Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Тюменской области
от 24 января 2020 г. N 25-п
Порядок
оценки налоговых расходов Тюменской области
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения оценки налоговых расходов, установленных законами Тюменской области, процедуру формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов, а также обобщения результатов оценки налоговых расходов (далее - Порядок).
2. В целях настоящего Порядка используются следующие понятия и термины:
налоговые расходы Тюменской области - выпадающие доходы областного бюджета, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам (далее - льготы), предусмотренными в качестве мер государственной поддержки в соответствии с целями государственных программ Тюменской области и (или) целями социально-экономической политики Тюменской области, не относящимися к государственным программам Тюменской области;
перечень налоговых расходов Тюменской области - документ, содержащий сведения о распределении налоговых расходов Тюменской области в соответствии с целями государственных программ Тюменской области, структурных элементов государственных программ Тюменской области и (или) целями социально-экономической политики Тюменской области, не относящимися к государственным программам Тюменской области, а также о кураторах налоговых расходов, сформированный в порядке, установленном Правительством Тюменской области;
куратор налогового расхода Тюменской области - исполнительной орган государственной власти Тюменской области (иной государственный орган Тюменской области, организация), ответственный в соответствии с полномочиями, установленными нормативными правовыми актами Тюменской области, за достижение соответствующих налоговому расходу Тюменской области целей государственной программы Тюменской области и (или) целей социально-экономической политики Тюменской области, не относящихся к государственным программам Тюменской области;
оценка налоговых расходов Тюменской области - комплекс мероприятий по оценке объемов налоговых расходов, обусловленных льготами, предоставленными плательщикам, а также по оценке эффективности налоговых расходов Тюменской области;
оценка объемов налоговых расходов Тюменской области - определение объемов выпадающих доходов областного бюджета, обусловленных льготами, предоставленными плательщикам;
оценка эффективности налоговых расходов Тюменской области - комплекс мероприятий, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам льгот исходя из целевых характеристик налогового расхода Тюменской области;
социальные налоговые расходы Тюменской области - целевая категория налоговых расходов Тюменской области, обусловленных необходимостью обеспечения социальной защиты (поддержки) населения;
стимулирующие налоговые расходы Тюменской области - целевая категория налоговых расходов Тюменской области, предполагающих стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской деятельности и последующее увеличение доходов областного бюджета;
технические налоговые расходы Тюменской области - целевая категория налоговых расходов Тюменской области, предполагающих уменьшение расходов плательщиков, воспользовавшихся льготами, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет областного бюджета;
нормативные характеристики налоговых расходов Тюменской области - сведения о положениях нормативных правовых актов Тюменской области, которыми предусматриваются льготы; наименованиях налогов, по которым установлены льготы; категориях плательщиков, для которых предусмотрены льготы;
фискальные характеристики налоговых расходов Тюменской области - сведения об объеме льгот, предоставленных плательщикам, о численности получателей льгот и об объеме налогов, задекларированных ими для уплаты в областной бюджет;
целевые характеристики налоговых расходов Тюменской области - сведения о целях предоставления, показателях (индикаторах) достижения целей предоставления льготы;
отчетный год - год, предшествующий текущему году.
Иные термины и определения, используемые в настоящем Порядке, соответствуют терминам и определениям, установленным Общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Общие требования).
3. Оценка налоговых расходов Тюменской области осуществляется:
- по критериям, установленным разделом III настоящего Порядка;
- по показателям (индикаторам), установленным приложением N 3 к настоящему Порядку.
4. Оценка эффективности налогового расхода в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка осуществляется кураторами налоговых расходов (за исключением оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов, обусловленных льготами по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций).
5. Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов, обусловленных льготами по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций, осуществляется Департаментом финансов Тюменской области (далее - Департамент финансов) в соответствии с разделом III настоящего Порядка.
II. Порядок проведения оценки эффективности налоговых расходов Тюменской области
7. Оценка эффективности налоговых расходов Тюменской области по предоставленным льготам проводится за год, предшествующий отчетному году, и за отчетный год.
8. В целях проведения оценки эффективности налоговых расходов:
8.1. Департамент финансов в срок до 1 февраля текущего года направляет в Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Тюменской области (далее - УФНС ТО) сведения, содержащие информацию о категориях налогоплательщиков и нормативных правовых актах Тюменской области, устанавливающих соответствующие налоговые расходы, действовавшие в году, предшествующем отчетному году, и в отчетном году.
8.2. УФНС ТО в срок до 1 апреля текущего года направляет в Департамент финансов:
1) фискальные характеристики налоговых расходов за год, предшествующий отчетному году, а также данные (в том числе уточненные) за иные отчетные периоды с учетом информации по налоговым декларациям по состоянию на 1 марта текущего финансового года, содержащие сведения:
- о количестве плательщиков, воспользовавшихся льготой по каждому налоговому расходу (в том числе за 5-летний период);
- об общем количестве плательщиков по соответствующему налогу (в том числе за 5-летний период);
- о суммах выпадающих доходов консолидированного бюджета Тюменской области по каждому налоговому расходу Тюменской области (в том числе за 5-летний период);
2) сведения об объеме налогов, задекларированных для уплаты плательщиками в консолидированный бюджет Тюменской области по каждому налоговому расходу, в отношении стимулирующих налоговых расходов за 6 лет, предшествующих отчетному финансовому году;
3) базовый объем налогов, задекларированный для уплаты в консолидированный бюджет Тюменской области по каждому налоговому расходу в отношении стимулирующих налоговых расходов, обусловленных льготами по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций;
4) перечень организаций, воспользовавшихся налоговыми льготами в отчетном году, согласно закону Тюменской области о предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков на очередной финансовый год и плановый период.
