелляции, помимо родителей (законных представителей), может присутствовать ассистент.
В случае обнаружения КК ошибок в переносе ответов слепых или слабовидящих участников на бланки ГИА, ошибок в переносе ответов участников, выполнявших письменную ЭР на компьютере, с компьютера на бланки ГИА КК учитывает данные ошибки в качестве технической ошибки. ЭР таких участников проходят повторную обработку (включая перенос на бланки ГИА стандартного размера) и, при необходимости, повторную проверку экспертами предметной комиссии по соответствующему учебному предмету.
5. Памятка для слепых и слабовидящих участников по заполнению шрифтом Брайля тетрадей для ответов на задания ГИА.
Зачитывается участникам организаторами перед экзаменом и прикладывается к ЭМ, напечатанная рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Участник с использованием письменного Брайлевского прибора и грифеля рельефно-точечным шрифтом Брайля пишет на второй странице тетради фамилию (с новой строки), имя (с новой строки), отчество (с новой строки), серию и номер своего документа, удостоверяющего личность (паспорта), с новой строки.
Ответы пишутся с одной стороны листа, начиная с третьей страницы.
При выполнении заданий с кратким ответом необходимо записать номер задания и ответ, располагая каждый ответ на отдельной строке.
Между номером задания и ответом необходимо оставить интервал (пропущенную клетку).
Ответ оформляется в соответствии с инструкциями в КИМ.
Если ответом должно быть слово, то нужно писать его в той форме, в которой данное слово стоит в предложении или указано в задании.
Ответы на задания с развернутыми ответами записываются, начиная с новой страницы тетради для ответов.
Если участник ошибся, неверный ответ закалывается шеститочием. В качестве правильного ответа засчитывается последний ответ в строке. В случае повторного ответа на задание засчитывается последний ответ. При выполнении заданий следуйте инструкциям в КИМ.
6. Памятка для организатора в аудитории для слепых и слабовидящих участников, использующих рельефно-точечный шрифт Брайля с использованием письменного прибора Брайля (система Брайля).
Подготовительный этап проведения ГИА в ППЭ.
Организаторы должны получить у руководителя ППЭ стандартные формы, в том числе, с указанием ассистентов (форма ППЭ-07). Организатор при входе ассистентов в аудиторию должен сверить данные документа, удостоверяющего личность ассистента, с выданным списком.
Участники могут взять с собой на отведенное место в аудитории письменный прибор Брайля, специальные чертежные инструменты (при необходимости) и др.
Проведение ГИА в аудитории.
Ответственный организатор в аудитории для слепых участников обязан не позднее чем за 15 минут до начала экзамена получить у руководителя ППЭ:
- доставочные спецпакеты с ИК, содержащие в себе КИМ, напечатанный рельефно-точечным шрифтом Брайля, специальные тетради (для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля с использованием письменного прибора Брайля), БР, БО-1, БО-2;
- листы бумаги для черновиков для письма по системе Брайля из расчета 10 листов на каждого участника;
- дополнительные листы для записи ответов по системе Брайля (в случае нехватки места в тетради для записи ответов);
- ВДП для упаковки тетрадей для записи ответов и стандартных бланков.
В случае заполнения слепыми участниками всей тетради для ответов организатор выдает участнику дополнительный лист (листы) для письма по системе Брайля. При этом участник пишет ФИО на верхней строке листа, организатор также пишет ФИО участника на дополнительном листе.
Организаторы или ассистенты должны вписать в специально отведенное место на титульном листе тетради ФИО и данные участника из документа, удостоверяющего его личность. БР, БО-1, БО-2 организатор или ассистент вкладывает обратно в конверт ИК и оставляет на столе участника.
Участники с использованием письменного прибора Брайля и грифеля на второй странице тетради рельефно-точечным шрифтом Брайля пишут фамилию (с новой строки), имя (с новой строки), отчество (с новой строки), серию и номер своего документа, удостоверяющего личность, с новой строки.
Организатор проводит инструктаж участников по заполнению тетради для ответов на задания ГИА и раздает текст инструкции ассистентам участников для дополнительного разъяснения.
Допускается заполнение регистрационных полей БР и БО-1 ассистентами в соответствии с документом, удостоверяющим личность участника, и данных о ППЭ, записанных организаторами на доске во время проведения инструктажа.
