Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 20 января 2020 г. N 306-ЭС19-11845
Резолютивная часть определения объявлена 15 января 2020 года.
Полный текст определения изготовлен 20 января 2020 года.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Завьяловой Т..В.,
судей Антоновой М.К., Прониной М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (далее - УФК по Волгоградской области, казначейство) на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.11.2018 по делу N А12-30187/2018, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2019 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.04.2019 по тому же делу
по заявлению Комитета строительства Волгоградской области (далее - Комитет строительства, комитет) к казначейству о признании недействительным представления от 30.07.2018 N 29-11-53/23-16700,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитета финансов по Волгоградской области, Министерства просвещения Российской Федерации, администрации Волгоградской области.
В заседании приняли участие представители:
от Управления Федерального казначейства по Волгоградской области - Позняк А.Н., Седой Е.И.;
от Комитета строительства Волгоградской области - Лисименко Е.В.;
от Комитета финансов Волгоградской области - Аникеева С.В.
Министерство просвещения Российской Федерации и Администрация Волгоградской области, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие данных представителей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Прониной М.В., доводы представителей сторон по кассационной жалобе, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
в рамках подпрограммы "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" постановлением Администрации Волгоградской области от 08.02.2016 N 46-п утверждена государственная программа Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Волгоградской области" на 2016 - 2020 годы" (далее - государственная программа Волгоградской области).
Одной из подпрограмм государственной программы Волгоградской области является подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - подпрограмма государственной программы Волгоградской области).
Ответственным исполнителем подпрограммы государственной программы Волгоградской области является Комитет строительства Волгоградской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1203 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Правила N 1203), в соответствии с пунктом 8(1) которых предоставление субсидий осуществляется в соответствии с установленным пунктом 5 Правил распределением субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации и соглашением, заключенным в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
В целях предоставления субсидии между Министерством образования и науки Российской Федерации и Администрацией Волгоградской области заключено соглашение от 08.04.2016 N 07 G22.24.0026 (далее - соглашение о предоставлении субсидии), согласно которому объем субсидии из федерального бюджета составляет 120 295 300 рублей, минимальный объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Волгоградской области на исполнение софинансируемых расходных обязательств, составляет 51 55 100 рублей.
УФК по Волгоградской области на основании приказа от 25.01.2018 N 57-ОД (в соответствии с поручением Федерального казначейства от 13.12.2017 N 07-04-05/17-960) провело проверку соблюдения Комитетом
строительства как ответственным исполнителем программы условий софинансирования из областного бюджета расходных обязательств Волгоградской области, на выполнение которых предоставлялась субсидия.
По итогам проверки казначейство пришло к выводу о допущенном комитетом нарушении в части несоблюдения условий соглашения о предоставлении субсидии, которое выразилось в необеспечении уровня софинансирования за счет средств бюджета Волгоградской области, что привело к перерасходу средств субсидии из федерального бюджета.
Казначейство установило, что в 2016 году Комитетом строительства произведены кассовые выплаты на сумму 153 177 612 рублей 32 копейки, в том числе за счет средств федерального бюджета 120 295 300 рублей, за счет средств областного бюджета 32 882 312 рублей. Минимальный размер расходов за счет собственных средств бюджета Волгоградской области на финансирование мероприятия, предусмотренный соглашением о предоставлении субсидии, не обеспечен. Фактический уровень софинансирования за счет средств субсидии из федерального бюджета расходных обязательств Волгоградской области в 2016 году составил 78,5 процента вместо установленных 70 процентов.
В адрес комитета вынесено представление от 30.07.2018 N 29-11-53/23-16700, в котором казначейство указало на необходимость принять меры по устранению допущенного нарушения.
Не согласившись с названным представлением, комитет обратился в арбитражный суд с заявлением о признании представления казначейства недействительным.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.11.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2019 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15.04.2019, представление казначейства от 30.07.2018 N 29-11-53/23-16700 признано недействительным.
При этом суды руководствуясь статьями 132, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1203 (далее - Правила N 1203), положениями государственной программы Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Волгоградской области" на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением администрации Волгоградской области от 08.02.2016 N 46-п, условиями соглашения от 08.04.2016 N 07 G22.24.0026, пришли к выводу о том, что Комитетом строительства не были нарушены условия предоставления субсидии.
