Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края
от 18 сентября 2012 г. N 3539
"Об организации профессиональной ориентации воспитанников детских домов
и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей"
Приказом Министерства образования и науки Алтайского края от 15 декабря 2017 г. N 1654 настоящий приказ признан утратившим силу с 18 декабря 2017 г.
В целях реализации мероприятий, предусмотренных краевой целевой программой "Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2011-2013 годы и усиления мер, направленных на профориентацию воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствующих дальнейшему получению ими конкурентоспособных на региональном рынке труда профессий и их последующему трудоустройству, приказываю:
1. Утвердить Положение "О порядке организации профессионального консультирования воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Приложение).
2. Алтайскому краевому центру профориентации обеспечить профессиональное консультирование воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Отделу специального образования, опеки и попечительства оказать содействие Алтайскому краевому центру профориентации в организации работы по профессиональной ориентации.
4. Руководителям детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов:
4.1. Обеспечить условия для получения профориентационной консультации воспитанниками из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4.2. Организовать профориентационное сопровождение воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края Дюбенкову М.В.
Заместитель Губернатора Алтайского края, |
Ю.Н. Денисов |
Приложение
Положение
о порядке организации профессиональной ориентации воспитанников детских
домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей
(утв. приказом Главного управления образования и молодежной политики
Алтайского края от 18 сентября 2012 г. N 3539)
1. Общие положения
1.1. Настоящий документ регламентирует порядок выполнения работы по профессиональной ориентации воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей).
1.2. Содержание работы по профессиональной ориентации включает информационное, диагностическое, психологическое консультирование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также оказание им психологической поддержки по проблемам профессионального самоопределения
2. Цели и задачи
выполнения работы по профессиональной ориентации
2.1. Цель: Формирование профессиональных компетенций у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.2. Задачи:
- сформировать объективно обоснованные личные профессиональные планы у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- выявить воспитанников с признаками интеллектуальной одаренности;
- к окончанию 9 класса обучить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основным приемам формирования личного профессионального плана;
обучить выпускников 11 класса приемам планирования профессиональной карьеры;
- оказать информационную, методическую помощь педагогам-психологам и социальным работникам детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов по вопросам профессионального самоопределения воспитанников (далее - образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
3. Организация, периодичность, формы
и методы выполнения работы по профессиональной ориентации
3.1. График профессионального консультирования и выявления воспитанников с признаками интеллектуальной одаренности в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрабатывается специалистами Алтайского краевого центра профориентации (далее АКЦП), согласовывается с начальником отдела специального образования, опеки и попечительства Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края и представляется на утверждение заместителю Губернатора, начальнику Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края не позднее 1 октября текущего года.
3.2. Профессиональное консультирование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, далее АКЦП в одном из учреждений каждого образовательного округа, согласно утвержденному графику.
3.3. Специалисты АКЦП формируют группы учащихся 8 и 9 классов для проведения занятий в групповой форме, из расчета не более 20 человек в каждой группе. С учащимися 10 классов занятия проводятся в малых группах, наполняемостью до 5 человек; с 11-классниками - в индивидуальной форме.
3.4. Руководители образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организуют доставку детей, подлежащих консультированию, согласно утвержденному графику.
4. Профессиональному консультированию подлежат учащиеся предвыпускных и выпускных классов, в течение 4 лет, ежегодно.
5. Каждый цикл занятий включает информационную и психологическую составляющую (Приложение 1).
6. Анкетные данные, результаты психологических исследований и рекомендации, разработанные в ходе консультирования для каждого воспитанника, по окончании каждого этапа фиксируются в "Сводную ведомость результатов профессионального консультирования учащихся предвыпускных и выпускных классов детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Сводная ведомость, Приложение 2).
7. На основании Сводной ведомости АКЦП формирует базу данных о профессиональных намерениях и планах учащихся предвыпускных и выпускных классов, оценивает их реализацию.
8. Сводная ведомость хранится в АКЦП, ее дубликат направляется в детские дома и специальные (коррекционные) школы-интернаты.
9. Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании полученных данных осуществляют планирование непосредственного профориентационного сопровождения воспитанников, включая в планы воспитательной работы профессиональное просвещение, профессиональное консультирование, развитие профессиональных интересов и трудовой мотивации, а также психологическую поддержку.