После заполнения второй страницы тетради, заполнения регистрационных полей всех бланков всеми участниками организатор объявляет о начале экзамена и фиксирует время начала и окончания экзамена на классной доске (время, отведенное на инструктаж и заполнение регистрационных полей бланков, в общее время экзамена не включается).
За 30 минут и за 5 минут до окончания выполнения ЭР организаторы сообщают участникам о скором завершении экзамена. По истечении времени, отведенного на проведение экзамена, ответственный организатор должен объявить, что экзамен окончен, и участники (самостоятельно или с помощью организаторов в аудитории, ассистентов) должны сложить тетради для ответов в конверт ИК, а КИМ и черновики положить на край рабочего стола (при этом все оставшиеся в аудитории участники должны оставаться на своих местах).
Организаторы в аудитории самостоятельно собирают со столов участников ЭМ (конверты с тетрадями, бланками), фиксируют на конверте количество сданных участником тетрадей, бланков, ставят свою подпись.
При организации работы комиссии тифлопереводчиков в аудитории проведения экзамена после его проведения организаторы в аудитории самостоятельно собирают со столов участников КИМ и черновики.
Член ГЭК приглашает комиссию тифлопереводчиков для работы по переводу. Тифлопереводчики работают в присутствии члена ГЭК, организаторов. После выполнения работы тифлопереводчиков организаторы собирают со столов участников ЭМ (конверты с тетрадями, бланки, черновики).
По итогам сбора ЭМ у участников организатор формирует материалы по следующим категориям:
- конверты ИК, в которых находятся тетради для ответов на задания ГИА, дополнительные листы с ответами, если они использовались, БР, БО-1, БО-2;
- черновики;
- КИМ.
В присутствии участников и ассистентов организатор должен пересчитать конверты ИК, в которых находятся: тетради для ответов на задания ГИА, бланки и запечатать их в пакет.
Тетради для записи ответов и стандартные бланки слепых участников могут быть упакованы в один пакет из аудитории; в случае если ЭМ не помещаются в один пакет, допускается упаковка в пакеты тетрадей и бланков каждого участника в отдельности.
Организатор заполняет сопроводительный бланк на ВДП, в котором отмечает информацию о регионе, ППЭ, аудитории, учебном предмете, количестве конвертов ИК в пакете, ответственном организаторе в аудитории.
7. Памятка для организатора в аудитории для слабовидящих.
Подготовительный этап проведения ГИА в ППЭ.
Организаторы должны получить у руководителя ППЭ списки ассистентов с указанием ФИО сопровождаемого ими участника.
Организатор при входе ассистентов в аудиторию должен сверить данные документа, удостоверяющего личность ассистента, с выданным списком.
Участники могут взять с собой на отведенное место в аудитории лупу или иное увеличительное устройство.
Проведение ОГЭ в аудитории.
Руководитель ППЭ не позднее чем за 15 минут до начала экзамена приносит в аудиторию доставочные спецпакеты с ИК, необходимое количество черновиков (10 листов формата А4), а также ДБО-2, комплекты ВДП (1 комплект состоит из трех пакетов с маркировкой Р, 1, 2), в том числе пакеты формата A3 для запечатывания масштабированных ЭМ - КИМ, БО-1, БО-2 (3 пакета на аудиторию) и передает их организаторам в аудиториях.
Организаторы в аудитории в присутствии участников с помощью увеличительных устройств масштабируют из каждого ИК КИМ, БО-1 и БО-2 до формата A3.
Рекомендуется масштабировать ЭМ непосредственно в аудитории для слабовидящих участников ОГЭ. При этом масштабирование производится не ранее 10.00 под контролем члена ГЭК и общественных наблюдателей (при наличии). При этом по окончании масштабирования каждого ИК в пакет формата A3 складываются и запечатываются следующие материалы:
- КИМ стандартного размера;
- КИМ увеличенный;
- бланки стандартного размера;
- БО-1, БО-2, увеличенные до формата A3.
Слабовидящие участники ОГЭ могут работать с КИМ, бланками стандартного или увеличенного размера (по своему выбору).
По окончании экзамена организаторы собирают только КИМ (стандартного размера и увеличенные) и черновики. КИМ (стандартного размера и увеличенные) и черновики запечатываются в ВДП и подписываются. БО остаются на местах.
Проведение ЕГЭ в аудитории.