9. Департамент финансов до 8 апреля текущего года производит оценку объема налоговых расходов за отчетный год на основании данных, представленных УФНС ТО, и информации, имеющейся в распоряжении Департамента финансов.
10. Департамент финансов в срок до 10 апреля текущего года доводит до кураторов налоговых расходов информацию по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
11. Кураторы налоговых расходов проводят оценку налоговых расходов, которая включает:
11.1. Оценку целесообразности налогового расхода и оценку результативности налогового расхода (за исключением оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов, обусловленных льготами по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций) за год, предшествующий отчетному году, и за отчетный год в соответствии с разделом III настоящего Порядка.
11.2. Оценку налоговых расходов в отношении стимулирующих налоговых расходов, установленных законом Тюменской области о предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков на очередной финансовый год и плановый период, в соответствии с приложением N 3 к настоящему Порядку.
11.3. По итогам оценки налоговых расходов куратор налогового расхода готовит:
отчеты по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку за год, предшествующий отчетному году, и за отчетный год;
информацию о результатах оценки налоговых расходов в отношении стимулирующих налоговых расходов, установленных законом Тюменской области о предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков на очередной финансовый год и плановый период, в соответствии с приложением N 3 к настоящему Порядку.
12. Результаты оценки налоговых расходов (отчеты по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку за год, предшествующий отчетному году, и за отчетный год и информацию о результатах оценки налоговых расходов в отношении стимулирующих налоговых расходов, установленных законом Тюменской области о предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков на очередной финансовый год и плановый период, в соответствии с приложением N 3 к настоящему Порядку) кураторы налоговых расходов в срок до 15 мая текущего года представляют в Департамент финансов.
Департамент финансов обобщает информацию, полученную от кураторов налоговых расходов.
13. Департамент финансов в срок до 1 июня текущего года представляет в Министерство финансов Российской Федерации данные для оценки эффективности налоговых расходов Тюменской области за год, предшествующий отчетному году, и за отчетный год по перечню показателей согласно приложению к Общим требованиям.
14. УФНС ТО направляет в Департамент финансов до 15 июля текущего года:
14.1. Сведения об объеме налоговых расходов по каждому налоговому расходу за отчетный финансовый год.
14.2. Сведения об объеме налогов, задекларированных плательщиками, для уплаты в консолидированный бюджет Тюменской области по стимулирующим налоговым расходам Тюменской области в отчетном финансовом году.
15. Департамент финансов в течении трех рабочих дней доводит до кураторов налоговых расходов информацию, полученную от УФНС ТО, о фактическом объеме налоговых расходов за отчетный финансовый год.
16. Кураторы налоговых расходов в срок до 10 августа текущего года представляют в Департамент финансов уточненный отчет по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку за отчетный год.
В случае если результаты оценки налоговых расходов (отчет по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку за отчетный год), ранее направленные в Департамент финансов в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка, не изменяются, представление уточненного отчета в Департамент финансов не требуется.
17. Департамент финансов до 20 августа текущего года представляет в Министерство финансов Российской Федерации по показателям, установленным приложением к Общим требованиям, уточненные сведения, полученные от УФНС ТО в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка, а также уточненные кураторами показатели (индикаторы) оценки эффективности налоговых расходов за отчетный год.
18. Департамент финансов в срок до 1 сентября текущего года направляет в Правительство Тюменской области аналитическую записку об оценке налоговых расходов в соответствии с настоящим Порядком.
19. Результаты рассмотрения оценки налоговых расходов Тюменской области учитываются:
- при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики Тюменской области;
- при проведении оценки эффективности реализации государственных программ Тюменской области.
III. Критерии оценки эффективности налоговых расходов
20. Оценка эффективности налоговых расходов Тюменской области включает:
оценку целесообразности налоговых расходов;
оценку результативности налоговых расходов.
21. Критериями целесообразности налоговых расходов являются:
21.1. Соответствие налогового расхода Тюменской области целям государственных программ Тюменской области, структурным элементам государственных программ Тюменской области и (или) целям социально-экономической политики Тюменской области, не относящимся к государственным программам Тюменской области.
21.2. Востребованность плательщиками предоставленной льготы, которая определяется как соотношение количества плательщиков, воспользовавшихся правом на льготу по налоговому расходу, и общего количества плательщиков по соответствующему налогу, за период действия льготы, но не более чем за 5 отчетных лет (в случае если указанные льготы действуют 5 лет и более).