10. Педагоги-психологи и воспитатели образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяют содержание профориентационного сопровождения каждого воспитанника в течение года и организуют его.
11. АКЦП представляет аналитический отчет о профессиональных ориентациях, реализации профессиональных планов, трудоустройстве выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заместителю начальника Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края не позднее 1 ноября ежегодно.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3. Оценка эффективности
выполнения работы по профессиональной ориентации
Эффективность проведенной работы определяется по наличию положительной динамики уровня сформированности личных профессиональных планов воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приложение 1
к Положению о порядке организации
профессиональной ориентации воспитанников
детских домов и специальных (коррекционных)
школ-интернатов из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
Содержание, объем и виды консультационной работы
Класс |
Тема |
Теоретические занятия (час. ) |
Практические занятия (час.) |
8 |
Мир труда и профессий. Условия выбора профессии |
1 |
2 |
9 |
Труд и индивидуальные психологические особенности личности. Непрерывное профессиональное образование |
1 |
2 |
10 |
Возможности личности в профессиональной деятельности. Современный рынок труда и его требования к профессионалу |
1 |
2 |
11 |
Формирование личного профессионального плана. Рынок образовательных услуг Алтайского края |
- |
3 |
Всего часов: |
3 |
9 |
Содержание занятий:
Наименование решаемого вопроса |
Формы работы, методы |
Количество часов |
8 класс | ||
Классификация профессий. Условия выбора профессии (Хочу, Могу, Надо). Общее понятие о профессии, специальности, должности |
Групповая форма работы. Беседа с игровыми активизирующими элементами |
1 |
Диагностика профессиональных интересов и склонностей, анкеты ЛПП. Оценка визуального мышления (прогрессивные матрицы Равена) |
Групповая форма работы. Анкетирование, психодиагностика, интерпретация результатов диагностики |
2 |
9 класс | ||
Непрерывное профессиональное образование. Выполнение упражнения "Дерево возможностей" |
Групповая форма работы. Беседа, активизирующее упражнение |
1 |
Труд и индивидуальные психологические особенности личности. Непрерывное профессиональное образование. Роль темперамента в профессиональном становлении личности. Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности. Изучение структуры мотивации к труду |
Групповая форма работы. Психодиагностика, интерпретация результатов диагностики |
2 |
10 класс | ||
Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Возможности личности в профессиональной деятельности. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Типы профессий по медицинским противопоказаниям |
Работа в микрогруппах до 5 человек. Информационно-просветительское консультирование. Анализ профессиограмм выбранных профессий. |
1 |
Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Общие и специальные способности и успешность профессионального труда. Коммуникативные способности |
Работа в микрогруппах до 5 человек. Диагностика коммуникативных способностей, профессиональных склонностей и типа мышления. Тренинговые упражнения на развитие общих и специальных способностей |
2 |
11 класс | ||
Анализ личного профессионального плана. Обсуждение. Способы принятия решения. Самонаблюдение. Сбор и оценка информации. Принятие решения и планирование достижения цели. Психологическая готовность к смене профессий |
Индивидуальная форма работы. Анкетирование. Интервью. Собеседование. Оказание психологической поддержки. |
3 |
Приложение 2
к Положению о порядке организации
профессиональной ориентации воспитанников
детских домов и специальных (коррекционных)
школ-интернатов из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
Сводная ведомость
результатов профессионального консультирования учащихся предвыпускных
и выпускных классов детских домов и специальных (коррекционных)
школ-интернатов из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
______________________________________________201__ - 201 ___уч.год
N п/п |
Фамилия, имя |
Класс |
Данные анкетирования (собеседования) |
Результаты профессиональной диагностики |
Личный профессиональный план, рекомендации профконсультанта |
|
|
|
|
|
|
Дата консультации _________________________________________________
ФИО консультанта, подпись _________________________________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 18 сентября 2012 г. N 3539 "Об организации профессиональной ориентации воспитанников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Министерства образования и науки Алтайского края от 15 декабря 2017 г. N 1654 настоящий приказ признан утратившим силу с 18 декабря 2017 г.