При использовании технологии печати полного комплекта ЭМ сейф-пакет с диском вскрывается не ранее 10:00, масштабирование ЭМ рекомендуется осуществлять в аудитории проведения экзамена по мере печати материалов стандартных размеров.
Слабовидящие участники ЕГЭ могут работать с КИМ (стандартного размера и увеличенными), бланками стандартного или увеличенного размера (по своему выбору).
По окончании экзамена организаторы собирают только КИМ (стандартного размера и увеличенные) и черновики. КИМ (стандартного размера и увеличенные) и черновики запечатываются в ВДП и подписываются. БО и БР остаются на местах.
В присутствии общественных наблюдателей (при наличии) и члена ГЭК специально назначенные ассистенты переносят ответы участников с масштабированных бланков на бланки стандартного размера в полном соответствии с заполненными участниками.
Организаторы должны следить за сохранением комплектации выданных ЭМ. Если будет нарушена комплектация ИК, проверка работы участника окажется невозможной.
При переносе ответов на стандартные бланки в поле "Подпись участника" ассистент пишет "Копия верна" и ставит свою подпись.
По окончании переноса ответов слабовидящих участников на бланки стандартного размера организатор формирует материалы покомплектно: БР, БО-1, БО-2, ДБО-2 одного участника, бланки следующего участника и т.д.
Бланки стандартного размера запечатываются в стандартные ВДП, масштабированные бланки запечатываются в пакеты формата A3.
8. Памятка для руководителя ППЭ при проведении ГИА для участников с ОВЗ.
Подготовительный этап проведения ГИА в ППЭ.
Совместно с руководителем ОО на базе которой организован ППЭ:
Для слепых участников:
- подготовить в необходимом количестве черновики из расчета по 10 листов для письма по системе Брайля на каждого участника;
- подготовить в необходимом количестве памятку для слепых и слабовидящих участников по заполнению рельефно-точечным шрифтом Брайля тетрадей для ответов на задания ГИА;
- подготовить помещение для работы комиссии тифлопереводчиков (в случае, если перенос ответов слепых участников на стандартные бланки осуществляется в ППЭ);
Для слабовидящих участников:
- в случае масштабирования КИМ, бланков подготовить в необходимом количестве пакеты размером формата A3 и форму для наклеивания на пакеты (на ЕГЭ - форма ППЭ-11);
- подготовить в необходимом количестве технические средства для масштабирования КИМ, бланков до формата A3;
Для глухих и слабослышащих участников:
- подготовить в нужном количестве правила по заполнению бланков;
- подготовить звукоусиливающую аппаратуру как коллективного, так и индивидуального использования.
В случае выполнения участником письменной ЭР на компьютере: совместно с техническим специалистом осуществить контроль готовности рабочего места, оборудованного компьютером (компьютерная мышь (ножная мышь, роллер, джойстик, головная мышь и др.), диагональ монитора не менее 19 дюймов, клавиатура с увеличенным размером клавиш или виртуальная клавиатура, с возможностью подключения специальных настроек: увеличение курсора, замедление скорости перемещения курсора, включение опции увеличения области просмотра и др.).
При проведении ОГЭ по ИЯ (раздел "Аудирование") при необходимости предоставить слепым и слабовидящим участникам задания раздела на бумажном носителе для выполнения заданий (учесть при разработке КИМ).
При проведении ЕГЭ по ИЯ (раздел "Аудирование") ДОиН необходимо заблаговременно обратиться в Рособрнадзор для разработки схемы передачи заданий раздела "Аудирование" на бумажных носителях.
Проведение ГИА в ППЭ.
Запуск участников ГИА в ППЭ и рассадка в аудитории.
Руководитель ППЭ не позднее чем за 45 минут до экзамена выдает организаторам кроме стандартных форм списки ассистентов, сопровождающих участников (форма ППЭ-07).
Руководитель ППЭ на входе в ППЭ осуществляет контроль за проверкой документов, удостоверяющих личность ассистентов.
Начало проведения ГИА в аудитории.
Не позднее 09:45 ответственный организатор в аудитории получает у руководителя ППЭ ЭМ.
При проведении экзамена для слабовидящих участников ОГЭ в аудитории ППЭ после вскрытия ИК КИМ, бланки могут быть увеличены до формата A3 с использованием увеличительных устройств.
