Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Л.Ф. Дегтяревой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Гражданка Л.Ф. Дегтярева, которой назначена пенсия по старости, оспаривает конституционность:
положений статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", предусматривающих, что перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий (часть 3); при обращении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, являвшихся получателями пенсий на 31 декабря 2014 года, за перерасчетом размеров пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат в связи с имевшими место по 31 декабря 2014 года включительно обстоятельствами, влекущими изменение размеров пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат, соответствующий перерасчет осуществляется с 1 января 2015 года; при этом заявление о перерасчете размера пенсии и (или) иной устанавливаемой к пенсии выплаты может быть подано в период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно (часть 6);
положений статьи 5 этого же Федерального закона, согласно которым в случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины - гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2002 года (56,6723 рубля за 10 украинских гривен); среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1 (часть 2); сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек (часть 4);
части 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающей, что лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 100 процентам суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 данного Федерального закона;
положений статьи 21 этого же Федерального закона, согласно которым обращение за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"; при этом заявление о переводе на страховую пенсию, заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой, заявление о перерасчете размера страховой пенсии или заявление о выплате страховой пенсии, поданные в указанном порядке, принимается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в случае представления заявителем необходимых документов, подлежащих представлению с учетом положений части 7 данной статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления (часть 4); необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7);
части 3 статьи 23 этого же Федерального закона, согласно которой орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о перерасчете размера страховой пенсии дает лицу, обратившемуся за перерасчетом размера страховой пенсии, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе;
части 1 статьи 2 "Право граждан на обращение", пунктов 1-3 (ошибочно поименованных в жалобе частями 1-3) статьи 5 "Права гражданина при рассмотрении обращения", частей 1-3 статьи 8 "Направление и регистрация письменного обращения" и статьи 9 "Обязательность принятия обращения к рассмотрению" Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
По мнению заявительницы, оспариваемые законоположения, примененные судами общей юрисдикции при рассмотрении ее дела, не соответствуют статьям 7, 15 (часть 1), 17, 18, 19 (части 1 и 2), 24 (часть 2), 39 (части 1 и 2), 45, 46 (части 1 и 2), 52, 53, 55 (части 1 и 2) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащиеся в них нормы по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, лишают пенсионеров Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года, возможности обратиться в Пенсионный фонд Российской Федерации с заявлением о перерасчете размера пенсии в свободной форме, а также права на своевременное получение доступной и полной информации, содержащейся в выплатном деле.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Положения частей 3 и 6 статьи 3 и частей 2 и 4 статьи 5 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" определяют порядок перерасчета с 1 января 2015 года пенсий, назначенных до 31 декабря 2014 года гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также предусматривают порядок учета среднемесячного заработка для исчисления размера страховой пенсии и специальные правила определения суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии.
Данные нормы направлены на создание наиболее благоприятных условий реализации пенсионных прав, приобретенных в соответствии с законодательством Украины, гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым, и не могут рассматриваться как нарушающие их конституционные права.
2.2. Оспариваемые заявительницей положения частей 4 и 7 статьи 21 и части 3 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусматривают порядок обращения за установлением страховой пенсии, порядок подачи заявлений о переводе на страховую пенсию, о переводе с одного вида страховой пенсии на другой, о перерасчете размера страховой пенсии, а также обязанность органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, давать лицу, обратившемуся с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии, разъяснения о документах, которые он вправе представить. Такое правовое регулирование является элементом правового механизма реализации права застрахованных лиц на пенсионное обеспечение и не может расцениваться как нарушающее права заявительницы, по заявлению которой от 22 мая 2018 года о перерасчете размера ее пенсии был произведен соответствующий перерасчет.
Не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан и положение части 1 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", предусматривающее повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, достигшим 80 лет или являющимся инвалидами I группы, и направленное на предоставление указанным лицам повышенного уровня пенсионного обеспечения.
2.3. Гарантируя реализацию конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обязывает государственный орган, орган местного самоуправления, осуществляющие публично значимые функции государственные и муниципальные учреждения, иные организации и их должностных лиц обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения в соответствии с их компетенцией в установленные сроки, а также дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (статьи 1, 2, 5, 9, 10 и 12). При этом исполнение данных обязанностей может быть подвергнуто судебному контролю по жалобе самого гражданина на принятое по его обращению решение или на действие (бездействие), связанное с его рассмотрением (пункт 4 статьи 5).
Таким образом, действующие во взаимосвязи положения данного Федерального закона гарантируют своевременное рассмотрение компетентными органами каждого обращения гражданина по существу поставленных в нем вопросов и также не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дегтяревой Людмилы Федоровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2019 г. N 3377-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дегтяревой Людмилы Федоровны на нарушение ее конституционных прав частями 3 и 6 статьи 3 и частями 2 и 4 статьи 5 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", частью 1 статьи 17, частями 4 и 7 статьи 21 и частью 3 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях", частью 1 статьи 2, пунктами 1-3 статьи 5, частями 1-3 статьи 8 и статьей 9 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)