По условиям соглашения о предоставлении субсидии субсидия из федерального бюджета предоставляется, в частности, при наличии в бюджете субъекта Российской Федерации на 2016 год бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации не менее минимального объема, наличие утвержденной государственной программы субъекта Российской Федерации, софинансируемой за счет субсидии и предусматривающей мероприятия по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые должны обеспечивать отсутствие или сокращение задолженности региона перед получателями мер социальной поддержки.
Суды указали, что эти и другие условия были выполнены Волгоградской областью, результатом чего явилось перечисление субсидии из федерального бюджета на счет Комитета строительства.
По мнению судов, иных условий представления субсидии, касающихся, в частности, соблюдения уровня софинансирования из бюджета Волгоградской области, соглашением о предоставлении субсидии не предусмотрено. Порядок
расходования бюджетных средств субсидии не установлен. Специальные предписания Комитету строительства исполнять расходные обязательства Волгоградской области определенным образом в соглашении не содержатся.
Суды согласились с тем, что Волгоградская область не обеспечила финансирование мероприятий, на выполнение которых предоставлялась субсидия, в объеме, предусмотренном соглашением о предоставлении субсидии. Однако обжалуемое представление адресовано Комитету строительства, который является главным распорядителем средств бюджета Волгоградской области и вправе распоряжаться лишь теми бюджетными ассигнованиями, которые доведены до него в установленном порядке. Полномочий по финансированию у комитета не имеется.
Между тем судами не учтено следующее.
Пунктом 2 Правил N 1203 предусмотрено, что субсидии предоставляются в целях создания условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки и софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, подлежащим обеспечению жилыми помещениями.
Из пункта 3(2) Правил N 1203 следует, что минимальный объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации определяется исходя из уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидий, установленного
Министерством образования и науки Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно пункту 9 Правил N 1203 к условиям осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником которых являются субсидии, относятся: использование субсидии на цели, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил; соблюдение при осуществлении расходов за счет субсидии установленного в соответствии с пунктом 3(2) настоящих Правил уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2016 N 342 на 2016 год установлен уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений для субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, в размере 95 процентов, для Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в размере 100 процентов, для остальных субъектов Российской Федерации - в размере 70 процентов.
Предметом соглашения о предоставлении субсидии являются, в том числе, предоставление в 2016 году субсидии бюджету Волгоградской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа и софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации по предоставлению жилых помещений названной категории граждан (пункт 1 соглашения).
Пунктом 1.2 соглашения предусмотрен размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Волгоградской области, а также минимальный объем ассигнований, предусмотренных в бюджете Волгоградской области на исполнение расходных обязательств данного субъекта.
Пунктом 3.4.3 соглашения о предоставлении субсидии предусмотрена обязанность получателя субсидии по обеспечению софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации в объеме не менее предусмотренного пунктом 1.2 соглашения, а также расходование средств бюджета субъекта Российской Федерации в размере не меньше минимального объема бюджетных ассигнований субъекта Российской Федерации, указанного в пункте 1.2 соглашения (пункт 3.4.7 соглашения).
В разделе 9 "Платежные реквизиты" соглашения о предоставлении субсидии указаны реквизиты Комитета строительства Волгоградской области, как получателя субсидии. Денежные средства субсидии перечислены Министерством образования и науки Российской Федерации на лицевой счет Комитета строительства Волгоградской области.
Пунктом 4.1 соглашения о предоставлении субсидии предусмотрено применение к получателю субсидии бюджетных мер принуждения за нецелевое использование средств субсидии и нарушение условий предоставления субсидии.
Таким образом, судами не применены нормы права, подлежащие применению, неполно исследованы обстоятельства настоящего дела.
В соответствии с частью 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, как принятые с существенным нарушением норм материального и процессуального права, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 167, 176, 291.11-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.11.2018 по делу N А12-30187/2018, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2019 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.04.2019 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Председательствующий судья |
Т.В. Завьялова |
Судья |
М.К. Антонова |
Судья |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 20 января 2020 г. N 306-ЭС19-11845 по делу N А12-30187/2018
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2020 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 152-ПЭК20
25.06.2020 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-30187/18
15.04.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-46210/19
22.01.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-16761/18
06.11.2018 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-30187/18