Востребованность плательщиками предоставленной льготы определяется по следующей формуле:
где:
V - востребованность плательщиками предоставленной льготы;
i - порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5;
- общее количество плательщиков по соответствующему налогу в i-м году;
- количество плательщиков, воспользовавшихся правом на льготу по налоговому расходу, в i-м году.
Льгота считается востребованной в случае, если значение показателя V больше нуля. Льгота считается невостребованной в случае, если значение показателя V равно нулю.
21.3. В случае несоответствия налоговых расходов хотя бы одному из критериев, указанных в пунктах 21.1, 21.2 настоящего Порядка, куратор налогового расхода Тюменской области представляет в Департамент финансов предложения с соответствующими обоснованиями о сохранении (уточнении, отмене) льгот для плательщиков.
22. Критериями оценки результативности налогового расхода являются:
22.1. Оценка вклада предусмотренного налогового расхода в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы Тюменской области и (или) целей социально-экономической политики Тюменской области, не относящихся к государственным программам Тюменской области.
Оценке подлежит вклад предусмотренного налогового расхода в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы Тюменской области и (или) целей социально-экономической политики Тюменской области, не относящихся к государственным программам Тюменской области, установленного перечнем налоговых расходов Тюменской области, который рассчитывается как разница между значением указанного показателя (индикатора) с учетом льгот и значением указанного показателя (индикатора) без учета льгот.
22.2. Оценка бюджетной эффективности налоговых расходов.
23. В целях оценки бюджетной эффективности налоговых расходов осуществляется:
23.1. Сравнительный анализ результативности предоставленных налоговых расходов и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Тюменской области и (или) целей социально-экономической политики Тюменской области, не относящихся к государственным программам Тюменской области.
Сравнительный анализ включает сравнение объемов расходов областного бюджета в случае применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Тюменской области и (или) целей социально-экономической политики Тюменской области, не относящихся к государственным программам Тюменской области, и объемов предоставленных налоговых расходов (расчет прироста показателя (индикатора) достижения целей государственной программы Тюменской области и (или) целей социально-экономической политики Тюменской области, не относящихся к государственным программам Тюменской области, на 1 рубль налоговых расходов Тюменской области и на 1 рубль расходов областного бюджета для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов).
В качестве альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Тюменской области и (или) целей социально-экономической политики Тюменской области, не относящихся к государственным программам Тюменской области, могут учитываться в том числе:
а) субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, за счет средств областного бюджета;
б) предоставление государственных гарантий по обязательствам плательщиков, имеющих право на льготы;
в) совершенствование нормативного регулирования и (или) порядка осуществления контрольно-надзорных функций в сфере деятельности плательщиков, имеющих право на льготы.
23.2. Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налоговых расходов.
Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) проводится в отношении стимулирующих налоговых расходов, обусловленных льготами по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций.
Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов определяется отдельно по каждому налоговому расходу. В случае если для отдельных категорий плательщиков, имеющих право на льготы, предоставлены льготы по нескольким видам налогов, оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налоговых расходов определяется в целом по указанной категории плательщиков.
Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов определяется за период с начала действия для плательщиков соответствующих льгот или за 5 отчетных лет в случае, если указанные льготы действуют более 6 лет, по следующей формуле:
где:
E - совокупный бюджетный эффект;
i - порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5;
- количество плательщиков, воспользовавшихся льготой в i-м году;
j - порядковый номер плательщика, имеющий значение от 1 до m;
- объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет Тюменской области j-м плательщиком в i-м году.
При определении объема налогов, задекларированных плательщиками для уплаты в консолидированный бюджет Тюменской области, учитываются начисления по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, налогам, подлежащим уплате в связи с применением специальных налоговых режимов (за исключением системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции), и земельному налогу с организаций.
- базовый объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет Тюменской области j-м плательщиком в базовом году;
- номинальный темп прироста налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в i-м году по отношению к показателям базового года, определяемый Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Общими требованиями;
r - расчетная стоимость среднесрочных рыночных заимствований Тюменской области, рассчитываемая по формуле:
, где:
- целевой уровень инфляции (4 процента);
p - реальная процентная ставка, определяемая на уровне 2,5 процента;
c - кредитная премия за риск, рассчитываемая для целей настоящего Порядка в зависимости от отношения государственного долга Тюменской области по состоянию на 1 января текущего финансового года к доходам (без учета безвозмездных поступлений) за отчетный период:
а) если указанное отношение составляет менее 50 процентов, кредитная премия за риск принимается равной 1 проценту;
б) если указанное отношение составляет от 50 до 100 процентов, кредитная премия за риск принимается равной 2 процентам;
в) если указанное отношение составляет более 100 процентов, кредитная премия за риск принимается равной 3 процентам.
Базовый объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет Тюменской области j-м плательщиком в базовом году (), рассчитывается по формуле:
, где:
- объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет Тюменской области j-м плательщиком в базовом году;
- объем льгот, предоставленных j-му плательщику в базовом году.
Под базовым годом понимается год, предшествующий году начала получения j-м плательщиком льготы, либо шестой год, предшествующий отчетному году, если льгота предоставляется плательщику более 6 лет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.