Рекомендуется осуществлять увеличение ЭМ непосредственно в аудитории. Масштабирование производится не ранее 10.00 под контролем члена ГЭК и общественных наблюдателей (при наличии). При этом по окончании масштабирования каждого ИК в пакет формата A3 складываются и запечатываются следующие материалы:
- КИМ стандартного размера;
- КИМ увеличенный;
- бланки стандартного размера;
- бланки увеличенные до формата A3.
При проведении экзамена для слабовидящих участников ЕГЭ с использованием технологии печати полного комплекта ЭМ масштабирование рекомендуется осуществлять непосредственно в аудитории проведения экзамена не ранее 10:00.
При проведении экзамена для слабослышащих перед началом экзамена проверяется качество звука.
Этап завершения ГИА в ППЭ.
Руководитель ППЭ в присутствии члена ГЭК после окончания экзамена обязан получить:
Из аудитории для слепых участников:
- запечатанные ВДП с тетрадями для ответов участников, дополнительными листами для ответов, если они использовались для записи ответов, и комплектами стандартных бланков для передачи в комиссию тифлопереводчиков;
- черновики;
- использованные КИМ.
Из аудитории для слабовидящих участников:
- запечатанные ВДП с бланками (увеличенными - в конверте формата A3 - и стандартными - в стандартном ВДП), на сопроводительных бланках ВДП с указанными материалами должна быть заполнена информация о регионе, ППЭ, аудитории, предмете, количестве конвертов ИК в пакете, ответственном организаторе по аудитории;
- черновики;
- запечатанные пакеты с использованными КИМ (стандартными и масштабированными - в конверте формата A3).
В случае проведения экзамена в специальной аудитории ППЭ по окончании экзамена руководитель ППЭ передает члену ГЭК материалы в специальной аудитории отдельно от материалов, сданных из остальных аудиторий ППЭ по окончании экзамена для основной части участников. Доставка ЭМ из ППЭ в РЦОИ производится незамедлительно по окончании процедуры сбора и оформления документов.
Из аудитории для участников, выполнивших письменную ЭР на компьютере: перенос ответов участника с компьютера в БО осуществляется ассистентом в присутствии общественного наблюдателя и члена ГЭК.
9. Памятка для члена ГЭК для проведения ГИА для лиц с ОВЗ.
На этапе проведения экзамена член ГЭК обязан:
- присутствовать при масштабировании КИМ, бланков для слабовидящих участников из каждого ИК в формат A3;
- присутствовать при настройке и подготовке звукоусиливающей аппаратуры к работе (для слабослышащих участников).
На завершающем этапе проведения экзамена член ГЭК обязан:
- в случае проведения экзамена в специальной аудитории ППЭ получить по окончании экзамена от руководителя ППЭ материалы из специальной аудитории и сдать материалы в РЦОИ отдельно от материалов, сданных из ППЭ по окончании экзамена для основной части участников, доставка ЭМ из ППЭ в РЦОИ производится незамедлительно по окончании процедуры сбора и оформления документов;
- в случае использования увеличенных до формата A3 бланков контролировать в аудитории, где проходил экзамен для слабовидящих, перенос ассистентами информации с увеличенных бланков на стандартные бланки;
- в случае выполнения ЭР на компьютере контролировать перенос ассистентами информации на стандартные бланки ГИА;
- в случае организации переноса ответов слепых участников на бланки непосредственно в ППЭ контролировать работу комиссии тифлопереводчиков.
10. Особенности организации ГИА в ППЭ для участников с ОВЗ.
N |
Категория участников с ОВЗ |
Перечень особых условий проведения ГИА в ППЭ для отдельных лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов |
||||
Оформление КИМ |
Продолжительность экзамена |
Рабочее место |
Работа ассистента |
Оформление работы |
||
1. |
Слепые, поздноослепшие |
Перевод на шрифт Брайля |
Увеличение на 1,5 часа, ЕГЭ и ОГЭ по ИЯ (Говорение) - увеличение на 30 мин. |
Отдельная аудитория, количество участников в одной аудитории - не более 8. |
Помощь в передвижении и расположении участника на рабочем месте, заполнение регистрационных полей бланков, переносе ответов из черновика в стандартный бланк, при необходимости чтение задания |
Участник оформляет ЭР в тетради шрифтом Брайля. Тифлопереводчик переводит и оформляет на стандартном бланке |
2. |
Слабовидящие |
Шрифт, увеличенный до 16 - 18 pt., без засечек: Arial, Verdana |
Увеличение на 1,5 часа, ЕГЭ и ОГЭ по ИЯ (Говорение) - увеличение на 30 мин. |
Отдельная аудитория, количество участников в одной аудитории - не более 12, индивидуальное равномерное освещение не ниже 300 люкс, каждому участнику - увеличительное устройство, в аудитории - техника для масштабирования ЭМ |
Помощь в передвижении и расположении участника на рабочем месте, заполнение регистрационных полей бланков, переносе ответов из черновика в стандартный бланк, при необходимости чтение задания |
Участник может оформлять работу на бланках увеличенного размера (до A3) |
3. |
Глухие, позднооглохшие |
нет |
Увеличение на 1,5 часа, ЕГЭ и ОГЭ по ИЯ (Говорение) - увеличение на 30 мин. |
Количество участников в одной аудитории - не более 6 |
Сурдопереводчик, при необходимости - жестовый перевод и разъяснение непонятных слов |
Текстовая форма инструкции по заполнению бланков |
4. |
Слабослышащие |
нет |
Увеличение на 1,5 часа, ЕГЭ и ОГЭ по ИЯ (Говорение) - увеличение на 30 мин. |
Наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования; количество участников в одной аудитории - не более 10 |
Сурдопереводчик, при необходимости - жестовый перевод и разъяснение непонятных слов |
Текстовая форма инструкции по заполнению бланков |
5. |
С тяжелыми нарушениями речи |
нет |
Увеличение на 1,5 часа, ЕГЭ и ОГЭ по ИЯ (Говорение) - увеличение на 30 мин. |
Количество участников в одной аудитории - не более 12 |
- |
Текстовая форма инструкции по заполнению бланков |
6. |
С нарушениями опорно-двигательного аппарата |
нет |
Увеличение на 1,5 часа, ЕГЭ и ОГЭ по ИЯ (Говорение) - увеличение на 30 мин. |
Отдельные аудитории в ППЭ должны находиться на первых этажах, рабочее место может быть оборудовано компьютером, не имеющим выхода в "Интернет" и не содержащим информации по предмету, количество участников в одной аудитории - не болею, в ППЭ - пандусы и поручни, в помещении - спец. кресла, мед. лежаки - для детей, которые не могут долго сидеть, в туалетных помещениях расширенные дверные проемы и поручни |
Помощь в сопровождении участников с ограниченной мобильностью (смена положения в колясках, креслах, лежаках, фиксация положения в кресле, помощь с протезами и т.п.), при выполнении участником ЭР на компьютере - распечатывает ответы участника и переносит информацию с распечатанных бланков в стандартные бланки |
При выполнении участником работы на компьютере ассистент оформляет БР (для ЕГЭ, ГВЭ), БО (для ГВЭ) БО-1 (ОГЭ, ЕГЭ), БО-2 (ЕГЭ, ОГЭ) |
7. |
С задержкой психического развития |
нет |
Увеличение на 1,5 часа, ЕГЭ и ОГЭ по ИЯ (Говорение) - увеличение на 30 мин. |
Количество участников в одной аудитории - не более 15 |
- |
- |
8. |
С расстройствами аутистического спектра |
нет |
Увеличение на 1,5 часа, ЕГЭ и ОГЭ по ИЯ (Говорение) - увеличение на 30 мин. |
Отдельная аудитория, количество участников в одной аудитории - не более 8 |
Помощь занять место в аудитории, предотвращает аффективные реакции на новую стрессовую обстановку, возникающую на экзамене. Распечатывает ответы участника и переносит информацию с распечатанных бланков в стандартные бланки |
- |
9. |
Иные категории участников с ОВЗ (диабет, онкология, астма, порок сердца, энурез, язва и др.) |
нет |
Увеличение на 1,5 часа, ЕГЭ и ОГЭ по ИЯ (Говорение) - увеличение на 30 мин. |
- |
В соответствии с рекомендациями ПМПК |
- |
Рабочее место участника с ОВЗ может быть оборудовано компьютером, не имеющим выхода в сеть "Интернет" и не содержащим информации по сдаваемому учебному предмету.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента образования и науки г. Севастополя от 10 января 2020 г. N 13-П "Об утверждении Положения об особенностях... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.